Научная статья на тему 'Внутришкольное методическое сопровождение важнейшее звено системы непрерывного образования педагогического коллектива школы'

Внутришкольное методическое сопровождение важнейшее звено системы непрерывного образования педагогического коллектива школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ "УЧИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЬ" / ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ / ПУБЛИЧНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОРТФОЛИО / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИ-ИННОВАТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якшева Галина Ивановна

Автор предлагает содержание внутришкольной методической работы использовать для сопровождения непрерывного образования каждого учителя и педагогического коллектива школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якшева Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внутришкольное методическое сопровождение важнейшее звено системы непрерывного образования педагогического коллектива школы»

теля, администрации, законы и постановления об образовании и т. п.). Такие материалы практически отсутствуют на сайтах образовательных учреждений.

Важным звеном сайта школы является раздел «Вопросы и ответы» («горячая линия»), который позволяет задавать родителям, учителям и всем желающим вопросы, касающиеся организации учебной и трудовой деятельности. При оперативной реакции на эти вопросы будут сняты многие острые моменты в отношениях участников образовательного пространства.

Новости и представление интересных событий в жизни ОУ, презентации учащихся и учителей, идей, проектов, творчества и т. д. тоже должны найти место на страницах сайта. Такая информация интересна и полезна всем участникам образовательного пространства.

Дальнейшее развитие официального сайта школы может быть связано с различными факторами: с возложением на сайт дополнительных функций, с появлением и оформлением новых оригинальных идей, с расширением круга посетителей (т. е. с успешным про-

движением), с возможным участием в различных образовательных, в том числе международных проектах.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что стремительное возрастание роли Интернет в жизни современного общества и превращение его в средство массовой коммуникации заставляет по-новому отнестись к возможности использования всемирной сети и в сфере образования.

Литература

1. Осипова О.П. Создание сайта муниципальной методической службы в рамках единого информационного образовательного пространства / О.П. Осипова // Методист. -2008.-№2.-С.18-25.

2. Семиздралова О.А. Профилактика эмоционального выгорания учителя [Текст] / О.А. Семиздралова. - Челябинск: изд-во ИИУМЦ «Образование». - 2009. - 114 с.

3. Ээльмаа Ю.В. Создание школьного сайта: от концепции до воплощения и развития / Ю.В. Ээльмаа, З.Ю. Смирнова // - М.: Сентябрь, 2008. - 176 с.

Автор предлагает содержание внутришкольной методической работы использовать для сопровождения непрерывного образования каждого учителя и педагогического коллектива школы

Якшева Галина Ивановна,

заместитель директора МОУ СОШ №8 Волгоградская область г. Камышин kamschool-8@yandex.ru

ВНУТРИШКОЛЬНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ -ВАЖНЕЙШЕЕ ЗВЕНО СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ШКОЛЫ

Как построить оптимальную систему общешкольного методического сопровождения, способствующего повышению уровня профессионального развития педагогов?

Ключевые слова: диагностический подход, индивидуальный образовательный маршрут профессиональной подготовки учителя, обратная связь «учитель - руководитель», творческий отчёт, публичная презентация портфолио, инновационная деятельность, педагоги-инноваторы.

[^условиях модернизации образования мы неред-Око увлекаемся организационными делами, забывая об учителе. Кто он? Чем живёт? С чем приходит в класс? Школе трудно справиться с ситуацией, когда учителя покидают её в поисках заработка. Как удержать педагога? Как молодому специалисту успешно пройти профессиональное становление? Как помочь опытному педагогу своевременно получить новые профессиональные знания, как утолить информационный голод творческого учителя? Эти вопросы не снимаются с повестки дня в кадровом обеспечении

нашей школы. И ответить на них нам помогает освоение новых технологий переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

О том, что учитель живёт до тех пор, пока он учится, известно давно. Но методическое обучение педагога должно быть научно-организованным, системным, целенаправленным, т.е. способствовать его постоянному личностному и профессиональному развитию.

Если рассматривать внутришкольное методическое сопровождение как звено в системе, обеспечивающей практическую реализацию образовательной

политики, становятся понятны вектор и основания ее модернизации: оно должно превратиться в ресурсный центр по сопровождению образовательных реформ, в центр, обладающий самыми качественными на сегодняшний день ресурсами развития образования: кадровыми, методическими, информационными, программными, техническими, материальными и др.

В нашей школе создана целостная структура повышения уровня педагогического мастерства.

Но как построить оптимальную систему общешкольного методического сопровождения, способствующего повышению уровня профессионального развития педагогов без их перегрузки, без «эмоционального выгорания»?

Мы считаем, что диагностический подход является основой современного методического сопровождения, так как педагогическая диагностика помогает выявить затруднения в работе, а также определить и сильные стороны учителя, наметить пути и конкретные способы их закрепления и развития.

В зависимости от качественного состава педагогов и с учётом кадрового потенциала в начале и в конце учебного года проводим анкетирование с целью создания карты образовательных запросов: изучаем удовлетворённость педагогов жизнедеятельностью в школе, выявляем способность учителя к развитию и саморазвитию и др.

Только в том случае, когда изучение учителя будет носить не только диагностический, но пролностический характер, можно говорить о той или иной степени результативности проведенной в этом направлении работы и её полезности. Так, 82% учителей нашей школы отметили, что смысл повышения квалификации они видят в самообразовании. И задача администрации школы - помочь в реализации индивидуального образовательного маршрута профессиональной подготовки учителя. Образовательный маршрут, или работа по личным планам, носит индивидуальный характер и определяется в каждом конкретном случае исходя из целого ряда факторов. Наша задача состоит в том, чтобы планирование профессионального развития постепенно становилось для учителя не столько обязанностью, сколько внутренней потребностью, помогало ему продвигаться вперёд, не останавливаться на достигнутом.

Очень важна, на наш взгляд, организация обратной связи «учитель - руководитель». В нашей школе обратная связь осуществляется через:

A) индивидуальное и групповое собеседование руководителей с педагогами;

Б) предоставление «свободного микрофона» педагогам на семинарах, круглых столах, конференциях;

B) анкетирование учителей, что помогает определить приоритеты прошедшей и будущей работы;

Г) ставший уже традиционным творческий отчёт учителей в конце учебного года.

Результатом работы по индивидуальному образовательному маршруту и средством мониторинга профессионального развития педагога является портфолио, основная цель которого - проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. После творческого отчёта на заключительном методическом совещании мы практикуем публичную презентацию портфолио лучших учителей перед коллегами, что обе-

спечивает гласность итогов профессиональной деятельности и служит образцом для начинающих педагогов.

Для реализации приоритетного национального проекта «Образование» современная школа нуждается в «новом» типе учителя, творчески думающем, обладающем современными методами и технологиями образования, приёмами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

И в школе идёт поиск новых интерактивных форм и методов работы по повышению профессионального мастерства педагогов. В практику работы вошли аукционы, панорамы методических идей, фестивали уроков, деловые игры, коллективный анализ проблемы.

Особую роль в процессе профессионального саморазвития учителя мы отводим инновационной деятельности. Наша школа 3 года подряд стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Поэтому становление готовности педагога к инновационной деятельности является переломным моментом в данном процессе, важнейшим уровнем его профессионального развития. Наряду с традиционными проводим анкеты по выявлению источников инноваций, по оценке уровня инновационного потенциала учителей, по применению современных образовательных технологий в процессе обучения, а также изучаю динамику удовлетворённости педагогов инновационной деятельностью. Результатом инновационной деятельное™ и профессионального развития учителя является, прежде всего, индивидуальный стиль педагогической деятельное™. А также за прошедший учебный год нашими учителями были написаны 3 авторские программы, утверждённые ВГИПК РО , 4 авторских элективных курса и 15 учебно-методических разработок, утверждённых экспертным советом Комитета по образованию Администрации городского округа - город Камышин.

В школе работает постоянно действующий теоретике - методический семинар, главная цель которого -повышение квалификации кадров в соответствиями с задачами программы развития нашей школы. Кроме этого работает семинар педагогов-инноваторов, которые ведут дневник эксперимента. Благодаря реализации национального проекта наши учителя получили возможность готовиться к урокам с помощью сети Интернет. Мы можем сегодня знакомиться с опытом внедрения инновационных технологий в образовательных учреждениях России. И создание единого информационного пространства (ЕИП), на сегодняшний день, - главная задача нашей школы.

Педагоги школы проходят периодически курсы компьютерной грамотности. Из 50 педагогов только 2 человека не имеют навыков работы на компьютере.

Мы считаем, что внутри школьное методическое сопровождение - важнейшее звено системы непрерывного образования педагогического коллектива школы. И стремимся не только создавать благоприятные условия для профессионального роста педагогов, но и заинтересовать их в профессиональном развитии. Насколько нам это удаётся, покажет время и успехи наших педагогов и учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.