Научная статья на тему 'Военная экономика и национальная безопасность'

Военная экономика и национальная безопасность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
431
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ДОКТРИНА / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ВОЕННАЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / РЕЦЕНЗИЯ / ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЭКОНОМИКА ВОЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьев В.В., Венедиктов А.А.

Рецензируемая монография профессора С.Ф. Викулова [1] анализируется как с позиций ее вклада в военную финансово-экономическую науку, так и в плане практической реализации обоснованных автором предложений. По результатам рассмотрения сделан вывод о том, что материал представляет собой ценный вклад в военно-экономическую науку. Книга окажется полезной новым поколениям специалистов военной финансово-экономической службы, возрождаемой в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воробьев В.В., Венедиктов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военная экономика и национальная безопасность»

КНИЖНЫЙ КОМПАС

23 (260) - 2014

УДК 336.717

военная экономика

и национальная безопасность*

В.В. ВОРОБЬЕВ,

доктор экономических наук, профессор,

председатель Межрегиональной общественной организации «Совет ветеранов военной финансово-экономической службы» E-mail: autors@viek.ru а.а. Венедиктов,

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: a_venediktov@mail.ru

ФГБУ «46 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации»

Рецензируемая монография профессора С. Ф. Ви-кулова [1] анализируется как с позиций ее вклада в военную финансово-экономическую науку, так и в плане практической реализации обоснованных автором предложений. По результатам рассмотрения сделан вывод о том, что материал представляет собой ценный вклад в военно-экономическую науку. Книга окажется полезной новым поколениям специалистов военной финансово-экономической службы, возрождаемой в настоящее время.

Ключевые слова: военная доктрина, стратегия национальной безопасности, военная финансово-экономическая служба, рецензия, военно-экономический анализ, экономика военного строительства

Рецензируемая монография [1] является обобщением научных работ, выполненных за последние 25 лет автором — заслуженным деятелем науки Российской Федерации, доктором экономических наук, профессором Викуловым Сергеем Филипповичем. Материалы в указанном издании сгруппированы в 4 раздела, на содержании которых хотелось бы остановиться подробнее.

* Рецензия на монографию С.Ф. Викулова «Экономика военного строительства: эволюция взглядов на проблемы, методы, решения». М.: Граница, 2013. 602 с.

Первый раздел посвящен рассмотрению вопросов экономического и правового обеспечения национальной безопасности. Являясь одним из разработчиков Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ в 1993 г., автор обосновывает предложения по дополнению данного документа рядом новых положений, касающихся военно-технических и экономических основ военной доктрины государства, закрепления в ней принципов программно-целевого планирования, военно-экономического анализа, обеспечения соответствия оборонной мощи государства его экономическим возможностям, устранения диспропорции между военными расходами и уровнем благосостояния народа.

Большинство обоснованных автором предложений по вопросам военно-экономической безопасности страны вошло в ныне действующую редакцию Военной доктрины Российской Федерации, утвержденную Указом Президента РФ от 05.02.2010 N° 146 (а также в ее предыдущую редакцию, утвержденную Указом Президента РФ от 21.04.2000 № 706) и Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденную Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537, пришедшую на смену Концепции национальной безопасности

(утвержденной Указом Президента РФ от 10.01.2000 № 24). Хотелось бы отметить, что именно автор монографии был одним из военных экономистов, усилиями которых в Военной доктрине Российской Федерации появился раздел «Военно-экономические основы» (первоначально в проекте был лишь раздел «Военно-технические основы»).

Немало споров вплоть до настоящего времени вызывает вопрос о том, как должен именоваться основной доктринальный документ в сфере военной (оборонной) безопасности: «военная доктрина» или «оборонная доктрина». Собственно, дискуссия сводится к тому, какой из этих терминов должен рассматриваться как более широкий и, соответственно, какая из названных доктрин является первичной, а какая должна рассматриваться как ее составная часть1. Отдавая должное уважение позиции иных военных ученых, автор последовательно отстаивает свое мнение о том, что именно военная доктрина должна рассматриваться в качестве основополагающего доктринального документа. Отметим, что данная позиция нашла свое закрепление и в официальных документах российского государства.

В монографии рассмотрены вопросы уточнения терминологического аппарата рассматриваемой научной области. Наличием существенных разночтений в уяснении содержания ряда базовых понятий зачастую объясняются противоречия между отдельными как нормативными, так и правоприменительными актами, издаваемыми органами государственной власти и военного управления. Так, даже термин «военная организация государства» не имеет в настоящее время единого толкования в различных официальных документах и научных работах.

В течение многих лет автор в своих работах обращал внимание на отсутствие в Российской Федерации единого органа управления военной организацией государства. Отдельные министерства так называемого силового блока не состоят в единой структуре, отсутствует единый орган управления военной организацией. У Президента Российской Федерации — Верховного Главнокомандующего Вооруженными отлами Российской Федерации — нет в подчинении структуры, которая имеет полномочия на руководство военной организацией государства. Например, Совет Безопасности

1 Гареев М.А. Новые условия — новая военная доктрина. URL: http://vesvladivostok.ru/publ/politika/geopolitika/novye_us-lovija_novaja_voennaja_doktrina_chast_1.

Российской Федерации, статус которого определен Федеральным законом от 28.12.2010 № Э90-ФЗ «О безопасности», является конституционным совещательным органом и не издает обязательных для исполнения руководящих документов (аппарат Совета Безопасности РФ выполняет главным образом аналитические функции, ведет подготовку материалов для принятия решений Президентом РФ).

В то же время нормативная правовая база военной организации государства в настоящее время достаточно громоздка, причем увеличение числа руководящих документов в данной сфере не устраняет имеющихся пробелов и противоречий правового регулирования, что позволяет отдельным органам государственного и военного управления, предприятиям оборонно-промышленного комплекса выбирать в конкретной ситуации лишь тот документ, который является для них «выгодным», что далеко не всегда соответствует государственным интересам и позитивно отражается на состоянии военной безопасности государства.

Одним из важных предложений автора является обоснование им необходимости и целесообразности включения в состав военной организации государства предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса (ранее туда включались только войска, силы, органы военного управления). Данное предложение также нашло свое воплощение в действующих документах.

Значительная часть монографии посвящена рассмотрению современных научных проблем военной и военно-экономической реформы. В первую очередь рассматривается важнейший аспект данной проблемы — состояние и реформирование военно-бюджетного процесса в России. Так, автор обоснованно отмечает, что в Российской Федерации отсутствует единый бюджет для военной организации государства. При этом как-то забылся тот факт, что в свое время Верховный Совет России принимал решение о подготовке проекта закона об оборонном бюджете. Проект был разработан при участии автора, но заблокирован при рассмотрении в комитетах Государственной Думы. Это привело к перекосам не только в военно-техническом, материальном, но и в социальном обеспечении личного состава отдельных министерств «силового блока».

Несмотря на то, что Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» декларирует единую систему социальных гарантий и компенсаций военнослужащим независимо

от конкретного органа государственной власти, в системе которого они проходят военную службу, в каждом из министерств фактически действует своя система нормативных правовых актов, регламентирующих социальное обеспечение лиц, проходящих военную службу. Причем неверным с государственной точки зрения представляется не только наличие фактических отличий в статусе военнослужащих различных министерств, но и издание даже содержательно совпадающих нормативных правовых актов, поскольку расходы на их разработку, поддержание в актуальном состоянии и толкование многократно возрастают.

По всей видимости, многолетний опыт работы автора в Совете Безопасности Российской Федерации обусловил то пристальное внимание, которое в монографии уделено региональному аспекту военно-экономической безопасности Российской Федерации. Огромная территория нашей страны, наличие градообразующих предприятий оборонно-промышленного комплекса, вопросы ремонта вооружения, военной и специальной техники, организации производственной кооперации, подготовки кадров как для Вооруженных сил РФ, так и для предприятий оборонной промышленности обусловливают важность регионального аспекта национальной безопасности и обеспечения обороноспособности государства.

Автором были разработаны и предложены для практического применения модели оценки экономической эффективности управленческих решений по такому важнейшему и имеющему огромный общественный резонанс вопросу, как определение преимущественного способа комплектования Вооруженных сил РФ: призыв или контракт. Полемика, ведущаяся по данной проблеме в течение четверти века, зачастую случайно или намеренно избегает основной составляющей — экономической. В результате решения в данной сфере часто носят волюнтаристский характер, поскольку учитываются лишь частные аспекты проблемы (сложность военной техники и обусловленная этим неспособность освоить ее применение на должном уровне солдатами и сержантами, проходящими военную службу по призыву; старательно создаваемое в течение многих лет негативное представление общества о военной службе по призыву и пр.).

При активном участии автора были разработаны модели экономической оценки различных вариантов перехода к контрактной системе. Вместе

с тем отсутствуют комплексные работы, которые подробно ответили бы на вопрос о том, какие затраты потребуются для перехода к контрактной системе формирования Вооруженных сил РФ по сравнению с существующим порядком их комплектования и какой эффект (рост или снижение военного потенциала России) они обеспечат. Поэтому дискуссии и поиск способов организации военной службы продолжаются до сих пор.

Второй раздел работы посвящен рассмотрению современных научных проблем экономики военного строительства. Собственно, сам термин «экономика военного строительства» является авторским и призван дополнить содержание более традиционного научного понятия «военная экономика». Последний термин сложился еще до Великой Октябрьской революции и успешно применялся в отечественной военной экономической науке в течение более 80 лет. Не оспаривая важности данного понятия, автор отмечает, что современные реалии требуют перехода от экономического описания объектов Вооруженных сил РФ (что присуще области военной экономики) к анализу военно-экономических процессов: исследованию затрат на весь жизненный цикл образца, переход к программно-целевому планированию и бюджетированию, ориентированному на результат.

Образно выражаясь, переход от концепции военной экономики к концепции экономики военного строительства может рассматриваться как переход от набора статических «фотографий» существующего положения дел к динамическому «фильму», фиксирующему протекающие процессы. Сколько будет стоить программа вооружения? Какова реализуемость предлагаемых программ с экономической точки зрения? В состоянии ли промышленность и народное хозяйство в целом эффективно освоить денежные средства в случае их выделения? Например, целенаправленное разрушение в 1988-1999-е гг. предприятий оборонной промышленности сделало невозможным оперативное освоение выделяемых денежных средств, что обусловило необходимость долгосрочного анализа последствий принимаемых решений в данной области.

В работе рассматриваются особенности рыночной организации экономики применительно к проблемам военной организации государства. Как справедливо отмечает автор, промышленность, в том числе предприятия оборонно-промышленного комплекса имеют возможность для перестройки работы, реально перешли на рыночную систему

отношений. В то же время военная организация государства в целом заведомо не может работать лишь на основе рыночных инструментов. Это подтверждается и проведенным автором анализом организации военной организации государств с развитой рыночной экономикой, в первую очередь — Соединенных Штатов Америки.

Много внимания уделено анализу бюджетных расходов, проблемам открытости и закрытости военного бюджета, управления бюджетным процессом. Как определить норму расходов на военные нужды? Какова должна быть их структура? Какая доля должна идти на капитальные нужды, а какая — на текущие? Ведь неслучайно в США и в «доперестроечном» СССР примерно 2/3 военных расходов направлялось на «капитальные» нужды (в частности, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, серийные поставки, капитальное строительство). Остальное шло на финансирование текущих потребностей вооруженных сил страны: выплата денежного довольствия, продовольственное и вещевое обеспечение личного состава, снабжение топливом и горюче-смазочными материалами и др. С перестройкой российской экономики на рыночные рельсы соотношение изменилось прямо на противоположное: около 70% военных расходов стало «проедаться» на текущие потребности и лишь 30% пошло на долгосрочные вложения. Можно сказать, что автор предлагает методы определения и анализа экономической политики государства через цифры военного бюджета.

Учитывая, что монография посвящена обобщению научных работ, выполненных автором в течение многих лет, одна из глав посвящена некогда весьма актуальной проблеме конверсии оборонной промышленности и утилизации вооружения, военной и специальной техники. Если первая проблема представляет в настоящее время скорее исторический интерес, то вторая остается актуальной и сегодня. Рассмотрение вопросов экономической эффективности военной организации государства невозможно без тщательного учета того, какой ущерб Вооруженные силы РФ и военная организация в целом наносят экологии страны, какие затраты необходимы для предотвращения экологических катастроф или восстановления ущерба, причиненного природе.

Третий раздел книги посвящен проблемам военно-экономического анализа и эффективности использования военно-экономических ресурсов. Являясь одним из основоположников (совместно с

Г.П. Жуковым) данной дисциплины [2], автор рассматривает развитие соответствующего научно-методического аппарата с 1960-х гг., когда началось ее создание, подготовка соответствующих кадров. При этом авторы использовали результаты исследований С.А. Саркисяна, Ю.С. Солнышкова, Ч. Хитча и др.

Эффективность — центральная проблема военно-экономического анализа. К сожалению, до настоящего времени даже некоторые высшие должностные лица государственных органов финансово-экономического блока и военного ведомства зачастую неверно трактуют содержание данного понятия. Нередко общепризнанное в научной среде понимание эффективности как соотношения между полученным результатом и произведенными для этого затратами подменяется рассмотрением ее как степени полноты выполнения текущих руководящих указаний.

Чтобы не углубляться в изложение ставших уже классическими авторских положений дисциплины «военно-экономический анализ», отметим, что в монографии убедительно показано: нет такого аспекта деятельности Вооруженных сил РФ, в котором не было бы места для применения данной методологии. Собственно говоря, именно степень применения при обосновании и принятии решений в военной сфере методов военно-экономического анализа позволяет говорить либо о научной обоснованности, либо о волюнтаристском характере принимаемых решений.

Рассмотрение этих проблем логично переходит к проблематике подготовки военно-экономических кадров и развитию науки экономики военного строительства. Этому посвящен четвертый раздел монографии.

Анализируя состояние военно-экономической науки, автор приходит к неутешительному выводу, что в последние годы состояние дел в соответствующей сфере, мягко говоря, не улучшалось. Так, несмотря на то, что военные расходы являются самой существенной частью расходов федерального бюджета России, в структуре Российской академии наук нет ни одного научно-исследовательского института, занимающегося проблемами экономики военной организации российского государства. А ведь они были совсем недавно.

К сожалению, за последние 10 лет планомерно сокращалась и военная экономическая наука. Вместе с вузами были ликвидированы авторитетные научные и педагогические школы в сфере военной экономики Военного финансово-экономического университета (г. Москва) и Военной финансово-

экономической академии (г. Ярославль). Прекратил свое существование Научно-исследовательский центр военно-экономических обоснований, функционировавший в Военном финансово-экономическом университете. Также было ликвидировано и Управление военно-экономического анализа и экспертиз Министерства обороны РФ.

Вместе с тем автор отдает должное тем исследованиям, аналитической деятельности, развитию методологии программно-целевого планирования, которые настойчиво ведутся в последние годы рядом научно-исследовательских организаций Министерства обороны РФ (в частности, 46 Центральным научно-исследовательским институтом, Военной академией Генерального штаба Вооруженных сил РФ, Военным университетом Министерства обороны РФ).

Ряд сохраняющих актуальность до сегодняшнего дня предложений по реформированию подготовки экономических кадров для военной организации государства, в том числе высшей квалификации (кандидатов и докторов наук), обоснованы автором в последней главе монографии, озаглавленной «Военное образование, подготовка и аттестация педагогических и научных кадров».

В приложениях приведен ряд разработок автора, которые рассматривались на международных научных форумах, а также подготовленных в интересах органов государственного и военного управления, автобиографическая информация, фотоматериалы.

Есть все основания полагать, что рецензируемая монография, с которой можно ознакомиться на сайте автора в сети Интернет (www.viculov.ru), представляет собой исключительно ценный вклад в военно-экономическую науку. Эта книга, несомненно, окажется полезной новым поколениям специалистов военной финансово-экономической службы, которая возрождается ныне. Хотелось бы пожелать ее автору, заслуженному деятелю науки Российской Федерации, доктору экономических наук, профессору С.Ф. Викулову новых творческих успехов на благо нашей Родины и ее Вооруженных сил.

Список литературы

1. Викулов С.Ф. Экономика военного строительства: эволюция взглядов на проблемы, методы, решения. М.: Граница, 2013. 602 с.

2. Жуков Г.П., Викулов С.Ф. Военно-экономический анализ и исследование операций. М.: Вое-низдат, 1987. 440 с.

Book compass

MILITARY ECONOMY AND NATIONAL SECURITY

Vasilii V. VOROB'EV, Andrei A. VENEDIKTOV

Abstract

The article analyzes the professor S.F. Viculov monograph from the positions of its contribution to financial and military economics and practical implementation. The authors conclude that the material is a valuable contribution to the military and economic science. This book will be useful to new generations of military specialists of financial and economic service.

Keywords: military doctrine, national security strategy, military financial and economic service, review, military and economic analysis, military construction

References

1. Vikulov S.F. Ekonomika voennogo stroitel 'stva: evoliutsiia vzgliadov na problemy, metody, resheniia [Economy of military construction: evolution of views

on problems, methods and solutions]. Moscow, Granitsa Publ., 2013, 602 p.

2. Zhukov G.P., Vikulov S.F. Voenno-ekonom-icheskii analiz i issledovanie operatsii [Military-economic analysis and research of operations]. Moscow, Voenizdat Publ., 1987, 440 p.

Vasilii V. VOROB'EV

Interregional Public Organization "Council

of Military Financial and Economic

Service Veterans", Moscow, Russian Federation

autors@viek.ru

Andrei A. VENEDIKTOV

46 Central Scientific Research Institute

of RF Ministry of Defense,

Moscow, Russian Federation

a_venediktov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.