ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВОЕННЫХ КАФЕДР ПРИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ Е.Г. Удин
Создание нового полноценного государственного аппарата, органов управления армией и флотом, офицерского состава, построенного на принципах субординации, дифференциации, регламентирования, независимого от иностранных кадров, не могло произойти, если бы не была создана российская система образования.
Изначально в основу модернизационного процесса закладывалась технократическая идея подчинения человека государственным интересам, социальному и научно-техническому прогрессу. Модернизация России рассматривалась Петром I как «совершенствование» общества, проводимое без основного обязательного условия - свободного развития человека. Становление военно-морского и военного образования охватывает период с 1697 по 1725 годы, в течение которого в России была создана сеть светских учебных заведений, учебные программы и органы управления образованием. В этот же период в России была проведена первая реформа образования. Формирование системы светского образования началось с создания первых образовательных учреждений, которыми стали Навигацкая школа (1701 год) и Инженерная школа (1712 год). Система военно-морского образования создавалась как элемент модернизации страны, для решения задачи подготовки специалистов флота. Подготовка русских офицеров и матросов осуществлялась за границей и в России, а национальная система военно-морского образования формировалась с использованием иностранных специалистов. Для подготовки квалифицированных младших специалистов флота создавались «малые адмиралтейские школы».
В 1715 году в Санкт-Петербурге открывается Морская академия, которая готовила офицеров флота, геодезистов и картографов. В начале XVIII столетия с развитием мореплавания у берегов Восточной Сибири начинают создаваться навигацкие школы Сибири, занимающиеся подготовкой штурманов. В 1752 году указом Елизаветы Петровны академия преобразована в Морской шляхетский кадетский корпус, уравненный в правах с Сухопутным кадетским корпусом. В 1786 году организуется Морское артиллерийское училище, а в 1798 году императорским Указом создаются штурманские училища. В конце XVIII столетия офицеры составляли наиболее образованную часть русского общества. Значительная часть наших офицеров превосходила по общей подготовке западноевропейских офицеров.
К началу XIX столетия система русского военно-морского образования значительно совершенствуется. В условиях надвигающейся угрозы войны с Наполеоном и вторжения в Россию французской армии подготовка офицеров для армии становится одной из важных задач государства. В 1802 году учреждается Министерство народного просвещения, первым Министром которого становится П.В. Завадовский. Несмотря на то, что военно-учебные заведения не вошли в подчинение Министерству, при создании Главного управления училищ - главного совещательного органа Министерства народного просвещения - наряду с ближайшими друзьями Александра 1 - князем А.Е. Чар-торыйским, графом П. А. Строгановым, Н.Н. Новосильцевым, занявшими посты товарищей (заместителей) Министра, в состав его был назначен генерал-майор Ф.И. Клин-гер, директор 1-го кадетского корпуса. Гимназии расширили спектр учебных заведений, в которых могли подготавливаться будущие офицеры, становясь трамплином в университет, обеспечивая в перспективе обер-офицерский чин. «Войсковые юнкера» зачислялись в полки после сдачи вступительного экзамена. После двухлетней службы и при наличии положительной аттестации они получали офицерский чин. Окончившие
университеты от экзаменов освобождались и имели шестимесячный срок выслуги для получения офицерского чина.
В начале XIX века появляются также в инициативном порядке первые военно-учебные заведения штабной службы. Если во флоте весь офицерский состав подготавливался в военно-морских учебных заведениях, то в армии только от 30 до 40 процентов офицеров получали образование в кадетских корпусах, а затем в военно-учебных заведениях. Основная часть офицеров армии получала образование в учебных заведениях Министерства народного просвещения. В гимназиях и училищах Министерства народного просвещения происходило формирование личности будущих офицеров армии.
В канун Первой мировой войны офицерские кадры для императорской армии готовили 17 общевойсковых военных училищ, еще два училища были открыты в 1914 году. Так или иначе, но гражданские заведения никакого отношения к подготовке военных кадров не имели. Когда выпускник гражданского вуза шел исполнять воинскую повинность, первое офицерское звание - прапорщика (тождественное нынешнему младшему лейтенанту) он мог получить лишь после службы вольноопределяющимся, прохождения подготовки и сдачи экзаменов на офицерский чин. Как правило, в кадровом составе этих прапорщиков не оставляли. Военные же училища выпускали полноценных и грамотных (по меркам того времени) офицеров, подпоручиков (звание, аналогичное нынешнему лейтенантскому). Дальнейшее образование давали уже военные академии. Разумеется, во время войны правила соблюсти оказалось невозможно: армии срочно требовались офицеры взамен убитых и раненых, а программа училищ к тому времени уже была трехлетней. Потому и последовали ускоренные выпуски в училищах, а взводных командиров стали готовить школы прапорщиков.
К началу 1918 года практически вся система подготовки офицерских кадров оказалась разрушенной. Во время Гражданской войны никакой нормальной подготовки командного звена ни у одной из противоборствующих сторон быть не могло, хотя формально еще дышали на ладан и училища, и даже академии. Для РККА вопрос остро встал лишь через несколько лет после завершения Гражданской войны, когда пошла речь и о модернизации, и о строительстве относительно современных Вооруженных сил. Тут-то и сказалось все: и гибель огромного количества квалифицированных офицеров во время Первой мировой, и уход немалой части офицеров сначала в ряды белых, а затем и в эмиграцию, и чекистские репрессии, и, главное, политическое недоверие к носителям офицерских традиций императорской армии. Однако пока речь шла о подготовке командиров для кавалерийских, пехотных и артиллерийских частей для относительно небольшой армии середины 1920-х, особых проблем не было - с этим училища РККА справлялись, да и более половины тогдашних командиров имели за спиной немалый боевой опыт. Когда же возникла необходимость в специалистах по технике -авиаторах, танкистах, механиках, инженерах, связистах, железнодорожниках и т. п. -вот тут и пришлось Красной армии обратить свой взор на гражданские заведения: пока развертывались технические военные училища, технических специалистов брать было больше просто неоткуда.
Сначала обладателей нужных военных специальностей без затей призывали в армию, зачисляя в кадровый состав после короткой подготовки. Правда, существовал один источник подготовки начальствующего состава (так раньше назывался командный состав) - военные кафедры при гражданских учебных заведениях. Они появились в 1926 году и готовили офицеров запаса определенного профиля из числа студентов. А лицам, прошедшим военное обучение на них и пожелавшим продолжить учебу в военных училищах, предоставлялась значительная льгота - зачисление без вступительных экзаменов. Реально же система военных кафедр заработала на полную мощь уже после Великой Отечественной войны. И опять же ее основной задачей было подготовить
столько офицеров, чтобы наполнить ими огромную армию военного времени. Ведь планировалось на случай столкновения с США и их союзниками двинуть в бой сотни дивизий численностью 10-15 миллионов человек - никакого кадрового офицерского корпуса на это не хватило бы.
С 1930 года выпускникам гражданских вузов, прошедшим военное обучение, стали присваивать воинские звания среднего начальствующего состава запаса, и они могли поступать на действительную военную службу. А с 13 апреля 1944 года студентам, успешно сдавшим выпускной экзамен по военной подготовке и окончившим вуз, стали сразу присваивать воинское звание офицера запаса. Этот порядок с незначительными изменениями и дополнениями существует и поныне.
После войны потребность в офицерах запаса для комплектования армии в мирное время у нас практически отсутствовала до начала 60-х годов. Карибский кризис привел к резкому усилению гонки вооружений. В срочном порядке стали формироваться воинские части и соединения. В условиях жесткой командно-административной системы проблема их доукомплектования офицерами из запаса не составила особого труда. Определение их на военную службу проводилось в добровольном порядке, в основном в кадровый состав со сроком службы 25 лет, а также и предусматривалась служба в ВС СССР по призыву сроком в 2-3 года.
Во второй половине 80-х годов советская система подготовки офицеров запаса переживала трудные времена. Отмена отсрочки от призыва студентов на службу в Вооруженные силы, обязательность военной подготовки в вузах, низкий статус преподавателей военных кафедр и некоторые другие причины привели к кризису системы подготовки офицерского резерва. Положение обострялось студенческими выступлениями против сложившихся форм и методов военного обучения в высшей школе. Значительная часть профессорско-преподавательского состава университетов и институтов поддержала требование студентов провести срочные реформы. В ноябре 1989 года делегаты Всесоюзного студенческого форума поставили перед руководством страны серьезные вопросы, связанные с деятельностью военных кафедр вузов. Была принята развернутая резолюция форума «О перестройке в области военной подготовки студентов гражданских высших и средних специальных учебных заведений страны». В резолюции содержатся предложения о целесообразности перехода к добровольному военному обучению студентов, подготовке офицеров запаса с учетом их гражданских специальностей, коренном улучшении снабжения военных кафедр, обеспечении учебного процесса современной техникой и оборудованием, материальном стимулировании обучаемых, отмене политзанятий, формировании штата преподавателей на конкурсной основе и т. д.
Срочно были разработаны и введены в действие новые нормативные документы по подготовке офицеров запаса в высшей школе. В их основу заложены следующие принципы: добровольность обучения по программам офицеров запаса, сближение направленности военной подготовки студентов с основными специальностями вузов, развитие материально-технической базы военных кафедр в интересах компьютеризации учебного процесса и внедрения современных методов обучения, повышение качества воспитательной работы с молодежью, привлечение в гражданские вузы молодых офицеров, склонных к научно-педагогической деятельности, и др. Количество военных кафедр и факультетов военного обучения составляло: в 1987 году - 497, а в 1990 году -441.
По мере стабилизации обстановки надобность в призыве офицеров из запаса вскоре вновь стала снижаться и к 1990 году практически отпала. Но 1993 год вновь изменил ситуацию. Распад СССР привел к тому, что определенная часть военно-учебных заведений оказалась в ближнем зарубежье. Оставшиеся военно-учебные заведения из-за снижения престижности офицерской профессии и уровня материального обеспече-
ния были не в состоянии оперативно удовлетворить потребность Вооруженных Сил в офицерском составе, особенно для замещения офицерских должностей низшего звена.
Кроме того, в условиях формирования в стране рыночной экономики и жесткого лимита средств, выделяемых на развитие системы военного образования, в течение 1993-1996 годов значительно увеличился общий процент (до 35%) отчисляемости курсантов из военно-учебных заведений. Такое положение с ежегодным пополнением армии и флота молодыми офицерами привело к тому, что Министерство обороны было вынуждено искать другие источники комплектования ВС. Но первая попытка комплектования в добровольном порядке на контрактной основе оказалась малоэффективной. И, начиная с 1994 года, реальным источником вновь стал призыв на военную службу на 2 года офицеров запаса из народного хозяйства и непосредственно после окончания гражданских высших учебных заведений.
Теперь призыв осуществляется в соответствии с указами Президента Российской Федерации, которые издаются 1 раз в 2-3 года, а ежегодная потребность определяется кадровыми органами ВС в зависимости от числа конкретных военно-учебных специальностей и, как правило, не превышает 10 процентов от общего количества офицеров запаса призывного возраста (до 27 лет).
С 1992 года по настоящее время численность Вооруженных Сил Российской Федерации сократилась в 2,5 раза, а количество военных образовательных учреждений -на 30%. Количество военных кафедр и факультетов военного обучения составляло: в 1992 году - 252, в 1993 году планировалось оставить 81, а на самом деле, при активном участии ректоров и ученых советов вузов, осталось 241, в 2000 году - 241, в 2001 году -240. По состоянию на 1 июля 2005 года основными элементами системы военного образования Российской Федерации являются: 16 военных академий, 4 военных университета, 58 военных училищ, 229 военных факультетов и кафедр (проходит обучение 170 тысяч человек по 373 военно-учетным специальностям) образовательных учреждений высшего профессионального образования.
В настоящее время продолжается реформирование военных кафедр в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. К 2008 году военные кафедры останутся только в 35 государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в том числе и в Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики. Кроме традиционных военных кафедр, в 33 государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования будут созданы военно-учебные центры.
Военная кафедра при Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий создана в 1930 году, а в 1996 году она преобразована в факультет военного обучения. За 75 лет своего существования факультет военного обучения подготовил по различным военно-учетным специальностям десятки тысяч квалифицированных офицеров запаса для Военно-морского флота, многие из них служили и продолжают служить на кораблях и в береговых частях Военно-морского флота. С 2003 года факультет военного обучения стал готовить офицеров запаса по различным военно-учетным специальностям и для других видов Вооруженных Сил Российской Федерации. Многие из его выпускников призываются на первичные должности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Выводы
1. Создание и функционирование системы обучения граждан по программам подготовки офицеров запаса в Российской Федерации охватывает по времени четыре периода: первый - с 1926 по 1939 годы; второй - с 1939 по 1944 годы; третий - с 1944 по 1990 годы; четвертый - с 1991 года по настоящее время.
2. Как показал 80-летний опыт, система обучения граждан по программам подготовки офицеров запаса использовалась для:
• подготовки мобилизационного ресурса страны;
• проведения патриотического воспитания студентов;
• подготовки специалистов для военно-промышленного комплекса страны.
3. Оценивая качество подготовки офицеров запаса, следует отметить:
• с конца 90-х годов профессиональный уровень выпускников гражданских вузов по специальностям инженерно-технического и гуманитарного профилей превышает уровень подготовки выпускников высших военно-учебных заведений, особенно при совпадении гражданской и военно-учетной специальностей. Это обусловлено обучением студентов по программам подготовки офицеров запаса (программы - 544594 часов в зависимости от военно-учетных специальностей), базирующихся на более высоком интеллектуальном уровне студентов, программах высшего профессионального образования (более 7000-8000 часов) и квалификации дипломированного специалиста;
• профессиональный уровень выпускников высших военно-учебных заведений по специальностям командного профиля превышает уровень выпускников данного профиля гражданских вузов с 1926 года по настоящее время.
Литература
1. Быт русской армии XVIII - начала ХХ века. / Автор-составитель С.В. Карпущенко. М.: Воениздат, 1999.
2. Волков С.В. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993.
3. Галушко Ю., Колесников А. Школа русского офицерства: Исторический справочник. М.: Инф.-изд. агенство «Русский мир», 1993.
4. Куроедов В.И., Овечкин А.Н. Военно-морская элита России: создание, проблемы и решения. // Кадровая политика. 2001. №2. Русский биографический институт.
5. Овечкин А.Н. Реформа военно-морского образования в условиях глобализации общества. // Морской сборник. 2002. №1.
6. Фильков С.М. Система военной подготовки в гражданских вузах: теория и практика функционирования и совершенствования. М., 2002.