Научная статья на тему 'Проблема профессионально-коммуникативной компетенции будущих офицеров в трудах зарубежных и российских ученых'

Проблема профессионально-коммуникативной компетенции будущих офицеров в трудах зарубежных и российских ученых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хусомиддинов Бобоёр Нурмат Угли

Показано, что коммуникативная компетентность это ключевой показатель профессиональной компетентности военных специалистов, следовательно, ее формирование является одной из основных задач высшего военного профессионального образования. В статье дается оценка понятию компетентности в современном образовательном процессе будущих офицеров. Рассматриваются позиции отечественных и зарубежных авторов к проблеме «компетентностного» подхода в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема профессионально-коммуникативной компетенции будущих офицеров в трудах зарубежных и российских ученых»

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ТРУДАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ Хусомиддинов Б.Н.

Хусомиддинов Бобоёр Нурмат угяи — студент, 3 английский факультет, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: показано, что коммуникативная компетентность - это ключевой показатель профессиональной компетентности военных специалистов, следовательно, ее формирование является одной из основных задач высшего военного профессионального образования. В статье дается оценка понятию компетентности в современном образовательном процессе будущих офицеров. Рассматриваются позиции отечественных и зарубежных авторов к проблеме «компетентностного» подхода в образовании.

Ключевые слова: профессиональное образование, компетентность, профессиональный опыт, военно-профессиональная компетенция.

Современный этап функционирования системы профессионального становления офицеров требует глубокого всестороннего анализа накопленного опыта и теоретических подходов в поиске путей совершенствования. Анализ многочисленных исследований компетентностного подхода [1, 2] лежащего в основе современной системы образования, позволяет определить «коммуникативную компетентность» как базовое дидактическое понятие, выводящее на профессиональный уровень общие педагогические категории. В общепедагогическом смысле компетентность - это уровень владения субъектом соответствующей компетенцией, характеризующий личностные качества человека. Компетенция в данной области человеческой деятельности - это вид деятельности, необходимый для успешного выполнения задач. Компетенция является идеальным отвлеченным нормативом, знаковой моделью, которая сама по себе не реализована в действительности, а достижение ее является свидетельством правильно выбранного пути развития личности, оптимального определения средств и методов, с помощью которых этот идеал достигается. Достижение нормы подтверждает правильность решения поставленной перед субъектом проблемы. Несоответствие норме свидетельствует об ошибочности выбранного пути ее достижения. Итак, компетенции - это нормативное требование к готовности обучающегося осуществлять мотивированную деятельность в соответствии с решаемыми образовательными задачами.

В научной литературе существует разнообразие взглядов на природу и сущность профессионального опыта, который различными специалистами понимается по-разному. В одних случаях он рассматривается как совокупность знаний, умений и навыков (К.К. Платонов). Другими авторами рассматривается как распределенная в сознании человека его деятельность (А.В. Карпов, Е.А. Климов), или, к примеру, как сложная система, включающая в себя способы, приемы и правила решения профессиональных задач (Г.А. Балл, Ю.Н. Кулюткин, Л.М. Фридман, С.Ю. Черноглазкин, А.Ф. Эсаулов). Так-же, как совокупность событий, актуализируемых специалистом в различных профессиональных ситуациях (А.Я. Анцупов, А.П. Панфилова); упорядоченные в сознании образы пережитых событий (А.А. Бодалев, И.А. Колесникова) или как результирующая психических процессов, в которой закреплены все профессиональные знания, умения, навыки, способы и технологии деятельности, с которыми сталкивается за свою жизнь человек (А.В. Карпов, Ю.Г. Фокин) и т.д. При этом внимание исследователей в большей степени акцентировалось

на проблеме освоения опыта развивающейся личностью, в меньшей степени на проблеме формирования опыта в процессе профессиональной деятельности, а вопрос о научении опыту фактически не ставился. Профессиональная компетенция у курсантов военно-учебных заведений нами понимается как процесс становления совокупного опыта овладения курсантом военно-профессиональной деятельностью по организации эксплуатации артиллерийского вооружения, его техническому обслуживанию в ходе учебной и учебно-профессиональ- ной подготовки, который позволяет целостно воспринимать будущую профессиональную деятельность и системно в ней действовать [3, с. 23].

Понимание коммуникативной компетентности как сложной личностной характеристики, включающей в себя коммуникативные способности и умения, психолого-педагогические знания, свойства личности, психические состояния, проявляющиеся в общении с людьми, определяет структуру коммуникативной компетентности. Она представлена двумя уровнями: коммуникативные ценности и коммуникативное поведение. Причем последний включает в себя умения и навыки общения, а также психолого-педагогические знаний. Ведущее положение в этой структуре принадлежит коммуникативным ценностям, которые отвечают за ориентацию и мотивацию в целом у офицера, за его потребность в общении.

Для нашего современника приобретение коммуникативного опыта

происходит не только на основе непосредственно участия в актах коммуникативного взаимодействия с другими людьми. Из литературы, публицистики, кино, театра, средств массовой информации человек получает сведения о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения. Поэтому можно говорить о некой общей коммуникативной компетентности, которая присуща любому человеку, за исключением случаев, когда на этот процесс оказывает влияние специальное обучение.

Таблица 1. Подходы к определению коммуникативных умений

Авторы Характеристика коммуникативных умений

Н.М. Яковлева, Е.Е. Боровикова Гностические, конструктивно-проектировочные, организаторские, специальные - адекватное использование всех средств общения в соответствии с целями, условиями, субъектами общения.

А.Н. Ксенофонтов Речевые умения, умение регулировать отношения, умение сочетать требовательность с уважением, умение объективно оценивать способ выражения идей, мыслей, чувств, переживаний, отношений, способ воздействия на других и их преобразование.

В.А.Кан-Калик Умение общаться на людях, умение через верно созданную систему общения организовывать совместную с учащимися творческую деятельность, умение целенаправленно организовывать общение и управлять им, умение устанавливать контакт, завоевывать инициативу в общении и т.п.

А.Н. Леонтьев Владение социальной перцепцией или «чтением по лицу»; умение адекватно моделировать личность ученика, его психическое состояние по внешним признакам; умение, «подавать себя» в общении с учащимися; умения речевого общения, речевого и неречевого контакта с учащимися; умение организовывать сотрудничество в процессе общения.

А.В. Мудрик Умение трансформировать известные школьнику знания и навыки, варианты, решения, приемы общения в соответствии со спецификой новой ситуации; умение находить решения в коммуникативной ситуации с помощью уже известных идей, знаний, навыков, приемов; умение создавать новые способы и конструировать новые приемы для решения конкретной ситуации и т.д.

P. Dickson Индивидуальные, социальные, межличностные - предприимчивость, организация самообразования; умение общаться, применение цифровой и информационной технологии.

Профессиональная компетентность формируется на базе общей благодаря специальному обучению и определяет эффективность и деятельности в целом. Ряд ученых считает, что профессиональная коммуникативная компетентность оказывает значительное влияние на общую коммуни-кативную компетентность. Постепенно профессиональные коммуникативные навыки и профессиональная коммуникативная компетентность в целом становятся более значительными для офицера и накладывают отпечаток на общую коммуникативную компетентность.

Исходя из этого, для офицера особое знание имеет соотношение уровней развития общей и профессиональной коммуникативной компетентности, так как низкий уровень развития общей коммуникативной компетентности не позволит офицеру реализоваться в бытовом общении, что может привести и к проблемам в профессиональной деятельности. С другой стороны, низкий уровень профессиональной коммуникативной компетентности офицера не позволит ему реализоваться как профессионалу, а следовательно, может вызвать неудовлетворенность жизнью в целом.

Список литературы

1. Голубев Ю.В. Структура модели коммуникативной компетентности офицера // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2015. № 1 (96). С. 17-20.

2. Дондокова Р.П. Сущностная характеристика и структура коммуникативной компетентности // Вестник Бурятского государственного университета, 2012. № 1. С. 18-21.

3. Сыромятников И.В. Формирование коммуникативной компетентности у будущих офицеров в процессе профессиональной подготовки в вузе. Инновации в образовании, 2003. 3.

К ПРОБЛЕМЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Глазова Д.С.

Глазова Дарья Сергеевна - студент, специальность: педагогическое образование, профиль: начальное образование, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск

Аннотация: в статье изучаются критерии диагностики, характеризующие развитие творческого мышления младших школьников.

Ключевые слова: творческое мышление, младший школьный возраст, беглость, гибкость, оригинальность, точность, творческость.

Рост многообразия и трудности процессов, которые возникают в современном мире, является условием необходимости обучения, воспитания и развития детей, владеющих творческим мышлением и способных к нестандартному решению проблем.

Проблема творческого мышления и творчества достаточно глубоко и полно исследовалась в отечественной психологической науке такимиучеными как Б.Г. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, К.К. Платонов, А. М. Матюшкин, В. Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В. И. Панов, И.В. Калиш, Н. Б. Шумакова, В.С. Юркевич и другие. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.