ганизации составляют смысловой каркас ОДКБ, задают вектор последующих интеграционных усилий государств - членов нашей Организации. ... Сегодня в динамично меняющемся мире, который, к сожалению, не становится безопаснее, перед ОДКБ стоит задача дальнейшего упрочения международного авторитета Организации, более четкого акцентирования своих геополитических интересов как структуры, способной активно влиять на эволюцию современной системы безопасности в Евразии» [8].
Список литературы:
1. Концепция коллективной безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года // URL: http://odkb-
csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=130
2. Никитина Ю. ОДКБ — 2017: сколько лет имениннице и с чем ее поздравлять? // URL: http://www.odkb-csto.org/news/...23056
3. Организация Договора о коллективной безопасности. Общие сведения // URL: http://www.dkb.gov.rU/a/anew.htm
4. Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора. 27 May. 1997 // URL:
http ://www. nato.int/cps/ru/natohq/offi-cial_texts_25468.htm
5. Путин: Мы не должны допустить «цветной» революции. 12/04/2017 // URL: http://mir24.tv/news/politics/15955608
6. Сайт ОДКБ //URL: http://www.odkb-csto.org/
7. Стенограмма выступления Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по итогам совместного заседания СМИД, Совета министров обороны и Комитета секретарей Совбезов ОДКБ. 9.12.2010 // URL: http ://www. mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/226014
8. Хачатуров Ю. Г. ОДКБ - 15 лет вместе во имя безопасного мира и стабильного развития // URL: http://tass.ru/opinions/4276931
9. Центр кризисного реагирования ОДКБ начнет работу в ближайшее время // URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4280138
10. Эксклюзивное интервью президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. 12/04/2017 // URL: https://mir24.tv/news/15951683
РОССИЙСКО-КИРГИЗСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ _ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ_
Крутько Андрей Андреевич,
кандидат политических наук, докторант Киргизско-Российского Славянского университета, г. Бишкек
АННОТАЦИЯ
Рассмотрена динамика и перспективные направления развития российско-киргизских отношений в условиях углубления евразийской интеграции, показаны позитивные последствия вступления Киргизстана в Евразийский экономический союз.
Ключевые слова: внешняя политика, интеграционные процессы, ЕАЭС, Российско-Киргизский фонд развития, экономическое и социально-гуманитарное сотрудничество, союзничество и стратегическое партнерство.
ABSTRACT
The dynamics and perspective directions of the development of Russian-Kyrgyz relations are considered in the context of deepening the Eurasian integration, the positive consequences of the entry of Kyrgyzstan into the Eurasian Economic Union are shown.
Key words: foreign policy, integration processes, Eurasian Economic Union, Russian-Kyrgyz Development Fund, economic and social-humanitarian cooperation, Alliance and strategic partnership.
В Концепции внешней политики Российской Федерации (2016) заявлено, что Россия считает ключевой задачу углубления и расширения интеграции в рамках ЕАЭС в целях стабильного развития, всестороннего технологического обновления, кооперации, повышения конкурентоспособности экономик государств-членов ЕАЭС и повышения жизненного уровня их населения [5]. Одним из стратегических партнеров России выступает Киргизская Республика, разделяющая этот подход.
Консолидированная позиция России и Киргиз-стана по интеграционным вопросам базируется на более чем двухсотлетней истории формирования прочных взаимных контактов, сотрудничества
народов, которое складывалась в непростых исторических условиях. 31 августа 1991 г. Верховный Совет Республики Киргизстан принял Декларацию о независимости. 20 марта 1992 г. между Россией и Киргизией были установлены дипломатические отношения, а 10 июня того же года подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Договором был определен статус сторон как дружественных государств, строящих отношения между собой на основе равенства и взаимной выгоды, и закреплены обязательства сторон координировать внешнеполитическую деятельность, сотрудничать в обеспечении совместной оборонной политики,
развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество в сфере экономики, координировать действия в области экономических преобразований.
В 2000 г. была принята Декларация о вечной дружбе, союзничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Киргизской Республикой, которая отразила намерение двух народов продолжать многовековое сотрудничество в новых условиях.
Киргизстан вступил в ЕАЭС в 2015 г. и рассматривает членство в этом объединении как возможность продвижения своих национальных интересов, что отражено в Национальной стратегии устойчивого развития страны на период 20132017 гг. В данном документе в качестве приоритетного направления внешней политики КР назван «выход на новый уровень стратегического сотрудничества с Российской Федерацией - главным игроком набирающих оборот интеграционных процессов в рамках СНГ» [6].
На этапе осмысления и подготовки к присоединению к ЕАЭС Россия оказывала киргизским партнерам максимальную помощь в вопросах комфортного вхождения в Союз. Именно Россия в свое время поддержала, и все страны-члены ЕАЭС согласились с целесообразностью предоставить Киргизии экономические преференции. Киргизская Республика вошла в ЕАЭС на специальных переходных условиях. С октября 2015 г. она получает 1,9% от всех сумм ввозных таможенных пошлин ЕАЭС, что значительно превосходит ее экономический вес в Союзе [10].
В 2016 г. рост ВВП Киргизстана составил 3,8% по сравнению с предыдущим годом, а его объем достиг 458 млрд сомов. По итогам I полугодия 2017 г. ВВП Киргизстана вырос на 6.4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. [3]. Для республики полностью открылся 180-миллионный потребительский рынок ЕАЭС.
Граждане Киргизии реализуют свои возможности по получению высшего образования в странах ЕАЭС и работы на равных с гражданами этих стран условиях. Трудящиеся в России киргиз-станцы сегодня имеют равные права с россиянами без всякой дискриминации. Теперь им не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности или патентов Российской Федерации, серьезным достижением стало введение нормы о взаимном признании дипломов практически по всем профессиям. Помимо этого к трудовым мигрантам применяется национальный режим в области социального обеспечения, в том числе медицинского обслуживания, ведется работа по гармонизации пенсионного законодательства государств-членов ЕАЭС.
Эффективным инструментом для продвижения взаимовыгодных проектов является Российско-Киргизский фонд развития с уставным капиталом в размере 500 млн долларов. Фонд учрежден в целях содействия экономическому сотрудничеству между Киргизской Республикой и Российской Федерацией, модернизации и развитию экономики
Киргизской Республики, эффективному использованию возможностей, обусловленных участием сторон в евразийской экономической интеграции. «Основная задача Фонда - финансирование на льготных условиях проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий, а также поддержка импортозамещающих и экспортоориентированных производств. С появлением Российско-Киргизского фонда развития в стране созданы такие условия для развития, каких нет ни в одной постсоветской стране» [1]. По состоянию на 15 сентября 2017 г. одобрено 769 проектов на общую сумму 248,768 млн долларов. Эти средства направляются на развитие пищевой промышленности, транспорта, логистики, строительства, агропромышленного комплекса на всей территории Киргизии [4].
В рамках двустороннего сотрудничества и участия в работе интеграционных объединений Россия оказывает Киргизстану всестороннюю помощь. Реализовано и осуществляется множество проектов. В качестве примера можно привести российский «Газпром», который работает по программе газификации Киргизии и инвестирует в это дело порядка 100 млрд рублей до 2030 г. В рамках программы «Газпром - детям» российская компания уже ввела в строй в республике пять спортивно-оздоровительных комплексов и планирует построить еще 11.
Существуют дополнительные возможности для развития взаимной торговли и инвестиционного сотрудничества, которые предоставляют сформированные в России институты развития экспорта и инвестиций - Внешэкономбанк, Российский экспортный центр, Российское агентство по страхованию экспортных кредитов, Росэксимбанк. При поддержке России в рамках выделенных 200 млн долларов проводятся мероприятия по оснащению таможенных постов, пунктов пропуска и лабораторий необходимым оборудованием.
Россия поддерживает и госбюджет Киргизии. Только с 2009 по 2016 гг. на эти цели было выделено 375 млн долларов. Списываются долги КР -в 2012 г. единовременно списано 300 млн долларов. В ходе подготовки к государственному визиту президента Киргизии А. Ш. Атамбаева в Россию 20 июня 2017 г. подписано соглашение о списании еще 240 млн долларов долга, что способствует снижению размера внешнего долга КР до 53% по отношению к ВВП [9].
Киргизия приобретает российские нефтепродукты по внутренним ценам за счет их поставок на беспошлинной основе. Только с 2010 г. экономия для Киргизской Республики составила 1,8 млрд долларов.
Оказывается многогранное содействие и по линии международных организаций. Так, по линии ПРООН при российском финансировании завершен проект комплексного развития Нарынской области стоимостью 3,5 млн долларов, благодаря ко-
торому запущены сотни небольших промышленных, сельскохозяйственных, ирригационных проектов, в результате чего сельчане получили работу, рабочие специальности, улучшилось благосостояние их семей. Через эту же международную организацию Россией выделено финансирование в 3,5 млн долларов на аналогичный проект в Ошской области. Россия предоставила 1,5 млн долларов на проект по укреплению туристического кластера в Ис-сык-Кульской области. По линии ЮНИСЕФ Россия участвует в финансировании проекта по улучшению доступа к водоснабжению, санитарии и гигиене, который охватывает 90 школ с 22 тыс. учеников. Предоставлен грант в размере 450 тыс. долларов для ПРООН на проект по обучению киргизских специалистов в области идентификации крупного рогатого скота.
Большое содействие Киргизия получает по линии Всемирной продовольственной программы ООН. Только этой международной организации Россия для проектов в КР выделила более 50 млн долларов, из которых 12 млн - в рамках проекта ООН по улучшению школьного питания. Сегодня 114 тыс. школьников в 266 школах ежедневно получают бесплатные горячие завтраки, изготовленные из российских продуктов на российском оборудовании. Это позволило значительно снизить уровень заболеваемости детей кишечными инфекциями. В 2017 г. к этому проекту присоединится еще 67 школ в различных регионах Киргизии.
В целях повышения эффективности социальной защиты уязвимых слоев населения с 2014 г. в КР осуществлено около тысячи проектов в 54 айыльных округах, оказана продовольственная помощь 197 тыс. сельских жителей, восстановлено 572 км ирригационных сетей, введено в эксплуатацию 47 тыс. га сельскохозяйственных угодий.
В ходе официального визита в г. Бишкек президента РФ В. В. Путина 28 февраля 2017 г. между Федеральной службой России по надзору в сфере защиты прав потребителей и Министерством здравоохранения КР был подписан меморандум, в соответствии с которым Киргизии будет оказана материально-техническая помощь в противодействии распространению инфекционных заболеваний и их профилактике, осуществляться обучение и подготовка киргизских кадров в этой сфере.
Приоритетным направлением гуманитарного сотрудничества является расширение сотрудничества российских образовательных учреждений с образовательными организациями Киргизии, повышение уровня преподавания на русском языке, обеспечение доступности российских образовательных ресурсов. В этой связи ежегодно организуются курсы повышения квалификации для учителей русского языка и литературы, а также учителей-предметников. В прошлом году на курсах разного формата повысили профессиональную квалификацию более 1000 учителей Киргизии. Только в 2016 г. киргизской стороне передано более 3 тыс. экземпляров учебно-методической и художественной литературы, мультимедийных и наглядных по-
собий. Руководство Киргизии проявляет неизменное и пристальное внимание к проблеме сохранения и расширения позиций русского языка.
Ежегодно по государственной линии выделяется более 400 бюджетных мест для абитуриентов из Киргизии, а общее число обучающихся в России киргизстанцев превышает 16 тыс. человек, из которых 5 тыс. проходят обучение за счет российского бюджета.
Межрегиональные связи с Киргизией поддерживают более 60 субъектов РФ, заключены более десятка соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Наиболее активно сотрудничество развивается с Москвой, Татарстаном, Алтайским краем, Оренбургской, Челябинской, Свердловской, Самарской, Новосибирской и Волгоградской областями [8].
В 2017 г. Киргизская Республика председательствует в ЕАЭС, что позволяет ей продолжить работу по конструктивному укреплению своих позиций в организации. После вступления КР в ЕАЭС президент КР А. Атамбаев заявил: «Кыргызстан вступил в Евразийский экономический союз, и первые шаги, сделанные в качестве полноправного члена в данной организации, говорят о правильном выборе» [7].
Сегодня можно утверждать, что Россия и Киргизия однозначно заинтересованы в дальнейшем углублении евразийской интеграции, возможности расширения ее масштабов. 20 июня 2017 г., отмечая 25-летие установления дипломатических отношений РФ и КР, президенты двух стран подписали «Декларацию об укреплении союзничества и стратегического партнёрства между Российской Федерацией и Киргизской Республикой» [2].
В документе отмечается «состоявшийся переход двусторонних отношений на новый уровень сотрудничества, характеризующийся стремлением к достижению эффективного использования потенциала Евразийского экономического союза», а также подтверждается необходимость совершенствования «взаимовыгодного интеграционного сотрудничества в торгово-экономической, научно-технической областях, производственной кооперации, прямых связей между хозяйствующими субъектами всех форм собственности в целях эффективного использования экономического потенциала двух государств и повышения благосостояния их народов».
Список литературы:
1. Глава Российско-Кыргызского фонда развития: Мы не ломаем банкам их бизнес, а развиваем: Интервью (11.07.2017) // URL: http:// www.akchabar.kg/news/za-polgoda-2017-go-vvp-kyrgyzstana-vyros-na-64/
2. Декларация об укреплении союзничества и стратегического партнёрства между Российской Федерацией и Киргизской Республикой. 20 июня 2017 г. // URL: http://kremlin.ru/supple-ment/5210/print
3. За полгода 2017-го ВВП Кыргызстана вырос на 6.4% (12.04.2017) // URL: http ://www. aenkg. info/news/view/2796. html
4. Информация о кредитной деятельности Российско-Кыргызского Фонда развития в разрезе отраслей (по состоянию на 15.09.2017 года) www.rkdf.org/files/graph/Summa%20i%20proekty.pd f
5. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ В. В. Путина от 30 ноября 2016 г. № 640 // URL: http:// www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248
6. Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 20132017 годы. Утв. Указом Президента КР от 21 января 2013 г. № 11 // URL: http://www.president.kg/ru/news/ukazy/1466
7. Обращение Президента Алмазбека Атам-баева к участникам IV Межрегиональной кыргызско-российской конференции. 22 сентября 2015 г. // URL: http://www.president.kg/ru/news
8. Российско-киргизские экономические отношения: Досье (28.02.2017) // URL: http://tass.ru/info/4056105
9. Россия списала долг Киргизии на 240 миллионов долларов (03.05.2017) // URL: https:// ria.ru/economy/20170503/1493572320.html
10. Что может дать ЕАЭС малому и среднему бизнесу? (24.02.2017) // URL: http://www.region.kg/index.php?option=com_content &view=article&id=2259
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
Пынтья-Каро Елена Олеговна
Старший преподаватель кафедры политологии и политического управления, ФОН ПГУ
им. Т.Г. Шевченко, г. Тирасполь
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется проблема создания эффективной системы управления государством и обеспечение института государственной службы Приднестровской Молдавской Республике (далее - ПМР) высокопрофессиональным кадровым составом. Подчеркивается важность профессиографического подхода в совершенствовании технологий отбора государственных служащих.
ABSTRACT
The article analyzes the problem of creating an effective system of state management and ensuring the institution of the public service of the Pridnestrovian Moldavian Republic with highly professional staff. The importance of a professional approach to improving the selection of civil servants is emphasized.
Ключевые слова: институт государственной службы, государственный служащий, профессиографи-ческий подход, професиграмма.
Key words: civil service institution, civil servant, professional approach, professigramma.
Одной их важнейших функций государства является управление всеми сторонами государственной и общественной жизни, что невозможно без эффективного кадрового обеспечения всех уровней формируемой в стране вертикали власти, главной единицей которой выступает государственный и муниципальный служащий.
Особо это актуально для государства, чье становление и развитие происходит в особых условиях, т.н. «вызовах» и «рисках».
Отсутствие международного признания Приднестровской Молдавской Республики, нежелание ближайших государств-соседей выполнять взятые на себя, в соответствии с международным правом, обязательства, гарантирующие мир на приднестровской земле, усугубляют, а порой и провоцируют сложную социально-экономическую ситуацию в Приднестровье.
Функционирование государства в подобных обстоятельствах видится возможным, во-первых, при условии мобилизации всех жизненных ресурсов общества, а, во-вторых, на основании создания эффективной системы управления государством. Достижение требуемых показателей может обеспечить только высокопрофессиональный кадровый состав института государственной службы, который является одной из базовых ее составляющих на ряду с правовой частью, а именно совокупностью
норм, стандартов, правил, требований, предъявляемых участникам государственного управления. О разработанности правовой составляющей государственной службы можно во многом судить по качеству исполнения своей профессиональной деятельности государственными служащими. Таким образом, для совершенствования приднестровской государственной службы актуальность приобретает вопрос не только о создании оптимальной структуры государственных органов и должностного состава, но и разработка соответствующих профессиограмм государственных служащих, адекватно отражающих перечень основных профессиональных требований. Создание профессиограммы предусматривает проведение научно обоснованного анализа всех аспектов трудовой деятельности каждого вида работника.
К сожалению, современная кадровая политика не обладает достаточным научным обоснованием принимаемых управленческих решений, что зачастую выражается в проблеме несоответствия сотрудника занимаемой должности, притоку «случайных» людей в профессию.
Кадровые ошибки в любой сфере деятельности могут приводить к тяжелым последствиям, а в сфере государственного управления эти последствия ощутимы для всего общества.