Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ МАЛЫХ ГОРОДОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ МАЛЫХ ГОРОДОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
37
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / МАЛЫЕ ГОРОДА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Махиборода И.В.

В статье рассматриваются теоретические основы формирования патриотического сознания молодежи малых городов. Представлены результаты социологического исследования среди школьников районного центра Белгородской области (Новый Оскол), которые раскрывают отношение молодых респондентов к патриотизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PATRIOTIC YOUTH CONSCIOUSNESS IN SMALL TOWNS

The theoretical bases of formation of patriotic consciousness of youth of small cities are considered in the article. The article presents the results of a sociological survey among schoolchildren of the district center of the Belgorod Region (Novy Oskol), which reveal the attitude of young respondents towards patriotism.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ МАЛЫХ ГОРОДОВ»

боевых традиций и истории, к овладению военным делом. С другой стороны патриотическое воспитание включает в себя воспитывающую деятельность молодых людей специалистами по работе с молодежью, осуществляемую в соответствии с разработанными технологиями.

Использованные источники:

1. Аронов А. А. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания. - М.: Воен.- политическая акад. им. В. И. Ленина, 1997. - 260 с.

2. Дьяченко, В. В. Теория и практика гражданского и патриотического воспитания в современной России. - М. : Воен.-политическая акад. им. В. И. Ленина, 2001. - 396 с.

3. Загидуллина Л. М. Современные информационные технологии патриотического воспитания молодежи [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2016/05/6685. htm. - Систем. требования: Opera.

Махиборода И.В. студент 3 курса Институт управления Белгородский государственный национальный исследовательский университет научный руководитель: Шмигирилова Л.Н., к.социол.н.

доцент Россия, г. Белгород

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ

МАЛЫХ ГОРОДОВ

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические основы формирования патриотического сознания молодежи малых городов. Представлены результаты социологического исследования среди школьников районного центра Белгородской области (Новый Оскол), которые раскрывают отношение молодых респондентов к патриотизму.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое сознание, молодежь, малые города.

Makhiboroda I.V.

student

3 year, Institute of Management Belgorod State National Research University

Russia, Belgorod Scientific adviser: Shmigirilova L.N. Candidate of Sociological Sciences, assistant professor FORMATION OF PATRIOTIC YOUTH CONSCIOUSNESS IN

SMALL TOWNS

Annotation: The theoretical bases of formation of patriotic consciousness of youth of small cities are considered in the article. The article presents the results

of a sociological survey among schoolchildren of the district center of the Belgorod Region (Novy Oskol), which reveal the attitude of young respondents towards patriotism.

Keywords: patriotism, patriotic consciousness, young people, small towns.

Проблема формирования патриотического сознания молодежи малых городов требует понимание не только сущности и содержании этого феномена, но и изучение психологических особенностей, присущих этому элементу воспитания, с целью выбора соответствующих методических подходов к патриотическому воспитанию. Начиная работу по патриотическому воспитанию, прежде всего, важно привить любовь и преданность к тем местам, где молодые люди родились и выросли.

Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» [3, с. 56].

Поэтому центральной тенденцией современного патриотического воспитания молодежи становится активное использование специфики и воспитательного потенциала регионов и малых городов. В этом направлении осуществлены исследования такими учеными, как Т. Е. Вежевич [1], А. Ю. Войкин [2], В. Е. Мусина [4] и Л. Ф. Русаков [5]. По мнению этих авторов, региональная специфика, история, обычаи и традиции региона и города воспринимаются молодежью как более понятные и приемлемые, чем государственные.

Рассматривая проблему формирования патриотического сознания молодежи, было предпринято проанализировать организацию этого процесса в городе Новый Оскол Белгородской области.

Организация процесса формирования патриотического сознания молодежи в городе Новый Оскол проводится следующим образом:

- используется воспитательный потенциал обучения, основу которого составляют изучение истории и литературы, организация общественно-полезной деятельности патриотического характера;

- организуется внеклассная работа, направленная на формирование и развитие патриотических чувств в культурно-массовой, общественно-полезной, поисковой и спортивной работе;

- проводится работа по патриотическому воспитанию во внешкольное время, в которую входят организации патриотической направленности для молодежи.

Большое значение имеет активная разнообразная деятельность новооскольской молодежи, так как быть патриотом - это не только знать и любить свой город, но и активно действовать на его благо. Для этого используются различные формы организации деятельности молодых людей

такие, как: тематические занятия и игровые приемы в ходе занятий. Это позволяет вызывать большой интерес у молодежи в изучении своего родного города и прививать уважение и гордость за него.

В этом направлении для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений города Новый Оскол был проведен социологический опрос на тему «Отношение молодежи к патриотизму на территории города Новый Оскол». Выборка составила 100 человек без ограничения по половым характеристикам и с ограничениями в возрастной категории (14-17 лет).

Исходя из анализа социологического опроса можно сказать, что в целом роль патриотизма, по мнению молодежи, велика. Потому что многие современные молодые люди гордятся тем, что живут в России и считают себя патриотами своей страны. Также они понимают значение слова патриот и они говорят, что патриот - это тот человек, которому не безразлична судьба своей родной страны. Вдобавок молодежь понимает и значение слова патриотизм. По их мнению, патриотизм - это любовь к Родине и родной стране, а также гордость за свою страну, ее достижения в науке, культуре и спорте.

Помимо этого есть и негативные тенденции, например, молодые люди не знают структуру патриотизма не в связи с тем, что не хотят этого знать, а потому что не хватает уроков по поддержанию чувства патриотизма и патриотического духа в учебных заведениях.

Далее была затронута тема воинской обязанности. По результатам, можно сделать вывод, что молодежь положительно относится к службе в вооруженных силах (а именно 72,0%).

О существовании организаций патриотической направленности в родном городе знает всего лишь половина опрошенной молодежи. Следовательно, это говорит о недостаточном информировании о патриотической деятельности среди молодежи города Новый Оскол.

Уровень патриотизма большинство молодых респондентов считают средним, но чтобы его поднять, по мнению опрошенных, следует:

- вводить специальные массовые мероприятия по поддержанию патриотического духа (51,8%);

- организовывать военно-патриотические игры для подрастающего поколения (51,8%);

- зарождать патриотизм от семьи (46,4%);

- создавать больший уклон в сторону знаний русского языка, истории России и русской отечественной литературы (39,3%).

В свою очередь позитивными тенденциями можно считать и то, что молодые люди почетно относятся к историческим праздникам, посвященным победе, помнят традиции своей страны и великих героев. Они считают, что герои - это все люди, которые участвовали в Великой Отечественной войне и совершали подвиги ради своей страны, благодаря которым мы сейчас спокойно живем.

Однако если принимать во внимание результаты проведенного исследования, то можно сказать, что те учреждения и институты, которые призваны отвечать за формирование стойких патриотических чувств у молодого поколения не выполняют свою задачу в полной мере.

Для эффективного формирования гражданско-патриотического сознания у молодежи малых городов следует организовывать и проводить мероприятия патриотической направленности, при этом чем чаще привлекать молодежь в организацию и проведение подобных мероприятий, тем в большей степени она проникнется идеями патриотизма и любви к своей малой родине, осознает свою значимость в реализации основных направлений молодежной политики малого города.

Использованные источники:

1. Вежевич Т. Е. Моделирование региональных систем патриотического воспитания школьников. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2011. -471 с.

2. Войкин А. Ю. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи в малом городе. - Кострома: Костромаиздат, 2007. - 189 с.

3. Лихачев Д. С. Экология культуры. - М.: Знание, 1980. - 215 с.

4. Мусина В. Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. -156 с.

5. Русаков Л. Ф. Социальный институт как средство патриотического воспитания. - М.: Патриот, 2004. - 28 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.