Научная статья на тему 'Высшая школа и армия: история отношений'

Высшая школа и армия: история отношений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
304
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшая школа и армия: история отношений»

Таким образом, если говорить о первом пополнении еще только формировавшейся творческой организации ОСА молодыми архитекторами, то вы-

пускники фабрично-заводского отделения составили ее костяк. Это был цвет архитектурного конструктивизма периода его творческого становления.

В. ЗМЕЕВ, доктор исторических наук., В. КАРПЕКИН, кандидат педагогических наук

Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского

Высшая школа и армия: история отношений

24 января 1755 г. императрица Елизавета именным указом учредила Московский университет. С момента его основания обучение студентов было тесно увязано с подготовкой их к военной службе. Само обучение в университете приравнивалось к прохождению военной службы. Заканчивая полный курс, студент получал обер-офи-церский чин.

С весны в вечернее время студенты и гимназисты привлекались к военной подготовке, для ее организации из полков Московского гарнизона выделялись офицеры. Занятия проводились по строевой, огневой и тактической подготовке, в летнее время их интенсивность возрастала. Студенты и гимназисты образовывали университетский потешный батальон, смотр которого каждую осень проводил Московский военный комендант или один из шефов полков, стоявших в городе.

В начале XIX в. большинство студентов заканчивали лишь подготовительный курс университета: этого было достаточно, чтобы начать государственную службу. Наиболее подготовленные студенты, желавшие продолжить свое образование, переводились

в главное отделение университета, где предусматривалось изучение военного дела.

Для продолжения образования в главном отделении университета необходимо было сдать комплексный экзамен, который давал право на получение звания действительного студента и офицерского чина. Согласно «Табели о рангах», звание действительного студента соответствовало 14-му классному чину.

Расположение к военной службе в тот период было общим у русского дворянства, предпочитавшего ее другим видам государственной службы. Это подтверждается фактами. Так, дворяне губерний Казанского учебного округа в своих предложениях в адрес Главного правления училищ высказались за преподавание в университетах воинских наук. В Харьковском университете кафедра военных наук была включена в состав факультета физических и математических наук.

В литературе того времени имеется много примеров патриотических поступков студентов. В воспоминаниях известного писателя С.Т. Аксакова, бывшего студента Казанского универ-

ситета, говорится: «Наступил 1807 год. Шла решительная война с Наполеоном. Впервые учредилась милиция в России, молодежь бросилась на военную службу, и некоторые из пансионеров, особенно из своекоштных студентов, подали просьбу об увольнении их из университета для поступления в действующую армию; старшие казенные студенты, все через год назначаемые в учителя, рвались стать в ряды наших войск... Сверх всякого ожидания, в непродолжительном времени, исполнилось их горячее желание: казенным студентам позволено было вступать в военную службу» [1, с.74-75].

Среди воспитанников Московского университета наиболее ярко на военном поприще раскрылся талант генерала А.П. Ермолова. Получив образование в Благородном пансионе при Московском университете, он посвятил свою жизнь военной службе. Генерал был участником всех крупнейших сражений войны 1812-1814 гг., проявляя в них глубокое знание военного дела и личную храбрость [2, с.341-345].

В системе высшего образования России первой половины XIX в. особое место занимал Царскосельский лицей. Это высшее учебное заведение было открыто 19 октября 1811 г. с целью подготовки дворянских детей к государственной службе. Лицеистам, наряду с гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами, читались курсы по некоторым разделам военных наук: артиллерии, фортификации, морскому делу и др. Избравшие военную карьеру должны были дополнительно изучать следующие дисциплины: оружие, тактику, стратегию и историю войн, военную топографию и черчение планов, военное искусство [3].

В 1817 г. состоялся первый выпуск воспитанников, 7 человек стали офицерами гвардии, 5 - офицерами армии. В последующем интерес лицеистов к воен-

ной службе сохранился. За 33 года существования Царскосельского лицея офицерами были выпущены 52 человека из 286 окончивших полный курс (14,6 %).

По итогам окончательного экзамена за весь курс обучения лучших выпускников по их желанию распределяли в гвардию. Сначала их направляли в гвардейские полки для обучения фронтовой службе, а затем производили в офицеры. Менее подготовленных выпускников, желавших начать военную службу, прежде направляли во 2-й кадетский корпус, а после этого производили в офицеры и определяли в армейские полки.

Еще больший интерес к военной службе проявляли выпускники Благородного пансиона при Царскосельском лицее. За 15 лет деятельности (с 27 января 1814 г. по 1 июня 1829 г.) из Пансиона было сделано 11 выпусков общим количеством в 143 чел. Из них в гражданскую службу определились 67, а в военную - 76 чел. Многие его выпускники стали крупными военачальниками (генерал-адъютант А.П. Галахов, генерал-лейтенант Х.В. Глухов, генерал-майор Н.И. Колюбакин).

Восстание декабристов в 1825 г. оказало огромное влияние на все стороны социальной жизни Российской империи. Новый император видел одну из причин революционных выступлений в несовершенстве системы образования, которое нуждалось в существенной корректировке.

26 июля 1835 г. Николаем I был утвержден Общий устав императорских российских университетов. Лица с высшим образованием получали дополнительные права при добровольном поступлении на военную службу. Кандидаты, прослужив в унтер-офицерском звании три месяца, производились в офицеры. Выпускники университетов становились в армии офицерами через шесть месяцев. Срок в три или шесть месяцев этим лицам предоставлялся для

усвоения основ строевой воинской службы.

Кроме университетов, военная подготовка студентов осуществлялась в специальных высших технических учебных заведениях. Горный и Лесной институты, Институт инженеров путей сообщения готовили инженерные кадры. Выпускники этих учебных заведений производились в офицеры, но служили в основном в соответствующих ведомствах, а не в армии.

В ходе Крымской войны 1853-1856 гг. Россия была вынуждена использовать значительные материальные средства и людские резервы. Чтобы постоянно развертывать дополнительные формирования армии и флота, нужны были подготовленные резервы офицеров и нижних чинов.

Вследствие этого 29 декабря 1854 г. император Николай I установил: «В столичных университетах и высших классах всех гимназий открыть для воспитанников с наступающим новым годом преподавание строевого устава пехотной службы, ротного и батальонного, не далее, чтобы таким образом они могли быть офицерами практически приготовленными и уже знакомыми с теорией Строевого устава. Сверх того в университетах обеих столиц ввести преподавание артиллерийской и полевой фортификации, имея преимущественно в виду практическую часть оного» [4, с. 582]. В 1855 г. было разрешено принимать в армию лиц с высшим образованием сразу офицерами.

29 января 1855 г. Николай I обратился к подданным Российской империи с манифестом «О призвании к Государственному ополчению». Ополчение призывалось в восемнадцати губерниях европейской части страны; записывались физически здоровые мужчины всех сословий в возрасте от 20 до 45 лет. Из Петербургского университета в ополчение ушло 50 студентов.

Молодые патриоты храбро сражались с неприятелем, используя знания, полученные в студенческие годы. Выпускник Московского университета И.А. Гончаров в своих «Воспоминаниях» писал: «Даже, говорят, в военное время, например, в Крымскую кампанию, главнокомандующий войсками князь Горчаков свидетельствовал, что прошедшие курс университетского образования были и отличными, из ряда вон выходящими офицерами» [5, с. 244].

В первой половине XIX в. в связи с тем, что военно-учебные заведения поставляли менее четверти офицерского пополнения, использовались и другие источники комплектования, в том числе и из выпускников университетов. В 1826-1850 гг. армия пополнилась 59125 офицерами, из которых14415 выпущены военно-учебными заведениями, 36152 произведены из унтер-офицеров и вольноопределяющихся (в том числе из числа обучавшихся в высших учебных заведениях), 8558 возвратились из отставки и переведены из других ведомств. В 1852 г. армия пополнилась 1787 офицерами, в том числе военно-учебные заведения дали 523, из унтер-офицеров и вольноопределяющихся произведены 946 и из отставки возвратились 318. За 1826-1858 гг. всего прибыло в армию 79494 офицера (14871 из военно-учебных заведений, 53155 произведены из унтер-офицеров и вольноопределяющихся и 11468 - из отставки и других ведомств) [6, с. 91].

Количество офицеров из вольноопределяющихся составляло в среднем 61,5 %, в том числе: генералов - 50,2 %, полковников - 29,7 %, подполковников

- 47,1 %, майоров - 72,8 %, капитанов -54,3 %, штабс-капитанов - 58,5 %, поручиков - 55,6 %, подпоручиков -65,2 %, прапорщиков - 71,5 % [6, с. 355].

Выпускники университетов в этот период составляли значительную часть военных врачей. За 1826 - 1850 гг. на

военную службу поступили 4027 врачей, 675 ветеринаров, 406 фармацевтов, в том числе из академии и университетов - 3091, 649 и 156 соответственно. Удельный вес выпускников университетов в годы Крымской войны в комплектовании армии военно-медицинскими чинами в среднем составлял 32,8 %, а в 1853 г. достигал 55,8 % [6, с. 351].

После поражения в Крымской войне Россия вступила в полосу либеральных реформ. Преобразования затронули и сферу взаимоотношений студенчества и военного ведомства.

5 марта 1856 г. министр народного просвещения А.С. Норов представил императору Александру II доклад, в котором сделал ряд предложений. Император по совету министра отменил преподавание военных наук в университетах, а в 1863 г. утвердил новый устав российских университетов. В 1860-е гг. в России под руководством нового военного министра Д.А. Милютина начинается проведение военной реформы.

Д.А. Милютин - выдающийся российский военный и государственный деятель, воспитанник Московского университетского пансиона. Окончив обучение в пансионе, добровольно поступил фейерверкером в 1-ю гвардейскую артиллерийскую бригаду. После шестимесячной службы и сдачи экзамена в ноябре 1833 г. произведен в офицеры. В 1835 г. он поступил в Военную академию и после ее окончания в 1836 г. был причислен к Генеральному штабу. Талантливый офицер добросовестно служил на различных должностях, участвовал в боевых действиях, был на военно-дипломатической и преподавательской работе.

С 1845 по 1856 гг. полковник Милютин преподавал в Императорской военной академии. В этот период он создал новую научную дисциплину - военную статистику и воспитал ряд во-

енных ученых, в числе которых были

Н.Н. Обручев, М.И. Драгомиров, Г.А. Леер. За труды по военной истории ему Петербургским университетом в 1866 г. было присвоено звание доктора русской истории.

В рамках реформирования русской армии с 1 января 1874 г. вместо рекрутского набора была введена всеобщая воинская повинность.

В соответствии с ранее действующим рекрутским уставом на военную службу призывались крестьяне и мещане, а представители прочих сословий служили в армии и на флоте на добровольной основе. Студенты высших учебных заведений из числа представителей податных сословий на период обучения имели отсрочку от призыва, а после окончания вуза получали классный чин и право на военную службу в добровольном порядке.

Устав о воинской повинности коренным образом изменил положение студенчества. Отсрочка от призыва предоставлялась на период обучения и только до определенного возраста. Так, отсрочка от призыва давалась до достижения 27 лет обучавшимся в учебных заведениях первого разряда (вузах), а также лицам, избранным по окончании университетского курса для последующего приготовления на учительские должности.

К учебным заведениям первого разряда в тот период относились: Духовная академия, все университеты, Императорский историко-филологический институт, все лицеи, Лазаревский институт восточных языков, Институт сельского хозяйства и лесоводства, все ветеринарные институты, Императорская академия художеств, учебное отделение восточных языков при азиатском департаменте Министерства иностранных дел, Горный институт, Петербургский практический технологический институт, Риж-

ское политехническое училище, Императорская медико-хирургическая академия, Военно-юридическое училище, Строительное училище, Римско-католическая духовная академия, Консерватория императорского русского музыкального общества, Императорское училище правоведения, Константи-новский межевой институт, Петровская земледельческая и лесная академия, Петербургский земледельческий институт, Институт инженеров путей сообщения, Императорское московское училище.

Устав устанавливал для лиц с высшим образованием сокращенные сроки военной службы. В нем указывалось, что «окончившие курс в университетах и других учебных заведениях первого разряда, или выдержавшие соответственное испытание, состоят: на действительной службе - шесть месяцев и в запасе армии - четырнадцать лет и шесть месяцев». Призыв на военную службу проводился один раз в жизни и по жребию. Кто вынимал жребий на военную службу, тот подлежал призыву, а остальные зачислялись в ополчение. К жеребьевке допускались только физически здоровые мужчины, не имевшие права на отсрочку.

Устав о воинской повинности предоставлял возможность поступать на военную службу в качестве вольноопределяющихся.

Вольноопределяющимися могли быть только физически здоровые мужчины с высшим или средним образованием. Вольноопределяющиеся военнослужащие имели право проживать вне расположения воинских частей, на частных квартирах. Через три месяца службы в армии в качестве нижних чинов вольноопределяющиеся с высшим образованием могли производиться в офицеры после сдачи квалификационных экзаменов и прохождения полного лагерного сбора. Если такие лица не

выдерживали положенных экзаменов, то их зачисляли в запас армии в унтер-офицерском звании [7, гл. XII].

Дополнительно к Уставу о воинской повинности 24 декабря 1880 г. император Александр II подписал указ об установлении Временных правил о порядке отбывания воинской повинности лицами, высланными за участие в революционной пропаганде административным порядком под надзор полиции. Студенты - участники антиправительственных выступлений подпадали под действие этих правил.

Во-первых, эти лица не принимались на военную службу в качестве вольноопределяющихся, а привлекались к отбыванию воинской повинности исключительно в порядке жребия.

Во-вторых, те лица, которые вынимали жребий для прохождения военной службы, зачислялись в части отдаленных военных округов, причем наиболее упорные из пропагандистов назначались в войска, расположенные в Туркестане.

В-третьих, за такими лицами устанавливался надзор командования.

В-четвертых, начальники воинских частей при увольнении в запас указанных лиц сообщали губернатору сведения об их поведении во время службы.

Количество офицеров, окончивших гражданские учебные заведения, в начале XX в. составляло около двух процентов, причем они были представлены среди всех категорий: генералов, штаб- и обер-офицеров. Среди военных врачей таковых было свыше половины, а среди военных чиновников -около 90 %.

Одним из выдающихся выпускников высшей школы, посвятивших себя военной службе, в тот период времени являлся начальник Академии Генерального штаба генерал-лейтенант В.Г.Гла-зов, бывший студент Константиновс-кого межевого института. В апреле

1904 г. он был назначен министром народного просвещения.

19 июля (1 августа) 1914 г. началась первая мировая война. С началом войны задачи высшей школы существенно изменились. Новые задачи вузов заключались в патриотическом объединении студентов на идеях защиты Отечества, в ускоренной подготовке специалистов для оборонных и смежных отраслей промышленности, в военном обучении студентов-мужчин и медикосанитарной подготовке студенток-женщин.

К этому времени в России имелось 65 государственных высших учебных заведений, в том числе 10 университетов. В Петербурге размещались 25, в Москве - 11, в азиатской части государства - 3 вуза (Томск и Владивосток). Численность студентов в государственных вузах превышала 70 тыс. чел.

В октябре 1914 г. император Николай II утвердил положение о призыве студентов в русскую армию в целях замещения офицерских должностей. Большинство студентов положительно отнеслось к предстоящей отправке на фронт. В архивных документах того времени отсутствуют упоминания об отрицательных высказываниях молодежи по отношению к официальной политике России.

Вопросы призыва студентов для службы в армии были конкретизированы в циркуляре Министерства народного просвещения от 19 ноября 1914 г. «Об отсрочках по воинской повинности», который уточнял действие Устава о воинской повинности в условиях войны. Документ министерства объявлял, что в связи с чрезвычайными обстоятельствами военного времени призыв новобранцев в 1915 г.планируется провести с 1 февраля по 5 марта. В российских университетах и институтах многие студенты решили добровольно прервать учебу и отправиться на фронт.

Однако им рекомендовалось завершить образование.

Отсрочка для окончания образования лицам, обучавшимся в высших учебных заведениях и подлежащих призыву на военную службу, давалась до 1-го числа месяца, следовавшего за сдачей выпускных или государственных экзаменов или за выбытием их из учебного заведения до окончания курса. Это положение распространялось на студен-тов-призывников, у которых отсрочка призыва истекала в 1915 г.

Студенты вузов, подлежавшие по возрасту призыву в 1915 г., в случае их желания исполнять воинскую повинность на правах вольноопределяющихся, обязаны были заявить об этом одновременно с просьбой предоставить им отсрочку до окончания образования. Лица, желавшие немедленно встать на защиту Отечества, согласно повелению императора Николая II от 22 июля 1914 г., подлежали призыву на военную службу в любое время.

Первая мировая война носила ожесточенный характер. Только боевые потери (без учета умерших от ран в лазаретах, от болезней и убывших по другим причинам) убитыми, ранеными, пропавшими без вести составили за 1914-1917 гг. 71298 человек. К концу войны во многих пехотных полках служили по 1-2 кадровых офицера [6, с. 91].

Выдающийся полководец того времени генерал А.А. Брусилов в книге «Мои воспоминания» отмечал: «Это сражение под Перемышлем, беспрерывно длившееся в течение месяца, было последнее, о котором я мог сказать, что в нем участвовала регулярная обученная армия. За три с лишком месяца с начала кампании большинство кадровых офицеров и солдат выбыло из строя, и оставались лишь небольшие кадры, которые приходилось спешно пополнять ... людьми, прибывшими из

запасных полков и батальонов. Офицерский же состав приходилось пополнять вновь произведенными прапорщиками . Многие из этих скороспелых офицеров, унтер-офицеров и рядовых впоследствии сделались опытными воинами, и каждый в своем кругу действий отлично выполнял свои обязанности...» [8, с. 112-113].

Пополнение армии офицерами осуществлялось в невиданных прежде масштабах (более чем в 6 раз превысив довоенную численность офицерского корпуса). С объявлением мобилизации 18 июля 1914 г. только из запаса и отставки в армию прибыли около 40 тыс. офицеров, среди которых существенную часть составляли выпускники высших учебных заведений.

Во время войны для восполнения больших потерь офицерского состава армии были открыты краткосрочные военно-учебные заведения по подготовке офицеров военного времени -прапорщиков. Выпускники их не пользовались правами офицеров действительной службы, не могли производиться в штаб-офицерские чины и по демобилизации подлежали увольнению в запас или ополчение. Комплектовались школы прапорщиков лицами с высшим и средним образованием, годными к военной службе, студентами и другими лицами, имевшими образование в объеме не ниже уездного или высшего начального училища, а также отличившимися на фронте солдатами и унтер-офицерами. В школы могли поступать и гражданские чиновники призывного возраста.

Школы прапорщиков готовили в основном офицеров пехоты, было также

по одной школе прапорщиков инженерных и казачьих войск. Всего за время войны была открыта 41 школа прапорщиков. В 1916 г. для подготовки офицеров из воспитанников высших учебных заведений было выделено 12 пехотных школ прапорщиков и 1 школа прапорщиков инженерных войск по 500 чел. каждая (32 % от общего количества школ прапорщиков). Предполагалось построить обучение исходя из высокого образовательного уровня обучаемых. Но после одного выпуска эти школы были переформированы в школы прапорщиков общего типа.

В годы первой мировой войны они подготовили более 100 тыс. офицеров, их окончила примерно половина всех произведенных за войну прапорщиков.

Бывшие студенты российских вузов в подавляющем большинстве добросовестно выполнили свой патриотический долг, внесли весомый вклад в создание и укрепление кадрового потенциала русской армии и флота.

Литература

1. Соловьев И.М. Русские университеты в

их уставах и воспоминаниях современников. - Спб., 1914.

2. Военная энциклопедия. Т. 10. - Спб., 1912.

3. Постановление о Лицее. - Спб., 1810.

4. Шевырев С.П. История Московского университета. - М., 1855.

5. Гончаров И.А. Собр. соч. Т. 7. - М., 1952.

6. Волков С.В. Русский офицерский корпус.

- М., 1993.

7. Полное собрание законов Российской

Империи. Собрание второе. Т. XLIX. -Спб., 1876.

8. Брусилов А.А. Мои воспоминания. - М.,

1946.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.