Научная статья на тему 'Михаил Петрович коржев – садово-парковый архитектор (эссе)'

Михаил Петрович коржев – садово-парковый архитектор (эссе) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
412
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.П. КОРЖЕВ / ПАРК / АРХИТЕКТУРА / САДОВО-ПАРКОВАЯ АРХИТЕКТУРА / ЛАНДШАФТ / ПАМЯТЬ / M.P. KORZHEV / PARK / ARCHITECTURE / GARDEN AND PARK ARCHITECTURE / LANDSCAPE / MEMORY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Головко Э. П.

Эссе посвящено памяти талантливого садово-паркового архитектора М.П. Коржева. Родившийся сто пятнадцать лет тому назад в Москве, он оказал значительное влияние на формирование облика не только известных столичных парков, но и других парков России. Проявлявший интерес к идеям авангарда, он внес ощутимый вклад в историю садово-парковой и ландшафтной архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essay is dedicated to the memory of a talented garden and park architect M.P. Korzhev. Born 115 years ago in Moscow, he had not only influenced the image of capital’s most famous parks, but other Russia’s parks as well. Being interested in avant-garde’s ideas, he had made a considerable contribution into the history of garden, park and landscape architecture.

Текст научной работы на тему «Михаил Петрович коржев – садово-парковый архитектор (эссе)»

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

полученное в рамках данной парадигмы знание может иметь статус всеобщего, то есть отвечать критерию истинности на определенном этапе развития науки. Это не исключает возможности утраты им свойств всеобщности и истинности при получении новых данных, опровергающих или корректирующих имеющееся знание.

Непарадигмальные проблемы, стимулируя порождение и использование нестандартных методов для своего разрешения, апеллируя к внерациональным составляющим процесса познания, способствуют осмыслению современной кризисной ситуации в научной методологии. При этом внерациональные компоненты вовсе не противопоставляются разуму, так как разум человека не может быть сведен только лишь к рассудку. Поэтому представляется, что упорное стремление доказать свой окончательный и полный разрыв с образно-символической реальностью может оказаться фактором, тормозящим дальнейшее движение науки по пути познания неведомого.

В заключение хотелось бы сказать, что представленные в статье положения обладают свойством дискуссионности; автор счита-

ет их заслуживающими дальнейшей теоретической разработки и осмысления.

Библиографический список

1. Майданов, А.С. Интеллект решает неординарные проблемы / А.С. Майданов. - М.: ИФРАН, 1998.

2. Казютинский, В.В. Космология, теория, реальность / В.В. Казютинский //Современная космология: философские горизонты. - М.: КАНОН, 2011.

- С. 8-54.

3. Панов, А.Д. Методологические проблемы космологии и квантовой гравитации / А.Д. Панов. // Современная космология: философские горизонты.

- М.: КАНОН, 2011. - С. 185-215.

4. Лосев, А.Ф.Диалектика мифа // А.Ф. Лосев. Самое само. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999.

5. Бэкон, Ф. О мудрости древних // Ф. Бэкон. Сочинения в двух томах. Т. 2. - М.: Мысль, 1978.

6. Кассирер, Э. Философия символических форм / Э. Кассирер. - М.; СПб.: Университетская книга, 2001.

7. Лакофф, Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон. - М.: Издательство УРСС, 2004.

8. Левин, А.Е. Миф. Технология. Наука / А.Е. Левин // «Природа», № 3, 1977.

9. Леви-Стросс, К. Мифологики: сырое и приготовленное / К. Леви-Стросс. - М.:Флюид, 2006.

10. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: традиции и новации / Т.Г. Лешкевич. - М.: «Издательство ПРИОР», 2001.

МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ КОРЖЕВ -САДОВО-ПАРКОВЫЙ АРХИТЕКТОР (ЭССЕ)

Э.П. ГОЛОВКО, проф. каф. философии МГУЛ, канд. филос. наук

Удивительно искусство садово-парковой архитектуры! Возникшее на заре человечества, оно считается одним из сложнейших синтетических искусств. Безжалостное время меняет поколения, убирает со сцены жизни создателей парков, садов, но остается сотворенное ими материальное пространство. И непременно встает вопрос об их творцах. Кто создал это чудо, а может быть, и безобразие? Всякое бывает.

К сожалению, посетители московских парков (и не только московских) не всегда имеют возможность встретить увековеченную память о тех, кто вложил свои знания, свой

[email protected]

талант, порой и душу в проект и сумел реализовать его. Может быть, грядущий историк садово-парковой и ландшафтной архитектуры по достоинству оценит имена создателей советского периода, внесет коррективы, но сегодня эта страница, на мой взгляд, заполнена слабо. Учебники по истории садово-парковой и ландшафтной архитектуры предпочитают по неизвестной мне причине завершать историю этой прекрасной дисциплины концом девятнадцатого - началом двадцатого века, иногда первой половиной его.

Я же тщетно пытаюсь отыскать мемориальную доску со знакомой мне фамилией

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013

49

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

в Измайловском парке, в парке на Воробьевых горах, Лосином острове, Клязьминском лесопарке... Может быть, не совсем внимательно ищу. Слышала, например, что в Лосином острове существуют экспериментальные посадки, которые называют Коржевскими, но увековечено ли это имя, как и имена его сподвижников, талантливых, трудолюбивых? А ведь страна имеет право знать имена творцов красоты, здоровья. По этой причине хочу напомнить об одном из них, тем более что мне посчастливилось знать его лично.

Год 1970. Яркий майский день. Метро Кропоткинская. Остоженка. Зачатьевский переулок. Рядом музей изящных искусств им. А.С. Пушкина. До Кремля отсюда несколько минут ходьбы. Иду в гости, несу диссертацию своему оппоненту, скоро предстоит защита в МГУ. Подхожу к дому своеобразной архитектуры, он и сейчас стоит обремененный богатой историей. Здесь жил знаменитый экономист А.В. Чаянов, а под ним, на первом этаже, в странной коммунальной квартире проживала семья Коржевых. Звоню. Дверь открывает симпатичный пожилой человек, как мне кажется большой, даже несколько грузный. Знакомимся. Михаил Петрович начинает знакомство с шутки: это вам моя дочь будет аккомпанировать? Да, отвечаю, надеюсь, но не обольщаюсь, она слишком серьезный оппонент. Легкая, ироничная беседа. Подходит Эля (Эльдина Михайловна, кандидат философских наук) и наша с ней беседа проходит под аккомпанемент пишущей машинки, за которой работает ее отец. Потом были и другие встречи, беседы с обаятельным человеком, эрудированным, интересным и интересующимся, великолепно владевшим юмором. Но почему-то эта, первая, показалась самой яркой.

Встречи и разговоры были порой мимолетны, но и они создали впечатление удивительно гармоничной личности, даже в очень зрелые годы вовлеченной в научный поиск. «Самая великая вещь на свете - уметь принадлежать себе. Никто не раздает всех своих денег другим, а вот свое время и свою жизнь раздает каждый, и нет ничего, в чем бы мы были настолько же расточительны, и

в чем скупость была бы полезнее и похвальнее». Редко встречаются люди, оправдывающие этот афоризм Мишеля Монтеня. У меня сложилось впечатление, что М.П. Коржев представлял тот не часто встречающийся тип людей, который имел в виду французский мыслитель.

Интеллектуальная, интеллигентная московская семья Коржевых заслуживает особого разговора. Родился Михаил Петрович в семье инженера путей сообщения. Отец чертил, рисовал. Сын с детства хорошо рисовал и это, скорее всего, определило выбор будущей профессии, помогло раскрыть талант. Не были обделены талантами и его дети. Трое детей с удивительными именами,

- даже здесь проявился творческий взгляд их отца на жизнь: Иветта, Эльдина, Гелий

- и творческим подходом к любимому делу. Гелий Михайлович народный художник СССР, академик живописи, автор картин, хранящихся в лучших музеях страны. Один из «доперестроечных» школьных учебников по литературе включал его картину «Поднимающий знамя». Идеологически сильная, оседающая надолго в памяти вещь. А философская составляющая его картины «Обреченная» помогает мне и сегодня проиллюстрировать во время лекции по гносеологии ряд сложных аспектов, возникающих в процессе изложения такой непростой темы, как истина.

Эльдина Михайловна - известный социолог, скромнейший человек. Знание французского языка помогло ей начать научную деятельность с исследования творческого наследия французского социолога Эмиля Дюркгейма, а одной из последних научных проблем, разрабатываемых ею, стала актуальнейшая ныне проблема эмиграции и связанного с нею ностальгического сознания. Студенты нашего вуза приняли участие в эмпирических исследованиях, в частности, в заполнении анкет, подготовленных ею по этой проблеме.

Да и нынешнее младшее поколение не обделено талантами. Есть среди наследников художники, дизайнеры. Украсившие сквер Большого театра изящные скамейки, выпол-

50

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

ненные по проекту одного из них, непременно понравились бы старшему Коржеву.

Михаил Петрович был выпускником ВХУТЕМАСА (Высшие художественно-технические мастерские). Училище готовило специалистов в сфере живописи, ваяния, зодчества. Созданное на основе свободных художественных мастерских, оно позже, претерпев ряд изменений, стало базой для формирования Московского архитектурного института и Московского художественного института им. Сурикова. Много знаменитых имен связано с функционированием художественно-технических мастерских.

Время было послереволюционное, славилось поиском новых идей, новых форм, новых методов преподавания и нехваткой квалифицированных преподавательских кадров. Нынче это покажется странным, но тогда было нормой: к преподаванию привлекали лучших студентов. И студент Коржев, привлеченный к преподавательской деятельности, проявил себя как толковый, знающий предмет преподаватель. Знание дисциплин, которые он вел: «Пространство», позже «Архитектурное пространство» поможет ему в будущей практической деятельности оформлять пространство садов и парков, создавать объемно-пространственную структуру композиций будет использоваться им профессионально в последующей работе.

Получив диплом, молодой архитектор-художник продолжал преподавать в родном учебном заведении, дерзал в сфере архитектуры, участвовал в конкурсах, получал премии. Первую премию вручили за великолепно разработанный проект Красного стадиона на Воробьевых горах.

Двадцатые годы прошлого века - время дерзаний, поиска. Молодой архитектор участвует в создании ассоциации новых архитекторов. Кстати, среди участников АС-НОВЫ ныне довольно часто вспоминаемый талантливый архитектор К.С. Мельников. В духе идей АСНОВЫ Коржевым был спроектированы театр, Красный стадион. Архитектор творит в стиле авангардизма и советского конструктивизма. Это окажет значительное влияние и на его последующую деятельность,

правда, уже в сфере ландшафтной архитектуры.

Начиная с тридцатых годов он с головой погрузился в создание проектов парков и садов и проявил себя как творческая личность в области ландшафтной архитектуры. Для этого периода его деятельности характерна наработка опыта, глубокие размышления над создаваемыми проектами, поиски новых решений. Диалектический подход явно не чужд архитектору. Преемственность сопровождает его проекты: он не избегает творческого использования старых добротных разработок в новых условиях. Это находит отражение на страницах научных публикаций, таких как «Парк им. Сталина в Измайлове»(1935), «Павловский парк»(1936), «Архитектура парков СССР» (1940). Позже, продолжая исследовать проблемы садово-парковой культуры, М.П. Коржев обратится к изучению истории создания парков и деятельности их творцов. Будут опубликованы такие работы, как «Из истории планировки первого советского парка» (1977), «Василий Иванович Баженов», «Андрей Тимофеевич Болотов» (1980) и др. Некоторые из этих работ написаны в соавторстве.

Анализируя его творческий путь, исследователи будут говорить о М.П. Коржеве как об одном из основателей советской школы садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры. Прекрасный знаток европейской истории развития садово-паркового искусства, он не только внесет вклад в исследование истории российского паркостроения, но более того, активно использует традиции русского паркостроительства на практике. Об этом свидетельствует его участие в реставрации Богородицкого парка в усадьбе А.Т. Болотова.

Создание красивой и здоровой окружающей среды - цель деятельности созидателя и архитектора и того коллектива, в котором он работал. В процессе осуществления этой цели сложился творческий союз двух талантливых архитекторов Коржев - Милиция Ивановна Прохорова. Сколько вложено энергии, сколько затрачено сил, нервов. Сколько надежд и разочарований. Одно только обуст-

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013

51

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

ройство Измайловского парка длилось почти двадцать лет. А ведь была напряженная работа по озеленению центра Москвы, созданию первого парка культуры и отдыха в столице, обустройство территории на Ленинских горах, создание проектов парков в Саратове, Минске, Новосибирске, Воронеже...

Много интересного можно было узнать о творческой деятельности М.П. Коржева на выставке «Авангард и ландшафт, архитектор Михаил Коржев 1897-1986», устроенной в зале Аптекарского приказа Государственным музеем архитектуры им. Щусева в 2007 г. Среди изобилия московских событий она не потерялась, привлекла внимание почитателей творчества созидателя, прессы, телевидения. Пришло немало людей, интересующихся проблемами садово-парковой архитектуры, были родственники, друзья.

Выставка, насыщенная интересными материалами, в том числе из личной коллекции его младшей дочери, оставила глубокий след. Она явилась подтверждением известного факта: насколько непростой является жизнь создателей, творцов нового. Не зря сын художник, создавая знаменитый портрет Дон Кихота, за основу взял образ отца. Символично, глубоко по смыслу. Ведь творческая работа отца требовала принципиальности, честности, мужества. Это он, неутомимый правдоискатель, благородный и великодушный, переполненный замыслами и терпевший немало неудач. Жизненная дорога не была гладкой, усыпанной премиями и похвалами.

А рядом надежное плечо невысокого, полновато-округлого Санчо Панса. Так похожего на верную спутницу Михаила Петровича Серафиму Михайловну Чувелеву. Безотказную опору в их длинной и непростой семейной жизни. Жену, мать немалого семейства, готовую многим пожертвовать во имя блага своих близких. Прекрасный символ. К сожалению, это догадки. Так оно или нет, забыла уточнить, когда Гелий Михайлович с гордостью сообщил мне: «Знаете, мне 82, а я еще пишу...» Это было во время выставки.

А в моей памяти осталась еще крайне напряженная работа Эльдины Михайловны, активно участвовавшей в организации выставки.

Сомнения, переживания, даже страхи. Представив немало документов из семейного архива, она и сил затратила немало, чтобы отдать дань памяти талантливому архитектору. После выставки документы стали достоянием фонда музея. Мне же за несколько лет до этого важного события она отдала великолепную личную библиотеку своего отца: яркие, красочные книги по садоводству, цветоводству, садово-парковому искусству, истории его развития.

И я, человек, избалованный книгами, соприкоснулась с непривычной для меня книжной красотой. После художественно неоформленных научных, в частности, философских трактатов, через мои руки прошло буйство красок, природная палитра, запечатленная в фотографиях и рисунках. Прекрасная цветочная тематика, книги, присланные в дар садово-парковому архитектору авторами из разных стран, на разных языках, аккуратно пронумерованные, подписанная его рукой первая страница, поставлена дата поступления в домашнюю библиотеку. Подпись садово-паркового архитектора что экслибрис. Так она великолепно выполнена. Встречались научные фолианты конца девятнадцатого и начала двадцатого века. Тяжелые коробки ценной литературы были доставлены в Лесотехнический институт, можно сказать, по назначению.

Договорились, что этот подарок от семьи известного архитектора украсит нашу институтскую библиотеку и послужит студентам, преподавателям. Директор библиотеки Л.П. Прокофьева с благодарностью приняла дар. Несколько лет они служили читателям. Но случился пожар.

Неумолимое время меняет поколения. Вот и не стало Гелия Михайловича Коржева. Уходят люди. Но остаются книги и мосты, машины и художников холсты. Как сказал известный поэт, многому остаться суждено, но что-то ведь уходит все равно. А самое страшное, что уходит память. Вот и автор учебника для вузов «История ландшафтной архитектуры», пользующегося популярностью в нашей университетской библиотеке, превращает упомянутую мною женственную, талантливую М.И. Прохорову в архитектора мужского пола [1].

52

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Но если с картинами и книгами в основном все ясно, создатель их известен, почему бы не сделать то же самое с парками. Не слишком ли много белых пятен в этой сфере? Думаю, не только мне не все равно. Благодарная память - это важнейшая потребность человека, это великое достояние человечества. Все чаще стали говорить об этом думающие люди. Приходит время действовать.

Библиографический список

1. Коржев, М.П. Парк имени Сталина в Измайлове / М.П. Коржев, М.И. Прохорова // «Архитектура СССР», 1935, № 10-11. С. 51-54.

2. Коржев, М.П. Павловский парк / Коржев, М.П. // Сборник «Проблемы садово-парковой архитекту-

ры». М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1936. С. 189-221.

3. Коржев, М.П. Архитектура парков СССР / М.П. Коржев, М.И. Прохорова. М.: Издательство Академии архитектуры СССР, 1941.

4. Коржев, М.П. Из истории планировки первого советского парка / М.П. Коржев // Сборник «Парк и отдых». М.: НИИ культуры Минкультуры РСФСР, 1977, т. 51. С. 275-303.

5. Коржев, М.П. Василий Иванович Баженов / М.П. Коржев, Е.М. Петоян // Сборник «Парк и отдых». М.: НИИ культуры Минкультуры РСФСР, 1980, т. 94. С. 149-151.

6. Коржев, М.П. Андрей Тимофеевич Болотов / М.П. Коржев, Е.М. Петоян // Сборник «Парк и отдых». М.: НИИ культуры Минкультуры РСФСР, 1980, т.94. С. 154-160.

7. Ожегов, С.С. История ландшафтной архитектуры / С.С. Ожегов. М.: Стройиздат, 2003.

ПРИМЕНЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ К ГУМАНИТАРНЫМ НАУКАМ

Ю.Н. СКОЛЯР, асп. каф. философииМГУЛ

В современных условиях все явственнее выступает тенденция взаимного проникновения наук, в том числе применение методов и результатов гуманитарных и объективных наук друг к другу. Для целей изучения духовных явлений, составляющих предмет гума-нитаристики, оказывается эффективным применение подходов описательной психологии. Ее история восходит к Вильгельму Дильтею (1833-1911), немецкому философу, основателю наук о духе. Методологическую основу для гуманитарных наук, которые он относил к наукам о человеческом духе, заложил Фридрих Эрнст Даниэль Шлейермахер (1768-1834), построив концепцию герменевтики. В отличие от естествознания, содержание гуманитарных исследований, по мнению Дильтея, составляют не факты природы, а объективные выражения человеческого духа, мысли и чувства человека, его цели и мотивы.

Соответственно этому, если для объяснения явлений природы используются каузальные, то есть причинные законы, то для понимания действий людей их необходимо сначала интерпретировать, или расшифровать. Гума-

[email protected] нитарное понимание существенно отличается от объяснения, поскольку оно всегда связано с раскрытием смысла действия людей. Работая над книгой «Жизнь Шлейермахера», Дильтей усвоил методы текстуальной и исторической интерпретации герменевтики и придал им более общий, философский характер. Решающую роль в гуманитарных исследованиях, по Дильтею, играет понимание. Он выдвинул философский тезис: «Природу мы объясняем, а человека мы понимаем».

Шлейермахер утверждает, что мышление и бытие соотносительны друг с другом. При этом существует два способа соотнесения мышления с бытием. Во-первых, мышление может сообразовываться с бытием, как это происходит в научном или теоретическом знании, и это бытие, соответствующее целой совокупности наших научных знаний и суждений, называется природой. Во-вторых, мышление может стремиться поставить бытие в соответствие с собой. Так дело обстоит в мышлении, лежащем в основании нашей моральной деятельности. Ибо в моральном действии мы стремимся к реализации наших

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.