Научная статья на тему 'Исторический обзор возникновения военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования'

Исторический обзор возникновения военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
850
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторический обзор возникновения военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВОЕННЫХ КАФЕДР ПРИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ Е.Г. Удин

Создание нового полноценного государственного аппарата, органов управления армией и флотом, офицерского состава, построенного на принципах субординации, дифференциации, регламентирования, независимого от иностранных кадров, не могло произойти, если бы не была создана российская система образования.

Изначально в основу модернизационного процесса закладывалась технократическая идея подчинения человека государственным интересам, социальному и научно-техническому прогрессу. Модернизация России рассматривалась Петром I как «совершенствование» общества, проводимое без основного обязательного условия - свободного развития человека. Становление военно-морского и военного образования охватывает период с 1697 по 1725 годы, в течение которого в России была создана сеть светских учебных заведений, учебные программы и органы управления образованием. В этот же период в России была проведена первая реформа образования. Формирование системы светского образования началось с создания первых образовательных учреждений, которыми стали Навигацкая школа (1701 год) и Инженерная школа (1712 год). Система военно-морского образования создавалась как элемент модернизации страны, для решения задачи подготовки специалистов флота. Подготовка русских офицеров и матросов осуществлялась за границей и в России, а национальная система военно-морского образования формировалась с использованием иностранных специалистов. Для подготовки квалифицированных младших специалистов флота создавались «малые адмиралтейские школы».

В 1715 году в Санкт-Петербурге открывается Морская академия, которая готовила офицеров флота, геодезистов и картографов. В начале XVIII столетия с развитием мореплавания у берегов Восточной Сибири начинают создаваться навигацкие школы Сибири, занимающиеся подготовкой штурманов. В 1752 году указом Елизаветы Петровны академия преобразована в Морской шляхетский кадетский корпус, уравненный в правах с Сухопутным кадетским корпусом. В 1786 году организуется Морское артиллерийское училище, а в 1798 году императорским Указом создаются штурманские училища. В конце XVIII столетия офицеры составляли наиболее образованную часть русского общества. Значительная часть наших офицеров превосходила по общей подготовке западноевропейских офицеров.

К началу XIX столетия система русского военно-морского образования значительно совершенствуется. В условиях надвигающейся угрозы войны с Наполеоном и вторжения в Россию французской армии подготовка офицеров для армии становится одной из важных задач государства. В 1802 году учреждается Министерство народного просвещения, первым Министром которого становится П.В. Завадовский. Несмотря на то, что военно-учебные заведения не вошли в подчинение Министерству, при создании Главного управления училищ - главного совещательного органа Министерства народного просвещения - наряду с ближайшими друзьями Александра 1 - князем А.Е. Чар-торыйским, графом П. А. Строгановым, Н.Н. Новосильцевым, занявшими посты товарищей (заместителей) Министра, в состав его был назначен генерал-майор Ф.И. Клин-гер, директор 1-го кадетского корпуса. Гимназии расширили спектр учебных заведений, в которых могли подготавливаться будущие офицеры, становясь трамплином в университет, обеспечивая в перспективе обер-офицерский чин. «Войсковые юнкера» зачислялись в полки после сдачи вступительного экзамена. После двухлетней службы и при наличии положительной аттестации они получали офицерский чин. Окончившие

университеты от экзаменов освобождались и имели шестимесячный срок выслуги для получения офицерского чина.

В начале XIX века появляются также в инициативном порядке первые военно-учебные заведения штабной службы. Если во флоте весь офицерский состав подготавливался в военно-морских учебных заведениях, то в армии только от 30 до 40 процентов офицеров получали образование в кадетских корпусах, а затем в военно-учебных заведениях. Основная часть офицеров армии получала образование в учебных заведениях Министерства народного просвещения. В гимназиях и училищах Министерства народного просвещения происходило формирование личности будущих офицеров армии.

В канун Первой мировой войны офицерские кадры для императорской армии готовили 17 общевойсковых военных училищ, еще два училища были открыты в 1914 году. Так или иначе, но гражданские заведения никакого отношения к подготовке военных кадров не имели. Когда выпускник гражданского вуза шел исполнять воинскую повинность, первое офицерское звание - прапорщика (тождественное нынешнему младшему лейтенанту) он мог получить лишь после службы вольноопределяющимся, прохождения подготовки и сдачи экзаменов на офицерский чин. Как правило, в кадровом составе этих прапорщиков не оставляли. Военные же училища выпускали полноценных и грамотных (по меркам того времени) офицеров, подпоручиков (звание, аналогичное нынешнему лейтенантскому). Дальнейшее образование давали уже военные академии. Разумеется, во время войны правила соблюсти оказалось невозможно: армии срочно требовались офицеры взамен убитых и раненых, а программа училищ к тому времени уже была трехлетней. Потому и последовали ускоренные выпуски в училищах, а взводных командиров стали готовить школы прапорщиков.

К началу 1918 года практически вся система подготовки офицерских кадров оказалась разрушенной. Во время Гражданской войны никакой нормальной подготовки командного звена ни у одной из противоборствующих сторон быть не могло, хотя формально еще дышали на ладан и училища, и даже академии. Для РККА вопрос остро встал лишь через несколько лет после завершения Гражданской войны, когда пошла речь и о модернизации, и о строительстве относительно современных Вооруженных сил. Тут-то и сказалось все: и гибель огромного количества квалифицированных офицеров во время Первой мировой, и уход немалой части офицеров сначала в ряды белых, а затем и в эмиграцию, и чекистские репрессии, и, главное, политическое недоверие к носителям офицерских традиций императорской армии. Однако пока речь шла о подготовке командиров для кавалерийских, пехотных и артиллерийских частей для относительно небольшой армии середины 1920-х, особых проблем не было - с этим училища РККА справлялись, да и более половины тогдашних командиров имели за спиной немалый боевой опыт. Когда же возникла необходимость в специалистах по технике -авиаторах, танкистах, механиках, инженерах, связистах, железнодорожниках и т. п. -вот тут и пришлось Красной армии обратить свой взор на гражданские заведения: пока развертывались технические военные училища, технических специалистов брать было больше просто неоткуда.

Сначала обладателей нужных военных специальностей без затей призывали в армию, зачисляя в кадровый состав после короткой подготовки. Правда, существовал один источник подготовки начальствующего состава (так раньше назывался командный состав) - военные кафедры при гражданских учебных заведениях. Они появились в 1926 году и готовили офицеров запаса определенного профиля из числа студентов. А лицам, прошедшим военное обучение на них и пожелавшим продолжить учебу в военных училищах, предоставлялась значительная льгота - зачисление без вступительных экзаменов. Реально же система военных кафедр заработала на полную мощь уже после Великой Отечественной войны. И опять же ее основной задачей было подготовить

столько офицеров, чтобы наполнить ими огромную армию военного времени. Ведь планировалось на случай столкновения с США и их союзниками двинуть в бой сотни дивизий численностью 10-15 миллионов человек - никакого кадрового офицерского корпуса на это не хватило бы.

С 1930 года выпускникам гражданских вузов, прошедшим военное обучение, стали присваивать воинские звания среднего начальствующего состава запаса, и они могли поступать на действительную военную службу. А с 13 апреля 1944 года студентам, успешно сдавшим выпускной экзамен по военной подготовке и окончившим вуз, стали сразу присваивать воинское звание офицера запаса. Этот порядок с незначительными изменениями и дополнениями существует и поныне.

После войны потребность в офицерах запаса для комплектования армии в мирное время у нас практически отсутствовала до начала 60-х годов. Карибский кризис привел к резкому усилению гонки вооружений. В срочном порядке стали формироваться воинские части и соединения. В условиях жесткой командно-административной системы проблема их доукомплектования офицерами из запаса не составила особого труда. Определение их на военную службу проводилось в добровольном порядке, в основном в кадровый состав со сроком службы 25 лет, а также и предусматривалась служба в ВС СССР по призыву сроком в 2-3 года.

Во второй половине 80-х годов советская система подготовки офицеров запаса переживала трудные времена. Отмена отсрочки от призыва студентов на службу в Вооруженные силы, обязательность военной подготовки в вузах, низкий статус преподавателей военных кафедр и некоторые другие причины привели к кризису системы подготовки офицерского резерва. Положение обострялось студенческими выступлениями против сложившихся форм и методов военного обучения в высшей школе. Значительная часть профессорско-преподавательского состава университетов и институтов поддержала требование студентов провести срочные реформы. В ноябре 1989 года делегаты Всесоюзного студенческого форума поставили перед руководством страны серьезные вопросы, связанные с деятельностью военных кафедр вузов. Была принята развернутая резолюция форума «О перестройке в области военной подготовки студентов гражданских высших и средних специальных учебных заведений страны». В резолюции содержатся предложения о целесообразности перехода к добровольному военному обучению студентов, подготовке офицеров запаса с учетом их гражданских специальностей, коренном улучшении снабжения военных кафедр, обеспечении учебного процесса современной техникой и оборудованием, материальном стимулировании обучаемых, отмене политзанятий, формировании штата преподавателей на конкурсной основе и т. д.

Срочно были разработаны и введены в действие новые нормативные документы по подготовке офицеров запаса в высшей школе. В их основу заложены следующие принципы: добровольность обучения по программам офицеров запаса, сближение направленности военной подготовки студентов с основными специальностями вузов, развитие материально-технической базы военных кафедр в интересах компьютеризации учебного процесса и внедрения современных методов обучения, повышение качества воспитательной работы с молодежью, привлечение в гражданские вузы молодых офицеров, склонных к научно-педагогической деятельности, и др. Количество военных кафедр и факультетов военного обучения составляло: в 1987 году - 497, а в 1990 году -441.

По мере стабилизации обстановки надобность в призыве офицеров из запаса вскоре вновь стала снижаться и к 1990 году практически отпала. Но 1993 год вновь изменил ситуацию. Распад СССР привел к тому, что определенная часть военно-учебных заведений оказалась в ближнем зарубежье. Оставшиеся военно-учебные заведения из-за снижения престижности офицерской профессии и уровня материального обеспече-

ния были не в состоянии оперативно удовлетворить потребность Вооруженных Сил в офицерском составе, особенно для замещения офицерских должностей низшего звена.

Кроме того, в условиях формирования в стране рыночной экономики и жесткого лимита средств, выделяемых на развитие системы военного образования, в течение 1993-1996 годов значительно увеличился общий процент (до 35%) отчисляемости курсантов из военно-учебных заведений. Такое положение с ежегодным пополнением армии и флота молодыми офицерами привело к тому, что Министерство обороны было вынуждено искать другие источники комплектования ВС. Но первая попытка комплектования в добровольном порядке на контрактной основе оказалась малоэффективной. И, начиная с 1994 года, реальным источником вновь стал призыв на военную службу на 2 года офицеров запаса из народного хозяйства и непосредственно после окончания гражданских высших учебных заведений.

Теперь призыв осуществляется в соответствии с указами Президента Российской Федерации, которые издаются 1 раз в 2-3 года, а ежегодная потребность определяется кадровыми органами ВС в зависимости от числа конкретных военно-учебных специальностей и, как правило, не превышает 10 процентов от общего количества офицеров запаса призывного возраста (до 27 лет).

С 1992 года по настоящее время численность Вооруженных Сил Российской Федерации сократилась в 2,5 раза, а количество военных образовательных учреждений -на 30%. Количество военных кафедр и факультетов военного обучения составляло: в 1992 году - 252, в 1993 году планировалось оставить 81, а на самом деле, при активном участии ректоров и ученых советов вузов, осталось 241, в 2000 году - 241, в 2001 году -240. По состоянию на 1 июля 2005 года основными элементами системы военного образования Российской Федерации являются: 16 военных академий, 4 военных университета, 58 военных училищ, 229 военных факультетов и кафедр (проходит обучение 170 тысяч человек по 373 военно-учетным специальностям) образовательных учреждений высшего профессионального образования.

В настоящее время продолжается реформирование военных кафедр в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. К 2008 году военные кафедры останутся только в 35 государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в том числе и в Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики. Кроме традиционных военных кафедр, в 33 государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования будут созданы военно-учебные центры.

Военная кафедра при Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий создана в 1930 году, а в 1996 году она преобразована в факультет военного обучения. За 75 лет своего существования факультет военного обучения подготовил по различным военно-учетным специальностям десятки тысяч квалифицированных офицеров запаса для Военно-морского флота, многие из них служили и продолжают служить на кораблях и в береговых частях Военно-морского флота. С 2003 года факультет военного обучения стал готовить офицеров запаса по различным военно-учетным специальностям и для других видов Вооруженных Сил Российской Федерации. Многие из его выпускников призываются на первичные должности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Выводы

1. Создание и функционирование системы обучения граждан по программам подготовки офицеров запаса в Российской Федерации охватывает по времени четыре периода: первый - с 1926 по 1939 годы; второй - с 1939 по 1944 годы; третий - с 1944 по 1990 годы; четвертый - с 1991 года по настоящее время.

2. Как показал 80-летний опыт, система обучения граждан по программам подготовки офицеров запаса использовалась для:

• подготовки мобилизационного ресурса страны;

• проведения патриотического воспитания студентов;

• подготовки специалистов для военно-промышленного комплекса страны.

3. Оценивая качество подготовки офицеров запаса, следует отметить:

• с конца 90-х годов профессиональный уровень выпускников гражданских вузов по специальностям инженерно-технического и гуманитарного профилей превышает уровень подготовки выпускников высших военно-учебных заведений, особенно при совпадении гражданской и военно-учетной специальностей. Это обусловлено обучением студентов по программам подготовки офицеров запаса (программы - 544594 часов в зависимости от военно-учетных специальностей), базирующихся на более высоком интеллектуальном уровне студентов, программах высшего профессионального образования (более 7000-8000 часов) и квалификации дипломированного специалиста;

• профессиональный уровень выпускников высших военно-учебных заведений по специальностям командного профиля превышает уровень выпускников данного профиля гражданских вузов с 1926 года по настоящее время.

Литература

1. Быт русской армии XVIII - начала ХХ века. / Автор-составитель С.В. Карпущенко. М.: Воениздат, 1999.

2. Волков С.В. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993.

3. Галушко Ю., Колесников А. Школа русского офицерства: Исторический справочник. М.: Инф.-изд. агенство «Русский мир», 1993.

4. Куроедов В.И., Овечкин А.Н. Военно-морская элита России: создание, проблемы и решения. // Кадровая политика. 2001. №2. Русский биографический институт.

5. Овечкин А.Н. Реформа военно-морского образования в условиях глобализации общества. // Морской сборник. 2002. №1.

6. Фильков С.М. Система военной подготовки в гражданских вузах: теория и практика функционирования и совершенствования. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.