Научная статья на тему 'ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКОВ 4-ГО УКРАИНСКОГО ФРОНТА В КИНОХРОНИКЕ'

ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКОВ 4-ГО УКРАИНСКОГО ФРОНТА В КИНОХРОНИКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
99
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российский Государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) / культурно-просветительная работа / фронтовые художники / выставка / персонаж / авиация / госпитали. / Russian State Documentary Film and Photo Archive (RGAKFD) / cultural and educational work / frontline artists / exhibitions / character / aviation / hospitals.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тряпицына Ольга Васильевна

В статье приведен обзор исследовательской работы над кинодокументом периода Великой Отечественной войны из фонда Российского государственного архива кинофотодокументов. Целью исследования является источнико-архивоведческий анализ киносъемки фронтового оператора Владимира Александровича Сущинского, произведенной в мае 1944 г. и запечатлевшей фронтовую выставку военных художников. В ходе работы решена задача исследования — проведена атрибуция киносъемки передвижной выставки 4-го Украинского фронта в городе Мелитополе, установлены фамилии художников, определены названия картин, введены в научный оборот фамилии участников войны — посетителей выставки. Кроме авторского описания, при атрибутировании кинолетописи использовались материалы электронных ресурсов «Подвиг народа» и «Память народа», содержащие документы периода Великой Отечественной войны, а также официальные сайты о советских художниках и тематические печатные издания. Итогом работы явилось составление монтажного листа, аннотации к электронному кинокаталогу, обеспечена доступность документа пользователям архивной информации. Исследование позволяет сделать вывод, что организация передвижных выставок в рамках культурно-просветительной работы имела важное значение для поднятия воинского духа бойцов на фронтах Великой Отечественной войны. Для их создания привлекались фронтовые художники, многие из которых были членами Союза художников СССР или стали известными в послевоенные годы. Киносъемка В. А. Сущинского сохранила уникальные кадры произведений и тех художников, кто остался неизвестен и после войны. Установление информации о них подтверждает актуальность и новизну проведенной исследовательской работы. Произведения отечественных деятелей искусства — фронтовиков, запечатлевших моменты истории Великой Отечественной войны в живописных картинах, фотоснимках, на кадрах кинопленки, — имеют огромную ценность для новых поколений России, живущих под мирным небом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXHIBITION OF ARTISTS OF THE 4TH UKRAINIAN FRONT IN THE NEWSREEL

The article provides an overview of the research work on the film document of the Great Patriotic War period from the fund of the Russian State Archive of Film and Photo Documents. The purpose of the study was a source-archival analysis of the filming of the front-line cameraman Vladimir Alexandrovich Suschinsky, produced in May 1944, and captured the front-line exhibition of military artists. During the work, the task of the study was solved — the author attributed filming of the traveling exhibition of the 4th Ukrainian Front in the city of Melitopol, established the names of artists, determined the names of paintings, and introduced into scientific circulation the names of war participants — exhibition visitors. Apart from description while attributing the film chronicle, the author used the materials of the electronic resources “Feat of the People” and “Memory of the People”, containing documents from the Great Patriotic War period, as well as official sites about Soviet artists and thematic print publications. The result of the work was the compilation of an assembly sheet, annotations to the electronic film catalog, and the availability of the document to users of archival information. The author concluded that the organization of exhibitions-movements as part of cultural and educational work was important for raising the military spirit of fighters on the fronts of World War II. Front-line artists were involved in their creation, many of whom were members of the Union of Artists of the USSR or became famous in the post-war years. The filming of V. A. Suschinsky retained unique shots of works by front-line artists, many of which were previously unknown. The identification of information on them confirms the relevance and novelty of the research work carried out. The works of domestic artists — front-line soldiers who captured the moments of the history of the Great Patriotic War in paintings, photographs, and film frames — have great value for new generations of Russia living under peaceful skies.

Текст научной работы на тему «ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКОВ 4-ГО УКРАИНСКОГО ФРОНТА В КИНОХРОНИКЕ»

УДК 7.036.1; 94

DOI 10.24412/2658-3437-2021-3-124-129

Тряпицына Ольга Васильевна, главный специалист отдела научно-справочного аппарата. Российский государственный архив кинофотодокументов, Россия, Красногорск, ул. Речная, 1. 143400. olvastr@yandex.ru

Tryapitsyna, Olga Vasil'evna, main specialist of scientific reference system department. Russian State Documentary Film and Photo Archive, Rechnaia ul., 1, 143400 Krasnogorsk, Russian Federation. olvastr@yandex.ru

ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКОВ 4-ГО УКРАИНСКОГО ФРОНТА В КИНОХРОНИКЕ EXHIBITION OF ARTISTS OF THE 4th UKRAINIAN FRONT IN THE NEWSREEL

Аннотация. В статье приведен обзор исследовательской работы над кинодокументом периода Великой Отечественной войны из фонда Российского государственного архива кинофотодокументов. Целью исследования является источнико-архивоведческий анализ киносъемки фронтового оператора Владимира Александровича Сущинского, произведенной в мае 1944 г. и запечатлевшей фронтовую выставку военных художников. В ходе работы решена задача исследования — проведена атрибуция киносъемки передвижной выставки 4-го Украинского фронта в городе Мелитополе, установлены фамилии художников, определены названия картин, введены в научный оборот фамилии участников войны — посетителей выставки. Кроме авторского описания, при атрибутировании кинолетописи использовались материалы электронных ресурсов «Подвиг народа» и «Память народа», содержащие документы периода Великой Отечественной войны, а также официальные сайты о советских художниках и тематические печатные издания. Итогом работы явилось составление монтажного листа, аннотации к электронному кинокаталогу, обеспечена доступность документа пользователям архивной информации. Исследование позволяет сделать вывод, что организация передвижных выставок в рамках культурно-просветительной работы имела важное значение для поднятия воинского духа бойцов на фронтах Великой Отечественной войны. Для их создания привлекались фронтовые художники, многие из которых были членами Союза художников СССР или стали известными в послевоенные годы. Киносъемка В. А. Сущинского сохранила уникальные кадры произведений и тех художников, кто остался неизвестен и после войны. Установление информации о них подтверждает актуальность и новизну проведенной исследовательской работы. Произведения отечественных деятелей искусства — фронтовиков, запечатлевших моменты истории Великой Отечественной войны в живописных картинах, фотоснимках, на кадрах кинопленки, — имеют огромную ценность для новых поколений России, живущих под мирным небом.

Ключевые слова: Российский Государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД); культурно-просветительная работа; фронтовые художники; выставка; персонаж; авиация; госпитали.

Abstract. The article provides an overview of the research work on the film document of the Great Patriotic War period from the fund of the Russian State Archive of Film and Photo Documents. The purpose of the study was a source-archival analysis of the filming of the front-line cameraman Vladimir Alexandrovich Suschinsky, produced in May 1944, and captured the front-line exhibition of military artists. During the work, the task of the study was solved — the author attributed filming of the traveling exhibition of the 4th Ukrainian Front in the city of Melitopol, established the names of artists, determined the names of paintings, and introduced into scientific circulation the names of war participants — exhibition visitors. Apart from description while attributing the film chronicle, the author used the materials of the electronic resources "Feat of the People" and "Memory of the People", containing documents from the Great Patriotic War period, as well as official sites about Soviet artists and thematic print publications. The result of the work was the compilation of an assembly sheet, annotations to the electronic film catalog, and the availability of the document to users of archival information. The author concluded that the organization of exhibitions-movements as part of cultural and educational work was important for raising the military spirit of fighters on the fronts of World War II. Front-line artists were involved in their creation, many of whom were members of the Union of Artists of the USSR or became famous in the post-war years. The filming of V. A. Suschinsky retained unique shots of works by front-line artists, many of which were previously unknown. The identification of information on them confirms the relevance and novelty of the research work carried out. The works of domestic artists — front-line soldiers who captured the moments of the history of the Great Patriotic War in paintings, photographs, and film frames — have great value for new generations of Russia living under peaceful skies.

Keywords: Russian State Documentary Film and Photo Archive (RGAKFD); cultural and educational work; frontline artists; exhibitions; character; aviation; hospitals.

Ушла в прошлое Великая Отечественная война, но ее трагический образ навсегда останется в памяти нашего народа. Фронтовые операторы запечатлели тысячи неповторимых сюжетов, которые стали неотъемлемой и важнейшей частью культурного наследия.

Российский государственный архив кинофотодокументов является крупнейшим в России хранилищем ценнейших кинодокументов периода Великой Отечественной войны, к которым не ослабевает интерес пользователей архивной информации. Более 300 фронтовых операторов вели киносъемку

боевых действий. Исследованиями киноведов В. П. Михайлова и В. И. Фомина [10] установлено, что каждый четвертый из них был убит, каждый второй получил ранения. О том, в каких условиях кинооператоры снимали героизм советского народа в тяжелых боях и в тылу, трагические картины разрушенных городов и селений, выставки трофеев поверженного врага, подробно описано в книге историка кино А. С. Дерябина [8].

Важность источниковедения художественного наследия 1941-1945 гг. подчеркивается в статье кандидата исторических наук Е. В. Огарковой [13]. В отделе научно-справочного

Илл. 1. Место проведения выставки художников 4-го Украинского фронта. Мелитополь, 6 мая 1944. Кадр съемки В. А. Сущинского. РГАКФД. 1-8865

Илл. 2. Картина В. В. Титкова «Портрет Героя Советского Союза М. С. Батраковой». Мелитополь, 6 мая 1944. Кадр съемки В. А. Сущинского. РГАКФД. 1-8865

аппарата РГАКФД с 2015 г. ведется работа по редактированию кинодокументов данного периода в целях актуализации, систематизации и популяризации этих материалов. В ходе этой работы заинтересовал рукописный монтажный лист фронтового оператора Владимира Александровича Сущинского, подшитый к сопроводительной документации кинодокумента, рассказывающего о фронтовой выставке художников 4-го Украинского фронта в мае 1944 г. в городе Мелитополе, освобожденном от немецко-фашистской оккупации.

В. А. Сущинский — один из самых известных фронтовых кинооператоров. Окончив операторский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии в 1941 г., он получил распределение в Пятигорск, откуда ушел добровольцем на фронт. В. А. Сущинский был мастером боевого репортажа. Сегодня его глазами мы можем увидеть боевые действия Волховского, Ленинградского, 1-го и 4-го Украинских фронтов: битву за Днепр, форсирование Сиваша, освобождение Крыма, Карпат, Польши, бои за Ужгород и Севастополь. Будучи признанным художником-кинодокументалистом, Владимир Сущинский запечатлел на кинопленке нетленные кадры реалий фронтовых будней. Персонажами его съемок являлись и герои войны, совершившие боевые подвиги, и рядовые бойцы, ратным трудом своим приблизившие Великую Победу. За выдающиеся съемки в 1944 г. капитан В. А. Сущинский награжден орденом Красного Знамени. 22 февраля 1945 г. во время уличного боя в предместье Бреслау (Польша) В. А. Сущинский был смертельно ранен.

ТП

Умирая, он продолжал снимать наступление советских войск. Похороны кинооператора в городе Ченстохове снял фронтовой оператор Николай Владимирович Быков, тоже погибший при взятии города Бреслау 18 марта 1945 г. За проявленную безграничную храбрость и профессиональное мастерство В. А. Сущин-ский был награжден посмертно орденом Отечественной войны I степени [11]. Символично, что его лицо послужило образом для первого в мире памятника всем фронтовым операторам, который установлен в городе Красногорске Московской области.

Илл. 3. Фрагмент картины П. Ф. Борисенко «Проход через Сиваш». Мелитополь, 6 мая 1944. Кадр съемки В. А. Сущинского. РГАКФД. 1-8865

Известно, что на фронт были призваны и шли добровольцами люди разных профессий, около 900 из них были членами Союза художников СССР [1]. Во время фронтовых будней художники рисовали портреты бойцов, эпизоды боев для военных газет, сцены окопного быта для боевых листков. Нередко эти зарисовки служили рабочим материалом для создания живописных картин. Были еще и молодые художники, проходившие творческое становление и набиравшие необходимый опыт в агитационной и пропагандистской работе на фронте. Большинство из них в послевоенное время смогли в полной мере раскрыть свой художественный талант и стали известными мастерами изобразительного жанра.

Одной из основных форм массовой политико-просветительной работы, направленной на военно-оборонную пропаганду, которая широко применялась в годы войны, явилась организация выставок-передвижек произведений художников-фронтовиков. Описательной информации — как именно они организовывались, где, когда и в каких условиях проводились, какое имели значение для поднятия воинского духа бойцов на фронтах Великой Отечественной войны — крайне мало. Тем интереснее оказалась работа над киноматериалом о фронтовой выставке военных художников.

При визуальном изучении кинолетописи № 8865 «Фронтовая выставка» на звукомонтажном столе установлено, что на пленке действительно содержатся кадры из авторского описания В. А. Сущинского. Выяснилось, что последовательность запечатленных экспонатов и картин не соответствует порядку, указанному в авторском описании. В перепечатанном редакторском описании, состоящем из одного машинописного листа, нет описания фронтовой выставки; не указаны фамилии, имена, отчества художников, названия картин, отсутствуют инициалы военных летчиков, присутствовавших на выставке.

Историк кино В. И. Фомин обоснованно считает, что наиболее достоверная информация о съемках фронтовых операторов содержится в авторских описаниях монтажных листов [15]. Но и они бывают неполные. В монтажном листе В. А. Су-щинского автором съемок сделаны карандашом короткие заметки-пояснения к снятому материалу, но порой неразборчиво и в сокращенном варианте, без инициалов художников и персонажей съемок. К заметкам приложен оригинал отпечатанного в типографии рекламного листка фронтовой выставки с перечислением художников.

Оператором В. А. Сущинским указана конкретная дата и место проведения съемки фронтовой выставки — 6 мая 1944 г., город Мелитополь, дана краткая аннотация отснятого материала: «Фронтовая передвижная выставка художников 4-го Украинского фронта, открывшаяся сейчас в городе Мелитополь, пользуется большой популярностью среди бойцов, командиров

и гражданского населения. Художники выставки — фронтовики, солдаты, командиры, участники обороны, участники прорывов и наступлений, разгрома немцев от Сталинграда-Волги и до Днепра, через Сиваш, Перекоп и на Севастополь. Тематика выставки — это путь, боевой путь фронта, запечатленный кистью и маслом или акварелью на куске холста или бумаги».

В мемуарах маршала С. С. Бирюзова есть информация, что идея создать своего рода музей 4-го Украинского фронта возникла у начальника Политического управления генерал-майора М. М. Пронина и эту идею поддержали командующий фронтом генерал армии Ф. И. Толбухин, член Военного совета фронта генерал-полковник Е. А. Щаденко, военные советы армий и все политорганы. «В одном из немногочисленных просторных зданий, уцелевших в Мелитополе, мы оборудовали такой музей... Его посетили тысячи военнослужащих и местных граждан...» [5, с. 135-136].

Политуправление 4-го Украинского фронта также придало большое значение организации в музее фронтовой художественной выставки, создание которой было начато в декабре 1943 г.

В киноленте № 8865 «Фронтовая выставка» запечатлена выставка фронтовых художников, организованная в музее 4-го Украинского фронта в разрушенном войной городе Мелитополе (Илл. 1). Здесь вместе с экспонатами и красочными описаниями важнейших боев, проведенных войсками фронта, представлены многочисленные художественные произведения.

В первых кадрах кинолетописи запечатлены экспонаты выставки, искусно выполненные из папье-маше: макеты немецких могил, фигура фашистского солдата с поднятыми вверх руками. Хотя в авторском описании оператора В. А. Сущинского нет информации, кто именно является автором этих экспонатов, установлено, что они были созданы рядовым Сергеем Васильевичем Бакланом, за это представленным к медали «За боевые заслуги» (ЦА МО РФ. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 4346. Л. 34).

В начале кинолетописи видны картины В. В. Титкова: «Крах», «Встреча двух фронтов», «Начальник политуправления фронта генерал-майор М. М. Пронин беседует с бывалым воином», портрет Героя Советского Союза Марии Батраковой.

Василий Васильевич Титков — известный советский художник, член Союза художников СССР. В сентябре 1942 г. В. В. Титков добровольцем ушел на фронт. Командир взвода ПВО 4-го гвардейского ордена Ленина Краснознаменного минометного полка гвардии старший лейтенант, В. В. Титков участвовал в боях под Сталинградом, дошел с боями до Праги [12, с. 870]. Он стал главным художником выставки 4-го Украинского фронта. Под его руководством были разработаны эскизы выставки и велась работа по ее оформлению (ЦА МО РФ. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 4346. Л. 30). Следуя вместе с наступающими частями фронта, В. В. Титков произвел массу зарисовок эпизодов боев и портретов героев, написал маслом и акварелью крупные картины.

Одна из них — портрет Героя Советского Союза комсорга 1-го батальона 463-го стрелкового полка 118-й стрелковой дивизии 28-й армии Южного фронта гвардии младшего лейтенанта Марии Степановны Батраковой. На портрете — 22-хлетняя девушка с очень мужественным лицом (Илл. 2). В семнадцать лет Мария оказалась на фронте, была участницей двух войн: Советско-финляндской и Великой Отечественной. 30 августа 1943 г. у хутора Кислицкий Матвеево-Курганского района Ростовской области она участвовала в бою в составе роты автоматчиков, заменила раненого командира. 30 сентября 1943 г. при форсировании реки Молочной в боях за Мелитополь Батракова командовала ротой после гибели командира, отражая контратаки противника в течение пяти суток. Была дважды ранена, но не покинула поля боя. 19 марта 1944 г. за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные отвагу и героизм М. С. Батраковой присвоено звание Героя Советского Союза [6, с. 128].

Произведения еще трех известных советских художников запечатлены в кинолетописи оператора В. А. Сущинского.

Один из них — Михаил Игнатьевич Бабич, художник Армейского дома Красной армии 4-го Украинского фронта, награжденный за свои работы в период Великой Отечественной вой-

Илл. 4. Картина И. П. Кукуя «Портрет маршала Советского Союза А. М. Василевского». Мелитополь, 6 мая 1944. Кадр съемки В. А. Сущинского. РГАКФД. 1-8865

ны медалью «За боевые заслуги». М. И. Бабич являлся ведущим художником отдела партийно-политической работы фронтовой выставки (ЦА МО РФ. Ф. 33. Оп. 690155. Д. 1518. Л. 115). За короткий срок им была написана картина, отображающая известный подвиг Героя Советского Союза старшего лейтенанта Гукаса Карапетовича Мадояна, батальон которого 8 февраля 1943 г. с боем занял железнодорожный узел — часть станции «Ростов-на-Дону» и шесть дней героически оборонял этот важный объект, отражая попытки гитлеровцев выбить советских воинов с захваченного участка. 31 марта 1943 г. Г. К. Мадояну присвоено звание Героя Советского Союза [7, с. 9].

Второй художник — Валентин Демьянович Божко. До войны окончил Ленинградское художественное училище. В период Великой Отечественной войны — начальник штаба 124-го отдельного автотранспортного батальона 24-го района авиационного базирования, дошел до Берлина. На кинопленке запечатлена его работа «Разгром вражеской переправы на Днепре». В. Д. Божко привлекался к организации и оформлению выставки, в короткий срок написал пять ценнейших картин, отражающих боевую работу героев-летчиков. За большую проделанную работу и проявленную при этом исключительную энергию В. Д. Божко был награжден орденом Красной Звезды (ЦА МО РФ. Ф. 33. Оп. 690155. Д. 2258. Л. 129).

Заслуживают внимание и картины «Проход через Сиваш» (Илл. 3), «Радостная встреча», «Бой за Котельниково» фронтового художника Павла Федоровича Борисенко — капитана, помощника начальника 2 отделения штаба стрелковой дивизии 4-го отдельного резервного полка офицерского состава. Над своими картинами П. Ф. Борисенко трудился дни и ночи, находя типажи, стремясь передать зрителю радость советских людей, освобожденных из немецкой неволи. Капитан П. Ф. Борисенко за энергичность и неутомимость в работе был награжден орденом Красной Звезды (ЦА МО РФ. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 4346. Л. 22).

Не менее интересны кадры кинолетописи с картинами «Верблюжий караван» и «Переход через Маныч» рядового Алексея Васильевича Кедина — фронтового художника Дома Красной армии, награжденного медалью «За боевые заслуги». Являясь руководителем выставочного раздела «От Волги к Дону», он сам занимался разработкой эскиза раздела и его оформлением (ЦА МО РФ. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 4346. Л. 46).

Среди экспонатов выставки запечатлены также указанные оператором в авторском описании картины фронтовых художников: сержанта Владимира Петровича Моско-вченко (ЦА МО РФ. Ф. 33. Оп. 690306. Д. 2786. Л. 119), рядового Тимофея Трофимовича Гаманкова (ЦА МО РФ. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 4346. Л. 40), сержанта Петра Аркадьевича Щелыгина (ЦА МО РФ. Ф. 33. Оп. 690306. Д. 2388. Л. 102).

Особенность вышеперечисленных картин в том, что при всей своей документальности — это не сухая фиксация событий. В них искренне передаются чувства художника, выраженные в каждой линии, в каждом штрихе: гордость за мужество и самоотверженность советских воинов, готовых на подвиг ради победы над врагом.

Портреты прославленных советских военачальников Великой Отечественной войны, размещенные на выставке, демонстрируют посетителям мужественные образы военных руководителей Красной армии — Маршала Советского Союза А. М. Василевского (Илл. 4) и командующего 4-м Украинским фронтом генерала армии Ф. И. Толбухина. Их написал фронтовой художник старший адъютант резерва инженерных войск 4-го Украинского фронта старший лейтенант Исай Петрович Кукуй (ЦА МО РФ. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 4346. Л. 26).

Несомненно, самыми важными объектами съемок кинодокумента являются запечатленные в кадре персонажи — посетители фронтовой выставки. Среди них — военнослужащие, проходившие лечение в госпиталях после ранений. Кинодокументалист хотел этим показать, что город Мелитополь был освобожден от врага ценой больших человеческих потерь. Для многочисленных раненых военнослужащих в городе на тот период были развернуты шестнадцать госпиталей [14].

В начальных кадрах кинолетописи снят стоящий с указкой у стенда с картой боевых действий экскурсовод фронтовой выставки (Илл. 5). В авторском описании оператора В. А. Сущинского указано: «Участник большинства боевых операций майор Беляев проводит группу экскурсантов». Установлены имя и отчество этого персонажа съемок, найдена информация о нем. Михаил Константинович Беляев родился в 1901 г. недалеко от города Серпухова Московской области. В 1925 г. окончил Борисоглебскую летную школу, затем работал летным инструктором в разных авиашколах и училищах [3]. М. К. Беляев с марта 1943 г. — участник Великой Отечественной войны в должности старшего помощника начальника оперативно-разведывательного отделения штаба 6-й гвардейской истребительной авиационной Донской дивизии. Награжден орденом Красной Звезды за отличную оперативную работу в период освобождения Донбасса и города Мелитополя, за проявленные при этом мужество и творческую инициативу в сложной боевой обстановке (ЦА МО РФ. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 3725. Л. 42-43).

Присутствуют на выставке и летчики 8-й воздушной армии, сыгравшей огромную роль в боевых операциях 4-го Украинского фронта, о чем пишет в своей книге «Битва за Мелитополь» И. С. Коротков: «Существенную помощь в борьбе за город Мелитополь оказала наша авиация. Ещё во время штурма первых укреплений немцев на реке Молочной советские лётчики успешно прикрывали наземные войска, наносили мощные удары по боевым порядкам противника...» [9, с. 22-27].

Илл. 5. Майор М. К. Беляев — экскурсовод выставки художников 4-го Украинского фронта. Мелитополь, 6 мая 1944. Кадр съемки В. А. Сущинского. РГАКФД. 1-8865

Илл. 6. Посетители выставки художников 4-го Украинского фронта, лётчики 8-й Воздушной Армии 4-го Украинского фронта: Б. С. Окрестин, М. И. Смильский, И. В. Березин, Ф. С. Бойцов. Мелитополь, 6 мая 1944. Кадр съемки В. А. Сущинского. РГАКФД. 1-8865

Особенно ценными являются кадры кинодокумента, на которых запечатлены посетившие выставку «Боевой путь 4-го Украинского фронта» четверо молодых жизнерадостных летчиков 74-го гвардейского штурмового авиационного Сталинградского полка (Илл. 6). Глядя на их улыбающиеся лица, не верится, что двое из них героически погибнут в воздушных боях через два месяца после этой съемки.

Один из них — Борис Семенович Окрестин, гвардии старший лейтенант, заместитель командира 4-й эскадрильи. Б. С. Окрестин родился в 1923 г. в Москве. После школы учился в аэроклубе «Метростроя», работал летчиком-инструктором. В 1942 г. призван в ряды Красной армии. К концу 1943 г. Борис Окрестин совершил 381 боевой вылет. В апреле 1944 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. 21-летний Б. С. Окрестин погиб 6 июля 1944 г. в боях за Минск, направив свой самолет, подбитый вражеской зенитной артиллерией, на скопление войск противника. 20 августа 1944 г. был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. Похоронен в Минске на военном кладбище [7, с. 194].

Второй летчик — кавалер трех орденов Красного Знамени гвардии лейтенант Иван Васильевич Березин. И. В. Бе-резин родился в 1922 г. в деревне Полыгино Ленинградской области. При выполнении боевых заданий зарекомендовал себя, как мастер штурмовых и бомбардировочных ударов. Отлично владел техникой пилотирования, великолепно осуществлял маневр самолета с его грозным вооружением (ЦА МО РФ. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 1983. Л. 20). 5 июля 1944 г. в боевом вылете на самолете Ил-2 в районе Смолевичи Борисовского района Минской области И. В. Березин был сбит зенитной артиллерией врага и обрушил свой горящий самолет на скопление вражеских войск. Посмертно был награжден орденом Отечественной войны I степени [4, с. 175].

Обнаружены сведения о послевоенной судьбе двух других из этих четверых летчиков, Героев Советского Союза, — гвардии капитана Михаила Ивановича Смильского и гвардии старшего лейтенанта Филиппа Степановича Бойцова.

М. И. Смильский закончил войну командиром 74-го гвардейского штурмового авиационного полка. Продолжая службу, окончил Высшие офицерские летно-тактические курсы. Смильский учил летать летчиков из Китая, был авиационным консультантом на киностудии имени Довженко. В течение десяти послевоенных лет возглавлял Центр подготовки летчиков-истребителей ВВС СССР. М. И. Смильский умер в 1990 г. Его именем названа центральная площадь города Волчанска Харьковской области [7, с. 483].

Ф. С. Бойцов, вернувшись с фронта, жил в Куйбышеве, продолжал службу в Советской армии. Окончив Краснодарскую высшую офицерскую авиационную школу штурманов Военно-воздушных сил, обучал молодых пилотов мастерству вождения боевых самолетов. После выхода в запас работал преподавателем Дома пионеров. Ф. С. Бойцов умер в 1999 г. [6, с. 909].

Интересна судьба и других персонажей и участников выставки, благополучно вернувшихся с войны.

Героиня картины художника В. В. Титкова младший лейтенант М. С. Батракова после войны жила и работала в городе Сестрорецке Ленинградской области, затем в Ленинграде, с 1993 г. — Почетный гражданин Мелитополя. Умерла в 1997 г. [6, с. 129].

Герой картины М. И. Бабича Г. К. Мадоян прошел путь от командира роты до командира стрелкового полка, участник Сталинградской битвы, имел многочисленные награды. В 1944 г. Ма-доян был тяжело ранен под Дембицей в Польше. После войны работал начальником отдела Ереванского горсовета, заместителем министра торговли Армянской ССР. Пройдя обучение в

партийной школе, был назначен министром социального обеспечения Армянской ССР, с 1968 г. — Почетный гражданин Ростова-на-Дону. Г. К. Мадоян умер в 1975 г. в Ереване. Его именем названа улица в Ростове-на-Дону [7, с. 11].

Художник В. В. Титков за свои фронтовые работы награжден орденами и медалями. После войны Василий Титков соединял творческую деятельность с большой общественной работой. Избирался членом правления Новосибирской организации Союза художников РСФСР. Наиболее известные работы этого художника находятся в Новосибирском государственном художественном музее [12, с. 870].

М. И. Бабич стал членом Союза художников РСФСР, преподавал в Ростовском художественном училище, многие годы был членом правления Ростовской организации Союза художников РСФСР. Работы М. И. Бабича находятся в Центральном музее Вооруженных Сил в Москве, в Ростовском областном му-

зее изобразительных искусств, в Сальской картинной галерее, в Азовской картинной галерее, а также в частных собраниях России, Германии, Великобритании, США [2].

Кинолетопись Великой Отечественной войны сохранила для последующих поколений подлинные кадры ратного и трудового подвига советских людей, горечь потерь и радость побед, лица героев и простых солдат.

Киносъемка выставки фронтовых художников в музее, организованном командованием 4-го Украинского фронта, уникальна не только тем, что подобных кадров до этого не было, но, прежде всего, тем, что запечатлела малоизвестную сторону истории военного времени.

Проведенный источниковедческий анализ этой хроники позволил уточнить содержание съемки и, главное, идентифицировать запечатленных в кадре людей, тем самым пополнив ряды «Бессмертного полка».

Список литературы:

1. Аксенова Г. В. Предыстория студии военных художников имени М. Б. Грекова: рассказ о тех, кто воевал карандашом, красками и кистью // Вестник Липецкого государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 1 (17). С. 19-28.

2. Бабич Михаил Игнатьевич // АртРу.инфо. URL: http://artru.info/ar/1350/ (дата обращения 10.03.2020)

3. Беляев Михаил Константинович // Бессмертный полк. Официальный сайт движения. URL: https://www.moypolk.ru/soldier/ belyaev-mihail-konstantinovich (дата обращения 10.03.2020).

4. Бессмертные подвиги. М.: Воениздат, 1980. 351 с.

5. Бирюзов С. С. Когда гремели пушки. М.: Воениздат, 1961. 280 с.

6. Герои Советского Союза: краткий биографический словарь в 2-х т. Т. 1. М.: Воениздат, 1987. 911 с.

7. Герои Советского Союза: краткий биографический словарь в 2-х т. Т. 2. М.: Воениздат, 1988. 863 с.

8. Дерябин А. С. Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник. М.: Госфильмофонд, 2016. 1032 с.

9. Короткое И. С. Битва за Мелитополь. М.: Госполитиздат, 1944. 36 с.

10. Михайлов В. П., Фомин В. И. Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941-1945 гг.: Документы и свидетельства. М.: Канон+, 2010. 1048 с.

11. Владимир Александрович Сущинский // Музей ЦСДФ. URL: https://csdfmuseum.ru/names/69 (дата обращения 10.03.2020).

12. Ламин В. А. Новосибирск: энциклопедия. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2003. 1071 с.

13. Огаркова Е. В. Актуальное источниковедение истории Великой Отечественной войны. Проблемы и перспективы изучения художественного наследия 1941-1945 годов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Философия. 2015. № 4 (34). С. 189-196.

14. Справочник дислокации госпиталей РККА в 1941-1945 годах. URL: http://www.soldat.ru/hospital.html (дата обращения 10.03.2020).

15. Фомин В. И. Плачьте, но снимайте!.. Советская фронтовая кинохроника 1941-1945 гг. Монтажные листы фронтовых кинооператоров, материалы к биографиям. Госфильмофонд России. М.: Издательство «Киновек», 2018. 960 с.

References:

Aksenova G. V. Prehistory of the Studio of Military Artists Named after M. B. Grekov: A Story About Those Who Fought with a Pencil, Paints, and a Brush. Vestnik Lipetskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (Bulletin of the Lipetsk State Pedagogical University). Serie: Humanities, 2015, no. 1 (17), pp. 19-28. (in Russian)

Babich Mikhail Ignatievich. ArtRu.info. Available at: https://artru.info/ar/1350/ (accessed: 10.03.2020). (in Russian) Beliaev Mikhail Konstantinovich. Immortal Regiment. Available at: https://www.moypolk.ru/soldier/belyaev-mihail-konstantinovich (accessed: 10 March 2020). (in Russian)

Bessmertnyepodvigi (ImmortalFeats). Moscow, Voenizdat publ., 1980. 351 p. (in Russian)

Biriuzov S. S. Kogda gremeli pushki (When Cannons Boomed). Moscow, Voenizdat Publ., 1961. 280 p. (in Russian) Deriabin A. S. Sozdateli frontovoi kinoletopisi. Biofil'mograficheskii spravochnik (The Creators of the Frontline Film Chronicle. Biofilmographic Reference Book). Moscow, Gosfilmofond Publ., 2016. 1032 p. (in Russian)

Directory of Dispositions of Red Army Hospitals RKKA in 1941-1945. Available at: http://www.soldat.ru/hospital.html (accessed: 10 March 2020). (in Russian)

Fomin V. I. Plach'te, no snimaite!.. Sovetskaia frontovaia kinokhronika 1941-1945 gg. Montazhnye listy frontovykh kinooperatorov, materialy k biografiiam. Gosfil'mofond Rossii (Cry, but Shoot!.. Soviet Front-line Newsreel 1941-1945. Installation Sheets of Front-line Cameramen, Materials for Biographies. Gosfilmofond of Russia). Moscow, Kinovek Publ., 2018. 960 p. (in Russian)

Geroi Sovetskogo Soiuza: kratkii biograficheskii slovar' (Heroes of the Soviet Union: Brief Biographical Dictionary). Vol. 1. Mosraw, Voenizdat Publ., 1987. 911 p. (in Russian)

Geroi Sovetskogo Soiuza: kratkii biograficheskii slovar' (Heroes of the Soviet Union: Brief Biographical Dictionary). Vol. 2. Mosraw, Voenizdat Publ., 1987. 911 p. (in Russian)

Korotkov I. S. Bitva za Melitopol (Battle of Melitopol). Moscow, Gospolitizdat Publ., 1944. 36 p. (in Russian)

Lamin V. A. Novosibirsk: entsiclopediia (Novosibirsk: Encyclopedia). Novosibirsk, Novosibirskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 2003. 1071 p. (in Russian)

Mikhailov V. P.; Fomin V. I. Tsena kadra. Sovetskaia frontovaia kinokhronika 1941-1945gg.: Dokumenty i svidetel'stva (The Price of a Frame. Soviet Front-line Newsreel of 1941-1945: Documents and Certificates). Moscow, Canon+ Publ., 2010. 1048 p. (in Russian)

Ogarkova E. V. Actual Source Studies of the History of the Great Patriotic War. Problems And Prospects of Studying the Artistic Heritage of 1941-1945. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of the Volgograd State University). Seriye 4: History. Philosophy. 2015, no. 4 (34), pp. 159-196. (in Russian)

Vladimir Aleksandrovich Suschinsky. Central Documentary Film Studio. Available at: https://csdfmuseum. ru/names/69 (accessed: 10 March 2020). (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.