УДК 379.852
Сидорчук И.Б. старший преподаватель кафедра экономической и социальной географии и
территориального управления
Трудова Е.А. студент 3 курса группы 3-РХ кафедра экономической и социальной географии и
территориального управления Таврическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И.
Вернадского» Российская Федерация, г. Симферополь ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ФУНКЦИИ Аннотация. В статье определена сущность понятия «военно-историческая экскурсия», проведена их классификация, детально рассмотрены основные функции экскурсий военно-исторической тематики.
Ключевые слова: военно-историческая экскурсия, классификация, функция, патриотизм, воспитание.
Sidorchuk I.B.
Senior lecturer of the Department of Economic and Social Geography and
Territorial Administration Tavricheskaya Akademiya FGAOU VO "Crimean Federal University.
V.I. Vernadsky " Simferopol, Russian Federation Trudova E.A. The student of 3 course Department of Economic and Social Geography and Territorial
Administration
Tavricheskaya Akademiya FGAOU VO "Crimean Federal University.
V.I. Vernadsky " Simferopol, Russian Federation MILITARY-HISTORICAL EXCURSIONS: CONCEPT, CLASSIFICATION, FUNCTIONS Annotation. The essence of the concept "military historical excursion" is defined in the article, their classification is carried out, the main functions of excursions of the military historical subjects are considered in detail.
Keywords: military-historical excursion, classification, function, patriotism, education.
Разработка новых маршрутов с военно-исторической тематикой с каждым днем приобретает всё больший интерес среди экскурсантов. В
России уделяют много внимания патриотическому воспитанию подрастающего поколения, а военно-исторические экскурсии являются одной из форм воспитательной деятельности, цель которых как раз воспитание любви к Родине, патриотизма, уважение к прошлому и истории своей страны. Каждый вид экскурсии имеет свою методику и специфику проведения. Военно-исторические экскурсии не являются исключением.
Военно-историческая экскурсия представляет собой методически продуманный показ достопримечательностей и значимых для истории мест. В основе данного показа лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов военно-исторических объектов, а также продуманный рассказ о событиях, связанных с ними.
В основе военно-исторических экскурсии лежат следующие принципы: научности, доходчивости, доступности, убедительности, связи с жизнью. Следование этим принципам повышает эффективность экскурсии, улучшает ее значимость и качество. Все факты и события должны даваться в научной трактовке, получать объективную оценку с позиций современной ситуации, к которым они имеют близкое отношение.
Материал военно-исторической экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы [2].
Военно-исторические экскурсии проводятся по местам боевой славы. Они могут посвящаться как истории войны или отдельной военной компании, так и конкретному историческому событию или подвигу.
Одна из важнейших задач военно-исторических экскурсии - выработка у слушателей экскурсии отношения к теме экскурсии, деятельности исторических лиц и военным, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.
Военно-исторические экскурсии, как и любые другие экскурсии, можно классифицировать по следующим критериям:
а) по содержанию;
б) по составу и количеству участников;
в) по месту проведения;
г) по способу передвижения;
д) по продолжительности;
е) по форме проведения.
Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.
Военно-исторические экскурсии выполняют несколько значимых функций.
Патриотическая функция. Военно-исторические памятники позволяют воссоздать во время проведения экскурсии события истории своей страны. Они активно содействуют патриотическому воспитанию молодежи. Их использование в экскурсионных маршрутах вызывает у экскурсантов чувство сопереживания и размышления, глубоко затрагивая
каждого. Они играют большую патриотическо-воспитательную роль, содействуя формированию нравственных идеалов, прежде всего у подрастающего поколения.
Важной частью патриотического воспитания является и формирование у юношей готовности к военной службе как особому виду государственной службы, желание послужить Родине.
Недооценка патриотизма, как важнейшей составляющей общественного сознания, приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России. Именно поэтому воспитательная функция экскурсовода наиболее выражена при проведении военно-исторических экскурсий [3].
Просветительская функция. Любая экскурсия несет в себе просветительский характер. Это основная, базовая функция всех экскурсий. Во время экскурсии экскурсовод помогает слушателям увидеть те объекты, на основе которых будет раскрыта тема, в том числе, услышать информацию об этих объектах, ощутить значение рассматриваемого военно-исторического события. Посещая военно-исторические экскурсии в первую очередь, экскурсант познает новую для себя информацию, углубляет знания [4]. И как следствие, расширяет свой кругозор.
Охранная функция. Чем популярнее и значимее экскурсионный объект, тем больше его охраняют и поддерживают в хорошем состоянии, как на местном, региональном, так и на государственном уровне. Некоторые объекты находятся в настолько плохом состоянии, что без поддержки власти и органов управления, в скором времени их может просто не стать.
Образовательная функция военной истории состоит в том, что заключенные в ней разнообразные знания становятся достоянием военнослужащих, необходимым в их повседневной деятельности. Полученные знания по теории и практике подготовки и ведения военных действий, в целом по военной истории, становятся фундаментом широкого военного кругозора, являются эффективным средством совершенствования творческого мышления.
Оздоровительная функция. Экскурсия позиционируется как активная деятельность. Движение присуще экскурсии и на первом месте по оздоровительной функции стоят её активные виды, т.е. те, в которых турист передвигается по маршруту благодаря собственным физическим усилиям. Такие усилия практически посильны любому человеку. Важна только правильная дозировка нагрузки, соответствующая физическим и техническим возможностям данного туриста. В свою очередь оздоровительная функция способствуют дальнейшему физическому развитию личности. К этой категории могут быть отнесены туристско-экскурсионные маршруты пролегающие через места боевой славы, памятные знаки, обелиски и т.д, расположенные в труднодоступных районах,
горнолесной местности. Наиболее показательным примером, среди которых являются туристско-экскурсионные маршруты по партизанским тропам и местам партизанской славы [1]. Эстетические восприятие экскурсионных объектов находит отражение в психологическом состоянии экскурсанта. Многие экскурсии проводятся на свежем воздухе, что тоже благоприятно влияет на здоровье человека.
Использованные источники:
1. Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения: Учеб. Пособие \ Н.А. Гецевич. -Мн.: изд-во «Университетское», 1988. - 160 с.
2. Потаева Г.Р. Экскурсоведение: учебно-методическое пособие / Г.Р. Потаева, Т.А. Федорцова - Мн.: БГУ, 2002. - 69 с.
3. Сборник информационно-методических материалов по патриотическому воспитанию. Региональная общественная молодежная организация "Объединение "Отечество" Республики Татарстан [Электронный ресурс]. -1993. - Режим доступа: http: //отечестворт. рф/metod/008/002. htm
4. Хусконен Н.М. Практика экскурсионной деятельности / Н.М. Хусконен, Т.М. Глушанок - СПб., - 2006. - 109 с.