Научная статья на тему 'ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВА-НА-ДОНУ (1941 - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 1943 ГГ.)'

ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВА-НА-ДОНУ (1941 - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 1943 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
117
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОСТОВ-НА-ДОНУ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМООБОРОНА / ДОБРОВОЛЬНЫЕ ВОЕННО-СПОРТИВНЫЕ ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аверьянов Антон Викторович, Грядский Давид Михайлович

Статья посвящена изучению системы военной подготовки в школах Ростова-на-Дону в годы Великой Отечественной войны. Выделены и проанализированы ключевые задачи, направления развития и механизмы внедрения военной подготовки в образовательных учреждениях города на правовом и организационном уровнях. Отмечены специфические особенности работы с молодежью в условиях военного времени. Обращается внимание на то, что военная подготовка осуществлялась в тесной связи между государственными, партийными органами и общественными структурами, в том числе добровольными военно-спортивными обществами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Аверьянов Антон Викторович, Грядский Давид Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY TRAINING IN THE SCHOOL SYSTEM ROSTOV-ON-DON (1941 - THE FIRST HALF OF 1943)

The article analyzes the system of military training in schools in Rostov-on-Don during the Great Patriotic War, its key elements and mechanisms of functioning. The role and significance of military training in the general school cycle of disciplines in Rostov-on-Don, which was of strategic importance on the southern flank of the Soviet-German front, is revealed. The main attention is paid to the study and analysis of documents deposited in local archives. The key aspects of the introduction and development of military training in schools at the legal and organizational levels are highlighted and analyzed. The specific features of working with children in the conditions of the Great Patriotic War are noted in connection with the increasing role of military training in the general learning process in schools in Rostov-on-Don. It is emphasized that a fairly rapid transition to active work in this direction was ensured due to the regulatory framework available by 1941. Attention is drawn to the fact that military training was carried out both at the state and public levels within the framework of voluntary military sports societies. They were the mainstay for the dissemination and cultivation of military knowledge. These organizations worked closely with state and party bodies, thereby strengthening the general system of mass military training of the population.

Текст научной работы на тему «ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВА-НА-ДОНУ (1941 - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 1943 ГГ.)»

ИЗ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

FROM THE HISTORY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

УДК 94 (47) «1941/1945»

DOI 10.18522/2072-0181-2022-109-47-53

ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВА-НА-ДОНУ (1941 - первая половина 1943 гг.)

А.В. Аверьянов, Д.М. Грядский

MILITARY TRAINING IN THE SCHOOL SYSTEM ROSTOV-ON-DON (1941 - the first half of 1943)

A.V. Averyanov, D.M. Gryadsky

Система общего среднего образования в СССР в период с первой половины 1920-х гг. и до начала Великой Отечественной войны прошла длительный путь развития. Основной упор в данной сфере был сделан на расширение и углубление знаний учащихся. Средняя школа имела практический уклон, что позволяло подготавливать выпускников, способных продолжить свое дальнейшее образование или заниматься профессиональной деятельностью по целому спектру технических специальностей в рамках модернизации советской промышленности.

Предвоенная обстановка 1930-х гг. внесла свои коррективы во все сферы жизни общества, затронув и школьное образование. В школах

Аверьянов Антон Викторович - доктор исторических наук, доцент кафедры отечественной истории XX-XXI веков Института истории и международных отношений Южного федерального университета, 344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 33/43, e-mail: avaveryanov@ sfedu.ru, т.: 8(863)2184062;

Грядский Давид Михайлович - аспирант, стажер-исследователь той же кафедры, e-mail: gryadskiy@sfedu.ru, т.: 8(863)2184062.

происходило увеличение количества предметов и мероприятий военного характера, в том числе была введена начальная военная подготовка, главной задачей которой было приобщение молодежи к военному делу. Организацией и проведением данных занятий и мероприятий занимались введенные в преподавательский штат военнослужащие, а также работники военкоматов. Имея военные знания, эти военруки, однако, не имели достаточного педагогического опыта. Помимо военных руководителей, к преподаванию допускались учителя физкультуры, обладавшие необходимыми знаниями и навыками.

С середины 1930-х гг. Советский Союз усиливает внимание к вопросам массовой военной подготовки, которая включала в себя

Anton Averyanov - Southern Federal University, 33/43 Bolshaya Sadovaya Street, Rostov-on-Don, 344082, e-mail: avaveryanov@sfedu.ru, tel.: 8(863)2184062;

David Gryadsky - Southern Federal University, 33/43 Bolshaya Sadovaya Street, Rostov-on-Don, 344082, e-mail: gryadskiy@sfedu.ru, tel.: 8(863)2184062.

ряд направлении: военно-спортивное, культурно-историческое, нравственно-патриотическое и т.п. ГлавноИ целевоИ аудиторией массовой военноИ подготовки являлись учащиеся школ. Через военно-физическое воспитание молодые люди впервые приобщались к основам военного дела. Поскольку среднее образование в рассма-триваемыИ период было обязательным, а военная подготовка являлась его неотъемлемым элементом, то все население СССР так или иначе проходило начальную военную подготовку в школе. После введения с 1931 г. в общеобразовательных учреждениях учебной программы «Готов к труду и обороне СССР» основы военноИ подготовки изучались на уроках физкультуры [1].

Оценка опыта военноИ подготовки и военно-патриотического воспитания среди учащеИ-ся молодежи неоднократно оказывалась в поле зрения военных педагогов. Первые работы были изданы непосредственно во время воИны и сразу после ее окончания [2; 3]. Позже к проблемам всеобщего образования в годы ВеликоИ Отече-ственноИ воИны обратились историки. В этот период была опубликована работа Н.А. Константинова, Е.Н. Медынского и М.Ф. ШабаевоИ [4], в котороИ рассматривается начальная военная подготовка в контексте общеобразовательного процесса в школе. Также появлялись обобщающие работы, основанные на материалах Юга РСФСР, в частности монография И.С. Марку-сенко, которая затрагивает проблемы изучения школьного образования на территории Ростов-скоИ области и Краснодарского края в годы воИны [5].

На современном этапе историографии освещаются отдельные аспекты военноИ подготовки в системе школьного обучения в годы ВеликоИ ОтечественноИ воИны. Во многом эти работы являются продолжением заложенноИ в 1990-х гг. исследовательскоИ традиции антропологического измерения военного времени. Зна-чительныИ интерес представляет монография М.А. РыбловоИ с соавторами, в котороИ на материалах ВолгоградскоИ и частично РостовскоИ области рассматриваются проблемы социальноИ адаптации детеИ в условиях воИны [6].

В работе В.А. АгеевоИ изучается система школьного и профессионально-технического образования на Дону и Кубани в годы воИны. В неИ отмечается повышение внимания к историческим дисциплинам и смещение акцентов в их преподавании на внешнеполитическиИ аспект, в том числе по таким темам, как «Татаро-монгольское нашествие на Русь», «Отечест-

венная воИна 1812 года», которые подавались с позиции актуализации и ретроспективы. Подчеркивается, что в курсах зарубежноИ истории рассматривались захватнические деИствия Германии, указывалось на ее агрессивную внешнюю политику [7].

Несмотря на наличие исследованиИ, посвященных развитию образования на Дону в годы ВеликоИ ОтечественноИ воИны, система военноИ подготовки в образовательных учреждениях все еще остается малоизученноИ. Механизмы и практики обучения военным основам в школах, как правило, упоминаются для иллюстрации более общих проблем изучения образования в период воИны.

Исходя из имеющихся пробелов в исследовании указанноИ тематики, целью данноИ статьи является изучение формирования системы военноИ подготовки в школах Ростова-на-Дону и ее развития с учетом военного времени. Для достижения поставленноИ цели необходимо проанализировать процесс адаптации школьного образования к потребностям обучения учащеИся молодежи основам военного дела, выявить основные направления и содержание военноИ подготовки, выделить ее положительные стороны, а также главные недостатки.

Источниковая база по рассматриваемоИ проблеме представлена опубликованными и неопубликованными архивными документами. Из нормативно-правовых источников следует выделить закон «О всеобщеИ воинскоИ обязанности», принятыИ Верховным Советом СССР 1 сентября 1939 г.* Вторым значимым документом является постановление Государственного комитета обороны СССР «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» № 690 от 17 сентября 1941 г.**, которое закрепляло переход к всеобщему обязательному военному обучению советских граждан мужского пола от 16 до 50 лет.

ОсобыИ интерес представляют документы общественных, партиИных и государственных органов городского и областного уровня, которые отражают динамику и характер адаптации

* Закон ВС СССР О всеобщеИ воинскоИ обязанности // Ведомости ВС СССР. 1941. № 12. С. 35-36.

ФФ т—г 1—1

Постановление Государственного комитета обороны СССР «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» № 690 от 17 сентября 1941 г. // Работа партиИных организациИ в период ВеликоИ ОтечественноИ воИны 1941-1945 годов. Документы и материалы: в 2 т. М.: Изд-во ВС СССР, 1982. Т. 1. С. 102-103.

школьного образования под нужды военного времени. Большая часть этих документов находится в фондах Центра документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО). Высоким информационным потенциалом обладает учебно-специальная документация и материалы партийно-государственных органов различного уровня. Среди них наиболее востребованы документы из фонда № 9 (Ростовский обком КПСС). В нем содержатся материалы военного отдела Ростовского обкома ВКП(б), анализ которых позволяет понять, как партийные функционеры контролировали и оценивали преподавание в школах военно-спортивных предметов. Документы из фонда № 13 (Ростовский горком КПСС) отражают степень и качество исполнения решений областного руководства на городском уровне, а также работу военного отдела городского комитета партии. В указанных фондах были изучены протоколы, служебные записки, аналитические отчеты, распоряжения и планы работы партийных органов, которые позволяют проследить реакцию на возникавшие проблемы в процессе военного обучения и реконструировать работу партийных структур по вопросам военной подготовки гражданского населения.

Большую ценность представляют источники личного происхождения. В работе В.В. Смирнова на основе опроса очевидцев воссоздается атмосфера оккупации Ростова-на-Дону немецко-фашистскими войсками и их сателлитами. Многие из свидетелей тех событий до захвата города были активно вовлечены в процесс военной подготовки в школе [8, с. 34].

Следует особо подчеркнуть, что к 1941 г. на государственном уровне уже имелась определенная нормативно-правовая база, на основе которой строилась военная подготовка в школах. 5 июля 1939 г. на заседании Ростовского обкома ВКП(б) активно обсуждался вопрос о включении школ города в общую систему военной подготовки. В конечном итоге было принято решение расширить в допризывной подготовке элемент общеобразовательной составляющей. Первоочередной признавалась необходимость повышения уровня грамотности и полного искоренения неграмотности среди будущих солдат. Данная проблема была тесно связана с вопросами овладения выпускниками школ новыми техническими средствами. На заседании было подчеркнуто, что целесообразно решить в первую очередь общеобразовательную проблему. В резолюции отмечалось: «По подготовке призыва мы должны принять активное участие, в частности в ликви-

дации безграмотности, малограмотности...» [9]. Данный документ также намечал два основных направления работы с призывниками, а именно «оздоровительные мероприятия, сдача норм ГТО, охват всего допризывного контингента культурным обслуживанием, политико-массовой работой» [9]. Основной акцент был сделан на сдаче норм ГТО. Выпускники, имевшие значки о прохождении курса ГТО, становились «особым» резервом. В постановлении горкома ВКП(б) о них говорилось следующее: «Если призывник вышел со значком ГТО, значит, он разносторонне подготовлен и полученные им физическая подготовка и закалка облегчат выполнить задачу боевого обучения военному делу» [10, л. 5].

Согласно закону «О всеобщей воинской обязанности» 1939 г. в школах с 5-го по 7-й класс вводилась начальная военная подготовка, а в старших 8-10-х классах - уже допризывное обучение военному делу, на которое отводилось два часа в неделю. В соответствии со ст. 77 данного закона военной подготовкой охватывались учащиеся техникумов, рабфаков, школ ФЗУ, а также «студенты высших учебных заведений, за исключением прошедших действительную службу»*.

17 марта 1940 г. в Ростове состоялось совещание заведующих военными отделами по мобилизационной работе, где были закреплены нормативные основы для будущей работы со школьниками. В постановлении совещания со ссылкой на программу ВКП(б) подчеркивалось: «Необходимо самое широкое обучение всех пролетариев и полупролетариев военному делу и введение преподавания соответствующих предметов в школе» [10, л. 4]. В целом создание нормативной и материальной базы в 1939-1940 гг. позволило в первые годы войны оперативно внедрить в образовательную программу военные дисциплины и соответствующую подготовку.

С началом Великой Отечественной войны система образования была окончательно перестроена на военный лад, а контингент учащихся стал востребован в проведении различных оборонительных мероприятий. Уже 7 июля 1941 г. Ростовский обком ВКП(б) принял решение привлекать к работе по противовоздушной и противохимической обороне (ПВХО) не только выслуживших свой возраст и негодных к службе в армии, но и школьников. Признавалось необходимым «обязать ОблОНО и Управле-

* Закон ВС СССР «О всеобщей воинской обязанности» // Ведомости ВС СССР. 1941. № 12. С. 35-36.

ние трудовых резервов укомплектовать пункты ПВХО и приступить к обучению учащихся школ в возрасте до 16 лет пользоваться средствами индивидуальноИ защиты при воздушных нападениях» [11]. Житель Ростова-на-Дону А. Кара-петян вспоминал: «В школе были организованы разные отряды: как бороться с зажигалками, как сбрасывать их с крыш. Учеба как-то уже не шла. Все мы ходили на рытье окопов, траншеИ, противотанковых рвов» [8, с. 63]. Это снижало уровень общего образования, но повышало уровень военноИ подготовки боИцов. Все кадры готовились по нормам ПВХО, т.е. не просто обладали общими сведениями, но и получали общие знания по противохимическоИ, медико-санитарноИ, противопожарноИ защите и организации ПВХО [12, л. 10 об.].

Во время ВеликоИ ОтечественноИ воИны в Ростове-на-Дону получили свое дальнеИшее развитие оборонные выставки ПВХО и РоссиИского общества Красного креста (РОКК) с инструкторами, которые объясняли и обучали правилам пользования винтовкоИ, ручным и станковым пулеметом, противогазом и оказания первоИ (меди-цинскоИ) помощи [12, л. 15]. В школах изучался прикладноИ характер военного дела, в том числе материальная часть винтовки, ручного и станкового пулемета, гранаты РГД-33, а также топография и химическая подготовка [12, л. 10 об.].

Отдельного внимания заслуживает важ-ныИ аспект формирования кадров военно-инструкторского состава для школ. Их набирали, как правило, из числа бывших командиров РККА и ВМФ, руководителеИ партизанских отрядов, бывших боИцов КрасноИ Армии. Все они использовались на командных должностях подразделениИ военного обучения. Работа по подготовке инструкторов стартовала сразу же после начала воИны. Занятия с будущими военными инструкторами проводились по три-четыре раза в неделю [12, л. 7].

Постановлением ГКО СССР «О всеобщем обязательном обучению военному делу граждан СССР» от 17 сентября 1941 г. вводилось всеобщее военное обучение граждан СССР на добро-вольноИ и обязательноИ основе. Добровольная часть имела следующие направления: вовлечение граждан в оборонные общества, подготовка значкистов ГТО, проведение массовых оборонных акциИ. Этими мерами поддерживался необ-ходимыИ уровень допризывноИ военноИ и физи-ческоИ подготовки граждан. Обязательная часть включала приобретение гражданами военных

навыков во время прохождения воинскоИ службы в армии.

Для школьного образования данное постановление имело определяющее значение. Учащиеся старших классов среднеИ школы перешли к прохождению 110-часовоИ программы военноИ подготовки. Успешно прошедшие данную подготовку обучались практически ориентированным навыкам, среди которых значилось рытье окопов, стрельба из винтовки, тушение зажигательных снарядов, использование противогазов и ручных гранат, оказание первоИ медицинскоИ помощи. Основное внимание в военном обучении школьников обращалось в первую очередь на «строевую подготовка, овладение винтов-коИ, пулеметом, минометом и ручноИ гранатоИ, на противохимическую защиту, рытье окопов и маскировку, а также на тактическую подготовку одиночного боИца и отделения»*.

4 февраля 1942 г. для школьников Ростова-на-Дону были организованы встречи с командирами и боИцами РККА. В этот же день было принято решение Ростовского городского комитета ВЛКСМ «О работе с пионерами и школьниками». В этом документе отмечалось, что в условиях воИны необходимо охватить школьников военноИ подготовкоИ путем организации при школах «военно-физкультурных кружков (гранатометчиков, пулеметчиков, разведчиков и т.п.), готовя достоИное пополнение для Крас-ноИ армии» [13, л. 3].

С февраля 1942 г. на базе школ начали формироваться специализированные отряды самообороны и истребительные отряды [13, л. 84]. 10 апреля 1942 г. бюро Ростовского обкома партии приняло решение организовать добровольческие отряды самообороны по периметру Ростова-на-Дону. Обязанность по обеспечению данных отрядов кадрами ложилась отчасти и на школы города. Основное внимание в процессе обучения уделялось подготовке истребителеИ танков. В методических указаниях отмечалось, что всех членов отрядов необходимо готовить к участию в уличных боях, что обусловливало максимальное приближение обучения к боевоИ обстановке [14].

Особое значение в системе школьного среднего образования уделялось спортивноИ подготовке учащихся. По всем раИонам Ростов-скоИ области и Ростова-на-Дону активизировали

* Постановление Государственного комитета обороны СССР «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» № 690 от 17 сентября 1941 г. С. 102-103.

свою деятельность существовавшие в области военно-спортивные организации, которые проводили военно-спортивные соревнования. Городские партийные и советские структуры отмечали: «Особую ценность имеет популяризация военных прикладных видов спорта: гимнастика, плаванье, гребля, водомоторный и парусный спорт, фехтование, стрельба, верховая езда и пр.» [10, л. 11]. Это привело к тому, что в военно-подготовительной деятельности главную роль начинали играть всевозможные спортивные клубы. Они регулярно проводили разъяснительно-подготовительную работу со школьниками города.

В середине 1942/1943 учебного года в школьные расписания был введен новый предмет - «Военное дело», что обеспечило оформление военно-подготовительной составляющей в рамках отдельного предмета. Курс указанной дисциплины состоял из занятий по нескольким видам подготовки. Ученики изучали строевую, лыжную, огневую и противохимическую подготовку, стрелковое оружие и технику рукопашного боя, военно-санитарное дело. По указанной программе на огневую подготовку отводилось 20 часов, на самоокапывание - 20 часов, на тактическую подготовку - 20 часов, на строевую подготовку - 20 часов, на подготовку к рукопашному бою - 10 часов, на изучение уставов -7 часов, на гигиену бойца - 2 часа. Все предметы преподавались исходя из наступательного опыта советских воинов [15].

Введение в школьную программу «Военного дела» стало одним из ключевых факторов в вопросе о раздельном образовании, что было закреплено в постановлении Совнаркома СССР № 789 от 16 июля 1943 г. «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах»*. Данное решение вытекало из целесообразности учета физиологических различий и особенностей юношей и девушек. Как отмечает исследователь О.Г. Яцке-вич, в школах также происходило фокусирование на определенных практиках, которые в будущем могли позволить ученикам социализироваться в реалиях Великой Отечественной войны. Если в мужских школах основной упор делался на военно-физическую подготовку, то в женских школах обучали в первую очередь санитарному делу, формировали кадры телефонисток [16,

* Постановление Совета народных комиссаров СССР «О введении раздельного обучения в неполных средних и средних школах» № 789 от 16 июля 1943 г // Справочник директора школы. М.: Учпедгиз, 1954. С. 173.

с. 149]. Практика раздельного подхода к обучению детей и подростков коснулась всех школ Ростова-на-Дону.

В вопросах военной подготовки следует выделить также определенные недостатки. Во многом они определялись тяжелым материальным положением школ в данном аспекте. Общим проблемным местом было слабое оснащение военных кабинетов. В марте 1942 г. военным отделом партии подчеркивалась их недостаточная обеспеченность наглядными пособиями. В докладной записке о состоянии военной подготовки в школах Кировского района города указывалось на то, что по району школы были укомплектованы военруками, но ощущалась нехватка преподавателей физкультуры. Из четырех районных школ только в школе № 51 велась систематическая военная подготовка учеников. При школе действовало также три кружка: гранатометчиков, связистов и строевой подготовки [17, л. 54]. Обкомом ВКП(б) признавалась нехватка военно-подготовительных и наглядных пособий, учебного снаряжения и помещений. В докладе заведующего военным отделом обкома ВКП(б) отмечалось, что «у нас больное место не только с противогазами, но и в смысле изготовления учебных винтовок. Мы не обеспечиваем спрос» [17, л. 34]. Это вынуждало переводить подготовку в теоретическую плоскость в ущерб практическим занятиям. Ситуация усугублялась вследствие дефицита наглядных пособий по военной подготовке: «Практические занятия по усвоению военного дела (выход в поле, строевая подготовка, перевязка раненных) в отдельных школах не обеспечиваются необходимым пособием и подменяются словесностью» [17, л. 3].

Несмотря на эти недостатки, партийные органы настаивали на особой важности военной подготовки и настоятельно рекомендовали школам осознать всю лежащую на них ответственность. Имеющие основные военные знания призывники в будущем могли стать отличными солдатами. Суровые условия войны требовали от школ энергичных действий: для эффективного ведения боевых действий требовалось готовить обученное пополнение. Партийные органы города требовали от педагогов самого активного включения в военно-подготовительную работу. Как отмечалось военным отделом партии, важность военного обучения в школе «обязывает Гор. ОНО, директоров, педколлективы и ученические организации школ к военному обучению отнестись со всей ответственностью» [18].

Таким образом, начало Великой Отечественной войны актуализировало необходимость введения всеобщего военного обучения граждан, обусловило его массовый характер, а также тесную связь с общественными структурами и партийно-государственными органами. Работа военно-спортивных клубов в учащейся среде и подготовка значкистов ГТО способствовали физическому развитию учащихся, а также приобретению основ военного знания. Развитие системы школьной военной подготовки позволило создавать на ее базе специализированные отряды самообороны, выполнявшие ряд важных военных задач по борьбе с немецко-фашистскими оккупантами в городских условиях. Среди наиболее острых проблем следует выделить нехватку педагогического опыта у военруков, работавших с учащимися, а также дефицит материальных ресурсов у школ города, что переводило большинство предметов военной подготовки в теоретическую плоскость и обусловливало снижение уровня практических навыков. В целом школы Ростова-на-Дону совместно с общественными, государственными и партийными органами сумели справиться с задачей массовой военной подготовки молодежи. В последующем полученные навыки позволяли подрастающему поколению успешно социализироваться в советском обществе в мирное время.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нормы «Готов к ПВХО» 1-й ступени: Для городского населения: программа и методические указания по подготовке к сдаче и приему норм. Тюмень: [б. и.], 1941. 3 с.

2. Соколов С.Н. Сборник руководящих материалов о школе. Воронеж: Воронеж. обл. кн. изд-во, 1944. 88 с.

3. Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. М.: Учпедгиз, 1949. 250 с.

4. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабае-ва М.Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1982. 447 с.

5. Маркусенко И.С. Дон в Великой Отечественной войне. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1977. 180 с.

6. Детство и война: культура повседневности, механизмы адаптации и практики выживания детей в условиях Великой Отечественной войны (на материалах Сталинградской области) / М.А. Рыбло-ва [и др.]. Волгоград: Изд-во Волгоград. филиала РАНХиГС, 2015. 336 с.

7. Агеева В.А. Войной опаленное детство: система школьного и профессионально-технического образования Дона и Кубани в годы Великой Отече-

ственной войны (1941-1945 гг.). Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2007. 155 с. С. 36.

8. Смирнов В.В. Ростов под тенью свастики. Ростов н/Д: [б.и.], 2006. 190 с.

9. Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО). Ф. Р-9. Оп. 8. Д. 175. Л. 28.

10. ЦДНИРО. Ф. Р-9. Оп. 8. Д. 4.

11. ЦДНИРО. Ф. Р-9. Оп. 8. Д. 308. Л. 91.

12. ЦДНИРО. Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 306.

13. ЦДНИРО. Ф. Р-13. Оп. 2. Д. 176.

14. ЦДНИРО. Ф. Р-13. Оп. 2. Д. 855. Л. 78.

15. Вычеров Д.А. Военное обучение школьников в конце 1930-х - 1945 г. // Наука. Общество. Оборона. 2020. Т. 8. № 1. С. 7.

16. Яцкевич О.Г. Школьное образование в годы Великой Отечественной войны // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2016. № 3. С. 147-153.

17. ЦДНИРО. Ф. Р-13. Оп. 4. Д. 59.

18. ЦДНИРО. Ф. Р-13. Оп. 2. Д. 978. Л. 5.

REFERENCES

1. Normy «Gotov k PVKhO» 1-y stupeni: Dlya gorodsk-ogo naseleniya: Programma i metodicheskie ukaza-niya po podgotovke k sdache i priemu norm [Norms «Ready for ACD» of the 1st stage: For the urban population: Program and guidelines for preparing for the delivery and acceptance of norms].Tyumen, 1941, 3 p.

2. Sokolov S.N. Sbornik rukovodyashchikh materialov o shkole [Collection of guidance materials about the school]. Voronezh, Voronezh Region Publishing house, 1944, 88 р.

3. Konstantinov N.A., Struminskiy VYa. Ocherki po istorii nachalnogo obrazovaniya v Rossii [Essays on the history of primary education in Russia]. Moskow, State Educational and Pedagogical Publishing house, 1949, 250 р.

4. Konstantinov N.A., Medynskiy E.N., Shabaeva M.F. Istoriya pedagogiki [History of pedagogy]. Moskow, Prosveshchenie, 1982, 447 р.

5. Markusenko I.S. Don v Velikoy Otechestvennoy voyne [Don in the Great Patriotic War]. Rostov-on-Don, Publishing house of Rostov University, 1977, 180 p.

6. Detstvo i voyna: kultura povsednevnosti, mekhaniz-my adaptatsii i praktiki vyzhivaniya detey v uslovi-yakh Velikoy Otechestvennoy voyny (na materialakh Stalingradskoy oblasti) / M.A. Ryblova [i dr.] [Childhood and war: the culture of everyday life, adaptation mechanisms and practices of children's survival in the conditions of the Great Patriotic War (on the materials of the Stalingrad Region) / M.A. Ryblova et al.]. Volgograd, Publishing house of Volgograd branch of RANEPA, 2015, 336 p.

7. Ageeva V.A. Voynoy opalennoe detstvo: sistema shkol'nogo i professional'no-tekhnicheskogo obrazovaniya Dona i Kubani v gody Velikoy Otechest-

vennoy voyny (1941-1945 gg.) [War-scorched childhood: the system of school and vocational education in the Don and Kuban during the Great Patriotic War (1941-1945)]. Taganrog, Publishing house of Taganrog State Pedagogical Institute, 2007, 155 p., p. 36.

8. Smirnov V.V Rostov pod teniyu svastiki [Rostov under the shadow of a swastika]. Rostov-on-Don, 2006, 190 p.

9. Tsentr dokumentatsii noveyshey istorii Rostovskoy oblasti (TsDNIRO) [CDCHRR (Center for Documentation of Contemporary History of the Rostov Region)], f. R-9, inv. 8, case 175, sh. 28.

10. TsDNIRO [CDCHRR], f. R-9, inv. 8, case 4.

11. TsDNIRO [CDCHRR], f. R-9, inv. 8, case 308, sh. 91.

12. TsDNIRO [CDCHRR], f. R-9, inv. 8, case 306.

13. TsDNIRO [CDCHRR], f. R-13, inv. 2, case 176.

14. TsDNIRO [CDCHRR], f. R-13, inv. 2, case 855, sh. 78.

15. Vycherov D.A. Nauka. Obshchestvo. Oborona, 2020, vol. 8, no. 1.

16. Yatskevich O.G. Vestniknauchnogo obshchestva stu-dentov, aspirantov i molodykh uchenykh, 2016, no. 3, pp. 147-153.

17. TsDNIRO [CDCHRR], f. R-13, inv. 4, case 59.

18. TsDNIRO [CDCHRR], f. R-13, inv. 2, case 978, sh. 5.

Поступила в редакцию 20 ноября 2021 г.

УДК 94(47). 084.8(470.61)

DOI 10.18522/2072-0181-2022-109-53-59

УЧАСТИЕ 37-Й АРМИИ В ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ БОЯХ ЮЖНОГО И СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФРОНТОВ НА МАНЫЧСКОМ НАПРАВЛЕНИИ ЛЕТОМ 1942 ГОДА

Д.Н. Санин

PARTICIPATION OF THE 37TH ARMY IN THE DEFENSIVE BATTLES OF THE SOUTHERN AND NORTH CAUCASIAN FRONTS IN THE MANYCH DIRECTION IN THE SUMMER OF 1942

D.N. Sanin

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на значительное количество трудов о Великой Отечественной войне, в ее истории все еще сохраняются малоизвестные и не до конца изученные события. К ним относятся и боевые действия войск Южного и Северо-Кавказского фронтов Красной Армии, проходившие в июле 1942 г. по территории Ростовской области на рубежах р. Маныч.

В советской историографии рассматриваемые события были отражены в более общих трудах [1; 2]. При этом на изучение оборонитель-

Санин Дмитрий Николаевич - директор Егорлыкско-го историко-краеведческого музея, аспирант Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), 347660, Ростовская область, ст. Егорлыкская, пер. Грицика, 119, e-mail: rajonmusej@mail.ru, т.: 8(86370)20039.

ных и наступательных операций летом и зимой 1942-1943 гг., в том числе боев за Дон и Кавказ, существенное воздействие оказывала политическая и идеологическая конъюнктура [3]. В результате недооценивались и зачастую замалчивались многие исторические факты, особенно касающиеся неудач военного командования, повлекших за собой отступление войск Красной Армии.

Новым явлением постсоветской историографии стала возможность изучать рассекреченные архивные документы, а также опубликован-

Dmitriy Sanin - Egorlyk Museum of History and Local Lore, Rostov State University of Economics, 19 Gritsik Lane, Egorlykskaya, Rostov Region, 347660, e-mail: rajonmusej@ mail.ru, tel.: 8(86370)20039.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.