Научная статья на тему 'Методические рекомендации по разработке и проведению учебной военноисторической экскурсии "по местам боевой славы Ичкинского и Сейтлерского партизанских отрядов"'

Методические рекомендации по разработке и проведению учебной военноисторической экскурсии "по местам боевой славы Ичкинского и Сейтлерского партизанских отрядов" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ЭКСКУРСИЯ / EDUCATIONAL TOUR / ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ / ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / PARTISAN MOVEMENT / МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ / METHODS OF CONDUCTING EXCURSIONS / MILITARY HISTORY TOUR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлев А.Н., Егорова Т.В.

В статье рассматривается значение учебных тематических экскурсии в образовательном процессе, роль военно-исторических экскурсий в воспитании будущих поколений. Приводятся методические рекомендации по разработке и проведению военно-исторических экскурсий на примере экскурсии «По местам боевой славы Ичкинского и Сейтлерского партизанских отрядов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Guidelines for the development and training the military historical tours "To places of military glory Ichkinskoe and Seitlerskogo partisan groups"

The article discusses the importance of educational excursions in the educational process, the role of the military-historical excursions in the education of future generations. Provides guidelines for the design and implementation of military and historical tours for example tour "to places of military glory Iсhkinskogo and Seitlerskogo partisan groups"

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по разработке и проведению учебной военноисторической экскурсии "по местам боевой славы Ичкинского и Сейтлерского партизанских отрядов"»

Методические рекомендации по разработке и проведению учебной военно-исторической экскурсии «По местам боевой славы Ичкинского и Сейтлерского партизанских отрядов»_

1 ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Таврическая академия, географический факультет, кафедра экономической и социальной географии и территориального управления г. Симферополь

e-mail: andrey_yakovlev84@mail.ru

2МБО «Чкаловская СОШ», с. Чкалово, Нижнегорский район, ул. Центральная, 51а

Аннотация. В статье рассматривается значение учебных тематических экскурсии в образовательном процессе, роль военно-исторических экскурсий в воспитании будущих поколений. Приводятся методические рекомендации по разработке и проведению военно-исторических экскурсий на примере экскурсии «По местам боевой славы Ичкинского и Сейтлерского партизанских отрядов».

Ключевые слова: учебная экскурсия, военно-историческая экскурсия, партизанское движение, методика проведения экскурсии.

Введение

После воссоединения Крыма с Российской Федерацией республика с новой силой обретает образ региона с особым местом в истории Отечества. Популяризация этого образа возможна по разным каналам, в том числе через внутренний туризм. Наряду с природными достопримечательностями, купально-пляжными и лечебно-оздоровительными ресурсами, во все времена являвшимися визитной карточкой туристического профиля полуострова, представляется необходимым и далее развивать такие важные, с точки зрения воспитательной и просветительской функции, направления туристско-экскурсионной деятельности, как культурно-познавательная, военно-историческая (военно-патриотическая) и др. Посещение памятных мест способствует преемственности, трансляции исторической памяти поколений, консолидации общества вокруг собственной истории, полной героизма и трагических событий. Необходимость в углублении историко-географического знания представляется особенно необходимой для современной молодежи, прежде всего учащихся школ, не прошедших того патриотического воспитания и формирования ценностного комплекса, которые выпали на долю советского поколения [1]. Не секрет, что само по себе знание может быть более глубоким и долго сохраняемым, если к нему прибавить возможность посещения объекта с наглядным сопровождением получаемой информации.

Одной из наиболее эффективных форм воспитательной и образовательной внеклассной работы в школе является разработка, организация и проведение

УДК 911.3 (477.75)

А. Н. Яковлев1 Т. В. Егорова2

тематических учебных экскурсий. Богатое природно-географическое и культурно-историческое наследие Крымского полуострова предполагает широчайшие возможности внедрения тематических учебных экскурсий в образовательный процесс. Особое значение имеет разработка школьных учебных экскурсий, позволяющих узнать больше о месте своего проживания, сформировать чувство гордости за свою «малую родину» - район, населенный пункт и т. д., важным следствием реализации которых является становление краеведческой просвещенности и развитие регионального патриотизма как основы духовно-нравственного воспитания будущих патриотов своего отечества. Президент РФ Владимир Путин заявил, что национальная идея России - это патриотизм: «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» [2]. Один из наиболее эффективных видов экскурсий в формировании патриотов своего края в образовательном процессе - военно-исторические экскурсии, посвященные отдельным событиям, памятникам и монументам, боевым подвигам земляков, фиксирующим особое место региона в истории отечества. Особое значение упомянутый вид экскурсии приобретает для регионов, не выделяющихся традиционно развитой туристско-экскурсионной инфраструктурой, разнообразием туристско-экскурсионных объектов, но, как и каждый «уголок» нашей страны, способных заявить о своих героических страницах прошлого -вооруженной борьбе, подвигах и трагедии земляков. Целью данной работы является разработка школьной учебной экскурсии «По местам боевой славы Ичкинского и Сейтлерского партизанских отрядов».

Материалы и методы

Основные этапы работы заключались в выявлении туристско-экскурсионных объектов на территории активных боевых действии двух партизанских отрядов - Ичкинского и Сейтлерского - сформированных из жителей одноименных населенных пунктов полуострова в период ВОВ; разработке экскурсионного маршрута, максимально охватывающего памятные места указанных партизанских отрядов и оптимально отображающего природно-географические условия их дислокации; изучении, подборе методов и приемов работы в ходе проведения учебной военно-исторической экскурсии. Ведущими методами изучения явились: литературно-аналитический (дополняемый архивными сведениями о партизанском движении в Крыму), полевых наблюдений, картографический и др. [3; 4; 5; 6]. Теоретической и методологической основой работы стали труды Емельянова Б. В. [7; 8; 9; 10], Журавлева В. Л. [11], Елховской Л. Н. [12], Родина А. Ф [13], Яковченко Р. Н. [14] и др.

Результаты и обсуждение

Среди формулировок термина «экскурсия», которые были опубликованы в различных изданиях за последние 90 лет, одна из наиболее ранних принадлежит Анциферову М. П.: «Экскурсия - есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» [15]. Более современное пояснение термина «экскурсия» дает Емельянов Б. В.: «Экскурсия

являет собой целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях. <...> Показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода) и подчинен задаче раскрытия четко определенной темы» [7]. Таким образом, экскурсия - это прежде всего познание на примере специально подобранных объектов, в свою очередь учебно-тематическая экскурсия является дополнительным элементом педагогического процесса, в котором сочетаются обучение и духовно-нравственное воспитание. Военно-историческая учебная экскурсия - это методически продуманный способ подачи исследовательского материала, совмещенный с показом героических мест, памятников истории, в основе которых лежит анализ находящихся перед глазами учащихся объектов, реализуемый на заранее разработанном маршруте.

Экскурсия состоит из взаимосвязанных тематических блоков (подтем); в данной экскурсии таких выделяется 8: история создания партизанских отрядов в Крыму; природно-географическая характеристика горно-лесной части Крыма как района базирования партизан; природные особенности Караби-яйлы и ее использование в военно-стратегических целях; боевой путь Ичкинского партизанского отряда; боевой путь Сейтлерского партизанского отряда; места боевой славы Ичкинского и Сейтлерского партизанских отрядов; современная партизанская топонимика Советского и Нижнегорского районов Крыма; Народный музей Ичкинского партизанского отряда в с. Заветном.

Маршрут экскурсии включает в себя 10 остановок и более 20 объектов показа и начинается у памятника «Советским воинам и партизанам» на западной окраине г. Белогорска. Далее автобусная часть маршрута проходит до с. Поворотного Белогорского района, от которого начинается пешеходная экскурсия, проходящая через ущелье реки Кучук-Карасу, урочища Верхний и Нижний Кок-Асан. Затем от с. Красноселовки вновь начинается автобусный маршрут до последнего объекта экскурсии в с. Заветном Советского района, где расположен народный музей Ичкинского партизанского отряда. Общая продолжительность экскурсии составляет 8 часов. Схема туристско-экскурсионного маршрута «По местам боевой славы Ичкинского и Сейтлерского партизанских отрядов», а также основные методические приемы показа и рассказа при работе с экскурсионными объектами, их характеристика по степени сохранности, генезису, информационной ёмкости представлена на рис. 1.

Рис. 1. Схема туристско-экскурсионного маршрута «По местам боевой славы Ичкинского и Сейтлерского партизанских отрядов»

Выводы

Участник ВОВ в составе Сейтлерского партизанского отряда, создатель и бессменный руководитель музея в школе имени «Крымских партизан» Советского района, кавалер многих боевых и трудовых наград, педагог Олейников Н. И. сказал: «Нет ничего более важного, чем формирование взглядов и убеждений подрастающего поколения. Безусловно, это делается на примере старшего поколения. Наша молодежь должна знать о прошлом своих отцов и дедов. Это поможет понять, что в человеческой судьбе отражаются частное и общее, единичное и глобальное, научит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за совершенные поступки. Дети, которые изучают страницы жизни защитников Родины в годы Великой Отечественной войны, непременно будут с уважением относиться к истории своего народа. Ведь впечатления детства остаются в памяти навсегда. А самые светлые из них укрепляют душу» [16].

Преемственность, трансляция исторической памяти поколений, консолидация общества на основе гордости за свою страну, регион, город и т. д. способствуют формированию патриотизма, гражданственности - базиса развития стабильной общественной системы, государства.

Одним из способов организованной и аргументированной, научно и методически обоснованной, наглядной и эмоциональной передачи информации, знаний подрастающим поколениям является широкое применение в образовательном и воспитательном процессе тематических экскурсий, важнейшей составляющей которых является военно-историческое направление.

Исследование выполнено в рамках проекта ГСУ/2016/4 «ГИС-Ландшафт - Технологии и методики формирования геопорталов современных ландшафтов регионов», реализуемого в рамках Программы развития ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» на 2016 год. Статья включает разработки, которые получены в результате работы в Федерально-региональном центре аэрокосмического и наземного мониторинга объектов и природных ресурсов Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

Литература

1. Яковлев А. Н. Туристско-экскурсионные ресурсы восточного сектора пригородов Симферополя // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И Вернадского. География. Геология, 2017. № 1. Т. 3 (69). С. 151-158.

2. ТАСС Информационное агентство России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/politika/2636647

3. Крым в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сборник документов и материалов. -Симферополь: «Таврия», 1973. 496 с.

4. Мельничук Е. Б. Партизанское движение в Крыму. Накануне. Книга 1. -Львов: Гриф Фонд, 2008. 163 с.

5. Партизанское движение в Крыму в период Великой Отечественной войны. Сборник документов и материалов. 1941-1944гг. / А. В.Мальгин, Л. П.Кравцова, Л. Л.Сергиенко. - Симферополь: СОНАТ, 2006. 268 с.

6. Боевые действия крымских партизан в тылу немецко-фашистских захватчиков (ноябрь 1941 г. - апрель1944 г.) // Бои за Крым: Сб. ст. и док / Ред. Р. М. Вуль. - Симферополь: Красный Крым, 1945. С. 248

7. Емельянов Б. В. Экскурсоведение . - М.: Советский спорт, 2003. 216

8. Емельянов Б. В. Организация экскурсионной работы: методика, опыт. - М.: Профиздат, 1984. 144 с.

9. Емельянов Б. В. Экскурсия. - М.: Профиздат, 1984. 122 с.

10. Емельянов Б. В. В помощь экскурсоводу. - М.: Профиздат, 1976. 112 с

11. Журавлева В. Л. Специфика тематических экскурсий. // Мир экскурсий, 2008. № 3. С. 28-32.

12. Елховская Л. Н. Формы и методы внеурочной работы по изучению своего края. - М.: Просвещение, 1988. 180

13. Родин А. Ф., Соколовский Ю. Е. Экскурсионная работа по истории. - М.: Просвещение, 1974. 136 с.

14. Яковченко Р. Н. Методика проведения экскурсий. Нюансы работы // Мир экскурсий, 2008. № 2. С. 13-18.

15. Кирюханцев К. А., Гизатова И. А. Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 80-82. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2811/

16. Николай Иванович Олейников - создатель народного музея Ичкинского партизанского отряда при Заветненской школе имени Крымских партизан (Советский район, Крым) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kraevedenie.net/2010/05/19/muzey_oleynikov/

Abstract. The article discusses the importance of educational excursions in the educational process, the role of the military-historical excursions in the education of future generations. Provides guidelines for the design and implementation of military and historical tours for example tour "to places of military glory Ichkinskogo and Seitlerskogopartisan groups"

Guidelines for the development and training the military historical tours "Toplaces of military glory Ichkinskoe and Seitlerskogo partisan groups "_

1 V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Taurida Academy, Simferopol, Russian Federation

e-mail: andrey_yakovlev84@mail.ru

2 MBE «ChkaloVs school» v.Chkalovo, Nizhnegorsky district

Key words: educational tour, military history tour, a partisan movement, methods

of conducting excursions.

References

1. YAkovlev A.N. Turistsko-ehkskursionnye resursy vostochnogo sektora prigorodov Simferopolya // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I Vernadskogo. Geografiya. Geologiya. — 2017. —№ 1. T. 3 (69). — S. 151-158.

2. TASS Informacionnoe agentstvo Rossii [EHlektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://tass.ru/politika/2636647

3. Krym v period Velikoj Otechestvennoj vojny 1941-1945 gg. Sbornik dokumentov i materialov. — Simferopol': «Tavriya», 1973. — 496 s.

4. Mel'nichukE.B. Partizanskoe dvizhenie v Krymu. Nakanune. Kniga 1. — L'vov: Grif Fond, 2008. — 163 s.

5. Partizanskoe dvizhenie v Krymu v period Velikoj Otechestvennoj vojny. Sbornik dokumentov i materialov. 1941-1944gg. / A.V.Mal'gin, L.P.Kravcova, L.L.Sergienko. — Simferopol': SONAT, 2006. — 268 s.

6. Boevye dejstviya krymskih partizan v tylu nemecko-fashistskih zahvatchikov (noyabr' 1941g. — aprel'1944g.) // Boi za Krym: Sb. st. i dok /Red. R.M. Vul'. — Simferopol': Krasnyj Krym, 1945. — S. 248

7. Emel'yanov B.V. EHkskursovedenie . — M.: Sovetskij sport, 2003. — 216

8. Emel'yanov B.V. Organizaciya ehkskursionnoj raboty: metodika, opyt. — M.: Profizdat, 1984. — 144 s.

9. Emel'yanov B.V. EHkskursiya. — M.: Profizdat, 1984. — 122 s.

10. Emel'yanov B.V. V pomoshch' ehkskursovodu. — M.: Profizdat, 1976. — 112 s

11. ZHuravleva V.L. Specifika tematicheskih ehkskursij. //Mir ehkskursij. — 2008. - № 3. — S. 28-32.

12. Elhovskaya L.N. Formy i metody vneurochnoj raboty po izucheniyu svo—ego kraya / L.N. Elhovskaya. — M.: Prosveshchenie, 1988. — 180

13. Rodin A.F., Sokolovskij YU.E. EHkskursionnaya rabota po istorii. — M.: Prosveshchenie, 1974. — 136 s.

14. YAkovchenko R.N. Metodika provedeniya ehkskursij. Nyuansy raboty // Mir ehkskursij. — 2008. - № 2. — S. 13-18.

15. Kiryuhancev K. A., Gizatova I. A. EHkskursiya kak sredstvo patrioticheskogo vospitaniya uchashchihsya obshcheobrazovatel'nyh shkol [Tekst] // Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (g. CHelyabinsk, oktyabr' 2012 g.). — CHelyabinsk: Dva komsomol'ca, 2012. — S. 80-82. — URL, [EHlektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2811/

16. Nikolaj Ivanovich Olejnikov — sozdatel' narodnogo muzeya Ichkinskogo partizanskogo otryada pri Zavetnenskoj shkole imeni Krymskih partizan (Sovetskij rajon, Krym) [EHlektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://kraevedenie.net/2010/05/19/muzey_oleynikov/

Поступила в редакцию 08.12.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.