Научная статья на тему 'ПОСЛЕДСТВИЯ НАЦИСТСКОЙ ОККУПАЦИИ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

ПОСЛЕДСТВИЯ НАЦИСТСКОЙ ОККУПАЦИИ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
287
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ОККУПАЦИЯ / УЩЕРБ / КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воронин Константин Владимирович

Статья посвящена исследованию и обобщению источниковой базы по изучению уничтожения советской системы образования, разграбления и целенаправленного уничтожения научных и культурных ценностей на территории Ростовской области немецкими оккупационными властями в период оккупации 1941-1943 гг. Исследование опирается на опубликованные и на еще не введенные в научный оборот документы Государственного архива Ростовской области и Центра документации новейшей истории Ростовской области, исследования советских и российских историков и краеведов, а также на опубликованные в российских научных изданиях документы, относительно недавно обнаруженные в Центральном государственном архиве высших органов власти и управления Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AFTEREFFECTS OF THE NAZI OCCUPATION ON CULTURAL AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE ROSTOV REGION

The article examines the research and generalization of the source base for the study of the destruction of the Soviet educational system, the looting and purposeful destruction of scientific and cultural values on the territory of the Rostov region by the German occupation authorities during the occupation of 1941-1943. The research is based on the documents published and not yet introduced into scientific use by the State Archive of the Rostov Region and the Center for Documentation of the Modern History of the Rostov Region, studies of Soviet and Russian historians and local history experts, as well as on documents published in Russian scientific publications that were relatively recently discovered in the Central State Archive of the supreme authorities and administration of Ukraine.

Текст научной работы на тему «ПОСЛЕДСТВИЯ НАЦИСТСКОЙ ОККУПАЦИИ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 94/47

DOI 10.18522/2072-0181-2021-107-3-12-17

ПОСЛЕДСТВИЯ НАЦИСТСКОЙ ОККУПАЦИИ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ

ОБЛАСТИ

К.В. Воронин

AFTEREFFECTS OF THE NAZI OCCUPATION ON CULTURAL AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE ROSTOV REGION

K.V Voronin

Нацистская оккупация Ростовской области 1941-1943 гг. запомнилась жителям Дона не только чудовищным насилием и жестокостью в отношении советских военнопленных и мирного населения, но и огромным ущербом, нанесенным культуре и образованию. Подсчитывать материальный ущерб, причиненный захватчиками, советские органы власти начали после первого освобождения от оккупации г. Ростова-на-Дону в декабре 1941 г. вместе с подсчетом общего ущерба от оккупации. В июле 1942 г. эта работа была большей частью прекращена в связи с повторным захватом основной части области немецкими оккупантами. После изгнания захватчиков из Ростова в феврале 1943 г. подсчет продолжился и был в основном окончен к концу 1945 г.

Изучением ущерба, причиненного оккупацией Ростовской области, по окончании Великой Отечественной войны занимались известные донские ученые В.П. Зайцев [1], И.С. Маркусенко [2] и другие исследователи. В своих работах они приводили общие данные об ущербе и потерях от оккупации, в том числе и в сфере образования и культуры, опираясь на отчеты Ростовской областной комиссии по учету зверств и ущерба, причиненного немецко-фашистскими оккупантами. Но в послевоенный период углубленные исследования причин, условий и обстоятельств разграбления и

Воронин Константин Владимирович - младший научный сотрудник Южного научного центра РАН, аспирант Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), 344010, Ростов-на-Дону, пр-т Чехова, 41, e-mail: konst.voronin2012@yandex.ru, т.: 8(863)250-98-17.

уничтожения культурной и образовательной сферы области не вызывали интереса и не находили поддержки у руководства СССР. Это было вызвано международной и внутренней политикой партийного руководства страны, в том числе не желавшего ухудшения отношений со странами, бывшими немецкими сателлитами и ставшими новыми союзниками по социалистическому лагерю, - Венгрией, Румынией и Чехословакией [3, с. 119]. В настоящее время вопросы истории оккупации советских территорий являются предметом изучения не только российских историков, но и исследователей из государств постсоветского пространства. Так, украинский историк Н.Г. Кашеварова выявила в Центральном государственном архиве органов власти и управления Украины (ЦГАВО Украины) документы, касающиеся работы Оперативного штаба рейхсляйтера Розенберга в Ростове-на-Дону и других крупных населенных пунктах области по учету и вывозу в Германию культурных и научных ценностей. Российскими учеными также уделяется немало внимания изучению последствий оккупации в культурной и научной жизни страны и региона [3-6]. Но, как правило, эти вопросы рассматриваются в более общих исследованиях.

В нашей статье сделана первая специальная попытка обобщения источниковой базы по изучению уничтожения советской системы

Konstantin Voronin - Southern Scientific Centre of the Russian Academy of the Sciences, 41 Chehov Avenue, Rostov-on-Don, 344010, e-mail: konst.voronin2012@yandex.ru, tel. +7(863)2509817.

образования и разграбления культурных ценностей на территории Ростовской области в период нацистской оккупации. В своем исследовании мы опираемся как на уже опубликованные, так и на еще не введенные в научный оборот документы Государственного архива Ростовской области (ГАРО) и Центра документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО), исследования советских и российских историков и краеведов, а также на опубликованные в российских научных изданиях документы ЦГАВО Украины.

В довоенные годы Ростовская область стала одним из наиболее развитых регионов Советского Союза. Уже к началу 1930-х гг. она вышла на лидирующие позиции в СССР по основным показателям развития народного хозяйства, включая культуру и образование. В конце 1930-х - начале 1940-х гг. на Дону, как и в целом по стране, была практически ликвидирована неграмотность. В сельских школах Ростовской области в 1937 г. ввели всеобщее обязательное начальное образование, а в городах дети стали учиться в семилетней школе [5, с. 38]. Большие изменения произошли и в системе среднего специального и высшего образования области. Согласно Постановлению СНК СССР от 2 октября 1940 г. № 1851 о создании системы государственных трудовых резервов были открыты железнодорожные училища в Ростове-на-Дону, Таганроге и Батайске. Кроме того, при Ростовском паровозоремонтном заводе существовала школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) [7]. Количество средних специальных учебных заведений возросло с 23 в 1928 г. до 64 в 1940 г., высших учебных заведений - с 5 до 16 [4, с. 24]. Серьезное внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения: были открыты детские учреждения для занятий спортом, развлечения и дополнительного образования. К их числу относится и городской Дворец пионеров и октябрят, который с 1936 г. разместился в бывших помещениях Волжско-Камского коммерческого банка. Перед самой войной, 8 ноября 1940 г., была открыта детская железная дорога, так называемая «Малая Ворошиловская» [7].

Бурный рост переживала и культурная жизнь Донского края. В 1935 г. в центре Ростова-на-Дону по проекту известных советских архитекторов В.А. Щуко и В.Г. Гель-фрейха было построено уникальное здание драматического театра им. Максима Горького,

напоминающее гусеничный трактор. Фасад его украсили горельефы «Гибель Вандеи» и «Железный поток» донского скульптора С. Ко-ролькова. Новый театр стал самым большим не только в СССР, но и во всей Европе [8]. В Ростове-на-Дону также работали театры им. Ленинского Комсомола, Музыкальной комедии и кукол, в Таганроге - им. А.П. Чехова, в Шахтах и Новочеркасске - рабочие театры. Только за годы третьей пятилетки число сельских клубов увеличилось более чем в два раза. Всего в Ростовской области работало 2300 драматических, танцевальных, музыкальных и хоровых кружков художественной самодеятельности, 2000 массовых библиотек, около 1900 клубных учреждений и 460 киноустановок [2, с. 25].

В целом образование и культура Ростовской области в предвоенные годы динамично развивались. В документах отмечалось: «Несмотря на многочисленные трудности и противоречия, ведущей тенденцией социально-экономического развития Ростовской области было улучшение... социально-культурной сферы» [5, с. 39].

Нападение нацистской Германии и ее союзников на СССР, последовавшие боевые действия и две оккупации большей части Ростовской области нанесли чудовищный ущерб системе образования и культуры. Необходимо отметить, что первые материальные и кадровые потери учреждения образования и культуры понесли уже в октябре 1941 г., когда немецкая авиация начала систематические бомбардировки населенных пунктов области, прежде всего Ростова-на-Дону, не делая различий между военными и гражданскими объектами. С приближением к областному центру линии фронта с ноября 1941 г., помимо авианалетов, город стал подвергаться артиллерийским обстрелам, что привело к разрушениям и пожарам, сопровождавшимся частичным или полным уничтожением объектов культуры и образования, научного и учебного оборудования, собраний музеев и библиотек, гибели сотрудников. К ущербу от бомбежек и обстрелов прифронтового города добавились потери при спешной эвакуации учреждений, организаций, материальных и культурных ценностей.

21 ноября 1941 г., после двухдневных ожесточенных городских боев, части вермахта захватили Ростов. Но уже 29 ноября город был освобожден советскими войсками.

Перед руководителями советских и партийных органов области остро встала проблема восстановления городского хозяйства, для чего проводилась мобилизация на расчистку улиц от завалов, трупов, обломков зданий, разбитой военной техники [9]. К 15 декабря 1941 г. в Ростовский обком ВКП(б) был представлен комиссионный акт Городского жилищного управления о разрушениях, повреждениях и материальном ущербе, нанесенном жилому фонду муниципального, ведомственного и прочего подчинения, а также частному сектору. В этом документе впервые указана общая приблизительная сумма материального ущерба, причиненного оккупацией городу, -57 340 000 руб. в ценах 1940 г. [10, с. 5-6]. Однако из-за отсутствия единых документальных форм и нормативов, недостатка в районах и населенных пунктах подготовленных специалистов больше внимания уделялось учету зверств и грабежей, нежели подсчету потерь культурных ценностей. Основным документом, определившим примерный объем и стоимость ущерба и разрушений, причиненных временной оккупацией в ноябре 1941 г., стал доклад от 19 февраля 1942 г. «О состоянии городского хозяйства Ростова-на-Дону и мероприятиях по его восстановлению в связи с разрушениями и убытками за время немецко-фашистской оккупации» [10, с. 9-12]. В нем говорилось, что в Ростове-на-Дону, «помимо убытков, нанесенных хозяйству, подведомственному городскому исполкому, серьезные разрушения и повреждения были нанесены ряду высших учебных заведений, клубов и других ведомственных зданий на общую сумму в 49 650 тыс. руб. Полностью сгорели и были разрушены 6 школ, 2 библиотеки, 2 детских дома, частично разрушены и повреждены 22 школы и 11 детских садов. Общий ущерб учреждений городского отдела народного образования составил 9,5 млн рублей». Общая сумма убытков по различным отраслям экономики и социальной сферы за время первой нацистской оккупации исчислялась в 133,7 млн

руб. [10].

Подсчет ущерба и разрушений систем образования и культуры Ростовской области продолжался до начала второй оккупации Ростова-на-Дону. Однако задокументированные предварительные данные ущерба и разрушений, причиненных культурной и образовательной сферам Ростовской области, так и остались неполными и неточными. Многие организации

и учреждения спешно эвакуировались перед самым приходом немецких войск. По пути следования эшелоны с сотрудниками и ценностями бомбили, вывезенные с трудом ценности хранились на открытых временных площадках в несоответствующих условиях. Имели место случаи грабежа, воровства и присваивания эвакуируемых культурных и научных ценностей. Оккупированным в это время оставался Таганрог и ряд западных районов области. К тому же в СССР в это время еще не было разработано единой нормативно-методической базы, разъясняющей порядок сбора, оформления и оценки сведений о причиненном ущербе [3, с. 51].

В мае 1942 г. немецкие войска и их союзники после сокрушительного разгрома советской группировки в районе Харькова приступили к осуществлению плана «Блау», целью которого был захват Сталинграда и Северного Кавказа. Стратегические просчеты и тактические ошибки советского командования привели к захвату немецкими войсками Ростова-на-Дону 25 июля 1942 г., а затем и практически всех районов области.

Следует отметить, что отношение высших руководителей Третьего рейха к образовательной и культурной жизни на территории СССР было определено еще в предвоенные годы. Как отмечают современные исследователи, «фюрер и его окружение неоднократно высказывались о полном уничтожении всей системы советского образования, считали образованных советских людей опасными для самого существования Германии» [4, с. 59]. Нацистские лидеры отказывали в праве на доступ к культурным ценностям завоеванным ими народам.

Непосредственно разграблением культурных ценностей в Ростовской области занимались специально созданные подразделения -зондеркоманда «Ростов» и мобильная команда «Ростов/Дон» из состава Оперативного штаба рейхсляйтера Розенберга (далее - Штаб). Он был сформирован в 1940 г. и предназначался для сбора, учета, конфискации и вывоза культурных ценностей, библиотек и архивов с оккупированных территорий. При создании Штаба Гитлер так определил его полномочия: «Его [Розенберга] штаб по руководству операциями на оккупированных территориях имеет право проверять библиотеки, архивы, масонские ложи и другие идеологические и культурные учреждения всех родов с точки

зрения наличия в них соответствующих материалов и конфисковывать эти материалы» [6]. Введенные в научный оборот Н.Г. Кашеваровой документы свидетельствуют, что в Ростовскую область подразделения Штаба прибыли в августе-ноябре 1942 г. В задачи, поставленные перед сотрудниками подразделений «Ростов» и «Ростов/Дон», входило «взятие под охрану всех значимых научных и культурно-образовательных объектов оккупированных населенных пунктов области с привлечением местной оккупационной администрации, проведение обследования данных объектов, отбор наиболее ценных и специально обозначенных Штабом культурных ценностей и отправка их в Берлин» [11, с. 155].

Выполняя преступные директивы своих руководителей, оккупационные войска на Дону целенаправленно разграбляли и уничтожали объекты культуры и образования. Ростовской областной комиссией по учету зверств и ущерба, причиненного немецко-фашистскими оккупантами. После освобождения Ростовской области было составлено 95 584 акта на сумму в 13,5 млрд руб. Материальный ущерб Ростову-на-Дону исчислялся в 3,1 млрд руб.; Таганрогу - в 778,5 млрд руб.; Мясниковскому району - в 422,6 тыс. руб.; Куйбышевскому -в 340,7 тыс. руб. [1, с. 34]. Комиссия в начале апреля 1944 г. в отчетном документе «Справка об итогах работы по учету зверств и ущерба, причиненного немецко-фашистскими захватчиками колхозам, гражданам, государственным предприятиям, учреждениям и организациям местного подчинения по Ростовской области» сообщала: «Немецко-фашистские захватчики сожгли и разрушили: 943 школы, 834 здания клубов, театров и красных уголков, 80 зданий библиотек, 17 зданий научных учреждений, 423 здания детских учреждений и 259 прочих зданий культурно-бытового назначения... при помощи специальных команд поджигателей и минеров сожгли и взорвали целые кварталы и улицы города Ростова: драматический театр им[ени] М[аксима] Горького, здания Управления железной дороги им[ени] Ворошилова, здание института железнодорожного транспорта и многое др[угое]. В городе Новочеркасске: Дом Красной Армии, здание музея "История донского казачества", здание Индустриального института» [12]. В Германию были вывезены наиболее ценные экспонаты и памятники культуры. По распоряжению представителя Штаба Розенберга в Ростове-на-Дону был

ликвидирован музей революции: «Ценные экспонаты были вывезены в Германию; все остальные были переданы одному из штабов румынского полка, здание музея полностью разрушено... В краеведческом музее штабом изъяты и вывезены в Германию различные археологические ценности. Здание краеведческого музея было сожжено» [13]. Ущерб, нанесенный учреждениям культуры за период с июля 1942 г. по февраль 1943 г., исчисляется в 39 125 рублей [14].

Значительным разрушениям подверглась и сеть учреждений народного образования. Из 5067 школ региона, функционировавших до войны, 2735 практически были непригодны для ведения учебного процесса [4, с. 72]. Большинство высших и средних учебных заведений также значительно пострадало за время оккупации. Из них оккупантами были вывезены в Германию, разграблены или уничтожены научные библиотеки и пособия, экспериментальные мастерские и ценные научные коллекции. Общий ущерб по областному отделу народного образования по состоянию на апрель 1944 г. составил 238594,4 тыс. руб. [12].

Кроме того, погибли, стали инвалидами, не вернулись из эвакуации или были угнаны оккупантами многие сотрудники научных и образовательных учреждений, бывшие студенты и учащиеся, работники культуры и искусства области.

Несмотря на чудовищные разрушения инфраструктуры, колоссальные потери научного, учебного и культурного фонда, катастрофическую нехватку квалифицированных кадров, культурная и образовательная жизнь на освобожденных территориях стала возрождаться сразу же после изгнания оккупантов. Уже через три недели после освобождения Ростова-на-Дону, 5 марта 1943 г., открылся Ростовский театр музыкальной комедии. Осенью 1943 г. вернулся из Кирова эвакуированный Ростовский драматический театр имени М. Горького. Но полноценно работать в знаменитом здании на Театральной площади города вернувшийся театр не смог: отступавшие оккупанты намеренно взорвали здание театра изнутри и сожгли снаружи [15]. Здание удалось восстановить только в 1963 г., а до этого театр показывал спектакли на различных временных площадках. С первых недель после освобождения началось и восстановление киноотрасли. Для этого в Ростове были организованы трехмесячные курсы по подго-

товке киномехаников, позже реорганизованные в Ростовский кинотехникум [15]. Осенью 1943 г. возобновилась работа областных отделений Союза советских художников, Союза советских писателей и Союза советских композиторов. В 1944 г. значимым достижением ростовских композиторов стала камерная симфония композитора Т.И. Сотникова «Реквием памяти героев, павших в боях за свободу и независимость нашей Родины» [16].

С нового учебного года заработала часть учебных заведений городов и районов области. Одними из первых в области начали обучение учительский, зооветеринарный, гидромелиоративный, индустриальный институты и пять техникумов Новочеркасска. Несмотря на утрату большей части материальной и учебной базы, осенью 1943 г. открылся для студентов и Ростовский государственный университет [17]. В последующие годы все довоенные научные учреждения, высшие, средние и средние специальные учебные заведения области, разрушенные и разграбленные оккупантами, были восстановлены, а также открыты новые.

В Ростовской области, так же как на всех захваченных территориях, оккупационная политика нацистской Германии по разграблению и уничтожению научных, культурных и исторических ценностей велась последовательно и целенаправленно. Архивные документы свидетельствуют, что главной целью оккупационной политики нацистской Германии в СССР было уничтожение на захваченных территориях национальной культуры завоеванных народов и полное разрушение советской системы образования. Попытки оккупантов наладить имитацию культурного и образовательного процесса в оккупированной Ростовской области свелись к пропагандистским акциям, призванным «онемечить» местное население и почти не нашедшим отклика в народных массах [4, с. 59]. Последствия разрушения материальной инфраструктуры образовательной и культурной сфер области устранялись еще долгие годы по окончании Великой Отечественной войны, а некоторые культурные ценности были утрачены безвозвратно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцев В.П. Дон в годы Великой Отечественной войны. Ростов н/Д: Рост. кн. изд-во, 1958. 47 с.

2. Маркусенко И.С. Дон в Великой Отечественной войне. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1977. 180 с.

3. Воронин К.В., Кринко Е.Г. Издательский проект «Без срока давности» и его значение в изучении нацистской оккупации и военных преступлений в годы Великой Отечественной войны // Русский архив. 2020. № 8 (2). С. 117-129.

4. Агеева В.А. Войной опаленное детство: система школьного и профессионально-технического образования Дона и Кубани в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2007. 155 с.

5. Дубровская Н.Г. Восстановление и развитие народного хозяйства Ростовской области в условиях Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Ростов н/Д, 2005. 205 с.

6. Зинич М.С. Деятельность оперативного штаба А. Розенберга по вывозу культурных ценностей из СССР // Вопросы музеологии. 2011. № 1. С. 116-125.

7. Вдовин М.А. Годы предвоенные, незабвенные (Ростов конца 30-х - начала 40-х гг.) URL: http:// rslovar.com/content/михаил-вдовин-годы-предво-енные-незабвенные-ростов-конца-30-х-начала-40-х-г .

8. История Ростовского драматического театра им. М. Горького URL: http://www.rostovteatr.ru/ theater/history/.

9. ЦДНИРО (Центр документации новейшей истории Ростовской области). Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 326. Л. 75.

10. ЦДНИРО. Ф. Р-3. Оп. 2. Д. 26. Л. 5-6.

11. Кашеварова Н.Г. Документы оперативного штаба рейхсляйтера Розенберга как источник по истории Юга России во время Великой Отечественной войны // Великая Отечественная война в пространстве исторической памяти российского общества: сб. материалов конф. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2010. С. 154-159.

12. ЦДНИРО. Ф. Р-1886. Оп. 1. Д. 22. Л. 87-91.

13. ГАРО (Государственный архив Ростовской области). Ф. Р-3613. Оп. 1. Д. 9. Л. 1-2.

14. ГАРО. Ф. Р-4045. Оп. 1. Д. 81. Л. 26.

15. Енина И.А. Образование и культура на Дону в годы Великой Отечественной войны. URL: http:// gosarhro.ru/dates-events-people/education-and-culture-during-the-great-patriotic-war/#_ftn12.

16. ГАРО. Ф. Р-4147. Оп. 1. Д. 5. Л. 1.

17. ГАРО. Ф. Р-46. Оп. 10. Д. 109. Л. 65 об.

REFERENCES

1. Zaitsev VP. Don v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Don hares during the Great Patriotic War]. Rostov-on-Don, Rostov Book Publishing house, 1958, 47 р.

2. Markusenko I.S. Don v Velikoy Otechestvennoy voyne [Don in Great Patriotic War]. Rostov-on-Don, Rostov University Publishing house, 1977, 180 р.

3. Voronin K.V., Krinko E.F. Russkiy archive, 2020, no. 8 (2), pp. 117-129.

4. Ageeva V.A. Voynoy opalennoe detstvo: sistema shkolnogo i professionalno-tekhnicheskogo obra-zovaniya Dona i Kubani v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (1941-1945 gg.) [War-scorched child-

hood: the system of school and vocational education of the Don and Kuban during the Great Patriotic War (1941-1945)]. Taganrog, Publishing house of the Taganrog State Pedagogical Institute, 2007, 155 p.

5. Dubrovskaya N.G. Vosstanovlenie i razvitie narod-nogo khozyaystva Rostovskoy oblasti v usloviyakh Velikoy Otechestvennoy voyny (1941-1945 gg.): dis. kand. ist. nauk [Restoration and development of the national economy of the Rostov Region in the conditions of the Great Patriotic War (1941-1945): PhD Dis.]. Rostov-on-Don, 2005, 205 p.

6. Zinich M.S. Voprosy muzeologii, 2011, no. 1. pp. 116-125.

7. Vdovin M.A. Gody predvoennye, nezabvennye (Rostov kontsa 30-kh - nachala 40-kh gg.) [The years before the war, unforgettable (Rostov of the late 30s -early 40s)]. Available at: http://rslovar.com/content/ MHxaH^-BgoBHH-rogbi-npegBoeHHbie-He3a6BeHHbie-pocTOB-KOH^-30-x-HaHa^a-40-x-rr.

8. Istoriya Rostovskogo dramaticheskogo teatra im. M. Gorkogo [History of the Rostov Drama Theater named after M. Gorky]. Available at: http://www.ros-tovteatr.ru/theater/history/.

9. TsDNIRO (Tsentr dokumentatsii noveyshey istorii Rostovskoy oblasti [DCRHRR (The Documentation Centere of Resent History in Rostov Region), f. R-9, inv. 1, case 326, sh. 75.

10. TsDNIRO [DCRHRR], f. R-3, inv. 2, case 26, sh. 5-6.

11. Kashevarova N.G. Dokumenty operativnogo shtaba Rozenberga kak istochnik po istorii Yuga Rossii vo vremya Velikoy Otechestvennoy voyny [Documents of the operational headquarters of Rosenberg as a source on the history of the South of Russia during the Great Patriotic War]. In: Velikaya Otechestvennaya voyna v prostranstve istoricheskoy pamyati rossiyskogo obshchestva: sb. materialov konf. [The Great Patriotic War in the space of the historical memory of the Russian society: Collection of conference materials]. Rostov-on-Don, Southern Science Center RAS, 2010, p. 154-159.

12. TsDNIRO [DCRHRR], f. R-1886, inv. 1, case 22, sh. 87-91.

13. GARO (Gosudarstvennyy arkhiv Rostovskoy oblasti) [SARR (State Archives of the Rostov Region)], f. R-3613. inv. 1, case 9, sh. 1-2.

14. GARO [SARR], f. R-4045, inv. 1, case 81, sh. 26.

15. Enina I.A. Obrazovanie i kultura na Donu v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Education and culture on the Don during the Great Patriotic War]. Available at: http://gosarhro.ru/dates-events-people/education-and-culture-during-the-great-patriotic-war/#_ftn12.

16. GARO [SARR], f. R-4147, inv. 1, case 5, sh. 1.

17. GARO [SARR], f. P-46, inv. 10, case 109, sh. 65 rev.

Поступила в редакцию 10 сентября 2021 г.

Публикация подготовлена в рамках реализации ГЗ ЮНЦ РАН, № гр. проекта АААА-А19119011190182-8.

УДК 94

DOI 10.18522/2072-0181-2021-107-3-17-24

ВЛАСОВСКАЯ АНТИСОВЕТСКАЯ ПРОПАГАНДА СРЕДИ ВОЕННОПЛЕННЫХ (по материалам газеты «Заря» за 1943 год)

Е.А. Паламарчук

VLASOV'S ANTI-SOVIET PROPAGANDA AMONG PRISONERS OF WAR (Based On The Materials Of The Newspaper «Zarya» for 1943)

E.A. Palamarchuk

Несмотря на то, что на протяжении десятилетий, прошедших с момента поражения нацистской Германии и ее союзников во Второй мировой войне, возникла обширнейшая историография нацио-

Паламарчук Евгений Александрович - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права Ростовского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции, 344002, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 26, e-mail: epalamar@mail.ru.

нал-социализма, на сегодняшний день включающая в себя с трудом поддающиеся количественному учету публикации, актуальность исследований подобного рода не только не снижается,

Evgeniy Palamarchuk - Rostov Institute (branch) of All-Russian State University of Justice, 26 Sobornyy Lane, Rostov-on-Don, 344002, e-mail: epalamar@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.