Научная статья на тему 'Военно-экономический анализ современных оборонных проблем России'

Военно-экономический анализ современных оборонных проблем России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1374
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБОРОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / ОЦЕНКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Викулов С.Ф., Хрусталев Е.Ю.

В статье рассмотрены важнейшие проблемы, стоящие перед военной организацией государства и решаемые с помощью методов и инструментов экономического анализа, а также качество использующего его кадрового потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военно-экономический анализ современных оборонных проблем России»

12 (267) - 2012

Теория и методология экономического анализа

УДК 355.013.1

военно-экономический анализ

современных оборонных

проблем россии*

С. Ф. ВИКУЛОВ,

доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, президент Академии проблем военной экономики и финансов E-mail: Sergviculov@yandex. ru

Е. Ю. ХРУСТАЛЕВ,

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: stalev@cemi. rssi. ru Центральный экономико-математический институт Российской академии наук

В статье рассмотрены важнейшие проблемы, стоящие перед военной организацией государства и решаемые с помощью методов и инструментов экономического анализа, а также качество использующего его кадрового потенциала.

Ключевые слова: военная безопасность, оборонный потенциал, организация, экономика, оценка, эффективность, анализ.

Состояние и первоочередные задачи военно-экономической науки

Развитие военной экономики как науки и, соответственно, учение о ее перманентно меняющейся

* Статья подготовлена при поддержке РФФИ (проект № 12-06-00209-а).

парадигме должны идти опережающими темпами, поскольку наука должна устанавливать закономерности развития и на этой основе вырабатывать способы воздействия на окружающий мир во всех аспектах [1-3, 6, 7, 9, 11]. Есть ли основания считать, что военная экономика как наука в полной мере играла и играет сейчас роль компаса для военной практики? К сожалению, нет. Этому мешала, во-первых, многолетняя политическая зашоренность общественных наук, что ограничивало ее развитие, во-вторых, отстраненность ученых военных экономистов от реальной информации вследствие ее закрытости и негативного (в лучшем случае -безразличного) отношения руководства финансово-экономического блока военного ведомства к развитию военно-экономической науки. Об этом свидетельствует, например, отсутствие у руко-

водства финансово-экономического органа права заказывать договорные научно-исследовательские работы, ликвидация Военного финансово-экономического университета и др.

Важнейшие проблемы сохраняются в военно-бюджетной сфере и перспективном планировании. Так, в настоящее время преобладающим продолжает оставаться сметное планирование. Оно остается инерционно-экстраполяционным. В силовых структурах России истребование денежных средств базируется на методах и приемах, которые в войсковом звене использовались 15-20 и более лет назад. Ставится задача перехода к программно-целевому бюджетному планированию [12], которое исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств с одновременным мониторингом и контролем за достижением намеченных целей и результатов. Кроме того, научные разработки и практика планирования в ряде государств, а в России - в ряде регионов показывают, что время директивного планирования ушло и заменилось индикативным планированием, которое носит аналитический, регулирующий характер.

В настоящее время в военной организации России не только не решается, но даже всерьез не ставится задача создания единой системы целевой экономической информации. В результате нет возможности определить полные затраты на такие крупные мероприятия, как, например, боевые действия в Чечне, в Южной Осетии. В США систематически сообщались суммы затраченных средств на ведение войн в Ираке, в Ливии. Великобритания оперативно оценивала свои затраты на проведение боевых действий за Фолклендские острова.

Не проявляется достаточной настойчивости в решении научно-методической и практической проблемы соединения в единую систему методов военно-экономического анализа и информационной базы, создаваемой в войсках. В результате оказались безрезультатно израсходованы огромные средства на создание системы стоимостного учета, подготовку кадров и оснащение учетных органов современными средствами вычислительной техники. Качество управления, на что так уповали реформаторы, рассматривая рыночный механизм как самонастраивающийся, ни в гражданской, ни в военной сферах не улучшилось. Отсюда низкая

эффективность военно-экономической деятельности.

Поэтому в области военно-бюджетной и в целом военно-финансовой политики России в настоящее время к числу главных следует отнести задачи разработки методологии, в том числе индикаторов оценки результативности бюджетных расходов и перехода к трех-, а лучше - к пятилетнему планированию. В связи с этим военно-экономическая наука должна разработать комплекс методов и методик, обеспечивающих этот переход, включая способы прогнозирования целевой потребности в ассигнованиях на строительство военной организации, обеспечение ее функционирования.

Сохраняется большое количество нерешенных, а иногда даже не сформулированных, проблем научно-методического характера в различных областях: в военно-бюджетной и в целом - военно-финансовой политике, в оценке военно-экономической эффективности, прогнозировании цен на продукцию военного назначения. В связи с этим военно-экономическая наука должна разработать комплекс методов и методик, обеспечивающих этот переход, включая разработку способов прогнозирования целевой потребности в ассигнованиях на строительство военной организации.

Экономика как наука и в нашей стране, и за рубежом всегда отражала реальность, одновременно искажая ее, поскольку суть экономической политики рассматривалась через призму социально-политических пристрастий. Одна из особенностей советской экономической политики состояла в том, что специалисты и ученые, работавшие до начала 1990-х гг., отрицали наличие и влияние фактора случайности, считая, что плановая экономика строго детерминирована не только по целям, но и по способам реализации, по получаемым результатам. Главным был тезис «план - это закон». На самом деле истина была между крайностями: фактор случайности действовал и проявлялся через влияние климатических, индивидуально-личностных и других особенностей при одновременном воздействии жестко централизованной формы управления экономикой.

Ситуация радикально изменилась (но не в лучшую сторону) в ходе политико-экономических реформ в начале 1990-х гг. Переход к рыночным принципам регулирования экономических процессов, ликвидация органов планирования и управления сместили акценты в сторону адаптивной экономики.

Особенности военной экономики как науки и производственной отрасли и ее развитие

Одновременно с переходом к рыночной экономике в научном мире России возникли две тенденции, существо которых трудно объяснить, не зная внутренних механизмов экономики. Одна тенденция состоит в том, что в несколько раз возросло количество защит диссертаций по общественно-гуманитарным наукам, в том числе по экономике и праву. Некоторые аспекты этой тенденции приобрели почти уродливый характер. Доля исследователей с учеными степенями в 2007 г. составила: по социально-гуманитарным наукам - около 12 %, по естественным - около 43 %, по техническим -около 25 %. Это при том, что доля аспирантов по социально-гуманитарным наукам составила 50 %, докторантов - чуть меньше. И еще одно явление, которое можно отнести к числу негативных. Около 13 % получателей докторских и 39 % кандидатских степеней работают вне сферы образования и науки. Чем можно объяснить эти тенденции?

Желание практических работников получить ученую степень похвально. Однако то, что многие доктора и кандидаты работают вне сферы научно-образовательного процесса, следует отнести к числу негативных явлений в сфере российской науки. Это обстоятельство создает предпосылки для коррупции, защиты заказных работ, способствует нецелевому использованию бюджетных средств на многомиллионные НИР и ОКР, дискредитации науки как отрасли высокоинтеллектуальной деятельности. Почти половина аспирантов обучаются социально-гуманитарным наукам. В значительной мере это объясняется тем, что произошедшая в начале 1990-х гг. революция привела к активизации исследований по разработке научных основ создания новой общественно-политической формации. В то же время далеко не всегда рост количества сопро-

вождается адекватным ростом качества исследований. И еще одно обстоятельство. Около 80 % аспирантов сосредоточено не в НИИ, а в вузах. Отсюда подавляющая ориентация подготовки аспирантов на педагогическую практику, а не на проведение исследований, что характерно для НИИ. Здесь же следует упомянуть неоправданно низкий уровень оплаты труда ученых, использование аспирантуры для того, чтобы избежать службы в армии.

Непропорциональный по отношению к другим отраслям знаний (например технических) рост количества диссертаций экономического и правового направления (табл. 1) частично можно объяснить тем, что смена социально-политического строя вызвала к жизни потребность в научном осмыслении новых явлений в экономике. Огромное количество аспирантов по гуманитарному направлению отчасти объясняется этим же обстоятельством - ростом интереса к новой экономике. Другой фактор - имеющиеся тенденции избежать службы в армии по льготам, предоставляемым аспирантам и кандидатам наук, а также представления (в чем-то оправданные) многих соискателей о том, что гуманитарную диссертацию легче подготовить и защитить.

Если в гражданской экономике негативные последствия доминирования рыночных принципов привели к циклическому развитию, в худшем случае -к кризисам, то в области обеспечения военной безопасности такая система может привести к национальной трагедии. Это объясняется тем, что военная экономика как объективная реальность и как наука развивается в специфических условиях. Специфика состоит в том, что военная экономика является, с одной стороны, частью экономики народного хозяйства [8], которой свойственны рыночные отношения с регулированием происходящих в ней отношений через спрос и предложение, с другой стороны, она обслуживает систему, именуемую военной организацией государства, с ее сугубо централизованной системой управления, высочайшей ответственностью за конеч-

Таблица 1

Количество всех защит по ученым степеням и отраслям знаний в 1998-1999 гг. и в 2007-2008 гг. (среднее за два года)

Ученая степень, отрасль знаний 1998-1999 2007-2008 Изменение

Доктор наук 3 880 3 415 Уменьшение в 1,1 раза

Кандидат наук 16 330 27 690 Увеличение в 1,7 раза

Технические науки 3 000 4 300 Увеличение в 1,5 раза

Экономические науки 1 600 5 300 Увеличение в 3,3 раза

Юридические науки 600 2 000 Увеличение 3,3 раза

Политические науки 130 375 Увеличение 2,9 раза

ные результаты функционирования - обеспечение национальной военной безопасности.

Кроме того, на развитие военной экономики наложили отпечаток такие серьезнейшие обстоятельства, как резкое сокращение численности Вооруженных сил Российской Федерации, начавшееся в конце 1980-х гг. и сопровождавшееся неоправданно ускоренным выводом войск из Европы, распад СССР, перманентное реформирование военной организации России. Военная экономика как наука наряду со всеми общественно-гуманитарными дисциплинами долгие годы была избыточно политизирована, что не могло не отразиться на ее содержании, способах обоснования решений, когда необходимым и достаточным условием была ссылка на соответствующие решения партии, труды классиков марксизма-ленинизма.

Оценка эффективности военно-экономического анализа

Названные и другие обстоятельства привели к тому, что в настоящее время в российской науке в целом и в военно-экономической науке в частности наблюдаются крайне негативные тенденции, чреватые немалыми издержками для будущей экономики страны, обеспечения национальной безопасности.

Следует также отметить, что хотя в рамках различных структур военной организации (Минобороны России, МВД России, ФСБ России и др.) имеется много общего (например наличие военной службы, единство организационной и методологической основ программирования развития вооружения, военной и специальной техники), отсутствует система если не управления, то хотя бы научно-методической координации военно-экономической деятельности силовых министерств и ведомств, в том числе ценообразования на военную продукцию, прогнозирования расходов и т. д.

Не проявляется достаточной настойчивости в решении научно-методической и практической проблемы соединения в единую систему методов военно-экономического анализа и информационной базы, создаваемой в войсках. В результате серьезные сомнения вызывает эффективность использования немалых средств, потраченных на создание системы стоимостного учета, подготовку кадров и оснащение учетных органов современными средствами вычислительной техники. Качество управления, на что так уповали реформаторы, рассматривая

рыночный механизм как самонастраивающийся, ни в гражданской, ни в военной сферах не улучшилось. Отсюда низкая эффективность военно-экономической деятельности [4, 5].

Одним из факторов, обеспечивающих благоприятные условия для проведения военно-экономического анализа, должно стать внедрение бухгалтерского учета, что позволит получать достоверную экономическую информацию, необходимую для своевременного и обоснованного принятия эффективных управленческих решений в области финансово-экономического обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации. Методические материалы военно-экономического анализа для войсковой сферы Министерством обороны РФ разработаны и высланы для практического использования [13].

Сопутствующая проблема состоит в том, что нужно выработать новые подходы к оценке результативности бюджетных расходов путем расчета соотношения между результатами деятельности и расходами на их достижение, а также степени достижения планируемых результатов. В военной области проблема обоснования перечня индикаторов, а также методов оценки эффективности достижения их требуемых значений более сложна, чем в гражданском секторе экономики. Достаточно хорошо разработанные показатели боевой эффективности, учитывающие вклад в выполнение задачи не только военной техники, но и личного состава, для систем тактического и тем более оперативного звена требуют перехода к показателям индикативным, интегрирующим вклад каждого элемента сложной системы в выполнение боевой задачи.

Есть свои сложности и в оценке стоимостных показателей. В их числе слабые научно-информационная и аналитическая базы о фактических затратах ресурсов на выполнение боевых задач, разнохарактерность организационного построения в различных видах Вооруженных сил Российской Федерации и др. Например, при сравнительной оценке военно-экономической эффективности применения стратегических средств возникают проблемные вопросы масштаба оценки стоимостных показателей (в рамках дивизии, что характерно для Ракетных войск стратегического назначения, полка - для Военно-воздушных сил, базы - для Военно-морского флота и т. д.).

Таким образом, в последние годы складываются противоречивые тенденции в военном строительстве, реализация которых грозит непредсказуемыми последствиями (табл. 2).

Таблица 2

Взаимосвязь объективных тенденций и управленческих реакций на них

Тенденция Реакция

Происходит существенное усложнение вооружения и военной техники, создаются новые виды оружия нетрадиционного действия, что требует для их научного сопровождения и последующей эксплуатации и боевого применения в войсках новых высококвалифицированных кадров Прекращается или резко уменьшается набор курсантов в военные институты

Усложняются и увеличиваются боевые задачи, которые могут возникнуть при обеспечении оборонной безопасности России Происходит сокращение численности Вооруженных сил РФ, в том числе наиболее квалифицированной их части - офицерских кадров

Все более острой становится задача обоснования объемов бюджетного финансирования развития Вооруженных сил РФ, создания вооружения и военной техники, совершенствования механизма финансирования войск и поставок продукции военного назначения, банковского обеспечения, создание современной системы ценообразования. Расходы на обеспечение обороны и безопасности составляют около четверти расходной части федерального бюджета Военный финансово-экономический университет преобразован в академию, затем в институт, затем в факультет подготовки специалистов для МВД России, ФСБ России и др. В результате в Министерстве обороны РФ отсутствует самостоятельный научно-исследовательский институт или военно-экономический вуз, занимающийся научными проблемами экономики военного строительства в России

В эпоху повышения роли инновационного фактора развития экономики объективно растет роль науки Учебные заведения и НИИ сокращаются, объединяются, передислоцируются, что эквивалентно разрушению научных школ и уменьшению их научного потенциала

Система подготовки и аттестации научных кадров требует постоянного совершенствования В военной организации России, в Министерстве обороны РФ отсутствует координация научных исследований, обобщения результатов, подготовки и аттестации специалистов высшей квалификации (кандидатов и докторов наук)

Управление экономическим обеспечением военного строительства должно сочетать элементы рыночных преобразований и государственного регулирования. Одним из направлений создания научных основ оценки военно-экономической эффективности является развитие теории и методологии военно-экономического анализа, который стал реальным инструментом подготовки решений и рекомендаций по снижению затрат на мероприятия военного строительства. В свое время были созданы структуры в центральном аппарате управления военной организации России (например отдел военно-экономического анализа аппарата Совета обороны РФ) и в войсковом звене (например управление военного анализа и экспертиз Министерства обороны РФ) для проведения военно-экономического анализа.

Кадровый потенциал военно-экономической науки

Происходящие в последние годы изменения системы функционирования вузов и НИИ, работающих по закрытой тематике1 обеспечения нацио-

1 Здесь под закрытой понимается тематика с грифами «секретно» и «для служебного пользования». Рассмотрение

нальной безопасности России и входящих в военную организацию государства2, привели к оттоку высококвалифицированных кадров, усложнению процедуры аттестации при присвоении ученых степеней, снижению мотивации научно-исследовательской деятельности в целом, отрицательно повлияли на развитие научного потенциала научных и педагогических работников. Поэтому представляется необходимым внести следующие изменения и дополнения, отражающие специфику подготовки и аттестации научно-педагогических кадров в военной и оборонно-промышленной сферах: - для предотвращения дублирования и параллелизма в проведении диссертационных исследований предусмотреть издание закрытых информационных бюллетеней по тематике защищаемых в диссертационных советах закрытых

работ с более высоким грифом регламентируется отдельными положениями.

2 Военная организация государства - совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также части производственного и научного комплексов страны, совместная деятельность которых направлена на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

работ с рассылкой по перечню организаций, установленному органами, ответственными за обеспечение охраны государственной тайны. Научно-исследовательские институты и вузы, реализующие федеральную целевую программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., должны разрабатывать предложения по тематике и направлениям диссертационных работ3; диссертационные советы, созданные в научных организациях и образовательных учреждениях военной организации государства, должны готовить научно-педагогические кадры и проводить аттестацию только специалистов, занимающих должности руководящего, преподавательского и научного состава военных вузов и НИИ, а также военнослужащих и гражданского персонала органов управления военным образованием и органов управления военно-научной работой;

- особенности подготовки и аттестации научно-педагогических кадров в военной организации России, связанные с обеспечением государственной тайны, должны регламентироваться отдельным положением, утверждаемым не только Минобрнауки России, но и согласованным с органами государственного управления военной организации4;

- соискатели и научно-педагогические работники должны иметь стаж научной или педагогической работы по теме диссертации: для кандидатской - не менее 4-5 лет, для докторской - не менее 5-6 лет. Исключение могут составлять аспиранты (адъюнкты) и докторанты очного обучения. Период между защитами кандидатской и докторской диссертаций должен быть не менее 5 лет. В иных случаях диссертационный совет должен ходатайствовать перед Президиумом ВАК через специальный экспертный совет об изменении этих сроков; законодательство о военной организации государства и Положение о порядке прохождения венной службы должно содержать нормы стимулирования носителей ученой степени и ученого звания, научных работников и профес-

3 Данная мера обусловлена наличием режимных ограничений по обмену информацией между ведомствами.

4 Предусмотреть помещение в аттестационное дело соискателя детального обоснования грифа секретности диссертации, экспертного заключения о грифе работы, документов о допуске научного руководителя и официальных оппонентов к работам и документам с соответствующим грифом секретности.

сорско-преподавательского состава из числа офицеров и гражданского персонала;

- нормативные акты, регулирующие порядок рассылки закрытых диссертаций и авторефератов, защищаемых в диссертационных советах вузов и НИИ, должны учитывать структуру интегрированных военных учебно-научных центров или научно-образовательных центров, а также наличие объединенных диссертационных советов;

- в военных академиях и университетах следует организовать подготовку специалистов-исследователей для НИИ Минобороны России, научных подразделений военных вузов и полигонов путем набора в них выпускников средних школ при условии заключения ими контракта на 5 лет, обязывающего их работать в НИИ и вузах после выпуска для использования их при разработке широкого круга специфических высокотехнологичных проблем военно-технического и военно-экономического направлений, создания и боевого применения новейших образцов оружия, преподавания в военно-учебных заведениях;

- для военнослужащих, имеющих степень доктора или кандидата наук, изменить предельные сроки службы, сделав их критичными не по возрасту, а по реальному состоянию здоровья. Рассмотреть возможность законодательного установления особого порядка прохождения службы (предложения об этом обсуждаются не первый год, никто не возражает, но и решение не принимается);

- начисление пенсии ученым-военнослужащим следует производить с учетом надбавок за ученую степень и ученое звание;

- формирование специальных экспертных советов производить по рекомендациям профильных вузов и НИИ военной организации государства, в том числе научно-исследовательских и конструкторских организаций оборонно-промышленного комплекса.

Все задачи и решения в сфере обеспечения военной безопасности должны рассматриваться в категориях не просто экономической, а военно-экономической эффективности. Поэтому по меньшей мере два обстоятельства определяют необходимость, сложность и значимость всестороннего научного обоснования решений, принимаемых в экономике военного строительства и при планировании

использования средств военного противоборства (в том числе оружия) по прямому назначению.

Первое обстоятельство - стоимость мероприятий по обеспечению военной безопасности государства весьма высока. Достаточно сказать, что расходы бюджетных средств только по разделу «Национальная оборона», в том числе создание всех видов вооружения, составляют около 2,7-2,8 % ВВП.

Вторая особенность - специфичность результата осуществления мероприятий военного строительства, состоящая в том, что конечный результат военной деятельности имеет неэкономический характер. Поэтому традиционные для обычной экономики методы анализа и обоснования решений или непригодны, или могут быть использованы лишь частично. Наиболее приемлемым методическим инструментом обоснования решений при обосновании мероприятий военного строительства следует считать военно-экономический анализ [10]. Поэтому одним из направлений создания научных основ оценки военно-экономической эффективности является развитие теории и методологии военно-экономического анализа, который стал реальным инструментом подготовки решений и рекомендаций по снижению затрат на мероприятия военного строительства.

В настоящее время систематически выполняются исследовательские работы по различным видам анализа (анализ хозяйственной деятельности, технико-экономический анализ и др.), проводится оценка эффективности применения военных систем. В то же время до сих пор содержание таких понятий, как «военно-экономическая эффективность», «военно-экономический анализ», остаются объектами научных дискуссий. Это лишь подчеркивает необходимость выработки единообразного понимания применяемого терминологического аппарата, создания комплекса методик и моделей оценки военно-экономической эффективности обеспечения военной безопасности государства.

Для развития военно-экономической науки очень важно решать проблемы подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. При этом следует учитывать особенности, характерные для военной организации. К их числу относятся: - наличие ограничений, обусловленных режимом секретности. В настоящее время эта

особенность регламентируется Законом РФ

от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной

тайне», другими федеральными законами Российской Федерации, межведомственными и ведомственными положениями;

- возникли новые условия, накладывающие свой отпечаток на содержание процесса модернизации подготовки и аттестации научно-педагогических кадров, в их числе - кардинальная перестройка системы подготовки военных кадров в Минобороны России, обусловленная заменой должностей военнослужащих гражданским персоналом; объединением, ликвидацией и выведением из Москвы и Санкт-Петербурга высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов;

- сокращение активного периода работы научно-педагогических кадров, обусловленное поздним приходом специалистов в науку и образование (не менее 26 лет) и ранним увольнением из армии (не более 50 лет) 5;

- существенное уменьшение возможности привлечения вузами и НИИ внебюджетных средств для проведения исследований в связи с изменением организационно-правовых форм научных организаций и переходом НИИ от ФГУП к ФГУ;

- сужение возможностей рассылки и получения отзывов по закрытым диссертационным работам в связи с уменьшением количества военных НИИ и вузов.

В ныне действующих нормативных документах об аттестации научных кадров налицо ничем не объяснимая дискриминация ученых, работающих в НИИ. Она проявляется, например, в том, что ликвидировано ученое звание старшего научного сотрудника. Оно заменено званием. В связи с этим возникло требование о наличии педагогического стажа для работников НИИ, которое реализовать крайне сложно6. Присвоение ученого звания профессора по кафедре в вузе возможно без докторской степени, а доцента - без степени кандидата наук. Однако для работающих в НИИ или научных подразделениях вузов такая норма не предусмотрена. Для получения звания профессора по кафедре достаточно подготовить двух кандидатов наук, а

5 В гражданской сфере - соответственно 23 года и практически неограниченный возраст (60-80 лет).

6 Один из результатов такого положения - в 2009 г. количество аттестационных дел по присвоению ученого звания доцента по военной тематике в пять раз меньше количества дел на присуждение ученой степени кандидата наук.

профессору по специальности нужно подготовить пять кандидатов наук.

Одним из фактов, подтверждающих политику дискриминации НИИ и создания системы приоритетности стимулирования вузовской науки, является установление грантов в размере до 150 млн руб. каждый на проведение научных исследований в 2010-2012 гг. с возможным продлением проведения научных исследований на срок от одного до двух лет для привлечения ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования. Для этого выделяются весьма значительные субсидии: в 2010 г. - 3 млрд руб., в 2011 г. - 5 млрд руб. и в 2012 г. - 4 млрд руб. [14]. Для НИИ таких грантов не установлено.

Список литературы

1. Буренок В. М., Викулов С. Ф. Военно-экономическая наука и подготовка кадров в современных условиях // Вооружение и экономика. 2012. № 1.

2. Викулов С. Ф. Основы военно-экономического анализа. М.: Воениздат, 1998.

3. Викулов С. Ф., Хрусталев Е. Ю. Военная экономика России: научная дисциплина и отрасль производства // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 7.

4. Викулов С. Ф., Хрусталев Е. Ю. Методология моделирования и анализа экономического обеспечения современного военного строительства. М.: МАОН, 2011.

5. Викулов С. Ф., Хрусталев Е. Ю. Методы оценки военно-экономической эффективности во-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

енного строительства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 21.

6. Викулов С. Ф., Хрусталев Е. Ю. Проблемы военной экономики // Вооружение. Политика. Конверсия. 2010, № 6.

7. Викулов С. Ф., Хрусталев Е. Ю. Современная концепция развития российской военной экономики // Концепции. 2009. № 1.

8. Военная экономика. Теория и актуальные проблемы / под ред. А. И. Пожарова. М.: Воениздат, 1999.

9. Военно-экономический анализ / под ред. С. Ф. Викулова. М.: Воениздат, 2001.

10. Военно-экономический анализ в экономике военного строительства: современные проблемы и тенденции развития / под ред. С. Ф. Викулова. Москва - Ярославль: ЯВФЭУ, 2007.

11. Жуков Г. П., Викулов С. Ф. Военно-экономический анализ и исследование операций. М.: Воениздат, 1981.

12. Коречков Ю. В., Алексеев А. С. Правовые основы программно-целевого бюджетного планирования в России: межвуз. сб. науч. статей. Ярославль: Конверсия, 2006.

13. Методические рекомендации по организации и выполнению мероприятий повседневной деятельности воинской части. М.: Воениздат, 2003.

14. О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования: постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 № 220.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.