Научная статья на тему 'Актуальные вопросы реализации компетентностного подхода в системе военного образования'

Актуальные вопросы реализации компетентностного подхода в системе военного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MILITARY EDUCATION / COMPETENCE / COMPETENCY / FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES / PROFESSIONAL EXPERIENCE / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маленков Андрей Олегович

В современных условиях в значительной степени повысились требования к профессиональной подготовленности военных специалистов посредством формирования у них профессиональных компетенций. Основной целью статьи является исследование различных подходов к определению понятия «компетенция», «компетентность», анализируются основные положения компетентностного подхода в подготовке будущих офицеров. Основное внимание автор акцентирует на анализе особенностей компетентностного подхода в сфере военного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маленков Андрей Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF REALIZING COMPETENCE-BASED APPROACH IN MILITARY EDUCATION SYSTEM

In contemporary conditions requirements to professional qualification of military specialists by means of forming professional competencies in them have increased significantly. The main purpose of the article is researching various approaches to the definition of the notions “competence”, “competency”. The fundamentals of competence-based approach in future officers’ training are analyzed. Special attention is paid to the analysis of the peculiarities of competence-based approach in the sphere of military education.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы реализации компетентностного подхода в системе военного образования»

Маленков Андрей Олегович

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В современных условиях в значительной степени повысились требования к профессиональной подготовленности военных специалистов посредством формирования у них профессиональных компетенций. Основной целью статьи является исследование различных подходов к определению понятия "компетенция", "компетентность", анализируются основные положения компетентностного подхода в подготовке будущих офицеров. Основное внимание автор акцентирует на анализе особенностей компетентностного подхода в сфере военного образования.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/9-1/54.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 9(63): в 3-х ч. Ч. 1. C. 186-189. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/9-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

186

^БЫ 1997-2911. № 9 (63) 2016. Ч. 1

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.6

В современных условиях в значительной степени повысились требования к профессиональной подготовленности военных специалистов посредством формирования у них профессиональных компетенций. Основной целью статьи является исследование различных подходов к определению понятия «компетенция», «компетентность», анализируются основные положения компетентностного подхода в подготовке будущих офицеров. Основное внимание автор акцентирует на анализе особенностей компетентностного подхода в сфере военного образования.

Ключевые слова и фразы: военное образование; компетенция; компетентность; формирование профессиональных компетенций; профессиональный опыт; высшее образование.

Маленков Андрей Олегович

Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева malina5002219@list.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Трансформация общественно-политического и правового пространства Российской Федерации привела к значимым преобразованиям в системе военного образования, что обусловлено не столько потребностями современного российского общества, сколько нуждами войск, выраженных в необходимости высококвалифицированных офицерских кадров. Узконаправленность подготовки в военном вузе в настоящее время сменяется необходимостью в высокой профессиональной мобильности военных специалистов, всестороннем развитии личности будущего офицера.

В настоящее время подготовка офицерских кадров осуществляется военными академиями и университетами, обладающими значительным научно-педагогическим потенциалом. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к офицеру, представляется необходимым соотносить их мировоззренческие позиции с задачами военно-образовательного процесса, а возможно и корректировать ценностные ориентиры в процессе их профессионального воспитания [7].

Внедрение компетентностного подхода в военное образование предопределяет необходимость разработки стандартов подготовки специалистов, обеспечивающих формирование у курсантов как гражданских, так и военно-профессиональных качеств, включая и формирование командно-методических компетенций, учитывающих специфику деятельности офицерских кадров в мирное и военное время [2]. В связи с чем возникает необходимость понимания дефиниций «компетенция», «компетентностный подход». Понятие «компетенция» можно анализировать с нескольких точек зрения. Во-первых, «компетенция» представляет собой способность человека мобилизоваться в ходе профессиональной деятельности. Во-вторых, это приобретенные знания и умения. В-третьих, дефиницию «компетенция» следует анализировать как способность, основанную на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, приобретаемых во всех типах образовательной практики (формальной и неформальной). Так, Г. В. Селевко рассматривает компетенцию, во-первых, как результат образовательной деятельности, сформулированной в готовности выпускника преодолеть поставленные задачи. Во-вторых, как множество взаимосвязанных знаний, умений и навыков, способствующих всестороннему развитию личности. В-третьих, как интегральное качество личности, направленное на реализацию приобретенных посредством целенаправленного педагогического процесса организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками и ориентированное на самостоятельное и успешное участие в образовательном процессе. Следует отметить, что Г. В. Селевко делает вывод о том, что дефиниции «компетенция» и «компетентность» в значительной степени шире дефиниций «знания», «умения», «навыки», поскольку содержат личностный потенциал человека, его возможности преодолевать стереотипы, гибкость мышления, характер [9, с. 139].

Можно предположить, что «компетентность» является базовой дефиницией в отношении к «компетенции». В свою очередь А. С. Белкин рассматривает «компетенции как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность - как совокупность того, чем он владеет» [1, с. 17]. Следовательно, компетенции человек приобретает в процессе образования, жизненного и профессионального опыта, а компетентность добывается самим человеком, в результате личностного самосовершенствования.

Компетенция как сущность возникает только в случае формирования следующей комбинации:

- знаний;

- умений и навыков;

- мотивационных факторов;

- личностных качеств;

- ситуационных намерений.

Следовательно, можно предположить, что детализация компетенции имеет четкие ограничения.

По нашему мнению, целесообразно провести анализ указанных терминов в различных словарях. Так, в «Кратком словаре иностранных слов» дается следующее: «компетентный (лат. competens, competentis надлежащий, способный) - знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо» [6, с. 179].

В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова компетентность определяется как «осведомленность, авторитетность» [8]. Непосредственно с понятием компетентности связан термин «компетенция», который представлен двумя значениями. В первом значении - это высокий уровень осведомленности в некоторой предметной области. Во-втором - круг полномочий и прав. В первом значении толкование носит общеупотребительный, расширенный характер и предполагает наличие способности эффективного выполнения действий на основе знаний, умений и практического опыта. Во втором смысле «компетенция» чаще используется в контексте деятельности органов управления и публичной власти.

В педагогике дефиниция «компетенция» приобрела следующую смысловую нагрузку:

1) компетенция - это использование знаний, умений, навыков и других ресурсов человека на практике в конкретной жизненной ситуации для повышения результативности (знаю + умею + делаю);

2) компетенция представляет собой действия преподавателя как в типовой ситуации, так и в ситуации неопределенности;

3) компетенция - это проявление осведомленности в разнообразных общественных отношениях.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что смысловая нагрузка в названных дефинициях направлена на слова, означающие действие/деятельность: применять, действовать, проявлять.

Анализ научно-педагогической литературы по вопросу существующих подходов к трактовке понятий «компетенция»/«компетентность» отражает, что «компетенция» некоторое отчужденное, наперед заданное требование к подготовке ученика, а «компетентность» представляет личностное качество, характеристика личности, позволяющее ей решать задачи, выносить суждения в определенной области. Базой указанного качества выступают следующие категории: знания, умения, владение, навыки, готовность, способность, осведомленность, опыт деятельности человека в своей профессиональной области и др.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что под компетенцией следует понимать формирование установленного объема знаний, умений и способов действий, владение которыми является необходимым условием. В свою очередь «компетентность» - это совокупный результат сформированности определенных компетенций. Указанный подход констатирует, что компетенция шире компетентности, а компетентный значит обладающий, владеющий соответствующей компетенцией или компетенциями.

Структурную модель образовательной компетенции можно визуализировать следующим образом:

структурные элементы

множественность знаний о круге объектов действительности и познания совокупность умений и навыков

внешние характеристики

наименование тип социальная и личностная значимость

Итак, структурную модель компетенции следует описать следующим образом. С точки зрения внешней атрибутивной характеристики она включает:

- наименование компетенции;

- тип компетенции (ключевая, межпредметная, предметная);

- социально-личностная значимость компетенции для обучающегося, в частности для будущего военнослужащего.

Следовательно, внешние характеристики компетенции формируют внутренние (содержательные) элементы компетенции, взаимосвязанные со сферой ее реализации в получении образования. Соответственно, к внутренней структуре компетенции следует отнести:

- множественность знаний о круге объектов действительности и познания, в отношении которого вводится компетенция, и совокупность знаний о них;

- совокупность умений и навыков, входящих в компетенцию.

Решение задач подготовки военных специалистов, отвечающих современным требованиям, возможно посредством формирования у будущих офицеров военно-профессиональной компетенции, необходимой для успешного выполнения функциональных обязанностей и различных задач военной службы. Суть военно-профессиональной компетентности заключается в сформированности у выпускников определенного набора

188

ISSN 1997-2911. № 9 (63) 2016. Ч. 1

качеств, соответствующих требованиям воинского труда. По мнению Е. П. Киреевой, «военно-профессиональная компетентность - это военно-профессиональная подготовленность и способность отдельного военнослужащего или воинского подразделения к эффективному выполнению задач, как в мирное, так и в военное время» [5, с. 116]. Фактическая сторона рассматриваемого направления определяется целями, задачами и спецификой военной службы. К особенностям рассматриваемого вида деятельности можно отнести: во-первых, обусловленность ее содержания социальным заказом общества и нормативно-правовой регламентацией посредством воинских уставов и приказов; во-вторых, многопрофильность направлений военной деятельности; в-третьих, направленность результатов воинского труда на укрепление обороноспособности страны [2].

При выявлении основных универсальных условий результативности процесса формирования военно-профессиональной компетенции курсантов мы согласны с мнением Л. В. Доломанюк, который рассматривает их следующим образом:

1. Создание и последовательное осуществление комплексной программы подготовки курсанта, направленной на формирование промежуточных компетенций, включение и цикличное совершенствование которых приведут к формированию законченного личностного образования, обеспечивающего военному специалисту потенциал эффективной реализации профессиональной деятельности.

2. Постоянное взаимодействие в образовательном процессе преподавателя и курсанта.

3. Применение в процессе обучения практико-ориентированных методов в условиях не дискретно построенных лабораторных и практических занятий и получения навыков и умений в ходе прохождения стажировок.

4. Опережающее формирование профессионального опыта в процессе реализации курсантами полученных военно-профессиональных компетенций на должности младших командиров.

5. Обязательное исследование личностных особенностей будущих офицеров [3].

Итак, при формировании профессиональной компетенции военнослужащего необходимо применение как традиционных, так и инновационных технологий (посредством решения проблемных или ситуационных задач, кейсов, ролевых и деловых игр), подготовка к которым осуществляется с применением информационных технологий в процессе самостоятельной работы курсантов. Совокупное применение различных технологий обучения позволяет обеспечить быстрое и эффективное решение коммуникативных задач, целесообразность профессиональных действий и контроль моделируемой обстановки, эффективность саморегулирования, саморефлексии, самооценки, высокий уровень адаптации к динамично изменяющуюся окружающему миру. Значительный вклад в формирование профессиональной компетенции военнослужащего вносят деловые проблемно-ситуационные игры, оказывающие влияние на трансформацию его учебно-познавательной мотивации в профессиональную.

Таким образом, подготовка офицера-профессионала в военном вузе подчинена установленной государственным стандартом цели - выполнению государственного заказа в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на подготовку военных специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности. Понимание сущности профессиональных компетенций включает следующие элементы:

- фабула компетентности специалиста;

- умение/способность разработать траектории формирования и развития компетенций;

- адекватная и верифицируемая оценка степени их сформированное™, является необходимым условием решения проблемы подготовки грамотного военного специалиста, уровень компетентности которого отвечает требованиям времени.

Список литературы

1. Белкин А. С. Проблемы педагогического мастерства: учебное пособие для вузов. М.: Педагогика, 1987. 150 с.

2. Белоножкин В. В. Понятие компетенции в системе военного образования в свете требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования // Наука и образование: новое время. Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2014. № 1. С. 88-91.

3. Доломанюк Л. В. Пути формирования военно-профессиональной компетенции будущего офицера // Образование и саморазвитие. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2011. Т. 2. № 24. С. 120-125.

4. Карпеко В. П., Сызмас В. Г. Формирование военно-профессиональных компетенций у курсантов военных вузов // Социально-психологические проблемы ментальности/менталитета. Смоленск: Смоленский государственный университет, 2014. № 11. С. 115-123.

5. Киреева Е. П. Формирование военно-профессиональной компетентности у курсантов военных вузов // Проблемы обучения и информатизации образования в сфере подготовки специалистов по эксплуатации сложных технических систем: тезисы докл. Всерос. научно-техн. конф. (Серпухов, 28-29 июня 2012). Серпухов, 2012. С. 114-118.

6. Локшина С. М. Краткий словарь иностранных слов. М.: Советская энциклопедия, 1971. 384 с.

7. Макаренко В. С., Володин Р. В. Профессиональная этика и ценностные основная образовательных практик в системе военного образования // Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России: сборник научных статей VII Международной научно-практической конференции: в 2 частях / под общ. ред. С. А. Куценко. Новосибирск: Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2016. С. 269-272.

8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «А ТЕМП», 2006. 994 с.

9. Селевко Г. В. Компетентности и их классификации // Народное образование. 2004. № 4. С. 138-143.

10. Черникова Т. Н. Сущность понятий «компетенции»/«компетеншость», «компетентностный подход», «ключевые компетенции» // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Новосибирск: ООО Центр развития научного сотрудничества, 2011. № 23. С. 338-343.

TOPICAL ISSUES OF REALIZING COMPETENCE-BASED APPROACH IN MILITARY EDUCATION SYSTEM

Malenkov Andrei Olegovich

Oryol State University named after I. S. Turgenev malina5002219@list. ru

In contemporary conditions requirements to professional qualification of military specialists by means of forming professional competencies in them have increased significantly. The main purpose of the article is researching various approaches to the definition of the notions "competence", "competency". The fundamentals of competence-based approach in future officers' training are analyzed. Special attention is paid to the analysis of the peculiarities of competence-based approach in the sphere of military education.

Key words and phrases: military education; competence; competency; formation of professional competencies; professional experience; higher education.

УДК 373.3

В статье показана важная роль языкового материала учебников русского языка, входящих в состав учебно-методического комплекса «Школа России», в формировании универсальных учебных действий. Утверждается, что предлагаемые задания и тексты позволяют в процессе обучения языку выработать у учащихся личностные качества.

Ключевые слова и фразы: универсальные учебные действия; личностные качества; формирование; УМК «Школа России»; учебник; упражнение; задание.

Молодец Ирина Ивановна, к. филол. н., доцент

Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых molode59@mail.ru

Тиригулова Рашида Хафизовна, к. филол. н., доцент

Елабужский институт (филиал) Казанского (Поволжского) федерального университета rashidat@mail. гы

РОЛЬ УЧЕБНИКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ»)

Целью настоящей статьи является определение учебно-методических средств, формирующих личностные качества учеников начальной школы в процессе обучения русскому языку и содержащихся в учебниках по данному предмету [3-6]. Это представляется особенно важным в связи с тем, что современная система образования, новые федеральные образовательные стандарты имеют направленность, прежде всего, на развитие школьников - общекультурное, познавательное и личностное.

Известно, что сегодня, наряду с традиционным изложением предметного содержания дисциплин в учебном процессе, актуально вырабатывание у школьников универсальных учебных действий (далее - УУД), которые представляют собой психологическую составляющую образования и обеспечивают им умение учиться, способность саморазвиваться и самосовершенствоваться. В результате данных действий они сознательно и активно усваивают социальный опыт, в связи с ними же формируются и сохраняются их знания, умения и навыки [2].

В составе этих действий выделяется блок личностных УУД, таких как самоопределение, смыслообразо-вание и нравственно-этическая ориентация.

В соответствии с законом «Об образовании в РФ» главной задачей государственной политики является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. Правопорядок, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и отношений и многое другое в жизни социума определяются принятием гражданином России общечеловеческих ценностей и следованием им в личной и общественной жизни [7].

Как реализуется эта задача на уроках русского языка в начальных классах, рассмотрим на примере формирования личностных УУД у младших школьников, обучающихся по учебно-методическому комплексу (далее - УМК) «Школа России».

Основой для формирования и развития понятий, входящих в состав личностного блока УУД, должен быть языковой материал учебника. Это возможно при условии наличия в учебниках текстов, формирующих духовно-нравственные ценности личности, осмысления содержания данных текстов и соотнесения их с реалиями окружающего мира, наличия определенной системы заданий, направленных на формирование личностных качеств школьников.

Для этого используются разные средства:

1. Отбор содержания учебного материала осуществляется с курсом на усвоение базовых национальных ценностей. В детях воспитывается уважительное отношение к Родине, языку, духовным, культурным и природным ценностям, ко всем народам России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.