УДК 327.7 DOI: 10.23394/2079-1690-2017-1-3-156-160
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Крутько кандидат политических наук, докторант, Андрей Киргизско-Российский Славянский университет Андреевич (720000, Киргизская Республика, г. Бишкек, ул. Киевская, 44].
E-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена обоснованию тезиса о том, что военно-политическое сотрудничество является необходимым условием реализации евразийского интеграционного проекта.
Ключевые слова: военно-политическое сотрудничество, ОДКБ, евразийская интеграция, внешние угрозы, коллективная безопасность.
2017 год - год 25-летия подписания Договора о коллективной безопасности и 15-летия учреждения Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ], в состав которой сегодня входят Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан. За исключением Таджикистана, все перечисленные государства являются также членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС].
Сегодня можно сделать вывод о том, что военно-политическое сотрудничество этих государств стало своего рода гарантией реализации евразийского интеграционного проекта, который предполагает формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов [1]. Очевидно, что решение этих задач требует обеспечения защиты от внешних угроз и сохранения внутриполитической стабильности интегрирующихся государств.
Необходимо напомнить, что весь период формирования государственности постсоветских стран проходил в непростых социально-экономических и внутриполитических условиях, на фоне вполне реальных внешних угроз. Выработка общих принципов поведения на международной арене и поиск союзников в военно-политической сфере происходили на фоне «цветных революций» - «бульдозерной» в Югославии, «революции роз» в Грузии, «тюльпановой» в Киргиз-стане, «оранжевой» на Украине, «сиреневой» и «хризантемовой» в Молдове, «пурпурной» в Ираке, «жасминовой» в Тунисе, «лотосовой» в Египте, а также не менее острых внутригосударственных конфликтов в ряде регионов постсоветского пространства.
Попытки ряда внешних акторов сформировать так называемую «дугу нестабильности» по периметру бывшего Советского Союза способствовали росту потенциальных угроз, в первую очередь внутриполитической дестабилизации и как следствие - от смены правящих режимов до прямых угроз экономическим интересам Новых независимых государств (ННГ). В этих условиях императивность создания ОДКБ обусловливалась стремлением ННГ объединить свои усилия в деле борьбы за укрепление международной, региональной безопасности и стабильности. Весомое место здесь занимали вопросы коллективной защиты экономических интересов стран-участниц соответствующими средствами и методами.
Надо сказать, что к этому времени Российская Федерация как страна-интегратор уже подписала Основополагающий Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора (27.05.1997 г.]. В документе фиксировалось, что «для достижения целей настоящего Акта Россия и НАТО будут строить свои отношения на общей приверженности следующим принципам: <...>
• признание жизненно важной роли, которую демократия, политический плюрализм, верховенство закона и уважение прав человека и гражданских свобод, а также развитие рыночной экономики играют в развитии общего процветания и всеобъемлющей безопасности» [2].
Закрепленная в Основополагающем Акте силовая составляющая совместных действий открывала окно для последующего правового закрепления возможности обеспечения экономической безопасности России и ее союзников с использованием военно-политических компонентов, но уже в новой интеграционной структуре - ОДКБ.
Таким образом, насущная потребность сохранения суверенитета ННГ, обеспечение их внутриполитической стабильности и понимание невозможности решения этих задач только собственными усилиями привели государства бывшего СССР к осознанию необходимости разработки системы защиты национальных интересов коллективными военными усилиями. Итогом этого стало подписание в Ташкенте 15 мая 1992 г. главами шести государств-участников
СНГ: Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана - Договора о коллективной безопасности.
Договор опирался на Концепцию коллективной безопасности государств-участников, которая представляет собой совокупность взглядов государств-участников «на предотвращение и устранение угрозы миру, совместную защиту от агрессии, обеспечение их суверенитета и территориальной целостности» [3]. Важно подчеркнуть, что в концептуальном измерении Договор о коллективной безопасности опирался на принципы ООН, ОБСЕ и нормы международного права.
В сентябре 1993 г. к Договору присоединился Азербайджан, в декабре - Грузия и Белоруссия. В апреле 1994 г. этот документ вступил в силу для всех девяти стран сроком на пять лет. Его ключевым положением стало обязательство государств-участников предоставлять необходимую помощь, включая военную, а также поддержку «находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН» [4] в случае агрессии со стороны какого-либо государства против одного из государств-участников Договора (статья 4). Принципиальным достижением было включение в текст Договора положения о том, что суверенитет каждого его участника подтверждался нормой о совместном применении вооруженных сил исключительно на основе консенсуса.
Как отмечает эксперт Ю. Никитина, «первые десять лет хотя и заложили концептуальную основу для дальнейшего развития, но не дали значимых практических результатов, что привело к выходу из Договора Азербайджана, Грузии и Узбекистана в 1999 г. Вместе с тем можно сказать, что ожидания этих стран были несколько завышенными и Договор о коллективной безопасности, направленный на реакцию на внешнюю агрессию, никак не мог обеспечить урегулирование внутрирегиональных конфликтов» [5].
До 2002 г. Договор носил характер регионального соглашения, сыгравшего важную роль в поддержании тесного сотрудничества и взаимодействия его подписантов в военно-политической области. Возникновение новых вызовов и угроз сместило акцент в деятельности организации в сторону противодействия активности международных террористических организаций, незаконному обороту оружия и наркотиков, а также нелегальной миграции. Результатом этих процессов стало начало движения от взаимодействия в военно-политической сфере к комплексному обеспечению безопасности государств-участников, разработке механизмов оперативного реагирования. Динамика международной обстановки в конце 90-х гг. ХХ в. объективно диктовала необходимость углубления механизмов взаимопомощи в рамках Договора о коллективной безопасности, активизации политического консультативного механизма, усиления сотрудничества в сфере военного строительства, выхода на более продвинутый и качественный уровень военно-политической интеграции, достижения конкретной цели формирования подлинно союзнических отношений между его участниками.
Потребность в осуществлении качественных институциональных изменений обусловила начало формирования на базе Договора полноценной международной организации. 14 мая 2002 г. была учреждена Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 г. в г. Кишиневе был принят Устав ОДКБ, который зафиксировал новый статус этого межгосударственного объединения как международной, региональной организации [6].
Целями Организации Устав ОДКБ определил укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защиту на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов. При этом приоритет в достижении целей Организации был отдан политическим средствам.
С самого начала своей деятельности ОДКБ подключилась к обеспечению защиты ее участников от внешних угроз и к их борьбе с международным терроризмом.
В 2002-2008 гг. происходило выстраивание организационной структуры ОДКБ, принятие дополнительной правовой базы Организации, установление отношений с зарубежными странами и международными организациями.
События 2010 г. в Киргизской Республике обозначили узкие места в функционировании инструментов ОДКБ в плане обеспечения быстрого реагирования на угрозы внутригосударственного характера. В результате, в августе 2010 г. был создан механизм антикризисного реагирования ОДКБ и подготовлены соответствующие предложения по изменению уставных документов ОДКБ.
В декабре 2010 г. на совместном заседании Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ был рассмотрен вопрос
о совершенствовании механизмов кризисного реагирования Организации и повышении ее потенциала по эффективному противодействию любым угрозам и вызовам безопасности. В своем выступлении на этом заседании министр иностранных дел России С.В. Лавров заявил, что самым важным блоком согласованных вопросов являются изменения, которые вносятся в уставные документы ОДКБ с тем, чтобы повысить эффективность Организации в сфере чрезвычайного реагирования [7]. Таким образом, в 2010 г. был создан механизм кризисного реагирования ОДКБ, который стал важной составляющей системы коллективной безопасности от вызовов и угроз, не связанных с внешней агрессией [8].
Укрепилась договорно-правовая база Организации. Помимо уставных документов сегодня она насчитывает более 80 различных соглашений и протоколов. Развивается парламентское измерение ОДКБ. В 2006 г. на базе Межпарламентской ассамблеи (МПА] СНГ в Санкт-Петербурге создана Парламентская ассамблея ОДКБ (ПА ОДКБ]. Статус наблюдателя при ПА ОДКБ имеют Народная Скупщина Республики Сербии, Волеси Джирга Национальной ассамблеи Исламской Республики Афганистан, Парламентское собрание Союза Белоруссии и России. Представители Кубы, Пакистана и других стран участвуют в заседаниях ПА ОДКБ в качестве гостей.
Развивается сотрудничество ОДКБ с различными международными и региональными организациями. С 2004 г. Организация имеет статус наблюдателя в ГА ООН. В октябре 2007 г. подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Секретариатом ШОС, в декабре 2009 г. - Меморандум о сотрудничестве между Секретариатом ОДКБ и Исполнительным комитетом СНГ. Поддерживаются контакты с ОБСЕ, Организацией Исламского сотрудничества, Международной организацией по миграции и другими международными структурами. 18 марта 2010 г. в Москве подписана Совместная декларация о сотрудничестве между секретариатами ООН и ОДКБ, которая предусматривает налаживание взаимодействия между двумя организациями, в частности, в сфере миротворчества. В ее развитие 28 сентября 2012 г. в Нью-Йорке подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Департаментом операций ООН по поддержанию мира. В ходе 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 21 ноября 2016 г. на пленарном заседании консенсусным решением были приняты резолюции о сотрудничестве ООН с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ], Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС] и Содружеством Независимых Государств (СНГ].
К настоящему времени с участием ОДКБ подписано 48 международных договоров. Сотрудничество Организации с международными и региональными организациями нацелено на оптимизацию взаимодействия в сфере борьбы с терроризмом, наркотрафиком, транснациональной преступностью, на противодействие другим угрозам миру и безопасности [9].
Укрепляется сотрудничество государств-членов ОДКБ в антинаркотической сфере. Основополагающим документом здесь является утвержденная в декабре 2014 г. «Антинаркотическая стратегия государств-членов ОДКБ на 2015-2020 годы», предусматривающая комплекс мер в правоохранительной сфере и в области здравоохранения.
С 2003 г. на территории государств-членов ОДКБ проводится международная комплексная антинаркотическая операция «Канал» (с 2008 г. преобразована в постоянно действующую]. Всего с 2003 по 2017 гг. проведено 25 этапов операции «Канал», благодаря чему изъято из незаконного оборота 335 тонн наркотиков и выявлено порядка 100 тыс. наркопреступлений [10]. К осуществлению операции в различных форматах (в качестве наблюдателей или участников] присоединялись правоохранительные структуры Азербайджана, Афганистана, Болгарии, Боливии, Венесуэлы, Ирана, Испании, Италии, Китая, Колумбии, Латвии, Литвы, Монголии, Никарагуа, Пакистана, Польши, Перу, Румынии, США, Турции, Туркменистана, Украины, Финляндии, Франции и Эстонии, а также представители Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, Интерпола, Каспийской антинаркотической пятерки, ОБСЕ, СНГ, Центрально-Азиатского антинаркотического квартета и ШОС.
Страны-члены ОДКБ плотно сотрудничают в сфере противодействия незаконной миграции граждан третьих (по отношению к ОДКБ] стран. Под эгидой Организации функционирует Координационный совет руководителей компетентных органов государств-членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией (КСБНМ], а также Рабочая группа при нем, членами которой являются руководители структурных подразделений органов внутренних дел, служб безопасности, миграционных и пограничных служб.
С 2014 г. на постоянной основе осуществляется операция «ПРОКСИ», предназначенная для борьбы с преступлениями в информационной среде. Вопросы информбезопасности и совершенствования системы управления формированиями сил спецназначения КСОР ОДКБ при проведении
ими специальных операций получили дальнейшее развитие в рамках состоявшегося в июне 2017 г. в Минске заседания Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ.
С учетом внешнеполитических реалий возросла актуальность укрепления военно-технического сотрудничества между государствами-членами ОДКБ. Были созданы механизмы российских поставок союзникам вооружения и спецтехники (по внутрироссийским ценам], оказания военно-технической помощи государствам-членам ОДКБ (на безвозмездной основе], организована совместная подготовка военных кадров.
Необходимость тесной координации на всех уровнях военно-политического сотрудничества вполне объяснима. Напомним, что об угрозе «цветных» революций уже в современных условиях говорили в интервью МГТРК «Мир» главы ряда стран ОДКБ. Так, президент Казахстана
H. А. Назарбаев, назвав «цветные» революции внешним вмешательством, сообщил, что противодействие этой угрозе обсуждается на совместных учениях Организации [11]. О своей озабоченности в этом плане неоднократно говорили также президенты Белоруссии А. Г. Лукашенко и Киргизстана А. Ш. Атамбаев. Президент России В. В. Путин твердо убежден в необходимости противостоять любым попыткам дестабилизации суверенных государств: «Разумеется, ничего такого допустить мы не должны и будем всячески стараться соответствующим образом вести себя в России и всячески поддерживать наших партнеров по ОДКБ» [12].
О том, что ОДКБ и Евразийский экономический союз в условиях нарастания международной напряженности имеют пересекающиеся интересы, свидетельствуют итоги саммита ЕАЭС и неформальной встречи лидеров ОДКБ, которые состоялись в апреле 2017 г. в Бишкеке [13]. Комментируя их, новый генеральный секретарь ОДКБ Ю. Г. Хачатуров подчеркнул, что «принципы, изложенные в Договоре о коллективной безопасности и Уставе Организации, составляют смысловой каркас ОДКБ, задают вектор последующих интеграционных усилий государств-членов нашей Организации. <...> Сегодня в динамично меняющемся мире, который, к сожалению, не становится безопаснее, перед ОДКБ стоит задача дальнейшего упрочения международного авторитета Организации, более четкого акцентирования своих геополитических интересов как структуры, способной активно влиять на эволюцию современной системы безопасности в Евразии» [14].
Литература
I. Договор о Евразийском экономическом союзе. Подписан в г. Астана 29 мая 2014 г. президентами Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации // URL: https://docs.eaeunion.org/ru
2. Основополагающий Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора. 27 мaя 1997 г. // URL: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_25468.htm
3. Концепция коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. // URL: http://odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=130
4. Организация Договора о коллективной безопасности. Общие сведения // URL: http://www.dkb.gov.ru/a/anew.htm
5. Никитина Ю. ОДКБ - 2017: Сколько лет имениннице и с чем ее поздравлять? // URL: http://www.odkb-csto.org/news/detail.php?ELEMENT_ID=8680&SECTION_ID= 92&sphrase_id=23056
6. Устав Организации Договора о коллективной безопасности. Принят 7 октября 2002 г. // URL: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ ID=124
7. Стенограмма выступления министра иностранных дел России С. В. Лаврова по итогам совместного заседания СМИД, Совета министров обороны и Комитета секретарей совбезов ОДКБ (9.12.2010) // URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/226014
8. Центр кризисного реагирования ОДКБ начнет работу в ближайшее время // URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4280138http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4280138
9. О принятии резолюций ГА ООН по сотрудничеству с ОДКБ, ШОС и СНГ // URL: http://cismission.mid.ru/-/o-prinatii-rezolucij-ga-oon-po-sotrudnicestvu-s-odkb-sos-i-sng?inheritRedirect=true
10. Сайт ОДКБ // URL: http://www.odkb-csto.org/
11. Эксклюзивное интервью президента Казахстана Нурсултана Назарбаева (12.04.2017] // URL: https://mir24.tv/news/15951683
12. Путин: Мы не должны допустить «цветной» революции (12.04.2017] // URL: http://mir24.tv/news/politics/15955608
13. В Бишкеке состоялась встреча лидеров стран ОДКБ и Евразийского экономического союза (14 апреля 2017 г.] // URL: http://www.1tv.ru/news/2017-04-14/323539-v_bishkeke_sostoyalas_vstrecha_liderov_stran_odkb_i_evraziyskogo_ekonomicheskogo_soyuza
14. Хачатуров Ю.Г. ОДКБ - 15 лет вместе во имя безопасного мира и стабильного развития // URL: http://tass.ru/opinions/4276931
Krutko Audrey Andreevich, Candidate of political sciences, doctoral candidate of the Kyrgyz-Russian
Slavic University (44, ul. Kievskaya, Bishkek, 720000, Kyrgyz Republic).
E-mail: [email protected]
MILITARY-POLITICAL ASPECTS OF EURASIAN INTEGRATION
Abstract
The article is devoted to substantiating the thesis that military-political cooperation is an obligatory condition for the implementation of the Eurasian integration project.
Keywords: military-political cooperation, CSTO, Eurasian integration, external threats, collective security.
УДК 66.2(2Рос) DOI: 10.23394/2079-1690-2017-1-3-160-164
НОВЫЕ ВИДЫ ВОЙН В ПРОЦЕССАХ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ ГОСУДАРСТВ
Кузина доктор политических наук, профессор кафедры политологии Светлана и этнополитики, Южно-Российский институт управления - филиал Ивановна Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
(344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: [email protected] Хагуш аспирант кафедры политологии и этнополитики,
Саида Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии
Львовна народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена современным процессам противостояния государств за глобальное доминирование в мире. Процессы конкуренции не всегда носят мирный характер, приобретая все новые и новые формы военных действий. Авторами анализируются новые формы ведения войн: преэмптивные, диффузные, гибридные, тайные, процессы приватизации и коммерциализации военного насилия. Исследование изменений в методах ведения войн в современном мире является необходимой составляющей обеспечения национальной безопасности российского государства.
Ключевые слова: преэмптивная, диффузная, гибридная, тайная войны, глобальное доминирование.
О том, что методы ведения войны являются изменчивым и эволюционирующим процессом, говорил еще знаменитый немецкий теоретик и практик военных действий Карл фон Клаузевиц в начале XIX века. В своей книге «О войне» он разрабатывает теорию ведения войны, придавая большое значение не только ее технической стороне, но и социальным факторам: моральной потенции, духу народа, доблести армии и другим [1].
В современном мире утверждение, что прежние формы и стратегии войн между государствами устарели, является достаточно популярной темой. Много пишется и говорится о «гибридных войнах», «конфликтах низкой интенсивности», «постмодернистских войнах» и прочих, определяемых так или иначе как важных тенденциях изменения облика миросистемы. Особенно хорошо разработана тема информационной войны, ведущейся в виртуальном пространстве, опасный потенциал которой Россия оценила уже после проигранной «холодной» войны. Риски противостояния в мире сохраняются и даже усиливаются, поэтому игнорирование уровня их