Научная статья на тему 'БИОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИОННЫЕ МАРШРУТЫ КАК ФОРМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ'

БИОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИОННЫЕ МАРШРУТЫ КАК ФОРМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
738
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДРОСТКИ / ЭКСКУРСИИ / БИОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ / СТОРИТЕЛЛИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нелепина Е. А.

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся разработки и проведения биографических экскурсионных маршрутов; приводятся примеры биографических экскурсий как формы духовно-нравственного воспитания современных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOGRAPHICAL EXCURSION ROUTES AS A FORM OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF MODERN TEENAGERS

The article deals with issues related to the development and implementation of biographical excursion routes as a form of spiritual and moral education of modern teenagers. Examples of biographical excursions as a form of spiritual and moral education of modern teenagers are given.

Текст научной работы на тему «БИОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИОННЫЕ МАРШРУТЫ КАК ФОРМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ»

УДК 371.4(470.323)

БИОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИОННЫЕ МАРШРУТЫ КАК ФОРМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

©2021 Е. А. Нелепина

канд. пед. наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма

e-mail: NEA6@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся разработки и проведения биографических экскурсионных маршрутов; приводятся примеры биографических экскурсий как формы духовно-нравственного воспитания современных подростков.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, подростки, экскурсии, биографическая экскурсия, сторителлинг.

BIOGRAPHICAL EXCURSION ROUTES AS A FORM OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF MODERN TEENAGERS

©2021 E. A. Nelepina

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Social and Cultural Service and Tourism e-mail: NEA6@ yandex. ru

Kursk State Universiry

The article deals with issues related to the development and implementation of biographical excursion routes as a form of spiritual and moral education of modern teenagers. Examples of biographical excursions as a form of spiritual and moral education of modern teenagers are given.

Keywords: spiritual and moral education, teenagers, excursions, biographical excursion, storytelling.

В начале 20 гг. XXI в. современное российское общество ¡переживает духовно-нравственный кризис. Главным образом это связано с переменами в обществе, развитием электронных и виртуальных технологий, пандемией, а также изменениями в государственной политике страны. Отметим минимальное влияние действующей системы образования на духовно-нравственное воспитание вообще и подростков в частности.

В связи с этим вопрос духовно-нравственного воспитания подростков является одной из важнейших проблем, стоящих сегодня перед современным обществом и государством.

Большой вклад в изучение проблемы духовно-нравственного становления личности внесли Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, В.А. Сластёнин, Н.Е. Щуркова и многие другие.

Проблемы психологических изменений, которые происходят в личности с ее

развитием, а особенно в подростковом возрасте, большинство ученых (Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, Ж. Пиаже и др.) связывали прежде всего с физиологическими процессами, происходящими в организме человека, в частности половым созреванием. В исследованиях [Божович 2008: 165-168] второй половины ХХ в. отмечается, что развитие ребенка в основном определяется влиянием окружающей его среды, то есть внешнего окружения в процессе его взросления.

Грэнвил Стэнли Холл еще в начале предыдущего века отмечал, что это период «бури и натиска», время, когда у ребенка периоды активности чередуются с периодами уныния, наблюдается увлечение бесконечными рассуждениями и т.п. (см.: [История зарубежной психологии 1986: 38-59]).

Швейцарский психолог Жан Пиаже, в свою очередь, отмечал, что этот возраст представляет собой «способность абстрагировать мыслительные операции от объектов, над которыми эти операции производят». Он также указывал на то, что в этот период происходит окончательное формирование личности, ее социализация. В этот период очень важным является то, чтобы перед формирующейся личностью были позитивные примеры жизни людей. Поэтому особенно важным является знакомство с биографией известных людей, их профессиональным становлением (см.: [Кон 1989: 27-31]).

Однако простое знакомство с биографией знаменитого человека как позитивным примером жизни не интересно для современных подростков, поэтому можно использовать различные формы проведения занятий, одной из которых является экскурсия. Она традиционно относится к вспомогательным формам учебной и воспитательной работы.

Как указывал В.А. Сластенин, «она (экскурсия) способствует зарождению и развитию у обучающихся интереса к знаниям, мотивации учения, расширяет кругозор, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы и т. д.» [Сластенин 2013: 307].

Использование экскурсии в процессе обучения и воспитания рассматривали в своих трудах Я. А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и другие исследователи.

Рассмотрим, что же вкладывают в понятие «экскурсия» разные ученые.

Согласно ГОСТ Р 54604-2011, экскурсия - «это услуга по организации посещения объектов экскурсионного показа (объекты природного, историко-культурного наследия, промышленные предприятия и др.) индивидуальными туристами (экскурсантами) или туристскими группами, заключающаяся в ознакомлении и изучении указанных объектов в сопровождении экскурсовода, гида, гида-переводчика, продолжительностью менее 24 ч без ночевки» [ГОСТ 2011].

Как утверждает Р.В. Алябьева, специалист в области экскурсоведения, экскурсия - это «сочетание рассказа, беседы, научной информации, вопросов экскурсантов, благодаря которому у них формируется целостное представление об объекте экскурсионного показа» [Алябьева 2004: 9].

Таким образом, исходя из последнего определения, экскурсионный рассказ основывается не только на сугубо исторических фактах, а еще и на историко-биографических сведениях, то есть на сведениях о жизни и деятельности каких-либо исторических личностей. Это может объясняться тем, что сами по себе события или места могут не представлять особого интереса для экскурсантов, но личности, которые в них участвовали или посещали данные объекты, могут привнести дополнительную аттрактивность объекту экскурсионного показа.

В настоящее время существует достаточно много классификаций экскурсий, например по составу участников, форме проведения и т.д., однако все классификаторы основываются на определённых признаках и компонентах, которые обязательно входят

в экскурсию. В зависимости от содержания экскурсии бывают обзорные и тематические.

Для духовно-нравственного воспитания современных подростков более актуально использовать такие тематические экскурсионные маршруты, в которых раскрывается лишь одна тема, в основном связанная с жизнеописанием конкретной личности.

Тематические экскурсии, в свою очередь, делятся на исторические, производственные, искусствоведческие, литературные, архитектурно-

градостроительные и другие [Емельянов 2007]. Однако очень редко встречаются экскурсии только одного вида, но в каждом из этих видов присутствуют элементы биографической экскурсии.

Одним из подвидов исторических экскурсий являются историко-биографические экскурсии, во время которых экскурсантов знакомят с местами жизни и деятельности известных людей, обращая особое внимание на окружающие факторы, которые помогли становлению личности. Судьбы и подвиги отдельных людей играют очень важную роль в военно-исторических экскурсиях и занимают значимое место экскурсионного рассказа. Помимо всего прочего, экскурсии такого вида знакомят детей с позитивными примерами жизни, что способствует духовно-нравственному воспитанию современных подростков.

Дефиниции понятия «историко-биографическая экскурсия» рассмотрены в работах Г.П. Долженко, Б.В. Емельянова и других. Технология разработки данного вида экскурсий рассмотрена в трудах Б.В. Емельянова, Н.М. Хуусконен, Г.П. Долженко и др.

Искусствоведческие экскурсии дают возможность приобщиться к местам творчества и жизни различных деятелей искусства и культуры. Они позволяют познакомиться с окружающим миром, который воздействовал на творческую личность в процессе ее становления. Эта категория включает экскурсии, основанные на биографических сведениях и деятельности музыкантов, художников, театральных деятелей и т.д. Например, во время экскурсии по Санкт-Петербургу «Легенды ленинградского рока» экскурсанты узнают о становлении таких музыкальных коллективов, как «Аквариум», «Зоопарк» и «Кино», а также познакомятся с биографией музыкантов Бориса Гребенщикова, Майка Науменко и Виктора Цоя.

Отметим также интересную экскурсию по городу Курску «Великий скульптор провинциального городка» [Сапронова 2018], которая знакомит экскурсантов с творчеством скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова. Рассказывая биографию скульптора, экскурсовод обращает внимание слушателей на его известные произведения, например, памятник Александру Невскому в Курске, установленный в 2000 г. Одновременно экскурсовод представляет экскурсантам позитивный пример жизни русского полководца. Так в одной экскурсии соединяются две биографии, которые несут в себе элементы духовно-нравственного воспитания через личностный пример.

Производственные экскурсии включают два подвида: производственно-исторические и производственно-экономические. Для первого вида крайне значимы биографические элементы, так как порой необходимые сведения о том, благодаря кому зародилась и развилась та или иная отрасль промышленности, кто участвовал в становлении конкретного производства, позволяют оценить масштабы производства и трудный путь от его становления до современного уровня (например, экскурсионный маршрут по Уралу «Наследие Демидовых»).

Природоведческие (экологические) экскурсии знакомят экскурсантов с природными достопримечательностями, а также с жизнью и деятельностью выдающихся ученых в области естественных наук - биологии, экологии и др. Например, экскурсионный маршрут по Башкирии «По следам экспедиции

Пржевальского» полностью костюмирован и занимает 3 дня, поэтому его можно отнести к экскурсионному туру. Все участники тура переодеваются в военную российскую и колониальную европейскую (английского и французского образца) униформу начала ХХ в. и полностью погружаются в данную историческую эпоху. Проживание во время экскурсионного тура предусматривается в башкирских этнодомах. Кухня на протяжении всего тура только традиционная башкирская.

Литературно-биографические экскурсии позволяют через изучение биографии литературного деятеля познакомиться с местами, которые хранят память о жизни и творчестве писателей и поэтов [Введение в экскурсоведение... 2015]. Это, например, экскурсии по Москве «Булгаковская Москва. Мистика и реальность» или по Иркутску и Иркутской области «Коснись душой сибирской Атлантиды» (памяти В.Г. Распутина) [Ермолина 2017] .

В Российской Федерации очень популярны экскурсионные туры в места, связанные с жизнью русских писателей и поэтов, например, пушкинские места (музей-усадьба в Михайловском, музей-заповедник «Болдино»), а также места, связанные с жизнью и творчеством Ф.М. Достоевского, М.Ю. Лермонтова, Б.Л. Пастернака.

В экскурсии на архитектурно-градостроительные темы входят экскурсии, дающие представление о жизни и творчестве какого-либо одного архитектора. Например, «Токмо во славу Всероссийску» (архитектор Ф.Б. Растрелли) [Алмазов 2012], «Наследие В.М. Клыкова» [Нелепина 2009].

Военно-патриотические экскурсии, позволяют через знакомство с жизнью и подвигом военного деятеля дать положительный пример современному подростку. К данной категории можно отнести экскурсии, посвященные подвигу Ивана Сусанина [Сказание о спасении. 1993], жизни Алексея Петровича Маресьева, Юрия Алексеевича Гагарина и других.

Таким образом, в каждом виде тематических экскурсий присутствует подвид, относящийся к биографическим экскурсиям или же включающий биографические элементы при рассказе экскурсовода. Следовательно, биографические сведения играют важную, а зачастую даже главную роль в основании разработки экскурсий. Биографические сведения можно почерпнуть в автобиографиях, архивах, полученные материалы систематизируются, классифицируются и добавляются в «портфель экскурсовода».

Проведение любой экскурсии, в том числе и биографической, должно проходить в соответствии с определенной технологией разработки, так называемой методикой проведения и разработки экскурсий. Она направлена на то, чтобы экскурсанты наиболее полно усвоили материал экскурсии. Методика проведения экскурсий реализуется при помощи методических приемов, к ним относятся прием показа, прием рассказа и т.д. В свою очередь, они состоят из микроприемов. Например, в приемы показа входит наблюдение за экскурсионным объектом, которое может быть наблюдением как за недвижимым объектом (близко и далеко), так и за движущимся объектом. Приемы рассказа вызывают у экскурсантов зрительные ассоциации, дают описание его внешнего вида и внутреннего содержания. Для проведения биографических экскурсий широко используется прием персонификации. Он позволяет создавать мысленный образ конкретного человека (деятеля культуры или искусства, героя войны или мирного времени и т.д.). Рекомендуется делать это с помощью яркого рассказа об отдельных эпизодах из жизни тех людей, с которыми связана тема экскурсии, или на основе описания какого-либо исторического события, в котором эти люди участвовали.

Одним из инновационных современных экскурсионных методов проведения экскурсий является метод сторителлинга. В переводе с английского данный термин означает «рассказывание историй». Как отмечает О. Е. Афанасьев, «сторителлинг - это

интерактивное использование слов и действий для выявления элементов и образов истории для побуждения воображения слушателей» [Афанасьев 2017: 7].

Необходимо отметить, что это не просто рассказ о каком-либо месте или событии, - при применении данного метода обязательно должен быть сюжет. Как отмечает А.Г. Гусейнова, «сюжет, то есть упрощенная структура истории, сформирован из событий, переломных моментов, действий и реакций» [Гусейнова 2018:10].

В центре каждого рассказа должен обязательно присутствовать герой, в нашем случае это личность, чья биография является основой для экскурсии. Далее необходимо охарактеризовать место действия, раскрыть суть действия, и все вместе это связывается в сюжет биографической экскурсии.

Таким образом, сторителлинг может выступать одним из важнейших методических приемов при разработке и проведении биографических экскурсионных маршрутов для вовлеченности экскурсантов посредством задействованности их воображения, чувства причастности, а также для повышения их интереса к объектам.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что любой вид тематических экскурсий, включающий в себя элементы биографии выдающихся личностей, либо же полностью биографическая экскурсия, то есть экскурсия, построенная на биографии значимого человека, несет в себе элементы духовно-нравственного воспитания посредством личностного примера и повышенной мотивации и может оказывать значимое положительное влияние на еще несформировавшуюся психику подростка.

Библиографический список

ГОСТ Р 54604-2011 «Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования». - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200092284 (дата обращения: 10.11.2020). - Текст : электронный.

Алмазов, Б. А. Повести каменных горожан. Очерки о декоративной скульптуре Петербурга / Б. А. Алмазов. - Санкт-Петербург : Центрполиграф, 2012. - 431 с. - Текст : непосредственный.

Алябьева, Р. В. Методика проведения экскурсии / Р. В. Алябьева. - Москва : Академия, 2004. - 385 с. - Текст : непосредственный.

Афанасьев, О. Е. Сторителлинг дестинаций как современная технология туризма / О. Е. Афанасьев, А. В. Афанасьева. - Текст : непосредственный // Современные проблемы туризма и сервиса. - 2017. - Т. 11. - № 3. - С. 7-24.

Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. 398 с. - Текст : непосредственный.

Введение в экскурсоведение : учебное пособие для юных экскурсоводов ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» / под общей редакцией В. И. Аксельрода и Г. А. Лесковой. -Санкт-Петербург : Издательство, 2015. 128 с. - Текст : непосредственный.

Гусейнова, А. Г. Экскурсионный сторителлинг. Сущность понятия и основные принципы / А. Г. Гусейнова. - Текст : непосредственный // Туризм в современном мире. Проблемы и перспективы: сборник работ по материалам шестой международной очно-заочной научно-практической конференции. - Тула : ТулГУ, 2018. - С. 9-12.

Емельянов, Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. - Москва : Советский спорт, 2007. - 216 с. - Текст : непосредственный.

Ермолина, Д. А. К проекту литературно-биографической экскурсии «Коснись душой сибирской Атлантиды» (памяти В.Г. Распутина) / Д. А. Ермолина, Л. Ф. Матвеева. - Текст : непосредственный // Коммуникационные технологии:

социально-экономические и информационные аспекты: материалы международной студенческой научно-практической конференции (Иркутск, 11 апреля 2017 г.). -Иркутск : Изд-во ООО ЦентрНаучСервис, 2017. - С. 96-103.

История зарубежной психологии (30-60е гг. XX века): тексты / под редакцией П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - Москва : Изд. Московского университета, 1986. - 344 с. - Текст : непосредственный.

Кон, И. С. Психология ранней юности: книга для учителя / И. С. Кон. - Москва : Просвещение, 1989. - 255 с. - Текст : непосредственный.

Нелепина, Е. А. Возможности использования творчества В.М. Клыкова для проведения экскурсий по г. Курску / Е. А. Нелепина. - Текст : непосредственный // География и туризм: сборник научных статей Пермского гос. ун-та. - Пермь, 2009. Вып. 7. - С. 139-147.

Сапронова, Т. М. Великий скульптор провинциального городка / Т. М. Сапронова, Е. А. Нелепина. - Текст : непосредственный // Школа юных инноваторов: сборник научных статей итоговой конференции проектов. 10-17 декабря 2018 г. / главный редактор А. А. Горохов - Курск: Издательство: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2018. - С. 342-344.

Сказание о спасении от поляков Михаила Федоровича Романова и о подвиге крестьянина Ивана Сусанина / записал Н. Виноградов. - Кострома, 1993. Издание подготовлено Государственным архивом Костромской области и Международным историко-художественным фестивалем «Вехи».

Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. R. Шиянов; под редакцией В.А. Сластенина. - Москва : Академия, 2013. - 576 с. - Текст : непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.