Научная статья на тему 'Методологические основы и специфика военно-экономического анализа'

Методологические основы и специфика военно-экономического анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2650
543
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА / ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю.

Рассмотрены методологические основы и специфика военно-экономического анализа, приведены его базовые термины и определения, сформулированы основные цели и задачи, перечислены возможности практического использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы и специфика военно-экономического анализа»

7(358) - 2014

Теория экономического анализа Theory of the economic anutysis

УДК 355.013.1

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СПЕЦИФИКА ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА*

METHODOLOGICAL PRINCIPLES AND SPECIFICS OF MILITARY-ECONOMIC ANALYSIS*

Сергей Филиппович ВИКУЛОВ,

заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор, президент Академии проблем военной экономики и финансов E-mail: [email protected] Евгений Юрьевич ХРУСТАЛЁВ, доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Центральный экономико-математический институт РАН E-mail: [email protected]

Рассмотрены методологические основы и специфика военно-экономического анализа, приведены его базовые термины и определения, сформулированы основные цели и задачи, перечислены возможности практического использования.

Ключевые слова: национальная и военная безопасность, военная экономика, военная организация, вооруженные силы, оборонно-промышленный комплекс, экономический анализ.

Sergei F. VIKULOV,

Honored Science Worker of Russia, Doctor of Economics sciences, Professor, President of Academy of Military Economics and Finance Problems E-mail: [email protected] Evgeny Ju. KHRUSTALEV, Doctor of Economics Sciences, Professor, Leading Researcher, Central Economics and Mathematics Institute, RAS E-mail: [email protected]

The article considers the methodological principles and specific character of the military-economic analysis. It gives the basic terms and definitions, main tasks and objectives. It also lists the possible practical applications.

Keywords: national and military security, the military economy, military organization, armed forces, defense industry, economic analysis.

Введение

Потребность в повышении уровня обоснованности управленческих решений, принимаемых в процессе производства, распределения, обмена

* Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 12-06-00209-а).

* Article is prepared with support of the Russian fund of basic researches (project no. 12-06-00209-а).

и потребления военно-экономических ресурсов, обусловила возникновение и бурное развитие специальных методов и методологии, получивших название военно-экономического анализа [4, 6, 9-11, 13]. Само словосочетание «военно-экономический» отражает две стороны, два подхода к исследуемым объектам и процессам. Военная сторона характеризует целевую направленность деятельности и ресурсов, потребляемых в процессе обеспечения

обороны национального государства, структуру систем обеспечения обороноспособности страны и способов функционирования этих систем. Экономическая сторона подчеркивает необходимость учета объема ресурсов, требуемых для обеспечения обороны страны, на всех уровнях: от выполнения боевых задач на театрах военных действий до задач производственно-технического характера в функциональных секторах военного производства.

Таким образом, военно-экономический анализ предполагает учет целевого и ресурсного аспектов. Его предметом являются специфические экономические отношения, возникающие по поводу наиболее эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов при выполнении стоящих перед вооруженными силами задач.

Базовые термины и определения военно-экономического анализа

Специфичность военно-экономических отношений велика и многообразна. Она обусловлена характером решаемых задач мирного и военного времени, отсутствием рыночных отношений, своеобразием предметов военного потребления, особенно таких, как вооружение и военная техника (ВВТ), большой номенклатурой потребляемых ресурсов, наличием специализированных структурных звеньев в системе экономического обеспечения обороны. Так, существенную роль в экономических отношениях по поводу установления цен на продукцию военного назначения играют представители заказывающих управлений на предприятиях оборонной промышленности [15]. Весьма специфичным является распределение предметов военного потребления. Если гражданское производство само обусловливает определенное потребление, распределение, обмен, то для решения оборонных задач требуется производство вполне определенной номенклатуры военной техники и имущества. При этом кооперация предприятий, изготавливающих продукцию военного назначения, как правило, стабильна и определяется директивно правительственными органами.

Специфичным также является распределение ресурсов между видами вооруженных сил и родами войск, которое в своей основе содержит закрепление за ними конкретных боевых задач. Процесс потребления также имеет существенные особенности. Наряду с тем, что потребление ВВТ в ходе

боевой и оперативной подготовки войск и ведения боевых действий, а также использование предметов военного снаряжения личного состава уникальны и не имеют аналогов в гражданском потреблении, нельзя не учитывать того, что, во-первых, личный состав и техника используются для решения не только оборонных задач, во-вторых, частично личное потребление осуществляется посредством формирования и распределения фондов денежного довольствия, используемого личным составом наравне с заработной платой рабочих и служащих гражданского производства.

Отмеченная специфика накладывает отпечаток как на сущность методологии военно-экономического анализа, так и на содержание расчетных методик обоснования военно-экономических решений и, кроме того, предъявляет повышенные требования к оперативности расчетов, особенно в ходе учений и боевых действий, точности определения показателей и обоснованности рекомендаций для лиц, принимающих решения. Несвоевременность получения результатов военно-экономического анализа, недостаточная их обоснованность при решении задач военного планирования могут иметь серьезные последствия оперативно-стратегического и политического характера.

Процессы производства, распределения, обмена и потребления военно-экономических ресурсов образуют постоянно совершенствующуюся систему целенаправленных действий, протекающих в отраслях национального хозяйства и внутри вооруженных сил и сопровождающихся определенными экономическими отношениями между структурными звеньями, обеспечивающими выполнение задач оборонного характера. Эффективность использования затрат на оборону зависит от того, насколько оптимальной будет эта деятельность. Реальными проявлениями оптимальности принимаемых решений являются способы организации деятельности и характеристики военно-экономических ресурсов.

В более общем плане можно полагать, что оптимизация характеристик военно-экономических ресурсов является результатом решения задачи выбора наилучшего способа деятельности. Оба фактора, подлежащих оптимизации - способ организации деятельности и характеристики военно-экономических ресурсов - связаны между собой прямой и обратной связями. Так, научно-технический прогресс в области производства ВВТ революционизирующим образом действует

на способы ведения вооруженной борьбы. В свою очередь научное обоснование тактико-технических характеристик оружия производится путем моделирования боевых действий. При моделировании имитируется процесс конечного потребления военно-экономических ресурсов (бой, операция, учение и др.), где происходит проверка своеобразных потребительных стоимостей ВВТ. Обоснованные характеристики военно-экономических ресурсов (включая тактико-технические характеристики военной техники и имущества) составляют основу технологии разработки, испытаний и производства образцов оружия.

Таким образом, в ходе исследований и принятия решений по созданию и наращиванию боевого потенциала войск постоянно проявляются взаимосвязь и обусловленность способов организации деятельности и характеристик, используемых в процессе деятельности ресурсов. Реальным инструментом оптимизации принимаемых решений служит военно-экономический анализ. Его роль возрастает в связи с необходимостью перехода к экономическим методам руководства, нацеленностью управления на повышение эффективности. Это требует глубокой проработки теоретических основ военно-экономического анализа, определения объекта, предмета и метода.

Конечная цель - обеспечение обороноспособности стран путем создания требуемого уровня боевого потенциала и боевой готовности войск - достигается в результате целенаправленной деятельности, сопровождающейся расходованием разнородных военно-экономических ресурсов. Поэтому следует объектом военно-экономического анализа считать деятельность по реализации системы мероприятий, протекающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления продукции военного назначения [2, 8, 14]. Элементарным объектом анализа следует считать отдельное мероприятие, которое может происходить на всех этапах движения продукции военного назначения. Так, мероприятиями могут считаться:

- в сфере потребления - обучение личного состава с использованием разного рода учебно-тренировочных средств, выполнение огневых задач в ходе боевых действий, проведение войсковых учений и маневров, обслуживание и эксплуатация военной техники, сезонная заготовка сельхозпродуктов, обоснование планов развития средств вооруженной борьбы и др.;

- в сфере производства - испытание ВВТ при их изготовлении на заводах оборонно-промышленного комплекса, усовершенствование тактико-технических характеристик серийно изготавливаемых образцов военной техники, обеспечение живучести предприятий оборонной промышленности и др.;

- в сфере распределения - оптимизация целе-распределения, т. е. распределения боевых средств по объектам противника, оптимизация распределения ассигнований между видами вооруженных сил;

- в сфере обмена - кооперация системы хозрасчетных промышленных предприятий, строительных организаций, взаимодействие других элементов, между которыми существует обмен деятельностью или продуктами труда и др. Военно-экономический анализ является, с

одной стороны, обособившейся ветвью экономического анализа, поскольку и в том, и в другом анализе рассматривается величина затрат ресурсов на осуществление отдельных мероприятий, достижение определенных результатов. С другой стороны, военно-экономический анализ имеет большое своеобразие, поскольку с его помощью изучается специфическая сфера деятельности по обеспечению обороноспособности страны. Специфичным является прежде всего конечный результат деятельности.

С учетом данного определения объекта и рассмотренных особенностей военно-экономического анализа становится возможным сформулировать его предмет. Будем полагать, что предметом военно-экономического анализа являются специфические экономические отношения, возникающие по поводу наиболее эффективного использования военно-экономических ресурсов при выполнении задач, стоящих перед вооруженными силами. Основное назначение военно-экономического анализа -быть научным инструментом обоснования путей осуществления мероприятий по обеспечению боевой готовности войск с учетом затрат ресурсов и времени на их проведение при достижении поставленной цели.

Основные задачи военно-экономического анализа

На основе изложенного можно сформулировать основную задачу военно-экономического анализа.

Она заключается, во-первых, в формировании различных способов достижения генеральной цели -обеспечения необходимого уровня боевого потенциала и поддержания высокой боеготовности войск, а также адекватных задач частного характера, во-вторых, в комплексном их рассмотрении с учетом расхода ресурсов и продолжительности процессов осуществления мероприятий и, в-третьих, в выборе оптимального варианта, позволяющего минимизировать затраты ресурсов.

Формулировка задачи может быть иной по постановке. Суть ее состоит в нахождении оптимального варианта деятельности при использовании выделенных военно-экономических ресурсов для достижения максимального конечного результата. Одна из важнейших задач военно-экономического анализа предназначена для определения и улучшения тактико-технических характеристик образцов ВВТ.

Все решаемые на основе военно-экономического анализа задачи можно классифицировать по ряду признаков:

а) по уровню организации, осуществляющей анализ:

- задачи высших государственных органов управления;

- задачи центральных и главных управлений министерств;

- задачи научно-исследовательских, производственных и войсковых объединений, организаций и предприятий;

б) по условиям действия войск:

- обоснование тактико-технических характеристик образцов и развития систем ВВТ, способов ведения боевых действий, задачи создания боевого потенциала, обеспечивающего сдерживание агрессора или победу над ним;

- обоснование системы боевой подготовки (в том числе задачи мирного времени по поддержанию высокой боевой готовности войск);

в) по направлениям деятельности:

- межотраслевые задачи обоснования путей военного строительства, включая развитие систем ВВТ;

- отраслевые задачи (оборонное производство, производственные предприятия и строительные организации вооруженных сил, войсковая сфера деятельности);

- задачи вневойскового обеспечения боевой готовности войск;

г) по предназначению проводимого анализа:

- расчет и оценка основных военно-экономических показателей для конкретных планов деятельности с учетом характеристик необходимых ресурсов (задача оценки);

- обоснование рациональных способов осуществления деятельности, которая включает выбор и обоснование тактико-технических характеристик ВВТ и имущества (задача выбора, оптимизации);

д) по способу постановки задачи выбора (оптимизации):

- прямая задача, решение которой позволяет максимизировать эффект использования ресурсов (задача эффективности);

- обратная задача, обеспечивающая минимальный расход ресурсов при достижении поставленной цели (задача экономичности);

е) по виду и форме достигнутых результатов оптимизации:

- определение способов осуществления деятельности;

- обоснование характеристик качества военно-экономических ресурсов, включая тактико-технические характеристики образцов военной техники.

Высшие звенья управления используют результаты военно-экономического анализа при выработке планов строительства вооруженных сил, решении межотраслевых задач, принятии решений о создании наиболее важных боевых средств стратегического уровня. В исключительных случаях определяющим может явиться не экономический, а военный фактор. Так, при создании ядерного оружия необходимо было мобилизовать значительные ресурсы государства для обеспечения создания оружия сдерживания и предотвращения угрозы нападения противника с применением средств массового поражения. Остальные звенья управления принимают решения на основе военно-экономического анализа в пределах своей компетенции и готовят рекомендации для вышестоящих звеньев.

Задачи создания боевого потенциала решаются в мирное и в военное время [7]. Однако их решение в мирное время всегда ориентировано на реализацию требований военной доктрины, которая определяет вероятного противника, возможные способы ведения боевых действий и реальные пути совершенствования военной экономики. Иначе говоря, задачи создания боевого потенциала, решаемые в мирное время, ориентированы на войну.

Два аспекта в использовании военно-экономического анализа

Решение аналитических задач требует значительных усилий по изучению состояния исследуемых объектов и систем, сбора и обработки информации, разработки рекомендаций. Аналитическая работа предполагает наличие методологии и совокупности расчетных методик, средств вычислительной техники. Поэтому военно-экономический анализ можно рассматривать с двух сторон [5]:

- как научное направление (научную дисциплину), включающее систему понятий, определений и методов и позволяющее решать задачи наиболее эффективного использования средств, выделяемых на оборону, или наиболее экономично обеспечивать решение боевых задач на театрах военных действий;

- как систему реальных действий по обоснованию принимаемых решений, присущую всем функциям управления.

Исследуя и определяя военно-экономический анализ с позиции научного направления и системы организационных мероприятий, необходимо отметить, что как научное направление военно-экономический анализ основывается на ряде методических положений, которые коррелируют с системным подходом к управлению процессами и процедурами целенаправленной деятельности.

1. Уровень боевого потенциала вооруженных сил в каждый момент времени должен быть таким, который при любой угрозе вероятного противника может позволить путем использования боевой готовности войск предотвратить его нападение, а в случае развязывания агрессии обеспечить достижение военного успеха при минимальных потерях людских и материальных ресурсов.

2. При военно-экономическом анализе следует исходить из того, что цель любого мероприятия должна по возможности наиболее полно отображать конечное предназначение вооруженных сил: выполнение ими поставленных боевых задач. Каждое мероприятие имеет свою цель, но она должна быть адекватна конечной цели.

Военно-экономический анализ базируется на том, что решения отдельных частных задач должны способствовать достижению глобальных целей, поставленных перед вооруженными силами, а любой объект, относительно которого принимается

управляющее решение, должен рассматриваться как частный элемент всей военной системы.

3. Военно-экономический анализ предполагает оценку двух групп показателей, отражающих военную (целевую) и экономическую стороны рассматриваемого мероприятия. Военная сторона определяет цель деятельности, обусловленную объективными потребностями защиты государства от внешней агрессии. Конкретное содержание показателя, характеризующее его военную сторону деятельности, зависит от уровня структурных элементов, деятельность которых подвергается анализу, и целевой направленности деятельности.

Экономические показатели имеют две составляющие: объем требуемых или израсходованных ресурсов; длительность достижения цели деятельности.

Необходимость учета фактора времени и, соответственно, временных показателей возникает вследствие невозможности немедленного удовлетворения вооруженных сил всеми ресурсами, необходимыми для достижения цели, и мгновенного выполнения работ, составляющих мероприятие.

В самом общем случае военно-экономический анализ предполагает определение триады показателей: эффект, затраты, время. Перед экономистами иногда ставятся частные задачи оценки лишь экономических показателей, например, оценки затрат на проведение войсковых учений при заданном плане их проведения.

4. В зависимости от цели анализа выходной результат решения задачи может быть двух видов:

- значения основных военно-экономических показателей: ожидаемого или достигнутого результата, длительности его получения и объема потребных ресурсов;

- оптимальный план осуществления мероприятия или оптимальные значения тактико-технических характеристик потребных военно-экономических ресурсов.

Возможно также одновременное получение оптимальных значений характеристик военной техники и плана деятельности.

5. Принятие обоснованных решений должно предполагать сочетание качественного и количественного анализа. Качественный анализ должен предшествовать количественному и завершать его.

При всей важности качественного анализа нельзя допускать недооценки количественной оценки исследуемых показателей.

Сложность экономических процессов заставляет экономистов широко использовать математические методы, особенно при решении оптимизационных задач. Использование экономико-математических методов значительно повышает достоверность результатов анализа.

Таковы основные методические положения военно-экономического анализа как научного направления.

Как система действий военно-экономический анализ состоит из отдельных элементов, набор которых определяется конкретикой решаемой задачи. При расчете и оценке военно-экономических показателей (эффект, затраты, время) военно-экономический анализ предполагает:

- конкретизацию задач анализа в соответствии с поставленной целью;

- определение существа и качественное описание оцениваемых показателей;

- расчет численных значений показателей и качественную их оценку;

- подготовку предложений по результатам анализа.

При решении задач оптимизации состав элементов шире и включает в себя кроме ранее названных следующие:

- выбор критерия оптимизации, наиболее полно соответствующего цели деятельности и задачам анализа;

- формирование вариантов достижения цели путем изменения способов деятельности или характеристик используемых ресурсов;

- оценку количественных значений военно-экономических показателей для каждого варианта;

- сравнение вариантов по выбранному критерию с учетом имеющихся ограничений и выбор наилучшего варианта из числа допустимых.

При этом следует исходить из того, что результаты любого анализа, в том числе военно-экономического, предназначены не для автоматического принятия решения. Экономические отношения настолько сложны и многообразны, что результаты даже весьма тщательного анализа подлежат дополнительному осмыслению и не должны заменять руководителя, а лишь помогать ему. Как формулирование целей и задач анализа, так и окончательное принятие решения является прерогативой уполномоченных на то лиц.

Методические основы военно-экономического анализа

Эффективность военных расходов невозможно обеспечить без помощи методического аппарата военно-экономического анализа. Он необходим для обоснования решений на всех уровнях: от определения направлений развития вооруженных сил и военной организации государства в целом до обоснования мероприятий, осуществляемых в войсковой и производственной сферах деятельности. Конечный результат военного строительства - уровень боевого потенциала и, в частности, боевой готовности войск, зависит от многих факторов, к основным из которых относятся: тактико-технические характеристики ВВТ, объекты и сооружения (вещественный фактор), уровень подготовленности личного состава к выполнению боевых задач (личный фактор), а также система управления войсками (организационный фактор как способ соединения личного и вещественного факторов). Достижение конечного результата сопровождается значительными расходами материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Поэтому обеспечение боеготовности, как отмечалось ранее, является задачей не только военной, но и экономической.

Обеспечение законности и соответствия финансирования установленным нормам и утвержденным документам для деятельности всех структурных элементов вооруженных сил государства требует от экономиста-финансиста знания этих документов. В то же время оценка и повышение эффективности использования ресурсов вследствие возрастающей сложности военно-экономических процессов становится все более важной и значимой. Это свидетельствует о возрастании роли военно-экономического анализа, который обеспечивает практическую деятельность руководителей всех уровней количественными методами обоснования военно-экономических решений.

Военно-экономический анализ базируется на общей теории экономического анализа, военной экономике как науке, теории военного строительства, методологии системного подхода и методах исследования операций, достижениях других наук [1, 3, 12, 16-19]. Опираясь на объективные законы общественного развития и кибернетики, используя экономические, технические и военные науки применительно к исследованию процессов и явлений, протекающих в войсках, органах военного

и государственного управления и в оборонно-промышленном комплексе, специалисты военно-экономического анализа решают задачи подготовки научно обоснованных рекомендаций для принятия решений по объему потребных ассигнований на развитие средств вооруженной борьбы, выбору наиболее целесообразных способов проведения мероприятий в войсках и производственной сфере деятельности [1, 19]. Методический аппарат военно-экономического анализа позволяет проводить экспертизу проектов и предложений в области строительства вооруженных сил, военной реформы, формирования государственного оборонного заказа и программ создания новых ВВТ.

Следует полагать, что военно-экономический анализ оптимизирует целенаправленную деятельность, проводимую в структурных звеньях вооруженных сил и военной организации (войска, органы военного и государственного управления, оборонная промышленность) и направленную на обеспечение боевой готовности войск.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всякая разумная деятельность включает в себя цель, средства, сам процесс осуществления мероприятий и получаемый результат. Деятельность вооруженных сил можно изучать с различных точек зрения. Поскольку военно-экономический анализ преследует цель повышения эффективности использования ресурсов, то особое внимание военно-экономического анализа должно оказываться специфическим экономическим отношениям, возникающим в процессе выявления и обоснования наиболее эффективных путей достижения цели и, соответственно, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов для решения задач, стоящих перед военной системой государства и ее элементами: видами вооруженных сил, военными округами, объединениями и соединениями.

Для исследования сложных и разноплановых процессов деятельности, осуществляемых в вооруженных силах, военно-экономический анализ использует многочисленные методы, разработанные в различных научных областях (см. таблицу).

Общенаучные методы используются при военно-экономическом анализе очень широко, при этом они, как правило, не требуют адаптации к специфике военно-экономических задач. Особое значение имеют методология системного подхода и комплекс методов системного анализа, используемых в расчетах.

Ряд методов, используемых в практике военно-финансовой аналитической деятельности, тре-

Методы, используемые в военно-экономическом анализе

Группы методов Метод

Общенаучные методы Системный анализ

Экономико-математическое моделирование

Сравнений и аналогий

Оценки экономической эффективности

Классическая математика

Оценки надежности сложных систем

Прикладные статистические методы Прикладной статистический анализ в экономике

Анализ корреляций и регрессий в экономике

Прогнозирование в военной экономике

Методы исследования военно-экономических операций Математическое программирование в военном деле

Теория принятия решений в условиях неопределенности (теория игр)

Теория массового обслуживания (теория очередей)

Теория управления запасами ресурсов

Специальные методы Оценки показателей боевой эффективности

Программно-целевого управления

Моделирования боевых действий

Оценки военно-экономической эффективности

бует большей или меньшей адаптации. Например, статистические методы применительно к военно-экономической сфере (сроки хранения отчетных данных и т. п.) доработаны с учетом реальной практики формирования исходной статистики, малых объемов исходной информации и специфики их использования во всех звеньях войскового уровня (военный округ, соединение, воинская часть).

Методы исследования военно-экономических операций также являются продуктом переработки широко известных методов исследования операций, но они модифицированы применительно к военно-экономической сфере деятельности.

Методы оценки показателей боевой эффективности и моделирования боевых действий используются лишь в той части, которая позволяет решать задачи оценки военно-экономической эффективности в военной сфере, которая имеет специфический продукт - боевой эффект. Оценка военно-экономической эффективности предполагает создание и использование своеобразных методов, разработанных в интересах проведения военно-экономического анализа.

Отдельные группы методов имеют различные сферы применения. Так, для обоснования управленческих решений большое значение имеет системный подход. Он используется на всех этапах качественного анализа военно-экономических процессов -от постановки и формулирования целей и задач до определения объемов потребных ресурсов.

Для получения количественных значений военно-экономических показателей при военно-экономическом анализе используются методология программно-целевого планирования, методы математического программирования, прогнозирования, теории боевой эффективности.

Заключение

Любые экономические, в том числе военно-экономические, исследования должны базироваться не только на эффективном инструментарии, но и на достоверной и оперативной информации. Однако проблема создания единой системы целевой экономической информации в вооруженных силах не только не решается, но даже всерьез и не ставится.

Не проявляется достаточная настойчивость при решении научно-методической и практической проблемы соединения в единую систему методов военно-экономического анализа и информационной базы, создаваемой в войсках. В результате оказались практически впустую потрачены огромные средства на создание системы стоимостного учета, подготовку кадров и оснащение учетных органов современными средствами вычислительной техники. Качество управления, на что так уповали реформаторы, рассматривая рыночный механизм как самонастраивающийся, ни в гражданской, ни в военной сферах не улучшилось. Отсюда низкая эффективность военно-экономической деятельности.

По-прежнему сохраняется большое количество нерешенных, а иногда даже не сформулированных

Список литературы

1. БакановМ. И., МельникМ. В., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 2008.

2. Буренок В. М., Лавринов Г. А., Хрусталёв Е. Ю. Механизмы управления производством продукции военного назначения. М.: Наука, 2006.

3. Викулов С. Ф. Экономика военного строительства: эволюция взглядов на проблемы, методы, решения. М.: Граница, 2013.

проблем научно-методического характера в различных областях: в военно-бюджетной, в целом в военно-экономической политике, в оценке военно-экономической эффективности осуществляемых мероприятий, в прогнозировании цен на продукцию военного назначения и т. д. В настоящее время к числу главных следует отнести задачи разработки индикаторов оценки результативности бюджетных расходов и перехода к пятилетнему планированию. В связи с этим в рамках военно-экономического анализа следует разработать комплекс методов и методик, обеспечивающих этот переход, включая разработку методов прогнозирования целевой потребности в ассигнованиях на укрепление и модернизацию вооруженных сил.

Сопутствующая проблема состоит в том, что нужно определить новые подходы к оценке результативности бюджетных расходов путем расчета соотношения между результатами деятельности и расходами на их достижение, а также степени достижения планируемых результатов деятельности. В военной области проблема обоснования перечня индикаторов, а также методов оценки эффективности достижения установленных (принятых) индикаторов более сложна, чем в гражданском секторе экономики. Достаточно хорошо разработанные показатели боевой эффективности, учитывающие вклад в характеристику выполнения задачи не только вооружения и военной техники, но и личного состава, для систем тактического и тем более оперативного звена требуют перехода к показателям индикативным, интегрирующим вклад каждого элемента сложной системы в выполнение боевой задачи.

Таким образом, военно-экономический анализ управления экономическим обеспечением военного строительства должен сочетать элементы рыночных преобразований, которые образуют среду развития, и государственного регулирования, присущего строго централизованной системе, к числу которых принадлежат Вооруженные силы России.

4. Викулов С. Ф. Военно-экономический анализ: история, методология, проблемы // Вооружение и экономика. 2012. № 4.

5. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю. Военная экономика России: научная дисциплина и отрасль производства // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 7.

6. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю. Военно-экономический анализ современных оборонных проблем России // Экономический анализ: теория

и практика. 2012. № 12.

7. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю. Методология оценки оборонного и военно-экономического потенциалов государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 29.

8. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю. Российский оборонно-промышленный комплекс: финансово-экономический и институциональный анализ // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 1.

9. Военно-экономический анализ. М.: Воениз-дат, 2001.

10. Военно-экономический анализ в экономике военного строительства: современные проблемы и тенденции развития: под ред. С. Ф. Викулова. Москва - Ярославль: ЯВФЭУ, 2007.

11. Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1984.

12. Воробьев В. В., Пожаров А. И., Ермаков С. М. Военная экономика. М.: Воениздат, 2003.

13. Жуков Г. П., Викулов С. Ф. Военно-экономический анализ и исследование операций. М.: Воениздат, 1987.

14. Лавринов Г. А., Косенко А. А., Бабкин Г. В. Экономические аспекты военно-технической поли-

List of references

1. Bakanov M. I., Mel'nik M. V., Sheremet A. D. Theory of economic analysis [Teoriia ekonomichesko-go analiza], Moscow: Finansy i statistika, 2008.

2. Burenok V.M., Lavrinov G.A., KhrustalevE. Iu. The mechanisms of production management of military products [Mekhanizmy upravleniia proizvodstvom produktsii voennogo naznacheniia], Moscow: Nauka, 2006.

3. Vikulov S. F. The economy of military construction: the evolution of views on problems, methods, and solutions [Ekonomika voennogo stroitel'stva: evoliutsiia vzgliadov na problemy, metody, resheniia], Moscow: Granitsa, 2013.

4. Vikulov S. F. Military-economic analysis: history, methodology, challenges [Voenno-ekonomicheskii analiz: istoriia, metodologiia, problemy], Vooruzhenie i ekonomika - Weapons and Economy, 2012, no. 4.

5. Vikulov S. F., Khrustalev E. Ju. Russia's war economy: a scientific discipline and industry production [Voennaia ekonomika Rossii: nauchnaia distsi-plina i otrasl' proizvodstva], Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia - World economy and international relations, 2009, no. 7.

тики Российской Федерации на современном этапе. М.: Граница, 2012.

15. Лавринов Г. А., Хрусталёв Е. Ю. Методы прогнозирования цен на продукцию военного назначения // Проблемы прогнозирования. 2006. № 1.

16. Лавринов Г. А., Хрусталёв Е. Ю. Формирование интегрированных структур в военно-промышленном комплексе // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 3.

17. Пожаров А. И. Концептуальные проблемы обеспечения национальной безопасности // Вооружение и экономика. 2008. № 2.

18. Пожаров А. И. Экономика национальной безопасности: реалии и наука // Вооружение и экономика. 2010. № 1.

19. Хрусталёв Е. Ю. Концептуальный подход к анализу процессов экономического обеспечения военной безопасности государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 35.

20. Хрусталёв Е. Ю. Экономический анализ и методология измерения национального оборонного потенциала России и ведущих государств мира // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 8.

6. Vikulov S. F., Khrustalev E. Ju. Military and economic analysis of contemporary Russian defense problems [Voenno-ekonomicheskii analiz sovremen-nykh oboronnykh problem Rossii], Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2012, no. 12.

7. Vikulov S. F., Khrustalev E. Ju. The evaluation methodology of the defense and military-economic potential of the state [Metodologiia otsenki oboronnogo i voenno-ekonomicheskogo potentsialov gosudarstva], Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'- National interests: priorities and security, 2013 no. 29.

8. Vikulov S. F., Khrustalev E. Ju. The Russian military-industrial complex: financial and economic and institutional analysis [Rossiiskii oboronno-pro-myshlennyi kompleks: finansovo-ekonomicheskii i institutsional'nyi analiz], Audit i finansovyi analiz -Audit and Financial Analysis, 2010, no. 1.

9. Military-economic analysis [Voenno-ekonom-icheskii analiz], Moscow: Voenizdat, 2001.

10. Military-economic analysis of the economy of military construction: Contemporary Issues and trends [Voenno-ekonomicheskii analiz v ekonomike voen-nogo stroitel'stva: sovremennye problemy i tendentsii

Teopua экономицеского onaxma

7 (358) - 2014

razvitiia], ed. S. F. Vikulov, Moscow - Yaroslavl: YAV-FEU, 2007.

11. Military encyclopedic dictionary [Voennyi entsiklopedicheskii slovar'], Moscow: Voenizdat, 1984.

12. Vorob'ev V. V., Pozharov A. I., Ermakov S. M. The war economy [Voennaia ekonomika], Moscow: Voenizdat, 2003.

13. Zhukov G. P., Vikulov S. F. Military-economic analysis and operations research [Voenno-ekonom-icheskii analiz i issledovanie operatsii], Moscow: Voenizdat, 1987.

14. Lavrinov G.A., Kosenko A. A., Babkin G. V. Economic aspects of military-technical policy of the Russian Federation at the present stage [Ekonom-icheskie aspekty voenno-tekhnicheskoi politiki Ros-siiskoi Federatsii na sovremennom etape], Moscow: Granitsa, 2012.

15. Lavrinov G.A., Khrustalev E. Ju. Methods for predicting the price of military products [Me-tody prognozirovaniia tsen na produktsiiu voennogo naznacheniia], Problemy prognozirovaniia - Problems of forecasting, 2006, no. 1.

16. Lavrinov G.A., Khrustalev E. Ju. Formation of integrated structures in the military-industrial complex

[Formirovanie integrirovannykh struktur v voenno-promyshlennom komplekse], Menedzhment v Rossii i za rubezhom, 2005, no. 3.

17. Pozharov A.I. Conceptual problems of national security [Kontseptual'nye problemy obespecheniia natsional'noi bezopasnosti], Vooruzhenie i ekonomika -Weapons and economy, 2008, no. 2.

18. Pozharov A.I. Economics of National Security: Reality and Science [Ekonomika natsional'noi bezopasnosti: realii i nauka], Vooruzhenie i ekonomika -Weapons and economy, 2010, no. 1.

19. Khrustalev E. Ju. The conceptual approach to the analysis of economic processes of ensuring the military security of the state [Kontseptual'nyi podkhod k analizu protsessov ekonomicheskogo obespecheniia voennoi bezopasnosti gosudarstva], Natsional'nye in-teresy: prioritety i bezopasnost' - National interests: priorities and security, 2010, no. 35.

20. Khrustalev E. Ju. Economic analysis and methodology for measuring national defense potential of Russia and the leading countries of the world [Ekonomicheskii analiz i metodologiia izmereniia natsional'nogo oboron-nogo potentsiala Rossii i vedushchikh gosudarstv mira], Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' - National interests: priorities and security, 2012, no. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.