DOI: 10.48137/2074-2975_2021_12_94 УДК316.482.5 + 261.8 (497.5)
Сербское войско Краины в начале 1995 г.
Организация, планирование, боевые возможности
Коста НОВАКОВИЧ Александар РАДИЧ Вадим СОКОЛОВ
Республика Сербская Краина (РСК) 1995 г. встретила в довольно сложном положении. Хорватия по-прежнему категорически отказывалась признать её независимость и готовилась к решению «сербского вопроса» военным путём. В соседней Боснии и Герцеговине координировавшие свои действия войска боснийских хорватов и мусульман теснили Войско Республики Сербской (ВРС). Особенно тревожным для РСК было постепенное продвижение боснийских хорватов в направлении г. Босанско-Грахово, через который проходила дорога, связывавшая столицу РСК Книн с Баня-Лукой, столицей Республики Сербской (РС).
Тяжёлой была и внутренняя ситуация в РСК. Длительный конфликт исчерпал её и без того небольшие ресурсы. Разрыв экономических связей вследствие войны, постоянная эмиграция населения, внутриполитические конфликты и слабость органов власти неизбежно вели её к краху.
Но решение экономических и социальных вопросов руководству РСК представлялось вполне возможным. Главным было сохранить республику перед лицом нарастающей хорватской угрозы. В Книне знали, что руководство Хорватии в лице президента Франьо Туджмана всё больше скло-
НОВАКОВИЧ Коста - доктор военных наук, полковник (Белград, Сербия). E-mail: dkdnovakovic@ gmail.com
РАДИЧ Александар - военный аналитик (Белград, Сербия). E-mail: aleksandar.radic@gmail.com СОКОЛОВ Вадим Андреевич - соискатель Института славяноведения РАН. E-mail: sokolfromrussia@gmail.com
Ключевые слова: Сербская Краина, Сербское войско Краины, война в Хорватии.
няется к масштабной силовой операции против РСК, поэтому на первый план неизбежно выходили вопросы военного характера: положение Сербского войска Краины (СВК) в начале 1995 г., его организационно-штатная структура, оценка проблем, стоящих на повестке дня, а также военная стратегия руководства РСК.
Одной из главных проблем, стоявших перед армией РСК, была нехватка финансов. Сербское войско Краины (СВК) 1995 г. встретило с серьёзным долгом как перед поставщиками снаряжения и продуктов питания, так и перед военнослужащими, которым полагались различные выплаты.
Для исправления ситуации правительство РСК 15 января 1995 г. предложило увеличить военные расходы.
Непосредственно на финансирование армии выделялось более 134 млн динаров, предусматривались и дополнительные расходы.
4,5 млн динаров предполагалось выплатить раненым бойцам и семьям погибших; 10 млн динаров должны были пойти на выплаты долгов вооружённых сил. Такая же сумма выделялась на приобретение различных материальных средств, а 20 млн - на закупки боеприпасов.
В итоге расходы на армию составили почти 180 млн динаров, что легло тяжким бременем на финансовую систему республики *.
Другой проблемой была острая нехватка личного состава. Фактически СВК представляло собой тотальное ополчение, в армии служило подавляющее большинство взрослых мужчин страны.
Согласно данным Главного штаба СВК, по штату армия насчитыва-
ла более 82 тыс. солдат и офицеров. Однако в действительности служили в ней только немногим более 62 тыс. чел. [1, с. 292]. Даже это количество поставленных под ружьё военнослужащих достигалось ценой огромных усилий, поскольку всё население РСК в 1993 г. составляло около 435 тыс. чел. Таким образом, в СВК нёс службу каждый седьмой житель республики.
Вопрос нехватки личного состава армейское руководство пыталось решить привлечением добровольцев из-за границы.
В своём обращении к Генеральному штабу Войска Югославии оно отмечало, что растёт вероятность общей хорватской агрессии против РСК, поэтому необходимо пополнение добровольцами. О помощи в этом вопросе краинские военные просили как Генштаб Союзной Республики Югославия (СРЮ), так и её правительство. Ответ генерала Мом-чило Перишича, начальника Генерального штаба СРЮ, был довольно сдержанным, но он обещал оказать посильную помощь в оснащении добровольцев оружием и снаряжением. В результате набор желающих пополнить СВК осуществляли Бюро Правительства РСК в Белграде и ветеранские организации. Как и в предыдущие годы, в Югославии на-
1 Новаковик К. Српска Краjина: (успони, падови, уздизааа). Београд; Книн: Српско културно друштво Зора, 2009.
* Полазне основе за формираае буцета РСК за потребе одбране. 15 jануар 1995. Копия оригинального документа из архива К. Новаковича.
шлись желающие поучаствовать в обороне Сербской Краины, но весной 1995 г. их число было существенно меньше, нежели в 1993 г., когда тысячи добровольцев из РС и СРЮ приняли участие в боях с хорватскими войсками в Северной Далмации [2].
В феврале 1995 г. Главный штаб СВК начал разработку новой военной доктрины.
Для оценки положения в войсках и реальных боевых возможностей армии с 16 по 27 февраля 1995 г. Контрольная комиссия Главного штаба СВК, состоявшая из десяти офицеров, инспектировала 7-й, 15-й, 21-й и 39-й армейские корпуса [ 3, s. 266].
Результат проверки был представлен в докладе (4 марта 1995 г.). Необходимо отметить, что члены комиссии не только на местах проверяли реальное положение в подразделениях, но и старались помочь командному составу повысить боеготовность вверенных им частей.
Всего проверка прошла в 18 бригадах, из которых 17 были из состава корпусов, а ещё одна (75-я смешанная артиллерийская бригада) подчинялась напрямую Главному штабу. На основании проведённой проверки комиссия сделала следующие выводы:
- бригады выполняют приказ вышестоящего командования об организации запасных линий обороны;
- командиры соединений, равно как и рядовой состав, продемонстрировали корректное отношение
к проверяющим офицерам, что позволило комиссии выполнить поставленные перед ней задачи;
- в 21-м корпусе командование сумело выстроить нормальную систему взаимодействия с гражданскими властями, в то время как в других корпусах ситуация была сложнее;
- огромной проблемой стало дезертирство личного состава, а также отсутствие солдат в бригадах из-за болезней. В среднем от 10 до 20% солдат или дезертировали, или находились на лечении;
- в бригадах хорошо выстроена система управления на уровне штабов бригад и батальонов. В то же время управление ротами, взводами и отделениями осуществляется слабо. Командиры рот зачастую не имеют связи с подчинёнными им командирами взводов, не ведут необходимую документацию. Офицеры не знают порядок действий в различных ситуациях;
- нехватка запчастей и горючего ставит под вопрос возможность соединений участвовать в боевых действиях. Некоторые бригады так и не получили обещанное им горючее, в результате чего была прекращена эксплуатация части транспортных средств;
- значительной проблемой является нехватка униформы и обуви, из-за чего от 10 до 20% бойцов находятся на позициях в гражданской одежде. Личный состав разочарован полученными выплатами, их размер солдаты воспринимают как насмешку;
2 Sekulic M. Knin je pao u Beogradu. Bad Vilbel: Nidda Verlag, 2000. S. 54.
3 Republika Hrvatska i Domovinski rat 1990.-1995. Knjiga 15. Zagreb: Hrvatski memorijalno-dokumentacijski centar Domovinskog rata, 2014.
- в большинстве проверенных бригад не ведётся оперативная документация, военные дневники и т. д.;
- вызывает тревогу отношение к раненым бойцам, которых иногда бросают на поле боя. Чаще всего подобные инциденты были замечены в 39-м корпусе [3, s. 266-267].
Выводы комиссии показали, что за 1993-1994 гг. ситуация в армии кардинально не изменилась. Всё так же остро стояли вопросы пополнения личным составом, взаимодействия между подразделениями, нехватки горючего и запчастей.
Прежние меры Главного штаба СВК не оказали значительного эффекта на положение в войсках.
Исходя из полученных данных и
прежних оценок собственных возможностей, Главный штаб утвердил Доктрину применения СВК под кодовым названием «Гвозд» [3, s. 236]. Доктрина состояла из нескольких разделов и начиналась с описания военно-политической обстановки в регионе. Авторы документа указывали, что положение в бывшей Социалистической Федеративной Республике Югославия остаётся сложным, международному сообществу не удалось урегулировать кризис в Боснии и Герцеговине. В то же время влияние России в регионе ослабло, чем пользуется ряд стран (США, Германия, Турция и др.), которые открыто встали на сторону Хорватии и боснийских мусульман. В самой Хорватии сохраняется сложная обстановка, вызванная политическими и экономическими проблемами. Поэтому растёт риск хорватской военной операции против РСК. Главный штаб СВК полагал, что целью хорватской агрессии
будет нанесение поражения краин-ской армии, рассечение территории РСК на несколько частей и создание условий для её возвращения в конституционно-правовой порядок Хорватии [3, s. 236].
В докладе перечислялись силы, которыми, по оценкам Главного штаба СВК, располагала Хорватия.
Их численность авторы документа оценивали в 150 тыс. чел., 450 танков, около 150 боевых бронированных машин, около 1100 артиллерийских орудий и т. д. Из этого количества до 35 тыс. солдат, 150 танков и 70 или 80 единиц другой бронетехники могли непосредственно начать операцию против РСК [3, s. 237].
Предположительно хорватская операция должна была состоять из трёх этапов.
Первый - психологический, во время которого хорватские СМИ и спецслужбы должны были посеять панику среди населения РСК, дискредитировать руководство республики, подорвать боевой дух солдат.
Второй - военная операция с ограниченной целью, в рамках которой хорваты атаковывают Западную Славонию и Далмацию, а на других участках фронта удерживают оборону. В случае успеха этой атаки оставшиеся части РСК должны были интегрироваться в состав Хорватии мирным путём.
Если же этот этап не увенчался бы успехом, то предполагался третий - операция с радикальной целью, в ходе которой хорватские войска рассекали РСК на несколько частей, нанося основной удар в регионах Лика и Кордун.
Соответственно, возможные варианты противодействия со стороны СВК зависели от того, какую
12/2021
0Б0ЗРЕВАТЕЛЬ-0BSERVER
97
цель будет преследовать хорватская операция - ограниченную или радикальную.
В первом случае Главный штаб СВК предполагал вести упорную оборону, но на ряде направлений допускалось контрнаступление с целью захвата вражеских территорий и важных объектов с опорой исключительно на собственные силы.
Во втором случае СВК должно было также вести оборону, а затем и контрнаступление, но уже при поддержке армии СРЮ и ВРС [3, s. 241].
Значительная часть документа посвящена конкретным планам и задачам для каждого армейского корпуса, 105-й авиационной бригады, 44-й бригады ПВО и 45-го батальона воздушного наблюдения. На основе этого плана СВК готовилось к отражению хорватского наступления на протяжении нескольких месяцев.
План «Гвозд» был очень амбициозным. Он предполагал не только упорную оборону, что вполне предсказуемо, но и переход СВК в контратаки и занятие территорий, подконтрольных противнику. Однако в действительности краинские вооружённые формирования не имели возможностей для его реализации. Кроме уже упомянутых проблем с численностью препятствием к этому были неравномерная структура армии и нехватка современных образцов вооружения.
К весне 1995 г. структура СВК приобрела следующий вид: в её основе были Главный штаб и шесть армейских корпусов*.
Главный штаб располагался в г. Книн, столице РСК. В апреле 1995 г. его возглавлял генерал-майор Милан Челекетич. Главный штаб СВК имел следующую структуру: внут-ренний штаб, сектор тылового обеспечения, сектор по вопросам морали, информирования и религии, сектор ВВС и ПВО, сектор безопасности, сектор разведки, инспекцию и т. д. [1, с. 294].
Непосредственно Главному штабу подчинялись: 75-я смешанная артиллерийская бригада, 44-я ракетная бригада ПВО, 105-я авиационная бригада, 45-й батальон воздушного наблюдения, батальон связи, батальон военной полиции, 75-я база тылового обеспечения, несколько разведывательных центров и другие подразделения.
7-й Северо-Далматинский корпус оборонял Северную Далмацию. Его штаб располагался в г. Книн. В апреле 1995 г. командиром корпуса был полковник Весо Козомора, начальником штаба - полковник Милорад Радич. Состав корпуса: штаб, 75-я моторизованная бригада, 92-я моторизованная бригада, 2-я пехотная бригада, 3-я пехотная бригада, 1-я легкопехотная бригада, 4-я легкопехотная бригада, 7-й смешанный артиллерийский полк, 7-й смешанный артиллерийский противотанковый полк, 7-й лёгкий артил-лерийско-ракетный полк ПВО, 7-я база тылового обеспечения, 7-й бронетанковый батальон, инженерный батальон, рота связи, рота военной полиции, разведывательная рота, рота РХБЗ [1, с. 313, 4, s. 82].
4 Republika Hrvatska i Domovinski rat 1990.-1995. Knjiga 17. Zagreb: Hrvatski memorijalno-dokumentacijski centar Domovinskog rata, 2015.
* Структура СВК 1995 г. восстановлена авторами на основании архивных документов.
11-й Восточно-Славонский корпус оборонял Баранью, Восточную Славонию и Западный Срем. Штаб корпуса располагался в г. Ву-ковар. В апреле 1995 г. командиром корпуса был генерал-майор Душан Лончар, начальником штаба - полковник Слободан Антонич. Состав корпуса: штаб, 1-я лёгкая Барань-ская дивизия (37-я, 39-я и 60-я пехотные бригады), 35-я пехотная бригада, 40-я пехотная бригада, 43-я пехотная бригада, 45-я пехотная бригада, 55-я пехотная бригада, 11-й смешанный артиллерийский полк, 11-й смешанный противотанковый артиллерийский дивизион, 11-й лёгкий артиллерийский дивизион ПВО, 11-й бронетанковый батальон, 11-й Дунайский отряд флота, 89-я база тылового обеспечения, 11-й инженерный батальон, 11-й батальон военной полиции, рота связи, разведывательная рота, взвод РХБЗ [1, с. 328].
15-й Ликский корпус оборонял Лику. Штаб корпуса располагался в г. Кореница. В апреле 1995 г. командиром корпуса был полковник Стево Шево, начальником штаба - полковник Милан Джакович. Состав корпуса: штаб, 9-я моторизованная бригада, 18-я пехотная бригада, 50-я пехотная бригада, 70-я пехотная бригада, 103-я легкопехотная бригада, лёгкий артиллерийско-ракетный дивизион ПВО, 81-я база тылового обеспечения, разведывательно-диверсионный отряд, рота связи, рота военной полиции, инженерная рота, взвод РХБЗ [1, с. 317].
18-й Западно-Славонский корпус оборонял Западную Славонию. Штаб корпуса располагался в г. Оку-чани. В апреле 1995 г. командиром корпуса был полковник Лазо Бабич, начальником штаба - полковник Слободан Перич, а во второй половине месяца его сменил полковник Милан Ромич [4, s. 221]. Состав корпуса: штаб, 51-я пехотная бригада, 54-я пехотная бригада, 98-я пехотная бригада, тактическая группа-1, 59-й отряд, 63-й отряд, 18-й интер-вентный батальон, 18-й смешанный артиллерийский полк, бронетанковая рота, 91-я база тылового обеспечения, рота связи, инженерная рота, рота военной полиции, разведывательная рота [1, с. 324, 5].
21-й Кордунский корпус оборонял Кордун. Штаб корпуса располагался в с. Ключар. В апреле 1995 г. командиром корпуса был полковник Велько Босанац, начальником штаба - полковник Любан Ивкович. Состав корпуса: штаб, 11-я пехотная бригада, 13-я пехотная бригада, 19-я пехотная бригада, 21-й пограничный отряд, 75-й противотанковый артиллерийский дивизион, 21-й бронетанковый батальон, 85-я база тылового обеспечения, 75-й инженерный батальон, рота связи, рота военной полиции, разведывательная рота, взвод РХБЗ [1, с. 319, 6].
39-й Банийский корпус оборонял Банию. Штаб корпуса располагался в с. Грабовац. В апреле 1995 г. командиром корпуса был полковник Жарко Гагич, начальником
5 Srpska pobuna u zapadnoj Slavoniji / ured. Barac M., Miskulin I. Slavonski Brod: Hrvatski institut za povijest, 2012. S. 166.
6 Кордун: од BojHe границе до Републике Српске Kpajrne 1881-1995 / уред. ПавловиЬ М. Београд: Институт за савремену исторщу, 2018. С. 581.
штаба - полковник Дане Банич. Состав корпуса: штаб, 24-я пехотная бригада, 26-я пехотная бригада, 31-я пехотная бригада, 33-я пехотная бригада, самостоятельный отряд «Сисак-Цапраг», 39-й смешанный противотанковый артиллерийский дивизион, 39-й лёгкий артиллерийский дивизион ПВО, 87-я база тылового обеспечения, рота связи, рота военной полиции, инженерная рота, разведывательная рота, взвод РХБЗ [1, с. 321].
Нельзя не отметить, что корпуса Сербского войска Краины по своему составу были очень неоднородными.
Только два из них (7-й и 11-й) действительно были похожи на корпуса в том виде, в каком они существовали в Югославской народной армии. Остальные четыре корпуса по составу частей не могли считаться таковыми. Три из них (15-й, 21-й и 39-й) не имели в своём составе артиллерийского полка поддержки. Несмотря на то что в зоне ответственности 21-го корпуса дислоцировалась 75-я смешанная артиллерийская бригада, она подчинялась непосредственно Главному штабу СВК, а не штабу корпуса.
В 15-м, 18-м и 39-м корпусах не было даже неполного танкового батальона.
Во всех корпусах очень слабыми были подразделения ПВО. Ни один из них не был полностью укомплектован личным составом.
В своей стратегии СВК большое
значение придавало артиллерии, авиации и бронетехнике. На них
возлагались большие надежды, именно их скоординированное применение должно было нанести катастрофический ущерб хорватским войскам и создать предпосылки для перехода краинских частей в контрнаступление. В то же время их количество и качество ставили под сомнение возможность такого развития событий.
Несмотря на свою многочисленность, артиллерия СВК была в значительной своей части устаревшей.
Например, 76-мм дивизионная пушка образца 1942 г. (ЗиС-З), разработанная в 1941 г., была в артиллерийских дивизионах бригад. В СВК было 137 таких пушек.
Горное орудие М-48Б-1 такого же калибра, тоже широко использовавшееся краинскими сербами, производилось с 1948 г.
Гаубицы Д-30 калибра 122-мм и 130-мм пушки М-46 были более современными, но их в СВК насчитывалось куда меньше: 42 и 45 соответственно. Необходимо отметить пушки М-46, 33 из которых были на вооружении 75-й смешанной артиллерийской бригады. Данное соединение было наиболее мощной артиллерийской частью СВК.
Орудия калибра 152-мм и 155-мм были представлены в ещё меньших количествах и не могли качественно повлиять на ситуацию, равно как и немногочисленные реактивные системы залпового огня.
Наиболее мощная из них, М-87 «Оркан» калибра 262-мм, была в СВК в единственном экземпляре*.
Тяжёлой была и ситуация с бронетехникой. Формально армия располагала внушительным танковым парком - более 300 различных танков*.
* Стаае наоружааа по оперативно] евиденцци. 01.05.1995. Копия оригинального документа из архива В. А. Соколова.
В корпусах были танки Т-34, Т-55, М-84, Т-72 и ПТ-76.
На вооружении стояло значительное количество бронетранспортёров (М-60, БРДМ-2, БОВ), боевых машин пехоты (М-80), самоходных артиллерийских установок (М-18, М-36, Су-100) и т. д.
Впечатляющими эти цифры выглядели только на бумаге. Немногим менее половины от общего числа танков составляли Т-34*. К моменту начала распада Югославии они уже безнадёжно устарели, равно как и все имевшиеся в СВК самоходные артиллерийские установки.
Танки Т-55 и М-84 были более пригодными к современному конфликту, но им не хватало запчастей и, что не менее важно, горючего. Кроме того, в СВК не существовало ни одного крупного маневренного бронетанкового подразделения. На всю армию было только несколько танковых батальонов неполного состава, причём 7-й бронетанковый батальон вместо положенных по штату 31 танка имел только девять танков. Остальные танки были распределены по армейским бригадам, из-за чего не представлялось возможным собрать их в сколько-нибудь крупное подразделение для одновременного использования в бою.
В то же время ситуация с авиацией в РСК выглядит не столь однознач-
ной. Большинство боевых самолётов и вертолётов в СВК были собраны в 105-й авиационной бригаде, подчинённой напрямую Главному штабу. Всего краинские сербы располагали примерно девятью истребителями-бомбардировщиками ^21 <иастреб», двумя учебными Г-2 «Галеб», несколькими лёгкими штурмовиками ^20 «Крагур, а также несколькими вертолётами Ми-8Т и СОКО «Газела» [7]. Самолёты ^21 производились с 1964 г. и к моменту распада СФРЮ уже не отвечали вызовам современного конфликта, имея дозвуковую максимальную скорость полёта и небольшую боевую нагрузку.
Другим фактором, осложнявшим использование сербами боевой авиации, было место её дислокации -большинство самолётов и вертолётов СВК базировались на аэродроме Удбина, который находился в радиусе досягаемости хорватской артиллерии. Однако краинские сербы поддерживали свою авиацию в постоянной боевой готовности, уделяя большое внимание её техническому состоянию. Кроме того, они учитывали и слабость хорватской системы противовздушной обороны, что облегчало возможное использование авиации как против ведущих наступление войск, так и против объектов в глубине хорватской территории.
Таким образом, о состоянии СВК в начале 1995 г. можно сделать следующие выводы.
Во-первых, руководство РСК не сумело остановить постепенную деградацию своих вооружённых сил. Попытки реформ в 1993-1994 гг. хотя и давали определённый эффект, а также некоторый опыт командному составу ар-
7 Borojevic D., Ivic D, Ubovic Z. Vazduhoplovne snage bivsih republika SFRJ 1992-2015. Ruma: Stampa, 2016. S. 117-118.
* Стаае наоружааа по оперативно] евиденцци. 01.05.1995. Копия оригинального документа из архива В. А. Соколова.
мии, но кардинально не повлияли на ситуацию в СВК. Ключевые вопросы: укомплектованность личным составом и возможность быстрой переброски крупных подразделений на другие участки фронта так и не были решены. При этом, даже видя катастрофическую нехватку солдат и офицеров, Главный штаб СВК не предпринял меры по оптимизации существующих частей и изменению их организационно-штатных структур в соответствии с реальными возможностями армии.
Во-вторых, СВК не располагало необходимым количеством современного вооружения. Фактически до самого конца войны краинские сербы использовали то оружие, что им оставила Югославская народная армия весной-летом 1992 г. Исключением была только боевая авиация, но и самолёты J-21 <^астреб», составлявшие её основу, к началу конфликта были уже устаревшими и не могли кардинально повлиять на ход боевых действий. При этом бронетехника и артиллерия в массе своей были малопригодны к современному конфликту, но им тоже остро не хватало запчастей. Собственные возможности СВК по ремонту техники были слабыми, Главный штаб армии был вынужден регулярно обращаться за помощью к своим коллегам в Республики Сербская и Союзной Республики Югославия.
В-третьих, основой всей военной стратегии РСК была надежда её политического и военного руководства на то, что в случае масштабной хорватской атаки на помощь придут армия боснийских сербов и вооружённые силы Югославии. Политики искали поддержки у президента Сербии Слободана Милошевича, а офицеры, получившие военное образование и служившие в Югославской народной армии, считали вполне естественным, что армия «малой Югославии» не оставит сербов в Краине один на один с противником.
Как показали дальнейшие события, эти надежды оказались совершенно напрасными, и РС и СРЮ отказались предоставить Сербской Краине серьёзную военную помощь, когда это было необходимо.
В результате Сербское войско Краины потерпело тяжёлые поражения в операциях «Молния» (май 1995 г.) и «Буря» (август 1995 г.), основная часть РСК была захвачена хорватской армией, всего более 250 тыс. сербов стали беженцами.
Библиография • References
Кордун: од Во^|не границе до Републике Српске Кра]ине 1881-1995 / уред. ПавловиЬ М. Београд: Институт за савремену исторщу, 2018. - 750 с.
Новаковик К. Српска Краjина: (успони, падови, уздизааа). Београд; Книн: Српско културно друштво Зора, 2009. - 602 с.
Полазне основе за формираае буцета РСК за потребе одбране. 15 jануар 1995. Копия оригинального документа из архива К. Новаковича.
Стаае наоружааа по оперативно] евиденцщи. 01.05.1995. Копия оригинального документа из архива В. А. Соколова.
Borojevic D, Ivic D., Ubovic Z. Vazduhoplovne snage bivsih republika SFRJ 1992-2015. Ruma: Stampa, 2016. - 314 s.
Republika Hrvatska i Domovinski rat 1990.-1995. Knjiga 15. Zagreb: Hrvatski
memorijalno-dokumentacijski centar Domovinskog rata, 2014. - 412 s. Republika Hrvatska i Domovinski rat 1990.-1995. Knjiga 17. Zagreb: Hrvatski
memorijalno-dokumentacijski centar Domovinskog rata, 2015. - 504 s. Sekulic M. Knin je pao u Beogradu. Bad Vilbel: Nidda Verlag, 2000. - 295 s. Srpska pobuna u zapadnoj Slavoniji / ured. Barac M., Miskulin I. Slavonski Brod: Hrvatski institut za povijest, 2012. - 338 s.
Статья поступила в редакцию 22 ноября 2021 г.