Научная статья на тему 'ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ'

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шмигирилова Л.Н., Шестакова М.А.

В данной статье рассматривается вопрос о формировании и развитии военно-патриотического воспитания молодежи в сфере государственной молодежной политики Белгородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

официальном сайте НИУ БелГУ, на мониторах университета, посредством кураторов)).

7. Непосредственная реализация проекта (повседневная работа комнаты релаксации).

8. Оценка эффективности проекта (посредством опроса студентов).

Комната релаксации (кабинет психологической разгрузки) - это усовершенствованный вариант комнаты отдыха, в которой созданы оптимальные условия для быстрого и эффективного снятия эмоционального перенапряжения, восстановления работоспособности, проведения психотерапевтических и психогигиенических мероприятий. В кабинете психологической разгрузки применяется комплексный метод оптимизации психических процессов, условно названный психологической разгрузкой, который включает физиологические и психологические средства восстановления работоспособности и предупреждения переутомления эмоционального происхождения.

Планируется создание подобных комнат в каждом ВУЗе г. Белгорода.

Студенты смогут посещать данную комнату во время перерывов между занятиями, а также после занятий.

В Комнате релаксации будут представлены следующие социальные технологии: музыкотерапия, ароматерапия, арт-терапия, психологическое консультирование. Соответственно, Комната будет оборудована всем необходимым оборудованием, а также в ней будет вести прием дипломированный психолог.

Таким образом, в результате создания Комнаты релаксации в высших учебных заведениях г. Белгорода будут обеспечены оптимальные условия обучения и отдыха студентов, восстановления и поддержания их здоровья, а как следствие - повышение их успеваемости.

Шмигирилова Л. Н., к с. н.

доцент

кафедра«социологш и организации работы с молодежью»

НИУ «БелГУ» Шестакова М.А. студент 4 курса Институт Управления НИУ « БелГУ»

Россия, г. Белгород ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В данной статье рассматривается вопрос о формировании и развитии военно-патриотического воспитания молодежи в сфере государственной молодежной политики Белгородской области.

Ключевые слова - военно-патриотическое воспитание, молодежь, государственная молодежная политика, формирование.

Под военно-патриотическим воспитанием молодежи понимается систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по вооруженной защите Родины128. Важным механизмом работы с молодежью является государственная молодежная политика. Целью ГМП является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны.

Важным шагом в формировании военно-патриотического сознания молодежи региона стало принятие 2013 году закона Белгородской области «О поддержке молодежи в Белгородской области». Закон определил гражданское и патриотическое воспитание молодёжи в качестве приоритетного направления государственной молодёжной политики Белгородской области.

Автором было проведено исследование по данной проблеме в Белгородской области - Яковлевском, Ивнянском и Прохоровском районах. Объектом исследования выступала учащаяся молодежь Яковлевского, Ивнянского и Прохоровского районов Белгородской области. Цель состояла в исследовании готовности учащейся молодежи к участию в мероприятиях военно-патриотической направленности.

Оценивая уровень военно-патриотического воспитания молодежи, осуществляемого в современной школе, большинство респондентов указали на низкий - 64%, однако опрашиваемые сошлись во мнении, что проблема военно-патриотического воспитания в молодежной среде стоит остро - 75 % и необходимо устранять проблемы, препятствующие эффективности этого процесса.

В качестве проблем, препятствующих эффективной работе по военно-патриотическому воспитанию учащейся молодежи, сами школьники назвали формальный подход в преподавании предметов, несущих патриотический заряд (история России, ОБЖ, краеведение) -11%, отсутствие в учебном плане такого профильного предмета как начальная военная подготовка - 42%; также учащиеся выделили низкий уровень квалификации преподавателей, занимающихся военно-патриотической работой в школе - 24 %, отсутствие у них энтузиазма -23%.

128Карпов, В.А. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. М., 2001. - С. 105-138.

По мнению большинства опрошенных, приоритетную роль в военно-патриотическом воспитании молодого поколения играет школа как институт первичной социализации, именно школьное образование и воспитание способствуют формированию нового общественного сознания и таким образом, воздействуют на поведение молодежи. На вопрос «Кто, на ваш взгляд, в большей степени влияет на формирование военно-патриотических чувств молодого поколения» половина учащихся (50%) назвали школу (29% опрошенных - семью; 11% СМИ; 8% -окружение и друзей, 2% - государство).

Наиболее эффективной формой работы с молодежью по военно-патриотическому воспитанию учащиеся считают школьный урок (44%). На второе место респонденты поставили внеклассные мероприятия, проводимые в школе (31% - учащихся), на третье - различного рода общественные мероприятия с участием школы (25% - учащихся).

Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе данного социологического исследования была выявлена низкая степень информированности учащейся молодежи Белгородской области к сложившейся практике военно-патриотического воспитания, имеющей место в регионе. Молодые люди не имеют четкого представления о сути и содержании понятии «патриотизм» и «военно-патриотическая сознательность», «гражданский долг» и считают службу в армии бесполезным времяпрепровождением.

В результате исследования было установлено, что молодежь Белгородской области в целом лояльно относится к патриотизму, военно-патриотической идее, высказывает желание быть вовлеченной в процесс военно-патриотического воспитания. При этом дает негативную оценку методам работы с молодежью, которые используются как школами, так и общественными структурами области в настоящее время. Старшеклассники отмечают формализм в военно-патриотической работе с подрастающим поколением, низкий уровень профессионализма педагогов и специалистов, работающих с молодежью, неудовлетворительно оценивают информационно-просветительские формы работы с молодежью в этом направлении, а также мероприятийный подход к военно-патриотическому воспитанию молодежи, не нацеленный на долгосрочную перспективу. Это вызывает у молодого поколения недоверие к деятельности государственных структур (в том числе образовательных учреждений) и общественных формирований.

Использованные источники: 1. О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: письмо М-ва образования Рос. Федерации от 19 марта 2006г. №391 // Собр. законодательства РФ. - 2006. - № 9. - Ст. 2207.

2. Аверьянов, Г.М. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодёжи: Задачи и проблемы на современном этапе / Г.М. Аверьянов, В.И. Бачевский. - М. : Мысль, 2009. - 234 с.

3. Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. - М. : Айрис-пресс, 2006. - 192 с.

Шмигирилова Л. Н., к с. н.

доцент

кафедра «социологии и организации работы с молодежью»

НИУ «БелГУ» Новикова А. студент 4 курса Институт управления НИУ «БелГУ»

Россия, г. Белгород ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДРОСТКОВ В БЕЛГОРОДСКОМ РАЙОНЕ

В данной статье рассматривается вопрос о технологиях профилактики правонарушений несовершеннолетних и о воздействии семьи и школы как важнейших элементов эффективности всего процесса социализации. А также статистические данные о состоянии правонарушений по Белгородскому району Белгородской области.

Ключевые слова - правонарушения, профилактика, технологии, несовершеннолетние, социализация, досуг.

Технологии по профилактике правонарушений, совершенными несовершеннолетними, можно рассматривать в следующих аспектах: первый аспект - практика и система теоретических знаний, представляющая собой алгоритм, организацию, и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на объекты профилактической работы. Такой подход, прежде всего, используется управленческими органами и организаторами для реализации социальной политики на региональном и федеральном уровнях. Второй аспект - совокупность частных технологий, специфика которых определена конкретным субъектом и объектом профилактической работы. Этот подход к проблемам технологии профилактической работы, как правило, присущ непосредственным организаторам этой работы с различными категориями населения.

Состояние правонарушений среди несовершеннолетних вызывает серьезную озабоченность, в условиях социальной напряженности. С начала 2015 года подростками на территории Белгородского района совершено 18 правонарушений. В последние годы значительно увеличилось количество краж, за истекший период их совершено 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.