Научная статья на тему 'Крымская школа экскурсоведения: праксеологические аспекты'

Крымская школа экскурсоведения: праксеологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГНОСЕОЛОГИЯ / КРЫМСКАЯ ШКОЛА ЭКСКУРСОВЕДЕНИЯ / ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА / ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ / БЮРО ПУТЕШЕСТВИЙ И ЭКСКУРСИЙ / ЭКСКУРСОВОДЫ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ЭКСКУРСОВОД / ГИД-ПЕРЕВОДЧИК / EPISTEMOLOGY / CRIMEAN SCHOOL OF EXCURSION / EXCURSION METHODOLOGY / ORGANIZATION OF EXCURSIONS / TRAVEL AND EXCURSION BUREAU / BUSINESS GUIDES / GUIDE / GUIDE-INTERPRETER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карташевская И.Ф.

Рассмотрены вопросы организации экскурсионного дела в Крыму в зависимости от изменения экономических отношений в обществе. Особое внимание уделено вопросам организации работы экскурсионных организаций в нормативно-правовом поле Российской Федерации. Выявлены проблемы, мешающие расширению экскурсионных услуг и качеству работы экскурсоводов. Предложены пути повышения эффективности использования экскурсионных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crimean school of excursion studies: praxeological aspects

Questions of the organization of excursion business in Crimea are considered depending on change of economic relations in a society. Particular attention is paid to the organization of the work of excursion organizations in the regulatory and legal field of the Russian Federation. The problems that prevent the expansion of excursion services and the quality of the work of guides are revealed. The ways of increasing the efficiency of using excursion services are suggested.

Текст научной работы на тему «Крымская школа экскурсоведения: праксеологические аспекты»

Геополитика и экогеодинамика регионов. Том 4 (14). Вып. 3. 2018 г. С. 46-54.

УДК 08.00.05. 15.2 Карташевская И. Ф.

Крымская школа экскурсоведения: праксеологические аспекты_

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Институт экономики и управления (структурное подразделение), г. Симферополь e-mail: kar.inessa@i.ua

Аннотация. Рассмотрены вопросы организации экскурсионного дела в Крыму в зависимости от изменения экономических отношений в обществе. Особое внимание уделено вопросам организации работы экскурсионных организаций в нормативно-правовом поле Российской Федерации. Выявлены проблемы, мешающие расширению экскурсионных услуг и качеству работы экскурсоводов. Предложены пути повышения эффективности использования экскурсионных услуг.

Ключевые слова: гносеология, крымская школа экскурсоведения, экскурсионная методика, организация экскурсий, бюро путешествий и экскурсий, экскурсоводы-предприниматели, экскурсовод, гид-переводчик.

Введение

Экскурсионное обслуживание - неотъемлемая часть туристского продукта. В условиях экономических реформ экскурсия как специфическая услуга приобрела новые функции, изменилась ее качественная структура. Экскурсионная деятельность, используя антропогенные и природные ресурсы территории, все виды транспорта, управленческие структуры, сама активно влияет на туристский комплекс, организацию кратковременного отдыха, использование трудовых ресурсов, активно участвует в формировании туристских потоков.

Крымская экскурсионно-методическая школа является одной из старейших на бывшем постсоветском пространстве. В 1894 г. при «Крымском горном клубе» был создан специальный отдел, который занимался организационной работой среди публики. При этом экскурсионная касса была отделена от кассы клуба, то есть возникло новое, самостоятельное учреждение, по содержанию своей деятельности очень напоминающее современные экскурсионные организации. Одно поколение методистов Крыма сменяло другое: Р. И. Гольтяева, К. М. Каминская, Л. И. Чернышёв, В. А. Федотова, Л. Лаврухина, Л. Г. Тютюрина, Л. Я. Баженова, Ж. И. Нижевясова, В. П. Казимиров, а за ними Л. В. Миленко, В. И. Бархатова, О. Г. Литваковская, А. Ф. Боева, Е. М. Непомнящих, В. И. Беляева, Л. П. Письменная, Л. М Косабуцкая, Н. А. Аксёнова и мн. др. внесли свой неоценимый вклад в развитие формирования крымской экскурсионной школы, ставшей одной из ведущих в бывшем Советском Союзе. Одним из основателей крымской методической школы в послевоенные годы стала Валентина Алексеевна Махнёва. Троллейбусная экскурсия «Дорога к морю» из Симферополя до Ялты, разработанная В. А. Махневой, до сих пор служит основой многих экскурсионных рассказов.

В отличие от истории экскурсионного дела в бывшем Советском Союзе, в Крыму организацией экскурсий занималось общество «Знание». Только в 1969

году вопросы управления организацией экскурсионным делом были переданы ВЦСПС, т. е. профсоюзным структурам.

В годы плановой экономики организацией экскурсионного обслуживания на территории Крымского полуострова занимались Крымский областной совет по туризму и экскурсиям, ВАО «Интурист», БММТ «Спутник». После изменения экономической системы, начиная с 90-х годов, лидирующая роль в предоставлении экскурсионных услуг оставалась за ЗАО «Крымтур» - правопреемником Крымского областного совета по туризму и экскурсиям. В эти годы появились конкурирующие организации, частные предприниматели, изменились виды и формы экскурсионного обслуживания. С 2014 года после возвращения полуострова в состав Российской Федерации начался новый этап, связанный с адаптацией экскурсионного дела к нормативно-правовому полю России.

В 90-е годы Крымским областным советом по туризму и экскурсиям ежегодно обслуживалось около 13 миллионов экскурсантов. Прибыль от экскурсионных услуг составляла третью часть прибыли, которую получали все туристско-экскусионные предпрятия областного совета. Объем экскурсионных услуг составлял четвертую часть Украинского республиканского совета по туризму и экскурсиям. Рентабельность этого вида услуг достигала 30 %, а у пешеходных экскурсий - до 80 % [1]. За годы перестройки внимание работников системы управления в сфере туризма к данному виду услуг ослабло. Кроме того, в аппарат управления пришли работать специалисты, не имеющие специальной подготовки даже в сфере туризма [2].

Материалы и методы

При выполнении исследования, в зависимости от конкретных целей и задач, были использованы общенаучные и прикладные методы.

Общенаучные подходы: исторический и системный; региональный анализ.

Общефилософские методы: моделирование, деловая логистика, графический. Исторический подход в экономических исследованиях - совокупность методов, выявляющих состояния и процессы изменения объектов во времени - позволил проследить теоретические и праксеологические особенности формирования государственного управления организацией работы экскурсионных предприятий разных форм собственности. С помощью структурно-генетического получены важные ответы о причинах экономической деформации туристско-экскурсионного комплекса, объяснено появление многоведомственной структуры управления.

Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты, регулирующие туристскую деятельность в отечественной практике, статистические материалы Главного управления статистики в Республики Крым, Министерства курортов и туризма Республики Крым, законы и нормативные документы, национальные стандарты Российской Федерации в области туризма.

Результаты и обсуждение

В истории экскурсионного дела в Крыму предлагаем выделить одиннадцать этапов [табл. 1.].

Таблица 1.

Основные исторические этапы формирования _Крымской школы экскурсоведения_

Этапы формирования Годы Название исторического периода Характерные формы хозяйственной деятельности

I 1894 Зарождение экскурсионной деятельности Создание в Ялте первой в России коммерческой экскурсионной структуры

II 1821-1924 Период новой экономической политики Создание частнопредпринимательской экскурсионной деятельности. Появление акционерных обществ

III 1936 Зарождение в СССР командно- административной системы управления. Объединение мелких коммерческих структур, акционерных обществ в единую структуру - Общество пролетарского туризма и экскурсий

IV 1941-1945 Период Великой Отечественной войны Прекращение экскурсионной деятельности

V 1945-1946 Создание Крымского туристско-экскурсионного управления (КТЭУ) Возобновление туристско-экскурсионной деятельности. Создание туристских маршрутов по партизанским тропам. Зарождение крымской экскурсионной методической школы

VI 1969 Передача системы управления экскурсионной деятельностью в Крыму из системы общества «Знание» в структуру ВЦСПС Укрепление материально-технической базы экскурсионной деятельности. Создание в Крыму первых Бюро путешествий и экскурсий системы ВЦСПС

VII 1969-1990 Период экономического подъема Создание новых бюро путешествий и экскурсий. Совершенствование крымской методической экскурсионной школы, создание новых экскурсионных маршрутов

УШ 1991-1995 Формирование новых экономических отношений Ликвидация монопольной внешнеэкономической деятельности в сфере туристско-экскурсионного обслуживания, в том числе иностранных туристов. Появление первых коммерческих экскурсионных структур

IX 1996-2008 Активизация работы экскурсионных коммерческих структур Появление новых экскурсионных маршрутов. Ликвидация централизованной системы контроля за участниками экскурсионного процесса обслуживания экскурсантов, качеством проводимых экскурсий. Упадок профессионального уровня методической деятельности

X 2009-2013 Период реформирования экскурсионного дела Поиск новых требований к организации работы и профессиональной подготовки экскурсовода, гидов-переводчиков

XI 2014 - по настоящее время Организация экскурсионного обслуживания в нормативно-правовом поле Российской Федерации Адаптация работы экскурсионных предприятий всех форм собственности к новым нормативно-правовым документам РФ

Составлено автором

Роль экскурсионных услуг в туристско-экскурсионном комплексе наиболее полно раскрыта в работах И. С. Юньева [3], П. Г. Олдака [4], Н. А. Герцевич [5], Р. А. Дьяковой [6], Б. В. Емельянова [7-10]. В последние годы научный интерес к данной теме значительно ослаб. Но среди научных публикаций появились работы, связанные с экономическими аспектам экскурсионных услуг: Бриггс Сьюзан [11], Е. В. Сарафанова, А.В. Яцук [12], Тейлор Нейл, Н. М. Хуусконен [13].

Теоретические и прикладные вопросы использования экскурсионного потенциала в условиях рыночных отношений были исследованы автором [14].

Двадцатилетний опыт нашей практической работы, связанной с системой управления экскурсионной деятельностью в Крыму, позволяет выявить ряд особенностей экскурсионных услуг в новых рыночных условиях.

Прежде всего, экскурсионная услуга - это специфический турпродукт, состоящий из докоммуникационной, технической части (изучение экскурсионного рынка, разработка, продвижение, реализация экскурсий, подготовка экскурсоводов) и демонстрационной части (работа экскурсовода на маршруте с группой). Экскурсионная услуга имеет все свойства, характерные для туристского продукта: неосязаема, неотделима от источника, объектов показа и потребителя, не сохраняема, обладает непостоянством качества, технология создания экскурсионной услуги и потребления разорваны во времени.

На территории полуострова функционируют: бюро путешествий и экскурсий, частные предприниматели - организаторы экскурсионных услуг.

Бюро путешествий и экскурсий - организационная структура, созданная при плановой экономике в системе Центрального совета по туризму и экскурсиям на территории Крыма. В структуре Крымского областного совета по туризму и экскурсиям функционировали эти предприятия согласно жесткому регламенту. Состояли из пяти производственных отделов: административного, отдела приема и обслуживания, отдела путешествий, транспортного и экскурсионно-методического (рис. 1).

Рис. 1. Система управления Бюро путешествий и экскурсий (БПиЭ).

Составлен автором

В свою очередь экскурсионно-методический отдел имел три службы: методическую, экскурсионную и диспетчерскую. Методическая служба объединяла методические секции, такие как, например, природоведческую, историческую, искусствоведческую, производственной, курортной тематики и другие. Экскурсоводы работали на постоянной основе и круглый год, приказами директора были закреплены за этими секциями и работали на маршрутах определенной тематики. В рамках секций постоянно проводились заседания, на которых проходили методические занятия, отрабатывались приемы показа и рассказа, изучалась новая краеведческая литература и информация. И самое главное - создавались новые экскурсионные маршруты и творческие группы. Работа над новой тематической экскурсией могла длиться не один год.

В системе Крымского областного совета по туризму и экскурсиям ежегодно создавалось до 40 новых экскурсий, а в ассортименте всех одиннадцати бюро путешествий и экскурсий было к 1990 году разработано более 800 экскурсионных маршрутов. Над качеством работы экскурсоводов осуществлялся систематический контроль; контрольные тексты экскурсий рецензировались специалистами, индивидуальные тексты проверялись методистами. В функции методистов входило обязательное прослушивание экскурсоводов на маршрутах с последующим анализом техники и тактики проведенной экскурсии, письменным отзывом. Для активизации творческой работы экскурсоводов проводились всесоюзные, республиканские и областные конкурсы на лучшую экскурсию.

В задачи экскурсионного отдела входила работа по заключению договоров на экскурсионное обслуживание с предприятиями, школами, здравницами, транспортными организациями, проведение рекламных компаний. Работники диспетчерской службы вели картотеку экскурсоводов, организаторов экскурсий, выписывали документы на проведение экскурсий, контролировали графики работы с музеями, заказывали необходимый для поездок транспорт. Кроме экскурсионно-методической службы, предприятия имели отделы по приему и обслуживанию туристов и отделы путешествий. В настоящее время это фирмы-туроператоры, которые занимаются организацией зарубежных туров, внутренним туризмом.

В настоящее время структура БПиЭ сохранилась в структуре АО «Крымтур», но по своим функциям упростилась. На экскурсионном рынке появились более мобильные и конкурентоспособные частные предприятия (юридические и физические лица), занимающиеся организацией экскурсий. В задачи этих предприятий входит обустройство торговых мест для реализации экскурсионных услуг, заключение договоров с транспортными организациями, агентами по организации экскурсий и самими экскурсоводами, имеющими специальные разрешения. Тематика предлагаемых такими предприятиями экскурсий зависит от тем, которыми овладел тот или иной экскурсовод, принятый на работу.

Экскурсоводы-предприниматели составляют незначительную часть людей, совмещающих организацию разработанных авторских экскурсии и их проведение.

После возвращения Крыма в состав Российской Федерации с каждым годом растет интерес россиян к истории полуострова. Организация экскурсионного обслуживания требует более пристального внимания со стороны органов управления, нуждается в появлении новых нормативно-правовых документов.

В новых условиях работники Министерства курортов и туризма Республики Крым по-прежнему выдают формально разрешения экскурсоводам всего Крыма на право работы, хотя эту функции целесообразно делегировать местным органам управления. После ликвидации методических служб и отделов потеряна система контроля за содержанием экскурсионных рассказов и методикой проведения самих экскурсий. Подготовкой экскурсоводов в Крыму занимаются в Крымском федеральном университете им. В. И. Вернадского, а подготовка гидов-переводчиков вообще не осуществляется. В этих вопросах неплохо было бы перенять опыт зарубежных стран. Например во Франции подготовкой гидов-переводчиков, которые одновременно работают и с местным населением, занимаются четырехгодичные специальные школы. Принимаются туда студенты, уже имеющие базовую подготовку с несколькими иностранными языками. Через 5 лет гиды проходят повышение квалификации и получают опять право работать. Гиды-переводчики объединены в ассоциацию, а предприятия-работодатели заказывают в ней гидов для обслуживания групп. Руководство ассоциации занимается качеством обслуживания, разработкой новых маршрутов.

Прошло уже четыре года как Крым находится в правовом поле Российской Федерации, но проблемы, связанные с организацией экскурсионного обслуживания не только не решены, а обострились. Один из серьезных вопросов связан с реализацией экскурсий. Для того чтобы заполнить экскурсионный автобус, требуется не менее 10-15 точек реализации. В 90-е годы горисполкомы выделяли БПиЭ в курортных городах на конкурсной основе небольшие участки земли для установки экскурсионных киосков малых архитектурных форм. В Советском Союзе экскурсия являлась одной из форм идейно-воспитательной работы.

Экскурсионные организации были освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость, которая составляла 20 %.

История этой практики забыта. В настоящее время в городах утвердилась практика проведения ежегодных конкурсов за рабочее сезонное место организатора экскурсий. При этом эти торговые места приравнены к торговле сувенирной продукцией. Например в Судаке стоимость такого места доходит до 300 тысяч рублей. Каждый год в зависимости от финансовых возможностей экскурсионных предприятий местоположение точек реализации меняется. Это приводит к тому, что каждый год требуются значительные усилия и дополнительные финансовые затраты по привлечению постоянных покупателей.

В 2010 г. введен в действие ГОСТ Р 50681 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг [15]. Документ определяет регламент методического обеспечения проводимых экскурсий, перечень обязательной документации, необходимой для работы экскурсоводов: контрольный текст, технологическая карта, «портфель экскурсовода», Документы обеспечивают качество и содержание экскурсионных рассказов. Однако практически 90 % экскурсий на территории Крыма не имеют этих документов. Бесконтрольность органов управления позволяет работать на маршрутах людям, не имеющим специальной подготовки, специалистам других регионов России, которые слабо знакомы с объектами показа и краеведческим материалом.

Для улучшения организационного механизма управления экскурсионной деятельностью предлагаем:

- провести перед началом летнего сезона ревизию работающих экскурсоводов и экскурсионных предприятий;

- изучить порядок выделения рабочих мест реализации экскурсионных услуг, принятый местными администрациями курортных городов;

- разработать официальный документ, регламентирующий общий и единый порядок организации экскурсионных услуг;

- совместно с заинтересованными ведомствами закрепить за туристскими предприятиями постоянные рабочие места под стационарные экскурсионные киоски;

- провести конкурс на лучшее торговое место по реализации экскурсионных услуг;

- передать высшим учебным заведениям функции подготовки, переподготовки, повышения квалификации экскурсоводов, гидов-переводчиков с выдачей соответствующих документов;

- изучить опыт зарубежных стран, связанный с организацией экскурсионного обслуживания отечественных и зарубежных туристов. с целью его использования на территории Крыма.

Экскурсия по своему содержанию является мощным средством просветительской, воспитательной работы среди населения Крыма и ее гостей. Она дарит людям знания, любовь к родному краю, укрепляет имидж нашего полуострова.

Литература

1. Карташевская И. Ф. Географические аспекты использования экскурсионного потенциала Крыма в условиях рыночных отношений // Автореферат

диссертации кандидата географических наук. Киев, 1995. 22с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30201129.

2. Карташевская И. Ф. Кризис управления: аспекты специализации и развития туризма в Крыму // Перспективы развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. 2017. С. 73-77.

3. Юньев И. С. Методические рекомендации по проведению краеведческих экскурсий. М.: ЦРИБ Турист, 1973. 105 с.

4. Олдак П. Г. Проблемы развития индустрии туризма. Новосибирск: Наука, 1970. 90 с.

5. Герцевич Н. А. Основы экскурсоведения. Минск: Университетское, 1988. 157 с.

6. Дьякова Р. А. Основы экскурсоведения: [Учеб. пособие] / Под ред. Б. В. Емельянова. М.: Просвещение, 1985. 255 с.

7. Емельянов Б. В. Методика подготовки и проведения экскурсии. М.: ЦРИБ Турист, 1980. 96 с.

8. Емельянов Б. В. О дифференцированном подходе к экскурсионному обслуживанию. М.: ЦРИБ Турист, 1974. 120 с.

9. Емельянов Б. В. Методические советы организаторам экскурсий и путешествий. М.: ЦРИБ Турист, 1983. 120 с.

10. Емельянов Б. В. Основы экскурсоведения. М.: ЦРИБ Турист, 1984. 80 с.

11. Бриггс Сьюзан. Маркетинг в туризме. Пер с англ. Киев: Знання, 2005. 234 с.

12. Сарафанова Е. В., Яцук А. В. Маркетинг в туризме. М: Альфа-М; Инфра-М, 2007. 245 с.

13. Хуусконен Н. М., Глушанок Т. М. Практика экскурсионной деятельности. М., СПб., 2006. 182 с.

14. Карташевская И. Ф. Экскурсионный потенциал Крыма; современное состояние и перспективы использования // Экономика Крыма. 2011. № 2 (35). С. 111-117.

15. ГОСТ Р 50681-2010 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// http://docs.cntd.ru/document/1200083215.

Kartashevskaya I. Ph.

Crimean school of excursion studies: praxeological aspects_

Vernadsky Crimean Federal University, Institute of Economics and management, Russian Federation, Simferopol e-mail: kar.inessa@i.ua

Annotation. Questions of the organization of excursion business in Crimea are considered depending on change of economic relations in a society. Particular attention is paid to the organization of the work of excursion organizations in the regulatory and legal field of the Russian Federation. The problems that prevent the expansion of excursion services and the quality of the work of guides are revealed. The ways of increasing the efficiency of using excursion services are suggested.

Key words: epistemology, Crimean school of excursion, excursion methodology, organization of excursions, travel and excursion bureau, business guides, guide, guideinterpreter.

References

1. Kartashevskaya I. F. Geograficheskie aspekty ispol'zovaniya ehkskursionnogo potenciala Kryma v usloviyah rynochnyh otnoshenij // Avtoreferat dissertacii kandidata geograficheskih nauk. Kiev, 19895. 22s. [Electronic resource]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30201129. (in Russian).

2. Kartashevskaya I. F. Krizis upravleniya: aspekty specializacii i razvitiya turizma v Krymu // Perspektivy razvitiya nauki i obrazovaniya. Sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 3-h chastyah. 2017. S. 73-77. (in Russian).

3. YUn'ev I. S. Metodicheskie rekomendacii po provedeniyu kraevedcheskih ehkskursij. M.: CRIB Turist, 1973. 105 s. (in Russian).

4. Oldak P. G. Problemy razvitiya industrii turizma. Novosibirsk: Nauka, 1970. 90 s. (in Russian).

5. Gercevich N. A. Osnovy ehkskursovedeniya. Minsk: Universitetskoe, 1988. 157 s. (in Russian).

6. D'yakova R. A. Osnovy ehkskursovedeniya: [Textbook] / Pod red. B. V. Emel'yanova. M.: Prosveshchenie, 1985. 255 s. (in Russian).

7. Emel'yanov B. V. Metodika podgotovki i provedeniya ehkskursii. M.: CRIB Turist, 1980. 96 s. (in Russian).

8. Emel'yanov B. V. O differencirovannom podhode k ehkskursionnomu obsluzhivaniyu. M.: CRIB Turist, 1974. 120 s. (in Russian).

9. Emel'yanov B. V. Metodicheskie sovety organizatoram ehkskursij i puteshestvij. M.: CRIB Turist, 1983. 120 s. (in Russian).

10. Emel'yanov B. V. Osnovy ehkskursovedeniya. M.: CRIB Turist, 1984. 80 s. (in Russian).

11. Briggs S'yuzan. Marketing v turizme. Per s angl. Kiev: Znannya, 2005. 234 s. (in Russian).

12. Sarafanova E. V., YAcuk A. V. Marketing v turizme. M: Al'fa-M; Infra-M, 2007. 245 s. (in Russian).

13. Huuskonen N. M., Glushanok T. M. Praktika ehkskursionnoj deyatel'nosti. M., SPb., 2006. 182 s. (in Russian).

14. Kartashevskaya I. F. EHkskursionnyj potencial Kryma; sovremennoe sostoyanie i perspektivy ispol'zovaniya // EHkonomika Kryma. 2011. № 2 (35). S. 111-117. (in Russian).

15. GOST R 50681-2010 Turistskie uslugi. Proektirovanie turistskih uslug. [Electronic resource]. URL: http:// http://docs.cntd.ru/document/1200083215. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 03.05.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.