БОРИСОВА Ю. В.
ВОЕННАЯ ТЕМА В ДРАМАТУРГИИ АЛЕКСАНДРА ПУДИНА Аннотация. В статье рассматриваются особенности конфликта, образная система пьес А. Пудина «Рубеж» и «Михаил Девятаев. Последний круг над адом». Основное внимание уделяется анализу образной системы произведений, документальной основе пьес.
Ключевые слова: мордовская драматургия, драма, война, конфликт, коллизия, документ, образ, пьеса.
BORISOVA Yu. V.
MILITARY TOPIC IN THE ALEXANDER PUDIN'S DRAMA Abstract. The article considers the conflict features, the system of images in A. Pudin's plays "Frontier" and "Michael Devyatayev. The Last Circle over the Hell". The author focuses on the system of images and the documentary basis of the plays regarded.
Keywords: Mordovian drama, drama, war, conflict, collision, document, image, play.
Сегодня тема войны остается одной из популярных тем театрального искусства. Драматургия с разных сторон освещала проблемы, окружающие человека во время войны и после нее. Изучив некоторое количество пьес о войне разных авторов, можно прийти к выводу, что сама война как историческое событие является катализатором конфликта произведений о судьбе человека, который не по своей воле был вовлечен в театр военных действий. Показывая страдающих от войны людей, разбитые чувства, погубленную любовь, разрушенные дома и сожженные земли, драматурги хотят сказать, что война как историческое событие несет не только разрушение, но также вызывает самые противоречивые чувства у персонажей.
Эрвин Пискатор пишет, что «с трудом можно найти таких драматургов, которые в пьесах анализируют саму войну как социальное явление, которое необходимо анализировать и исследовать. В основном эти драматурги смотрят на войну только как на неприятное и печальное событие и с легкостью проходят мимо нее, концентрируя внимание только на людях и на условиях военного времени и послевоенного периода» [2, с.136]. С этим трудно не согласиться, поскольку есть немало примеров, когда в пьесах о войне центральное место занимает именно человек с его личным, иногда субъективным, отношением к происходящим событиям. Однако в целом драматургия стремится к художественному синтезу тяжелого военного времени и чаяний человека, оказавшегося в сложной, противоречивой обстановке.
Мордовская драматургия, переосмыслив события Великой Отечественной войны с новых исторических позиций, тоже обращается к теме человека и войны. «Усилия писателей, обратившихся к военной теме, в значительной мере направлены на изучение суровых реалий войны, на восстановление истинного трагизма и величия повседневности. Пьесы повествуют не столько о прошлом, сколько о связи времен, о соотношении духовного опыта, накопленного в годы войны, с опытом сегодняшним» [1, с.240].
Современный и живой взгляд на войну дает мордовский драматург Александр Пудин в своей пьесе «Рубеж». Это произведение служит примером того, насколько точно драматург может раскрыть внутренний мир героя в соответствии с его этическими идеалами и качествами, разделить персонажей по степени духовной зрелости, поведению в ответственные моменты жизни.
Пьеса основана на реальных событиях. Время действия - самые тяжелые месяцы Великой Отечественной войны: осень-зима 1941-1942 гг. В лютые морозы первой военной зимы полуголодные женщины строили оборонительный рубеж в присурских лесах: ставили «ежи», строили надолбы, рыли противотанковые рвы. Об их тяжелой и героической доле, о вкладе в Победу рассказывает в своем произведении Александр Пудин. В пьесе показано как переносят тяготы войны женщины. Данная тематика чем-то сродни тематике спектакля «А зори здесь тихие», поставленного Юрием Любимовым в 1971 году по одноименной повести Бориса Васильева. Но, если в пьесе «А зори здесь тихие» показаны реальные сражения русских девушек с фашистами, показаны сцены кровопролитного сражения и гибели героев в ратном подвиге, то в пьесе А. Пудина все обстоит иначе. Театр военных действий находится за пределами сцены, о боевых действиях мы узнаем только из разговоров персонажей. Война как будто бы идет где-то далеко, но от этого - еще страшнее.
«Драматург по-новому подошел к проблеме войны: в своей пьесе он не изображает ратного подвига солдата, стратегию генералов, батальных сцен, в ней он вскрывает новый, слабо развитый в нашей литературе пласт - трудовая повинность в тылу: строительство различных коммуникаций, торфоразработки и другие. В связи с этим автор определяет свое произведение как «мирная история военного времени» [1, с.241].
Находясь в тылу, герои пьесы не ведут сражений, но они также разделяют тяготы войны наряду с теми, кто сражается на фронте. Персонажи не остаются в стороне от происходящего и совершают свой тыловой подвиг.
Так как все мужчины были отправлены на фронт, на строительство оборонительной линии привлекались женщины, дети, старики - те, кого принято считать слабыми и беззащитными. Герои произведения совершенно разные по характеру, и по-разному
воспринимают тяжелейшие условия военного времени. Так, оказавшаяся на строительстве рубежа ленинградская учительница Ольга отличается от других прямотой и смелостью характера. Она не полезет за словом в карман и всегда может высказать правду, какой бы горькой она не была. Ольга часто жалуется на тяжелые условия, сомневаясь нужен ли вообще кому-либо этот рубеж, на строительство которого уходит столько сил. Ударница Фима, наоборот, свято верит, что строительство рубежа необходимо. Даже в предродовой горячке она наравне со всеми продолжает трудиться. Фима, как и многие из тех женщин, чьи мужья, сыновья, отцы ушли на войну, думает, в первую очередь, не о себе, а о солдатах.
Ф и м а. Немец здесь пойдет, где наши мужики схоронятся? Ну, подумай сама. И будут они от фашиста, как зайцы тикать? Вдоль реки [3, с.126].
В этой работе Фима видит большой смысл. Для нее это лишь малая часть того, что они, женщины, могут сделать для своих родных, которые ходят под пулями.
Совсем еще юная Клавдия старается не отставать от всех, хотя видно, что ей тяжело и морально и физически. «На ее хрупкие плечи кроме тяжелого физического труда наваливаются и другие проблемы. Это невинное существо заставляет страдать участковый Юшкин, домогаясь своими похотливыми действиями. Ради достижения своей цели он не гнушается никаких методов: провоцирует мать Клавдии на кражу колхозного зерна, составляет протокол и им шантажирует, доводит до смерти» [1, с.242]. Чистая душа Синички, как называли Клавдию товарищи, была не в силах выдержать удара судьбы.
Юшкин, которого можно считать виновником смерти восемнадцатилетней девочки, прикрываясь благими намерениями, делает все для удовлетворения своих личных амбиций. Участковый тщательно скрывает свое безразличие к судьбе женщин, оказавшихся в тяжелом положении. Он не предпринимает никаких мер, чтобы облегчить участь тружениц, хотя это было в его силах. Никто из женщин, кроме Ольги, поначалу не предполагал, кто таков Юшкин на самом деле.
О л ь г а. Не вспоминай про этого мерзавца. Так и рыщет, как собака. Вынюхивает. Смотрит, кого на крючок свой подсадить да потом использовать. Слышала, девкам прохода не дает?
Фима. Не наговаривай на человека. Хорошо, что у нас участковый свой, богдановский. Как никак, договориться можно [3, с.124-125].
Совершенно иначе показан образ командира отделения трудоармейцев Кобылкина Ивана Христофоровича (Ведуна). Этот добрый, в чем-то даже простоватый, старик проявляет отцовскую заботу практически во всем. В диалоге с Петей, подростком, рвущимся на фронт, чтобы помочь отцу, это наглядно проявляется: «Ты должен к ним как к сестрам
относиться. Бережно. С любовью. Они же милушки... Лебедушки...» [3, с.141]. Эти слова дают исчерпывающую характеристику Ведуна по отношению к женщинам. Даже вроде бы в случайной гибели Юшкина, который попал под обвалившееся покрытие блиндажа, чувствуется участие Ведуна. Он выступает в роли избавителя окружающих от злодея, получавшего удовольствие от издевательств над людьми.
Но, несмотря на столь существенные различия в характерах, перед лицом смертельной опасности все эти люди сплотились для одного дела. В пьесе очень примечательна та сцена, когда девушки расправились с волком, который напал ночью на лагерь трудоармейцев:
Ф и м а. Кажись, мы его так.. .Голыми руками приглушили, девки.
Тишина.
Е в д о к и я. Мы? Голыми руками?
Ф и м а. Ей-богу. Отяжелел. Держать не могу.
Ф и м а вынимает руку из волчьей пасти, тот сползает на пол.
О л ь г а. Матерый. Но мертвый.
К л а в д и я. Ура! Мы победили! Мы победили!
Ф и м а (устало, но твердо). И так будет с каждым, кто нападет на наш отчий дом [3,
с.148].
Эта сцена носит символический характер. Не зря автор вкрапляет ее в тот напряженный момент, когда силы женщин на пределе, когда многие, обессилев от тяжких работ и недоедания, перестают верить в возможность победы. Эта общая победа над хищником, который олицетворяет врага, дает новый духовный импульс, веру в свои силы.
В своем произведении А. Пудин «вскрывает все стороны сложных и неоднозначных отношений между людьми в тяжелой военной обстановке, показывает истинную картину каторжного труда, нисколько не сгущая краски. Правдивое изображение событий, показ человека во всей совокупности морального и физического состояния - отличительная особенность драмы «Рубеж» [1, с.242-243].
«Рубеж» не единственное произведение Александра Пудина, которое посвящено теме Великой Отечественной войны. Пьеса «Михаил Девятаев. Последний круг над адом», написанная в 2010 году, также повествует о военных событиях. В центре драмы находится военный летчик Михаил Девятаев. В 1944 году его самолет был сбит зенитным огнем над вражеской территорией, летчик оказался в плену. Михаила Девятаева отправили сначала в Лодзинский, затем в лагеря Кляйн-Кенигсбергский, Заксенхаузен. На остров Узедом в Балтийском море в концлагерь Пенемюнде М. Девятаев был доставлен как приговоренный
«судом» к высшей мере наказания. Но ему повезло. В бараке санобработки парикмахер сменил ему бирку узника-смертника на бирку Никитенко Степана Григорьевича, умершего учителя из-под Киева. Так он остался жив. Читатели и зрители узнают о том, какие ужасы пришлось пережить узникам гитлеровского плена. Сторожевые вышки с пулеметами, ров, колючая проволока, ток высокого напряжения, часовые с собаками. За малейшую провинность пленные подвергались зверским истязаниям. М. Девятаев вместе с другими заключенными постоянно думал о побеге. А. Пудин правдиво рассказывает о персонажах произведения, их помыслах и действиях в период подготовки к побегу на самолете в труднейших условиях фашистского концлагеря. На родную землю группа советских храбрецов перелетела 8 февраля 1945 года на бомбардировщике "Хейнкель-1П". Самолет вел М. П. Девятаев.
В пьесе А. Пудин делает попытку рассмотреть характер в трагических обстоятельствах, раскрыть природу конфликта, порожденного условиями войны.
Для большинства людей война - это, в первую очередь, страдание и горе. Именно такая мысль прослеживается в военных произведениях Александра Пудина, драматурга, который создал свой особый театр. Его пьесы заставляют думать, размышлять. Может быть, потому, что драматургия А. И. Пудина рассказывает о вечном - о человеческой душе в меняющемся мире.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов Ю. Г. Зарождение и пути развития мордовской драматургии. - Саранск, 2012. - 253 с.
2. Пискатор Э. История политического театра / Пер. Сайд Фархуди. - Тегеран, 1995. -
360 с.
3. Пудин А. И. Пьесы: в 3 кн. - Кн. 3. - Саранск, 2007. - 400 с.