Научная статья на тему 'Водные развлечения в садах и парках'

Водные развлечения в садах и парках Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
993
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ / ВОДНЫЕ ЗРЕЛИЩА / САД / ПАРК / НАВМАХИИ / АКВАПАРКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Максимова Гана Владимировна

Рассматривается история водных развлечений в садах и парках, являющаяся составной частью истории водных зрелищ. Прослеживается возникновение водных развлечений в садово-парковой культуре Древнего и Средневекового мира, распространение их в европейском ареале в эпоху расцвета паркового зодчества в Новое время, широкое проникновение в современную зрелищно-развлекательную парковую культуру. Первые образцы регулярной планировки садов, сочетающие красоту и утилитарность, были созданы в Древнем Египте, именно оттуда берет свое начало история водных развлечений в садах и парках. В эпоху расцвета садово-паркового зодчества в Европе зарождаются новые формы данного вида развлечений концерты и драматические спектакли у воды, водные карнавальные шествия, музыкальные прогулки по воде в лодках и др. Отечественная история водных развлечений в садово-парковой культуре насчитывает два столетия и включает разнообразные увеселения в усадебных и общественных садах и парках, а также массовые театрализованные зрелища в советские годы, носившие ярко выраженный агитационный характер. Непрестанно происходящая эволюция форм включения воды как элемента в жизнь парковых пространств способствует рождению в последней четверти ХХ в. мультимедийных высокотехнологических водных шоу. Выстроенный исторический ряд событий позволяет проанализировать логику и причины возникновения водных развлечений в том или ином культурном пространстве, проследить, как в этих развлечениях проявляется отношение человека к одному из основных природных элементов воде, и сделать вывод о неизменной привлекательности этого элемента для массового сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the history of aquatic entertainments in gardens and parks, which is an integral part of the history of water shows. The author traces the origin and history of aquatic entertainments in landscaping and garden design in Antiquity and the Middle Ages, their spread in Europe during the golden age of garden design in modern times, wide penetration of water shows in the contemporary culture of park entertainment. The first specimens of regular planning of gardens which combined beauty were made in Ancient Egypt: from that time on the history of aquatic entertainments in gardens and parks begins. In the epoch of flourishing of garden and park architecture new forms of aquatic entertainments in gardens and parks were born and developed: concerts and dramatic performances near water, aquatic carnival, musical rowing, etc. The Russian history of aquatic entertainments started two centuries ago and included various amusements in private and public gardens and parks as well as mass theatrical performances in the Soviet period, which were highly propagandistic. At the last quarter of the 20th century the continuous evolution of adding water theme as an element of park environment marks the birth of the multimedia highly technological show on the water. The historical sequence of events built by the author makes it possible to analyze the logic and reasons for the appearance of water entertainments in a particular cultural space, to trace how in these entertainments the person's attitude to one of the main natural elements water is shown and to make a conclusion about the invariable attractiveness of this element for mass consciousness.

Текст научной работы на тему «Водные развлечения в садах и парках»

УДК 791.7

Г. В. Максимова

соискатель, Государственный институт искусствознания E-mail: [email protected]

ВОДНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ В САДАХ И ПАРКАХ

Рассматривается история водных развлечений в садах и парках, являющаяся составной частью истории водных зрелищ. Прослеживается возникновение водных развлечений в садово-парковой культуре Древнего и Средневекового мира, распространение их в европейском ареале в эпоху расцвета паркового зодчества в Новое время, широкое проникновение в современную зрелищно-развлекательную парковую культуру.

Первые образцы регулярной планировки садов, сочетающие красоту и утилитарность, были созданы в Древнем Египте, именно оттуда берет свое начало история водных развлечений в садах и парках. В эпоху расцвета садово-паркового зодчества в Европе зарождаются новые формы данного вида развлечений -концерты и драматические спектакли у воды, водные карнавальные шествия, музыкальные прогулки по воде в лодках и др. Отечественная история водных развлечений в садово-парковой культуре насчитывает два столетия и включает разнообразные увеселения в усадебных и общественных садах и парках, а также массовые театрализованные зрелища в советские годы, носившие ярко выраженный агитационный характер. Непрестанно происходящая эволюция форм включения воды как элемента в жизнь парковых пространств способствует рождению в последней четверти ХХ в. мультимедийных высокотехнологических водных шоу. Выстроенный исторический ряд событий позволяет проанализировать логику и причины возникновения водных развлечений в том или ином культурном пространстве, проследить, как в этих развлечениях проявляется отношение человека к одному из основных природных элементов - воде, и сделать вывод о неизменной привлекательности этого элемента для массового сознания.

Ключевые слова: водные развлечения, водные зрелища, сад, парк, навмахии, аквапарки

Для цитирования: Максимова, Г. В. Водные развлечения в садах и парках / Г. В. Максимова // Вестник

культуры и искусств. - 2017. - № 4 (52). - С. 173-181.

Водные развлечения в садах и парках являются небольшой, но неотъемлемой частью истории водных зрелищ. Прежде всего необходимо отметить, что представление о водных зрелищах как об особом зрелищном феномене на данный момент в искусствознании отсутствует. Их место в топографии мировой культуры не определено, имеющиеся сведения разобщены, разбросаны в литературных источниках весьма разной дисциплинарной направленности: книгах по истории, истории искусств, театру, цирку, кино, спорту. Почти все существующие материалы по рассматриваемой тематике либо описывают какую-нибудь одну форму зрелища, либо относятся к какому-то определенному отрезку времени, либо охватывают отдельный географический регион. И даже термин водные зрелища как таковой в офици-

альном искусствоведении отсутствует и в этой связи требует пояснения. Водные зрелища -феномен зрелищной культуры, имеющий продолжительную, постоянно развивающуюся историю и особенности, позволяющие рассматривать его в отдельном ряду зрелищных искусств. Под понятием водные зрелища мы подразумеваем все существовавшие в мировой культуре зрелищные формы, в которых использовалась вода как элемент сценического действия, независимо от степени ее задействования. Актуальность рассмотрения водных зрелищ не как разрозненных, случайно возникающих в истории мировой культуры отдельных моментов, но как глубинно взаимосвязанных между собой событий стала очевидна с появлением на рубеже XX - XXI вв. целого ряда масштабных водных постановок и предшест-

173

вующим им распространением по всему миру технических аттракционов, использующих воду. И в этом ряду особый интерес представляет история развлечений и зрелищ в садах и парках, ввиду длительности ее существования, значительной насыщенности событиями и популярности в наши дни. Актуально в свете сегодняшней реальности осмысление того, как в этих зрелищах отражается отношение человека к одному из основных природных и жизненно необходимых элементов - воде.

Научная новизна предлагаемого исследования заключается в том, что связанные с водой культурные события (праздники, церемонии, спектакли, шоу) впервые объединены в единый ряд явлений искусства, становятся объектом исторического анализа и рассматриваются в их жанровом разнообразии.

Сади вода

Сад и вода связаны в человеческом сознании крепкими и глубинными узами, возможно, потому, что знание наше требует обязательного присутствия воды, там, где речь идет о «живом».

Образ сада соотносится с образом дерева, которое отсылает к мифологическому универсальному архетипу - «мировому дереву», являющемуся во многих культурах образом мироздания, передающим мифологическое трехчленное строение мира: небесный (сад богов), земной (сад людей) и подземный (сад мертвых). В свою очередь вода - это первоматерия творения, необходимое условие существования всего живого на земле. Мифы многих народов, повествующие о возникновении мира, говорят о первозданности воды по отношению к другим стихиям. В Древнем Египте бытовало мнение о том, что задолго до появления неба и земли, Вселенная, погруженная в густой мрак, была наполнена первичной водой. Согласно египетской легенде о сотворении Мира, океан Нун был холоден, мрачен и неподвижен до тех пор, пока из его пучины не вышел могущественный бог Атун, сумевший создать сам себя из воды. В Месопотамии, в городе, названном его жителями «Врата бога» (Вавилон), была создана поэма «О сотво-

рении мира». В ней говорилось, что вся земля была некогда морем. «Еще не было вверху неба, а внизу - земли, но уже царствовали боги Апсу (пресные воды), Тиамат (соленые воды) и Мумму (тучи, облака)» [7, с. 10], -так, более четырех тысяч лет назад, объясняли природу окружающего мира шумеры.

Таким образом, с древнейших времен сад и вода являются неразделимыми частями одной целостной картины мироздания, а цветущий, орошаемый водами сад - воплощением рая, райской жизни. Не случайно в описании райских садов практически всегда присутствует вода. «Шумерский рай» - прообраз библейского - располагался в чистой и непорочной стране Дильмун, которая превратилась в божественный сад после того, как была напоена «водой изобилия» (пресной водой), доставленной богом солнца Уту с земли; «Из Едема выходила река для орошения рая...» - так сказано в книге бытия. Мусульманский рай Джанна (араб. djjanna - 'сад'), расположенный на восьми небесных сферах, описывается в сурах Корана как Сады Благодати, где в Обители Вечного Пребывания журчат прохладные источники и текут реки из непортящейся воды.

Не менее «близки» к воде и священные древа в мифологии. У древних иранцев оно растет возле источников Адвисури, у славян около корней древа жизни течет священный источник, в германско-скандинавской мифологии источник Хвергельмир, из которого вытекают все подземные реки, находится под третьим корнем вечнозеленого древа жизни Иггдрасиль, древо жизни Байтерек у тюрков и в казахских сказаниях возвышается на берегу Мировой реки и т. д.

История водных развлечений в садах и парках

Не удивительно в свете вышесказанного, что еще древние египтяне - принято считать, что именно они были первой цивилизацией, культивирующей создание садов и парков, -включали в планировку садов искусственные водоемы. В гробницах одного из полководцев фараона Аменофиса III в Фивах сохранилось изображение плана сада: на квадратном участ-

174

ке земли среди симметричных аллей деревьев находились изысканной формы бассейны с водоплавающими птицами. Искусственный водоем являлся необходимым атрибутом могильных садиков, расположенных у гробниц, а также домашних садов. В могильных садиках -наиболее простом типе египетских садов -строились небольшие бассейны, из которых, по преданиям, души умерших пили свежую воду. Изображение такого садика имеется на стене гробницы Неферхотепа (ок. 1300 лет до н. э.). Характерной особенностью домашних садов в Древнем Египте был пруд (или несколько прудов) в его центральной части. «Пруды эти были искусственные и берега их были выложены каменными плитами. В пруду росли водяные растения (лотосы, папирусы), и в них разводились различные рыбы и плавали водяные птицы» [1, с. 112]. Искусственные водоемы являлись не только украшением, но и хозяйственной необходимостью - для облегчения орошения. Кроме садов, имевших хозяйственное или ритуальное значение, при дворцах царей и знатных лиц устраивались сады и парки, служащие для отдыха, охоты и прогулок, в том числе и водных: «Пруды с папирусами, кувшинками и лотосами положили начало так называемым водяным садам. Каменные ступени вели к причалу, где для увеселения хозяев и гостей почти всегда стояла лодка» [8, с. 20], т. е. в Древнем Египте были созданы первые образцы регулярной планировки садов, сочетающие красоту и утилитарность, и обоснованным будет считать, что именно оттуда берет свое начало история водных развлечений в садах и парках.

Принцип устроения садов, сложившийся в Древнем Египте, был перенят более поздними культурами. Декоративные водоемы и фонтаны являлись украшением практически всех известных садов Древнего и Средневекового мира. Несмотря на их обилие, разнообразие, использование в развлекательных целях, по-настоящему история их активного развлекательного и культурного обживания началась позже.

Возведение в окрестностях Рима вилл для итальянской знати в последние годы европейского Возрождения (одна из самых примечательных в этом ряду - вилла д'Эсте в Тиволи) послужило толчком для создания многочисленных садово-парковых ансамблей в Европе и России XVII - XIX вв. Культурное обживание новых пространств, в которых значительное место занимали естественные или представляемые под естественные водоемы, многочисленные фонтаны, водные лабиринты, орнаментные бассейны, закономерно приводило к созданию разнообразных водных зрелищ как неотъемлемой части пышных празднеств. Концерты и драматические спектакли у воды, водные карнавальные шествия, музыкальные прогулки в лодках - все это формы водных развлечений, зародившиеся в эпоху расцвета садово-паркового зодчества, когда «религиозному аскетическому мировоззрению феодализма был противопоставлен жизнелюбивый эпикуреизм, который одновременно сказался и в придворном быту, и в философских изысканиях, и в искусствах» [2, с. 290]. Версальский дворец -символ правления Людовика XIV - привлекал лучших артистов, литераторов (Мольера, Расина, Корнеля, Лафонтена), художников, скульпторов, музыкантов для создания зрелищ. К примеру, Корнель ставил не только пьесы, но и навмахии на Большом канале Версальского дворца. Самыми масштабными из праздников Людовика XIV принято считать «Версальские развлечения» 1664, 1668 и 1674 гг. с морскими сражениями, карнавальными шествиями, музыкальными прогулками в лодках. Мода на водные представления не обошла стороной и Австро-Венгерский двор. «В Вене Габсбурги были также без ума от навмахий. В Саду имперского дворца1 капельмейстер представил оперу "Альчина"2 в форме гигантского водного спектакля на канале: сцена раздвигалась на две части, открывая вид на озеро, с расположенными на нем двумя флотами позолоченных

1 Вероятнее всего, речь идет о летней резиденции Габсбургов - дворце Бельведер.

2 Опера Г.-Ф. Генделя.

175

кораблей, вступающих затем в водное сражение» [12, с. 54-55; пер. автора].

Спектакли на фоне ландшафта, на берегу прудов, озер, каналов и рек, использующие воду как зрелищную декорацию, но не подразумевающие прямого (физического) контакта с ней, - еще одна форма водных спектаклей эпохи барокко. Речь идет о музыкальных концертах и театральных пьесах, исполнявшихся у воды. Для таких спектаклей специально создавались музыкальные и драматические произведения. Так, в 1717 г. в Лондоне Гендель сочиняет известную «Музыку на воде», прозвучавшую на Темзе в честь короля Георга I. А исполнение «музыки огня» из «Атланты» Генделя в садах Купера в 1741 г. сопровождалось, как указывает Е. Г. Хайченко, «демонстрацией бивших в такт музыке фонтанов и озарявшим небо фейерверком» [10, с. 43]. Правда, этот факт принадлежит уже другой истории - появлению и распространению начиная с XVIII в. общедоступных садов и парков.

Фонтаны, «игры воды» стали неотъемлемой частью парковой архитектуры в эпоху ее расцвета. В парках создавались водные лабиринты, искусственные гроты, целые «театры воды» из щебня, газонов, ракушек, перемешанных с кусочками зеркал, и большого количества фонтанов. Многие из осуществленных в то время гидроинженерных проектов функционируют и поныне. Так, комплекс фонтанов и скульптур Версальского дворца вдохновил наших современников на организацию «Ночных праздников в Версале», собирающих множество туристов.

Пышные празднества, устраиваемые монархами и знатью европейских государств в придворцовых садах и парках, заняли заметное место в истории зрелищной культуры Западной Европы и не остались незамеченными российским двором. Развитию российской парковой архитектуры предшествовало создание Петром Великим морского флота, начавшееся в конце XVII в. со знаменитого «ботика Петра» и потешной флотилии на Плещеевом озере под Ярославлем. Навмахии на Плещеевом озере были творимыми изнутри «перцептивными

моделями» для юного царя, будущего императора и флотоводца. Историю флота дополняют зрелища морских баталий и парадов морских судов, устраиваемые Петром I. Внимание к водным зрелищам как наиболее масштабным свидетельствам имперской мощи отличало и дочь первого русского императора Елизавету Петровну. В ознаменование победы в Северной войне 1700-1721 гг. создан гидроинженерный и художественный проект петергофского Большого каскада - комплекса фонтанов и скульптур, являющегося и сегодня уникальным зрелищным памятником, оживающим при каждом запуске «играющих» фонтанов.

Многократные, хотя и незначительные по объему, указания на проведение в России увеселительных зрелищ и празднеств у воды и на воде содержатся в книге Д. С. Лихачёва «Поэзия садов»: «.. .На прудах Царского Села, как в свое время на прудах Московского Кремля, полагалось иметь потешный флот (уменьшенные копии настоящих больших судов)» или: «Создавались пруды с неестественно высоким уровнем воды, на прудах делали островки уединения (в Измайлове), пускали плавать целые флотилии потешных судов (небольшие лодки - как бы модели больших кораблей)» [6, с. 326]. В книге «Русский цирк» Ю. А. Дмитриев пишет: «На озерах плавали расцвеченные корабли, устраивались примерные морские сражения, изображались нападения пиратов на мирные суда. В имении помещика Зорича в Шклове еще в XVIII веке такие увеселения устраивались каждый раз, когда у него был большой съезд гостей. Эти увеселения были эффектны, занимательны, привлекали интерес многочисленных зрителей, толпившихся на берегу» [4, с. 100]. Известно, что граф Н. П. Шереметьев устраивал водные развлечения в летней загородной резиденции Кусково. Водная гладь пруда служила своеобразной сценической площадкой, по которой во время гуляний скользили ярко расцвеченные челноки, ялики и парусная яхта с пушками, разыгрывая потешные «морские баталии». В книге «Крепостной театр» Т. Дын-ник [5] упоминает спектакль «Дианино древо»,

176

где по ходу действия нимфы, повторяя последний хор, уезжали на лодках.

Во второй половине ХК в. в России появляются общедоступные парки и сады, на территории которых проходят различные увеселительные зрелища, в том числе и водные: «...в Семейном саду1 организовывались увеселительные представления, - пишет Ю. А. Дмитриев. - Так, 14 августа 1875 года здесь проводилось гулянье <...> Семейство Манлей показывало гимнастику на трапеции, а один из членов этой семьи ездил над прудом по канату на велосипеде <...> 16 июня 1876 года в саду проходило большое народное гулянье. На искусственном острове, сооруженном посередине пруда, выступал хор певчих. Оркестр играл, расположившись на лодках. В заключение в небо взлетал фейерверк. Двадцать девятого июня представление в саду называлось "Морской праздник в Севастополе, или Русско-турецкая война". Третье действие проходило на пруду. На правом берегу декорация изображала турецкий город: горела громадная (100 аршин в длину и 40 аршин в высоту) крепостная стена. На противоположном берегу стояла русская батарея с осадными орудиями» [4, с. 97-98]. Увеселениями в московском саду «Эрмитаж» М. В. Лентовского восхищался К. С. Станиславский: «Чего только не было в этом саду! Катание на лодках по пруду и невероятный по богатству и разнообразию водяной фейерверк со сражениями броненосцев и потоплением их, хождение по канату через пруд, водяные праздники с гондолами, иллюминированными лодками, купающиеся нимфы в пруду, балет на берегу и в воде. Много прогулок, таинственных беседок, дорожек с поэтическими скамейками на берегу пруда. Весь сад залит десятками, а может быть, и сотнями тысяч огней, рефлекторов, щитов, иллюминационных шкаликов» [3, с. 123]. Е. Д. Уварова упоминает об увеселениях в петербургском саду «Аркадия» в конце ХГХ в.: «В саду играли оркестры, ставились не только костюмированные, но и большие представления с использованием природного

1 Речь идет о Ботаническом отделении московского Зоологического сада на Пресне.

ландшафта: "Взятие Плевны", "Синопский бой" и др. ... В таких представлениях было задействовано до пятисот участников. На Большой Невке три корабля и два фрегата сражались против восьми "вражеских" судов, в исходе сражения они горели и взрывались» [9, с. 49].

Первое послереволюционное десятилетие ознаменовалось устройством массовых театрализованных зрелищ, посвященных историко-революционной теме, где берега водоемов использовались не только в качестве естественных декораций, но и сценической площадки, иногда их действие разворачивалось на городских реках и прудах. Характерными чертами театрализованных представлений были синтез искусств, агитационная направленность, активное участие масс в их подготовке и проведении. Так, например, зрелище на воде «Блокада России», поставленное на открытии «Острова отдыха» на Каменном острове 20 июня 1920 г. (режиссер - С. Э. Радлов) описывала сценограф постановки В. М. Ходасевич: «Из-за острова выплывает ялик, декорированный под боевой броненосец с башней и пушками. На нем -карикатурный адмирал лорд Керзон (артист К. Э. Гибшман) <...> после разных приключений он принужден бултыхнуться в воду <... > Белая Польша затевает войну. На мостике происходит сражение, в конце которого польский генерал (акробат-клоун Дельвари) побежден и двойным сальто кувыркается и падает с мостика в пруд <... > Дальше происходит столкновение двух эскадр - советской и империалистической. Несколько яликов и лодок, "загримированных" под разные военные суда, выплывают с двух сторон из-за острова. После сложных столкновений со стрельбой советские моряки побеждают <...> Начинается апофеоз. Сцена и берега вокруг озера расцвечиваются яркими знаменами, стягами и флагами. <...> из-за острова выплывает множество маленьких лодок с яркими цветными парусами, в них - представители народов разных стран.» [11, с. 144-145].

Развитию массовых театрализованных представлений способствовало развернувшееся в годы первых пятилеток строительство масштабных культурных сооружений - парков

177

культуры и отдыха, открытых театров, стадионов. Несколько значительных театрализованных представлений было организовано в Зеленом театре ЦПКиО им. Горького в Москве. Особо стоит выделить постановку «Развернутым фронтом» - массовый театрализованный праздник, осуществленный летом 1930 г. в честь XVI съезда партии (режиссер -С. Э. Радлов, художник - Я. Д. Ромас, сценарий - Н. Н. Асеев). Действие происходило не только на сцене Зеленого театра, но и на аллеях парка, на набережных и на Москве-реке. Среди театрализованных представлений в послевоенные годы в ЦПКиО им. Горького самыми заметными стали: праздник, посвященный 800-летию Москвы (1947), и «Водный карнавал на Москве-реке», организованный в дни VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957).

Следующий всплеск развития культуры водных развлечений в парках относится уже к современному периоду. В последние десятилетия ХХ в. начинается активное распространение по всему миру технических аттракционов с водой (водных аттракционов), разделяющихся на 2 вида. В первой разновидности вода используется как технический материал для создания различных визуальных эффектов, здесь человек выступает только как зритель. Она уходит корнями в культуру Древней Греции - ко временам изобретения фонтанов. Бурное развитие таких аттракционов связано с выставками технических достижений, «танцующие» под музыку фонтаны впервые появились на выставке в Лондонском Кристальном дворце (1851). Вторая разновидность аттракционов основана на эксплуатации воды как среды, в которую человек помещает себя с целью получения экстремальных физических и эмоциональных ощущений.

«Экстремальные» аттракционы с водой и на воде, возникшие в начале XIX столетия, изначально становились составной частью различных «сухопутных» развлекательных парков (как, например, водная американская горка1

1 Во всех странах, кроме России, этот аттракцион известен под названием «русская горка».

«Ниагарский прыжок», в 1820 г. построенная в первом современном парижском луна-парке, а затем и в других крупнейших парках развлечений по всему миру). Популярность подобных водных аттракционов у посетителей заставила предпринимателей постепенно перейти от единичных аттракционов к созданию целых парков на водную тематику. В последней четверти ХХ столетия они стали одной из самых популярных разновидностей тематических парков. На сегодняшний день водные парки существуют во всех уголках мира и как самостоятель-ные2, и как часть самых больших «сухопутных» развлекательных3.

Технические выставки, с одной стороны, и бурный рост индустрии развлечений -с другой, привели к организации предприятий, создающих с использованием новых технологий высокотехнологические мультимедийные шоу. Это две французские компании, появившиеся в середине 1970-х гг.: «Эсэадо» (ЕСА2) и «Акватик Шоу» (Aquatique Show), и одна американская - «Уэт Дизайн» (Wet4 Design) (1983 г.). Все три предприятия внесли значительный вклад в развитие высоких технологий в сфере водных зрелищ. Международную известность предприятию из Страсбурга «Акватик Шоу Интернэшнл», ныне имеющему представительства на всех континентах, принесло изобретение водного органа. Это светящиеся музыкальные фонтаны, высотой от шести до тридцати метров, оживающие под звуки музыки и танцующие ей в такт. На сегодняшний день на счету компании множество значительных технических изобретений в области «театра воды», среди которых: вертикальный водный экран5, водный занавес, ро-

2 Например: водные парки компании Уолт Дисней: «Лагуна тайфунов» и «Дисней'с Блайзэрд Бич»; сеть европейских парков «Аквалэнд», японский «Диснейсиа», аквапарк «Бухта приключений» в Сингапуре и т. д.

3 Тематический парк «Фютюроскоп» во Франции, «Европа-Парк» в Германии.

4 Англ. Wet - 'мокрый, влажный' в названии компании заключает аббревиатуру, расшифровывающуюся как: Водные развлекательные технологии (Water Entertainment Technologies).

5 В 1980-х гг. две компании - «Акватик Шоу» и «Эсэадо» -занимались разработкой водного экрана. Трудно сказать, какой из двух компаний принадлежала первоначальная идея этого технического изобретения, но однозначно, что обе внесли лепту в создание и развитие этого проекта.

178

ботизированные водные пушки (прожекторы), прыгающие струи, водные лабиринты, интерактивные фонтаны, водный туман, декоративные эффекты и уникальная технология «акваграфика». Основной заслугой «Эсэадо» является изобретение в 1989 г. технического проекта Акваскан - проекции киноизображений на водяную завесу, впоследствии заимствованный многочисленными парками развлечений во всем мире. Таким образом, понадобилось около ста лет, чтобы идея проектировать изображение на фонтан, возникшая еще в 1880 г.1 и названная в то время бессмыслицей, реализовалась. Что же касается американского предприятия «Уэт Дизайн», то на счету этой компании дизайнерская разработка более 200 фонтанов по всему миру, включая амбициозные проекты в Дубае и Лас-Вегасе.

Совмещение мультимедийных технологий и технологий по созданию зрелищных водных аттракционов дало в последней четверти ХХ в. рождение новому направлению в области водных зрелищ - высокотехнологическим мультимедийным водным спектаклям. Таким образом, технические водные аттракционы постепенно превратились в полноценные масштабные шоу, а компании, начинавшие как изобретатели технических эффектов, - в создателей спектаклей. Местом их проведения часто становятся различные парки: от дворцовых до развлекательных. Так, компания «Эсэадо» осуществила многочисленные проекты для тематических парков: «Озеро в картинках» для парка «Фютюро-скоп» (Франция), «Гнев Посейдона» - для «Острова Приключений» (США), несколько спектаклей для «Си Уорлд Орландо» (США), «Сентоза Айленд» (Сингапур) и для самого большого аквапарка в мире «Океан дом» в Миядзаки (Япония). На счету «Акватик Шоу Интернэшнл» также немалое количество спектаклей, в том числе для Версальского дворца и замка Люневилль во Франции, для развлекательных парков «Морской мир Флориды», «Диснейуорлд», «Ле пюи дю фу», в честь национального дня Дубая (2015) и мн. др.

Спектакли двух французских компаний, так же как и практически все водные проекты американского предприятия «Уэт Дизайн», -в большей степени демонстрация всевозможных водных, мультимедийных и пиротехнических эффектов под аккомпанемент света и музыки. Иногда это истории, рассказанные посредством технических эффектов, в основном водных, изображений и звуков. Но самое главное, что роднит эти компании, - использование воды в качестве материала для создания зрелищных эффектов посредством эксплуатации ее физических свойств. Так, руководившего ранее компанией «Эсэадо» Ива Пепяна - дизайнера, сценариста, создателя персонажей, музыки, звуковых и специальных эффектов - критики называли «скульптором», лепящим из воды, словно из глины, впечатляющие технические эффекты. А создатель и директор компании «Уэт Дизайн» американец Марк Фоллер - специалист, который в буквальном смысле бросает вызов законам физики. По воле этого инженера вода поднимается по ступенькам лестниц, течет на огонь, не мешая ему при этом гореть, превращается на глазах у зрителей в мрамор или становится вдруг жестким полом.

Самое парадоксальное в данной ситуации, что, несмотря на чисто научный и утилитарный подход специалистов-технологов к воде как к «служебному» техническому материалу для зрелищных эффектов, именно этот природный элемент становится главной «актрисой» высокотехнологических мультимедийных спектаклей, ярко проявляя свою «самодостаточность». В век научного прогресса, невзирая на все знания, накопленные человечеством, мистичность и неизученность воды сопоставима с мистичностью и неизученностью космоса, хотя опыт общения человечества с водой начался еще в пору, когда все живое обитало в Мировом океане. Биологическая память об этом надежно сохранена. Вода -стихия, с которой человек связан самыми крепкими узами, и как бы далеко человечество ни уходило в развитии научного знания, эта

1 Тогда речь шла о знаменитом фонтане Женевского озера.

179

связь остается неразрушимой константой. Неугасающий интерес к водным зрелищам и развлечениям - вероятно, проявление (следствие) именно этой константы. В условиях современного мира, с активно развивающимися мегаполисами и уничтожением природного ландшафта, садово-парковые пространства становятся важным островком связи городского человека с природой. Присутствие воды в этих пространствах органично и оказывается еще более актуальным в век урбанизации. Несмотря на постоянно растущее количество высокотехнологических площадок для масштабных и дорогостоящих водных шоу вне садово-парковых пространств, водные развлечения в садах и парках пользуются популярностью и постоянным спросом.

Таким образом, водные развлечения в садах и парках продолжают активно существовать и в наше время. Их история насыщена зрелищными событиями, интересна разнообразием их форм. Навмахии, фонтаны и каскады воды, карнавальные шествия, музыкальные концерты и драматические спектакли, массовые театрализованные зрелища, мультимедийные высоко-технологические водные шоу - все это многочисленные формы водных развлече-

ний и зрелищ, появившиеся в ходе их развития. Естественные и искусственные водоемы, целые водно-развлекательные комплексы (аквапар-ки) - все это стало неотъемлемой частью современной зрелищно-развлекательной культуры. И хотя современные парки сильно отличаются от своего прообраза - райского сада, по-прежнему их главнейшим элементом является вода. Непрестанно происходящая эволюция форм включения данного элемента в жизнь парковых пространств способствует рождению новых видов спектаклей, технологий, технических аттракционов. Бессменной остается лишь привлекательность элемента воды для создателей садовых и парковых пространств, формы использования которой не перестают быть объектом для постоянных творческих поисков. Способность воды очаровывать и завораживать (свойство, присущее всем стихиям) безусловно лежит в основе этой привлекательности. И хотя для массового сознания вода как чудо давно уже перестала существовать, внутренняя ориентация на это (неосознанная, а, может, осознанно эксплуатируемая организаторами водных развлечений в садах и парках) все-таки сохранилась.

1. Ванин, С. И. Сады и парки древнего Египта и Ассиро-Вавилонии I С. И. Ванин II Природа. - 193S. - № 5. -С. 112-122.

2. Дживелегов, А. История западно-европейского театра от возникновения до 17S9 г. I А. Дживелегов, Г. Бояджиев. - Москва ; Ленинград : Искусство, 1941. - б13 с.

3. Дмитриев, Ю. А. Михаил Лентовский I Ю. А. Дмитриев. - Москва : Искусство, 197S. - 303 с.

4. Дмитриев, Ю. А. Русский цирк I Ю. А. Дмитриев. - Москва : Искусство, 1953. - 2б4 с.

5. Дынник, Т. А. Крепостной театр I Т. А. Дынник. - Москва ; Ленинград : Academia, 1933. - 327 с.

6. Лихачев, Д. С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Сад как текст I Д. С. Лихачев. -Санкт-Петербург : Наука, 1991. - 371 с.

7. Многоликая планета. Вода I под ред. А. Ю. Журавлева. - Москва : Бук Хаус, 2005. - 29б с.

S. Парки. Сады I ред. группа: М. Аксенова, Т. Евсеева. - Москва : Мир энциклопедий Аванта+, 2007. - 1S4 с. 9. Уварова, Е. Д. Как развлекались в российских столицах I Е. Д. Уварова. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2004. - 2S0 с.

10. Хайченко, Е. Г. Викторианство в зеркале мюзик-холла I Е. Г. Хайченко. - Москва : ГИТИС, 2009. - 2S2 с.

11. Ходасевич, В. М. Портреты словами: Очерки I В. М. Ходасевич. - Москва : Советский писатель, 19S7. -320 с.

12. Bloch A. 2001. Spectacles d'eau. Paris : Magellan & Cie. 141 р.

Получено 09.11.2017

180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.