Научная статья на тему 'Деятельность Ростовского регионального отделения Союза советских художников в военные и первые послевоенные годы'

Деятельность Ростовского регионального отделения Союза советских художников в военные и первые послевоенные годы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
147
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Союз художников / Ростовская область / война / выставки / театральные художники / Б.П. Дураков / Artists’ Union / Rostov Oblast / war / exhibitions / stage designer / Durakov

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Семенова О.В.

Статья посвящена анализу деятельности Ростовского регионального отделения Союза советских художников в военные и первые послевоенные годы. Ростовская область подверглась страшным разрушениям в годы войны и оккупации. Были эвакуированы, мобилизованы, погибли на фронте многие ростовские художники. После освобождения Ростова и области возобновил деятельность Союз СХ и в сжатые сроки смог организовать содержательные художественные выставки. Автор статьи, используя метод исторического анализа, вводит в научный оборот ряд архивных документов. Приходит к выводу, что деятельность ростовских художников сыграла важнейшую роль в военные и послевоенные годы. Позволяла художникам профессионально расти и помогала населению преодолеть последствия войны и оккупации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of the Rostov Regional Branch of the Artists’ Union of the USSR in the War and Early Post-War Years

The article analyses of the activities of the Rostov Regional Branch of the Artists’ Union of the USSR in the war and post-war years. Using archival sources, the author determines the place and role of the Union in returning artists, as well as all citizens of Rostov and the region, to peaceful life and work. The methodological basis of the research was the principle of historicism. The article provides previously unknown information about the composition of the Artists’ Union, its everyday problems, the first post-war exhibitions, and creative disputes over the activities of stage designers. The war and the first post-war years were the time of Rostov artists’ creative activity. After the liberation of Rostov Oblast from the invaders, the Artists’ Union was able to unite artists and organise most interesting art exhibitions. The author comes to the conclusion that, on the whole, the activity of the Artists’ Union in Rostov Oblast accumulated the main tendencies of the Soviet art school of the war and post-war years. Artists were able to continue their work largely thanks to the Union, which provided organisational and financial support, and equipped artists with fine art materials. Apart from creating works on military-patriotic themes, artists also paid considerable attention to the portrait, the self-portrait, the theme of peaceful creative labor, and especially the Don landscape. Artists’ works allowed the inhabitants of the Don region to overcome the consequences of the war and the military occupation, and influenced the development of the main directions of artistic activity in the future.

Текст научной работы на тему «Деятельность Ростовского регионального отделения Союза советских художников в военные и первые послевоенные годы»

“Культурная жизнь Юга России” № 3 (82), 2021

146

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ РЕГИОНОВ

УДК 008+930.85+908+75.03+7.067.3 DOI: 10.24412/2070-075X-2021-3-146-156

Семенова О.В.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОСТОВСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ВОЕННЫЕ И ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ1

Статья посвящена анализу деятельности Ростовского регионального отделения Союза советских художников в военные и первые послевоенные годы. Ростовская область подверглась страшным разрушениям в годы войны и оккупации. Были эвакуированы, мобилизованы, погибли на фронте многие ростовские художники. После освобождения Ростова и области возобновил деятельность Союз СХ и в сжатые сроки смог организовать содержательные художественные выставки. Автор статьи, используя метод исторического анализа, вводит в научный оборот ряд архивных документов. Приходит к выводу, что деятельность ростовских художников сыграла важнейшую роль в военные и послевоенные годы. Позволяла художникам профессионально расти и помогала населению преодолеть последствия войны и оккупации.

Ключевые слова: Союз художников, Ростовская область, война, выставки, театральные художники, Б.П. Дураков.

Актуальность. Актуальность исследования обусловлена отсутствием работ по деятельности Союза СХ Ростовской области военного и послевоенного периода. Данный период оказал большое влияние на всю дальнейшую работу ростовских художников, обозначив основные направления творчества и задав высокую планку профессиональных требований.

Степень научной разработанности. Работа ССХ Ростова-на-Дону и Ростовской области освещена слабо. В основном это статьи и газетные заметки в региональной периодической печати, освещающие проходящие выставки.

Число научных публикаций, освещающих деятельность советских художников в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы, невелико. К их числу относится монография П.К. Суздалева, вышедшая к 20-летию Победы в Великой Отечественной войне в 1965 году. Это серьезное искусствоведческое исследование по данному вопросу [1].

Оригинальным стал подход, который использовала в своей книге «Светлый путь» В. Чайковская. В текстах, сопровождающих иллюстрации альбома, обозначен круг тем, популярных в изобразительном искусстве в 20-е - 50-е гг. XX века. Автор называет их: лица эпохи, портреты жен и автопортреты, «телесность» эпохи, одежда и еда, спорт, техника, природа, эротизм, освоение пространства, будни и праздники, выученность и реализм [2]. Характерно, что В. Чайковская не включила в альбом тематику, связанную с войной.

Другой подход использовал В.С. Манин в трехтомном труде «Русская живопись XX в. ». Он выделил военный и послевоенный периоды в советском изобразительном

1 Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ЮНЦ РАН на 2021 г. «Историко-культурное наследие народов Юга России: между традицией и модернизацией» (№ госрегистрации АААА-А19-119011190182-8).

№ 3 (82), 2021

“Культурная жизнь регионов”

147

искусстве и, дав характеристику каждому из них и обозначив особенности, привел наиболее известные работы [3].

Бесспорный интерес вызывает сборник материалов и документов «Память и время», где приведен культурологический и исторический комментарий искусства военного времени. Авторы дали обзор фронтовому рисунку и этюдной живописи. Рассмотрели графическую летопись войны как сферу культурно-исторической памяти. Представили рисунки участников Сталинградской битвы. Осветили конкурсные проекты военных лет в области мемориальной архитектуры [4].

Перечень работ о художниках Ростовской области и о Союзе СХ в военный и послевоенный период скромен. Отдельных работ нет вовсе. Информацию о военном и послевоенном периодах можно найти в книге Ю.Л. Рудницкой [5]. Это в основном искусствоведческий анализ картин. Кратко касается этой темы В.В. Рязанов в своей статье, посвященной искусству Юга России в альбоме «Изобразительное искусство Российской федерации. Юг России» [6].

Огромную работу проделала Г.С. Скопцова в юбилейном издании, посвященном училищу им. М.Б. Грекова. В нем выделены военные и послевоенные периоды. Однако в издании приводится информация в основном о художниках - бывших студентах и выпускниках училища [7].

В ЮНЦ РАН идет работа по изучению историко-культурного наследия Юга России. В сфере научных интересов лаборатории истории и этнографии - деятельность творческих союзов Ростовской области, в том числе Союза художников, в исторической ретроспективе и их роль в истории культурного развития Донского края. Настоящая статья является результатом изучения большого количества документов и материалов Государственного архива Ростовской области (далее ГАРО).

Цели, задачи и предмет исследования. Целью данной работы стало определение места и роли ССХ в процессе восстановления Ростовской области после освобождения от немецко-фашистских оккупантов. Предметом исследования стала деятельность Союза СХ, который возобновил свою работу сразу же после освобождения Ростова-на-Дону. В ходе исследования были изучены архивные документы, освещающие текущую жизнь Союза. Проанализированы первые творческие выставки. Определены основные творческие направления ростовской художественной школы.

Научная новизна исследования. Военные и послевоенные годы стали всплеском творческой активности ростовских художников. Подобная тенденция наблюдалась во всей советской стране. Источником вдохновения для деятелей искусства стали страдания и мужество народа. Ранее не было написано работ по истории военного и послевоенного периода деятельности ССХ Ростовской области. Автор вводит в научный оборот ряд архивных документов, что позволяет освещать события того времени с исторической достоверностью.

Методология и методы исследования. Методологической основой стала концепция исторической памяти. В статье использован принцип историзма, применены нарративный и сравнительный методы, а также метод исторического анализа.

Источниковая база исследования. Источниками исследования стали фонды Государственного архива Ростовской области (ГАРО). Было изучены дела фондов Р-4117 (Союз Советских художников Ростовской области), Р-4133 (Ростовский областной отдел по делам искусств) и Р-3737 (Областной совет рабочих депутатов трудящихся Ростовской области). Предметом изучения стали протоколы заседаний ССХ Ростовской области, стенограммы конференций и совещаний, отчетные доклады Правления СХХ, творческие разборы работ, участвующих в выставках, отзывы посетителей выставок и директивы вышестоящих организаций по работе Союза.

Война нанесла чудовищный ущерб городам и станицам Ростовской области. В Ростове-на-Дону, который дважды был оккупирован немецкими захватчиками, пострадали около 70 % зданий [8. Л. 6].

“Культурная жизнь Юга России” № 3 (82), 2021

148 ____

В первые дни после освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских оккупантов в феврале 1943 года члены Союза советских художников начали восстанавливать деятельность Союза и включились в работу по художественному оформлению города, учреждений и организаций.

В это время СХ насчитывал в своих рядах всего 6 человек - 5 членов союза и одного кандидата. Деятельность восстанавливалась при поддержке отдела искусств решением Президиума Ростоблисполкома от 8 декабря 1943 года [9. Л. 68].

Задачи организации состояли в том, чтобы выявить творчески работающих художников, объединить их и через индивидуальные и групповые смотры ознакомиться с творческим лицом каждого художника для приема в Союз советских художников. После восстановления и учреждения деятельности в союз были приняты 3 человека -1 членом и 2 кандидатами.

К началу 1944 года в СХ уже насчитывалось 13 человек. Из них - 10 членов и 3 кандидата. Пополнение произошло за счет 2 художников, вновь принятых, и 2 членов ССХ, вернувшихся с фронта [10. Л. 1]. К этому времени был восстановлен текущий счет ССХ и поступило финансирование, согласно утвержденной смете, 25 000 рублей. Также был восстановлен текущий счет художественного фонда, на котором были средства, оставшиеся с 1941-1942 года. С утверждением уполномоченного Художественного фонда была утверждена оргкомитетом СССР смета на расходование этих средств, что создало возможность шире развернуть работу союза, оказать необходимую материальную помощь нуждающимся художникам и начать работу по подготовке 1-й областной выставки [10. Л. 1].

Отборочная комиссия отобрала для выставки 105 работ из 200 представленных от 18 авторов из 20. Это были картины, этюды, эскизы и скульптура. На выставке были представлены работы всех членов и кандидатов ССХ [10. Л. 1].

Открытие первой областной выставки после оккупации было встречено ростовскими зрителями очень тепло. Выставку посетили 6 000 человек [11. Л. 6 об.]. В период работы (май-июнь 1944 года) помимо экскурсий состоялись также беседы, лекции, встречи с художниками. Было проведено 2 закрытых просмотра работ художников для руководителей советско-партийных организаций и общественности. Также организована была передвижная выставка в подшефном госпитале и встреча художников с выздоравливающими бойцами и офицерами, беседы и индивидуальные консультации для художников-любителей.

25 июля 1944 года с целью оформления в полном смысле союза и правления в отделе искусств Облисполкома состоялось собрание членов ССХ, на котором был заслушан доклад оргомитета ССХ и проведены выборы правления ССХ Ростовской области [10. Л. 1 об.].

В основе работы оргкомитета и теперь уже правления ССХ стояла задача оказывать любую помощь, включая и материальную, членам и кандидатам ССХ с целью способствования творческой работе. После подведения итогов выставки и для работы над следующей было организовано семь творческих командировок в низовья и верховья Дона. В командировки отправлялись художники Т.П. Семенов, А.И. Черных, П.И. Зеленковский, Г.А. Лельков, Ф.С. Гончаров. На эти поездки художникам выделено 7 000 рублей [12. Л. 7, 11, 28].

С момента восстановления союза оказывалась помощь нуждающимся - частичный ремонт квартир и мастерских, на творческую работу демобилизованным из армии, семьям фронтовиков. В 1943-1944 гг. помощь получили 13 человек. Было выделено 17 ссуд на 26 000 рублей. Из них 3 человека получили возвратные ссуды на сумму 10 500 рублей [10. Л. 1 об.].

Все это сказалось на улучшении творческой деятельности. Художники в 1944 году активно работали над картинами:

Ованесов А.К. - «Портрет героев фронта и тыла Отечественной войны», «Взятие Ростовского вокзала»;

№ 3 (82), 2021

“Культурная жизнь регионов”

149

Гончаров Ф.С. - «Взятие Ростова», «Счастливая встреча», «Лагерь смерти», «Автопортрет», «Два портрета»;

Семенов Т.П. - «В степях Дона», «Донская путина» (по заказу Всекохудожник);

Черных А.М. - «Мать», «Наши пришли» (по заказу Всекохудожник);

Жовмир С.И. - «Памятник героям, освободившим город Ростов», «Монумент героическим событиям разгрома фашистских орд»;

Шендеров А.С. - «1942 год», «Путина в Азовском море», «Рыбачья гавань», «Улица Энгельса», «Госбанк», «Театральная площадь», «Театральный парк»;

Гулецкий В. В. - «Ростов восстанавливается», «Разгром карательного немецкого отряда партизанами», «Немцы на Дону»;

Гинц С.И. - рисунок «Отечественная война», иллюстрации фольклора Донских казаков-некрасовцев;

Громыко Е.В. - «Восстановим родной Ростов»;

Зеленковский П.И. - «Возвращение в родные места». «Пейзаж Дона», «Героические будни железнодорожников»;

Гайваненко А. П. - «Рыбный промысел на Дону»;

Лельков Г.А. - «Смерть героя», «Герои боев за Ростов», «Портрет полковника Репина» [10. Л. 2 ].

В целях повышения квалификации членов и кандидатов ССХ с 1 января 1944 года была организована студия, средства ее на работу, к сожалению, не были предусмотрены. Помещение не являлось собственностью союза, а арендовалось, поэтому работа в студии шла слабо.

Позднее союз получил от отдела искусств собственное помещение из 6 комнат площадью более 1 00 кв. м. Помещение требовало ремонта. В нем расположились 4 персональные мастерские художников Шендерова А.С., Черных А.М., Гулецкого В.В., Ованесова А.К., студия и комната Правления ССХ.

К 1 октября 1944 года Союз насчитывал в своих рядах 21 человека. Из них 17 членов и 4 кандидата. Пополнение происходило за счет вновь принятых в Союз и за счет прибывших из других областей и краев на работу в Ростов (Гайденко И.А., Носов А.И., Ивановский, Громыко Е.В. - ССХ Белоруссии, Гулецкий В.В. - Иркутск, Кривинская Е.Я. - Ставрополь, Ульковский М.С. - Бурят-Монголия) [10. Л. 2 об.].

7 человек вновь прибывших художников не сразу были утверждены оргкомитетом. Причиной в большинстве случаев стало то, что многие их работы погибли в ходе оккупации и бомбежек. Художникам пришлось усиленно готовить свои материалы к выставке, фотографировать их, что требовалось оргкомитетом ССХ СССР.

Стремясь улучшить работу студии по повышению квалификации, правление ССХ провело ряд закрытых творческих просмотров работ членов и кандидатов ССХ, возвратившихся из творческих командировок, цикл лекций и бесед по вопросам искусства.

Тяжело складывалось материальное состояние Союза, имущество которого было полностью разграблено во время оккупации. Смета в сумме 25 000 рублей для ростовской организации, утвержденная оргкомитетом Союза ССХ СССР, не покрывала ее нужд.

С восстановлением деятельности ССХ (с марта 1943 г. по конец 1944 г.) членам и кандидатам ССХ пришлось пережить жестокий голод и колоссальную нужду в ИЗОматериалах. В результате семимесячной оккупации города и Ростовской области все ИЗО-материалы (холст, различные краски, кисти, бумага и т.п.), имевшиеся в магазинах РостИЗО и других торгующих организациях, как и в запасах каждого художника, было полностью разграблено или уничтожено.

Через местный отдел искусств и управление по делам искусств при СНК РСФСР оргкомитетом ССХ СССР была частично оказана помощь ИЗО-материалами. Однако ее оказалось недостаточно, тем более что грунтовые краски оказались с браком, мундштучная бумага тоже бракованная, а холста, красок и кистей прислали немного.

“Культурная жизнь Юга России” № 3 (82), 2021

150------

Первая послевоенная выставка ростовских художников 1946 года стала их творческим отчетом о том, что они сделали со времени последней выставки в мае-июне 1944 года.

Для ростовской организации ССХ этот период был периодом значительного организационного и творческого роста. До войны Союз, организованный в 1939 году, насчитывал в Ростовской области около 20 членов и кандидатов. В 1946 году их стало 47. В ряды ССХ влилась молодежь. Значительная часть выставленных полотен принадлежала их кисти. Работы Леня В.Г., Талалаевой Г.М., Донцовой А.И., Гайваненко А.П., Кащеева К.Г. и других молодых живописцев отличались любовью и серьезным отношением к искусству [13. Л. 4].

Немало поработали в период между двумя выставками и представители старшего поколения. Около полутора десятков холстов написал Шендеров А.С., часть из них была представлена на выставке. Большое количество работ оказалось у Семенова Т.П. и Гулецкого В.В. Активно работали Ованесов А.К. и Гончаров Ф.С. - одни из старейших ростовских художников. Ряд работ выполнили скульпторы Жовмир С.И. и Дрейлинг А.В. Театральные художники Гайденко М.В., Кривинская Е.А., Кащеев К.Г., Донцова А.И. и Дураков Б.П. оформили за 1945-1946 гг. немало интересных спектаклей в ростовских театрах. Часть эскизов этих постановок также была представлена на выставке.

Рис. 1. А.С. Шендеров «Ростов 45-го». Из открытых источников.

№ 3 (82), 2021

'Культурная жизнь регионов”

К 1946 году в ростовском «Доме актера»2 получили собственные мастерские Шендеров А.С., Ованесов А.К., Талалаева Г.М., Донцова А.И., Лель и другие художники. Большое значение сыграло создание в марте 1945 года Ростовского областного отделения Государственного художественного фонда СССР3 и ряда художественно-производственных мастерских. Несмотря на трудные условия военного и послевоенного времени, Художественный фонд снабжал художников и производственные мастерские необходимым материалами и принадлежностями [11. Л. 8 об.].

Ростовские художники получали заказы партийных и советских организаций. Выпуск портретов и скульптурных изображений вождей революции, руководителей партии и правительства, изготовление копий картин известных художников, панно, лозунгов, оформление демонстраций, клубов и учреждений, издание печатных агитхудожественных плакатов позволяли удовлетворять потребности г. Ростова-на-Дону и всей Ростовской области в художественной продукции и создавали материальную базу для развития творческой работы.

Создав художникам необходимые условия для плодотворной работы, Правление ССХ предъявило к ним высокие требования. Проведенные творческие самоотчеты художников явились для них строгой товарищеской проверкой их деятельности. Профессиональной критике была подвергнута работа каждого художника.

В военный и послевоенный период основными темами работ стали эпопея Отечественной войны, восстановление страны, родного города и области. Работы, представленные на выставке, свидетельствовали о том, что художники стремились раскрыть эти темы.

Значительное внимание художников привлекало воплощение облика героических воинов и патриотов Советской страны. В живописных и скульптурных работах, выполненных художниками и скульпторами Гайденко М.И., Гончаровым Ф.С., Лельковым Г.А., Дрейлинг А.В., Жовмиром С.И., Барашьян О.М., Поповым А.А., были переданы образы Героев Советского Союза, орденоносцев - офицеров Советской армии.

Надо отметить, что значительных тематических полотен на выставке представлено было немного. Недостаточно отражена тема ликвидации последствий войны, переход к мирному строительству. Слабо звучала донская тема - славное прошлое Дона, донской пейзаж. Тем не менее представленные на выставке натюрморты, пейзажи, декоративные работы явились воплощением оптимизма, широты творческих интересов художников, отражающих жизненные силы народа, вышедшего из грозных испытаний войны и проявившей активный интерес ко всем многообразным проявлениям жизненной красоты.

Посетители выставки оставляли после ее просмотра сердечные отзывы:

«Приятно видеть выставку творческих работ художников своего города. Жизнь возрождается во всех отношениях» [14. Л. 19 об.].

«Уходя с выставки, я остаюсь доволен тем, что в тяжелый период восстановительных лет художники города Ростова и области упорно работают над созданием новых полотен и нового фонда музея изобразительных искусств» [14. Л. 21].

«Очень радостно отметить, что выставка художественных произведений организована в дни возрождения города Ростова. Характерной чертой данной

2 «Дом актера» - жилой дом для деятелей искусства, построенный в Ростове-на-Дону в 1935 году по проекту архитектора Л.Ф. Эберга. Здесь находились не только квартиры артистов театра, но и творческие мастерские художников и скульпторов. Дом был построен в стиле «конструктивизм». В 2016 году здание было признано объектом культурного наследия.

3 Художественный фонд СССР (РСФСР) - общественная организация при Союзе Художников СССР. Художественный фонд оказывал содействие творческой деятельности художников - членов фонда, а также улучшению их материального положения. Функционировал с 1940 по 1992 год. Через предприятия Художественного фонда (мастерские, комбинаты, фабрики) художники получали заказы на свои работы.

“Культурная жизнь Юга России” № 3 (82), 2021

выставки является то, что творчество нашего народа в годы Великой Отечественной войны не только не ослабело, а наоборот, культура и кругозор нашего народа значительно расширились» [14. Л. 20]4.

Новым явлением стало наличие на выставке произведений прикладного изобразительного искусства: резьбы по дереву (работы Юдичева), моделей игрушек (работы Пастуховой), художественно расписанных тканей.

Представляется необходимым отметить работу театральных художников г. Ростова-на-Дону и Ростовской области. Ростов, без сомнения, можно назвать городом театров. Жители города с воодушевлением посещали спектакли и концерты. Сделать спектакль ярким и запоминающимся позволяла работа театральных художников. После освобождения Ростова и возвращения театральных трупп из эвакуации коллективы с большим энтузиазмом взялись за подготовки новых театральных премьер. Необходимо учесть, что Ростов после двух оккупаций был разрушен. Для художников проблема ИЗО-материалов стояла очень остро. Стремление театров выпускать по 5-6 спектаклей в сезон требовали от художников полной творческой отдачи.

В ССХ Ростовской области была организована театральная секция. В нее вошли художники Дураков Б.П., Донцова А.И., Гайденко М.В., Пастухова З.А. [15. Л. 8]. Эти художники принимали активное участие в работе союза. В свою очередь ССХ наблюдал за деятельностью театральных художников, не допуская снижения профессионального уровня. Театральные художники должны были представлять свои работы на выставки, отчитываться о своем творчестве перед Союзом. Их театральные работы подвергали конструктивной критике.

Важной вехой в жизни ССХ Ростовской области стала конференция, посвященная работе театральных художников, состоявшаяся в марте 1947 года. Резкой критике коллег подверглась профессиональная деятельность ряда художников. В свою очередь критикуемые рассказали о проблемах, имеющих место в театрах: большое количество премьер, недостаток времени для работы над эскизами и декорациями, жесткий дефицит ИЗО-материалов. Все присутствующие отмечали, что «стиль театра, творческая жизнь театра влияет на стиль художника» [16. Л. 31]. Причину недостатков в работе театральных художников коллеги видели в невнимании к вопросам театральных художников, режиссеров, представителей отдела искусств облисполкома и Союза художников [16. Л. 42]. Инспектор ИЗО отдела искусств Союза художников искусствовед Величко К.А., выступая на конференции, подчеркнул: «Борьба за собственный облик художника, за стиль является одной из задач, в отношении решения которой требуется сегодня квалифицированная помощь» [16. Л. 42 об.].

В такой активной занятости театральных художников крылась и другая проблема -недостаток времени на индивидуальное творчество. Художники не успевали подготовить материалы и принять участие в выставках. Это вело, в свою очередь, к выведению из членов Союза в кандидаты; лишало заказов Художественного фонда. Нелегкий разговор помог выявить проблемы и в дальнейшем способствовал творческому развитию театральных художников.

Спустя несколько лет, в 1951 году, член ССХ, театральный художник Б.П. Дураков подготовил и провел свою персональную выставку. На ней были представлены эскизы костюмов и декораций к различным спектаклям театра Музыкальной комедии послевоенных лет [17. Л. 3-5]. Работы выполнялись на высоком профессиональном уровне. Коллеги и посетители выставки отмечали особый стиль Б. П. Дуракова - лиричность, легкость, остроумие. Художник начинал творческую деятельность как карикатурист. Видимо поэтому для него работа в театре Музыкальной комедии стала действительно делом жизни. Подобные выставки давали возможность знакомства с профессиональным творчеством коллег и помогали повысить свою квалификацию.

4 Правописание и особенности речи, приведенные автором из первоисточника в данном случае остаются неизменными.

№ 3 (82), 2021

'Культурная жизнь регионов”

Рис. 2. Б.П. Дураков. Эскизы костюмов к спектаклю Ростовского театра Музыкальной комедии «Три мушкетера». ГАРО. Ф. Р-4144. Оп. 1.Д. 3. Л.1.

В конце 1940-х - начале 1950-х гг. возрастает число выставок, организуемых ССХ Ростовской области. В 1949 г. прошло четыре выставки: выставка ростовских художников и студентов художественного училища, посвященная Советской армии; выставка художника Крылова И.И.; московская передвижная выставка молодых художников; пятая выставка работ ростовских художников [18, л. 19].

К 1952 году в Союзе состояли 48 художников. Они принимали участие в Республиканской выставке (Лень, Чернышев и др.). Союз организовал седьмую областную выставку (декабрь 1952 г.). В ней участвовали 54 художника. Были экспонированы 78 живописных работ, 48 графических, 5 скульптурных и 6 политсатиры. Был проведен конкурс на создание работы, посвященной жизни и творчеству Н.В. Гоголя, в связи со 100-летием со дня его смерти. На конкурс представили более 50 работ [19. Л. 25].

Выводы. Подводя итоги, можно утверждать, что деятельность Союза СХ Ростовской области в целом продолжила тенденции всех советских художников в годы войны и послевоенные годы. Работы художников стали воплощением патриотического подъема. Это подлинные документы эпохи, созданные современниками и ставшие свидетельством трагедии народа, его героизма и надежды на мирное будущее.

Художники смогли возобновить творческий процесс благодаря активной работе своего союза. Художников снабжали ИЗО-материалами, оказывали материальную помощь, организовывали выставки. Выставочная деятельность художников стала для разоренного войной Ростова возвращением к мирной жизни и мирному труду.

Необходимость участвовать в выставках, творческие отчеты и обсуждения работ давали донским художникам стимул к творчеству, профессиональному росту. В Ростовскую область приезжали художники из различных регионов СССР. Работа студии, организация передвижных выставок для госпиталя, лекции и беседы стали частью повседневной и творческой жизни.

“Культурная жизнь Юга России” № 3 (82), 2021

154

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Художественный фонд организовывал заказы художникам, давая им возможность заработка. Театральные художники были востребованы в полной мере, осуществляя свои замыслы в театральных постановках и способствуя успехам театральных коллективов.

В целом военные и послевоенные годы стали временем творческого подъема ростовских художников. Обновлялся и пополнялся состав ССХ. Пришла молодежь, продолжив традиции и привнеся новые идеи. В 40-е годы XX в. нашли воплощение традиции донской художественной школы и были заложены основы дальнейших творческих поисков. Благодаря изучению событий 1940-х - 1950-х гг. можно выявить истоки и происхождение художественного направления в живописи «суровый стиль», берущего начало в 1960-е гг. Художники - представители «сурового стиля» воевали или были детьми войны. Благодаря их работам сформировался «общественный интерес к Великой Отечественной войне, особый образ войны как величайшей трагедии человечества, восприятие войны не только как исторического события, но и личной трагедии, затронувшей все без исключения семьи» [20. С. 108]. Изучение работы регионального отделения ССХ - важная составляющая исследования истории творческих союзов Ростовской области, их вклада в сохранение и приумножение историко-культурного наследия Донского края. Изучение материалов и источников по данной тематике будет продолжено и в дальнейшем.

Литература

1. Суздалев П.К. Советское искусство периода Великой Отечественной войны. М.: Советский художник, 1965. 468 с.

2. Чайковская В.И. Светлый путь. Советская живопись 1920-1950 гг. М.: Искусство XXI век, 2005. 240 с.

3. Манин В.С. Русская живопись XX в. в 3 т. СПб: Аврора, 2007. 455 с.

4. Память и время. М.: Галарт, 2011. Т. 2. 455 с.

5. Рудницкая Ю.Л. Художники Дона. Ленинград: Художник РСФСР, 1987. 235 л.

6. Рязанов В.В. Искусство Юга России: времен связующие звенья. Изобразительное искусство Российской федерации. Юг России. М.: Пранат, 2013. С. 10-35.

7. Скопцова Г.С. Из века в века. История РХУ в лицах. Ростов-на-Дону. 2009. 489 с.

8. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. Р-3737. Оп. 9. Д. 1263. Св.115.

9. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. Р-3737. Оп. 2. Д. 471.

10. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. Р-4117. Оп.1. Д. 3.

11. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. Р-4117. Оп.1. Д. 6.

12. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. Р-4117. Оп.1. Д. 1.

13. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. Р-4117. Оп.1. Д. 17.

14. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. Р-4117. Оп.1. Д. 18.

15. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. Р-4117. Оп.1. Д. 43.

16. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. Р-4117. Оп.1. Д.29.

17. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. Р-4117. Оп.1. Д. 78.

18. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. Р-4117. Оп.1. Д. 53.

19. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. Р-4133. Оп.1. Д. 177 «а».

20. Костюкова У.С., Акоева Н.Б. Тема Великой Отечественной войны в творчестве художников сурового стиля // Культурная жизнь Юга России. 2021. № 1 (80). С. 104-109. DOI: 10.24412/2070-075X-2021-1-104-109

Activities of the Rostov Regional Branch of the Artists’ Union of the USSR in the War and Early Post-War Years

Kul’turnaya zhizn’ Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South, 2021, 3 (82), 146-156. DOI: 10.24412/2070-075X-2021-3-146-156

№ 3 (82), 2021

'Культурная жизнь регионов”

155

Olga V. Semenova, Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences (Rostov-on-Don, Russian Federation). E-mail: oliko_sov@mail.ru

Keywords: Artists’ Union, Rostov Oblast, war, exhibitions, stage designer, Durakov.

The article analyses of the activities of the Rostov Regional Branch of the Artists’ Union of the USSR in the war and post-war years. Using archival sources, the author determines the place and role of the Union in returning artists, as well as all citizens of Rostov and the region, to peaceful life and work. The methodological basis of the research was the principle of historicism. The article provides previously unknown information about the composition of the Artists’ Union, its everyday problems, the first post-war exhibitions, and creative disputes over the activities of stage designers. The war and the first post-war years were the time of Rostov artists’ creative activity. After the liberation of Rostov Oblast from the invaders, the Artists’ Union was able to unite artists and organise most interesting art exhibitions. The author comes to the conclusion that, on the whole, the activity of the Artists’ Union in Rostov Oblast accumulated the main tendencies of the Soviet art school of the war and post-war years. Artists were able to continue their work largely thanks to the Union, which provided organisational and financial support, and equipped artists with fine art materials. Apart from creating works on military-patriotic themes, artists also paid considerable attention to the portrait, the self-portrait, the theme of peaceful creative labor, and especially the Don landscape. Artists’ works allowed the inhabitants of the Don region to overcome the consequences of the war and the military occupation, and influenced the development of the main directions of artistic activity in the future.

References

1. Suzdalev, P.K. (1965) Sovetskoe iskusstvo perioda Velikoy Otechestvennoy voyny [Soviet Art During the Great Patriotic War]. Moscow: Sovetskiy khudozhnik.

2. Chaykovskaya, V.I. (2005) Svetlyy put’. Sovetskaya zhivopis’ 1920-1950 gg. [A Light Path. Soviet Painting of the 1920s-1950s]. Moscow: Iskusstvo XXI vek.

3. Manin, V.S. (2007) Russkaya zhivopis’ XX v. v 3 t. [Russian Painting of the XX Century. In 3 Volumes]. St. Petersburg: Avrora.

4. Malinina, T.G. & Ogarkova, E.V. (2011) Pamyat’i vremya [Memory and Time]. Vol. 2. Moscow: Galart.

5. Rudnitskaya, Yu.L. (1987) Khudozhniki Dona [The Don Region Artists]. Leningrad: Khudozhnik RSFSR.

6. Ryazanov, V.V. (2013) Iskusstvo Yuga Rossii: vremen svyazuyushchie zven’ya. Izobrazitel ’noe iskusstvo Rossiyskoy federatsii. Yug Rossii [Art of the South of Russia: Connecting Links From Time to Time. Fine Arts of the Russian Federation. South of Russia]. Moscow: Pranat. pp. 10-35.

7. Skoptsova, G.S. (2009) Iz veka v veka. Istoriya RKhU v litsakh [From Century to Century. The History of Rostov Art School in Persons]. Rostov-on-Don: Rostov Art School.

8. State Archive of Rostov Oblast (GARO). Fund R-3737. List 9. File 1263. Sv. 115.

9. State Archive of Rostov Oblast (GARO). Fund R-3737. List 2. File 471.

10. State Archive of Rostov Oblast (GARO). Fund R-4117. List 1. File 3.

11. S tate Archive of Rostov Oblast (GARO). Fund R-4117. List 1. File 6.

12. State Archive of Rostov Oblast (GARO). Fund R-4117. List 1. File 1.

13. S tate Archive of Rostov Oblast (GARO). Fund R-4117. List 1. File 17

14. S tate Archive of Rostov Oblast (GARO). Fund R-4117. List 1. File 18

15. S tate Archive of Rostov Oblast (GARO). Fund R-4117. List 1. File 43

16. S tate Archive of Rostov Oblast (GARO). Fund R-4117. List 1. File 29

17. S tate Archive of Rostov Oblast (GARO). Fund R-4117. List 1. File 78

18. S tate Archive of Rostov Oblast (GARO). Fund R-4117. List 1. File 53

“Культурная жизнь Юга России” № 3 (82), 2021

156

19. State Archive of Rostov Oblast (GARO). Fund R-4133. List 1. File 177 “a”.

20. Kostyukova, U.S. & Akoeva, N.B. (2021) The Theme of the Great Patriotic War in the Works of Artists of the Severe Style. Kul’turnaya zhizn’ Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South. 1 (80). pp. 104-109. (In Russian). DOI: 10.24412/2070-075X-2021-1-104-109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.