ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
Библиографический список
Batten D., CastiJ,, ThordR., red. Networks in Action. Communication, Economics and Human Knowledge, Springer Verlag, Berlin, 1995.
Zuscovitch E., Justman M. Networks Sustainable Differentiation, and Economic Development // D. Batten, J. Cash, R. Thord, red. Networks in Action. Springer Verlag, Berlin, 1995. S. 269-286.
Чекмарёв В. В. Экономическое пространство и его сотово-сетевая организация. - Кострома, 2002. - 233 с.
Tishina V. N.
NETWORK AS AN ORGANIZATIONAL TOOL TO SUPPORT THE LEARNING PROCESS
In this paper we study the tools of educational process in terms of new mechanisms for coordination of the «student - teacher».
Keywords: networks, cost-effective training and economic relations.
ределяться не соотношением затрат и результатов, не количеством подготовленных к производительному труду в системе образования, а качеством, характеризующемся выпускниками, готовыми к изменениям, меняющихся и меняющих. И в этом смысле подчеркнём ещё раз, что инновационное развитие общества настоятельно требует сетевых организационных инструментов поддержки процесса обучения.
УДК 330
Лягушев Г. Е.
ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА В ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ ХОЗЯЙСТВА СТРАНЫ: ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
В статье обосновывается взгляд на расширение макроэкономических проблем экономического анализа.
Ключевые слова: макроэкономика, эффективность преподавания экономической науки в вузе, военная экономика.
Юлиан Семёнов устами Штирлица сказал в своё время, что лучше всего запоминается сказанное в конце разговора. В этом смысле уместно отметить, что один из важных, концептуальных документов, утверждённых Президентом Российской Федерации, заканчивается словами: «Для повышения эффективности использования материальных и финансовых средств, направляемых на обеспечение военной безопасности Российской Федерации, шире применять в планировании финансово-экономического обеспечения Методы и результаты военно-экономического анализа, а также программно-целевой подход»1. Для специалистов, занимающихся в течение ряда лет совершенствованием управления военным строительством: на основе применения современных методов (военно-экономический анализ, экономико-математическое моделирование и др.) и средств, в т. ч. средств высокоэффективной вычислительной техники, такая оценка дорогого стоит. Это первое.
Второе. В 1970-90 гг., в методологии военно-экономического анализа, программно-целевого планирования принципиальных изменений не произошло. Шло эволюционное развитие методологии программно-целевого планирования. Свидетельство тому - относительно небольшое различие в содержании учебников по военно-экономическому анализу, вышедших в 1987 и 2001 гг.2
Однако в начале нового века мы стали свидетелями существенной активизации обращения практиков и руководителей государства, федеральных министров и научных работников к новым методам планирования и управления, основанным на системном подходе, ориентировании деятельности на конечные результаты, использовании индикативного планирования, тотального применения федеральных, ведомственных и региональных программ, совершенствования бюджетного процесса, ориентированного на результат, разработки и утверждения перспективных
166
© Лягушев Г. Е., 2011
Военная экономика в воспроизводственном механизме хозяйства страны
финансовых планов. Достаточно упомянуть лишь некоторые документы: Бюджетные послания Президента России на 2005, 2006 и 2007 гг., ряд постановлений Правительства России, выступления руководителей Министерства обороны и Министерства финансов.
Кроме того, в научной и учебно-методической литературе по военно-экономическому анализу не нашёл должного отражения комплекс проблем, связанных с проявлением процесса становления конкурентных (рыночных) элементов в российской экономике. Дело в том, что экономика военного строительства (ЭВС) весьма специфична. С одной стороны, она обеспечивает функционирование строго централизованной и, по определению, авторитарной системы, С другой - экономика военного строительства не может быть изолированной от проявлений рыночного, в идеале - конкурентного, характера экономики страны и мира. Это не должно игнорироваться военно-экономической наукой, её ветвью - военно-экономическим анализом.
Некоторые наиболее характерные проявления рыночной (конкурентной) экономики состоят в следующем. Во-первых, на самых ранних стадиях перехода к рыночной экономике конкуренция товаров и услуг, в т. ч. международная, привела к появлению жёсткого и даже жестокого рынка труда. В результате появились безработные, началась утечка военных кадров и работников оборонно-промышленного комплекса, и в первую очередь, наиболее квалифицированных и динамичных. Кроме того, «рынок» принёс падение дисциплины, взлёт цен, резкое сокращение финансирования оборонной сферы и увеличение расходов на обеспечение внутренней безопасности, увеличились сроки ожидания получения офицерами жилья до 5-7 лет.
Реагируя на эти негативные явления, военная организация борется со стихийностью проявлений рынка труда, пытается законодательно регулировать сроки службы, содержание заключаемых с военнослужащими контрактных документов и т. д.
Во-вторых, получила законодательное закрепление конкурсная система размещения заказов на поставки предметов военного назначения, товаров и услуг при реализации государственного оборонного заказа. Особенность реакции военной организации состоит в попытках адаптации контрактной системы для условий монопольного создания Значительной части вооружения и военной техники.
В-третьих, более высокими стали риски при создании и эксплуатации оружия. Это связано с объективно присущими рыночной экономике неопределённостями, с большей свободой участников процесса реализации гособоронзаказа в принятии решения о вступлении в кооперацию создателей оружия. Если: ранее участие в процессе создания ВВТ было экономически выгодным и политически престижным, то в условиях рыночной экономики для многих предприятий и организаций ситуация коренным образом изменилась.
В-четвёртых, значительно усилился криминальный аспект в характеристике экономики военного строительства, как и во всей экономике страны.
В-пятых, в значительной мере рыночной стала военно-социальная сфера, многие бывшие льготы стали платными или отменены совсем. Это болезненно отразилось на моральном состоянии личного состава и не способствовало стабилизации кадрового состава войск. Коренным образом реконструирована система подготовки военных кадров, многие учебные заведения ликвидированы, академии и университеты выводятся из столицы, что приводит к снижению интеллектуального потенциала военной организации.
И, тем не менее, а может быть даже более, военно-экономический анализ в еще большей степени становится актуальным, поскольку незыблема истина, что уровень боевой готовности войск, их боевой потенциал зависят от многих факторов, к основным из которых относятся система управления войсками, возможности военной техники и уровень профессиональной и психологической подготовленности личного состава к выполнению боевых задач. Нахождение этих факторов, изучение степени их. влияния, обоснование способов позитивного воздействия на них - одна из главных задач военно-экономического анализа.
Первый наиболее фундаментальный учебник по военно-экономическому анализу3 был издан в 1987 г. Он использовался в учебном процессе при подготовке военных экономистов-финансистов, а также специалистов других профилей практически во всех военных университетах и академиях.
Второе издание учебника по военно-экономическому анализу4 увидело свет в 2001 г. В подготовке учебника к переизданию приняли участие доктор технических наук, профессор Г. П. Жуков, доктор экономических наук, профессор С. Ф. Викулов, кандидат экономических наук, доцент В. Я. Ушаков.
Экономика образования ♦ № 5, 2011
167
ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
Принципы эффективности, декларированные в своё время авторами учебника как основополагающие, в настоящее время закреплены в ряде нормативных актов. Ушёл в прошлое декларировавшийся в течение многих лет принцип «получения максимума результата при минимуме затрат» -Так, в монографии, вышедшей в 2005 г., доктор экономических наук А. И. Пожаров пишет: «...основным критерием эффективности экономического обеспечения обороны становится критерий минимизации затрат на поддержание не максимальной, а необходимой и достаточной оборонной мощи»5.
Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит статью, где принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств формулируется следующим (должным) образом: «...уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств или достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объёма средств»6. Наиболее ёмко и чётко актуальная задача военно-экономического анализа сформулирована в Бюджетном послании Президента России на 2007 г.: «Расходы бюджетов всех уровней должны быть ориентированы на конечный результат, который, в свою очередь, должен быть достигнут наиболее эффективным способом».
Учитывая значительную актуализацию аналитической работы, в том числе в военной сфере, авторы посчитали необходимым откликнуться на требования современных тенденций и подготовить данную монографию, в которой изложить, постановки и уточнение некоторых актуальных проблем и возможные способы их решения. В случае удачи такие публикации можно и желательно сделать периодическими.
В последние годы военно-экономический анализ складывается в самостоятельную научную школу. Поэтому представляется целесообразным активизировать обсуждение научных проблем
организации и теории военно-экономического анализа. О проблеме организации аналитической работы приходится говорить, потому что профессионально ориентированные структуры периодически создаются и исчезают.
Так, в аппарате Совета обороны был отдел военно-экономического анализа, в аппарате Совета безопасности был отдел экономики военного строительства, в Министерстве обороны было Управление военно-экономического анализа и экспертиз. Где они ныне? Не самое мудрое решение -делать вид, что проблемы нет, и ликвидировать аналитические структуры в военной организации. Проблема есть. Только один пример. Ежегодно защищается большое количество докторских и кандидатских диссертаций по военно-экономической проблематике. В них много есть умных, научно обоснованных решений. Но в России никто не занимается изучением, систематизацией, обобщением и координацией научных исследований. Отсюда разобщённость, слабая реализация результатов исследований. Такая расточительность недопустима для нашего государства.
Примечания
1 Основы государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года. Утверждены Президентом РФ 17 августа 2002 г.
2 Жуков Г. П., Викулов С. Ф. Военно-экономический анализ и исследование операций. - М.: Воениздат, 1987. -440 с; Военно-экономический анализ: учеб. / под ред. С. Ф. Викулова. - М.: Воениздат, 2001. - 350 с.
3 Жуков Г. П., Викулов С. Ф. Военно-экономический анализ и исследование операций: учеб. - М.: Воениздат, 1987.
4 Военно-экономический анализ: учеб. / под ред. С. Ф. Викулова. - М.: Воениздат, 2001 - 350 с.
5 Пожаров А. И. Военная экономика России: история и теория. - М.: ВФЭУ, 2005. - 418 с. Следовало бы, справедливости ради, отметить, что в качестве критерия должны быть просто «затраты на обеспечение оборонной мощи». Но это уже тонкости формулировок теории оптимизации.
6 Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Lyagushev G. E.
WAR ECONOMY IN THE REPRODUCTIVE MECHANISM OF THE ECONOMY OF THE COUNTRY: POLITICAL ECONOMY AND SYSTEM ANALYSIS
The article explains the view of the expansion of the macroeconomic problems of an economic analysis. Keywords: macroeconomics, the effectiveness of teaching economics in high school, military economy.