Научная статья на тему 'Военная граница: от армии под командованием Габсбургов к автономной провинции империи (XVIII–XIX вв.)'

Военная граница: от армии под командованием Габсбургов к автономной провинции империи (XVIII–XIX вв.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
246
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военная граница: от армии под командованием Габсбургов к автономной провинции империи (XVIII–XIX вв.)»

Б01 10.31168/2619-0869.2018.1.3.4 А. М. ДрОНОВ

Военная граница: от армии под командованием Габсбургов к автономной провинции империи (ХУШ-Х1Х вв.)*

В 1578 г. между императором Священной римской империи Рудольфом II (1576—1612 гг.) и австрийским эрцгерцогом Карлом II (1564-1590 гг.) Габсбургами было заключено соглашение об отделении Военной границы от гражданской администрации королевств Хорватии и Славонии. Это событие можно считать переломным моментом в истории Хорватии и владений Австрийского дома в целом. Отныне Габсбурги брали под свое управление граничар, в дальнейшем использовавшихся ими не только по прямому назначению (кордонная служба на границе с Османской империей), но и против любых европейских врагов династии. В докладе предпринята попытка ответить на вопрос, когда Военная граница оказалась окончательно инкорпорирована в правовое поле Габсбургской монархии и какие причины помешали сформироваться единому граничарскому сословию.

Как считает хорватский историк М. Валентич, на рубеже

XVII и XVIII вв. Хорватия вместе с Военной границей и ее санитарным кордоном приобрела большую роль в политической и военной стратегии Вены1. Однако лишь в середине

XVIII в. управление Военной границей было окончательно сосредоточено в имперской столице в ходе реформ Марии Терезии (1740-1780 гг.). Она сделала три важных шага навстречу интеграции данной территории и ее населения в монархию, всё больше замыкающуюся в Центрально-Восточной Европе.

* Работа выполнена в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН № 0178-2018-0008 «Австро-Венгрия: механизмы (само)орга-низации культурно-сложных сообществ в композитарной монархии».

Во-первых, она упорядочила систему управления и финансирования данной территорией, в том числе создала первое законодательство для Границы. Во-вторых, императрица способствовала экономической автономизации края путем наделения городов на территории Военной границы статусом коммун с широким самоуправлением, а также свободой торговли и предпринимательства на их территории для возможности товарообмена между городом и сельской округой2. Так Граница оказалась вовлечена во внутренний рынок государства, а кроме того получила возможность частично перейти на самообеспечение. В-третьих, она приблизила милитаризированную структуру Границы к принятой в армии монархии: ввела полковые округа, делившиеся на роты (сотни), которые в свою очередь состояли из общин с офицером во главе каждой из них3. Командным языком стал немецкий, при этом не связанные с военной службой дела нужно было переводить на местный язык (§ 11 Tit. I)4.

Именно при Марии Терезии, как считает Фр. Ваничек, было завершено формирование Военной Границы в том виде, в каком она существовала до своего упразднения5. В дальнейшем законодательство Военной границы будет обновляться в 1807 г. и 1851 г., а попытка введения Иосифом II (1765/1780-1790 гг.) параллельных армейским гражданских административных органов потерпело неудачу, доказав невозможность двойного статуса Военной границы в монархии. Сербский историк И. Спасович считает, что законы для всей Границы 1807 и 1850 гг. были продолжением политики «упрощения управления и предоставления прав гранича-рам, начатой в XVIII в.»6. Таким образом, именно реформы Марии Терезии можно считать поворотными для статуса и роли Военной границы внутри монархии, но рассматривать их нужно в контексте общей интеграции наследственных земель домена династии с землями династической унии.

Для большей полноты картины особенностей развития Военной границы следует учитывать и структуру ее населения. Югославский историк Ф. Моачанин указывал, что именно с конца XVI в. история Границы приобретает

«двойной характер»: с этого времени это «больше не только история военной институции, но и история народа, который населяет определённую территорию»7. Верхний слой населения Границы составляло привилегированное офицерство, высшие чины которого занимали традиционно неместные уроженцы, чаще всего, австрийские немцы8. При этом выходцы из военной элиты Границы даже славянского происхождения могли проходить обучение, например, в Терезианской военной академии в Винер-Нойштадте, после чего делать успешную военную карьеру в монархии9. Такие возможности для военной карьеры граничар способствовали лучшей интеграции Военной границы в единую структуру армии монархии в ходе реформ Марии Терезии.

Рядовые граничары и низшее офицерство Границы были преимущественно славянами, говорившими на што-кавском диалекте сербскохорватского языкового единства, но различались по вере: католики, православные, униаты и др. Католики являлись представителями государственной религии, тогда как православные сербы защищались особыми «защитными» привилегиями, начиная от «Statuta Valachorum» (1630). Причем, массово переселившиеся в 1690 г. на территорию монархии сербы из Османской империи вместе со своим патриархом мыслили категориями османских миллетов, что породило развитие среди сербов монархии особого типа национализма, оказавшего сильное влияние и на православных граничар, считавших себя сербами. Граничары-католики, напротив, с момента появления иллиров-народняков присоединились к хорватскому национальному движению. В пользу этой гипотезы говорит поддержка, оказанная православными граничарами сербским восстаниям в соседних с Границей пашалыках Османской империи. Таким образом, в силу исторически обусловленных особенностей формирования населения Военной границы как преимущественно эмигрантского общества с переносом своих культурных традиций, в том числе православного «миллета» на новую почву, формирование национального самосознания у граничар вошло в противоречие с их офи-

циальным сословным10 статусом в монархии. Это помешало естественному развитию однородного консолидированного граничарского общества, превратив его в искусственную структуру, поддерживаемую лишь военной системой и зафиксированным на законодательном уровне типом семей-но-родовой организации (задруга).

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о приобретении Военной границей признаков особой автономной территориальной единицы в составе монархии именно в ходе реформ Марии Терезии, что облегчило интеграцию ее милитаристской структуры управления в состав общей армии с введением государственного языка на всех уровнях и постепенного уравнивания в правах с остальными подданными престола (например по Закону о Военной границе 1807 г.), что в перспективе заложило основу для возможности ликвидации Военной границы, тем более привилегии ее населению были не только сословного характера, но и диас-порально-конфессионального, что фиксировало религиозное разделение граничар и способствовало восприятию ими особого типа национализма, который в отсутствие лучшего термина можно назвать религиозно-обусловленным.

Примечания

1 Valentic M. Vojna Krajina i pitanje njezina sjedinjenja s Hrvatskom 1849-1881. Zagreb, 1981. S. 18.

2 BuczynskiA. Nastanak i organizacijski oblik vojnih komuniteta od 1748. do 1850. // Arhivski vjesnik. 1991-1992. №34-35. S. 187.

3 Militar-Gränitz-Rechten von Ihro Kaiserl. Königl. Majestät für das Karlstädter- und Varasdiner-Generalat vorgeschrieben im Jahr 1754. Wien, 1754. S. 4.

4 Ibid. S. 10-11. В этой связи представляются справедливыми наблюдения тех историков, которые проводят различие между католиками и протестантами. Первые несли слово Божье неграмотным и малограмотным, поэтому относились к языковому плюрализму гораздо терпимее протестантов, которым было важно читать и понимать печатное слово Библии. Подробнее см.: Хаванова О.В. Этничность, нация, «любовь к стране» в Европе раннего Нового времени // Политическая наука. Национализм. Новейшие исследования. 2002. № 4. С. 24.

5 Vanicek Fr. Specialgeschichte der Militärgrenze, aus Originalquellen und Quellenwerken geschöpft. Wien, 1875. Bd. 1. S. V.

6 СпасовиЬ И. Банатска воjна граница и №ено укида^е 1872 године. Панчево, 2004. С. 133.

7 Moacanin F. Periodizacija historije Vojne Krajine (XV-XIX st.) // Historijski zbor-nik. Ured. Sidak J. God. XIII. 1960. S. 111-117, 114.

8 U potrazi za mirom i blagostanjem. Hrvatske zemlje u 18. stoljecu / ured. L. Co-ralic. Zagreb, «Matica hrvatska». 2013. S. 97-98.

9 См.: Svoboda J. Die Theresianische Militär-Akademie zu Wiener-Neustadt und ihre Zöglinge von der Gründung der Anstalt bis auf unsere Tage. Band I. Wien, 1894.

10 Царска и кралевска наредба од. 8 авг. 1873 // Знаменита документа за исгори|у српског народа: 1538-1918 / Д. Микавица, В. Гаврилович, Г. Васин. Нови Сад, 2007. С. 301.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.