Научная статья на тему 'ВОЕННАЯ РЕФОРМА В СЕРБСКОЙ КРАИНЕ ОСЕНЬЮ 1992 ГОДА'

ВОЕННАЯ РЕФОРМА В СЕРБСКОЙ КРАИНЕ ОСЕНЬЮ 1992 ГОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
38
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРБСКАЯ КРАИНА / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБОРОНА / СЕРБСКОЕ ВОЙСКО КРАИНЫ / ХОРВАТИЯ / SERBIAN KRAJINA / TERRITORIAL DEFENSE / ARMY OF SERBIAN KRAJINA / CROATIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соколов Вадим Андреевич

В статье рассмотрены предпосылки военной реформы, проведённой в Сербской Краине осенью 1992 г., её хронологические рамки и особенности; проанализирована военная организация в Краине с детальным рассмотрением структуры армии, созданной в итоге реорганизации (лето 1992 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY REFORM IN SERBIAN KRAJINA IN AUTUMN 1992

This article describes the military reform carried out in Serbian Krajina in the fall of 1992. The background of this process, its chronological framework and features are considered. Also the military organization in Krajin in the summer of 1992 is analyzed. The detailed structure of the army, created as a result of the reorganization, is presented.

Текст научной работы на тему «ВОЕННАЯ РЕФОРМА В СЕРБСКОЙ КРАИНЕ ОСЕНЬЮ 1992 ГОДА»

УДК 316.482.5 + 261.8 (497.5)

Военная реформа в Сербской Краине осенью 1992 года

Вадим СОКОЛОВ

Военная реформа в Республике Сербская Краина (РСК) в октябре-ноябре 1992 г. стала одним из ключевых событий её военной истории. Созданием Сербского войска РСК, позднее переименованного в Сербское войско Краины (СВК), был подведён итог под продолжавшимися с лета 1991 г. поисками того варианта военной организации, который лучше всего бы отвечал сложившейся в Краине ситуации.

Прежние попытки сделать опору на силы милиции Краины или части Территориальной обороны (ТО) не привели к ожидаемым результатам, поэтому военное и политическое руководство РСК осенью 1992 г. в очередной раз было вынуждено искать наиболее оптимальный вариант обеспечения безопасности республики.

Рост национализма в республиках Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ) в 1980-е годы привёл к усилению в них противоречий, обострил межнациональную обстановку в стране, вызвал противостояние властей Социалистической Республики Хорватия (СРХ) и компактно проживав-

ших в ней сербов, численность которых в Хорватии, по данным переписи населения 1991 г., превышала 580 тыс. (12,2% населения).

Зимой-весной 1990 г. в Хорватии начали формироваться политические партии. На первых свободных выборах в СФРЮ (апрель 1990 г.) в Хорватии победу одержало Хорватское де-

СОКОЛОВ Вадим Андреевич - научный сотрудник Института диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ). E-mail: sokolfromrussia@gmail.com

Ключевые слова: Сербская Краина, Территориальная оборона, Сербское войско Краины, Хорватия.

мократическое содружество во главе с Франьо Туджманом. Новый глава Хорватии придерживался идей хорватского национализма, согласно которым сербам в республике отводилась исключительно роль национального меньшинства. Главным инструментом претворения этой идеи в жизнь стал ряд антисербских мер на фоне политических, экономических и социальных реформ. По инициативе Туджмана 22 декабря 1990 г. была принята новая Конституция Хорватии, в которой статус сербов был изменён с «государствообразую-щего народа республики» на «национальное меньшинство». В новой конституции говорилось, что «Хорватия является государством хорватов и национальных меньшинств, проживающих в Хорватии». Особенно острую реакцию среди живших в Хорватии сербов вызвали попытки властей провести своего рода ревизию оценок геноцида сербов 1941-1945 гг. хорватскими усташами и серьёзно занизить число жертв.

Политика Туджмана вызвала резкое неприятие живших в республике сербов. Стремление отстоять свои права подтолкнуло их к созданию ряда политических организаций, ведущей из которых стала Сербская демократическая партия (СДП) во главе с Йованом Рашковичем. Под руководством СДП на протяжении 1990 г. сербы занимались созданием собственной культурно-политической автономии - Сербской автономной области Краина (САОК), которая была провозглашена 21 декабря того же года.

Весной 1991 г. противостояние привело к столкновениям хорватской полиции с сотрудниками кра-инской милиции, когда хорватские силовики пытались силой занимать населённые сербами города и сёла или разгоняли сербские митинги и демонстрации.

Фактически до конца лета 1991 г. Югославская народная армия (ЮНА) пыталась играть роль миротворца, разъединяя враждующие стороны и размещая между ними свои подразделения, которые предотвращали дальнейшее кровопролитие. Летом 1991 г. федеральная армия была вынуждена всё чаще вмешиваться в столкновения хорватов с сербами и вскоре стала мишенью хорватских провокаций: блокады казарм, отключения подачи в них воды и электричества, нападений на армейские патрули [ 1, с. 122-124]. В сентябре того же года хорватские формирования предприняли масштабную атаку на югославские гарнизоны, после чего югославская армия провела ряд операций по деб-локаде своих объектов, а также поддержала ополчение Сербской Краины в ряде военных операций.

Поначалу министр обороны СФРЮ генерал армии Велько Кади-евич противился привлечению армии к защите краинских сербов, полагая, что из-за этого ЮНА станут считать «сербской» [ 2].

Но позднее, как он писал в своих воспоминаниях, ЮНА «освободила все сербские районы в Хорватии, кроме одной области в Западной Славонии» и помогла в создании военной организа-

1 НоваковиН К. Српска Краjина: (успони, падови, уздизааа). Београд; Книн: Српско култур-но друштво Зора, 2009.

2 Гуськова Е.Ю. История югославского кризиса (1990-2000). М.: Русское право, 2001. С. 147.

ции Сербской Краины [ 3]. При помощи федеральной армии краиские сербы организовали Территориальную оборону, в рядах которой осенью 1991 г. служили более 24 тыс. бойцов [1, с. 282].

11 декабря 1991 г. был опубликован план мирного урегулирования югославского кризиса, который разработал специальный представитель Генерального секретаря ООН Сайрус Вэнс. Он предполагал отправку в Югославию контингента миротворцев ООН (UNPROFOR), которые должны были разместиться по линии фронта между силами кра-инских сербов и югославской армии, с одной стороны, и хорватскими формированиями - с другой [ 4].

По плану Сербская Краина делилась на несколько зон, охрана которых возлагалась на миротворцев. Республика подлежала демилитаризации. ЮНА должна была её покинуть, а краинская Территориальная оборона и добровольческие подразделения должны были быть распущены. Всё тяжёлое вооружение подлежало складированию под совместным контролем представителей РСК и миротворцев. План был принят конфликтующими сторонами и вступил в силу после подписания Сараевского перемирия между ЮНА и Хорватией 2 января 1992 г.

28 апреля 1992 г. начальник Генерального штаба СФРЮ генерал Благое Аджич издал приказ, предписывающий реформирование Территориальной обороны РСК, демобилизацию её подразделений и создание восьми бригад Отдельных подразделений милиции (ОПМ). За-

дачей новых соединений была охрана линии фронта и пограничный контроль. При этом «план Вэнса» не был нарушен, так как запрещал наличие армейский частей в РСК, но позволял существовать милицейским формированиям с лёгким стрелковым оружием. По замыслу югославского Генштаба, бригады ОПМ должны были прикрыть РСК в случае атаки со стороны хорватской армии. В мае-июне 1992 г. силы ЮНА покинули территорию Сербской Краины.

К осени 1992 г. в РСК были следующие армейские и военизированные формирования.

Основу краинской военной организации составляла Территориальная оборона.

Общее руководство ею осуществлял Главный штаб в Книне. Ему подчинялись шесть региональных штабов, каждый из которых отвечал за определённый историко-географический регион.

Штабы именовались по названию региона и руководили действиями бригад, отрядов и муниципальных штабов Территориальной обороны.

Личный состав был демобилизован, а всё тяжёлое вооружение хранилось на складах под совместным контролем миротворцев ООН.

Фактически в частях ТО были укомплектованы только штабы и небольшие подразделения, ответственные за хранение и обслуживание техники и вооружений. Контроль за линией фронта был возложен на восемь бригад Отдельных подразделений милиции, которые завершили своё формирование к июлю

3 Кадиевич В. Контрудар. М.: Московский издательский дом, 2007. С. 84.

4 Силы Организации Объединённых Наций по охране (СООНО) // URL: http://www.un.org/ ru/peacekeeping/missions/past/yugoslav.htm

1992 г. и приступили к выполнению задач. Каждая бригада насчитывала около 3 тыс. солдат и офицеров [1, с. 286]. При этом в ряде случаев из-за нехватки личного состава в бригады ОПМ переводили бойцов демобилизованных частей ТО или сотрудников милиции Краины. Каждая бригада включала в себя штаб, несколько батальонов, различные роты и взводы. Непосредственно охрана границы была возложена на пограничные батальоны, которые состояли из пограничных рот. Зона контроля каждой бригады была поделена на пограничные сектора. Общая численность бригад ОПМ составляла 24 тыс. чел. [1, с. 286]. Но вооружены они были только стрелковым оружием и небольшим количеством бронетранспортёров.

Ещё одной военизированной структурой в РСК была милиция Краины. Она состояла из Министерства внутренних дел, региональных секретариатов и муниципальных станций. В составе секретариатов существовали сводные группы сотрудников, которые в случае необходимости могли участвовать в боевых действиях. Но их численность была невелика, а на вооружении милиции было только стрелковое оружие, лёгкая бронетехника и несколько вертолётов [ 5, s. 75].

Как отмечал полковник Коста Но-вакович, после демобилизации ТО и создания бригад ОПМ возникла противоречивая ситуация: части Территориальной обороны располагали значительным количество вооружения, но практически не имели личного состава, а бригады От-

дельных подразделений милиции насчитывали 24 тыс. бойцов, но ни артиллерии, ни танков у них не было [1, с. 287]. Положение осложняло и то, что ТО подчинялась Министерству обороны, а бригады ОПМ и милиция - Министерству внутренних дел.

Таким образом, осенью 1992 г. в Сербской Краине назрела необходимость кардинальной военной реформы по созданию единой военной организации, способной эффективно противостоять угрозе со стороны хорватской армии.

Сложность положения, когда за оборону параллельно отвечают две военные организации (ТО и ОПМ), в Краине понимали фактически с самого момента демобилизации ТО и создания бригад ОПМ. 18 мая 1992 г. Скупщина (парламент) Республики Сербская Краина приняла поправки к Закону об обороне, которые позволяли формирование вооружённых сил. Отныне закон предусматривал подчинение бригад ОПМ Главному штабу ТО в случае начала боевых действий. Сам Главный штаб в такой ситуации должен был именоваться Верховным командованием Сербского войска Республики Сербская Краи-на. В тот же день поправки одобрил президент Республика Сербская Краина Горан Хаджич. Но тогда кра-инское руководство только теоретически допускало создание единой армии. Практические шаги в этом направлении произошли после хорватской атаки на Мильевачское плато 21 июня 1992 г.

5 DЪтlitrjevi¿ В. Vazdusш га! nad Republikom Бгрэкот i RepubUkom Бгрэкот Кга]тот. Beograd: Р1апе!а ргШ, 2017.

В этот день две бригады хорватской армии атаковали позиции сербской ТО неподалеку от города Дрниш. Бригады ОПМ, в том числе и ответственная за этот район 75-я бригада, ещё находились в стадии формирования, а части ТО уже были демобилизованы. Наступление хорватов сербы остановили большой ценой, погибли десятки бойцов, было потеряно несколько населённых пунктов [1, с. 387-389]. Несмотря на то что после подписания Сараевского перемирия продолжались перестрелки на линии фронта и артиллерийские обстрелы, сербы не ждали серьёзного наступления противника. Кроме того, с большим разочарованием они увидели пассивность миротворцев ООН, которые, вопреки своим обязательствам, ничего не сделали для защиты территории РСК.

Хорватское наступление на Ми-льевачское плато было одной из тем заседания правительства РСК 2829 июля 1992 г. Оно постановило создать специальную комиссию из глав Министерства внутренних дел, Министерства обороны и Министерства финансов, задачей которых была выработка стратегии обороны [6, s. 72]. 1 сентября 1992 г. на очередном заседании правительства было решено в течение 30 дней разработать проект военной реформы. Её целью было названо объединение военизированных структур республики под единым командованием и упразднение Территориальной обороны [ 6, s. 162-163].

13 октября 1992 г. правительство одобрило военную реформу по созданию единых вооружён-

ных сил. Для её реализации была создана специальная комиссия, в которую вошли: глава правительства Здраво Зечевич, глава Министерства внутренних дел Милан Мартич, глава Министерства обороны Стоян Шпанович, начальник Управы ОПМ Борислав Джукич, начальник Главного штаба Территориальной обороны Милан Торбица, командир

79-й бригады ОПМ Милош Цветичанин и командир

80-й бригады ОПМ Миле Новакович [6, s. 252].

В Главном штабе ТО РСК был проведён анализ существующей ситуации и выдвинут ряд предложений по объединению подразделений ТО, ОПМ и добровольческих отрядов. 16 октября 1992 г. начальником штаба ТО генерал-подполковником Миланом Торбицей, министром обороны полковником Стояном Шпано-вичем и главой МВД Миланом Мар-тичем было подписано решение о переименовании Главного штаба ТО и организационных изменениях.

Данный документ состоял из следующих пунктов:

Главный штаб ТО будет переименован в Главный штаб войска Республики Сербская Краина. Ему в подчинение будут переданы все бригады Отдельных подразделений милиции.

Главный штаб, Министерство обороны и Министерство внутренних дел должны составить специальный договор, который будет оформлен в виде закона.

Он должен быть составлен в том виде, который исключит возможный конфликт с представителями UNPROFOR и не помешает заключённым с ними прежним договорённостям.

Командиры бригад ОПМ должны возглавить региональные штабы ТО, или оперативные группы и корпуса, в случае, если такие будут созданы.

Из бригад ОПМ необходимо уволить всех нарушителей дисциплины и лиц, демонстрирующих

6 Republika Нгга18ка 1 Domovmski га1 1990-1995. Кп^а 6. Zagreb: Нгга18к1 тетогуа1по-dokumentacijski сеПа Domovmskog га1а, 2009.

сомнительное поведение. Бригады ОПМ должны стать носителями порядка в республике.

Министерство обороны и Министерство внутренних дел в сотрудничестве с Главным штабом подготовит кодекс поведения военнослужащих, который будет опубликован в республиканских средствах массовой информации.

Главный штаб, Министерство обороны и Министерство внутренних дел создадут совместную комиссию, задачей которой является анализ людских и материальных ресурсов РСК. Затем комиссия представит Скупщине проект численности и состава армии.

Для эффективного и рационального функционирования тылового обеспечения армии в Главном штабе должен быть сформирован соответствующий орган.

Главному штабу предстоит подготовить материально-финансовый план, который будет представлен на рассмотрение правительства.

Решение вступает в силу с момента опубликования [ 7, s. 366-367].

После передачи этого документа региональным штабам ТО началась разработка планов изменения организационно-штатной структуры частей и подразделений. Они готовились с учётом имеющихся в регионах людских и материальных ресурсов и отражали мобилизационные возможности.

Например, региональный штаб ТО «Лика» предложил Главному штабу два варианта новой структуры частей в своём регионе.

Первый предполагал существование демобилизованных формирований в мирное время. Согласно этому варианту краинские части в Лике должны были состоять из штаба оперативной группы, роты военной полиции, роты связи, разведыва-

тельно-диверсионного взвода, штабов пяти бригад, базы тылового обеспечения, отряда быстрого реагирования и группы охраны аэродрома Удбина. Фактически эта структура мало чем отличалась от той, что функционировала в рамках ТО. Части по-прежнему оставались демобилизованными, действовали только штабы и подразделения обеспечения.

Второй вариант предлагал организацию, актуальную во время боевых действий. Согласно ему части в Лике состояли из: штаба оперативной группы, роты связи, роты военной полиции, разведывательно-диверсионной роты, пяти бригад с несколькими батальонами и дивизионами в каждой, пограничного отряда, отдельного смешанного артиллерийского дивизиона и группы охраны аэродрома Удбина [7, s. 396-397].

Исходя из дальнейших решений Главного штаба, можно предположить, что второй вариант военному руководству показался более актуальным, и именно он с некоторыми изменениями стал основой для новой структуры краинских формирований в регионе Лика.

Вскоре после публикации решения о переименовании Главного штаба ТО его начальник Милан Торбица подал в отставку. Его заменил Миле Новакович, ранее возглавлявший 80-ю бригаду ОПМ [1, с. 387-391].

Приказ о реорганизации подразделений ТО и ОПМ в Сербское войско Республики Сербская Краина

7 Republika Нгга18ка i Domovmski га! 1990-1995. Кп^а 5. Zagreb: Нгга!8Ы тетогуа1по-dokumentaajski сеПаг Domovmskog га!а, 2009. Б. 366-367.

был издан Главным штабом 27 ноября. Этот документ стал одним из ключевых в истории краинской военной организации и заслуживает пристального внимания. В нём содержится детальная организационно-штатная структура новой армии РСК, которая в целом сохранялась вплоть до конца конфликта в 1995 г.

Согласно приказу Главный штаб ТО РСК был преобразован в Главный штаб Сербского войска Республики Сербская Краина с местом постоянной дислокации в Книне. Из подчинённых ему частей реорганизации подлежали 101-й (Книн и Глина) и 102-й (Даль) разведывательные центры и 75-я база тылового обеспечения (Книн). Также был создан взвод психологических операций, отделения которого находились в Книне, Топуске и Вуковаре [8, с. 1-2].

Далее приказ регламентировал трансформацию региональных штабов и частей.

В Северной Далмации Региональный штаб ТО был преобразован в Северо-Далматинский корпус (Книн).

В его составе были сформированы 75-я (Дрниш) и 92-я (Бенковац) моторизованные бригады, 1-я (Врлик) и 4-я (Обровац) лёгкие бригады, 2-я пехотная бригада (Кистанье).

Также были реорганизованы три размещённых в этом регионе полка ТО: Книнский смешанный артиллерийский полк, смешанный противотанковый артиллерийский полк и лёгкий артилле-рийско-ракетный полк.

Каждому была добавлена цифра «7» в название, были определены места дислокации и сроки мобилизации.

Необходимо отметить, что Северной Далмации в приказе уделено особое внимание, поскольку только для частей этого региона было указано, в какие новые формирования переведён их личный состав.

Служащие управы Отдельных подразделений милиции продолжили службу в Главном штабе.

Личный состав и техника 75-й бригады ОПМ и 1-й бригады ТО были распределены между 75-й моторизованной, 1-й лёгкой и 2-й пехотной бригадами.

Бойцы 92-й бригады ОПМ пополнили 92-ю моторизованную, 2-ю пехотную и 4-ю лёгкую бригады.

Солдаты и офицеры 3-й бригады ТО перешли на службу в 92-ю моторизованную бригаду.

Личный состав 77-й базы тылового обеспечения был переведён в 75-ю базу.

Муниципальные штабы ТО в Книне, Бенковаце и Оброваце были расформированы [8, с. 3-5].

В Лике Региональный штаб ТО был преобразован в Ликский корпус (Кореница).

Его основу составили пять бригад: одна моторизованная, три пехотные и одна лёгкая. Все они были сформированы из ранее существовавших частей ТО и 79-й бригады ОПМ. 7-я бригада ТО была переформирована в 9-ю моторизованную бригаду (Грачац), 8-я бригада ТО - в 18-ю пехотную бригаду (Бунич), 145-я бригада ТО - в 70-ю пехотную бригаду (Плашки), 73-й отряд ТО - в 50-ю пехотную бригаду (Врховине), 93-й отряд ТО - в 103-ю лёгкую бригаду (Доньи-Лапац).

Реорганизации подверглась и 81-я база тылового обеспечения.

Приказ также предписывал создание нескольких новых подразделений: 37-го пехотного батальона (Кореница), батальона быстрого реаги-

8 Преформираае Територщалне одбране и посебних jединица милицще у Српску воjску Републике Српска Краjина. 27.11.1992. Копия оригинального документа из архива автора.

рования (на аэродроме Желява) и 17-го смешанного артиллерийского дивизиона (Удбина).

Муниципальные штабы ТО в Грачаце, Доньи-Лапаце, Коренице и Плашках были расформированы [8, с. 5-7].

В Кордуне Региональный штаб ТО был преобразован в Кордунский корпус (Петрова-Гора).

Из личного состава трёх подчинённых ему бригад ТО и 80-й бригады ОПМ были созданы пехотные бригады, унаследовавшие номера и места дислокации от бригад ТО: 11-я (Войнич), 13-я (Слунь) и 19-я (Вргинмост).

Слуньская смешанная артиллерийская бригада ТО была преобразована в 75-ю смешанную артиллерийскую бригаду (Слунь).

Реорганизация затронула и 85-ю базу тылового обеспечения (Слунь).

В рамках Кордунского корпусы был сформирован ряд новых подразделений: батальон быстрого реагирования (Вргинмост), 75-й смешанный противотанковый дивизион (Блатуша), 75-й инженерный батальон (Блатуша).

Муниципальные штабы ТО в Войниче, Слуне, Вргинмосте, а также штаб ТО Карловаца, размещённый на территории РСК (поскольку Карловац контролировался хорватской армией), были расформированы [8, с. 8-10].

В Бании Региональный штаб ТО был преобразован в Банийский корпус (Глина).

Как и в случае с частями в Кордуне, дислоцированные здесь бригады ТО были преобразованы в пехотные бригады, сохранив свои номера и зону ответственности: 24-я (Глина), 26-я (Костайница), 31-я (Петриня) и 33-я (Двор-на-Уне).

Между ними были распределены и бойцы 83-й бригады ОПМ.

87-я база тылового обеспечения (Глина) была переименована. Единственной новой частью в корпусе стал отряд «Сисак-Цапраг», размещённый в одноимённом населённом пункте.

Костанийцкий смешанный противотанковый артиллерийский полк, а также муниципальные штабы ТО в Глине, Петрине, Костайнице, Двор-на-Уне и Сисаке (штаб был на территории РСК, сам Сисак был занят хорватами) были расформированы [8, с. 10-11].

В Западной Славонии Региональный штаб ТО был преобразован в Западно-Славонский корпус (Оку-чани).

51-й отряд ТО стал 51-й пехотной бригадой (Пакрац), 54-я бригада ТО - 54-й пехотной бригадой (Окучани), 98-й отряд ТО - 98-й пехотной бригадой (Ясеновац).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Личный состав 85-й бригады ОПМ был распределён между новыми частями. 59-й и 63-й отряды были реорганизованы в отдельные отряды с прежними номерами.

Однако в качестве мест их дислокации были указаны Дарувар и Подравска-Слатина соответственно, которые находились под контролем хорватской армии. Поэтому после реорганизации этих отрядов они были размещены в северной части Западной Славонии.

91-я база тылового обеспечения (Окучани) была переименована, а новым подразделением в составе корпуса стал батальон быстрого реагирования (Окучани).

Муниципальные штабы ТО в Окучанах, Пакра-це, Даруваре и Подравска-Слатине были расформированы [8, с. 11-13].

Шестым и последним регионом, который затронула военная реформа в Сербской Краине, стала Восточная Славония, Бараня и Западный Срем.

Размещённый здесь региональный штаб ТО был преобразован в Славонско-Бараньский корпус (Борово-Село).

Четыре бригады ТО были реорганизованы в пехотные бригады; и номера и места дислокации штабов остались прежними: 35-я (Даль), 40-я (Ву-

ковар), 43-я (Теня), 45-я (Янковци). 89-я база тылового обеспечения была переименована.

В составе корпуса также была сформирована единственная в краинской армии дивизия (Бели-Манастир). В её состав вошли 37-я (Дарда) и 39-я (Бели-Манастир) пехотные бригады, а также пограничный батальон (Кнежево).

Кроме того, был создан батальон быстрого реагирования (Борово-Село). Личный состав 87-й и 90-й бригад ОПМ перешёл в новые части.

Муниципальные штабы ТО в Вуковаре, Бели-Манастире, Тене, Мирковцах и Дале были расформированы [8, с. 13-16].

Всего на эту армейскую реформу было отведено три месяца - до 28 февраля 1993 г. Приказ подчёркивал, что Краина продолжает соблюдение «плана Вэнса», поэтому вооружение должно оставаться на складах под совместным контролем с миротворцами ООН [8, с. 16-17].

Создание единых вооружённых сил под названием Сербское войско Республики Сербская Краина стало одним из важнейших событий в истории РСК. Несмотря на то что реформа затянулась и не была завершена в планируемые сроки, объединение ТО и ОПМ всё же повысило боевые возможности Сербской Краины. Были проведены значительная стандартизация структуры соединений и централизованное распределение тяжёлых вооружений между ними.

Преобразования в армии были прерваны хорватским наступлением в районе Масленицкого моста (январь 1993 г.) и последовавшими за этим ожесточёнными боями. Переформирование существовавших

частей и создание новых было завершено только после окончания активной фазы боёв весной 1993 г.

Генерал Миле Новакович после тех боёв в интервью журналу Во]ска Красине так вспоминал о формировании армии: «Непосредственно перед началом усташской агрессии, на основе наших оценок о намерениях неприятеля, нами было принято решение из штабов ТО и ОПМ сформировать Сербское войско Краины. Предшествующий ему облик военной организации был обусловлен реализацией ""плана Вэнса". Хорватская агрессия началась в то время, когда процесс формирования был перед своим завершением, но ещё не окончен» [9].

Сербский историк Воян Димит-риевич так оценил итоги реформы: «Упразднением Территориальной обороны и Отдельных подразделений милиции приказом от 27 ноября -1 декабря 1992 г. была проведена реорганизация ТО в Сербское войско Краины. Оно было организовано из шести корпусов (прежних региональных штабов ТО), каждый из которых отвечал за один географический регион Краины, и частей, подчинявшихся Главному штабу и ВВС и ПВО. Такая организация армии при заметной раздробленности территории не обещала успешной обороны. Ожидание, что Союзная Республика Югославия будет гарантом безопасности и примет участие в войне в случае хорватского нападения, осталось основой надежд народа Краины и политической стратегии» [5, s. 160].

Утверждённая 27 ноября 1992 г. структура армии с некоторыми изменениями просуществовала вплоть до уничтожения Сербской Краины в августе 1995 г. Из перечисленных в приказе Главного штаба только одно подразде-

9 Воjска Краjине. 1993. № 1. С. 6.

ление так и не было создано - 17-й смешанный артиллерийский дивизион Ликского корпуса. В то же время в 1993-1995 гг. в корпусах был сформирован ряд новых соединений и подразделений: 3-я пехотная бригада в 7-м Северо-Далматинском корпусе, пограничный отряд в 21-м Кордунском корпусе, 55-я пехотная бригада в 11-м Славонско-Бараньской корпусе и т. д. В июне-июле 1995 г. в РСК появился и Корпус специальных единиц, организованный в рамках реформы генерала Миле Мркшича.

Таким образом, военная реформа в Сербской Краине не привела к ожидаемым результатам. Несмотря на некоторое повышение боеспособности краинских формирований, их боевые возможности по-прежнему оставались скромными, они страдали от нехватки личного состава, недостаточного количества вооружения и техники, слабой маневренности и т. д.

Значительную роль в осложнении реформы сыграло и хорватское наступление в январе 1993 г., фактически сорвавшее заключительный этап преобразований и вынудившее сербов бросить все ресурсы на отражение атаки вместо их использования в реорганизации армии.

Ни реформа вооружённых сил РСК, ни другие попытки существенно реорганизовать их, предпринятые позднее, не смогли вывести Сербское войско Краины на тот уровень, который бы позволил успешно противостоять хорватской агрессии.

Библиография • References

Гуськова Е. Ю. История югославского кризиса (1990-2000). М.: Русское право, 2001.- 720 с.

[Gus'kova E. YU. Istoriya yugoslavskogo krizisa (1990-2000). M.: Russkoe pravo, 2001.- 720 s.]

Кадиевич В. Контрудар. М.: Московский издательский дом, 2007.- 192 с.

[Kadievich V. Kontrudar. M.: Moskovskij izdatel'skij dom, 2007.- 192 s.]

Силы Организации Объединённых Наций по охране (СООНО) // URL: http:// www.un.org/ru/peacekeeping/missions/past/yugoslav.htm

[Sily Organizacii Ob»edinyonnyh Nacij po ohrane (SOONO) // URL: http://www. un.org/ru/peacekeeping/missions/past/yugoslav.htm]

Воjска Кра]ине. 1993. № 1.

НоваковипК. Српска Кра]ина: (успони, падови, уздизааа). Београд; Книн: Српско културно друштво Зора, 2009. - 602 с.

Преформираае Територщалне одбране и посебних ]единица милици]е у Српску во]ску Републике Српска Кра]ина. 27.11.1992. Копия оригинального документа из архива автора.

Dimitrijevic B. Vazdusni rat nad Republikom Srpskom i Republikom Srpskom Krajinom. Beograd: Planeta print, 2017.- 374 s.

Republika Hrvatska i Domovinski rat 1990-1995. Knjiga 5. Zagreb: Hrvatski memorijalno-dokumentacijski centar Domovinskog rata, 2009.- 562 s.

Republika Hrvatska i Domovinski rat 1990-1995. Knjiga 6. Zagreb: Hrvatski memorijalno-dokumentacijski centar Domovinskog rata, 2009.- 485 s.

Статья поступила в редакцию 3 декабря 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.