Научная статья на тему 'Образование Читинского отделения союза советских художников (1945-1964 гг. )'

Образование Читинского отделения союза советских художников (1945-1964 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
453
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ / ОТДЕЛЕНИЕ / БЮРО / ЧЛЕНЫ / КАНДИДАТЫ / ТВОРЧЕСКИЙ АКТИВ / МАСТЕРСКАЯ / ВЫСТАВКИ / THE UNION OF ARTISTS / BRANCH / BUREAU / MEMBERS / CANDIDATES / CREATIVE / ACTIVE / WORKSHOP / EXHIBITIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семёнова Надежда Анатольевна

В статье рассматривается история создания Читинского отделения Союза Художников СССР и его начальный период деятельности. Раскрываются взаимодействия с органами местной власти и художественной общественностью. На примерах показано вмешательство партийных органов в творческий процесс, а также возникающие трудности и пути их решения на начальном этапе образования союза. Выявляются основные особенности развития Читинского отделения СХ СССР, творческие успехи, принёсшие всероссийскую и республиканскую известность Забайкальским художникам, и итоги их деятельности в период становления. Рассматривается процесс вовлечения молодёжи, школьников в художественное творчество, различные методы работы с начинающими талантливыми художниками области в послевоенный период. В статье показана взаимосвязь Читинского отделения СХ СССР с живописцами соседних регионов и столицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of the Chita Division of the Soviet Artists Association (1945-1964)

In this article the history of creation of the Chita branch of the USSR Artists Association and its initial stage of activity is considered. Interactions with organs of local government bodies and artistic public are discovered. Using certain examples it has been shown how the party bodies interfered into the creative process, as well as the arising difficulties and ways of their solution at the initial stage of the union formation. The paper reveals main features of the Chita branch development, its creative success which brought the All-Russia and republic popularity to Trans-Baikal artists, and the results of their activity in formation. The author also considers the involvement of the youth, schoolchildren into art creativity, and various methods of work with beginners, talented artists of the region during the post-war period. In the article the interrelation of Chita branch of the USSR Union of Artists with painters from the neighbouring regions is shown.

Текст научной работы на тему «Образование Читинского отделения союза советских художников (1945-1964 гг. )»

Гуманитарный вектор. 2012. № 2 (30)

УДК 7.071.1:93 ББК 87.8:63

Надежда Анатольевна Семёнова,

Забайкальский государственный университет (Чита, Россия),

e-mail: Semenova.Nadia@mail.ru

Образование читинского отделения союза советских художников (1945-1964 гг.)

В статье рассматривается история создания Читинского отделения Союза Художников СССР и его начальный период деятельности. Раскрываются взаимодействия с органами местной власти и художественной общественностью.

На примерах показано вмешательство партийных органов в творческий процесс, а также возникающие трудности и пути их решения на начальном этапе образования союза. Выявляются основные особенности развития Читинского отделения СХ СССР, творческие успехи, принёсшие всероссийскую и республиканскую известность Забайкальским художникам, и итоги их деятельности в период становления. Рассматривается процесс вовлечения молодёжи, школьников в художественное творчество, различные методы работы с начинающими талантливыми художниками области в послевоенный период. В статье показана взаимосвязь Читинского отделения СХ СССР с живописцами соседних регионов и столицы.

Ключевые слова: Союз художников, отделение, бюро, члены, кандидаты, творческий актив, мастерская, выставки.

Nadezhda Anatolievna Semyonova,

Zabaikalsky State University (Сhita, Russia), e-mail: Semenova.Nadia@mail.ru

The Development of the Chita Division of the Soviet Artists Association (1945-1964)

In this article the history of creation of the Chita branch of the USSR Artists Association and its initial stage of activity is considered. Interactions with organs of local government bodies and artistic public are discovered. Using certain examples it has been shown how the party bodies interfered into the creative process, as well as the arising difficulties and ways of their solution at the initial stage of the union formation. The paper reveals main features of the Chita branch development, its creative success which brought the All-Russia and republic popularity to Trans-Baikal artists, and the results of their activity in formation. The author also considers the involvement of the youth, schoolchildren into art creativity, and various methods of work with beginners, talented artists of the region during the post-war period. In the article the interrelation of Chita branch of the USSR Union of Artists with painters from the neighbouring regions is shown.

Keywords: the Union of Artists, branch, bureau, members, candidates, creative, active, workshop, exhibitions.

Цель данной статьи - рассмотреть историю создания и начальный период деятельности Читинского отделения Союза Советских художников, выявить особенности его развития, раскрыть взаимодействие с органами

власти и общественностью, показать основные итоги его развития и творческие успехи.

В 30-е гг. в стране происходили значительные изменения в области культуры, были ликвидированы многочисленные объедине-

118

© Н. А. Семёнова, 2012

ния работников искусств. Вместо них создавались единые союзы советских писателей, художников, кинематографистов, артистов, композиторов. В советском искусстве наступал период единообразия.

Подобная ситуация наблюдалась и в Восточной Сибири. В 1933 г. в Иркутске на краевой конференции работников изобразительного искусства был создан ВосточноСибирский краевой ССХ (Союз Советских Художников). Его филиал был открыт в Чите. Представителем в союзе от читинских художников стал Сверкунов И. П., который неоднократно бывал в Иркутске на совещаниях, съездах. И. П. Сверкунов, П. И. Кашкаров и другие художники Читы принимали участие в художественных выставках Иркутска и других городов Восточной Сибири и Дальнего Востока.

В этот период начинался процесс накопления творческих сил, решались организационные вопросы по созданию самостоятельной организации в Чите. В 1938 г., по инициативе И. П. Сверкунова, возглавлявшего художественную студию, было организовано Читинское Оргбюро Союза Советских художников (ЧОБ ССХ). В состав первого правления Оргбюро вошли И. Поликарпов, С. Смиренин, А. Плякин. Билет № 1 был выдан «старейшине забайкальского живописного цеха» П. И. Кашкарову [1, л. 1.]

Главным направлением ЧОБ ССХ в первые годы деятельности, включая годы Великой Отечественной войны, являлась плакатная живопись. Художники работали в мастерской «Окна ТАСС», созданной в 1941 г. Мастерская существовала как хозрасчётная единица в ведении и под контролем ЧОБ ССХ. В годы войны художниками было выпущено 427 названий плакатов, организовано две выставки живопись-графика, трёх выставки агитплаката, одна из них передвижная [2, л. 46].

В результате завершения ВОВ, мастерская «Окна ТАСС», выполнявшая заказы военного времени, была закрыта. В связи с отсутствием в Чите и области организации, которая могла выполнять заказы по художественному оформлению клубов, красных уголков, написанию портретов, наглядных пособий, рекламы и т. д. Облисполкомом было принято решение на её базе организовать новую мастерскую - «Стол Заказов».

Мастерская «Стол Заказов» проработала 9 месяцев — с января по октябрь 1946 г., после чего решением собрания ЧОБ СХ была преобразована в Читинское товарищество «Художник», находящееся под контролем российского товарищества «Всекохудожник». Но и эта мастерская проработала совсем немного. В июле 1947 г., в результате ликвидации товарищества «Художник» мастерская была закрыта. Облисполком в этих условиях восстановил мастерскую «Стол Заказов» [3, л. 120]. К концу 40-х гг. мастерская имела более пятидесяти рабочих мест, из которых более 80 % занимали художники. «Стол Заказов» давал возможность зарабатывать не только художниками-профессионалами, но и начинающим талантам [4, л. 80].

В 1948 г., в связи с перерегистрацией в стране организаций и предприятий, встал вопрос о прекращении деятельности «Стола Заказов». Мастерская не имела утверждённых штатов и как самостоятельная организация существовать не могла. Художники неоднократно обращались в Отдел по делам искусств, Художественный фонд СССР, «Всекохудожник» с просьбой об оформлении «Стола Заказов», но получали отказ по причине отсутствия штатных единиц в мастерской. В 1950 г. решение вопроса было найдено в выделении местным отделом по делам искусств три штатных единицы, что дало возможность сохранить мастерскую [5, л. 121].

«Стол Заказов» позволил объединить не только вернувшихся с фронта художников, но и молодых авторов, в числе которых П. Е. Аносов, М. И. Артамонов, В. Ф. Никитин, А. Ф. Потепалов, Е. Г. Отрадных, В. И. Кузин [6, с. 14-18].

Все произведения художников строго контролировались Художественным Советом при Союзе Советских художников и Главре-порткомом через уполномоченных. На произведении, разрешённом для «выхода в свет», ставился штамп установленного образца, после чего его могли распространять [7, л. 37, 85]. С 1950 г. художникам выдавались эталоны для написания портретов руководителей партии и правительства, утвержденные контролирующими органами. Система шаблонного выполнения работ не давала художникам показать своё видение картины, и если художник позволял в своём произведении

небольшие отклонении от образца, то работа не принималась. Это свидетельствовало о попытке партийных органов контролировать не только политические и экономические сферы общественной деятельности, но и культурные [8, л. 123].

В послевоенный период в стране расширился диапазон творческой деятельности художников. Одним из главных направлений в их работе являлась выставочная работа. В соответствии с Постановлением Совета министров РСФСР от 08.04.1948 г. «Об итогах Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности» Читинский Облисполком принял решение о проведении ежегодных сельских, районных и областных выставок. Возглавил эту работу оргкомитет, в состав которого входили представители райисполкомов, облисполкомов, начальники отдела культуры, члены отдела Агитации и пропаганды райкома КПСС, обкома КПСС. директора и художественные руководители ДК, художники [9, л. 1].

Ежегодно в области велась работа по выявлению самодеятельных художников, проводились консультации, при ДК создавались кружки ИЗО, через печать и радио освещался ход подготовки к областной выставке. За 1949 г. в области было выявлено более 30 талантливых художников. В 1949 г. на областную выставку в поселке Агинское было отобрано 8 картин 12 самодеятельных художников [10, л. 18].

Итогом работы 1949 г. стало проведение областной выставки, посвящённой 70-летию И. В. Сталина. На выставке экспонировалось более 200 работ местных художников. Её открытие посетили представители партийных органов, общественных организаций, гости БМАРССР, заслуженый деятель искусств тов. Мердыгеев, народный мастер по чекану тов. Намжелон, художник Чикотеев. Выставку посетили более 10 тыс. человек [11, л. 14об.-15].

На областной выставке внимание зрителей привлекли работы: шахтёрская серия И. Т. Блохина, портреты коллег художника В. Н. Голубева, «Улица Ленина» Д. И. Иванова В выставке принимали участие и самодеятельные художники. Одиннадцать лучших работ читинских художников было отобрано

на Всесоюзную выставку 1949 г. в Москве [12, л. 65].

В это же время начинается тесная творческая взаимосвязь забайкальских художников с художниками БМ АРССР. Они готовили и проводили совместные мероприятия, выставки, конференции, обменивались опытом. В июле 1950 г. читинские художники участвовали на межобластной выставке в г. Улан-Удэ, где экспонировали около 100 своих работ [13, л. 117].

Читинские художники пытались наладить взаимосвязь не только с художниками из соседних регионов, но и центральной России. В 1949 г. И. В. Поликарпов и А. М. Федотов были командированы в дом творчества «Гурзуф» в Крым, встречались и работали с известными советскими художниками, посещали мастерские московских художников, присутствовали на открытии Всесоюзной художественной выставки 1949 г. в Москве [14, л. 81; д. 5, л. 6]. После возвращения из творческой командировки, на общем собрании Оргбюро художники делились впечатлениями, рассказывали об условиях работы художников из столицы, высказывали мнение о необходимости таких командировок.

Кроме членов и кандидатов Союза СХ СССР в работе Оргбюро принимали участие начинающие талантливые художники. Они составляли творческий актив организации. Его количественный состав на протяжении рассматриваемого периода колебался от 6 до 15 человек. Так, в 1950 г. он составлял 6-7 чел., 1956 г. - 10-11 чел.; 1962 г. -12-15 чел. Они участвовали в работе мастерской «Стол Заказов», посещали занятия ИЗО студии, где совершенствовали своё мастерство, были участниками коллективных выездов за город для написания картин с натуры, которые в последующем экспонировались на областной выставке.

В феврале 1953 г. прошла областная художественная выставка, посвящённая выборам в местные Советы и Дню Советской армии. В ней приняли участие 22 художника. Они представили 77 работ живописи, графики и скульптуры. В выставке принимали участие и пять начинающих художников из районов области [15, л. 1].

Художники А. М. Федотов, Б. А. Чередник, В. Н. Голубев, И. Т. Блохин состав-

ляли костяк ЧОБ ССХ. Будучи членами СХ СССР, они вели работу по повышению профессионального мастерства среди читинских художников, популяризацию их творчества, участвовали в конференциях, устраивали выставки. СХ СССР финансировал творческую деятельность, представляя членам организации бесплатные мастерские, организовывал творческие поездки по регионам [16, л. 18].

В 1953 г. И. Т. Блохин получил творческую командировку в Оловянинский район в колхоз им. Сталина, а А. М. Федотов - на озеро Байкал. Итогом их творческой деятельности стали картина «Чабан» И. Т. Блохина и серия пейзажей под названием «Сюита о Байкале» А. М. Федотова [17, л. 1].

По итогам таких командировок проводились творческие отчёты по проделанной работе. Отчёты проводились как закрытые, как перед Оргбюро, так и перед общественностью города, с приглашением членов отдела Агитации и пропаганды горкома КПСС, обкома КПСС и другими представителями власти. От результатов обсуждения зависели дальнейшие условия для профессионального роста художника, которого могли командировать в дома творчества художественного фонда СССР [18, л. 15].

Тенденция творческой активности в изобразительном искусстве наблюдалась не только в Забайкалье, но и по всей стране. Это вызвало необходимость преобразований в структуре организации СХ СССР.

В 1957 г. прошёл I Всесоюзный съезд советских художников, учредивший единый Союз художников СССР и его новый устав. По решению съезда все Оргбюро СХ СССР были переименованы в областные отделения Союза художников СССР

Уставные требования поставили в сложное положение ЧОБ ССХ. На начало 1957 г. в состав ЧОБ ССХ входило 9 человек: 4 -члена и 5 - кандидатов. Специальное образование имели 4 человека. Для утверждения ЧОБ в качестве отделения союза художников не хватало количества членов и кандидатов ССХ СССР, специалистов с высшим и средним специальным образованием, отсутствие систематического плана работы, творческих отчётов, производственных и творческих мастерских [19, л. 130].

В 1957 г. на общем собрании ЧОБ ССХ обсуждался вопрос о сохранении самостоятельного статуса ЧОБ ССХ или о прикреплении его к Иркутскому или Улан-Удэнскому. На собрании присутствовали член правления ССХ СССР В. С. Рогаль, секретарь обкома КПСС Данилюк Л. П., зам. начальника управления культуры Ю. И. Владимиров В итоге собрание приняло решение о сохранении самостоятельности ЧОБ ССХ, но с условиями устранения недостатков в работе [20, л. 124, 130, 138].

С этого периода активизируется деятельность Читинского отделения СХ СССР. Художники регулярно экспонировали свои работы на республиканских и всероссийских выставках. На республиканскую выставку 1957 г. было представлено 9 работ читинских художников: «Саяны» И. Т. Блохина, «Байкал», «Прибайкалье», «Река Витим»

A. М. Федотова, «Пожилой колхозник»

B. Н. Голубева, «Приезд княгини Волконской к мужу декабристу в Забайкалье» Б. А. Чередника, «Судоверфь на реке Шил-ке», «В Сретенском затоне» Н. В. Еремеева, «Полдень» А. В. Стелькина [21, л. 42].

На протяжении всего периода существования организации кадровый вопрос был одним из наиболее острых. Систематические заявки на приезд специалистов в Читу оставался не решённым до начала 60-х гг. Причинами этого служили отдалённость региона, отсутствие производственных мастерских, жилого фонда, выставочной галереи и т. д. К концу 1959 г. Читинское отделение СХ СССР состояло из 2 членов и 5 кандидатов СХ СССР, что соответственно усложняло положение ЧО СХ СССР [22, л. 121]. Этот вопрос был решён не только принятием в члены и кандидаты молодых талантливых художников Читы, но и приездом специалистов из других регионов страны. В Забайкалье приезжают Л. С. Новицкий, С. М. Федотов. После окончания Иркутского художественного училища в Читу возвращаются В. И. Форов, Я. И. Шплатов, В. Д. Пинигин, Ю. А. Круглов, В. Г. Мольнар, А. В. Колчанов, которые активно включаются в творческую жизнь Читинского отделения СХ СССР.

Новицкий Л. С., выпускник Иркутского художественного училища и Московского государственного художественного института

им. В. И. Сурикова, приехал в Читу уже сложившимся портретистом. Главным направлением в своей работе он видел создание тематических картин, которые в последующем стали визитной карточкой забайкальского искусства. В конце 1962 г. Новицкий Л. С. был избран председателем правления Читинского отделения СХ СССР и возглавлял его почти десять лет [23, л. 6].

Приезд специалистов оживил творческую деятельность забайкальских художников. За период 1962-1964 гг. Читинским отделением СХ СССР было организовано и проведено в городе и области 20 выставок работ забайкальских художников, из которых в было проведено 10 выставок, в воинских частях - 4, на шахтах и рудниках - 4, две передвижные выставки охватили 26 населённых пунктов области. Художники провели 8 выставок репродукций в школах города [24, л. 1].

В 1963 г. картина «Прибайкалье» И. Т. Блохина экспонировалась на передвижной выставке художников РСФСР. Его имя вошло в каталог межобластных, зональных, всесибирских и всероссийских выставок [25, с. 115-119].

В это же время велась подготовительная работа к участию в зональной выставке «Советский Дальний Восток», на которую

было принято 42 работы пятнадцати читинских художников. В течение года читинские художники приняли участие в двух всесоюзных выставках с графическими работами И. А. Табакова и Л. С. Новицкого, двух республиканских, посвящённых «45-летию Советской Армии и 100-летию Енисейского пароходства», где учавствовали - работы Л. С. Новицкого, Ю. А. Круглова, Е. Г. Отрадных [26, л. 2].

Кроме выставочной работы, художники активно участвовали в общественной жизни города и области. Они проводили встречи в творческих мастерских, давая мастер-классы по написанию картин, читали лекции по вопросам изобразительного искусства на предприятиях, в учебных заведениях, воинских частях. В 1963 г., при областном доме политпросвещения, были проведены годичные курсы художников-оформителей. Всё это свидетельствовало о начале нового этапа в деятельности Читинского отделения СХ СССР [27, л. 1].

Таким образом, Читинское областное отделение ССХ на данном этапе сумело сохранить самостоятельность, преодолевая организационные и творческие трудности, выйдя на новый этап развития и внося весомую лепту в развитие российской культуры.

Список литературы

Источники

1. Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Ф. Р-1905. Оп. 1

8. Л. 1.

2. ГАЗК. Ф. Р-1905. Оп. 1. Д. 3. Л. 46.

3. ГАЗК. Ф. Р-1905. Оп. 1. Д. 2. Л. 120.

4. ГАЗК. Ф. Р-1905. Оп. 1. Д. 6. Л. 80.

5. ГАЗК. Ф. Р-1905. Оп. 1. Д. 2. Л. 121.

6. ГАЗК. Ф. Р-1905. Оп. 1. Д. 2. Л. 37, 85.

7. ГАЗК. Ф. Р-1905. Оп. 1. Д. 5. Л. 123.

8. ГАЗК. Ф. Р-63. Оп. 1. Д. 31. Л. 1.

9. ГАЗК. Ф. Р-1905. Оп. 1. Д. 2. Л. 18.

10. ГАЗК. Ф. Р-1905. Оп. 1. Д. 5. Л. 14 об. - 15.

11. ГАЗК. Ф. Р-1905. Оп. 1. Д. 4. Л. 65.

12. ГАЗК. Ф. Р-1905. Оп. 1. Д. 2. Л. 117.

13. ГАЗК. Ф. Р-1905. Оп. 1. Д. 4. Л. 81.; Д. 5. Л. 6.

14. ГАЗК. Ф. Р-1905. Оп. 1. Д. 8. Л. 1.

15. ГАЗК. Ф. Р-1905. Оп. 1. Д. 2. Л. 18.

16. ГАЗК, ф. Р- 1905. Оп. 1. Д. 8. Л. 1.

17. ГАЗК, ф. Р-1905. Оп. 1. Д. 11. Л. 15.

18. ГАЗК. Ф. Р-1905. Оп. 1. Д. 17. Л. 130.

19. ГАЗК. Ф. Р-1905. Оп. 1. Д. 17. Л. 124,130,138

20. ГАЗК. Ф. Р-1905. Оп. 1. Д. 18. Л. 42.

21. ГАЗК. Ф. Р-1905. Оп. 1. Д. 23. Л. 121.

22. ГАЗК. Ф. Р-1905. Оп. 1. Д. 28. Л. 6.

23. ГАЗК. Ф. Р-1905. Оп. 1. Д. 32. Л. 1.

24. ГАЗК. Ф. Р-1905. Оп. 1. Д. 32. Л. 2.

25. ГАЗК. Ф. Р-1905. Оп. 1. Д. 32. Л. 1.

Литература

26. Иманакова Е. Г. Читинское отделение Союза художников России: очерк истории // Забайкалье. Полифония мира. Кубанские новости, Краснодар,

2008. С.14-18.

27. Календарь знаменательных и памятных дат Читинской области на 1996 год. Чита, 1996. С. 115-119.

Статья поступила в редакцию 20.01.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.