Научная статья на тему 'ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ'

ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
136
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / МОБИЛИЗАЦИОННЫЙ РЕЗЕРВ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ / RUSSIAN EMPIRE / HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENTS / MILITARY TRAINING OF UNDERGRADUATES / MOBILIZATION RESERVE OF OFFICERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Добровольский Валерий Станиславович, Шпаков Геннадий Георгиевич

В статье представлены результаты анализа опыта военного обучения в высшей школе Российской империи и использования выпускников гражданских вузов для пополнения офицерского корпуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY TRAINING AT HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENTS IN THE RUSSIAN EMPIRE

The paper presents the results of analyzing the experience of military training at higher education establishments of the Russian Empire and employment of civilian university graduates to re-man the officer corps.

Текст научной работы на тему «ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»

в

I

Ж • ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

В.С. ДОБРОВОЛЬСКИЙ, V.S. DOBROVOLSKY,

Г Г ШПАКОВ G.G. SHPAKOV

ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

MILITARY TRAINING AT HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENTS IN THE RUSSIAN EMPIRE

f Л

Сведения об авторах. Добровольский Валерий Станиславович — доцент цикла Главного автобронетанкового управления военного учебного центра при Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ), капитан 1 ранга в отставке, кандидат военных наук (Москва. E-mail: dvs539@yandex.ru);

Шпаков Геннадий Георгиевич — полковник (Москва. E-mail: fvomadi@yandex.ru).

Аннотация. В статье представлены результаты анализа опыта военного обучения в высшей школе Российской империи и использования выпускников гражданских вузов для пополнения офицерского корпуса.

Ключевые слова: Российская империя; высшая школа; военная подготовка студентов; мобилизационный резерв офицерских кадров.

Information about authors. Valéry Dobrovolsky - Assistant Professor of Cycle at the Main Motor and Armor Directorate of the Military Training Center attached to Moscow Automobile and Road State Technological University, Captain 1st Rank (ret.), Cand. Sc. (Mil.) (Moscow. E-mail: dvs539@yandex.ru);

Gennady Shpakov - Colonel (Moscow. E-mail: fvomadi@yandex.ru).

Summary. The paper presents the results of analyzing the experience of military training at higher education establishments of the Russian Empire and employment of civilian university graduates to re-man the officer corps.

Keywords: Russian Empire; higher education establishments; military training of undergraduates; mobilization reserve of officers.

V

НАЛИЗ исторического опыта военного обучения в гражданских вузах нашей страны позволяет выделить три периода его развития: начальный — с середины XVIII века до 1917 года; советский и современный. Первый из них — от военных реформ Петра I, связанных с созданием регулярной армии и системы военного образования, продолжался более 200 лет. С момента создания 14 (25 по старому стилю) января 1701 года в Москве по Указу Петра I одного из первых в России государственных учебных заведений, положивших начало системе инженерно-технического и военного образования, — Школы математических и навигацких наук1 — для подготовки специалистов ВМФ, судостроителей, геодезистов, инженеров и других специалистов интенсивно формировались основы военного обучения, было создано более 50 школ. Но, как показывают ряд исследований2 и анализ содержания императорских указов об учреждении российских университетов и утверждении их уставов, при общем благожелательном отношении к использованию возможностей высшей школы

для обеспечения кадровых потребностей армии и флота в Российской империи не было государственного системного подхода к организации военного обучения в гражданских вузах.

Например, именной Указ императрицы Елизаветы Петровны от 24 января 1755 года «Об учреждении Московского университета и двух гимназий» не содержит предписаний, связанных с военным обучением, за исключением мотивирующих к прилежной учёбе строк о распределении на государеву службу выпускников, «кои особливую прилежность и добропорядочные свои поступки окажут, те пред другими с отменными авантажами в службу определены будут»3.

Российские университеты находились в ведении министров народного просвещения империи под общим покровительством монархов, лично утверждавших их уставы и придававших университетам статус императорских. 5 ноября 1804 года Александр I утвердил уставы Московского, Харьковского и Казанского университетов, идентичных по содержанию, поэтому специалисты считают их первым общим уставом российских университетов. Он в

J

последующем перерабатывался и вводился в действие в 1835, 1863, 1874 гг.4 Анализ всех четырёх редакций этого устава позволяет заключить: установленный ими перечень учебных дисциплин не содержал предметов, связанных с военным обучением. Список учебно-вспомогательных учреждений (библиотеки, профильные кабинеты по учебным дисциплинам, лаборатории, обсерватории, музеи, оранжереи, анатомические театры, аптеки и др.) также не содержал признаков возможности организации с их использованием единой системы военной подготовки студентов5. Утверждённые 27 августа 1905 года императором Николаем II после очередных студенческих волнений «Временные правила об управлении высшими учебными заведениями ведомства Министерства народного просвещения» тоже не содержат положений,предписаний, предусматривавших военное обучение студентов. Это свидетельствует об отсутствии в то время единого государственного системного подхода к организации военного обучения в высшей школе6.

Единственной связью университетского образования с военной службой может служить установ-

ленная общим уставом Российских университетов 1835 года (п. 129) норма, предусматривавшая возможность приёма на военную службу выпускников, окончивших «с успехом университетский курс», и их производство в офицеры через «шесть месяцев... хотя бы не имелось вакансий в тех полках, куда они приняты будут, лишь бы только знанием фронта были того достойны»7.

В редакции университетского устава, утверждённого высочайшим Указом от 18 июня 1863 года, процитированная норма была заменена иной (§ 143): «Права кандидатов и действительных студентов на поступление в военную службу и на производство их потом в офицеры определяются существующими по военному ведомству правилами»8.

При отсутствии единой государственной системы военного обучения в гражданских вузах на различныхуровняхуправления образованием Российской империи предпринимались усилия к его организации. Так, с учреждением в 1755 году императрицей Елизаветой Петровной Московского университета предусматривалась взаимосвязанная с обучением подготовка к военной службе. Да и само обучение в университете приравнивалось к военной службе, с окончанием полного учебного курса студентам присваивались обер-офицерские чины. Ежегодно с наступлением весны в вечернее время студентов привлекали к военной подготовке под руководством офицеров частей Московского гарнизона, проводивших с ними занятия по строевой, огневой и тактической подготовке.

Для всех студентов императорских университетов с 1800 года была законодательно утверждена и введена единая униформа — кафтан тёмно-зелёного сукна с воротником, обшлагами малинового цвета и пуговицами с гербом империи и «атрибутами учёности» (изображением глобуса, книги, циркуля, лиры и других учебных принадлежностей того времени).

Обязательным элементом мундира студентов была короткая шпага как символ принадлежности к «благородному сословию». Казённая униформа включала также «штрафной» кафтан серого цвета, в который принудительно облачались студенты,прогуляв-

шие лекции (каждый следующий пропуск занятий увеличивал срок ношения серого кафтана на одну неделю), а также не выучившие «уроки» (срок наказания — один день). Выбор цвета неокрашенной ткани был не случаен. Он означал уныние, ошибку, обман, бедность. В кадетском корпусе «штрафной» кафтан был чёрным, считавшимся исключительно цветом траура9.

Насыщение студенческой жизни нормами и правилами военной службы по общепринятому в тот период мнению должно было способствовать поддержанию в студенческом сообществе дисциплины и порядка, единообразных правил поведения, формированию у студентов высоких нравственных качеств гражданина и патриота, преданного монарху и стране, готового при необходимости посвятить себя воинскому служению Отечеству. По этому поводу попечитель Санкт-Петербургского учебного округа Д.П. Рунич в обращении к министру народного просвещения 24 августа 1825 года отмечал: «Порядок военной службы и вообще строгое наблюдение установленных форм, чиноначалие и точность в исполнении... составляют душу дисциплины, поддерживают постоянный и единообразный во всем порядок. Не предполагая ввести во всем пространстве в учебных заведениях, высочайше

вверенных мне по званию попечителя, военных форм и военной дисциплины, не менее того, нахожу необходимо нужным и полезным придержаться оных... ибо это приносит и в гражданских заведениях существенную пользу, облегчает присмотр за воспитанниками и вообще придает сим заведениям вид порядка и благопристойности, которые при произвольном употреблении собственного платья между чиновниками и воспитанниками возродить и удержать весьма трудно. В тех учебных заведениях, где между чиновниками и воспитанниками введено постоянное ношение мундиров, по покрою несколько подобных военным, и где принят отчасти порядок и точность военной службы по подобию кадетских корпусов, дети имеют вообще наружность благовидную, приучаются вежливости и приобретают в движениях ловкость и непринужденность, отличающие их от воспитанников в частных пансионах и в домах родительских образованных, где едва ли обращается внимание на то, что обыкновенно почитают мелочами»10.

Были и механизмы производства выпускников вузов в офицеры. Высочайшим распоряжением от 3 июля 1806 года для выпускников Дерптского11 университета был установлен шестимесячный срок выслуги до получения офи-

Студенты Императорского Московского университета

Конец XIX — начало XX в.

в

I

Ж • ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

В операционной госпитальной хирургической клиники медицинского факультета Императорского Московского университета

1911 г.

церского чина по представлении документов о дворянстве, личных прошений о желании вступить в армию, аттестата об окончании университета с обозначением поведения и успехов в науках, «к военному званию приличных». Поступив на военную службу, выпускник должен был первые 3 месяца прослужить в нижних чинах, затем ещё 3 месяца в чине подпрапорщика12, после чего производился в офицеры, даже если в полку, где он служил, не было офицерских вакансий. Для подготовки таких студентов к офицерской должности был составлен план преподавания военных наук со сдачей по ним отдельного выпускного экзамена, определены два блока наук — «предуготовительные» и собственно военные. К первым отнесены русский язык, всемирная история(особенно история Российского государства), физика, арифметика, геометрия и тригонометрия,практическая геометрия. Ко вторым — фортификация, тактика пехоты и кавалерии, начальные знания, связанные с артиллерией. Будущим инженерам и артиллеристам в университете дополнительно преподавали полевую фортификацию, темы об атаке крепостей и их строении, артиллерии, минёрном и понтонном деле, «начальные основания

тактики различных оружий», стратегии. Многие питомцы Дерпт-ского университета в 1812 году вступили в армию для отражения наполеоновского нашествия. Университетский устав 1835 года сохранил установленные ранее для его выпускников преимущества при производстве в офицеры, в соответствии с которыми (§ 129) окончившие с успехом университетский курс должны были прослужить в унтер-офицерском звании 6 месяцев, после чего производились в офицеры13.

В соответствии с рескриптом Александра I от 14 марта 1807 года выпускники любого из российских университетов могли поступить в один из сухопутных кадетских корпусов в Петербурге и,отучившись в нём 6 месяцев, выпуститься офицерами. Данная мера свидетельствовала о высоком качестве университетского образования, обеспечивавшего успешную военную службу выпускников. Через месяц после подписания указанного документа совет Московского университета рапортовал о принятии мер к его выполнению. В целях подготовки студентов к военной службе в Московском университете с 1806/07 учебного года началось преподавание курса военных дисциплин, включавшего основы артиллерийской

науки, фортификации и военного искусства. Уклад студенческой жизни носил военизированный характер — военные занятия, дисциплина, близкая к армейской; строгая регламентация поведения и внешнего вида, в т.ч. запрет носить длинные волосы, бороду и усы; обязательная форменная одежда, нарушение которой каралось исключением из университета. Этот уклад подчёркивали и некоторые другие особенности. Так, в Петербургском университете до конца 1850-х годов посередине главного коридора «продолжала красоваться медная пушка довольно больших размеров, свидетельствуя о том, что и университет не избег вторжения военного режима последних лет николаевского царствования, и в то время,как в гимназиях учили ружейным приемам, студенты упражнялись в пушечной стрельбе»14.

Дворяне губерний Казанского учебного округа неоднократно обращались в Главное правление училищ15 с предложениями о преподавании в университетах военных наук16.

С учреждением 17(29) января 1805 года Харьковского университета в нём была создана единственная в то время кафедра военных наук в составе факультета (отделения) физических и математических наук17.

Во всеподданнейшем докладе 27 декабря 1854 года министра народного просвещения Российской империи А.С. Норова императору Николаю I отмечалось, что «в Московском университете в царствование императрицы Екатерины II после Пасхи начались по вечерам военные экзерциции, под руководством офицеров полков Московского гарнизона проводились занятия по строевой,огневой и тактической подготовке. В летнюю вакацию эти занятия повторялись чаще и продолжались до сентября. Осенью учинялся университетскому пехотному баталиону смотр в присутствии Московского коменданта или шефа полка из стоящих в столице»18.

Так как не было единого, регламентированного нормативными правовыми документами системного подхода к организации военного обучения студентов университета, можно предположить, что такие занятия проводились на широко распространённой во все

периоды развития высшей школы России факультативной основе. Но при общем благорасположении органов управления народным просвещением, педагогической и студенческой общественности к военному обучению в университетах практика обогащения учебных программ военными науками в большинстве университетов того времени не прижилась.

В первой половине XIX века наряду с военно-учебными заведениями офицеров готовили и некоторые не подчинённые военному ведомству учреждения, в числе которых был и основанный в 1811 году знаменитый Царскосельский лицей.Его воспитанники наряду с гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами изучали артиллерию, фортификацию, инженерное, морское дело и др. Лицеисты, выбравшие военную карьеру, должны были дополнительно изучать оружие, тактику и стратегию, историю войн, военную топографию, учились чертить планы и картографические проекции. В первой четверти XIX века Царскосельский лицей выпустил 35 офицеров, в 1822—1843 гг. приобрёл преимущественно военный характер и был передан из ведения Министерства народного просвещения в ведение Совета о военных училищах19, но с 1843 года выпуски офицеров прекратил.

Крымская война 1853—1856 гг. высветила широкий спектр проблем. В их числе были и связанные с подготовкой мобилизационного резерва офицеров. Указом от 29 декабря 1854 года Николай I повелел: «В столичных университетах и высших классах всех гимназий открыть для воспитанников преподавание строевого устава пехотной службы, ротного и батальонного, не далее, чтобы таким образом они могли быть офицерами, практически приготовленными и уже знакомыми с теорией строевого устава. Сверх того в университетах обеих столиц ввести преподавание артиллерии и полевой фортификации, имея преимущественно в виду практическую часть оного»20.

С 1855 года был высочайше разрешён приём на военную службу с одновременным производством в офицеры лиц с высшим образованием. После обнародования в январе 1855 года манифеста им-

Студенты Императорского Томского университета на занятиях

ператора Николая I «О призвании к Государственному ополчению» в его территориальные формирования влилась часть студентов университетов. Большинство принятых на военную службу и произведённых в офицеры выпускников университетов отличались высокими образованностью и моральными качествами, заслужили авторитет и уважение в войсках. Выпускник Московского университета И.А. Гончаров воспоминал: «.В военное время, например, в Крымскую кампанию, главнокомандующий войсками князь Горчаков свидетельствовал, что прошедшие курс университетского образования были и отличными, из ряда вон выходящими офицерами»21.

Военное ведомство широко использовало выпускников университетов и в качестве военных чиновников, а также военных врачей. Они в годы Крымской войны составляли 32,8—55,8 проц. военно-врачебных кадров русской армии. Но, несмотря на положительный опыт службы выпускников университетов, после окончания Крымской войны в 1856 году император Александр II отменил преподавание в них военного дела.

Конкретные шаги к подготовке резерва офицеров были предприняты после поражения в Крымской войне в ходе военной реформы, инициированной военным министром Д.А. Милютиным22. С заменой рекрутской повинности всеобщей воинской23 были введены отсрочки от призыва на военную службу на время учёбы24, а также

сокращённые сроки службы для окончивших ряд учебных заведений, в частности для выпускников университетов и других учебных заведений первого разряда — 6 месяцев действительной военной службы и 14,5 лет последующего пребывания в запасе. Предусматривалась возможность поступления граждан, в т.ч. выпускников университетов и других образовательных учреждений, на военную службу на добровольной основе вольноопределяющимися. Такие обладатели высшего образования в течение года проходили военную службу на льготных условиях, после первых трёх месяцев в должностях нижних чинов, сдачи квалификационных экзаменов и лагерного сбора получали возможность производства в офицеры25.

Отсутствие в стране единой постоянно действующей государственной системы заблаговременной плановой подготовки мобилизационного резерва военных кадров для замещения первичных офицерских должностей обернулось с началом Первой мировой войны их огромным некомплектом в русской армии. За первые 1,5 года войны дефицит достиг 71 298 офицеров, в т.ч. 67 722 (95 проц.) — на первичные должности, и потребовал экстренных мер. Были созданы школы ускоренной подготовки офицеров при запасных пехотных бригадах, переименованные в 1915 году в школы подготовки прапорщиков пехоты. В них направляли лиц с образованием выше начального

¥

А т

[Л* I * л

- г»

5 л

1 /Йч" и

# М-!'

шмгм

В физической лаборатории Императорского Московского технического училища

училища, гражданских чиновников призывного возраста и студентов. Создание более 60 таких школ обеспечило подготовку в 1914—1917 гг. более 113 тыс. прапорщиков и позволило к началу 1917 года преодолеть их нехватку на фронте26.

Одним из важных источников пополнения резерва младшего офицерского состава в годы войны стала система высшего образования. Совет министров 30 сентября 1914 года отменил отсрочки от военной службы для студентов. Их призывали на военную службу нижними чинами в запасные полки с последующим распределением по специальностям и потребностям. В октябре 1914 года император Николай II подписал Указ о призыве в армию студентов для замещения офицерских должностей. С этой целью были организованы краткосрочные курсы. Ряд школ прапорщиков (12 пехотных и одна инженерных войск) в Петергофе, Москве, Киеве, Одессе, Тифлисе (Тбилиси), Иркутске, Оренбурге и Ташкенте с весны 1916 года были переориентированы на военное обучение студентов по четырёхмесячной программе с набором на каждый курс по 500 человек. Наиболее достойных и способных призванных из студентов направляли в военные училища на краткосрочное 4—8-месячное обучение, по окончании которого производили в прапорщики. Менее достойных направляли в войска унтер-офицерами, проявивших себя отрицательно — рядовыми27.

В начале войны всеобщий патриотический подъём вызвал массовое поступление студентов в военные училища для ускоренного обучения. К осени 1914 года 2500—3000 юнкерских мест в них были заняты студентами. Многие студенты Московского, Казанского, Томского, Харьковского университетов и других вузов ушли добровольцами на фронт и в медико-санитарные учреждения. По распоряжению Министерства народного просвещения от 18 декабря 1914 года № 580033 студенты, ушедшие добровольцами на фронт, в ополчение или в медико-санитарные учреждения, числились в вузах как находившиеся в отпуске до окончания военных действий28.

В начале войны массовые призывы студентов на военную службу в России не проводились. Затем в связи с катастрофической нехваткой кадров в армии в марте 1916 года был организован первый призыв студентов начальных курсов, достигших 21 года. Предусматривалось производство всех студентов в офицеры после ускоренного курса подготовки. С этой целью были созданы тыловые подготовительные учебные батальоны для первоначального трёхмесячного солдатского обучения студентов с последующим их направлением в школы прапорщиков. Такой путь ускоренной военной подготовки студентов представляется неоптимальным, т.к. общее её время до окончания школы прапорщиков и

производства в офицеры составляло не менее 6—8 месяцев, в то время как подготовка прапорщика из гимназиста или выпускника уездного училища в школе прапорщиков занимала 3—4 месяца.

Армейское командование учитывало особенности пополнения из студентов. Об этом свидетельствуют рекомендации отдела устройства и службы войск Генерального штаба командирам подготовительных батальонов: «Принимая во внимание, что в подготовительные батальоны будут попадать исключительно воспитанники высших учебных заведений, большая часть коих вслед за сим будет назначена в военные училища и школы прапорщиков, полагаем, что было бы более удобным установить для этих молодых людей во время их пребывания в подготовительных батальонах обращение на Вы. Командиры этих батальонов должны обладать соответствующим тактом для успешного ведения дела воинского воспитания интеллигентной студенческой молодежи»29.

После поражений русской армии часть студентов уклонялась от мобилизации. Из 3566 студентов Москвы и Петрограда, подлежавших призыву в марте 1916 года, явились и оказались годными к военной службе 1050 (29,4 проц.). Военное министерство предложило ввести законодательные нормы, предусматривавшие наказание студентов за уклонение от весеннего призыва на военную службу, но Министерство внутренних дел не согласилось, указав, что закон обратной силы не имеет30.

Перспективные планы использования студентов вузов для пополнения армии остались нереализованными из-за революционных преобразований.

Исследование опыта военного обучения студентов дореволюционной России позволило заключить, что он не соответствовал потребностям государства, его военной организации, не обеспечивал заблаговременного накопления мобилизационного резерва офицерских кадров.

В Российской империи не было единой государственной системы военной подготовки в высшей школе. Деятельность отдельных университетов в этом направлении была фрагментарной, носила факультативный характер.

Потенциал и возможности подготовки мобилизационного резерва офицерских кадров высшей школой Российской империи не были использованы по ряду причин. В их числе отсутствие в отечественной теории и практике военного строительства соответствующих традиций и государственной военно-образовательной политики. К тому же разносословный состав студенчества (дворяне, разночинцы, мещане, крестьяне) не коррели-ровался с общепринятыми в те времена взглядами и подходами к формированию офицерского корпуса на дворянской основе. Негативную реакцию вызывало распространение в студенческой среде не соответствовавших облику царского офицера вольнодумства, протестных способов личностного и общественного самовыражения, проявившихся студенческими волнениями 1857—1859, 1861—1862, 1905— 1907 гг.

Отсутствие мобилизационного резерва офицерского состава отрицательно сказывалось на комплектовании, боевой готовности и боеспособности войск с началом Первой мировой войны.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Школа математических и навигацких наук // Большая российская энциклопедия: электронная версия (БРЭ ЭВ): https:// bigenc.ru.

2 См. например: Яковкина Н.И. История русской культуры. XIX век. § 5. Высшее образование. Университеты // Интернет-ресурс: https://history.wikireading. ru; Змеев В., Карпекин В. Высшая школа и армия: история отношений // Высшее образование в России. 2002. № 5. С. 144.; Фильков С.М. Система военной подготовки в гражданских вузах: теория и практика функционирования и совершенствования: монография. М., 2002. С. 18, 19.

3 Указ императрицы Елизаветы Петровны от 24 января 1755 г. об учреждении Московского университета и двух гимназий. Интернет-ресурс: http://base. garant.ru.

4 Высочайше утверждённый устав императорского Московского университета 1804 г. Интернет-ресурс: httpy/музейреформ.рф; Общий устав Российских университетов, высочайше утверждённый 26 июля 1835 г. Интернет-ресурс: http://museum.guru.ru; Общий устав Императорских Российских университетов, высочайше утверждённый 18 июня 1863 г. Интернет-ресурс: http: //lib. ru; Университетский Устав, утверждённый Указом императора Александра III 18 августа 1884 г. Интернет-ресурс: http:// letopis.msu.ru.

5 Там же.

6 Высочайший указ «О введении в действие Временных правил об управлении высшими учебными заведениями ведомства Министерства народного просвещения». 27 августа 1905 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3. В 33 т. Т. XXV. Отделение 1. СПб., 1908. С. 658, 659. Интернет-ресурс: https://runivers.ru.

7 Общий устав Российских университетов, высочайше утверждённый 26 июля 1835 г.

8 Общий устав Императорских Российских университетов, высочайше утверждённый 18 июня 1863 г.

9 Яковкина Н.И. Указ. соч.; Шепелев О.И. Вместо студенческой фуражки — офицерская: становление и развитие системы дополнительного военного образования в гражданских вузах России. Интернет-ресурс: http://chinovnik.uapa.ru; Гончаров И.А. В университете: как нас учили 40 лет назад. Интернет-ресурс http://goncharov.lit-info. ru; Писарева С. Казанский университет в Первой мировой войне. Интернет-ресурс: https://kpfu.ru; Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология в 15 т. Т. 5. М.: Инфра-М, 2004. Интернет-ресурс: http://doc.knigi-x.ru.

10 Образ русского студента в конце XIX

— начале XX века. Интернет-ресурс: http:// lib.law.spbu.ru; Яковкина Н.И. Указ. соч.; Фильков С.М. Указ. соч. С. 20.

11 Дерпт, ныне Тарту, Эстония, в 1030— 1212, 1558—1582, 1656—1661, 1893—1919 гг.

— Юрьев, с 1212 г. до середины XIII в. Тар-бетен (Тарбата), в 1224—1558, 1582—1656, 1661—1893 гг. — Дорпат (Дерпт). См.: Тарту // БРЭ ЭВ.

12 Подпрапорщик, воинское звание (чин) в России (до 1917 г.) и в некоторых современных государствах, промежуточное между младшими офицерами (обер-офицерами) и сержантами (унтер-офицерами). В России появилось в начале XVIII в. Согласно Воинскому уставу 1716 г. подпрапорщик был ближайшим помощником и заместителем прапорщика. С 1800 г. до середины XIX в. подпрапорщиками именовали всех унтер-офицеров из числа дворян. С 1880 г. это звание присваивалось исключительно портупей-юнкерам, выдержавшим экзамены на офицера и поступившим в полк в ожидании вакансии. К 1917 г. предусматривалось только на военное время (кроме гвардейских частей). В казачьих войсках соответственное звание — подхорунжий. Отменено декретом Совнаркома в декабре 1917 г. См.: Подпрапорщик // БРЭ ЭВ.

13 Фильков С.М. Указ. соч. С. 21; Волков С.В. Первая мировая война и русский офицерский корпус. Интернет-ресурс: http://topwar.ru (дата обращения: 20 ноября 2018 г.).

14 Яковкина Н.И. Указ. соч.; Андреев А.Ю., ЦыганковД.А. Попечитель императорского университета в системе народного просвещения Российской империи первой половины XIX // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. 2015. Вып. 4. С 70—97. Интернет-ресурс: https:// cyberleninka.ru.

15 Главное правление училищ Министерства народного просвещения — центральное цензурное учреждение в 1804—1826 гг.

Учреждено манифестом 1802 г. под названием «Комиссия об училищах». Находилось в ведении Министерства народного просвещения (в 1817—1824 гг. — Министерства духовных дел и народного просвещения). В 1826 г. функции Главного правления училищ переданы Верховному цензурному комитету. См.: интернет-ресурс: http://opentextnn.ru.

16 Шепелев О.И. Указ. соч.; Тутов А.В. Система образования в Российской империи. Интернет-ресурс: http://cossac-awards.narod.ru.

17 Тутов А.В. Указ. соч.

18 АндреевА.Ю., Цыганков Д.А. Указ. соч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 Совет о военных училищах создан рескриптом Александра I от 29 марта 1805 г. как «Непременный Совет». Действовал в 1805—1807 гг., затем два десятилетия существовал номинально. 6 апреля 1830 г. был восстановлен и переименован в Совет о военно-учебных заведениях. Упразднён в 1863 г. См.: Лопаткин В.В. Центральные органы управления подготовкой офицерских кадров для пехоты и кавалерии Русской армии (XIX — нач. XX вв.) // Вестник Военного университета. 2010. № 3(23). С. 51, 53. Интернет-ресурс: http:// www.naukaxxi .ru.

20 Шепелев О.И. Указ. соч.; Фильков С.М. Указ. соч. С. 18—21.

21 Гончаров И.А. Указ. соч.

22 Фильков С.М. Указ. соч. С. 18—21; Военная реформа Д.А. Милютина. Интернет-ресурс: http://www.ote4estvo.ru; Попов А.В. Подготовка будущих офицеров в военно-учебных заведениях России во время Первой мировой войны. // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (часть 17): Интернет-ресурс: http:// fundamental-research.ru.

23 Устав о воинской повинности, высочайше утверждённый 1 января 1874 года. Интернет-ресурс: http://www.imha.ru.

24 Там же.

25 Там же.

26 Волынец А. «Прапорщики жили в среднем не больше 12 дней»: дефицит офицеров в Русской армии как залог поражений и революции // Интернет-ресурс: https:// rusplt.ru; Волков С.В. Указ. соч.; Попов А.В. Указ. соч.; Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 735. Оп. 49. Д. 257. Л. 94—117.

27 Волынец А. Указ. соч.; Григорьева О.Ю. Московский университет — фронту в годы Первой мировой войны. Интернет-ресурс: http://www.oboznik.ru; Шепелев О.И. Указ. соч.; РГВИА. Ф. 735. Оп. 49. Д. 257. Л. 94—117.

28 Григорьева О.Ю. Указ. соч.; Писарева С. Указ. соч.; РГВИА. Ф. 735. Оп. 49. Д. 257. Л. 94—117.

29 Волков С.В. Указ. соч.; РГВИА. Ф. 735. Оп. 49. Д. 257. Л. 94—117.

30 Волынец А. Указ. соч.; РГВИА. Ф. 735. Оп. 49. Д. 257. Л. 94—117. ■

Фото с сайтов: http://letopis. msu.ru; https://spbu.ru; https:// www.liveinternet.ru; https://www. gorod. tomsk. ru; http://gazetakifa. ru; http://xn--80aqpk2ad9a.xn--p1ai; https://etikavomne.agni-age.net; http://newserv.srcc.msu.ru; http:// www. museum. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.