Алексей БУШУЕВ
РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ: ОПЫТ ПОСТСОВЕТСКОГО ТАТАРСТАНА
В статье на примере Республики Татарстан охарактеризован региональный опыт патриотического воспитания молодежи, показана его результативность и обозначены имеющиеся трудности в решении задач патриотического воспитания.
Regional experience of youth’s patriotic education on the example of the Republic of Tatarstan is characterized in the article. Its effectiveness is shown and available difficulties in the solution of patriotic education’s problems are designated.
Ключевые слова:
патриотическое воспитание, патриотизм, молодежь, Республика Татарстан; patriotic education, patriotism, youth, Republic of Tatarstan.
Распад Советского Союза стал переломным для его граждан во многих смыслах, т.к. за ним последовали не только распад органов власти и крах некогда могущественной идеологии, но и разложение функционировавших долгие годы обществен -ных институтов со всеми вытекающими отсюда последствиями. Одновременно произошел слом существовавшей долгое время системы работы по патриотическому воспитанию подрастающих поколений. Дети и молодежь, ранее окруженные заботой много -численных государственных и общественных организаций, в новых условиях оказались предоставленными сами себе. Это касалось как организации их досуга, так и общественно - политической социа -лизации, т.к. прежняя система воспитательной работы была раз -рушена, а новая система, отвечающая целям и ценностям новой России, еще не была создана.
В эти годы многие негативные факторы реально затрудняли про -цесс патриотического воспитания молодежи, часть из них про -должает оказывать влияние на общество и сегодня. Это, прежде всего, длительная нестабильная социально экономическая, поли тическая обстановка в стране, отсутствие у властей четкого виде ния путей развития страны, значительное социальное расслоение и низкий уровень жизни основной массы населения, растущая кри -минализация молодежных сообществ, утрата престижа страны как мировой державы, крушение идеалов и отсутствие общепризнан -ных морально - этических норм жизни и поведения в постсоветское время, широкое распространение среди молодежи асоциальных явлений, разрушительное влияние средств массовой информации (особенно телевидения) на культурные, духовные и нравственные ценности молодежи, разрушение культурных и исторических цен ностей в сочетании с растерянностью в вопросах идеологии, ком мерциализация системы духовно нравственного развития детей и молодежи и всей интеллектуальной и культурной жизни вообще1. Все это неблагоприятно сказалось на гражданской и патриотиче
1 Бушуев А.С. Развитие политического сознания молодежи Республики Татарстан в 1985—2004 гг.: историко- социологический аспект : автореф. дис. ... к.и.н. — Казань, 2007, с. 21; Кондакова Н.И. Патриотизм: содержание и институциональные формы // Патриотизм — составляющая государственной национальной политики России: теория, практика. — М. : Голден- Би, 2010, с. 117-118.
БУШУЕВ
Алексей Сергеевич — к.и.н., старший научный сотрудник отдела новой и новейшей истории Института истории АН РТ а [email protected]
ской ориентации молодых людей, обусло -вив девальвацию понятий долга, чести и достоинства и т.п. Вместе с тем именно формирование гражданской культуры и патриотизма у подрастающих поколений в условиях постсоветской трансформации общественно политической системы при обрело большое значение.
Работа с молодежью осложнялась еще и потому, что в начале 1990 -х отсутствовал единый общефедеральный орган государ -ственного управления, непосредственно занимающийся делами молодежи, долгое время не существовало и единого обще федерального закона о молодежи, кото рый бы регулировал базовые направле ния молодежной политики страны. Вся молодежная политика на этом этапе регулировалась лишь Указом Президента РФ «О первоочередных мерах в обла -сти государственной молодежной поли тики» и «Основными направлениями го -сударственной молодежной политики в Российской Федерации»1.
Все это привело к тому, что федераль ное правительство утратило контроль над ситуацией, произошло своеобразное сме щение центра тяжести в работе государ ственных органов в этом направлении от федерального центра к регионам2. В таких условиях особое значение приобрело фор -мирование региональных моделей патри отической работы с молодежью, каждая из которых имела свою специфику и раз личалась от региона к региону. Одна из таких региональных моделей сложилась в Республике Татарстан.
В Татарстане формирование собствен -ной региональной модели патриотиче -ской работы с молодежью началось с при нятия Верховным Советом республики в октябре 1993 г. республиканского закона «О молодежи» (закон РТ № 1983- XII), который не только определил приоритеты в регулировании молодежной политики, но и стал правовой основой создания
1 Указ Президента РФ от 16.09.1992 № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1992, № 39, ст. 2182, с. 2811-2813; Постановление ВС РФ от 03.06.1993 № 5090-1 «Об основных направлениях государственной моло дежной политики в РФ» // Там же, 1993, № 25, ст. 903, с. 1488-1489.
2 Бугай Н.Ф. Патриотизм — принадлежность Отечеству, принадлежность человечеству // Патриотизм - составляющая государственной национальной политики России: теория, практи ка. — М. : Голден- Би, 2010, с. 270.
республиканского органа исполнитель -ной власти, призванного решать насущ -ные молодежные проблемы3. Поэтому созданный Государственный комитет РТ по делам детей и молодежи выступил координирующим центом такой работы4. Позднее комитет был преобразован в Министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ. Основным содержанием деятельности комитета на начальном этапе его работы была целенаправленная политика по отношению к молодежи, заключающаяся, прежде всего, в создании необходимых социально - экономических, организационных и правовых условий для ее самореализации, инициативы и пред приимчивости5.
Для характеристики региональной модели Татарстана наиболее интересно развитие одного из приоритетных направ лений молодежной политики, обозначен ных в законе РТ «О молодежи», — форми -рование системы гражданского и патрио тического воспитания6.
Гражданское воспитание молодого поколения после распада СССР долгое время проводилось бессистемно, от случая к случаю. Вопросам патриотического воспитания детей и молодежи на местах не всегда уделялось должное внима ние. Затянулся процесс создания новой системы патриотического воспитания, отвечающей современным требованиям, оказался разлажен долгие годы работав ший, «как часы», механизм организа -ции и координации этой деятельности. Материально техническое и финансовое обеспечение деятельности по патриоти ческому воспитанию детей и молодежи в 1990 - е гг. оказалось вообще катастрофиче -ским. Поиск внебюджетных источников финансирования не давал положительных результатов.
Система гражданского и патриотиче -ского воспитания предусматривала работу различных общественных институтов и
3 Текущий архив Государственного Совета Республики Татарстан (ТА ГС РТ), ф. Р-6004, оп. 1, д. 65, л. 1.
4 Постановление ВС РТ «Об образовании Государственного Комитета Республики Татарстан по делам детей и молодежи» от 02.03.1993 № 1751-ХП // Ведомости ВС Татарстана, 1993, № 3, ст. 46, с. 31.
5 ТА ГС РТ, ф. Р -6004, оп. 1, д. 147, л. 4.
6 Закон РТ от 19.10.1993 № 1983 -XII «О молодежи» // Ведомости ВС Татарстана, 1993, № 10, ст. 215, с. 32-55.
государственных организаций, которые действовали одновременно, но далеко не всегда согласованно. Институты социали -зации - семья, школа, средства массовой информации, армия, общественные объ -единения - оказались в новых условиях разобщенными, выступали как конкури рующие или вовсе не связанные между собой образования, оказавшиеся к тому же в неравных условиях распространения своего влияния. Кроме того, серьезной проблемой в первой половине 1990 х гг. стало то, что имеющиеся неформальные организации, занимавшиеся подобной работой, лишились какой -либо (и в пер -вую очередь, финансовой) поддержки со стороны властей. Возник вопрос о даль нейшем существовании этих организа ций. Для сохранения одного из активных участников процесса патриотического воспитания - поискового движения - в 1993 г. в республике было решено создать общественное молодежное объединение «Отечество». Это лишь в некоторой сте -пени поправило ситуацию, но не решило накопившихся в этой области проблем.
В обществе так и не были созданы усло -вия для привлечения и эффективного использования сил и средств, с помощью которых можно было бы создать эффек -тивную систему патриотического воспи тания подрастающего поколения. В этих условиях главным организатором патрио тического воспитания детей и молодежи вновь выступило государство.
С созданием в 1994 г. Комитета по делам молодежи появилась надежда на возрождение системы патриотического воспита ния в республике. Однако в новых усло -виях это оказалось очень сложно. Кроме экономических трудностей, возникших на этом пути, вышли на поверхность и орга низационные проблемы. Дело в том, что Комиссия Верховного Совета РТ по делам молодежи, физической культуре и спорту и недавно образованный Государственный комитет РТ по делам детей и молодежи по охвату молодежи и своему влиянию на нее никак не могли сравниться с былым влиянием комсомола (ВЛКСМ), которым он обладал в советское время. Это было связано с тем, что действовать эти государственные структуры могли только через общественные организации ввиду отсутствия собственных первичных орга низаций. При этом некоторые из обще ственных объединений и ассоциаций,
выполнявших работу с разными категори ями молодежи, не имели даже приблизи тельной программы деятельности и были ориентированы на решение весьма огра ниченного круга задач.
Сложности в направлении совершен ствования патриотико - воспитательной работы были связаны еще и с тем, что в этот период по разным причинам зача -стую не выполнялись уже принятые реше ния органов власти.
Проведение патриотической работы с молодежью в республике нужно было соотносить с тенденциями общероссий -ского общественно политического раз вития. В этих условиях необходима была консолидирующая основа, которую в итоге составила принятая в 2001 г. Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001—2005 гг.1 Эта программа была ориентирована на все социальные слои и возрастные группы населения страны. В ней определялись основные пути развития системы патрио тического воспитания граждан России, ее основные компоненты. Программа предусматривала создание нормативно правовой базы патриотического воспита ния, совершенствование и координацию деятельности органов государственной власти и общественных объединений в этом направлении, государственное воз действие на пропаганду патриотизма в средствах массовой информации2.
Патриотическое воспитание детей и молодежи в республике на тот момент велось в соответствии с данной го сударственной программой, а также Постановлением Кабинета министров РТ «Об организации работы по нрав ственному, военно патриотическому вос питанию молодых граждан Республики Татарстан и увековечению памяти жертв войн и репрессий»3.
Следующим этапом активизации дея
1 Постановление Правительства РФ от 16.02.2001 № 122 «О государственной программе “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001—2005 гг.”» (с программой) // Сборник нормативно правовых документов по органи зации работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи. — Казань: Отечество, 2002, с. 6—56.
2 Там же, с. 10—14.
3 Постановление КМ РТ от 13.09.1999 № 608 «Об организации работы по нравственному, военно патриотическому воспитанию молодых граждан РТ и увековечению памяти жертв войн и репрессий» // ТА МДМСТ РТ.
тельности государственных органов и общественных объединений Татарстана в этом направлении явилась разработка и принятие весной 2002 г. республиканской комплекснойпрограммы«Патриотическое воспитание детей и молодежи Республики Татарстан на 2002-2006 гг.»1. В нулевых годах аналогичные программы были при няты и начата соответствующая деятель ность в целом ряде субъектов РФ — от Санкт - Петербурга до Новосибирска2.
Татарстанская программа патриотиче ского воспитания была разработана рядом министерств и ведомств (Министерство по делам молодежи и спорту, Военный комис сариат РТ) совместно с общественными (ОМО «Отечество», «Герои Татарстана») и ветеранскими (Совет ветеранских органи -заций, Комитет ветеранов войны и воен ной службы РТ) организациями, поэтому в ней учитывались различные интересы и возможности этих структур. Вслед за этим в 25 городах и районах республики были приняты местные программы патриоти ческого воспитания и созданы соответ -ствующие межведомственные комиссии3. Программа предусматривала развитие системы патриотического воспитания детей и молодежи республики, создание условий для физического развития, подго товки молодежи к службе в армии, содей -ствие развитию общественного движения в области патриотического воспитания.
Основной упор в патриотическом вос питании в условиях отказа от единой идеологии как последствия ее глубочай шего кризиса делался теперь на военно патриотическое воспитание молодежи. В этом направлении проводились многочис ленные мероприятия: республиканская военно патриотическая игра «Зарница», спартакиады и различные спортивные
1 Постановление КМ РТ от 18.03.2002 № 133 «О республиканской комплексной программе “Патриотическое воспитание детей и молодежи РТ на 2002—2006 гг.”» // Сборник постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, 2003, № 10, с. 90.
2 См.: Бугай Н.Ф. Указ. соч., с. 275—277; Паберзс А.И. Военно-патриотическое воспитание молодежи Санкт Петербурга в 1992—2005 гг. (опыт деятельности государственных органов и общественных организаций) // Власть, 2009, № 7, с. 35—37.
3 Информация об итогах выполнения госу дарственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001—2005 гг.» // ТА МДМСТ РТ. — Казань, 2006, л. 1.
соревнования, военно исторические турниры, профильные (в т.ч. историче -ские) смены на базе летних загородных и палаточных лагерей в Алексеевском, Чистопольском, Новошешминском районах, а также в Казани, Набережных Челнах, Елабуге и др.4
Большое внимание уделялось инфор -мационному сопровождению программы в СМИ. Так, в частности, на телеканале «Татарстан» при поддержке Министерства по делам молодежи и спорту регулярно стала выходить программа «Здорово живешь», систематически освещающая ход реализации основных направлений молодежной политики и патриотического воспитания.
Еще одним из направлений работы стала организация молодежных и студенческих формирований по охране общественного порядка, для координации деятельности которых был создан республиканский центр «Форпост»5. Охрана и поддержа -ние общественного порядка силами самой молодежи республики также способствует осознанию важности гражданской ответ ственности, соблюдения прав и свобод всех граждан независимо от возраста, социального положения и других соци альных детерминантов.
Усилия, предпринятые органами госу дарственной власти и общественными организациями республики, не прошли бесследно. Динамику происшедших положительных изменений в молодеж ном сознании можно наблюдать на изме нении интенсивности чувства гордости за свою страну у молодежи, зафиксиро ванном в первом десятилетии XXI в., в отличие от уровня середины 1990 - х гг.6 (см. табл. 1 и 2).
Как видим, к середине нулевых годов увеличилось не только число молодых людей, отмечающих наличие чувства гор дости за страну, но (хотя и незначительно)
4 Бариев М.М., Морозова Г.В., Тарасова Н.С. Десятилетие реализации государственной моло дежной политики в РТ: опыт, проблемы, перспек тивы: доклад. — Казань: РЦИМ, 2004, с. 128—129.
5 Информация о деятельности Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ по патрио тическому воспитанию и подготовке допризыв ной молодежи к службе в ВС РФ // ТА МДМСТ РТ. — Казань, 2002, л. 1—3.
6 Бушуев А.С. Развитие политического сознания молодежи Республики Татарстан в 1985—2004 гг.: историко социологический аспект. — Казань : Институт истории АН РТ, 2009, с. 97.
Таблица 1
Число гордящихся своей страной среди молодежи Татарстана в 1995 и 2004 гг.*, %
1995 2004 Разница показателей / ошибка разности**
Гордятся 21,4 46,5 25,1 / ±5,7
Не гордятся 40,3 14,9 —25,4 / ±5,5
Затруднились ответить 38,3 38,6 0,3 / ±6,2
* Составлено по: Политическая социализация молодежи РТ (некоторые аспекты проблемы). — Казань, 1995, с. 36; Таблицы распределения ответов по результатам республиканского опроса молодежи 2004 г., л. 1008 // Личный архив автора.
** Здесь и далее расчет значимости разностей процентных показателей произведен с вероятностью 95% с учетом выборки исследования 1995 (№=450) и 2004 гг. (№=516).
Таблица 2
готовность пожертвовать своими интересами ради интересов страны среди молодежи Татарстана в 1995 и 2004 гг. *, %
1995 2004 Разница показателей / ошибка разности
Готовы пожертвовать 19,9 24,4 4,5 / ±5,2
Не готовы пожертвовать 36,7 32,2 —4,5 / ±6,0
Затруднились ответить 43,4 43,4 0,0 / ±6,3
* Составлено по: Политическая социализация молодежи РТ (некоторые аспекты проблемы). — Казань, 1995, с. 36; Таблицы распределения ответов по результатам республиканского опроса молодежи 2004 г., л. 1029 // Личный архив автора.
и число молодых людей, готовых пожерт -вовать личными интересами ради интере -сов страны. Правда, изменения в готов -ности пожертвовать личными интересами лежат в пределах возможной ошибки, по этому они не столь очевидны. Но в целом усилия государственной власти в области патриотического воспитания молодежи не пропали даром. Этому, безусловно, способствовала и общая стабилизация социально экономического и политиче ского поля в стране.
При этом нами прослежена еще одна особенность — наличие взаимосвязи между гордостью за страну и возрастом респон дентов. С увеличением возраста несколько снижается число патриотически настро енных граждан (54,0% в группе 16—20 лет, 45,1% в группе 21—23 года, 38,3% — в группе 24—29 лет)1. Все таки более взрос лые люди несколько критичнее подходят к оценкам окружающей действительности и указывают на ряд недостатков в развитии страны.
1 Таблицы распределения ответов по результа там республиканского опроса молодежи 2004 г., л. 1009 // Личный архив автора.
В политическом сознании молодежи ценность патриотизма присутствует, дей ствительно, как крупный эмоционально психологический, иррациональный ком понент. В частности, при объяснении мотивов гордости чаще всего молодые люди вне зависимости от пола, возраста и других характеристик указывали на то, что Россия — «великая страна», Россия — это их «Родина», «страна, в которой они родились», «страна, которую они любят» и т.д. Лишь единицы как то рационально пытаются объяснить свою гордость за страну: успехами политического и эконо мического развития, достижениями науки и техники. Среди критических ответов также больше эмоций, чем рационально сти («нечем гордиться» и т.п.), а также кон -кретные недостатки, преимущественно социально экономические: отсутствие социальной защищенности, отсталость в экономике и т.д.2
Таким образом, мы не можем говорить о полном успехе в реализации программ патриотического воспитания молодежи,
2 Там же, л. 1023—1029.
Таблица 3
Численность призывных ресурсов Военного комиссариата РТ и число уклонившихся от призыва граждан в 2001—2005 гг.*
2001 2002 2003 2004 2005
Ресурсы на конец года**, чел. 97000 100000 105000 112000 120000
Число уклонистов, чел. 1228 573 665 739 494
Доля уклонистов, % 1,27 0,57 0,63 0,66 0,41
* Источник: Бушуев А.С. Развитие политического сознания молодежи Республики Татарстан в 1985— 2004 гг.: историко - социологический аспект. — Казань: Институт истории АН РТ, 2009, с. 99.
** Данные ввиду секретности представлены с округлением до тысяч.
поскольку в ценностных компонентах молодежного политического сознания продолжают присутствовать противоре чия. Даже среди тех, кто гордится своей Родиной, велик процент тех, кто не смог дать четкий ответ на вопрос о возможно сти пожертвовать личными интересами ради интересов страны, и тех, кто пожерт вовать ими отказался. А среди тех, кто не гордится страной, все равно готов посту питься собственными интересами каждый восьмой. При этом многие молодые люди вообще находятся в растерянности, не зная, гордятся ли они страной, в которой родились и живут1.
Основу программы патриотического воспитания, как мы уже указывали, составляет военно - патриотический блок. Но, между тем, это, наряду с сохране -нием острых социальных проблем (в т.ч. проблемы неуставных отношений в рядах Вооруженных сил РФ), приводит к тому, что авторитет службы в рядах ВС РФ остается невысоким, даже сегодня молодые люди стремятся не служить в армии. Положительным фактом начала нулевых годов стала тенденция сокраще ния числа уклонистов от службы в рядах Вооруженных сил, что видно из данных таблицы 3.
В целом, татарстанская региональная модель патриотической работы с моло дежью, сформированная в республике в сложный и противоречивый период раз вития, оказалась не самой плохой с точки зрения результативности. Программно
1 Там же, л. 1046.
целевой подход к организации системы патриотической работы, взятый на во оружение в республике, конечно, имел все признаки «пожарной» работы, но вместе с тем дал определенные резуль таты. Сложное «наследие» 90 х не самым лучшим образом отразилось не только на работоспособности системы организации патриотической работы с молодежью, но и на уровне доверия к ней. Последнее очень важно для понимания значимости тех, может быть, не очень впечатляющих результатов, которые были достигнуты уже к середине нулевых годов.
В последние годы государственная политика в области патриотического вос питания набирает обороты, и федераль ный центр восстанавливает утраченные в 90 е гг. позиции. Однако опыт, полу ченный регионами в предшествующий период, представляет определенный инте рес, и его, безусловно, следует учитывать при формировании стратегии развития этого направления государственной поли тики. Этот процесс сложен и не может завершиться за то короткое время, на кото -рое рассчитана та или иная целевая про грамма. Поэтому для достижения успехов в этом направлении важна консолидация всех конструктивных общественных сил.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Социокультурные трансформации в Республике Татарстан в 1990-2000-е гг. как модель регионального развития Российской Федерации», проект № 12-11-16015а/В/2012.