Условно чистые стоки образуются в результате охлаждения термической аппаратуры и содержат барометрический конденсат, который в малой степени загрязнен растворенными и взвешенными высокомолекулярными кислотами (Н. А. Базякина).
Количество условно чистых стоков составляет 26—30 м3 на 1 т продукции. Условно чистые сточные воды представляют собой мутноватую слабо молочного цвета с ароматическим запахом жидкость, содержащую хлопьевидные примеси. Запах стоков исчезает при разбавлении в 3 раза. Количество взвешенных веществ в них невелико (86 мг/л), сухой остаток 338 мг/л, потери при его прокаливании составляют 34%. Все же и в условно чистых сточных водах содержатся некоторые количества летучих (3—3,16 мг/л) и нелетучих (1,5 мг/л) органических кислот. Вследствие этого окис-ляемость сточных вод сравнительно велика— 128 мг/л СЬ.
Изучение влияния натуральных стоков завода синтетических жирных кислот на водную сапрофитную микрофлору велось при различном разведении сточных вод.
Кислые стоки в разведении 1 : 100 000 сколько-нибудь заметного влияния на развитие микробов не оказывают. При разведении кислых стоков в 10 раз через сутки и до конца исследований (7 суток) наблюдается полное отсутствие роста бактерий на мясо-пептонном агаре. Отсутствие роста бактерий при этом разведении можно связать с бактерицидным действием свободной серной кислоты, содержащейся в кислых стоках.
Несколько иная картина наблюдается при разбавлении кислых стоков в 100, 1000, 10 000 раз. Тормозящее действие кислых стоков при этих разведениях, а условно чистых в разведении 1 :5 и 1 : 10 к концу первых суток сменяется бурным ростом микробов, количество которых превышает таковое в контроле. Кислые стоки при разведении в 100 раз задерживают рост бактерий в пробах до вторых суток.
Отмирание микробов в пробах, содержащих сточные воды, идет медленнее, чем в контроле, и тем медленнее, чем меньше разбавление сточных вод.
Это, по-видимому, объясняется тем, что жирные кислоты в процессе своего распада предоставляют водной микрофлоре дополнительный источник углеродистого питания.
Выводы
1. Кислые стоки сильно загрязнены, содержат громадное количество жирных кислот (до 20 000 мг/л), серную кислоту (около 500 мг/л) и обладают резко выраженным специфическим запахом. Условно чистые стоки имеют повышенные БПКз и окисляемость и слабый ароматический запах.
2. Наиболее существенными сторонами неблагоприятного воздействия стоков завода синтетических жирных кислот на водоем являются: а) появление специфического запаха; б) нарушение процессов биохимического окисления; в) снижение растворенного кислорода в воде водоема.
3. Разведение кислых стоков в 100000 раз, а условно чистых — в 100 раз полностью исключает неблагоприятное влияние стоков на БПКз, сапрофитную микрофлору и органолептические свойства воды.
ЛИТЕРАТУРА
Алаев Б. С. Производство синтетических жирных кислот. М., 1952. — Ведень-е в а Н. И., Н и з о в ц е в а Т. В., Дорофеев Н. Е. Гиг. и сан., 1957, № 9, стр. 86.— Товбин И. М. и др. Производство синтетических моющих средств. М., 1949. — Ч е р-к и некий С. Н. Санитарные условия спуска сточных вод в водоемы. М., 1951.— Шварц А., Перри Д. Поверхностноактивные вещества, их химия и технические применения. М„ 1953.
Поступила 11/1V" 1959 г.
ВОДНАЯ ВСПЫШКА ТОКСИКОИНФЕКЦИИ ДИЗЕНТЕРИЙНОЙ
ЭТИОЛОГИИ1
Доцент М. Г. Коломийцева, заслуженный врач УССР Л. Л. Нагнибеда Из Харьковской городской санитарно-эпидемиологической станции
возникновение пищевых токсикоинфекций дизентерийного происхождения описано в литературе (И. С. Олькеницкий, Л. Н. Понасик). Встречается также немало случаев водных вспышек дизентерии. Однако до настоящего времени нет установившегося мнения о характере дизентерийных токсикоинфекций, к тому же водного происхождения.
1 В ликвидации вспышки принимали участие врачи Е. Ф. Минье, М. Г. Опенько,
Н. В. Пескова и Р. И. Эдельштейн.
Как известно, долго существовал взгляд, что дизентерийные микробы довольно быстро погибают в воде, поэтому не придавалось должного значения вопросу о водном пути переноса инфекции. В описываемой нами вспышке токсикоинфекции, имевшей место в конце апреля 1956 г., были установлены водное происхождение вспышки и ее дизентерийная этиология.
На одном участке поселка расположены 5 сборных домиков и одно общежитие, где проживало 102 человека. С 20 апреля среди населения участка появились острые желудочно-кишечные заболевания, начинавшиеся остро, с явлениями тошноты, болями в животе, жидким стулом, рвотами. Болезнь протекала бурно, все явления быстро проходили и население не обращалось за врачебной помощью. Только 25 апреля участковый врач-педиатр, явившись на вызов к 2 детям по поводу желудочно-кишечного заболевания, установил путем активного опроса населения, что подобные заболевания наблюдались и среди других детей и взрослых, живущих на этом участке. Все заболевшие связывали свое заболевание с употреблением сырой воды из дворовой водопроводной колонки и домовой сети. По словам населения, вода последние дни периодически бывала мутной, с неприятным запахом.
В тот же день санитарно-эпидемиологическая служба города совместно с лечебной сетью района занялась выяснением причин вспышки и лечебно-профилактическими мероприятиями среди населения. Как было установлено, воду к этим домам подавали не из общегородского, а из местного заводского водопровода. С 20 апреля наблюдались периодические перебои в подаче воды. Отрезок водопроводной магистрали, идущей к поселку, проложен несколько десятков лет назад в канале старой, не действующей теплотрассы на территории завода. Канал, вскрытый шурфами, оказался заполненным ■сточной водой, просочившейся из рядом расположенного канализационного смотрового колодца, также заполненного сточными водами.
При тщательной проверке водопроводных труб удалось обнаружить отрезок с нарушением целости его стенок.
Небольшие отверстия в трубе размером 1,5X1.5 см и меньше послужили путем проникновения сточных вод в водопроводную сеть. Этому еще способствовало падение давления в сети при перерывах в подаче воды. В результате ряда санитарно-бактерио-логических анализов проб воды из водопроводной колонки, взятых 25—27 апреля, был установлен чрезвычайно низкий коли-титр, свидетельствовавший о свежем фекальном загрязнении.
Все население—102 человека—подверглось тщательному опросу и медицинскому осмотру с троекратным бактериологическим исследованием кала на кишечную группу. В результате 39 человек из них были госпитализированы по поводу в основном легко протекающих желудочно-кишечных расстройств, за исключением двоих с явлениями тифоподобного заболевания.
Кроме того, 23 человека отмечали у себя перенесенное несколько дней назад между 21 и 25 апреля заболевание, похожее на отравление. На день обследования они были практически здоровы, но у 7 из них выявили бактериологически возбудитель дизентерии, после чего они также были госпитализированы.
Бактериологическое исследование кала, взятого от 102 человек, у 30 дало положительный результат на возбудитель дизентерии. По типу выделенные штаммы распределяются следующим образом: у 23 из 30 человек обнаружен возбудитель дизентерии типа Флекснера, у 5 — типа Зонне, у одного — Флекснера + Ньюкестл и у одного — Флекснера -г Зонне.
Госпитализация протекала следующим образом: в 1-й день (со дня медицинского осмотра) госпитализированы 18 человек, во 2-й—14 человек, в 3-й, 4-й, 5-й день — по 2 человека и в 6-й день —один человек; 7 человек госпитализированы, как указывалось выше, по поводу выявленного бациллоносительства дизентерийного возбудителя. Заболевания, как видно, продолжались первые два дня, пока еще население пользовалось запасами недоброкачественной воды. После обеспечения населения доброкачественной водой заболевания прекратились, не оставив после себя «хвоста». До вспышки на протяжении последнего года в поселке было зарегистрировано одно заболевание дизентерией.
Итак, можно считать, что переболело 69 человек, из которых 39 были госпитализированы, а остальные перенесли заболевание, не обращаясь за медицинской помощью. Опрос показал, что заболевание начиналось остро: у 48 человек была рвота, дву-, троекратный жидкий стул, у 19 человек отмечался жидкий стул без рвоты и заболевание длилось 2—3 дня и только у 2 человек заболевание протекало в виде тифоподобного процесса с высокой температурой. У 50 человек через 3—4 часа все явления прекратились. Среди заболевших было 16 детей, из них двое ясельного возраста. Из 53 взрослых было 28 рабочих и служащих и 25 домашних хозяек.
Все забелевшие пользовались водопроводной водой. Санитарно-противоэпидеми-ческие и лечебные мероприятия дали возможность быстро ликвидировать заболевания и выявить бациллоносителей.
Выводы /
1. Острое начало заболеваний, бурное течение, характерная клиническая картина, многократное выделение дизентерийного возбудителя дает право отнести заболевание в поселке к токсикоинфекцням дизентерийной этиологии.
2. Источником заражения явилась вода, загрязненная в сети из-за нарушения целости водопроводных труб и несоблюдения правил прокладки и эксплуатации водопроводной сети.
3. Местные небольшие водопроводы нуждаются в строжайшем контроле со стороны органов технического и санитарного надзора.
Поступила 30/1У 1958 г
•Ь & Ъ
О СОДЕРЖАНИИ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ В ВОДЕ РЕК КАЗЕННОГО ТОРЦА И СЕВЕРНОГО ДОНЦА В ПЕРИОД МЕЖЕННЫХ РАСХОДОВ
И. Г. Фесенко, И. Т. Климов Из Гидрохимического института Академии наук СССР
На сравнительно небольшой площади бассейна реки Казенного Торца расположены предприятия черной и цветной металлургической и металлообрабатывающей и химической промышленности; широко представлена и добывающая промышленность, главным образом угольными, соляными и ртутными шахтами.
Возможность поступления в водоемы тяжелых металлов со стоками металлургических предприятий, металлообрабатывающих заводов за счет преимущественно кислотного травления деталей, химических производств, где тяжелые металлы широко используются в составе катализаторов, а также с шахтными водами оправдывала изучение степени загрязненности Казенного Торца различными тяжелыми металлами. Это было тем более целесообразно, что Северный Донец, куда впадает Казенный Торец, служит источником водоснабжения ряда населенных пунктов Донбасса, а Дон, куда з свою очередь впадает Северный Донец, служит источником централизованного водоснабжения юго-восточной части Донбасса и ^яда населенных мест, в том числе Ростова-на-Дону. 1
Для исследования этого вопроса мы отбирали пробы во время полевого экспедиционного обследования, выполненного в течение одного дня конца 1956 г. Отбор проб производили однократно, без учета времени пробега воды от одного пункта до другого.
В период обследования вся река была покрыта льдом. Лишь Краматорское и Константиновское водохранилища не имели ледяного покрова, что явилось следствием поступления в них с предприятий громадных количеств горячих вод. Уровень и расходы воды в реке были весьма близки к меженным.
Методика определения микроэлементов в исследуемой воде включала концентрирование и выделение их экстрагированием в хлороформ при помощи диэтилди-тнокарбамата натрия, с последующим спектрографическим анализом полученного концентрата. Перед экстрагированием пробы воды освобождали от взвешенных и органических веществ, стабилизирующих хлороформенную эмульсию. Для удаления взвешенных веществ пробы воды оставляли в покое до тех пор, пока жидкость над осадком не становилась совершенно прозрачной. Прозрачный слой отделяли от осадка сифони-рованием, так как фильтрование, обычно применяемое для удаления взвешенных веществ, создает опасность потери микроэлементов за счет адсорбции их фильтровальной бумагой. Для устранения влияния органического вещества на экстрагирование воду, не содержащую взвешенных веществ, подкисляли соляной кислотой до величины рН, близкой к 1—2, кипятили 15—20 минут, после чего охлаждали до комнатной температуры. Если замечали выпадение осадка скоагулированного органического вещества, то его отделяли фильтрованием. При этом адсорбцию микроэлементов фильтровальной бумагой мы приняли практически равной нулю, что было ранее установлено нашими опытами с природными водами, рН которых предварительно доводили подкислением до 1—2. Объем проб воды, взятой для определения микроэлементов, был равен 0,5 л. Операции по обогащению и спектрографическому определению производили в соответствии с прописью, которая достаточно подробно изложена И. Т. Климовым и В. Я- Еременко.
Результаты анализов приведены в таблице.
Как видно -из таблицы, содержание тяжелых металлов от точки № 3 до точки № 6 растет неравномерно, достигая концентрации: никеля до 45 мг, меди 34 мг и марганца—1000 мг/л. Снижение концентрации меди с 54 мг в точке № 5 до 34 мг в точке № 6, можно объяснить восстанавливающим действием металлической железной стружки, в обилии находящейся в воде и по берегам Краматорского водохранилища.
В дальнейшем в точке № 7 содержание растворенных в воде тяжелых металлов резко падает. Их концентрация становится даже ниже той, которая отмечается в срав-