Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности создания и сопровождения официального сайта школы'

Психолого-педагогические особенности создания и сопровождения официального сайта школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
722
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САЙТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОН-НОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОНСТРУКТОР ШКОЛЬНЫХ САЙТОВ / ТИПОЛОГИЯ САЙТОВ / СТРУКТУРА ШКОЛЬНОГО САЙТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Ольга Петровна, Семиздралова Ольга Анатольевна

Авторы рассматривают особенности психолого-педагогического сопровождения сайта школы; его возможности для создания единого информационного пространства школы; описывают опыт использования конструктора школьных сайтов для конструирования школьных сайтов разных типов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова Ольга Петровна, Семиздралова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности создания и сопровождения официального сайта школы»

Авторы рассматривают особенности психолого-педагогического сопровождения сайта школы; его возможности для создания единого информационного пространства школы; описывают опыт использования конструктора школьных сайтов для конструирования школьных сайтов разных типов.

Осипова Ольга Петровна,

кандидат педагогических наук, отличник народного просвещения проректор Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования Семиздралова Ольга Анатольевна, кандидат психологических наук, ученый секретарь Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА ШКОЛЫ

Как не только создать, но и эффективно сопровождать официальный сайт образовательного учреждения?

Ключевые слова: сайт образовательного учреждения, информатизация образования, единое информационное образовательное пространство, конструктор школьных сайтов, типология сайтов, структура школьного сайта

Л^оздание и сопровождение официального сайта ч^образовательного учреждения - сложное и одновременно увлекательное дело. Как сделать, чтобы сайт образовательного учреждения стал полноправным участником единого информационного образовательного пространства, мог представлять образовательное учреждение в глобальной сети Интернет. Ответы на эти и другие вопросы Вы можете получить в данной статье.

Информатизация образования является одним из приоритетных направлений государственной информационной политики Российской Федерации, а также определяющим условием модернизации единой информационной образовательной среды.

Объединение современных информационных технологий с массовой компьютеризацией и информатизацией учреждений образования и развитыми глобальными компьютерными сетями позволяет организовать единое информационное образовательное пространство, открывающее абсолютно новые возможности в совершенствовании способов и методов управления системой школьного образования, в организации контроля и управления качеством образования. Иными словами, с технической точки зрения, сегодня в наличии есть многие необходимые элементы (ИТ-технологии, ИТ-решения, массовая компьютеризация и информатизация, компьютерная грамотность, развитые сети Интернет) для

организации единого информационного образовательного пространства в масштабах района, города, области, России.

Единое информационное образовательное пространство системы образования государства - это совокупность сред региональных систем образования, интегрированных в единое целое, работающих по единым требованиям и объединяемых целым рядом общесистемных функций. Создание такого пространства предполагает наличие на уровне государства единых требований, форм, форматов данных, а также общей технологии взаимодействия органов управления образованием регионального и местного уровней, учреждений образования между собой.

К участникам единого информационного образовательного пространства можем отнести следующие функциональные группы: администрации школ; учащихся; учителей; районные отделы образования (РОНО); городские комитеты образования (комитеты); методические центры; муниципальные методические службы; институты повышения квалификации; кафедры университетов; органы власти; сайты образовательных учреждений; родителей учащихся, социальных партнёров; шефов и т.д.

Единое информационное образовательное пространство (ЕИОП) школы органично вписывается в единое информационное пространство системы образования государства.

В целом, ЕИОП школы трактуется нами как совокупность следующих компонентов:

- информационных ресурсов, содержащих данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

- организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие ЕИОП, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

- средств информационного взаимодействия участников образовательного пространства и организаций, обеспечивающий им доступ к информационным ресурсам на основе информационных технологий, программно-технических средств и организационно-нормативных документов.

Сайт школы, размещенный в Интернете, по нашему мнению, является важным звеном единого информационного образовательного пространства. Он (сайт) является одним из способов привлечения внимания общественности к делам школы, создаёт имидж образовательного учреждения. Имидж образовательного учреждения, понимается нами как образ организации, сформированный в результате целенаправленного процесса согласования и интегрирования представлений всех участников единого информационного образовательного пространства. В понятие имиджа включают культуру взаимоотношений между людьми, манеру работы с партнёрами и клиентами, корпоративную культуру и представление организации в Интернет - сообществе.

Главное предназначение сайта - это предоставление информации. И, несмотря на то, что в мире существует масса других способов передачи информации, огромное количество людей сегодня выбирает именно этот способ, как наиболее эффективный.

Анализируя научно-педагогическую литературу по данному вопросу, нам приходится констатировать, что сайт понимается как набор Web-страниц, принадлежащий одному владельцу, в нашем случае, образовательному учреждению; также Site (не путать с cite -«цитировать») - по-английски означает «место, на котором что-то есть, было или будет». Что, в общем-то, достаточно точно передаёт смысл специального интернетовского термина.

Таким образом, остановимся на следующей трактовке понятия, как наиболее приемлемой для нашей статьи: сайт - это набор из нескольких десятков, сотен и даже тысяч Web-страниц, объединенных друг с другом общей темой, оформлением и ссылками. Официальный сайт - это информационная единица, представляющая компанию или отдельно взятого человека, доступная из любого уголка мира, а также одно из современных средств передачи информации и рекламный продукт, дающий большие возможности в области поиска и привлечения клиентов, предоставлении информации, формировании имиджа образовательного учреждения.

В предлагаемом материале мы рассмотрим вопрос создания официального школьного сайта, используя шаблонные решения на примере программной системы «Конструктор школьных сайтов». Такой путь созда-

ния сайта - возможность получить ценный опыт первичного осуществления проекта школьного сайта, когда можно отработать структуру сайта, наполнение его разделов, освоить формы работы сайта, что является на наш взгляд самым важным в создании, сопровождении и развитии сайта.

В 2002 году в рамках федеральной целевой программы Развитие единой информационной среды (2001-2005 годы) разработана программная система «Конструктор школьных сайтов». Цель разработки состояла в том, чтобы дать возможность любому образовательному учреждению России создать свое представительство (сайт) в Интернет и осуществлять его оперативную поддержку (внесение изменений). «Конструктор школьных сайтов» призван помочь школе оптимально (быстро и дешево) войти в единое информационное образовательное пространство России и Мира. Данная программная система позволяет без участия программистов, системных администраторов и дизайнеров самостоятельно создавать и сопровождать сайты сложной структуры, открывать и менять почтовые ящики.

«Конструктор школьных сайтов» прост в применении, имеет удобный интерфейс и рассчитан на пользователей персонального компьютера, не обладающих специальными техническими навыками. Им могут пользоваться как преподаватели, так и ученики. Быстро, без особых усилий, несколькими щелчками мыши можно полностью изменить и настроить по своему вкусу внешний вид сайта и его структуру, менять местами, создавать и удалять страницы, разделы и пункты меню, открывать и менять почтовые ящики.

В Конструкторе предусмотрено создание различных готовых шаблонов страниц, например, «Новости», «Тесты», «Фотоальбом» и др. «Конструктор школьных сайтов» позволяет легко изменить внешний дизайн вашего сайта. Для этого используется система шаблонов. На данный момент предоставлено около 50 шаблонов дизайнов. Несомненным достоинством системы является и то, что она рассчитана на работу с любыми, в том числе, со слабыми каналами связи.

Проект по сознанию «Конструктора школьных сайтов» выполняла Некоммерческая Федерация Интернет Образования. Исполнительная дирекция по программе «Дети России» в этом проекте выполняя функции представителя Заказчика (Минобразования России) подтверждает, что данный продукт прошел все необходимые приемосдаточные процедуры. В настоящее время конечный продукт передан в Фонд образовательных изданий и ресурсов при Республиканском центре экспертизы мультимедиа и телекоммуникаций в образовании Минобразования России (РЦ ЭМТО) для организации его внедрения в систему образования.

Все образовательные учреждения (школы, детские сады, учреждения дополнительного образования и т.п.) регионов-участников проекта информатизации системы образования (ИСО) (Московская область, Астрахань, Татарстан, Чувашия, Ханты-Мансийский АО, Челябинская область, Калужская область, Карелия, Красноярский край, Пермская область, Ставропольский край, Хабаровский край, г.Тольятти Самар-

ской области, Ярославль, Новосибирская область)

- имеют право использовать бесплатно программный продукт «Конструктор школьных сайтов». В качестве положительного примера использования данного продукта для создания школьного сайта приведём некоторые адреса некоторых официальных сайтов школ Челябинской области, выполненных в программной системе «Конструктор школьных сайтов» (таблица 1) и принимавших участие в конкурсе школьных сайтов, проводимого под эгидой Уральского образовательного портала (http://www.u-education.ru/).

Любой участник ЕИОП может стать членом партнерства «Конструктор школьных сайтов» (т1Ь@ МиаМш). Члены партнёрства, после регистрации, получают:

- дисковое пространство на сервере: 500 Мб (расширяется по заявке);

- один сайт с доменным именем третьего уровня;

- возможность завести 30 дополнительных сайтов с доменным именем четвёртого уровня;

- возможность создавать почтовые ящики с доменными именами, соответствующего уровня;

- возможность включения управляемого форума.

Итак, определившись с программным продуктом

создания сайта, мы можем приступить к самому важному, интересному и трудному делу - созданию структуры официального сайта школы. В создаваемой структуре сложной системы (а создаваемый нами сайт именно таковой и является) будут блоки, в которых появятся вложенные разделы, рубрики. Создавая такую многоуровневую систему необходимо решить вопрос целостного представления системы.

Кроме этого, сайт является гибкой и открытой для обновления структурой. Новые элементы должны интегрироваться легко, не нарушая общей логики. Проектирование сайта - важный вопрос, решение которого в значительной мере определит дальнейшее развитие образовательного информационного ресурса школы.

Создание и ведение школьного сайта проблема не только технологическая, сколько управленческая, организационная, о которой мы и будем говорить. Сайт живёт, пока он развивается. Одно дело сайт создать -много сложнее организовать его работу, регулярное обновление. Включение членов единого информационного пространства в обсуждение проблем создания сайта образовательного учреждения возможно че-

рез организацию и проектирование структурных компонентов сайта. Считаем, что для решения проблемы определения концепции, структуры и развития официального сайта необходима творческая группа, в работе которой принимают участие представители всех участников ЕИОП (учителя, администрация школы, учащиеся, родители, социальные партнёры и т.д.).

В рамках работы творческой группы необходимо, прежде всего, получить ответы на вопросы:

- А нужен ли нам сайт образовательного учреждения?

- Как на нем можно отразить уникальность образовательного учреждения, его миссию?

- Что будет отличать сайт нашей школы от десятков и сотен других сайтов школ? И нужно ли нам такое отличие?

- Что мы приобретём с появлением сайта и что, быть может, одновременно утратим?

- Достаточно ли у нас активов (финансовых, человеческих, организационных) не только на создание сайта, но и на его сопровождение и развитие?

Итогом работы данного этапа работы творческой группы должно стать понимание того, что ими будет создаваться не школьный сайт вообще, а уникальный сайт именно их школы. Как отмечают авторы различных пособий по созданию сайтов, формулировка цели создания сайта должна выглядеть так: «Чего мы хотим добиться с помощью этого сайта», а не так: «Мы хотели бы, чтобы на этом сайте было то-то и то-то». Кроме этого, в рамках работы творческой группы создаётся локальный акт «Положение об официальном сайте МОУ СОШ № N1». В данном документе необходимо осветить следующие вопросы:

- Какие основные задачи функционирования сайта? (Основными задачами функционирования сайта являются оперативное информирование пользователей ресурса об основных направлениях деятельности школы и представление интересов школы во всемирной сети Интернет).

- Какие требования предъявляются к материалам, размещаемым на сайте? (Материалы, размещаемые на сайте, должны отвечать требованиям, предъявляемым к информации, публикуемой в средствах массовой информации).

- Кому принадлежат авторские права на размещённые материалы на официальном сайте школы?

Таблица 1

Адреса официальных сайтов школ Челябинской области

№ п/п Адрес официального сайта школы Наименование образовательного учреждения

1. http://www.74207s54.edusite.ru/ МОУ СОШ № 54, г. Челябинск

2. http://www.74207sl04.edusite.ru/ МОУ СОШ № 104, г Челябинск

3. http://www.74207s440.edusite.ru/ МОУ начальная школа-детский сад № 440, г. Челябинск

4. ІіНр: /Лшу. 74207s477.edusite.ru/ МДОУ №477, г. Челябинск

5. http://74206s014.edusite.ru/ МОУ СОШ №110, г. Челябинск

6. ІіНр: /Лшу. 74213s44.edusite.ru/ МОУ СОШ № 44 г. Копейск, Челябинская область

7. ІіНр: //74317в02 7. edusite. ги/ МОУ СОШ №1, г. Миасс, Челябинская область

8. ІіНр: /Лшу. 74216s010.edusite.ru/ МОУ СОШ №13, г. Кыштым, Челябинская область

9. http://www.74320s4.edusite.ru/ МОУ Дробышевкая СОШ, Челябинская область

10. ІіНр: /Лшу. 74330s016.edusite.ru/ МОУ СОШ № 16, г. Еманжелинск, Челябинская область

(Авторские права на размещаемые на сайте информационные материалы принадлежат школе).

- Кто разрешает размещение на сайте рекламной продукции и ссылок на \л/еЬ-сайты других организаций? (Публикация на сайте рекламной информации других учреждений и организаций осуществляется по согласованию с директором школы. Размещение на сайте ссылок на \л/еЬ-сайты других учреждений и организаций образовательной сферы осуществляется по согласованию с директором школы).

- Каковы основные разделы сайта? Какова общая структура и стиль оформления сайта?

- Каков регламент функционирования сайта?

- Кто является ответственным за работу сайта? (Директор школы назначает Ответственного за работу сайта, утверждает общую структуру и единый стиль оформления страниц сайта. Распределение полномочий и ответственности за функционирование каждого раздела \л/еЬ-сайта определяется ежегодно соответствующим приказом директором школы).

Данное Положение об официальном \л/еЬ-сайте школы утверждается на заседании педагогического совета.

Следующим шагом работы творческой группы является определение пользователей ресурса образовательного учреждения, т.е. чьи информационные запросы сайт будет удовлетворять. Как мы уже отмечали ранее, участниками единого информационного пространства будут являться: родители, ученики, администрация ОУ, социальные партнёры (шефы) и т.д.

Постараемся рассмотреть более внимательно основные группы пользователей ресурса.

РОДИТЕЛИ. Для данной категории очень трудно сформулировать всё разнообразие информационных запросов. Родители, они вне системы, их взгляд на школу не тождественен педагогическому, так как они смотрят на систему, прежде всего с позиции комфортности в данной системе своему ребёнку. Мы соглашаемся с точкой зрения учёных о том, что трудно смоделировать всё разнообразие родительских информационных запросов. Для выявления данных запросов предлагается на родительском собрании предложить анкету с вопросами о том, какой информации родителям о школе недостаёт, какая информация для них является важной, что они хотели бы знать о школе.

УЧЕНИКИ. Данная группа пользователей ресурса является по своему составу разнородной, прежде всего по возрастным группам. На наш взгляд, необходимо стараться учесть особенности каждой возрастной группы: будь то старшеклассники; старшеклассники, сдающие ЕГЭ; ученики, получающие дополнительное образование в стенах школы и за её пределами; выпускники школы. Подробно представление информации о достижениях учеников каждой возрастной группы.

Представляя информационный раздел для УПРАВЛЕНЦЕВ различного уровня, логично их разделить на следующие блоки: администрация своего образовательного учреждения, администрация других образовательных учреждений и управленцы вышестоящих инстанций. Для управленцев различного уровня могут быть интересны документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения, программы разви-

тия, разнообразные положения, локальные акты. Официальный сайт может и должен стать местом для размещения Публичного отчёта образовательного учреждения. Таким образом, школьный сайт может стать инструментом популяризации вашего учреждения в профессиональной среде, инструментом создания положительного имиджа образовательного учреждения.

ПЕДАГОГИ. Информационный блок для данной категории, на наш взгляд, необходимо дифференцировать: педагоги вашего образовательного учреждения и педагоги других школ. Кроме этого, можно дифференцировать сообщество педагогов по их методическим объединениям: учителя начальных классов, учителя общественно-гуманитарного цикла, учителя естественно-математического цикла и т.д. Самое важное для педагогов то, что сайт образовательного учреждения может и должен являться для них точкой входа в единое информационное образовательное пространство. На сайте педагоги могут не только получить информацию, но и позиционировать себя в Интернет- сообществе, размещая свои материалы.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЁРЫ. В качестве партнёров образовательного учреждения может выступать самый широкий круг участников: представители культуры, образования, коммерции, представители международных проектов и т.д. Партнёров, как мы считаем, прежде всего, может интересовать статусная информация, а именно достижения школы, имидж школы, то, насколько сотрудничество с ней может способствовать повышению статуса самого партнёра.

Таким образом, можно подвести некоторые итоги:

- проектируя официальный сайт, необходимо ясно и точно определить тех, кому сайт будет адресован, пользователей вашего информационного ресурса;

- важно четко представлять для себя информационные запросы своих потенциальных пользователей.

Как отмечалось выше, структура школьного сайта может формироваться как с ориентацией на пользователя ресурса, так и по видам деятельности школы. Далее представим достоинства и недостатки этих двух типологий (табл. 2).

Таблица 2

Типология структуры школьного сайта

Плюсы данной структуры Минусы данной структуры

Структура сайта по видам деятельности лирования. структуры Сложность в ориентации на сайте.

Структура сайта по пользователям ресурса Информационная адресность. Простота ориентации на сайте. Большая трудоемкость реализации. Частичное дублирование информации.

Независимо от того, какую структуру вы выбираете для сайта, а чаще всего, как показывает практика, структура сайта является смешанной, вы можете наглядно представить, с кем вы будете строить диалог, к кому обращаться и главное в чём уникальность структуры сайта.

Итогом работы творческой группы может стать примерная структура сайта школы. Нами также разработана примерная структура сайта школы (таблица 3) с учётом специфики деятельности образовательных учреждений Челябинской области. В структуре сайта выделены основные и вспомогательные разделы. Представленные разделы могут располагаться в любом порядке, независимо от порядкового номера в представленной структуре.

Перечисленные блоки и разделы не предполагают обязательной стопроцентной полноты охвата информации, сайты школ наполняются постепенно по мере готовности материалов, а также после специальной подготовки материалов к размещению на сайте.

Таблица 3

Примерная структура официального сайта школы

1. Новости Отв.:

Содержит краткую информацию о жизни школы и всей областной образовательной системы в целом. Новости на сайте должны обновляться каяедый день.

2. Информация об образовательном учреяедении (Главная) Отв.:

Общая информация о школе. Достаточно объемный материал с описанием структуры и основных направлений деятельности. Нормативно-правовая база школы. Информация о каждом образовательном учреждении района (города). Гиперс-сыки на ОУ района (города). Гиперссылки на федеральные и областные образовательные сайты, сайты партнёров. Размещение Публичного отчёта школы.

3. Деятельность образовательного учреждения Отв.:

Вводный текст о направлениях деятельности школы и собственно список ссылок на каждый вид деятельности с подробным описанием

3.1. Организационная деятельность

3.1.1. Кадровое обеспечение

3.1.2. Повышение квалификации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.1.3. Повышение квалификации в области ИКТ

3.1.4. Аттестация педагогических кадров

3.2. Организационно-методическая деятельность

3.2.1. Конференции, семинары, совещания

3.2.2. Национальный проект «Образование»

3.2.3. Конкурсы

3.2.4. Олимпиады

3.2.5. Итоговая аттестация обучающихся

3.2.6. Диссеминация

4. Материалы Отв.:

Вводный текст о тех материалах, которые будут размещаться, описание пути поиска нужных материалов. Возможно, структурирование раздела по целевым группам (для директора, для предметника, для педагога доп. образования и т.д.)

1.1. Приказы

1.1.1. Федеральные

- МОиНРФ

- Рособрнадзор

- Агентство по образованию

1.1.2. МОиН Челябинской области

1.1.3. Образовательного учреждения

4.2. Инструктивно-методические письма

4.3. Информационные письма

- МОиН Челябинской области

- ГОУ ДПО ЧИППКРО

- Образовательного учреждения

4.3. Методические рекомендации

4.4. Учебно-методические материалы

4.5. Элективные курсы

4.6. Статистические данные

4.7. Коллекция ЦОР

4. Проекты Отв.

4.1. Национальный проект «Образование»

4.1.1. Документы

4.1.1.1. Федеральные

4.1.1.2. Областные

4.1.2. Методические материалы

4.1.3. Результаты

4.2. Учитель года

4.2.1. Школьный тур

4.2.2. Районный тур

4.2.3. Областной тур

4.2.4. Всероссийский тур

4.3. Информатизация системы образования

4.3.1. Паспорт

4.3.2. Актуальность

4.3.3. Цель

4.3.4. Задачи

4.3.5. Результат

4.4. Научно-исследовательская работа в рамках проекта

4.5. Методическое сопровождение проекта ИСО

4.6. Дистанционные курсы ПК

5. Олимпиады Отв.:

6.1. Нормативно-правовая база.

6.2. График проведения олимпиад.

6.3. Результаты олимпиад

6. ЕГЭ Отв.:

7.1. Общая информация о разделе ЕГЭ

7.2. Документы

7.2.1. Федеральные (МОиНРФ, Рособрнадзор)

- Демоверсии ЕГЭ

- Кодификаторы

- Спецификации

7.3.1. Областные (МОиН Челябинской области)

- Приказы

- Инструкции

- Письма

7. Ученикам Отв.:

8. Учителям Отв.:

9. Родителям Отв.:

10. Выпускникам Отв.:

11. «Горячая линия» (Вопросы и ответы) Отв.:

12. Форум Отв.:

13. Контакты Отв.:

14. Авторы сайта Отв.:

Контактная информация о должностных лицах, имеющих отношения к сайту. Ссылки на страницы с контактами. Каждому контакту создается форма отправки сообщения на электронную почту. В список контактов, а точнее в конкретный контакт можно попасть со страниц описания, отделов и т.д. Общий список контактов структурирован по подразделениям.

Критерием, по которому можно определить, хорошо ли организован (структурирован) ваш сайт, является то, насколько легко пользователи могут получить нужную информацию. При переходе по страницам сайта должно соблюдаться правило двух щелчков (т. е. нежелательно, чтобы посетителю сайта приходилось переходить более чем по двум гиперссылкам, для того чтобы открыть необходимую страницу).

Основные материалы сайта должны быть такими, чтобы они были интересны всем посетителям сайта. Узкие профессиональные проблемы следует обсуждать в закрытых разделах сайта или на специально организованных форумах.

Особые требования предъявляются к материалам, размещаемым на сайте. На наш взгляд, для написания текстов, размещаемых на страницах сайта, необходимо придерживаться следующих правил (А. Бабий (NuclearNo.ru)):

Пишите лаконично: сам материал не может быть большим, максимум 5 килобайтов; используйте небольшие предложения; абзацы не могут быть большими.

Пишите структурировано: небольшие главки по 5-6 абзацев. В начале введение, затем оглавление, потом собственно главки; отдельные главки (если их много или если они большие) размещать на отдельных страницах; использовать маркированные и нумерованные абзацы.

Пишите концентрированно: каждый абзац необходимо посвящать выражению одной мысли. Что это за мысль, должно быть понятно из первой фразы. О чем статья, должно быть понятно из первой фразы статьи; каждую главку посвящать четко очерченной теме; из заголовка должно быть ясно видно, чему посвящена главка. То есть заголовок должен являться предельно краткой выдержкой из главки. Первое слово заголовка должно быть максимально информативным.

Пишите объемно: можно и нужно использовать гиперссылки внутри текста статьи; можно и нужно использовать гиперссылки из текста на предыдущие материалы, материалы по теме и т. д.; можно и нужно сделать подборку ссылок на сайты (материалы), где содержится дополнительная информация.

Пишите нейтрально: не используйте превосходные степени и т. п. Это мешает пользователю и раздражает его; старайтесь не использовать иронию, каламбуры, подтекст и т. п.

При создании и сопровождении сайта необходимо учитывать психологические закономерности восприятия и запоминания информации. Важно при выборе цветовой гаммы оформления официального сайта школы учитывать закономерности восприятия цвета. К основным цветам относятся красный, синий, желтый. К дополнительным цветам относятся цвета, образующиеся в результате смешивания основных: так смешивание желтого и красного дает оранжевый, красного и синего дает фиолетовый, синего с желтым - зеленый. Как наиболее контрастный вариант воспринимается сочетание основного цвета с дополнительным, например, красного с зеленым, желтого с фиолетовым. Мож-

но выделить следующее влияние цвета на психику, а значит и на восприятие информации:

- цветовой контраст усиливается, если очертить буквы черным контуром, но ослабеет, если их очертить белым контуром;

- цвет оказывает влияние на психическое самочувствие: зеленый цвет действует на человека успокаивающе; голубой и желтый цвет: успокаивает сангвиника и холерика, клонит ко сну флегматика, располагает к замкнутости меланхолика; фасный и алый цвет действует возбуждающе.

Выделение шрифта другим цветом при чтении текста способствует закреплению материала в долговременной памяти.

Размер используемого шрифта играет очень важную роль в создании эффекта. Часто относительно мелкий шрифт (например, 11 пунктов) создает ощущение большей доверительности и важности информации. Более сильное воздействие достигается при наличии значительного незаполненного пространства вокруг текста.

Шрифты с большими круглыми буквами «О» и «хвостиками» воспринимаются как дружественные и «человечные», возможно, потому, что их начертание подражает образу человеческого лица. Прямолинейные и угловатые шрифты ассоциируются с непреклонностью, жесткостью; они характеризуются холодностью, безликостью и механистичностью. Антиквенные шрифты (с засечками) типа Times, Times New Roman и Palatino - это компромисс между старым и новым. Четкие и достаточно простые, они обладают хорошо выраженной формой и округлостью, намекающей на неоклассическую традицию и преемственность. Они вызывают чувство доверия.

Шрифты Sans Serif (без засечек), такие как Arial, Modern и Univers, обладают малым эмоциональным зарядом и ассоциируются с практичностью и здравомыслием. Они несут в себе современное общее начало.

Шрифты рукописного стиля - это попытка передать дружелюбие и близкие отношения. В свое время эти шрифты использовались банками, при создании официальных сайтов, желающими избежать ощущения «казенности» путем имитации в письмах «персональной подписи».

Выделяют ряд закономерностей в визуальной информации:

- вертикальная линия считывается дольше, чем горизонтальная, хотя они равны по величине: отсюда - текст, напечатанный в столбик, считывается медленнее, чем этот же текст, напечатанный более широким планом;

- поле чтения при горизонтальном варианте увеличивается, текст читается быстрее, хотя существует и противоположная точка зрения;

- линии, не имеющие перерыва, с плавными закруглениями считываются на 1/3 дольше, чем линия с резко выраженными углами, следовательно, печатный текст будет читаться на 1/3 быстрее, чем письменный;

- вертикально нужно давать нечетное число перечислений: 3, 5, 7; наибольшее число вертикальных перечислений, которое запоминает человек, - это 7 ± 2 (имен, наименований). Чет-

ное число вертикально записанных перечислений запоминается хуже;

Восприятие читаемой информации зависит от удобочитаемости текста. Играют роль не только рисунок и размер шрифта, но и различное соотношение материала, расположение на странице (длина строки, меж-дустрочия, межбуквенные пробелы, характер верстки текста), цвет бумаги, способ печати и т.д.

В процессе чтения на самочувствии человека сказываются: утомление, квалификация, профессиональные склонности.

Общие правила создания текстов для эффективного восприятия:

- Для доказательства определенных положений чаще всего достаточно 2-3 аргументов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Заголовки должны содержать менее 6 слов, тогда они хорошо запоминаются.

- Информация на цветном (оранжевый, желтый фон) более эффективно воздействует на зрителя.

- Следует подобрать оптимальное цветовое сочетание фона и шрифта.

- Текст в эллипсе воспринимается лучше, чем в квадрате или круге.

- Европейцы читают слева направо, поэтому правая сторона запоминается лучше (там останавливается взгляд). Верхняя часть страницы, в свою очередь, читается с большим вниманием.

- Человек способен одновременно удержать в поле зрения не более пяти-шести слов, при условии, что они логически взаимосвязаны.

- Строка учебного модуля для лучшего восприятия должна быть не длиннее восьми сантиметров.

- Начало и конец текста воспринимается лучше, чем середина.

- Повторение - наиболее эффективное средство воздействия (четыре-семь повторов).

Навигация сайта должна быть сквозной, т. е. не должна заставлять посетителя предпринимать многоступенчатые походы по многочисленным страницам, чтобы перейти к другому разделу для поиска нужной информации. Карта сайта, поиски перечень основных разделов должны быть доступны с любой страницы.

Якоб Нильсен, признанный в мире специалист в области Интернета, считает, что существуют четыре основные причины, по которым пользователи на одни сайты возвращаются, а на другие - нет. Эти факторы -основа хорошего Web-дизайна (под которым мы понимаем моделирование, конструирование на основе Web-технологий), поскольку именно этого больше всего хотят пользователи:

- высокое качество содержания (High-quality content);

- частые обновления (Often update);

- минимальное время загрузки (Minimal download time);

- простота использования (Ease of use);

- соответствие потребностям пользователя (Relevant to user’s needs);

- уникальность в Интернете (Unique to the online medium);

- ориентированная на Интернет корпоративная культура (Net-centric corporate culture).

Следующим важным этапом после создания сайта, является его сопровождение и развитие. Для этого в школе должна быть создана специальная группа поддержки сайта из числа ответственных за разделы (см. таблицу 2), которые постоянно занимались бы сбором и сортировкой всей информации, которую предполагается разместить на сайте.

Мы считаем, что главное в работе школьного сайта -это команда, которая работает над проектом; это материалы, которые на нём размещены; это адекватность и частотность размещаемой информации. В решении данного вопроса важна фигура руководителя проекта. Он может ничего не понимать в технологии - серверах, хостингах, статистических и динамических сайта - для этого есть другие. Главное, чтобы он смог организовать достаточно непростую деятельность по работе команды над школьным сайтом. Важна не специализация педагога и не его знания по предмету, а креативность, организаторские способности, отношения с участниками единого информационного образовательного пространства.

С целью обеспечения решения вопросов достоверности, своевременности предоставления и обновления материалов по каждому разделу web-caйтa создаётся приказ по образовательному учреждению, в котором назначаются ответственные за разделы web-сайта (из членов педагогического коллектива) и прописывается циклограмма сопровождения официального web-caйтa.

Содержательно сайт может включать два типа информации - нормативную и вариативную. В качестве нормативной составляющей выступает информационный комплекс, который у каждой общеобразовательной школы одинаков, Это общая информация (координаты, правила приёма, профиль и направленность обучения), документы, регламентирующие деятельность учреждения (устав, образовательная программа, учебный план, программа развития). Важно, одновременно с этими материалами разместить вариативный блок, уникальный только для данного образовательного учреждения. Отсутствие вариативного блока - свидетельство безликости школы и, как следствие, непривлекательности школьного сайта для посетителей.

С увеличением числа разделов и расширением охвата направлений деятельности, возможно выделение закрытых разделов сайта, обслуживающих профессиональные информационные потребности работников образования - учителей, администрации, родителей, учеников, технических работников и т. п.

Кроме распространения информации сайты школ могли бы существенно расширить существующую практику проведения виртуальных семинаров, «круглых столов», конференций, дистанционного обучения и повышения квалификации, участия в сетевых проектах педагогов школ. Сетевое взаимодействие в данном случае, определяется как среда, в которой любое образовательное учреждение или педагог могут взаимодействовать с любым образовательным учреждением или педагогом по вопросам совместной работы.

Кроме того, на официальном сайте школы, в обязательном порядке должны быть документы, определяющие социальные гарантии участников образовательного процесса (права ребенка, родителей, права учи-

теля, администрации, законы и постановления об образовании и т. п.). Такие материалы практически отсутствуют на сайтах образовательных учреждений.

Важным звеном сайта школы является раздел «Вопросы и ответы» («горячая линия»), который позволяет задавать родителям, учителям и всем желающим вопросы, касающиеся организации учебной и трудовой деятельности. При оперативной реакции на эти вопросы будут сняты многие острые моменты в отношениях участников образовательного пространства.

Новости и представление интересных событий в жизни ОУ, презентации учащихся и учителей, идей, проектов, творчества и т. д. тоже должны найти место на страницах сайта. Такая информация интересна и полезна всем участникам образовательного пространства.

Дальнейшее развитие официального сайта школы может быть связано с различными факторами: с возложением на сайт дополнительных функций, с появлением и оформлением новых оригинальных идей, с расширением круга посетителей (т. е. с успешным про-

движением), с возможным участием в различных образовательных, в том числе международных проектах.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что стремительное возрастание роли Интернет в жизни современного общества и превращение его в средство массовой коммуникации заставляет по-новому отнестись к возможности использования всемирной сети и в сфере образования.

Литература

1. Осипова О.П. Создание сайта муниципальной методической службы в рамках единого информационного образовательного пространства / О.П. Осипова // Методист. -2008.-№2.-С.18-25.

2. Семиздралова О.А. Профилактика эмоционального выгорания учителя [Текст] / О.А. Семиздралова. - Челябинск: изд-во ИИУМЦ «Образование». - 2009. - 114 с.

3. Ээльмаа Ю.В. Создание школьного сайта: от концепции до воплощения и развития / Ю.В. Ээльмаа, З.Ю. Смирнова // - М.: Сентябрь, 2008. - 176 с.

Автор предлагает содержание внутришкольной методической работы использовать для сопровождения непрерывного образования каждого учителя и педагогического коллектива школы

Якшева Галина Ивановна,

заместитель директора МОУ СОШ №8 Волгоградская область г. Камышин kamschool-8@yandex.ru

ВНУТРИШКОЛЬНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ -ВАЖНЕЙШЕЕ ЗВЕНО СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ШКОЛЫ

Как построить оптимальную систему общешкольного методического сопровождения, способствующего повышению уровня профессионального развития педагогов?

Ключевые слова: диагностический подход, индивидуальный образовательный маршрут профессиональной подготовки учителя, обратная связь «учитель - руководитель», творческий отчёт, публичная презентация портфолио, инновационная деятельность, педагоги-инноваторы.

[^условиях модернизации образования мы неред-Око увлекаемся организационными делами, забывая об учителе. Кто он? Чем живёт? С чем приходит в класс? Школе трудно справиться с ситуацией, когда учителя покидают её в поисках заработка. Как удержать педагога? Как молодому специалисту успешно пройти профессиональное становление? Как помочь опытному педагогу своевременно получить новые профессиональные знания, как утолить информационный голод творческого учителя? Эти вопросы не снимаются с повестки дня в кадровом обеспечении

нашей школы. И ответить на них нам помогает освоение новых технологий переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

О том, что учитель живёт до тех пор, пока он учится, известно давно. Но методическое обучение педагога должно быть научно-организованным, системным, целенаправленным, т.е. способствовать его постоянному личностному и профессиональному развитию.

Если рассматривать внутришкольное методическое сопровождение как звено в системе, обеспечивающей практическую реализацию образовательной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.