Л. В. Доломанюк
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КУРСАНТОВ
Ключевые слова: компетентность, профессиональный опыт, военно-профессиональная
компетенция.
Дается оценка понятия компетентности в современном образовательном процессе. Рассматриваются позиции отечественных и зарубежных авторов к проблеме «компетентностного» подхода в образовательном процессе. Автор раскрывает понятие профессионального опыта, характеристики и формирование военно-профессиональной компетенции.
Reywords: œmpetence, professional experience, military professional scope.
Еstimation of the concept of competence in the contemporary educational process is given. Are examined the positions of the domestic and foreign authors to the problem “kompetentnostnogo” approach in the educational process. The author reveals the concept of professional experience, characteristic and the formation of military professional scope.
Учебно-воспитательный процесс представляет собой целеустремленную, планомерную учебную, методическую и воспитательную деятельность командного, преподавательского состава, командиров учебных подразделений, слушателей и курсантов, основу, которой составляют органическое единство и взаимосвязь преподавания, обучения и воспитания. Цель учебно-воспитательного процесса состоит в том, чтобы в установленные сроки подготовить высококвалифицированных, дисциплинированных офицеров, способных умело организовать боевые действия войск и управлять ими, обладающих навыками обучения и воспитания личного состава.
Основной составной частью учебно-воспитательного процесса являются учебные занятия. В ходе проведения учебных занятий закладываются основы профессионального мастерства обучаемых. Военная реформа, проводимая в Вооруженных Силах Российской Федерации, в значительной степени повысила требования к качеству подготовки офицерских кадров, что автоматически повлекло за собой более высокие требования к качеству проведения учебных занятий. Следовательно, для достижения целей учебновоспитательного процесса, преподавательский состав высших учебных заведений должен, прежде всего, на высоком профессиональном и методическом уровне готовить и проводить занятия [3, С.3].
Что же понимается под профессиональной подготовкой (профессиональной компетенцией)?
В логике толкования профессиональной компетентности обоснована целесообразность выделения профессионального опыта в самостоятельный компонент и исследования условий его формирования с точки зрения комплексного подхода.
Под профессиональной компетентностью курсанта понимается интегральная характеристика, определяющая его способность как военного специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных си-
туациях учебной и боевой деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
В качестве компонентов структуры профессиональной компетентности, помимо профессионального опыта, нами выделяются следующие компоненты: умение системно воспринимать профессиональную реальность, способность свободно ориентироваться в предметной области, технологичность, умение интегрироваться с «другим» опытом, креативность, способность к рефлексии. Перечисленные компоненты профессиональной компетентности можно рассматривать как тесно взаимосвязанные и нормативно необходимые для успешной деятельности специалиста в современных условиях [5, С.15].
В научной литературе существует разнообразие взглядов на природу и сущность профессионального опыта, который различными специалистами понимается по-разному. В одних случаях он рассматривается как совокупность знаний, умений и навыков (К.К. Платонов). Другими авторами рассматривается как распределенная в сознании человека его деятельность (А.В. Карпов, Е.А. Климов), или к примеру, как сложная система, включающая в себя способы, приемы и правила решения профессиональных задач (Г.А. Балл, Ю.Н. Кулюткин, Л.М. Фридман, С.Ю. Черноглазкин, А.Ф. Эсаулов). Так же, как совокупность событий, актуализируемых специалистом в различных профессиональных ситуациях (А.Я. Анцупов, А.П. Панфилова); упорядоченные в сознании образы пережитых событий (А.А. Бодалев, И. А. Колесникова) или как результирующая психических процессов, в которой закреплены все профессиональные знания, умения, навыки, способы и технологии деятельности, с которыми сталкивается за свою жизнь человек (А.В. Карпов, Ю.Г. Фокин) и т.д. При этом внимание исследователей в большей степени акцентировалось на проблеме освоения опыта развивающейся личностью, в меньшей степени на проблеме формирования опыта в процессе профессиональной деятельности, а вопрос о научении опыту фактически не ставился.
Все вышесказанное позволяет нам вывести определение профессионального опыта, который представляет собой совокупный опыт индивида в сфере его профессиональной деятельности. Многообразие форм профессионального опыта дифференцируется в исследовании в зависимости:
- от природы субъекта (индивидуальный, совокупный, интегративный опыт);
- сферы получения (теоретический, практический, исследовательский, экспериментальный опыт);
- от приоритетно активизированных личностных сфер (когнитивный, эмоциональный, коммуникативный, поведенческий опыт);
- от предметного содержания деятельности (опыт консультирования, опыт коллективного воспитания, опыт тестирования, опыт развивающего обучения);
- от целенаправленности формирования (организованный или стихийный опыт);
- от полученного результата (успешный или неуспешный опыт);
- от степени осознания (осознанный, неосознанный опыт);
- от степени новизны (традиционный, массовый, передовой, творческий, инновационный опыт).
Профессиональный опыт специалиста понимается как динамический процесс практического воздействия совокупного опыта специалиста на профессиональную деятельность, так и непосредственный результат этого воздействия в виде знаний, умений и навыков [4, С.23].
Профессиональный опыт специалиста у курсантов военно-учебных заведений нами понимается как процесс становления совокупного опыта овладения курсантом военно-
профессиональной деятельностью по организации эксплуатации артиллерийского вооружения, его техническому обслуживанию в ходе учебной и учебно-профессиональной подготовки, который позволяет целостно воспринимать будущую профессиональную деятельность и системно в ней действовать. При этом выделяются следующие характеристики профессионального опыта: объем и разнообразие, ситуационная оформленность, упорядоченность, дифференцированность, интегрированность, организованность, индивидуализированность, избирательность, тенденция к смысловой интеграции, операциональность, продуктивность и инновационная направленность.
Формирование профессионального опыта специалиста на основе представленных характеристик включает в себя формирование широкого спектра умений военнопрофессиональной подготовки, овладение методами и способами применения и эксплуатации артиллерийских систем, производство расчетов, разработку и оформление служебных документов, отработку учебных нормативов. Анализ практики показал, что с позиций формирования профессионального опыта специалиста у курсанта при обучении продуктивнее рассматривать не два ведущих типа деятельности - учение и воинский труд, а два разных этапа развития профессиональной деятельности в ее генезисе.
Проявления профессионального опыта специалиста на уровне деятельности обозначаются нами с помощью понятий «профессиональная квалификация», «профессиональное мастерство», «профессиональная культура», «профессиональная продуктивность», «технологический диапазон специалиста». Каждое из них отражает определенную грань профессионализма специалиста [8, С.34].
Квалификационная характеристика специалиста всегда связывается с уровнем его образованности и рассматривается как определенный способ организации мышления и деятельности (В. Д. Шадриков). Профессиональная культура указывает в первую очередь на специфику субъекта профессиональной деятельности, на уникальность его вклада в развитие профессиональной сферы. Именно в понятиях «профессиональная культура» и «профессиональное мастерство» находит отражение качественная специфика специалиста. Профессиональное мастерство выступает как своеобразный итог развития специалиста и выражает достижение полноты профессионального качества и одновременно способность к творческому преодолению нормативных пределов деятельности. На основе данной структуры профессионального опыта специалиста становится возможным движение от использования отдельных умений и навыков к системному восприятию и построению военно-профессиональной деятельности. Умение системно воспринимать окружающую профессиональную действительность помогает в построении ориентировочной основы действий, создании прогностических алгоритмов профессиональной деятельности и выходу на уровень концептуального профессионального поведения. [1, С.58].
Перечисленные направления и понятия повышения качества подготовки офицеров должны решаться комплексно, под жестким контролем начальников военно-учебных заведений. Все вышесказанное оказывает существенное влияние на военнопрофессиональную готовность выпускников.
Литература
1. Актуальные проблемы современного образования / под ред. М.И.Махмутова. - Казань: Центр инновационных технологий, 2001.-С.166-214.
2. Анастази А Психологическое тестирование: перевод с англ. в двух томах кн 1 — С.295-318., кн.2 Природа интеллекта. — С.308-316—М. Педагогика, 2002
3. Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации // Красная Звезда. -2010.- 11 октября.
4. Бабанский Ю.К. Сложная наука обучать. - М.: Педагогика, 2008. - 164с.
5. Биочинский И.В. Формирование командных навыков. - М.: ВПА,2007. - 132с.
6. Гейтс Б. Дорога в будущее / пер. с англ.— М.: Изд отдел "Русская редакция" ТОО «Channel Trading Ltd».— 2006.—312с.
7. Гершунский Б.С. Философия образования XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М. Совершенство, 2008 . - 540с
8. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема.— Казань: Изд. КГУ, 2003.—224с.
9. Шадриков В.Д. Двухступенчатая система подготовки специалистов// Высшее образование в России .-2004.-№2.-С4.
10. Золотарева Н.М. Проблемы разработки нового поколения основных образовательных программ высшего профессионального образования./ Н.М. Золотарева// Вестник Казан. гос. технол. ун-та. -2008. -№6 ч.П. - С54-59
© Л. В. Доломанюк - препод. каф. топографии и артиллерийской разведки Казанского высшего военно командного училище (военный институт), [email protected].