Научная статья на тему 'Военно-политическое сотрудничество и Евразийская интеграция'

Военно-политическое сотрудничество и Евразийская интеграция Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
114
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / MILITARY-POLITICAL COOPERATION / ОДКБ / CSTO / ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / EURASIAN INTEGRATION / ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ / EXTERNAL THREATS / КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / COLLECTIVE SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Крутько Андрей Андреевич

Статья посвящена обоснованию тезиса о том, что военно-политическое сотрудничество является необходимым условием реализации евразийского интеграционного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to substantiating the thesis that military-political cooperation is an obligatory condition for the implementation of the Eurasian integration project.

Текст научной работы на тему «Военно-политическое сотрудничество и Евразийская интеграция»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9(42), 2017 | ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ_33

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ЕВРАЗИЙСКАЯ _ИНТЕГРАЦИЯ_

Крутько Андрей Андреевич

кандидат политических наук, докторант Киргизско-Российского Славянского университета, г. Бишкек

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена обоснованию тезиса о том, что военно-политическое сотрудничество является необходимым условием реализации евразийского интеграционного проекта.

Ключевые слова: военно-политическое сотрудничество, ОДКБ, евразийская интеграция, внешние угрозы, коллективная безопасность.

ABSTRACT

The article is devoted to substantiating the thesis that military-political cooperation is an obligatory condition for the implementation of the Eurasian integration project.

Keywords: military-political cooperation, CSTO, Eurasian integration, external threats, collective security.

2017 г. - год 25-летия подписания Договора о коллективной безопасности и 15-летия учреждения Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в состав которой сегодня входят Республика Армения, Республика Беларусь, Киргизская Республика, Республика Казахстан, Российская Федерация и Республика Таджикистан. За исключением Таджикистана, все перечисленные государства являются также членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Сегодня можно сделать вывод о том, что военно-политическое сотрудничество этих государств стало своего рода гарантией реализации евразийского интеграционного проекта, который предполагает формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. Очевидно, что решение этих задач требует обеспечения защиты от внешних угроз и сохранения внутриполитической стабильности интегрирующихся государств.

Необходимо напомнить, что весь период формирования государственности постсоветских стран проходил в непростых социально-экономических и внутриполитических условиях, на фоне вполне реальных внешних угроз. Выработка общих принципов поведения на международной арене и поиск союзников в военно-политической сфере происходили на фоне «цветных революций» -«бульдозерной» в Югославии, «революции роз» в Грузии, «тюльпановой» в Киргизстане, «оранжевой» на Украине, «сиреневой» и «хризантемовой» в Молдове, «пурпурной» в Ираке, «жасминовой» в Тунисе, «лотосовой» в Египте, а также не менее острыми внутригосударственными конфликтами в ряде регионов постсоветского пространства.

Попытки ряда внешних акторов сформировать т.н. «дугу нестабильности» по периметру бывшего Советского Союза способствовали росту потенциальных угроз, в первую очередь внутриполитической дестабилизации и как следствие, смены правящих режимов до прямых угроз экономическим интересам Новых независимых государств (ННГ). В

этих условиях императивность создания ОДКБ обуславливалась стремлением ННГ объединить свои усилия в деле борьбы за укрепление международной, региональной безопасности и стабильности. Весомое место здесь занимали вопросы коллективной защиты экономических интересов стран-участниц соответствующими средствами и методами.

Надо сказать, что к этому времени Российская Федерация как страна-интегратор уже подписала Основополагающий акт «О взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора» (27.05.1997 г.). В документе фиксировалось, что «для достижения целей настоящего Акта Россия и НАТО будут строить свои отношения на общей приверженности следующим принципам:

- признание жизненно важной роли, которую демократия, политический плюрализм, верховенство закона и уважение прав человека и гражданских свобод, а также развитие рыночной экономики играют в развитии общего процветания и всеобъемлющей безопасности [4].

Закрепленная в Основополагающем акте силовая составляющая совместных действий открывала окно для последующего правового закрепления возможности обеспечения экономической безопасности России и ее союзников с использованием военно-политических компонентов, но уже в новой интеграционной структуре - ОДКБ.

Таким образом, насущная потребность сохранения суверенитета ННГ, обеспечение их внутриполитической стабильности и понимание невозможности решения этих задач только собственными усилиями привели государства бывшего СССР к осознанию необходимости разработки системы защиты национальных интересов коллективными военными усилиями. Итогом этого стало подписание в Ташкенте 15 мая 1992 г. главами шести государств-участников СНГ - Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана Договора о коллективной безопасности.

Договор основывался на Концепции коллективной безопасности государств - участников, которая представляет собой совокупность взглядов государств - участников «на предотвращение и устранение угрозы миру, совместную защиту от агрессии, обеспечение их суверенитета и территориальной целостности» [1]. Важно подчеркнуть, что в концептуальном измерении Договор о коллективной безопасности опирался на принципы ООН, ОБСЕ и нормы международного права.

В сентябре 1993 г. к Договору присоединился Азербайджан, в декабре - Грузия и Белоруссия. В апреле 1994 г. этот документ вступил в силу для всех девяти стран сроком на пять лет. Его ключевым положением стало обязательство государств-участников предоставлять необходимую помощь, включая военную, а также поддержку «находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН» в случае агрессии со стороны какого-либо государства против одного из государств-участников Договора (статья 4). Принципиальным достижением было включение в текст Договора положения о том, что суверенитет каждого его участника подтверждался нормой о совместном применении вооруженных сил исключительно на основе консенсуса.

Как отмечает эксперт Ю.Никитина, «первые десять лет хотя и заложили концептуальную основу для дальнейшего развития, но не дали значимых практических результатов, что привело к выходу из Договора Азербайджана, Грузии и Узбекистана в 1999 г. Вместе с тем можно сказать, что ожидания этих стран были несколько завышенными, и Договор о коллективной безопасности, направленный на реакцию на внешнюю агрессию, никак не мог обеспечить урегулирование внутрирегиональных конфликтов» [2].

До 2002 г. Договор носил характер регионального соглашения, сыгравшего важную роль в поддержании тесного сотрудничества и взаимодействия его подписантов в военно-политической области. Возникновение новых вызовов и угроз сместило акцент в деятельности организации в сторону противодействия активности международных террористических организаций, незаконному обороту оружия и наркотиков, а также нелегальной миграции. Результатом этих процессов стало начало движения от взаимодействия в военно-политической сфере к комплексному обеспечению безопасности государств - участников, разработке механизмов оперативного реагирования. Динамика международной обстановки в конце 90-х годов ХХ века объективно диктовала необходимость углубления механизмов взаимопомощи в рамках Договора о коллективной безопасности, активизации политического консультативного механизма, усиления сотрудничества в сфере военного строительства, выхода на более продвинутый и качественный уровень военно-политической интеграции, достижения конкретной цели формирования подлинно союзнических отношений между его участниками.

Потребность в осуществлении качественных институциональных изменений обусловила начало формирования на базе Договора полноценной международной организации. 14 мая 2002 г. была учреждена Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 г. в Кишиневе был принят Устав ОДКБ, который зафиксировал новый статус этого межгосударственного объединения как международной, региональной организации. Целями Организации Устав ОДКБ определил укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защиту на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов. При этом приоритет в достижении целей Организации был отдан политическим средствам.

С самого начала своей деятельности ОДКБ подключилась к обеспечению защиты ее участников от внешних угроз и к их борьбе с международным терроризмом.

В 2002 - 2008 гг. происходило выстраивание организационной структуры ОДКБ, принятие дополнительной правовой базы Организации, установление отношений с зарубежными странами и международными организациями.

События 2010 г. в Киргизской Республике обозначили узкие места в функционировании инструментов ОДКБ в плане обеспечения быстрого реагирования на угрозы внутригосударственного характера. В результате, в августе 2010 г. был создан механизм антикризисного реагирования ОДКБ и подготовлены соответствующие предложения по изменению уставных документов ОДКБ.

В декабре 2010 г. на совместном заседании Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ был рассмотрен вопрос о совершенствовании механизмов кризисного реагирования Организации и повышения ее потенциала по эффективному противодействию любым угрозам и вызовам безопасности. В своем выступлении на этом заседании Министр иностранных дел России С.В.Лавров заявил, что самым важным блоком согласованных вопросов являются изменения, которые вносятся в уставные документы ОДКБ с тем, чтобы повысить эффективность Организации в сфере чрезвычайного реагирования. Таким образом, в 2010 г. был создан механизм кризисного реагирования ОДКБ, который стал важной составляющей системы коллективной безопасности от вызовов и угроз, не связанных с внешней агрессией [7].

Укрепилась договорно-правовая база Организации. Помимо уставных документов сегодня она насчитывает более 80 различных соглашений и протоколов. Развивается парламентское измерение ОДКБ. В 2006 г. на базе Межпарламентской ассамблеи (МПА) СНГ в Санкт-Петербурге создана Парламентская Ассамблея ОДКБ (ПА ОДКБ). Статус наблюдателя при ПА ОДКБ имеют Народная Скупщина Республики Сербия, Волеси Джирга Национальной Ассамблеи Исламской Республики Афганистан, Парламентское Собрание Союза Белоруссии и России. Представители Кубы, Пакистана и

других стран участвуют в заседаниях ПА ОДКБ в качестве гостей.

Развивается сотрудничество ОДКБ с различными международными и региональными организациями. С 2004 г. Организация имеет статус наблюдателя в ГА ООН. В октябре 2007 г. подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Секретариатом ШОС, в декабре 2009 г. - Меморандум о сотрудничестве между Секретариатом ОДКБ и Исполнительным комитетом СНГ. Поддерживаются контакты с ОБСЕ, Организацией исламского сотрудничества, Международной организацией по миграции и другими международными структурами. 18 марта 2010 г. в Москве подписана Совместная декларация о сотрудничестве между Секретариатами ООН и ОДКБ, которая предусматривает налаживание взаимодействия между двумя организациями, в частности, в сфере миротворчества. В ее развитие 28 сентября 2012 г. в Нью-Йорке подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Департаментом операций ООН по поддержанию мира. В ходе 71 -й сессии ГА ООН 21 ноября 2016 г. на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН консенсусным решением были приняты резолюции о сотрудничестве ООН с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) и Содружеством Независимых Государств (СНГ).

К настоящему времени с участием ОДКБ подписано 48 международных договоров. Сотрудничество Организации с международными и региональными организациями нацелено на оптимизацию взаимодействия в сфере борьбы с терроризмом, наркотрафиком, транснациональной преступностью, противодействие другим угрозам миру и безопасности.

Укрепляется сотрудничество государств - членов ОДКБ в антинаркотической сфере. Основополагающим документом здесь является утвержденная в декабре 2014 г. «Антинаркотическая стратегия государств-членов ОДКБ на 2015-2020 годы», предусматривающая комплекс мер в правоохранительной сфере и в области здравоохранения.

С 2003 г. на территории государств-членов ОДКБ проводится международная комплексная антинаркотическая операция «Канал» (с 2008 г. преобразована в постоянно действующую). Всего с 2003 по 2017 гг. проведено 25 этапов операции «Канал», благодаря чему изъято из незаконного оборота 335 тонн наркотиков и выявлено порядка 100 тыс. наркопреступлений [6]. К осуществлению операции в различных форматах (в качестве наблюдателей или участников) присоединялись правоохранительные структуры Азербайджана, Афганистана, Болгарии, Боливии, Венесуэлы, Ирана, Испании, Италии, Китая, Колумбии, Латвии, Литвы, Монголии, Никарагуа, Пакистана, Польши, Перу, Румынии, США, Турции, Туркменистана, Украины, Финляндии, Франции и Эстонии, а также представители Евразийской группы по противодействию

легализации преступных доходов и финансированию терроризма, Интерпола, Каспийской антинаркотической пятерки, ОБСЕ, СНГ, Центрально-Азиатского антинаркотического квартета и ШОС.

Страны - члены ОДКБ плотно сотрудничают в сфере противодействия незаконной миграции граждан третьих (по отношению к ОДКБ) стран. Под эгидой Организации функционирует Координационный совет руководителей компетентных органов государств-членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией (КСБНМ), а также Рабочая группа при нём, членами которой являются руководители структурных подразделений органов внутренних дел, служб безопасности, миграционных и пограничных служб.

С 2014 г. на постоянной основе осуществляется операция «ПРОКСИ», предназначенная для борьбы с преступлениями в информационной среде. Вопросы информбезопасности и совершенствования системы управления формированиями сил спецназначения КСОР ОДКБ при проведении ими специальных операций получили дальнейшее развитие в рамках состоявшегося в июне 2017 г. в Минске заседании Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ.

С учетом внешнеполитических реалий возросла актуальность укрепления военно-технического сотрудничества между государствами - членами ОДКБ. Были созданы механизмы российских поставок союзникам вооружения и спецтехники (по внутрироссийским ценам), оказания военно-технической помощи государствам-членам ОДКБ (на безвозмездной основе), организована совместная подготовка военных кадров.

Необходимость тесной координации на всех уровнях военно-политического сотрудничества вполне объяснима. Напомним, что об угрозе «цветных» революций уже в современных условиях в интервью МГТРК «МИР» говорили главы ряда стран ОДКБ. Так, президент Казахстана Н.А.Назарбаев, назвав «цветные» революции внешним вмешательством, сообщил, что противодействие этой угрозе обсуждается на совместных учениях Организации [10]. О своих озабоченностях в этом плане неоднократно говорили также президенты Белоруссии А.Г.Лукашенко и Киргизстана А.Ш.Атамбаев. Президент России В.В.Путин твердо убежден в необходимости противостоять любым попыткам дестабилизации суверенных государств: «Разумеется, ничего такого допустить мы не должны и будем всячески стараться соответствующим образом вести себя в России и всячески поддерживать наших партнеров по ОДКБ» [5].

О том, что ОДКБ и Евразийский экономический союз в условиях нарастания международной напряженности имеют пересекающиеся интересы, свидетельствуют итоги саммита ЕАЭС и неформальной встречи лидеров ОДКБ, которые состоялись в апреле 2017 г. в Бишкеке. Комментируя их новый Генеральный секретарь ОДКБ Ю.Г. Хачату-ров подчеркнул, что «принципы, изложенные в Договоре о коллективной безопасности и Уставе Ор-

ганизации составляют смысловой каркас ОДКБ, задают вектор последующих интеграционных усилий государств - членов нашей Организации. ... Сегодня в динамично меняющемся мире, который, к сожалению, не становится безопаснее, перед ОДКБ стоит задача дальнейшего упрочения международного авторитета Организации, более четкого акцентирования своих геополитических интересов как структуры, способной активно влиять на эволюцию современной системы безопасности в Евразии» [8].

Список литературы:

1. Концепция коллективной безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года // URL: http://odkb-

csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=130

2. Никитина Ю. ОДКБ — 2017: сколько лет имениннице и с чем ее поздравлять? // URL: http://www.odkb-csto.org/news/...23056

3. Организация Договора о коллективной безопасности. Общие сведения // URL: http://www.dkb.gov.rU/a/anew.htm

4. Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора. 27 May. 1997 // URL:

http ://www. nato.int/cps/ru/natohq/offi-cial_texts_25468.htm

5. Путин: Мы не должны допустить «цветной» революции. 12/04/2017 // URL: http://mir24.tv/news/politics/15955608

6. Сайт ОДКБ //URL: http://www.odkb-csto.org/

7. Стенограмма выступления Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по итогам совместного заседания СМИД, Совета министров обороны и Комитета секретарей Совбезов ОДКБ. 9.12.2010 // URL: http ://www. mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/226014

8. Хачатуров Ю. Г. ОДКБ - 15 лет вместе во имя безопасного мира и стабильного развития // URL: http://tass.ru/opinions/4276931

9. Центр кризисного реагирования ОДКБ начнет работу в ближайшее время // URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4280138

10. Эксклюзивное интервью президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. 12/04/2017 // URL: https://mir24.tv/news/15951683

РОССИЙСКО-КИРГИЗСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ _ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ_

Крутько Андрей Андреевич,

кандидат политических наук, докторант Киргизско-Российского Славянского университета, г. Бишкек

АННОТАЦИЯ

Рассмотрена динамика и перспективные направления развития российско-киргизских отношений в условиях углубления евразийской интеграции, показаны позитивные последствия вступления Киргизстана в Евразийский экономический союз.

Ключевые слова: внешняя политика, интеграционные процессы, ЕАЭС, Российско-Киргизский фонд развития, экономическое и социально-гуманитарное сотрудничество, союзничество и стратегическое партнерство.

ABSTRACT

The dynamics and perspective directions of the development of Russian-Kyrgyz relations are considered in the context of deepening the Eurasian integration, the positive consequences of the entry of Kyrgyzstan into the Eurasian Economic Union are shown.

Key words: foreign policy, integration processes, Eurasian Economic Union, Russian-Kyrgyz Development Fund, economic and social-humanitarian cooperation, Alliance and strategic partnership.

В Концепции внешней политики Российской Федерации (2016) заявлено, что Россия считает ключевой задачу углубления и расширения интеграции в рамках ЕАЭС в целях стабильного развития, всестороннего технологического обновления, кооперации, повышения конкурентоспособности экономик государств-членов ЕАЭС и повышения жизненного уровня их населения [5]. Одним из стратегических партнеров России выступает Киргизская Республика, разделяющая этот подход.

Консолидированная позиция России и Киргиз-стана по интеграционным вопросам базируется на более чем двухсотлетней истории формирования прочных взаимных контактов, сотрудничества

народов, которое складывалась в непростых исторических условиях. 31 августа 1991 г. Верховный Совет Республики Киргизстан принял Декларацию о независимости. 20 марта 1992 г. между Россией и Киргизией были установлены дипломатические отношения, а 10 июня того же года подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Договором был определен статус сторон как дружественных государств, строящих отношения между собой на основе равенства и взаимной выгоды, и закреплены обязательства сторон координировать внешнеполитическую деятельность, сотрудничать в обеспечении совместной оборонной политики,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.