Научная статья на тему 'МИЛИЦИЯ СЕРБСКОЙ КРАИНЫ ПРОТИВ ПОЛИЦИИ И АРМИИ ХОРВАТИИ'

МИЛИЦИЯ СЕРБСКОЙ КРАИНЫ ПРОТИВ ПОЛИЦИИ И АРМИИ ХОРВАТИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
119
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРБСКАЯ КРАИНА / МИЛИЦИЯ КРАИНЫ / ВОЙНА В ХОРВАТИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соколов Вадим Андреевич

Автором проанализированы предпосылки формирования отдельных подразделений милиции Сербской Краины, особенности создания и развития, участия в боевых операциях. Значительное внимание обращено на положения Сараевского перемирия и плана Вэнса, повлиявших на развитие военной организации в Республике Сербская Краина. На основе анализа деятельности бригад милиции выделены причины военной реформы в октябре 1992 г. и перехода к регулярной армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADE-ECONOMIC RELATIONS OF THE COUNTRIES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION AND VIETNAM

In this articles examined brigades of Separate units of militia of Serbian Krajina. The prerequisites for their formation, the features of the process of creation and development, participation in combat operations are analyzed. Considerable attention is paid to the provisions of the Sarajevo agreement and the Vance plan, which influenced the development of the military organization in the Republic of Serbian Krajina. On the basis of the analysis of activity of brigades of militia the reasons of military reform in October, 1992 and transition to regular army are allocated.

Текст научной работы на тему «МИЛИЦИЯ СЕРБСКОЙ КРАИНЫ ПРОТИВ ПОЛИЦИИ И АРМИИ ХОРВАТИИ»

УДК 316.482.5+261.8(497.5)

Милиция Сербской Краины против полиции и армии Хорватии

Вадим СОКОЛОВ

Распад Югославии и сербско-хорватский конфликт

Распад Югославии в начале 90-х годов прошлого века стал одним из ключевых событий в Новейшей истории Балкан. Обусловленный противоречиями между югославскими народами и осложнённый вмешательством стран Европы, а также США, он фактически не закончился до сих пор, так как многие проблемы взаимоотношений между появившимися в его результате государствами всё ещё не урегулированы, а дробление Сербии продолжается и поныне. Балканский кризис даёт богатую почву для размышлений о геополитических процессах в Европе и мире и судьбах малых народов.

Первым проявлением системного кризиса в Социалистической Федеративной Республике Югославия стал рост национализма (в первую очередь в Словении, Хорватии, Сербии и особенно в албанском Косове и Метохии) в 80-е годы. Одним из основных конфликтов в СФРЮ стало противостояние между компактно проживающими в Социалистической Республике Хорватия сербами и её властями.

Под давлением событий в Восточной Европе, где один за другим с политической сцены уходили коммунистические лидеры, югославское руководство спасало введение многопартийной системы.

СОКОЛОВ Вадим Андреевич - соискатель Института славяноведения РАН. E-mail: sokolfromrussia@gmail.com

Ключевые слова: Сербская Краина, милиция Краины, война в Хорватии.

Зимой - весной 1990 г. в Хорватии начали формироваться политические партии. После проведения свободных выборов в Хорватии (апрель 1990 г.) победу одержало Хорватское демократическое содружество, которое возглавлял Франьо Туджман.

Сам Туджман, бывший участник антифашистского движения, коммунист и генерал армии, после всплеска национализма в Хорватии (конец 60-х - начало 70-х годов) стал наиболее видным представителем националистических кругов в республике.

После прихода к власти он начал осуществлять идею её превращения в «Хорватию для хорватов», в которой сербам отводилась исключительно роль национального меньшинства. Главным инструментом претворения этого в жизнь стал ряд антисербских мер на фоне политических, экономических и социальных реформ. В качестве оправдания хорватский президент заявлял о противостоянии идее Великой Сербии, которую, по его мнению, тогда осуществлял президент Социалистической Республики Сербия Слободан Милошевич.

Необходимо отметить, что сербские власти действительно с начала 1991 г. стали оказывать краинским сербам ограниченную политическую и финансовую поддержку, масштабы которой серьёзно увеличились после начала боевых действий. Однако тот уровень помощи, который предоставлялся до лета 1991 г., когда по всей Хорватии начались столкновения, не был существенным, что

не позволяет серьёзно воспринимать аргументы Ф. Туджмана. Свои великохорватские идеи он декларировал ещё задолго до того, как пришёл к власти, и значительно ранее момента, когда С. Милошевич стал ассоциироваться с главным политическим лидером сербов в Югославии. Поэтому обвинения Туджмана в адрес Милошевича не имели под собой реальной почвы, но были призваны обосновать откровенно националистические меры как перед поддерживавшими его европейскими странами, так и перед той частью хорватского общества, которой был чужд национализм.

По инициативе Туджмана 22 декабря 1990 г. была принята новая Конституция Хорватии, в которой статус сербов был изменён с «госу-дарствообразующего народа республики» на «национальное меньшинство».

В новой конституции говорилось, что «Хорватия является государством хорватов и национальных меньшинств, проживающих в Хорватии».

Кроме того, в официальной переписке и в средствах массовой информации было запрещено кириллическое письмо, хорватским сербам запрещалось иметь собственные радио и телевидение.

Из школьных программ были изъяты тексты по сербской истории, произведения сербских писателей и поэтов. Сербов в государственных учреждениях заставляли подписывать «листы лояльности» новому хорватскому правительству [1, с. 147]. Отказывавшихся делать это немедленно увольняли.

Первым с такой политикой «чисток» столкнулось республиканское

1 ГуськоваЕ. Ю. История югославского кризиса (1990-2000). М.: Русское право, 2001.

МВД, откуда уволили подавляющее большинство сербов. Оказывалось давление на представителей сербской интеллигенции, закрывались сербские культурные общества, их члены подвергались арестам [2].

Особенно острую реакцию среди живших в Хорватии сербов вызвали попытки республиканских властей провести своего рода ревизию оценок геноцида сербов 1941-1945 гг. хорватскими усташами и серьёзно занизить число жертв.

Данные меры новой хорватской власти вызвали понятное неприятие со стороны живущих в республике сербов.

Согласно переписи населения 1991 г., численность сербов в Хорватии превышала 580 тыс. чел. В ряде районов вдоль административной границы с Боснией и Герцеговиной (Далмация, Лика, Кордун, Бания) они составляли большинство населения. Также численность сербов превышала 50% в ряде городов и сёл Славонии, Барани и Срема. Сербы не поддерживали независимость Хорватии и отделение республики от СФРЮ, опасаясь прежде всего за свои жизни [1, с. 137]. Стремление отстоять свои права подтолкнуло сербов на создание собственных политических организаций.

Сербы в Хорватии объединялись под руководством нескольких лидеров, чтобы бороться за свои права и защищать свои жизни.

Одно из движений сербов в Хорватии возглавила Сербская демо-

кратическая партия (СДП) Йована Рашковича.

А в Книне выдвинулся Милан Бабич, зубной врач по профессии, член главного комитета СДП, бывший коммунист и делегат на съезде Союза коммунистов Хорватии, которого 23 мая 1990 г. избрали председателем скупщины общины Книн. Вокруг него сформировался круг национально ориентированных сербов, которые начали работу по объединению сербских общин в Хорватии. Причём всё делалось на основе Конституции Хорватии, которая это формально позволяла [1, с. 137].

25 июля 1990 г. СДП провела съезд, где состоялось учреждение Сербского национального вече и была принята Декларация о суверенитете и автономии сербского народа. Несмотря на попытки противодействия со стороны хорватских властей, 19 августа в ряде населённых пунктов прошёл референдум, на котором сербы подавляющим большинством голосов поддержали создание своей автономии.

21 декабря 1990 г. в Книне представители СДП провозгласили Сербскую автономную область Краину (САО Краина, позже Республика Сербская Краина - РСК) [3, с. 185].

Напряжение в республике росло: хорватские власти готовились к отделению от Югославии, а сербы пытались политическими средствами противостоять этому процессу. Весной 1991 г. начались первые столкновения между хорватской полици-

2 Чубрило Р., Ивковик Б., Ъаковик Д. [и др.]. Српска Кра]ина. Београд: МатиЬ, 2011. С. 201206.

3 НоваковиЬ К. Српска Краjина: (успони, падови, уздизааа). Београд; Книн: Српско култур-но друштво Зора, 2009. С. 185.

ей и краинскими сербами, не пропускавшими полицию в свои сёла. Югославская народная армия (ЮНА) в этот период выступала в качестве миротворца, разъединяя противоборствующие стороны.

В Пакраце, например, 1-2 марта для предотвращения эскалации конфликта армия задействовала бронетанковый батальон 265-й механизированной бригады.

В районе Плитвицких озёр 29-31 марта буферную зону между краинскими милиционерами и спецназом МВД Хорватии организовали подразделения 4-й и 329-й бронетанковых бригад, 6-й горной бригады ЮНА и др.

Летом 1991 г. ЮНА всё чаще была вынуждена вмешиваться в столкновения между формированиями сербов и хорватов, и вскоре она стала мишенью провокаций с хорватской стороны, выражающихся в блокаде казарм, отключении в них воды и электричества, нападении на патрули.

После провозглашения Хорватией независимости (25 июня 1991 г.) на-

чались масштабные бои между сербами и хорватами, в которые вскоре на стороне первых оказалась втянута и сама федеральная армия, откуда массово дезертировали хорваты и словенцы. В июле подразделения ЮНА приняли участие в боях в Восточной Славонии, а также заняли область Бараня. В начале августа армия участвовала в боях в регионе Бания, а после 16 августа - в Западной Славонии, где поддерживала силы краинских сербов, а в конце месяца силы ЮНА заняли Киево и Врлику (Северная Далмация), где ранее разместились отряды хорватской полиции, оказавшие армии ожесточённое сопротивление.

В сентябре бои шли уже во многих районах Хорватии, когда правительство республики пыталось вернуть под свой контроль Краину. Кроме того, хорватские формирования массово атаковали югославские казармы и склады, которые дислоцировались в подконтрольных Загребу населённых пунктах.

Создание военизированных структур в Сербской Крайне

Эскалация конфликта между республиканским правительством и руководством СДП вынудила сербов Краины начать формирование собственных военизированных структур, которые спустя некоторое время переросли в регулярную армию, а также подразделений милиции.

Отдельные подразделения милиции (ОПМ) Сербской Краины до сих пор остаются малоисследованной страницей её истории и истории строительства вооружённых сил.

Несмотря на то что на определённом этапе существования РСК они были основой её военной организации, в работах большинства исследователей ОПМ или не упоминаются, или упоминаются вскользь. По-видимому, главной причиной данной ситуации стал краткий срок их существования.

ОПМ задумывались как своего рода новая армия РСК, однако спустя всего несколько месяцев после создания они были расформирова-

ны. Данная военизированная организация существовала непродолжительное время, притом именно тогда, когда РСК только выстраивала органы государственной власти, а вооружённые силы как таковые попросту отсутствовали. Другой причиной стало то, что до сих пор опубликовано только незначительное количество архивных документов, относящихся к весне - осени 1992 г. - периоду существования ОПМ. Большая часть архивов Сербской Краины после её гибели оказалась в распоряжении хорватских властей, и только меньшая их часть была эвакуирована в Союзную Республику Югославия.

Документы РСК за весну - осень 1992 г., изданные Хорватским мемо-риально-документационным центром Отечественной войны в Загребе, дают возможность рассмотреть историю, структуру и некоторые особенности ОПМ Сербской Краины.

Летом 1990 г. на основе подразделений милиции и добровольцев в Краине появились отряды самообороны, а также собственные правоохранительные структуры, укомплектованные милиционерами-сербами, которые отказались подчиняться властям в Загребе.

В январе 1991 г. Милан Мартич и офицеры местного отдела МВД организовали в Книне Секретариат внутренних дел, который позволил сербам координировать деятельность милиции и которому подчинились отделы МВД в других городах Краины.

В апреле - мае в рамках МВД Сербской Краины было создано специальное подразделение из добровольцев, которое официально именовалось Милиция Краины. Необхо-

димо отметить, что данное название вскоре закрепилось за всей системой правоохранительных органов Сербской Краины.

Сам М. Мартич до начала конфликта был инспектором по экономическим преступлениям в отделе МВД г. Книн. Он был в числе тех милиционеров, кто отказался подчиниться вышестоящему руководству МВД Хорватии, а в августе 1990 г. был одним из инициаторов создания отрядов самообороны.

Летом 1991 г. Милан Бабич постановил мобилизовать подразделения Территориальной обороны (ТО) на территории Краины. Она называлась Территориальная оборона Сербской автономной области Кра-ина, формально ею командовал специальный штаб в Книне. Однако им руководили генералы югославской армии, а подразделения ТО на местах действовали в составе её корпусов и оперативных групп [3, с. 281].

11 декабря 1991 г. был опубликован план специального представителя Генерального секретаря ООН Сайруса Вэнса по миротворческой миссии в Югославии. Он предполагал отправку в СФРЮ контингента «голубых касок», которые должны были разместиться по линии фронта между силами краинских сербов и югославской армии, с одной стороны, и хорватскими формированиями - с другой. Территория Сербской Краины согласно плану делилась на три «защищённые миротворцами» зоны (позднее их число было увеличено до четырёх) - Краина, Западная Славония и Восточная Славония. Кроме гуманитарных аспектов (возвращение беженцев, оказание помощи и т. д.) важное место в этом документе занимали военные

вопросы. Территория «защищённых зон», т. е. территория Сербской Кра-ины, подлежала демилитаризации. ЮНА должна была её покинуть, кра-инская ТО и добровольческие подразделения должны были быть распущены, а их вооружение подлежало складированию под контролем миротворцев.

21 февраля 1992 г. Совет Безопасности ООН (резолюция 743) принял решение об отправке в бывшую Югославию миротворческого контингента. «Голубые каски» ООН должны были создать условия мира и безопасности, необходимые для ведения переговоров о всеобъемлющем урегулировании югославского

кризиса, обеспечить демилитаризацию кризисных районов и защитить проживающее в них гражданское население [4].

Весной 1992 г. югославская армия в соответствии с планом Вэнса начала вывод своих подразделений с территории Сербской Краины, который предполагалось завершить до 19 мая того же года. Это ставило Краину в угрожаемое положение. Оставшееся на её территории тяжёлое вооружение (в первую очередь бронетехника и артиллерия) размещалось на складах под надзором миротворцев ООН, а хорватская армия выводила технику в свои собственные арсеналы.

Создание и развитие отдельных подразделений

милиции

План Вэнса не разрешал размещение регулярных вооружённых сил в демилитаризованных зонах, но позволял присутствие милицейских сил с лёгким стрелковым вооружением. Поэтому, желая защитить РСК на случай хорватской атаки, югославское военное командование приняло решение организовать в Краине отдельные подразделения милиции. Формально будучи милицией, они имели военную структуру, которая позволяла им быть готовыми к участию в боевых действиях.

Вопрос формирования ОПМ начал решаться в мае 1992 г. параллельно с вопросами вывода с территории Краины подразделений ЮНА,

распределения оставляемого вооружения, передачи под контроль линии соприкосновения с хорватскими силами и т. д. Этот процесс проходил под непосредственным руководством югославской армии. 28 апреля 1992 г. начальник Генерального штаба югославской армии генерал-полковник Благое Ад-жич постановил реорганизовать Территориальную оборону Сербской Краины. Согласно плану реорганизации при Министерстве обороны РСК создавалось Управление отдельных подразделений милиции, которое должно было осуществлять командование восемью бригадами ОПМ. Мероприятия по реорганизации ТО и по организации ОПМ

4 Силы Организации Объединённых Наций по охране (СООНО) // URL: http://www.un.org/ ru/peacekeeping/missions/past/yugoslav.htm

должны были быть выполнены до 30 июня 1992 г. [5].

Несмотря на прямое распоряжение генерала Аджича формировать бригады ОПМ при Министерстве обороны РСК, они были подчинены Министерству внутренних дел, которое возглавлял М. Мартич. При этом, по мнению Косты Новаковича, министр обороны РСК полковник Стоян Шпанович согласился передать руководство над ОПМ М. Мар-тичу, так как не желал конфликта между силовыми структурами республики.

Общая численность ОПМ согласно организационно-штатной структуре должна была составить 24 тыс. чел. Создавались восемь бригад, которые пополнялись личным составом по территориальному принципу.

В Северной Далмации и Восточной Славонии было по две бригады, в то время как в Лике, Кордуне, Бании и Западной Славонии - по одной:

- 75-я бригада под командованием майора Милорада Радича, гарнизон Книн;

- 79-я бригада под командованием майора Милоша Цветичанина, гарнизон Кореница;

- 80-я бригада под командованием полковника Миле Новаковича, гарнизон Войнич;

- 83-я бригада под командованием полковника Станко Летича, гарнизон Петриня;

- 85-я бригада под командованием подполковника Миланко Бабича, гарнизон Окучани;

- 87-я бригада под командованием полковника Божидара Кошутича, гарнизон Вуковар;

- 90-я бригада под командованием полковника Райко Новаковича, гарнизон Бели-Манастир;

- 92-я бригада под командованием полковника Момчило Богуновича, гарнизон Бенковац [3, с. 286-287].

Состав бригад был различным. Он был обусловлен зоной ответственности и количеством вооружений, которое передавалось бригаде. В каждой из них были штаб, специальный батальон, несколько охранных и пограничных батальонов, различные роты и взводы.

Непосредственно охрана границы была возложена на пограничные батальоны. Они делились на роты, а те на отделения милиции. Зона ответственности каждой бригады состояла из пограничных секторов.

Для подготовки личного состава были организованы три учебных центра: в Книне, Слуни и Эрдуте.

В них личный состав обучался по трём специальностям: милиционер, специалист по бронетехнике, специалист по связи.

По первым двум специальностям подготовка планировалась сроком в три месяца, для связистов - пять месяцев [6, S. 173].

Основной задачей ОПМ был контроль линии соприкосновения с хорватской армией, откуда были выведены подразделения Территориальной обороны. Командование бригад в соответствующих приказах особенно подчёркивало, что позиции ТО должны быть заняты и обустроены до того момента, как ТО их оставит [6, Б. 27]. На ОПМ также возлагалась задача охраны складов, где находилось вооружение подразделений ТО. К их выполнению бригады присту-

5 КериЪИка НгтаХэка 1 Domovinski ^ 1990-1995. Кц^а 3. Zagreb: Нгта^М тетогуа1по-^китеп1аещ8к1 сеПаг Domovinskog ^а, 2008. Б. 430-433.

6 КериЪИка Hrvatska 1 Domovinski ^ 1990-1995. Кц^а 5.Zagreb: Hrvatski memor1ja1no-^китеП;ас^к1 се^ат Domovinskog ^а, 2008. Б. 173.

пили в начале июля, когда подразделения ТО были частично демобилизованы, а их вооружение было складировано под совместным контролем краинских сербов и миротворцев ООН.

Необходимо отметить, что цифра в 24 тыс. чел. в ОПМ была «списочной» и в реальности постоянно менялась. В ряде случаев нехватку бойцов компенсировали за счёт подразделений ТО или обычной милиции.

Например, 3 июля 1992 г. 80 бойцов ТО Бен-коваца были переведены в пограничный батальон 92-й бригады [6, S. 30].

Ситуацию с личным составом в бригадах ОПМ можно рассмотреть на примере 79-й бригады.

Её командир майор М. Цветича-нин 20 июля 1992 г. направил Управлению ОПМ подробный рапорт о положении дел в бригаде [6, Б. 101-107]. Из него видно, что существовала острая нехватка профессиональных офицеров - вместо 78 в бригаде было всего 19. В результате офицерские должности занимали призванные из резерва офицеры, половина которых не имела необходимой подготовки. Общая укомплектованность бригады личным составом равнялась 83%. В плане тылового обеспечения бригада опиралась как на собственные запасы, так и на ресурсы штаба ТО в Ко-ренице. При этом обеспеченность бригады вооружением оценивалась как недостаточная.

Так, у бойцов не было пулемётов, предусмотренных штатом подразделений, а из 24 бронетранспортёров М-60П 12 были неисправны.

Всего в бригаде насчитывалось 110 транспортных средств и единиц

бронетехники, большая часть которой практически выработала ресурс. Кроме М-60П бронетехника была представлена тремя единицами бронированных разведывательно-дозорных машин БРДМ-2 и четырьмя бронетранспортёрами БОВ, один из которых также был неисправен.

Кроме того, половина личного состава не была обеспечена полицейской голубой униформой, а у 90% бойцов не было камуфляжа.

Схожая ситуация наблюдалась и в других бригадах. Например, из-за нехватки бойцов на позициях командир 92-й бригады полковник Момчило Богунович 30 июля 1992 г. специальным приказом запрещал бойцам покидать зону ответственности бригады, вступать в контакт с неприятелем и использовать транспорт бригады в личных целях [6, Б. 116].

В мае - июне бригады ОПМ были сформированы и в конце июня приступили к выполнению поставленных задач. Самой важной из них было взятие под контроль линии фронта, которую должны были оставить демобилизованные бригады ТО. Этот процесс начался 2 июля. Приведённые в максимальную степень боеготовности бригады в соответствии с заранее утверждёнными планами начали занимать позиции, с которых уходили подразделения ТО.

Их передача выглядела следующим образом. По прибытии ОПМ силы ТО немедленно отводили всё тяжёлое вооружение на 30 км от линии фронта. Пехотные части сначала отводились на 5 км, потом на 15 км, а затем на 30 км, где и де-мобилизовывались. Параллельно с этим между сербами и хорватами

также размещались наблюдательные посты миротворцев ООН [6, Б. 47]. Поэтому, чтобы между «голубыми касками» и позициями ОПМ соблюдалась хотя бы небольшая дистанция, сербы были вынуждены практически по всему фронту отвести свои силы на расстояние от нескольких десятков до нескольких сотен метров в глубь своей территории.

Вскоре после этого с фронта в Управление ОПМ в Книне поступило сразу несколько сообщений: хорватские войска пытаются продвинуться вперёд и в ряде случаев начинают инженерное оборудование позиций вплотную у постов миротворцев. Кроме того, по всей линии соприкосновения продолжались перестрелки, причём хорватские войска неоднократно задействовали артиллерию. Сербы не могли ответить тем же, так как их орудия размещались на складах под контролем Организации Объединённых Наций.

В качестве примера приведём ситуацию в Западной Славонии, где 3 июля хорватская артиллерия нанесла удар по Райичу. В протесте командованию размещённого здесь иорданского батальона иЫРЯОРОЯ полковник Йован Чубрич сообщал, что вся артиллерия ТО находится на складе под контролем самих миротворцев, и требовал предотвратить подобные инциденты в будущем [6, S. 34].

Размещение сил ОПМ по линии соприкосновения было неравномерным, так как состав бригад был различным, различной была и площадь их зоны ответственности.

Например, если в 92-й бригаде батальон специального назначения оставался в резерве командующего и дислоцировался в той же казарме, где и штаб бригады, то в 85-й бригаде аналогичный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

батальон был размещён на линии соприкосновения [6, S. 39].

Крайне сложно установить общую численность сил ТО до момента демобилизации, так как она постоянно менялась, а сами подразделения неоднократно реорганизовывались. Однако несомненно, что этот показатель намного превосходил 24 тыс. бойцов ОПМ. Таким образом, передача линии фронта бригадам ОПМ серьёзно ослабила прочность обороны, и так ослабленную отводом тяжёлого вооружения на размещённые в тылу склады.

Несмотря на то что перестрелки и артиллерийские обстрелы на линии соприкосновения продолжались весь период существования ОПМ, настоящее боевое крещение их бойцы прошли в июне 1992 г. в операции «Коридор-92» на территории Боснии и Герцеговины. Операции боснийских мусульман и хорватов при поддержке регулярной хорватской армии на севере Боснии в регионе Посавина фактически перерезали узкий сухопутный коридор, соединявший основную часть Сербской Краины и западные районы Республики Сербской (РС) с её восточной частью и Союзной Республикой Югославия. В Краине и западной части РС началась нехватка лекарств и перебои с продовольствием. После того как в Баня-Луке в родильном доме из-за нехватки кислорода умерли несколько новорождённых детей, Главный штаб Войска Республики Сербской (ВРС) во взаимодействии с ТО Краины разработал план операции по прорыву блокады.

6 июня 1992 г. МВД РСК приказало бригадам ОПМ и секретариа-

там внутренних дел выделить сводные роты, укомплектованные добровольцами, для участия в боях в Посавине. 12 июня несколько сотен бойцов ОПМ и ТО Краины прибыли в Республику Сербскую, где были задействованы в наступлении вместе с подразделениями 1-го Краинского корпуса ВРС. 26 июня 1992 г. после длительных и упорных боёв блокада была прорвана, и через несколько дней часть бойцов ОПМ и ТО Краины вернулись в РСК. Ещё некоторые части отправились в пункты постоянной дислокации в июле того же года. Оставшиеся продолжили участие в боях вплоть до окончания операции (октябрь 1992 г.).

Точная численность краинских сербов, принявших участие в операции, неизвестна.

Только из состава 85-й бригады ОПМ и специального подразделения из г. Окучани в июне -июле 1992 г. в операции приняли участие 168 чел. А из состава 79-й бригады ОПМ в боях в Посавине участвовали 76 чел. [6, S. 121-123].

31 июля 1992 г. Управа ОПМ кра-инского МВД разослала подчинённым подразделениям депешу с правилами взаимодействия с миротворцами ООН. В ней обобщались сообщения о различных проблемах, которые возникали при взаимодействии Отдельных подразделений милиции и миротворцев Организации Объединённых наций. Опираясь на положения плана Вэнса, миротворцы требовали от подразделений ОПМ и гражданской милиции покинуть пятикилометровую зону от линии фронта и складировать всё автоматическое оружие под контроль ООН. Личному составу ОПМ предлагалось оставить только пистолеты.

В депеше говорилось и о нескольких инцидентах, когда миротворцы пытались блокировать работу милицейских отделов в Западной Славонии и Восточной Славонии. Днём ранее глава МВД РСК М. Мартич встретился в Белграде с командующим миротворцами генералом С. Намбияром и начальником штаба «голубых касок» Ф. Морийоном. На встрече М. Мартич получил заверения, что миротворцы прекратят попытки разоружить краинскую милицию до дальнейших распоряжений из ООН [6, Б. 121-123].

Результатом переговоров стали инструкции для ОПМ РСК, согласно которым от личного состава требовалось:

- всеми способами избегать конфликта с силами ООН;

- в населённых пунктах из оружия использовать только пистолеты;

- разоружить все добровольческие формирования, которые не вошли либо в структуру ОПМ, либо ТО;

- демобилизовать всех лиц, имеющих психические отклонения, криминальное прошлое либо склонных к употреблению алкоголя;

- препятствовать неконтролируемому возвращению беженцев;

- военнопленных содержать только под стражей при окружных прокуратурах и не передавать миротворцам;

- не допустить попыток провести хорватские выборы на территории РСК [6. S. 121-123].

Несмотря на то что миротворцы следовали договорённостям, командование ОПМ решило установить милицейские посты на дистанции 100 м от постов «голубых касок», а личному составу разрешило использование автоматического оружия. Лёгкую колёсную бронетехнику разрешалось оставить в казармах.

Создание регулярной армии

Военное руководство Сербской

Краины уже летом 1992 г. убедилось, что ни создаваемые в тот момент бригады ОПМ, ни миротворцы не защитят Краину в случае атаки хорватской армии, что и было наглядно доказано хорватским нападением на Мильевачское плато 2122 июня. В результате было принято решение о формировании регулярных вооружённых сил Сербской Краины.

В октябре 1992 г. Главный штаб Территориальной обороны, Министерство обороны, Министерство внутренних дел и правительство Краины начали готовить предложения по военной реформе. Их работу координировал президент РСК Го-ран Хаджич. По итогам многочисленных совещаний были выдвинуты предложения по объединению подразделений ТО, ОПМ и добровольческих отрядов в Сербское вой-

ско Краины. Главной целью такого преобразования было создание регулярной армии, повышение мобильности подразделений и их эффективности.

Приказ о проведении армейской реформы был подписан 16 октября 1992 г. начальником штаба ТО генерал-подполковником Миланом Торби-цей, министром обороны полковником Стояном Шпановичем и главой МВД Миланом Мартичем.

27 ноября был издан приказ об организационных изменениях в армии, согласно которому бригады ОПМ с 1 декабря 1992 г. переходили в подчинение армейским корпусам, в зоне ответственности которых они располагались [3, с. 294]. В декабре командование корпусов распределило личный состав и материальные средства бригад между новыми подразделениями, а сами бригады были расформированы.

Бригады ОПМ не смогли стать основой военной организации Сербской Краины. Небольшой срок их существования не позволил им сыграть более весомую роль в защите РСК. Однако они дали время её руководству на создание регулярной армии, которая взяла на себя функции обороны Краины.

Библиография • References

ГуськоваЕ. Ю. История югославского кризиса (1990-2000). М.: Русское право, 2001. - 720 с.

[Gus'koua E. Ju. Istorija jugoslavskogo krizisa (1990-2000). M.: Russkoe pravo, 2001. - 720 s.]

Силы Организации Объединённых Наций по охране (СООНО) // URL: http:// www.un.org/ru/peacekeeping/missions/past/yugoslav.htm

[Sily Organizacii Ob'edinennyh Nacij po ohrane (SOONO) // URL: http://www. un.org/ru/peacekeeping/missions/past/yugoslav.htm]

Новаковик К. Српска Краjина: (успони, падови, уздизааа). Београд; Книн: Српско културно друштво Зора, 2009. - 602 с.

Чубрило Р., ИвковиЬ Б., Ъаковик Д. [и др.]. Српска Красна. Београд: МатиЬ, 2011. - 742 с.

КериЪИка Нгуа1вка 1 Domovinski га! 1990-1995. Кц^а 3. Zagreb: Нгуа1вк1

memorijalno-dokumentacijski сеп!аг Domovinskog га1а, 2008. - 600 s. ИериЪИка Hrvatska i Domovinski га! 1990-1995. Кц^а 5. ZagгeЪ: Hгvatski memoгijalno-dokumentacijski centar Domovinskog га1а, 2008. - 562 s.

Статья поступила в редакцию 23 января 2018 г.

Продолжается подписка на 2018 г. на журнал «Обозреватель-ОЬвегоег» в каталоге «Газеты и журналы» агентства «РОСПЕЧАТЬ»:

47653 - на полугодие 36789 - на год

Обозреватель

ввеыуек

78 ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-ОББЕКУЕК 2/2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.