УДК 378 ББК 74.58
Левочкин Алексей Николаевич
^искатель
кафедрa социальной педагогики и социальной работы Омский государственный педагогический университет
г. Омск
Levochkin Alexey Nikolaevich
The Competitor of the pulpit social pedagogy and social work Omskiy state pedagogical university s. Omsk [email protected] Разработка компетентности будущего офицера в воспитании личного состава
Development of competence of future officer in staff education
В статье раскрывается понятие «компетентность будущего офицера в воспитании личного состава», необходимое для организации ее целенаправленного развития в образовательном процессе военного вуза, рассматривается ее сущность, структура и определяется содержание, изучаются качества личности, личностные свойства и образования, формирующие данный результат профессионального и личностного развития будущего офицера.
In article the concept "competence of future officer of staff education" which is used for the organization of military education is described, the structure is considered and the contents is defined, the qualities of the personality forming this competence are studied.
Ключевые слова: компетентность, воспитание, личный состав, будущие офицеры, образовательный процесс, военный вуз.
Key words: competence, education, staff, future officers, educational process, military higher education institution.
Компетентность в воспитании личного состава представляет собой актуальное состояние личности будущего офицера в процессе высшего профессионального военного образования, сравнительную характеристику его потенциала, отражающую индивидуальный результат профессионального и личностного развития в сравнение с профессиональной компетенцией, рассчитанной на способность организовывать и вести воспитание подчиненного личного состава в соответствие с должностным предназначением. Компетентность всегда образу-
w w гп
ется в паре с конкретной предписанной компетенцией. 1ак, например, не совсем корректным можно считать сравнение компетентности в воспитании личного состава выпускников военных вузов командного, инженерного и воспита-
тельного профилей, т.к. она задается совершенно разными профессиональными компетенциями в этой области. Тоже самое касается и сравнения офицера-выпускника и офицера, обладающего опытом военной службы. Иными словами, смысловая пара «компетенция - компетентность» не статична, она изменяется в ходе профессионального развития офицера.
Обращаясь к работам в области педагогической компетентности, сошлемся на мнение С.А. Хазовой о том, что все попытки ее разработки можно отнести к психологическому направлению, учитывающему личностный фактор и функциональному направлению, ориентирующемуся, преимущественно, на функции педагогической деятельности [10]. Как правило, авторы выделяют в ней сходные компоненты, позволяющие: иметь позитивное отношение к педагогической деятельности, планировать педагогическую деятельность, организовывать педагогическую деятельность, управлять педагогической деятельностью и оценивать педагогическую деятельность. Последний компонент всегда связан с потенциальными возможностями в саморазвитии педагога. Так, например, С.А. Дружилов увидел в педагогической компетентности: мотивационно-волевой компонент (мотивы, цели, потребности и ценностные установки, определяющие проявления личности в педагогической профессии и т.д.), функциональный компонент (знание способов и технологий педагогической деятельности и т.д.), коммуникативный компонент (умения строить и вести педагогическое общение и т.д.), рефлексивный компонент (умения сознательно контролировать свою педагогическую деятельность и т.д.) [4]. Л.М. Митина определяет в составе педагогической компетентности две подструктуры: деятельностную (знания, умения, навыки и способы деятельности), а также коммуникативную (умения и навыки в области педагогического общения и коммуникации) [6]. Как видим, в определении структурных компонентов эти исследования не столько противоречат, сколько дополняют друг друга.
Непосредственную связь с предметом нашего исследования имеют работы, посвященные педагогической компетентности действующих или будущих
офицеров. Используя их положения, мы учитываем, что авторы решали сходные с нами теоретические задачи, но, при этом, сама педагогическая компетентность может пониматься более широко, чем компетентность будущего офицера в воспитании личного состава. Обобщая различные подходы к определению структуры педагогической компетентности в военной сфере, отметим, что исследователи, как правило, исходят из того аспекта педагогической деятельности офицера, который связан с предметом их исследования.
В работах, посвященных педагогической компетентности офицера, очень часто не находит отражения специфика военно-педагогической деятельности. Авторы фактически не видят различий между аналогичными понятиями в военной и гражданской сфере, а они, несомненно, есть. Наиболее полно ее раскрывает коллектив авторов под руководством О.Ю. Ефремова [3]. Характеризуя особенности военно-педагогической деятельности, авторы выделяют:
- особенную мотивацию. Овладение военнослужащим своей специальностью и развитие необходимых профессионально важных качеств личности является его обязанностью, закрепленной Конституцией, законодательством и присягой. Компетентность офицера, таким образом, должна отражать специфику мотивационного управления воспитанием;
- единство с практической военно-профессиональной деятельностью. Процессы обучения и воспитания практико-ориентированы, профессиональное развитие военнослужащего происходит непосредственно в военной службе, а, следовательно, педагогическую компетентность офицера образует и его общая профессиональная компетентность в своей специальности;
- связь с боевой готовностью военнослужащего. Даже не обученный и не воспитанный военнослужащий уже определяет боевую готовность подразделения, что диктует высокую ценность педагогических результатов и педагогической ошибки. Проецируясь на профессиональную педагогическую компетентность, это обстоятельство актуализирует в ее составе значение ответственности офицера;
- напряженность военно-педагогической деятельности. Сегодня она осуществляется в кратчайшие сроки и в условиях общего умственного, физического и психологического напряжения. Компетентность офицера, в связи с этим, зависит от его воли и внутренней организованности;
- коллективный характер обучения и воспитания. Обучение военному делу и воинское воспитание происходит в условиях тесного взаимного влияния его субъектов, с преимущественным использованием коллективных методов. От офицера этот факт требует развития лидерских качеств, коммуникативности и толерантности, особого методического оснащения;
- наконец, военно-педагогическая деятельность - это многоплановый процесс. В ходе него решается далеко не только проблема развития профессионально важных качеств личности, но и исправления личностных деформаций, адаптации военнослужащего в обществе после увольнения из Вооруженных Сил. В составе педагогической компетентности офицера, таким образом, усиливается значение социального кругозора офицера, его собственной гражданственности, а также способности к эмпатии, сопереживанию, социальному прогнозированию и др.
Важные положения, формирующие подход к определению компетентности офицера в воспитании личного состава содержит диссертация Г.В. Сороко-умовой [7]. Огромный интерес представляет, прежде всего, авторское положение об обособленности компетентности в воспитании, которую не следует отождествлять с педагогической компетентностью, несмотря на то, что это явления одной природы. Г.В. Сорокоумова указывает на то, что компетентность в воспитании заключается не столько в общей способности вести эффективную педагогическую деятельность, сколько в способности влиять на личность. Это положение, как нельзя более, согласуется с исторически сложившимися взглядами на воинское воспитание и на офицера как воспитателя. В структуре компетентности в воспитании, исходя из психологической структуры воспитательной деятельности, автор определяет наличие: мотивационно-ценностного (профес-
сионально значимые ориентации воспитателя, интеллектуального (познавательные реальности и возможности воспитателя) и коммуникативного (психические свойства, определяющие общение) компонентов [7].
Качества личности будущего офицера, которые образуют его компетентность в воспитании личного состава, могут быть рассмотрены только в их единстве непосредственно в воспитательной деятельности. В структуре компетентности будущего офицера в воспитании личного состава можно выделить:
- компонент знаний и интеллекта, который отражает особенности развития и действия когнитивной сферы личности;
- компонент действий и опыта, состояние которого определяет операциональное оснащение будущего офицера в организации, ведении воспитательных процессов в подразделении, а также управлении ими;
- компонент способностей, характеризующий индивидуальные биологические и социальные свойства личности будущего офицера, обеспечивающие успешное выполнение им воспитательной деятельности;
- компонент направленности, качества которого создают определенное отношение офицера к воспитанию подчиненных, определяют динамические характеристики и регулируют его деятельность и развитие как субъекта воинского воспитания;
- компонент военно-профессиональных качеств, характеризующий будущего офицера как субъекта военно-профессиональной деятельности в конкретной воинской специальности.
Компонент знаний и интеллекта, пользуясь выражением Г.В. Сорокоумо-вой, можно считать областью, в которой группируются качества, определяющие настоящее и будущее офицера - воспитателя как носителя определенных знаний [7]. Компонент знаний и интеллекта образуется не только тем, что будущий офицер знает сегодня, но и тем, какой уровень знаний он способен еще освоить, тем насколько он может осмысливать, понимать и применять научнопедагогические и др. знания в воспитании военнослужащих.
Содержание компонента создают:
- система педагогических и военно-педагогических знаний;
- интеллект будущего офицера;
- его мышление и речь.
Обращение профессионального образования к компетентностному подходу вовсе не означает изменение отношения к теоретическим знаниям будущего специалиста. Напротив, теоретические знания выступают основой формирования компетентности. Практика перехода российского образования к ком-петентностному подходу, по мнению А. Андреева, характеризуется постоянным расширением трактовки компетентности, отходом от первоначального, узкого практико-ориентированного понимания в сторону переосмысления теоретического базиса этого явления [1]. В логике компетентностного подхода знания выступают средством ориентировки специалиста в объеме информации, который он просто не в состоянии освоить в процессе профессионального образования. Кроме того, они определяют его возможность не только в использовании педагогических технологий, но и в творческой педагогической деятельности. На этом основании можно считать, что значение компонента компетентности будущего офицера в воспитании личного состава практически инвариантна для любых воинских специальностей.
В определении профессионализма как высшего уровня профессионального и личностного развития человека, практически всегда отражается ведущая роль человеческого интеллекта. В структуре профессиональной компетентности будущего офицера в воспитании подчиненных интеллект, с позиций, изложенных М.А. Холодной, представляется нам как целостное психологическое образование, объединяющее:
- виды мышления будущего офицера (познавательное, творческое и др.);
- стилями мышления (образным, наглядно-образным, аналитическим и др.);
- качествами ума (сообразительность, гибкость, самостоятельность, критичность ума, способность действовать в уме и др.);
- познавательными процессами (внимание, воображение, память, восприятие);
- мыслительными операциями (вычленение, сличение, анализ, синтез, систематизация, абстрагирование, формализация, конкретизация, интерпретация и др.);
- познавательными умениями (умение поставить вопрос, вычленить и сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, доказать ее, сделать выводы, применить знания и др.);
- умениями учиться (умение планировать, ставить цели, читать и писать в должном темпе, конспектировать и пр.);
- внепредметными знаниями и умениями (представления о морали и общечеловеческих ценностях, нравственные поступки, позиции и пр.);
- предметными знаниями, умениями и навыками, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний [11].
Наконец, профессионализм педагога определяется уровнем развития у него педагогического мышления и речи. С одной стороны, это часть и форма проявления интеллекта, а, с другой - настолько важная часть педагогической компетентности, что требует отдельного учета при разработке содержания компетентности будущего офицера в воспитании личного состава.
Компонент действий и опыта органично связан с предыдущим компонентом структуры компетентности офицера в воспитании личного состава. Он образует операциональное оснащение офицера в воспитательной деятельности и на определенном уровне компетентности, на котором, в основном, возможна репродуктивная деятельность, является определяющим. Содержание этого компонента образуют:
- технологии воспитательной деятельности, освоенные будущим офицером;
- собственный и интериоризированный опыт воспитания подчиненных;
- опыт педагогического самообразования и самостоятельного профессионального развития.
Следующим в структуре компетентности офицера в воспитании подчиненных выступает компонент способностей. Этот компонент отражает индивидуальные свойства личности, основывающиеся на врожденных задатках, разви-
тые в профессиональном военном образовании и определяющие потенциальную возможность будущего офицера воспитывать подчиненный личной состав на том, или ином уровне эффективности. Такое определение способностей дал Б.М. Теплов. Ученый подчеркивал, что способности отличаются от знаний, но они обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение [8].
В составе компонента выделяются:
- способности будущего офицера к педагогическому общению;
- его способность к эмпатии;
- способность к педагогической рефлексии.
В значительной степени компетентность офицера в воспитании подчиненных определяется его отношением к этой деятельности, направленностью на нее, а также рядом психологических состояний, отражающих готовность к воспитательной деятельности. Определяющая роль военно-профессиональной направленности по отношению ко всем составляющим военной деятельности раскрывается в работах [2, 9] Составными элементами компонента направленности в структуре компетентности офицера в воспитании личного состава мы определили:
- собственно педагогическую направленность личности;
- волевые процессы в области воспитания личного состава;
- психологическую готовность к воспитанию подчиненных.
Военно-профессиональные качества будущего офицера, объединенные в единый компонент, формируют его как субъекта военно-профессиональной деятельности, образец и пример, на котором строится воспитание подчиненного личного состава. В составе этого компонента наибольшее влиянием на компетентность будущего офицера в воспитании личного состава оказывают:
- командно - лидерские качества будущего офицера;
- его специальные профессиональные качества;
- профессиональный опыт.
Развитие профессиональной компетентности специалистов - это процесс закономерного изменения личностных и профессиональных качеств, наполняющих это явление. Представленная таким образом компетентность будущего офицера в воспитании личного состава может служить целью образовательных процессов военных вузов, ориентированных на ее развитие.
Библиографический список
1. Андреев, А. Знания или компетенция? [Текст] / А. Андреев // Высшее образование в России. - 2005. - № 2. - С. 3 - 12
2. Асриев, А.Ю. Технология педагогического сопровождения развития военно-профессиональной направленности воспитанников суворовских училищ и кадетских корпусов [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2008. - 22 с.
3. Военная педагогика [Текст] / под ред. О.Ю. Ефремова. - СПб.: Питер, 2008. - 640 с.
4. Дружилов, С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход [Текст] / С.А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. - 2005, - № 8. - С. 26-44
5. Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя [Текст] / А.К. Маркова // Советская педагогика. - 1990 № 8. - С. 214
6. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя: дисс. ... докт.пед.наук. - М., 1995. - 408 с.
7. Сорокоумова, Г.В. Воспитательная компетентность будущего педагога: психологические механизмы и условия развития : дисс. ... докт.пед.наук. -Нижний Новгород, 2011. - 425 с.
8. Теплов, Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. - М. : Наука, 2004. - 450 с.
9. Томилин, А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя : на материале частей и кораблей ВМФ : дисс. ... докт.пед.наук. - Новороссийск , 2011 -522 с.
10. Хазова, С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту [Текст] / С.А. Хазова. - М.: Академия Естествознания, 2010. 91 с.
11. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования [Текст] / М.А. Холодная. - СПб. : Питер, 2002. - 272 с.
Bibliography
1. Asriev, A. Mavrin, S. Technology of pedagogical maintenance of development of a military and professional orientation of the identity of pupils of suvorovsky schools and military schools [Техт] / A. Asriev, S. Mavrin. - Omsk: OMGPU publishing house, 2009. - p. 134
2. Beloschizky, A. Formation of subjectivity of students in educational process of higher education institution [TexT] / A. Beloschizky, I. Bereschnaja // Pedagogics -2006 - № 5. - P. 60-61
3. Gorcshkov, M. Pedagogical conditions of formation of effective style of educational activity of cadets in military higher education institution: thesis of the candidate of pedagogical sciences. - Tver , 2010 - p. 220
4. Grizianov, A. The latest philosophical dictionary [TexT] / Grizianov, A. — Minsk: V.M.Skakun’s publishing house, 1998. — p. 896
5. Ivantschenko, I. Human potential: development of the personality in the educational environment [Electronic resource] / I. Ivantschenko // Information and research portal of the Moscow State University. - URL: http://www.hdirussia.ru/455 (address date 26.11.2012)
1. Andreev, A. Knowledge or competence? [TexT] / A. Andreev // The higher education in Russia. - 2005. - № 2. - P. 3 - 12
2. Asriev, A. Technology of pedagogical maintenance of development of a military and professional orientation of pupils of suvorovsky schools and military schools : thesis abstract. - Omsk, 2008. - 22 p.
3. Military pedagogics [TexT] / editor O. Efremov. - St.Petersburg: Piter, 2008. -640 p.
4. Druzhilov, S. Professional competence and professionalism of the teacher: psychological approach [TexT] / S. Druzhilov // Siberia. Philosophy. Education. -2005, - № 8. - P. 26-44
5. Markova, A. Psychological analysis of professional competence of the teacher [TexT] / A. Markova // Soviet pedagogics. - 1990 № 8. - P. 2-14
6. Mitina, L. Psychology of professional development of the teacher: thesis of the doctor of pedagogics. - Moscow, 1995. - 408 p.
7. Sorokoumova, G. Educational competence of future teacher: psychological mechanisms and development conditions: thesis of the doctor of pedagogics. - Nizhny Novgorod, 2011. - 425 p.
8. Teplov, B. Works on psychophysiology of individual distinctions [TexT] / B. Teplov. - Moscow : Science, 2004. - 450 p.
9. Tomilin, A. Military and pedagogical theory and practice of formation and development of a professional orientation of the officer-tutor: on a material of parts and the fleet ships: thesis of the doctor of pedagogics. - Novorossisk, 2011 - 522 p.
10. Hazova, S. Competence of the competitive expert in physical culture and sport [TexT] / S. Hazova. - Moscow: Natural sciences academy, 2010. - 91 p.
11. Holodnaya, M. Intelligence psychology. Paradoxes of research [TexT] / M. Holodnaya. - St.Petersburg: Piter, 2002. - 272 p.