Научная статья на тему 'Особенности формирования патриотической культуры в регионах в ХХI веке (на примере Татарстана и Удмуртии)'

Особенности формирования патриотической культуры в регионах в ХХI веке (на примере Татарстана и Удмуртии) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
392
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / PATRIOTISM / PATRIOTIC MOVEMENT / REGIONAL FEATURES / HISTORICAL PAST / CIVIL IDENTITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Коршунова О.Н., Шульмин А.А.

В статье рассмотрены особенности патриотического движения в региональном разрезе в ХХI веке. Авторы исходят из того, что в постсоветский период идея патриотизма востребована и как основа российской государственности, и как фактор развития гражданского общества. В соответствии с предлагаемой классификацией по направлениям деятельности проанализированы инициативы и формы патриотического движения на примере Татарстана и Удмуртии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Коршунова О.Н., Шульмин А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES PATRIOTIC MOVEMENT IN THE REGIONS IN THE TWENTY-FIRST CENTURY (ON THE EXAMPLE OF TATARSTAN AND UDMURTIA)

The article describes the features of the patriotic movement in the context of the regional aspect in ХХ сentury. The authors proceed from the fact that in post-Soviet period the idea of patriotism is in demand as the basis of Russian statehood and as the development of civil society. The initiatives and forms of patriotic movement of regional character, the example of Tatarstan and Udmurtia, in accordance with the proposed classification by activity are analyzed

Текст научной работы на тему «Особенности формирования патриотической культуры в регионах в ХХI веке (на примере Татарстана и Удмуртии)»

УДК 93

О.Н.Коршунова, А.А.Шульмин

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГИОНАХ В ХХ! ВЕКЕ (НА ПРИМЕРЕ ТАТАРСТАНА И УДМУРТИИ)

В статье рассмотрены особенности патриотического движения в региональном разрезе в XXI веке. Авторы исходят из того, что в постсоветский период идея патриотизма востребована и как основа российской государственности, и как фактор развития гражданского общества. В соответствии с предлагаемой классификацией по направлениям деятельности проанализированы инициативы и формы патриотического движения на примере Татарстана и Удмуртии

Ключевые слова: патриотизм, патриотические движения, региональные особенности, историческое прошлое, гражданская идентичность.

O.N.Korshunova, A.A.Shulmin FEATURES PATRIOTIC MOVEMENT IN THE REGIONS IN THE TWENTY-FIRST CENTURY (ON THE EXAMPLE OF TATARSTAN AND UDMURTIA)

The article describes the features of the patriotic movement in the context of the regional aspect in XX сепШгу. The authors proceed from the fact that in post-Soviet period the idea of patriotism is in demand as the basis of Russian statehood and as the development of civil society. The initiatives and forms of patriotic movement of regional character, the example of Tatarstan and Udmurtia, in accordance with the proposed classification by activity are analyzed.

Keywords: patriotism, patriotic movement, regional features, historical past, civil identity.

Патриотизм всегда был одной из ключевых идеологем, смысловых основ истории Российского государства, оказывая большое влияние на жизнедеятельность общества, выступая значимым фактором становления и развития oтечественной государственности. В постсоветский период идея патриотизма востребована и как основа российской государственности, и как фактор развития гражданского общества. Для 1990-х гг. было характерно отсутствие единства в основных ценностных структурах, отсутствовала критериальной базы такого единства, -констатировал директор Института социологии АН СССР В.А. Ядов на «круглом столе», проходившем в 1990-е гг. [12, с.77].

Актуальность патриотического концепта и анализа патриотического движения определяется смыслообразующей нагрузкой патриотизма в его индивидуальном и общественном измерении. Патриотические движения тесно связаны с соответствующим направлением внутренней и образовательной политики государства, образовательной политикой, политической организацией общества. Влияют они и на состояние массовой общественной психологии, занимающей ключевое место в параметрах безопасности государства. В 2012 г. некоторые отечественные ученые констатировали пессимизм, скептицизм, апатию, полагая, что эти качества стали частью национального характера. Однако даже они отмечали новые тенденции ростков новой культуры [9]. Действительно, патриотические настроения в российском обществе имеют положительную динамику, наблюдаемую в форме стихийного патриотизма молодого поколения.

Острота вопроса получила отражение в подписанном 20 октября 2013 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Указе «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания». Она была предельно четко обозначена и в исторических ответах В.Путина на вопросы журналистов и граждан 17 апреля 2014 г., камертоном которых стали события 2014 г. в Крыму и на Украине. Надо отметить, что патриотизм прямо связан

с отношением к культуре России, ее народов, с состоянием духовно-нравственных начал в обществе, прежде всего в молодежной среде. Проблемы сохранения культурной самобытности народов в контексте патриотизма предельно обостряются на стадии перехода к информационному обществу, основой которого выступает управляемый человек «сетевого поколения» с его прагматическими приоритетами.

Актуальность концепта патриотизма определяется формированием новой структуры идеологических учреждений. Советская практика, когда идеологические учреждения создавались «формальным, целенаправленным путем» [6, с.124], стала достоянием истории. Однако исторический опыт требует осмысления - уже с новых позиций, исходя из реалий современного общества, а также осознания важности идеологического и политического компонента патриотизма.

А.В.Кузнецова подчеркивает, что идеология патриотизма, как это было не раз в периоды

исторической турбулентности, и сегодня «реально востребована народами и различными социальными слоями». Только идеология консолидации общества на основе достижения единой цели - выхода из кризиса и возрождения Отечества, создания общего блага и достойной жизни каждого россиянина - обогащает и наполняет глубоким жизненным смыслом идеалы и ценности граждан, соединяя их с российской мечтой и исторической миссией, благодаря сохранению и упрочению исторической памяти, а также повышению культуры патриотизма» [7].

Содержание патриотизма составляют такие ценности, как гордость за свою страну, готовность к ее защите, гордость за свой народ и уважение к другим народам, потребность в созидательной деятельности по улучшению духовного состояния общества. Патриотизм проявляется в самореа-лизации личности через содействие благу Родины, которое, как правило, реализуется через участие в общественных движениях и инициативах.

Современный взгляд на проблемы патриотических движений постсоветской России предполагает учет состояния и специфики структур гражданского общества. Многие аспекты развития патриотических движений затрагивались в рамках государственных программ -«Молодежь России», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». В 2003 г. была утверждена Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, предусматривавшая мероприятия разнообразного характера. Это послужило основой становления патриотических движений, активизации процесса создания молодежных парламентов [7].

Специфику деятельности патриотических движений обуславливают историческое прошлое, глубокие социально-экономические перемены, новые вызовы, с которыми сталкивается Российская Федерация. Историческое прошлое включает процессы, факты и события, связанные с деяниями предков, взаимоотношениями с соседними народами и государствами, историческую и социальную память. Наряду с общероссийским контекстом прошлое имеет региональную составляющую. Время включения территории в орбиту российского государства, специфика межнациональных коммуникаций, языковая и демографическая ситуация, становление и развитие экономических связей, экономическая специализация, территориальное расположение и социоестественные условия, социокультурная специфика обуславливают особенности региональных и общероссийских патриотических движений в постсоветский период. Следует отметить и патриотические традиции, которые заключаются в героическом прошлом, в легендах, поэмах, песнях, национальных эпосах. Классик башкирской литературы М.Карим отмечал, что Родина «живет не только в пространстве, но и во времени, и во всеобщей связи - живет прошлым, настоящим и будущим» [1, с. 70].

Инициативы патриотических движений - одно из условий эффективного функционирования системы социальных и государственных институтов. Анализ заявленных целей и конкретной деятельности позволяет выделить направления движений. Можно выделить военно-патриотические, историко-патриотические, спортивно-патриотические и гражданско-патриотические движения. Представленная классификация, разумеется, условна, и в реальности направления деятельности часто пересекаются. Но классификация не является самоцелью, выступая средством процедуры анализа деятельности патриотических движений.

В группу историко-патриотических движений, пересекающуюся с категорией военно-патрио-тических входят организации, занимающиеся исследовательской и поисковой работой, изучением военной археологии, истории войн, проведением поисковых экспедиций, перезахоронением останков погибших в годы войны. Здесь следует назвать «Снежный десант», «Отечество» в Республике Татарстан, «Долина» в Новгородской области. Истоки создания военно-исторического поискового движения восходят к призыву ЦК ВЛКСМ в год 25-летия Победы к Всесоюзному походу по местам боевой, революционной и трудовой славы под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто».

Первыми на призыв в Татарской республике откликнулись студенты географического и историко-филологического факультетов Казанского университета. Основной целью движения было изучение боевого пути дивизий, танковых и авиационных частей, сформированных в годы войны на территории ТАССР. Инициаторами и организаторами движения, которое продолжает существовать, явились А.А.Иванов и Ю.С.Наживин. Поисковая деятельность А.А.Иванова в последующем вылилась в научную работу, он стал доктором исторических наук, редактором «Книги памяти», продолжая оставаться участником патриотического движения в роли

наставника [3, с. 66].

При Музее истории и боевой славы автомобильных войск ОАО «КамАЗ», единственном музее такого рода в РФ, также действует поисковая группа, которая выезжает на места боевых действий автомобильных войск в различные исторические периоды [2, с.219]. Поисковые движения возникли в советский период, поэтому в разных регионах имеют немало общего. Особенности заключаются в изучении региональных аспектов истории участия жителей и уроженцев регионов в Великой Отечественной войне.

Историко-патриотические движения постсоветского периода ориентированы на потребности современной молодежи. В какой-то мере они компенсировали исчезновение общесоюзных молодежных организаций. Участники таких движений занимаются реконструкцией исторических битв, изучением воинского быта, боевого снаряжения и образцов оружия. Цель движений состоит в приобщении молодежи к истории, героическому прошлому через игровые формы. Например, в Тульской области была проведена реконструкция Куликовской битвы, в Республике Татарстан оборона города Булгар.

В Удмуртии в начале XXI в. возникла некоммерческая патриотическая молодежная организация - военно-исторический клуб «Стезя Прави». Цель клуба, организованного Иваном Шумиловым - реконструкция комплексов защитного и наступательного вооружения средневековой русской дружины и сопредельных государств; спортивное фехтование данным оружием; изучение истории России в контексте средневековой истории Руси, Золотой Орды, Польши, Литвы; физическое и духовно-нравственное развитие молодежи [13]. Таким образом, игры базируются на обращении к событиям не только общероссийской, но и региональной истории.

Широким спектром отличается военно-патриотическая, спортивно-патриотическая и историко-патриотическая деятельность Союз ветеранов войны в Афганистане, отделения которого функционируют во всех районах Татарстана. Главное направление деятельности движения - формирование преемственности поколений, закрепление славных боевых традиций и любви к Родине. Например, поисковая работа Союза, военно-спортивных, туристических клубов в г. Нижнекамске сопровождается увековечением памяти погибших воинов.

Спортивно-патриотические движения основной задачей ставят целенаправленное формирование физических качеств личности, освоение основ военной и технической подготовки, современного военного дела. Так, байкерское движение Мотоклуб «Ночные волки» (Москва) систематически проводит патриотические акции, направленные на сохранение памяти о героическом прошлом. Это мотопробег в честь 65-летия и 70-летия Победы, байк-шоу «Триумфальное возвращение», посвященное воссоединению Крыма с Россией. Подобное направление в байкерских клубах Татарстана и Удмуртии до последнего времени не отмечено.

Деятельность гражданско-патриотических движений направлена на развитие структур гражданского общества, формирование уважения к Конституции, государственной символике, истории, формирование гражданской идентичности. «Ценностные элементы гражданской идентичности в качестве своего ядра имеют чувство патриотизма. Гордость за свою страну представляет собой важнейший индикатор отношения к гражданской принадлежности как ценности» [11; 7].

К патриотическим движениям относятся также общественно-политические молодежные фор-мирования при общероссийских партиях («Молодая гвардия» при партии «Единая Россия» и др.) В регионах к этой категории примыкают национально-культурные общества, причем их политический сектор апеллирует, как правило, к молодежи. Например, существует организация Всемирный форум татарской молодежи, созданная в 2004 г. с целью сохранения молодым поколением национальных ценностей, знания родного языка, истории и культуры своего народа. В 2014 г. в Казани состоялся очередной форум с участием в нем около 600 представителей татарской молодежи из 44 регионов РФ и 25 зарубежных стран.

Всетатарский общественный центр, Союз татарской молодежи (1992 г.) преследуют целью укрепление государственности татарского народа, его культурно-языковой и политической консолидации, развитие национального самосознания. Филиалы организации созданы в регионах Российской Федерации и, как правило, занимаются вопросами развития культуры [14, с.5]. Одновременно в Республике существует культурно-национальное патриотическое движение, пропагандирующее русское культурное наследие, это «Русское движение» позиционирует ценности русского языка, «за-щиту гражданских, политических, экономических, культурных, религиозных прав русского населения в Татарстане». Основные положения программы

характерны для большинства русских национал-патриотических организаций: ограничение роли частного и иностранного капитала, единство страны. Движение выступает за развитие системы «национального» образования, за открытие русских национальных гимназий [14, с. 124]. Общество русской культуры поддерживает традицию национальных праздников, организует ежегодный музыкальный фестиваль «Каравон» и др.

Обеспокоенность падением доли школ Республики, где изучается удмуртский язык, стала поводом для организации выездного заседания Президиума Госсовета Удмуртии 15.05 2014 г. в деревне Старые Быги (Шарканский район). Состояние с удмуртским языком, как отметила и.о. Министра национальной политики Лариса Буранова, отразилось, помимо прочего, в том, что в начале мая в Республике практически отсутствовали баннеры «С Днем Победы!» на удмуртском языке. На заседании было решено создать рабочую группу по подготовке изменений в Закон «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках УР» [4, с.4]. Изучение родного языка примыкает к теме малой родины, в русло которой вписываются праздники удмуртских деревень.

Для региональных движений характерно сочетание общероссийских и местных интересов. Пример - деятельность республиканского общественно-политического движения «Татарстан -новый век» - «Татарстан - яна гасыр», доктрина которого провозглашает реализацию интересов Татарстана в контексте развития федеративных отношений. В программе движения заявлено, что «Российский федерализм должен учитывать естественное этническое, географическое, климатическое, экономическое, цивилизационное многообразие субъектов федерации и быть ассиметричным» [14, с.108; 10]. Учет данных факторов связывается с укреплением принципов свободы слова, рыночных отношений и устойчивого развития социокультурной сферы. По принятии в июне 2001 г. Федерального закона «О политических партиях», который исключил возможность существования региональных политических партий, движение вошло в партию «Единая Россия» при сохранении своих базовых принципов.

Анализ исторических и социокультурных факторов становления и развития патриотического движения в постсоветский период позволяет заключить, что сегодня в общественном сознании формируется целостное представление о патриотизме. Это пространство становления личности как субъекта жизнедеятельности и коммуникаций, обусловленных исторической памятью и культурой. Конечно, особая роль в инициировании патриотических движений принадлежит государству, которое регулирует данную сферу деятельности, побуждая к высокой социальной активности, участию в политических процессах [15; 16].

Формирование поколения граждан, участвующих в патриотическом движении и способных проявить себя в созидательном процессе отстаивания жизненно важных интересов страны, является ключевой целью. В постсоветский период оно обрело новое содержание и смысл в контексте становления гражданского общества. Федералистская природа Российского государства является условием специфики патриотического движения общероссийского и регионального масштаба. Патриотическое самосознание определяется уровнем и степенью информированности об истории Родины, народа, осознанием их соответствия индивидуальным установкам и идеалам служения Отечеству. В то же время наблюдаются противоречия: как правило, взаимосвязь патриотизма и гражданской идентичности имеет разные точки пересечения и в региональных движениях она смещена на народ, нацию, общероссийские патриотические движения в большей мере ориентированы на государство.

Некоторые исследователи фиксируют на региональном уровне противоречивые метаморфозы общественного сознания, наметившиеся к началу XXI века. В частности, социологи отметили тенденцию формирования регионального менталитета, условием которого служит появление типа лич-ности, детерминированного особенностями природно-ландшафтного, историко-социального, производственно-хозяйственного, социокультурного развития конкретной территории [5, с.238]. Патриотические движения и инициативы постсоветского времени в регионах отражают подобные ментальные трансформации.

Историческими особенностями патриотических движений является то, что в регионах движения отражают региональные интересы, установку на решение культурных проблем, сохранение исторической памяти, укоренение региональной символики. Степень и глубина заявленных задач зависит от истории региона, народа, особенностей деятельности интеллигенции. В то же время патриотическое движение в регионах ориентируется на решение задач утверждения гражданского общества, формирования гражданской идентичности.

Литература

1. Валеев, И.И. Мустай Карим о патриотизме и патриотическом воспитании / И.И. Валеев // Мир образования - образование в мире. Научно-методический журнал. - 2003. - № 4. - С. 64-70.

2. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: современные Вооруженные Силы РФ // Энциклопедия города Набережные Челны / Под ред. Б.Л. Кузнецова, М.Ш. Бибишева. - Казань: Идел-Пресс, 2007. - 464 с.

3. Иванову Анатолию Александровичу - 75. О юбиляре - соратники, друзья, коллеги. - Казань: Государственное бюджетное учреждение РТ «Редакция «Книга Памяти», 2013. - 102 с.

4. Трудности перевода. Язык и культура -путеводная звезда (рубрика редакции «Крупным планом») // Известия Удмуртской Республики. - 22 мая 2014 г.

5. Каргаполов, С.В. Астраханская область: менталитет населения в культурном ландшафте региона / С.В. Каргополов, Е.В. Каргополова // Новые проблемы социокультурной эволюции регионов. VII Всероссийской научно- практической конференции по программе «Социокультурная эволюция России и ее регионов». - Казань, 2011. -С.237-252.

6. Козырев, М.С. Историческое развитие идеологии / М.С. Козырев // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. - 2014. - №1. - С.122-126.

7. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. - М.: Росвоенцентр, 2003. -25 с.

8. Кузнецова, А.В. Культура патриотизма как фактор консолидации российского общества: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / Кузнецова Анна Вячеславовна. - М., 2004. - 247 с.

9. Пастухов В. Поколение 12-го / В. Пастухов // Новая газета. - 3 декабря 2012 г. - №112.

10. Программа общественно-политического движения «Татарстан - новый век» - «Татарстан -яна гасыр». - Казань, 2001. - 44 с.

11. Райхлина, Е.Л. Формирование патриотического самосознания студентов педагогического вуза в условиях становления гражданского общества в России: монография / Е.Л. Райхлина. - Тула: Изд-во Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого, 2011. - 122 с.

12. Социальные конфликты (по материалам «круглого стола» в Институте социологии АН СССР // Alma mater. - 1991. - №12. - С.76-84.

13. Официальный сайт Военно-исторического клуба «Стезя Прави» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ stezyapravi.ucoz.ru. - Дата обращения: 8 апреля 2015 г.

14. Терентьева И.В. Республика Татарстан: политические партии, движения, лидеры. Книга 1. Политические объединения местного и республиканского уровня / И.В. Терентьева, Р.Ю. Беляков, М.Ф. Сафаров. - Казань: Изд-во Аппарата Президента РТ, 2001. - 184 с.

15. Фатов, И.С. Конституционно-правовой статус

1. Valeev, I.I. Mustaj Karim o patriotizme i patrioticheskom vospitanii / I.I. Valeev // Mir obrazovanija - obrazovanie v mire. Nauchno-metodicheskij zhurnal. - 2003. - № 4. - S. 64-70.

2. Velikaja Otechestvennaja vojna 1941-1945 gg.: sovremennye Vooruzhennye Sily RF // Jenciklopedija goroda Naberezhnye Chelny / Pod red. B.L. Kuznecova, M.Sh. Bibisheva. - Kazan': Idel-Press, 2007. - 464 s.

3. Ivanovu Anatoliju Aleksandrovichu - 75. O jubiljare - soratniki, druz'ja, kollegi. - Kazan': Gosudarstvennoe bjudzhetnoe uchrezhdenie RT «Redakcija «Kniga Pamjati», 2013. - 102 s.

4. Trudnosti perevoda. Jazyk i kul'tura - putevodnaja zvezda (rubrika redakcii «Krupnym planom») // Izvestija Udmurtskoj Respubliki. - 22 maja 2014 g.

5. Kargapolov, S.V. Astrahanskaja oblast': mentalitet naselenija v kul'turnom landshafte regiona / S.V. Kargopolov, E.V. Kargopolova // Novye problemy sociokul'turnoj jevoljucii regionov. VII Vserossijskoj nauchno- prakticheskoj konferencii po programme «Sociokul'turnaja jevoljucija Rossii i ee regionov». -Kazan', 2011. - S.237-252.

6. Kozyrev, M.S. Istoricheskoe razvitie ideologii / M.S. Kozyrev // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A.Nekrasova. - 2014. - №1. - S. 122126.

7. Koncepcija patrioticheskogo vospitanija grazhdan Rossijskoj Federacii. - M.: Rosvoencentr, 2003. - 25 s.

8. Kuznecova, A.V. Kul'tura patriotizma kak faktor konsolidacii rossijskogo obshhestva: dis. ... kand. sociol. nauk: 22.00.06 / Kuznecova Anna Vjacheslavovna. - M., 2004. - 247 s.

9. Pastuhov V. Pokolenie 12-go / V. Pastuhov // Novaja gazeta. - 3 dekabrja 2012 g. - №112.

10. Programma obshhestvenno-politicheskogo dvizhenija «Tatarstan - novyj vek» - «Tatarstan - jana gasyr». - Kazan', 2001. - 44 s.

11. Rajhlina, E.L. Formirovanie patrioticheskogo samosoznanija studentov pedagogicheskogo vuza v uslovijah stanovlenija grazhdanskogo obshhestva v Rossii: monografja / E.L. Rajhlina. - Tula: Izd-vo Tul'skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. L.N.Tolstogo, 2011. - 122 s.

12. Social'nye konflikty (po materialam «kruglogo stola» v Institute sociologii AN SSSR // Alma mater. -1991. - №12. - S.76-84.

13. Oficial'nyj sajt Voenno-istoricheskogo kluba «Ctezja Pravi» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:/ stezyapravi.ucoz.ru. - Data obrashhenija: 8 aprelja 2015 g.

14. Terent'eva I.V. Respublika Tatarstan: politicheskie partii, dvizhenija, lidery. Kniga 1. Politicheskie ob#edinenija mestnogo i respublikanskogo urovnja / I.V. Terent'eva, RJu. Beljakov, M.F. Safarov. - Kazan': Izd-vo Apparata Prezidenta RT, 2001. - 184 s.

15. Fatov, I.S. Konstitucionno-pravovoj status obshhestvennyh ob#edinenij i mehanizm ego realizacii v stanovlenii grazhdanskogo obshhestva Rossii: avtoref. dis. .kand. jurid. nauk: 12.00.02 / Fatov Igor' Sergeevich. - M., 2008. - 27 s.

16. Jushin, M.A. Politicheskie mehanizmy formirovanija

общественных объединений и механизм его реализации в становлении гражданского общества России: автореф. дис. ...канд. юрид. наук: 12.00.02 / Фатов Игорь Сергеевич. - М., 2008. - 27 с. 16. Юшин, М.А. Политические механизмы формирования гражданской идентичности молодежи в современной России: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02 / Юшин Михаил Анатольевич. - Тула, 2007. - 189 с.

grazhdanskoj identichnosti molodezhi v sovremennoj Rossii: dis. ... kand. polit. nauk: 23.00.02 / Jushin Mihail Anatol'evich. - Tula, 2007. - 189 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.