Научная статья на тему 'Городские парки в Сибири как места отдыха и развлечений во второй половине xix В. - начале XX в'

Городские парки в Сибири как места отдыха и развлечений во второй половине xix В. - начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
576
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САДОВО-ПАРКОВАЯ КУЛЬТУРА / САДОВО-ПАРКОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ПУБЛИЧНЫЕ МЕСТА ОТДЫХА / ГОРОДСКИЕ ПАРКИ / САДЫ / ЧАСТНЫЕ ПАРКИ / УРБАНИЗАЦИЯ / РЕКРЕАЦИЯ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ГОРОДА СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. НАЧАЛЕ XX В. / GARDEN AND PARK СULTURE / MASS СULTURE / LANDSCAPE GARDENING BUILDING / PUBLIC RECREATION / CITY PARKS / GARDENS / PRIVATE PARKS / URBANIZATION / CITIES OF SIBERIA IN THE SECOND HALF OF XIX CENTURY - BEGINNING OF XX CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Романов Роман Николаевич

Рассмотрена история создания парков как мест отдыха городских жителей с учетом тенденций в социальной и культурной сферах общества в России периода второй половины XIX в. начала XX в. Обозначена роль процессов урбанизации и массовой культуры в росте потребностей населения в рекреации. Охарактеризована эволюция садово-паркового строительства в России, в частности в Сибири. На основе анализа механизмов организации, функционального назначения городских парков, публичных садов и первых частных парков приведено их описание. Установлено, что со второй половины XIX в. городские парки и сады в России становятся универсальной площадкой для организации массового отдыха населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

City parks in Siberia as a place of leisure and entertainments in the second half of XIX century - early XX century

The history of parks as places of recreation in urban areas based on trends in social and cultural spheres of society in Russia during the second half of XIX century beginning of XX century. Denotes the role of urbanization and mass culture in the growth needs of the population in recreation. Characterized by the evolution of landscape construction in Russia, particularly in Siberia. Based on the analysis of mechanisms of the organization, the functional purpose of city parks, public gardens and parks, the first private given their description. It is established that in the second half of XIX century city parks and gardens in Russia are becoming a universal platform for mass recreation.

Текст научной работы на тему «Городские парки в Сибири как места отдыха и развлечений во второй половине xix В. - начале XX в»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2012 г. Выпуск 1 (24). С. 39-44

УДК 94(571.1/5)08

ГОРОДСКИЕ ПАРКИ В СИБИРИ КАК МЕСТА ОТДЫХА И РАЗВЛЕЧЕНИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. - НАЧАЛЕ XX В.

Р. Н. Романов

Во второй половине XIX в. в связи с масштабными переменами в экономической жизни России обозначились новые тенденции и в социально-культурной сфере. Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в. заложили в основу формирования экономических и социальных отношений имущественный, буржуазный принцип, который разрушал устои прежних традиционных порядков и способствовал формированию новых ценностей и социальных ориентиров.

Наиболее ярко данные тенденции проявлялись в городах, которые, по словам известного французского историка Ф. Броделя, представляли собой «...как бы электрические трансформаторы: они повышают напряжение, ускоряют обмен, они беспрестанно вершат жизнь людей» [4: 509]. Именно в городах формировались культурные инновации, находившие выражение в появлении новых форм социальных контактов, досуга и развлечений. Развитие капитализма в России во второй половине XIX в. ускорило урбанизационные процессы, способствовало появлению и развитию новых средств массовой информации и коммуникации, а также привело к изменению духовно-психологического состояния людей, связанного с изменением образа жизни и ростом интенсификации труда. Говоря словами Г. Зиммеля, психологической основой города становится «повышенная нервность жизни», которая заставляла жителя искать «средство самозащиты против угрожающих его существованию течений и противоречий внешней среды» [14: 118-119]. В результате этого возросла потребность людей в рекреации (отдыхе) и релаксации (расслаблении).

Одним из традиционных и доступных мест отдыха в городе являлись сады и парки. Создание парков в российских городах началась еще в первой половине XIX в. В 1818 г. император Александр I высказал пожелание о необходимости устройства «публичных садов», после чего во многих губернских и уездных центрах стали появляться парки, разбиваться скверы и бульвары.

Активизация создания парков как публичных мест, предназначенных для рекреации, наблюдается во второй половине XIX - начале XX в. и была тесно связана с экономической и общественно-политической ситуацией в стране. Рост городского населения, увеличение частоты и интенсивности социальных контактов, капитализация общества, коммерциализация всех сторон жизни горожан способствовали процессу формированию массовой культуры [11: 16]. Модернизационные процессы вызвали необходимость иной организации городского пространства и формирования городской инфраструктуры. Как отмечают исследователи, «интерес к садам и паркам. связывался в сознании городских жителей с грядущей урбанизацией, разлучающей их с природой и традиционно сельским образом жизни» [5: 24-25]. Урбанизация сопровождалась сокращением природных объектов в городе и усиливала противоположную тенденцию - активное озеленение городских площадей и пустырей.

В 1870 г. было принято Городовое положение, вводившее в городах России всесословные органы самоуправления, которым передавалось «попечение и распоряжения по городскому хозяйству и благоустройству», а также принятие мер «к сохранению целости и чистоты и ограждению от повреждений принадлежащих городу общественных сооружений и памятников, а равно садов, бульваров и других общественных мест» [23]. Эволюция садовопаркового строительства в этот период характеризовалась «постепенным отказом от создания закрытых парков для привилегированных слоев общества и появлением городских парков разного назначения, в том числе общедоступных озелененных территорий, которые одновременно служили местом отдыха и проведения праздничных торжеств для представителей различных слоев городского общества» [25: 32].

В Сибири процесс паркового строительства отставал от Европейской России, но, тем не менее, в сибирских городах также стали появляться парки, приобретавшие все большую популярность как места для прогулок и развлечений. Во второй четверти XIX в. шел процесс формирования планировочной структуры сибирских городов на основе регулярных планов, которые включали в себя устройство садов, парков и бульваров с учетом местных топографических особенностей.

В середине XIX в. самым известным парком в Сибири являлся «волшебный сад» томского золотопромышленника Ф. А. Горохова, который обошелся его устроителю в 250 тыс. руб. «В этом саду, где 5 лет тому назад возвышались глиняные скалы., - писала одна из современниц, - теперь в красивой раме тихо струится тихий и стройный пруд; через него на легких арках перекинута прозрачная танцевальная зала, а по берегам его с одной стороны красуются пестрые цветники, примыкающие к богатой оранжерее, где рдеет виноград, созревают фиги и благоухают роскошные тропические цветы; с другой стороны пруда тянутся аллеи из акаций, тенистые куртины и беседки» [12: 46-47]. В гороховском саду проходили городские праздники, которые могли посещать бесплатно все жители Томска, играла музыка, устраивались пышные фейерверки. После разорения Ф. А. Горохова в 1850 г. сад был заброшен, пришел в запустение, а в начале XX в. на его территории располагался частный сад Дистлера [1: 374-375].

В начале 90-х гг. XIX в. по плану, разработанному крупным ученым, создателем Сибирского ботанического сада П. Н. Крыловым, был разбит Томский городской сад вдоль улицы Еланской между Дроздовским переулком и Александровской улицей. Этот сад считался образцом ландшафтной архитектуры [22: 78].

В Тюмени сад был разбит в 1851 г. на пустыре любителем-садоводом, смотрителем уездного училища Поповым на средства купца И. Иконникова. Он получил название Александровского, в честь наследника престола, будущего императора Александра II. На его территории располагался двухэтажный дом с верхней галереей, дом для отдыхающих, помещение для караульных и площадка для военного оркестра и танцев. Кроме этого в саду имелась оранжерея с экзотическими растениями и имелись палатки для торговли сладостями и фруктами. По постановлению городской думы ежегодно 31 мая, когда цесаревич Александр побывал в Тюмени, в саду устраивались праздничные гулянья [15].

В Омске в середине XIX в. основным местом отдыха и прогулок являлась Загородная роща. В конце XIX - начале XX вв. ее значительная часть была вырублена и здесь стали размещаться и дачи отдельных состоятельных горожан. В конце XIX в. на месте рощи по инициативе военного губернатора Акмолинской области Н. И. Санникова был устроен парк, получивший название Санниковский сад. В 1905 г. он был оборудован горками, качелями и гимнастическими снарядами. Другим местом отдыха омичей являлась Любинская роща, получившая свое название по имени жены генерал-губернатора Западной Сибири Г. X. Гасфор-та Любови Федоровны. В 1851 г. по проекту архитектора Ф. Ф. Вагнера роща была облагорожена и расширена, став любимым местом отдыха омичей [13: 34; 16: 31, 40]. В июле 1903 г. здесь состоялось последнее гулянье. Ее территория была поделена на участки и продана для строительства торговых домов [19].

Один из первых публичных городских садов в Сибири был устроен в 1828 г. в Красноярске по распоряжению енисейского губернатора А. П. Степанова. В соответствии с планом развития города на берегу Енисея был огорожен участок хвойного леса, прорублены просеки-аллеи, высажены цветы в клумбах. Официально сад был открыт в 1882 г. и в конце XIX -начале XX в. считался одним из лучших не только в Сибири, но и в России [6].

В 1871 г. военным ведомством был заложен Интендантский парк в Иркутске, который с 1876 г. перешел в собственность города [21: 82]. Другим любимым местом отдыха иркутян стал загородный сад «Царь-девица», открытый в мае 1908 г. на левом берегу Ангары неподалеку от деревни Титовой. Там был устроен ресторан, открыт фотопавильон. Отдыхающая публика доставлялась сюда в выходные дни пароходами «Тарзан», «Байкалец», «Николай». Проезд туда и обратно составлял 15 коп. [18].

В Барнауле на базе «аптекарского огорода» штаб-лекарь С. И. Шангин заложил ботанический сад, аллеи которого еще в конце XVIII в. стали местом для гуляний [20: 321]. После отмены обязательного труда на Алтайских заводах, этот сад был передан в распоряжение городского самоуправления.

В Новониколаевске на территории городского сада, носившего звучное название «Альгамбра», размещался закрытый летний театр, открытая сцена, ресторан, дом-читальня и аттракционы. В саду постоянно играл духовой оркестр, устраивались празднования, народные гулянья, юбилеи и фейерверки. В парке и на сцене выступали известные артисты и театральные труппы - В. Комиссаржевская (1906), Петербургский Мариинский театр с Л. Яковлевым (1909), Петербургская Императорская опера (1910), Н. И. Петипа (1912) и др. [3].

В начале XX в. в большинстве сибирских городов имелись парки и «публичные сады». По неполным официальным сведениям, в 1904 г. из 32 городов Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской губерний сады и парки имелись в 18 [9: 0371-0373]. Каждый губернский город имел один-два городских сада, где имелись качели, ларьки для продажи сладостей, по выходным и праздничным дням играл духовой оркестр. Имелись парки и в некоторых уездных городах Сибири, хотя их размеры и условия содержания оставляли желать лучшего. Так, в Таре городской сад, по словам современника, был чем-то «вроде задворка с печальной зеленью» [27: 140-141]. Имелись сады также в городах Березове, Ишиме, Кургане, Таре, Туринске, Тюкалинске Тобольской губернии; Барнауле, Каинске и Новониколаев-ске Томской губернии; Ачинске, Канске, Минусинске Енисейской губернии; Балаганске Иркутской губернии.

Забота об организации мест общественного досуга (музеев, библиотек, парков и пр.) в соответствии с Городовыми положениями 1870 и 1892 гг. лежала на городских самоуправлениях. В бюджетах городов постоянно присутствовали суммы, выделявшиеся на благоустройство и озеленение, а в планы развития городов включались пункты «устройство садов и бульваров» [10: 19].

В связи с ограниченностью муниципальных средств городские управы стремились сочетать художественные и рекреационные функции городских садов с утилитарными, и стали сдавать территорию парков в аренду общественным организациям и частным лицам, которые обязывались поддерживать порядок, заботиться о зеленых насаждениях.

Барнаульская дума передала городской сад в пользование местному Обществу попечения о народном образовании, которое открыло там летний театр и детскую площадку. Также в парке имелся тир, кегли, бильярд и чайный буфет. Кроме этого, Общество использовало для проведения публичных мероприятий достаточно крупный зеленый массив на окраине города -Дунькину рощу. В начале XX в. здесь регулярно проводились народные гулянья в честь Троицы с установкой временных каруселей и торговых точек для продажи сладостей [7: 163].

Интендантский сад в Иркутске сдавался в аренду частным лицам, которые были обязаны выполнять определенные требования: ограничивалась плата за вход (не более 20 коп.), ого-варилось количество платных гуляний (20-22 за лето), по воскресениям гулянья в саду были бесплатными, по вечерам должен был играть оркестр и т. д. [18: 456].

Местные общественные организации регулярно проводили в Интендантском саду праздники, гулянья и благотворительные базары. Так, в сентябре 1881 г. здесь было организовано гулянье с беспроигрышной лотереей в пользу Александринского детского приюта; в июле 1890 г. - гулянье в пользу детей арестантов. Как отмечал современник, «сад был красиво декорирован и иллюминирован. Играл оркестр музыки, продавались цветы и т. д., пел хор певчих детей арестантского приюта. Гулянье закончилось фейерверком». В августе 1891 г. в Интендантском саду состоялось гулянье в пользу учащихся Восточной Сибири, которое принесло дохода 883 руб. 37 коп. [24: 23, 220-221].

Городской парк в Красноярске с 1880-х гг. арендовало местное Вольно-пожарное общество, которое устроило здесь свой клуб и организовывало концерты самодеятельных коллективов. Городское самоуправление понимая, что арендатор должен покрывать расходы по содержанию парка, предоставило ему право взимать за вход в сад не более 10 коп., а с мало-

летних учащихся - 5 коп. каждый раз, когда в саду будет играть оркестр. 25 апреля 1910 года городская управа заключила договор с Вольно-пожарным обществом, определив арендную плату в сумме 4000 руб. в год [6].

Сад «Альгамбра» в Новониколаевске с 1906 г. сдавался в аренду местному Товариществу драматических артистов, а в 1916 г. городская управа передала его в распоряжение театральной труппы антрепренера и артиста Г. Соколова [3].

Растущая популярность проведения досуга на воздухе была использована и деловыми людьми, которые стали организовывать частные парки. Наибольшую известность получили парки Петербурга и Москвы, предлагавшие посетителям самые разнообразные виды развлечений. В 1864 г. антрепренер В. Н. Егарев открыл Русский семейный сад или Демидов-сад, где играл духовой оркестр и демонстрировались модные жанры - шансонетки и канкан, исполняемые приглашенными французскими танцовщицами. В 1881 г. купцы Д. А. Поляков и Г. А. Александров создали увеселительный центр «Аркадия». В саду играли оркестры, проводились костюмированные шествия, организовывались большие представления с использованием природного ландшафта. К 1900 г. в Петербурге насчитывалось около десятка увеселительных садов, владельцы которых стремились придать им свой стиль, отличный от конкурентов.

В Москве широкой известностью у публики пользовались Петровский парк, Сокольники, Марьина роща, Нескучный сад. В Сокольниках работал увеселительный сад «Эсперан-са» с входной платой 15 коп. для детей и 8 коп. для «нижних чинов», который пользовался таким спросом, что полиции приходилось ограничивать вход, а фабричные парни создали компанию и за 3 копейки перебрасывали через забор всех желающих. В 1850-х гг. был основан сад «Эрмитаж», который в 1878 г. арендовал крупнейший российский антрепренер, бывший актер Малого театра М. В. Лентовский. Он произвел капитальную перестройку сада: выстроил новое здание театра, эстраду для музыкантов в центре пруда, открытую сцену, перестроил ресторан, принадлежавший французу Оливье, который славился своей кухней [25: 118-122]. К. С. Станиславский с восхищением писал об «Эрмитаже» как «о летнем театральном предприятии, невиданном нигде в мире по разнообразию, богатству и широте» [26: 75-76].

Разумеется, сибирские парки уступали столичным и по размерам, и по количеству и качеству предлагаемых развлечений. Тем не менее, здесь также стали появляться предприимчивые люди, специализировавшиеся на организации паркового досуга. Оригинальным парком Иркутска, помимо Интендантского сада, стал циклодром, устроенный местным Обществом велосипедистов-любителей, который был открыт 30 мая 1893 г. в роще на Кайской горе. «В распоряжении Общества, - сообщал летописец Иркутска Н. С. Романов, - находится березовая роща площадью 13 десятин, которое хочет приложить особые старания к устройству в своей роще различных развлечений для детей и юношества, как-то: прокат, кегли, гигантские шаги, гимнастика, плац для катания на детских велосипедах и т. п. Общество на устройство циклодрома и т. д. потратило 6000 руб.» [24: 284].

В Томске в начале XX в. был открыт частный сад «Буфф», владельцем которого был местный купец В. Л. Морозов, державший крупнейшую в городе гостиницу «Европейскую» с рестораном [17: 136]. В саду имелся ресторан с открытой верандой, а также были построены летний крытый театр и открытая сцена, на которой в 1905 г. читал стихи И. Северянин. В 1911 г. на этих сценах предпринимались попытки ставить спектакли серьезного репертуара. Вход в сад «Буфф» днем был свободным, а семи часов вечера, когда начинала играть музыка, нужно было платить 30 коп. [22: 82].

В городском саду Красноярска владелец кинематографа «Патеграф» В. А. Поляков построил капитальное деревянное здание кинотеатра, и теперь здесь помимо традиционных гуляний и праздников можно было приобщиться к искусству «великого немого».

Как свидетельствуют годовые отчеты и сметы садовой комиссии при Красноярской городской управе за 1911-1914 гг., сад находился на полной самоокупаемости с годовым бюджетом в пределах 7000-9000 руб. и штатом сотрудников в 6 человек. Так, например, в 1913 г. в стать-

ях дохода перечислены аренда с Вольно-пожарного общества за здание общественного собрания - 2800 руб., 1500 руб., полученных от В. А. Полякова за постройку кинематографа, доходы от гуляний - 2800 руб. В этом же году наиболее крупными расходами были оплата музыкантам духового оркестра 30 полка - 1440 руб., электрическое освещение аллей - 1100 руб., строительство новой ограды протяженностью 230 погонных сажен - 9583 руб. 56 коп.» [6].

Помимо многочисленных общественных организаций Сибири, проводивших в парках различные праздники или благотворительные акции, в начале XX в. стали появляться коммерческие предприятия, специализировавшиеся на организации досуга и разного рода увеселений для широкой публики, что свидетельствовало о появлении устойчивого спроса на развлекательные услуги среди широких слоев горожан. В 1905-1906 гг. в быстро растущем Бийске действовало «Товарищество по устроению доступных и полезных развлечений на открытом воздухе». Зимой товарищество устраивало каток и горки в городе, а летом занималось организацией развлечений на Лекарском острове.

В феврале 1906 г. директор-распорядитель товарищества И. И. Мерзляков обратился в городскую управу с просьбой отдать этот остров в бесплатное пользование или за минимальную плату для устройства «купален, игр и гуляний без допущения там продажи крепких напитков и надлежащим надсмотром за порядком». Кроме того, товарищество гарантировало организацию бесплатной переправы на остров.

Первоначально городская управа отказала товариществу, мотивируя это тем, что остров сдавался с торгов под пастьбу лошадей за 50 руб., но предприниматели продолжали настаивать, подчеркивая, что их предложение для города является более выгодным. В повторном заявлении товарищества отмечалось, что 1) в Бийске «и близ него решительно нет никаких устроений не только для общедоступных развлечений на открытом воздухе, но нет даже какого-либо общественного парка или сада. для публичных гуляний; 2) товарищество в своих устремлениях не преследует цели наживы, а желает идти навстречу насущной потребности, главным образом неимущего класса; 3) прежние арендаторы истребляли растительность острова, используя его под выпас скота, а для устройства там развлечений «сохранение растительности является необходимостью». Эти аргументы для городской думы показались вполне убедительными, и остров был сдан компании за 65 руб. без торгов [8: 244-245].

Таким образом, во второй половине XIX - начале XX в. организация и функциональное назначение сибирских парков постепенно изменялись. Как отмечают исследователи, рост городского населения Сибири, изменение его социального состава под воздействием капиталистической модернизации привели к смене культурного лидера, когда «все более активную инновационную роль начинают играть представители собственно городского населения -торгово-предпринимательских и разночинско-интеллигентских слоев населения. которые «задают» новую социокультурную модель поведения» [2: 6-7].

В этот период начинают складываться контуры массовой культуры, которая затрагивала различные сферы досуга, унифицируя их и приближая к уровню среднего потребителя. Парки становятся универсальной площадкой для организации массового отдыха, включавшего в себя музыку, театр, кинематограф, спорт, который приобретает бессословный характер, привлекая к «разумным развлечениям» широкие массы городских жителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адрианов, А. В. Томская старина [Текст] / А. В. Адрианов // Тр. музея археологии и этнографии Сибири им. В. М. Флоринского Томского государственного университета. -Т. 1. - Томск, 2002. - С. 287-388.

2. Алисов, Д. А. Влияние модернизационных процессов на социокультурный облик городского населения Западной Сибири (вторая половина XIX - начало XX в. [Текст] / Д. А. Алисов ; отв. ред. М. А. Жигунова, Н. А. Томилов, Н. Ф. Хилько // Культура. Социум. Творчество : мат-лы Всерос. науч. конф. и V Всерос. науч.-практ. семинара «Досуг. Творчество. Культура». - Омск, 2002. - С. 5-7.

3. Архитектура Новосибирска. Сад «Альгамбра» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://arx.novosibdom.ru/node/2144.

4. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХУ-ХУШ вв. : Структуры повседневности: Возможное и невозможное [Текст] / Ф. Бродель. - Т. 1. - М., 1986. - 622 с.

5. Вавер, О. Ю. Мировоззренческие основания мировой и отечественной садово-парковой культуры : автореф. дис. ... канд. философ. наук [Текст] / О. Ю. Вавер. - Нижневартовск, 2002. - 26 с.

6. Городской сад [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.krasplace.ru/gorodskoj-sad.

7. Государственный архив Алтайского края (ГААК). - Ф. 51. - Оп. 1. - Д. 1.

8. Гончаров, Ю. М. Очерки истории города Бийска (вторая половина XIX - начало XX в.) [Текст] / Ю. М. Гончаров, А. В. Литягина. - Барнаул, 2009. - 276 с.

9. Города России в 1904 году [Текст] / Центральный Статистический Комитет МВД. -СПб., 1906. - 1X111. 1-410, 01-0438, І^УІ с.

10. Деятельность Омской городской думы избранной на четырехлетие 1910-1914 гг. [Текст]. -Омск, 1914.

11. Дорофеева, А. В. Эволюция образа власти в массовой культуре России в конце XIX - начале XX в : автореф. дис. ... канд. ист. наук [Текст] / А. В. Дорофеева. - М., 2009. - 28 с.

12. Евтропов, К. Н. История Троицкого кафедрального собора в Томске. (Постройка его с характеристикой времени и деятелей). Лепта к трехсотлетию гор. Томска [Текст] / К. Н. Евтропов. - Томск, 1904. - 423 с.

13. Журавлев, М. П. Омск вчера, сегодня, завтра [Текст] / М. П. Журавлев. - Омск, 1993. - 170 с.

14. Зиммель, Г. Большие города и духовная жизнь [Текст] / Г. Зиммель // Большие города, их общественное, политическое и экономическое значение. - СПб., 1905. - С. 117-136.

15. История названия скверов, парков и садов Тюмени [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gorod72.info/street/skver.html.

16. Кочедамов, В. И. Омск. Как рос и строился город [Текст] / В. И. Кочедамов. - Омск, 1960. - 111 с.

17. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири [Текст] / под ред. Д. Я. Резуна, Д. М. Терешкова. - Т. 3. - Кн. 1. - Новосибирск, 1996. - 184 с.

18. Медведев, С. И. Иркутск в почтовых открытках 1899-1917 : Историко-библиографический альбом-каталог [Текст] / С. И Медведев. - М., 1996. - 641 с.

19. Парки, скверы и сады Омска [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://nashomsk55.ru/ulitsy/346-parki.

20. Пойдина, Т. В. Возникновение и развитие садово-паркового строительства в сибирских городах (на примере Барнаула, Томска, Омска) [Текст] / Т. В. Пойдина // Ползуновский вестник / гл. ред. В. В. Евстигнеев. - 2006. - № 4. - С. 319-324.

21. Пойдина, Т. В. Садово-парковое строительство в сибирском городе : дис. канд. искусствоведения [Текст] / Т. В. Пойдина. - Барнаул, 2006. - 207 с.

22. Прогулка по старому Томску : книга-альбом [Текст] / сост. Э. К. Майданюк. - Томск, 1992. - 104 с.

23. ПСЗРИ. Собрание 2. - СПб., 1874. - Т. XLV. - № 48498.

24. Романов, Н. С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. [Текст] / Н. С. Романов; издание подготовлено Н. В. Куликаускене. - Иркутск, 1993. - 544 с.

25. Романов, Р. Н. Парк и праздник в России: от истоков до наших дней [Текст] / Р. Н. Романов, А. В. Старцев, О. А. Тяпкина. - Барнаул, 2008. - 184 с.

26. Станиславский, К. С. Собрание сочинений. Моя жизнь в искусстве [Текст] / К. С. Станиславский. - Т. 1. - М., 1954.

27. Телешов, Н. Д. За Уралом [Текст] / Н. Д. Телешов // Русское обозрение. - 1896. - № 6. -Т. 40. - С. 140-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.