Научная статья на тему 'Военно-патриотическое воспитание молодёжи Санкт-Петербурга в 1992-2005 гг. (опыт деятельности государственных органов и общественных организаций)'

Военно-патриотическое воспитание молодёжи Санкт-Петербурга в 1992-2005 гг. (опыт деятельности государственных органов и общественных организаций) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
219
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / НРАВСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПАТРИОТИЗМА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH / STATE PROGRAM OF PATRIOTIC EDUCATION / MORAL CONTENT OF PATRIOTISM / LEGAL BASE OF PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Паберзс Андрей Имантович

В статье обосновывается идея о том, что в современных условиях патриотизм, благодаря своему нравственному содержанию, может выступать важным фактором консолидации и согласования интересов различных социальных групп и движений, единения общественной и государственной систем.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the idea is proved that in modern conditions patriotism, due to its moral content, can be an important factor of consolidation and coordination of interests of various social groups and movements, unifications of public and state systems.

Текст научной работы на тему «Военно-патриотическое воспитание молодёжи Санкт-Петербурга в 1992-2005 гг. (опыт деятельности государственных органов и общественных организаций)»

Андрей ПАБЕРЗС

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В 1992-2005 гг. (опыт деятельности государственных органов и общественных организаций)

В статье обосновывается идея о том, что в современных условиях патриотизм, благодаря своему нравственному содержанию, может выступать важным фактором консолидации и согласования интересов различных социальных групп и движений, единения общественной и государственной систем.

In the article the idea is proved that in modern conditions patriotism, due to its moral content, can be an important factor of consolidation and coordination of interests of various social groups and movements, unifications of public and state systems.

Ключевые слова:

военно-патриотическое воспитание молодёжи, государственная программа патриотического воспитания, нравственное содержание патриотизма, нормативно-правовая база патриотического воспитания; military-patriotic education of youth, state program of patriotic education, moral content of patriotism, legal base of patriotic education.

Интересы национальной безопасности страны заострили проблему формирования патриотической доминанты в коллективной и индивидуальной психологии граждан страны, морально-психологической готовности к выполнению конституционного долга по вооружённой защите Отечества. Однако в первой половине 1990-х гг. в постсоветской России в общественном сознании сформировалась тенденция нигилистического отношения к советскому патриотизму как пережитку уходящей эпохи. В то же время в начале XXI в. у государственного руководства страны проявилась политическая воля, направленная на формирование у граждан чувства любви к Отечеству.

Военно-патриотическое воспитание молодёжи в 1992—2005 гг. строилось на основе законов РФ «Об образовании», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», Указа Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики», государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы», программы «Патриотическое воспитание молодёжи Санкт-Петербурга на 2002—2004 годы».

Примером непреходящего внимания к патриотическому воспитанию россиян в наши дни является государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы», утверждённая постановлением Правительства РФ № 422 от 11 июля 2005 г., где подчёркивается необходимость единой государственной политики в указанной области и соответствующей её содержанию системы патриотического воспитания граждан страны. Умелая целенаправленная работа по воспитанию молодых патриотов способствует объединению всего населения страны для совместной защиты нашего Отечества. Она может и должна существенно снизить напряжённость в межнациональных отношениях, стать фактором единения армии и народа.

События последнего десятилетия со всей очевидностью показали, что патриотизм должен рассматриваться в качестве главной консолидирующей основы сохранения целостности, независимости и

ПАБЕРЗС Андрей Имантович — преподаватель кафедры военной истории Военной академии связи им. С.М. Буденного, г. Санкт-Петербург

могущества России. В современных условиях патриотизм, благодаря своему нравственному содержанию, может выступать важным фактором консолидации и согласования интересов различных социальных групп и движений, единения общественной и государственной систем.

Процессы общественно-политических и социально-экономических преобразований, происходящие в современной России, выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, в полном смысле слова демократического государства, обеспечивающего на деле конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищённости. Успешное решение этих задач требует глубокого осмысления российскими гражданами всего происходящего, выработки активной жизненной позиции и повсеместного вовлечения их в полноценную практическую деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает необходимость формирования у граждан, прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств. Среди них большое значение имеют патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

Исходя из объективных потребностей современного развития Российской Федерации, можно выделить несколько групп факторов, определивших историческую необходимость воссоздания системы военно-патриотической работы с подрастающим поколением как составной части патриотического воспитания. Это факторы:

— исторические, вытекающие из уроков прошлого и многовековой истории Российского государства;

— внутренней обстановки, связанные с началом и развитием кардинальных преобразований во всех сферах жизни страны, влияющие на формирование системы основных мировоззренческих ценностей молодого поколения;

— военно-стратегические, обусловленные реалиями военной опасности.

Нормативно-правовая база военно-патриотического воспитания, по мнению автора, в рассматриваемый период состояла из двух основных групп. Первую группу правовых источников составляют законы и подзаконные нормативно-правовые акты,

указы Президента Российской Федерации. К ним можно отнести Конституцию Российской Федерации, федеральные законы РФ «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», переизданный в новой редакции как Федеральный закон от 28 марта 1998 года, «О статусе военнослужащих», «Об общественных объединениях» (1995).

Ко второй группе относятся постановления Правительства Российской Федерации. Среди множества постановлений Правительства РФ, в первую очередь, необходимо выделить государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы», государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы», утверждённую постановлением Правительства РФ № 422 от 11 июля 2005 г.

В качестве нормативно-правовой базы для данной статьи автором были рассмотрены постановления правительства Санкт-Петербурга, программные и распорядительные документы различных государственных органов, органов управления г. Санкт-Петербурга и общественных организаций федерального и городского уровня, городская программа «Патриотическое воспитание молодёжи Санкт-Петербурга на 2002—2004 годы». В этой программе наиболее полно учтены направления патриотического воспитания всех соответствующих возрастных групп и социальных слоёв населения.

Основным координатором военно-патриотического воспитания выступали городские органы управления Санкт-Петербурга. Созданная система строилась на консолидации деятельности этих органов с образовательными учреждениями, учреждениями культуры, ветеранскими, молодёжными и религиозными организациями. В рассматриваемый период был принят ряд постановлений правительства Санкт-Петербурга, сыгравших положительную роль в осмыслении патриотического воспитания молодёжи1.

1 Программа «Молодёжь Санкт-Петербурга» на 2001—2003 годы»; постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24 апреля 2001 г. № 403-ПП «О развитии кадетского образования в г. Санкт-Петербурге»; постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26 мая 1992 г № 318 «О задачах на 1992—1995 гг. по увековечению памяти защитников Родины»; постановление Правительства Санкт-Петербурга от 03 ноября 1992 г. № 924 «О мерах по реализации Закона РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» и др.

В исследуемый период работа поисковых формирований министерств и ведомств по поиску и захоронению, установлению имён погибших и пропавших без вести во время Великой Отечественной войны регулировалась в соответствии с Законом РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», приказом министра обороны РФ 1993 «О мерах по исполнению Закона РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества в армии и на флоте» и другими нормативно-правовыми актами в этой области.

Одним из нормативно-правовых документов, регламентировавших работу по военно-патриотическому воспитанию молодого поколения России, была федеральная целевая программа «Молодёжь России», принятая на 2001—2005 гг., составной частью которой являлась подпрограмма формирования условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодёжи, увековечения памяти защитников Отечества, а также подпрограмма развития массового молодёжного спорта1.

Сказанное позволяет сделать вывод, что в рассматриваемый период началось формирование нормативно-правовой базы: принимались федеральные законы и подзаконные акты, создавались ведомственные и межведомственные приказы и директивы, определявшие содержание военно-патриотического воспитания и меры государственной поддержки общественных объединений и организаций, ведущих работу по данному направлению. В то же время необходимо отметить непоследовательность действий законодателей в рамках исследуемой проблемы. Так, в законе о воинской обязанности и военной службе в 1998 г. в качестве обязательного установлено получение гражданами начальных знаний в области обороны, подготовка по основам военной службы и создание системы военно-патриотического воспитания. Однако при определении государственных образовательных стандартов 14 июня 2002 г. законодатели внесли изменения в закон «Об образовании», в которых данный вид подготовки отнесён к фа-

1 Текущий архив Государственного комитета РФ по делам молодёжи, д. 12/3, 2001, л. 128-130.

культативным и необязательным, что негативно отразится на всей системе подготовки граждан к военной службе и выполнению конституционного долга по защите Отечества.

В военно-патриотическом воспитании молодого поколения г. Санкт-Петербурга выделялись следующие приоритетные направления: духовно-нравственное; историческое; патриотическое; профессионально-деятельностное; психологическое воспитание. Автор отмечает, что ведущая роль в решении задач по военно-патриотическому воспитанию юношества в системе образования г. Санкт-Петербурга в рассмотренный период отводилась базовым учебным дисциплинам: русскому языку, литературе, истории, географии, граждановедению, основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).

Социальный заказ учебным заведениям, временным творческим коллективам на разработку и осуществление программ подготовки соответствующих специалистов проводился администрацией г. Санкт-Петербурга. Подбор кандидатов в учебные группы осуществлялся Комитетом по молодёжной политике и взаимодействию с молодёжными организациями с участием Управления кадров Администрации Санкт-Петербурга и с учётом рекомендаций отделов по делам молодёжи территориальных управлений администраций. Складывалась вертикальная система реализации молодёжной политики.

Таким образом, повышение эффективности военно-патриотического воспитания, обновление его содержания, методов и форм, повышение действенности находятся в прямой зависимости от использования исторического опыта недалекого прошлого, во многом схожего по своей противоречивости и непредсказуемости с днём сегодняшним. Только понимание глубины проблем прошлого даёт возможность найти корни противоречий нынешнего времени, т.к. история у нашего государства одна. Надо брать всё лучшее, использовать его, не отгораживаться новыми конъюнктурными ширмами от оправдавших себя форм работы государственных и общественных организаций по военнопатриотическому воспитанию молодого поколения граждан России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.