Научная статья на тему 'Организация начального профессионального образования на Дону и Северном Кавказе в годы Великой Отечественной войны'

Организация начального профессионального образования на Дону и Северном Кавказе в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАБОЧИЕ КАДРЫ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ДОН / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / VOCATIONAL EDUCATION / WORKING STAFF / GREAT PATRIOTIC WAR / THE DON / THE NORTH CAUCASUS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панарина Елена Владимировна

В статье рассматривается процесс подготовки рабочих кадров в учреждениях начального профессионального образования на территории Дона и Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны. Раскрываются основные проблемы организации профессионального обучения и принимаемые по их решению меры. Дается оценка результатов деятельности школ фабрично-заводского обучения, ремесленных и железнодорожных училищ по подготовке рабочих кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панарина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF VOCATIONAL TRAINING IN THE DON AND NORTH CAUCASUS AREAS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article describes the process of training in vocational institutions on the territory of the Don and North Caucasus during the Great Patriotic war. It reveals the major challenges in training and the measures to manage them. The article discusses the results of activity of factory training schools, craft and railway schools in training skilled workers.

Текст научной работы на тему «Организация начального профессионального образования на Дону и Северном Кавказе в годы Великой Отечественной войны»

УДК 94 (470.6)

Е. В. Панарина

ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДОНУ И СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В статье рассматривается процесс подготовки рабочих кадров в учреждениях начального профессионального образования на территории Дона и Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны. Раскрываются основные проблемы организации профессионального обучения и принимаемые по их решению меры. Дается оценка результатов

деятельности школ фабрично-заводского обучения, ремесленных и железнодорожных училищ по подготовке рабочих кадров.

Ключевые слова: начальное профессиональное образование, рабочие кадры, Великая Отечественная война, Дон, Северный Кавказ.

E. V. Panarina

ORGANIZATION OF VOCATIONAL TRAINING IN THE DON AND NORTH CAUCASUS AREAS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article describes the process of training in vocational institutions on the territory of the Don and North Caucasus during the Great Patriotic war. It reveals the major challenges in training and the measures to manage them. The article discusses the results of activity of factory

training schools, craft and railway schools in training skilled workers.

Key words: vocational education, working staff, the Great Patriotic war, the Don, the North Caucasus.

В условиях Великой Отечественной войны большую роль играло начальное профессиональное образование. От степени удовлетворения потребностей различных отраслей хозяйства в квалифицированных специалистах, уровня их подготовки зависел успех в решении важнейшей задачи военного времени - достижения экономического превосходства над противником. Решение этой задачи происходило в условиях острого дефицита кадров, связанного с призывом в армию многих рабочих, колхозников, инженерно-технических работников.

Подготовка рабочих кадров для различных отраслей экономики осуществлялась на основе сложившейся в довоенное время системы начального профессионального образования. В октябре 1940 г. была сформирована структура государственных трудовых резервов, в состав которой входили школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), железнодорожные и ремесленные училища. Непосредственно перед войной советское

правительство приняло дополнительные меры по расширению системы начального профессионального обучения и увеличению контингента учащихся.

С началом войны правительство и местные органы стремились к сохранению сложившейся организации начального профессионального образования. В связи с массовым призывом в армию работников производственной сферы в решении проблемы трудовых ресурсов стала преобладать практика принудительного привлечения (мобилизации) молодежи к обучению различным рабочим профессиям. Она заключалась в обязательном выполнении местными органами разверстки правительства в отношении определенного количества юношей и девушек, посылаемых в те или иные учреждения начального профессионального образования. В то же время школы ФЗО и училища продолжали принимать молодежь и на добровольной основе.

Ограниченность времени и возможностей выбора зачастую приводила к различного

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

рода нарушениям существующих требований к призывникам. Так, в июле 1941 г. Ростовский облисполком отметил неудовлетворительное выполнение контрольных цифр приема в школы ФЗО. В составе присланных из районов юношей и девушек не соответствовали требованиям 325 человек, в том числе 21 был болен, 68 не достигли необходимого возраста, 73 оказались без документов, а 124 без обмундирования, которым их должны были обеспечить местные органы [3, л. 67].

В связи с этим план мобилизации молодежи в школы ФЗО к назначенному сроку был сорван. К августу 1941 г. вместо предполагаемых 2 455 человек в Ростовской области было призвано только 966 человек. Решалась задача по выполнению контрольных заданий и качественного отбора призывной молодежи как путем административного давления на райисполкомы, так и путем организации массово-разъяснительной работы на предприятиях, учреждениях, среди родителей о необходимости ускоренной подготовки кадров рабочих [18, л. 1об.]. Подобная ситуация складывалась и в различных районах Северного Кавказа.

В дальнейшем мобилизация молодежи в учреждения начального профессионального образования приобрела перманентный характер. Подготовка рабочих кадров осуществлялась по мере комплектования учебных групп в любое время года. Например, в школах ФЗО Майкопа, Новороссийска, Нефтегорска, Армавира и Краснодара в феврале 1942 г. приступили к занятиям 2,5 тыс. юношей и девушек, призванных из различных районов Краснодарского края [1]. Школы ФЗО были созданы также в ряде районных центров. В Кущевском районе в одну из таких школ было принято 20 человек с образованием 6-9 классов неполной средней школы [2].

Обучение в учреждениях начального профессионального образования в годы войны осуществлялось в ускоренном режиме и имело практико ориентированный характер. Основное внимание на занятиях уделялось приобретению учащимися практических навыков будущей профессии, а производственная практика по сути совпадала с началом трудовой деятельности. Например, в ходе практики на шахте «Северная» Карачаевской автономной области учащиеся Ми-коян-Шахарской школы ФЗО в ноябре - де-

кабре 1941 г. сумели выработать 2 тыс. тонн угля. Вскоре после этого в школе состоялся выпуск в составе 421 молодого горняка [6].

Учитывая острую нехватку квалифицированных рабочих, местные органы зачастую принимали решение о досрочном выпуске учащихся и немедленном их направлении на места работы. Так, в октябре 1941 г. Краснодарский крайком ВКП(б) объявил о досрочном выпуске 1 тыс. учащихся ремесленных и железнодорожных училищ набора 1940 г. Молодые рабочие направлялись на предприятия, выполняющие оборонные заказы. Спустя месяц аналогичное постановление было принято в отношении выпуска учащихся всех школ ФЗО края [7, с. 105]. Реализацию этого постановления обеспечивали 9 ремесленных и 3 железнодорожных училища, 7 школ ФЗО, выпустившие во втором полугодии 1941 г. более 8 тыс. человек, из которых 5 тыс. остались работать на предприятиях края [12, с. 27]. Такие же оперативные меры увеличения численности квалифицированных кадров были приняты в других районах Северо-Кавказского региона.

В условиях тяжелых испытаний начального периода войны организация процесса обучения в учреждениях начального профессионального образования происходила со значительными трудностями. К их числу прежде всего относилась нерешенность многих материально-бытовых проблем, которые особенно проявляли себя в зимнее время года. Например, в Орджоникидзев-ском крае зимой 1941-1942 гг. обучение в большинстве школ ФЗО и ремесленных училищах осуществлялось в холодных помещениях, что приводило к частым заболеваниям среди учащихся. Общежития и столовые находились в антисанитарном состоянии, учащиеся проживали скученно, при отсутствии нормальных бытовых условий [11, л. 100].

Наступление немецко-фашистских войск летом 1942 г. на Юге России внесло дезорганизацию в деятельность учреждений начального профессионального образования. Большинство из них было эвакуировано в другие области страны. Проводимая в это время мобилизация молодежи на учебу, предусматривала посылку юношей и девушек в отдаленные от боевых действий районы. Так, в конце июля 1942 г. Краснодарский крайком ВКП(б), выполняя постановление

ГКО, обязал исполкомы в пятидневный срок мобилизовать всю пригодную для профессионального обучения сельскую и городскую молодежь в возрасте 14-18 лет и направить ее в сопровождении специальных уполномоченных в Махачкалу, для последующего обучения в школах ФЗО, ремесленных и железнодорожных училищах Дагестанской АССР нормальных бытовых условий [10, л. 89].

Длительная оккупация большей части Дона и Северного Кавказа привела к полному упадку материально-технической базы системы начального профессионального образования. Большинство зданий школ ФЗО и училищ было разрушено, оборудование разграблено оккупантами и растаскано по домам местными жителями. Ограниченность выделяемых материальных и финансовых средств не позволяла в короткий срок завершить восстановительные работы. В Ростове-на-Дону спустя год после окончания оккупации из 20 школ ФЗО и училищ ремонтно-строительные работы были закончены только в 3 школах. В большинстве других школ ремонт проходил крайне медленно, в классных комнатах и общежитиях отсутствовал необходимый инвентарь нормальных бытовых условий [16, л. 144].

Организация процесса обучения затруднялась нехваткой преподавательских кадров. На смену квалифицированным преподавателям, ушедшим в действующую армию, пришли ветераны производства и демобилизованные войны, не имевшие необходимого образования и навыков педагогической работы. Отсутствие этих данных в определенной степени компенсировалось с их стороны большим практическим опытом.

Несмотря на столь тяжелую ситуацию, вскоре после освобождения на территории региона была возобновлена практика мобилизации молодежи для обучения рабочим профессиям. Общее руководство и координацию действий местных органов осуществляло правительство СССР и РСФСР. Так, в соответствие с постановлением СНК СССР от 4 ноября 1943 г. в целях обеспечения кадрами массовой квалификации экономики Кабардино-Балкарской АССР в Нальчике была организована школа ФЗО с контингентом учащихся 200 человек. В школу призывались юноши в возрасте от 15 до 17 лет и девушки в возрасте от 16 до 18 лет. В первую

очередь мобилизации подлежала неработающая и неучащаяся молодежь. При этом было установлено, что из всего количества подлежащих мобилизации должно быть не менее 75 % из числа молодежи местных национальностей. Для организованного проведения призыва были созданы призывные комиссии в составе председателя райисполкома, представителя профсоюзной организации и секретаря райкома ВЛКСМ. На местные органы возлагалась ответственность за своевременное прибытие мобилизованной молодежи к месту учебы, а также за обеспечение призывников одеждой и продуктами питания на время следование в пути нормальных бытовых условий [9, л. 47-48].

Характер мобилизации молодежи на учебу в школы ФЗО и училища предусматривал взаимодействие между администрацией учебных заведений и местными органами по вопросам выполнения плана приема. В случае неприбытия на место учебы необходимого количества призывников директора школ ФЗО и училищ сообщали об этом райисполкомам. Такой запрос, в частности, поступил в июне 1943 г. из Хадыженской школы ФЗО руководству Гиагинского района. В запросе указывалось, что вместо 30 призывников по разнарядке из района прибыло только 16. Дирекция школы потребовала от райисполкома добиться прибытия остальных 14 призывников, обеспечив их полностью одеждой и обувью [8, л. 88].

Реализация плана мобилизации молодежи на учебу в школы ФЗО и училища предусматривала подготовку рабочих кадров с учетом многопрофильного характера экономики Северо-Кавказского региона. Городская молодежь в основном должна была овладеть профессиональными навыками в сфере промышленности и строительства. Так, в июле 1943 г. в Ростове-на-Дону был осуществлен призыв молодежи в ремесленные училища и железнодорожные училища города в количестве 781 человек [15, л. 78об.]. Большое значение придавалось также мобилизации юношей и девушек в школы ФЗО по подготовке рабочих промышленности стройматериалов, коммунального хозяйства и строительства [16, л. 110].

В то же время сельская молодежь, как правило, направлялась на обучение профессиям, необходимым в аграрном секторе

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

экономики. Так, в октябре 1943 г. в Краснодарском крае были открыты 3 межрайонные школы по подготовке ветеринаров и фельдшеров и 4 школы по подготовке техников животноводства с общим контингентом учащихся 950 человек [7, с. 479]. В Ростовской области в октябре 1944 г. был осуществлен набор в школы младших ветфельдшеров, техников-животноводов и ветеринаров в количестве 1 250 человек. Принимались юноши и девушки в возрасте от 16 лет с образованием в объеме 7 классов, в отдельных случаях не ниже 4 классов [14, л. 17].

Следует отметить, что ввиду ограниченных возможностей учреждений начального профессионального образования в первые годы после оккупации многие молодые люди получали профессиональные навыки непосредственно на предприятиях или в ходе обучения на краткосрочных курсах. Так, в Краснодарском крае с февраля по декабрь 1943 г. было подготовлено около 40 тыс. специалистов рабочих профессий. Значительную часть новых кадров составили женщины и молодежь. Их доля среди специалистов была велика не только в промышленности и сельском хозяйстве, но и на транспорте. Они составляли до 45 % общего количества работников Северо-Кавказской железной дороги [5, с. 174].

В конце войны сеть учреждений начального профессионального образования была в основном восстановлена. В 1945 г. в СССР действовало более 2 400 училищ и школ с контингентом учащихся, превышавшим полмиллиона человек [13, с. 586]. Несмотря на недостаточный уровень материально-технического обеспечения и трудности организа-

ционного характера, в школах ФЗО, железнодорожных и ремесленных училищах удалось наладить учебно-воспитательный процесс, обеспечить проведение производственной практики. В результате промышленное производство и сельское хозяйство получили приток столь необходимых рабочих кадров. Всего за годы войны в ремесленных и железнодорожных училищах, школах ФЗО страны было подготовлено до 2,5 млн молодых рабочих [13, с. 586].

На Дону и Северном Кавказе десятки тысяч юношей и девушек в результате обучения получили профессиональные знания и навыки работы, пополнив ряды трудовых коллективов. Например, в Краснодарском крае за годы войны свыше ста тысяч юношей и девушек приобрели производственную квалификацию [4, с. 23]. Высокие результаты в сфере начальной профессиональной подготовки были достигнуты в других областях и республиках региона.

Таким образом, в условиях военного времени подготовка рабочих кадров из числа молодежи сыграла важнейшую роль в развитии экономики Дона и Северного Кавказа. Несмотря на серьезные проблемы материального и кадрового обеспечения учебного процесса, учреждения начального профессионального образования сумели обеспечить регулярный выпуск молодых рабочих, пополняющих трудовые коллективы промышленных предприятий, колхозов и совхозов Дона и Северного Кавказа. Своим трудом они внесли существенный вклад в производство продукции гражданского и оборонного назначения, способствуя достижению победы.

Литература

1. Большевик. 1942. 8 февраля.

2. Большевик. 1942. 22 января.

3. Государственный архив Ростовской области. Ф. Р-3737. Оп. 2. Д. 326.

4. Иванов Г. П. В годы суровых испытаний. Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1967. 302 с.

5. История Кубани с древнейших времен до конца XX века: в 2 ч. Ч. 2: С 1917 года до конца XX века. Краснодар: Перспективы образования, 2011. 272 с.

6. Красный Карачай. 1942. 11 января.

7. Кубань в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. Хроника событий. Кн. 2. Ч. 1. 1943 г. Краснодар: Советская Кубань, 2003. 896 с.

8. Национальный архив Республики Адыгея. Ф. Р-1092. Оп. 1. Д. 4.

9. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 43. Д. 482.

10. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 43. Д. 970.

11. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 43. Д. 1734.

12. Селюнин В. А. Юг России в войне. 1941-1945 гг. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского университета, 1995. 387 с.

13. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. 2-е изд., испр. и доп. / отв. ред. А. М. Самсонов. М.: Наука, 1985. 711 с.

14. Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО). Ф. 9. Оп. 1. Д. 524.

15. ЦДНИРО. Ф. 13. Оп. 4. Д. 22.

16. ЦДНИРО. Ф. 13. Оп. 4. Д. 68.

17. ЦДНИРО. Ф. 13. Оп. 4. Д. 72.

18. ЦДНИРО. Ф. 13. Оп. 2. Д. 777.

References

1. Bol'shevik. 1942. 8 February.

2. Bol'shevik. 1942. 22 January.

3. State archive of Rostov region. F. R-3737. Op. 2. D. 326.

4. Ivanov G. P. V gody surovykh ispytanii. (During the years of severe trials). Krasnodar: Krasnodar Book Publisher, 1967. 302 p.

5. Istoriya Kubani s drevneishikh vremen do kontsa XX veka. Part. 2. S 1917 goda do kontsa XX veka (Kuban history from ancient times to the end of the XX century. Part 2. From 1917 until the end of the XX century). Krasnodar: Perspektivy obrazovaniya, 2011. 272 p.

6. Krasnyi Karachai. 1942. 11 January.

7. Kuban' v gody Velikoi Otechestvennoi voiny. 1941-1945 gg. Khronika sobytii. Vol. 2. Part.1. 1943 g. (Kuban in the Great Patriotic War. Of 1941-1945. Chronicle of events. Kn. 2. Part 1. 1943). Krasnodar: Sovetskaya Kuban', 2003. 896 p.

8. National archive of Republic Adygeya. F. R-1092. Op. 1. D. 4.

9. Russian state archive of social and political history (RGASPI). F. 17. Op. 43. D. 482.

10. RGASPI. F. 17. Op. 43. D. 970.

11. RGASPI. F. 17. Op. 43. D. 1734.

12. Selyunin V. A. Yug Rossii v voine. 1941-1945 gg. (South of Russia in the war (1941 - 1945). Rostov-on-Don: RSU Publ., 1995. 387 p.

13. Sovetskii Soyuz v gody Velikoi Otechestvennoi voiny (Soviet Union in the Great Patriotic War) / ed. by A. M. Samsonov. M.: Nauka, 1985. 711 p.

14. Documentation centre of modern history of the Rostov region. (TsDNIRO). F. 9. Op. 1. D. 524.

15. TsDNIRO. F. 3. Op. 4. D. 22.

16. TsDNIRO. F. 3. Op. 4. D. 68.

17. TsDNIRO. F. 3. Op. 4. D. 72.

18. TsDNIRO. F. 3. Op. 2. D. 777

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.