Научная статья на тему 'Школьный сайт. Проблемы, решения, перспективы'

Школьный сайт. Проблемы, решения, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1100
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ САЙТ / ИНФОРМАТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабаев И. А.

Информатизация школьного образования вплотную подошла к проблеме компетенции, особенно при применении знаний и навыков, получаемых на уроках информатики. Повышение активности школьников можно достичь при создании школьного сайта силами самих школьников. Наличие хорошего программного обеспечения: движок «Конструктор сайтов», разработанный Министерством образования и науки и распространяемый некоммерческим партнерством «Школьный сайт», позволяет снять множество проблем и достаточно быстро вовлечь школьников в процесс сайтостроительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьный сайт. Проблемы, решения, перспективы»

Educational Technology & Society 10(1) 2007

ISSN 1436-4522

Школьный сайт. Проблемы, решения, перспективы

И.А.Сабаев

Центр новых информационных технологий Республики Татарстан КГТУ им. А.Н.Туполева, начальник отдела sabaev@cnitrt.kstu-kai.ru

АННОТАЦИЯ

Информатизация школьного образования вплотную подошла к проблеме компетенции, особенно при применении знаний и навыков, получаемых на уроках информатики. Повышение активности школьников можно достичь при создании школьного сайта силами самих школьников. Наличие хорошего программного обеспечения: движок «Конструктор сайтов», разработанный Министерством образования и науки и распространяемый некоммерческим партнерством «Школьный сайт», позволяет снять множество проблем и достаточно быстро вовлечь школьников в процесс сайтостроительства.

Ключевые слова

школьный сайт, информатика.

ВВЕДЕНИЕ

Школьная информатизация в России последовательно проходит все стадии, через которые ранее прошли все школы в цивилизованных странах.

На начальном этапе учились работать на компьютере, как на интеллектуальной печатающей машинке, далее появились электронные таблицы, базы данных. Не будем их перечислять, так как для каждой страны они были свои, а мы пользовались теми, которые могли скопировать и русифицировать. Стали изучать операционные системы, пока не остановились на продукции Била Гейтса. Стали появляться первые обучающие системы в МЕ Б08, написанные на языке Бейсик. Появление первых версий электронной почты прошло почти незаметно для школы.

Появление Интернет, для школ, не имеющих , на тот момент, средств для оплаты провайдерам, было более заграничным развлечением, чем потребностью, особенно на первом этапе, где не было графического интерфейса,. Если просмотреть статьи тех лет, то там больше осуждалось содержимое сети. Поэтому Интернет больше двигался из семьи в школу, чем из школы в семью. Что надо было школьнику в Интернете на начальной стадии: развлечения, рефераты, статьи по темам уроков. На современном этапе мы продолжаем, по инерции, считать Интернет местом, где найдем все, что нужно для учебного процесса: материалы для рефератов, статьи, иллюстрации. Если спросить школьных учителей: зачем Интернет школе,

большинство так и считают.

Сегодня для многих Интернет - это мода, чем полное понимание для чего все это необходимо. Может немного жестко, но по существу. Непосредственно в школе никто не хочет заниматься Интернетом. Нет выделенных часов, нет ответственного, которому было бы это вменено приказом и платили. Да и сами учителя далеки от школьной информатизации. Психологически школа еще не готова отдать школьный Интернет школьникам: чего бы там не вышло.

Первое, что стало пониматься школьным сообществом в Интернете, это наличие большого количества информации для проектной методики преподавания [2], информация по различным направления образования: документы, приказы, учебники.

Но наступил следующий этап: наступила пора самой школе заявиться в сети, рассказать о себе, похвалиться достигнутым. Рассказать о одаренных детях, о школьном музее, спортивных достижениях. Наличие в Интернете страницы - адреса школы, устав и многое другое, что может интересовать родителей, дети которых должны поступать в школу и ее надо и можно выбрать. Теперь уже родители стали

интересоваться успехами детей, виртуальные родительские собрания, почта от учителя отцу о сыне и многое другое. Пришло время школе создавать свой сайт. Полноценный сайт, с ежедневным обновлением новостей, объявлений, расписания уроков, домашними задания болеющим школьникам и многое другое, что определяет понятие школьной жизни. Для любого дела нужны ресурсы людские, финансовые, административные и временные. Условно будем считать, что в школе есть подключение к Интернет, сетевой класс ПЭВМ. Если мы будем опираться на учителей информатики, коих в школах немного, не всегда высокой квалификации, то проект будет вялотекущим. Правда, много учителей информатики являются энтузиастами своего дела, но слабо представляющие проблемы сайтостроительства.

Новое в школьном сайтостроительстве

В 2002 году в рамках федеральной целевой программы Развитие единой информационной среды (2001-2005 годы) разработана программная система "Конструктор школьных сайтов". Цель разработки состояла в том, чтобы дать возможность любому образовательному учреждению России создать свое представительство (сайт) в Интернет и осуществлять его оперативную поддержку (внесение изменений). "Конструктор" призван помочь школе оптимально (быстро и дешево) войти в единое информационное пространство России и Мира. Система ориентирована на очень широкий круг пользователей и его эксплуатация (создание и ведение сайта) не требует, какой либо особой квалификации. Конструктор позволяет без участия программистов, системных администраторов и дизайнеров самостоятельно создавать и вести сайты сложной структуры, открывать и менять почтовые ящики. Достоинством системы является и то, что она рассчитана на работу с плохими каналами связи.

Проект по сознанию "Конструктора школьных сайтов" выполняла Некоммерческая Федерация Интернет Образования. Исполнительная дирекция по программе "Дети России" в этом проекте выполняя функции представителя Заказчика (Минобразования и науки России), подтверждает, что данный продукт прошел все необходимые приемосдаточные процег

“ Е-РиЬІієИ 4.1.65

Файл Проект Страница

Р:\ШКОЛЬНЫИ САЙТ \Schoo І -Батр! е-Рг о іегї

акггор Встїівкїі Тїюлицїі Формат

Координаты

История

Устав школы

Правила школьной жиз

Правила приема

Программа развития

Достижения

Безопасность

Партнеры

Вакансии

Администрация школы Директор

Заместитель директора Заместитель директора Заместитель директора Заместитель директора Социальный педагог Психолог Омбуасмен Ычителя

Учителя младших Ычителя старших классс Учителя подготовителе Классы

Младшие классы Средние классы Старшие классы

в Сайт средней школы №

МАГІЙ ©Ф и»Э ТЬе

В настоящее время конечный продукт передан в Фонд образовательных изданий и ресурсов при Республиканском центре экспертизы мультимедиа и телекоммуникаций в образовании Минобразования и науки России (РЦ ЭМТО) для организации его внедрения в систему образования [1].

Давайте рассмотрим этот вопрос с точки зрения школы. Первое, что надо отметить - не надо искать хостинг, место, где будет располагаться сам сайт. Место

определено на телефонной станции в Москве М9. Второе - это финансовый вопрос. Вы не платите ни за хостинг, ни за программное обеспечение. Если конечно не считать ежегодного взноса за членство в некоммерческом партнерстве «Школьный сайт». Да это сумма столь незначительна, что по силам любой школе. Третье -удобный программный продукт сопровождения сайта. Школьники им овладевают на третий день, учителя за 5 дней. А это означает, что надо отдать вопрос сопровождения школьного сайта полностью в руки самих школьников. Но пароль на размещение материала на М9 оставить себе. Хотя бы на начальном этапе. Чтобы душа не болела.

Что же дает школе проект «Школьный сайт»?

1. Снимает программно-техническую проблему создания и поддержания школьного сайта. Конструктор школьного сайта имеет структуру и образцы оформления, редактор, различные виды страниц, предварительную обработку фотографий, редактируемую форму меню и многое другое.

2. Что из этого проистекает? Прежде всего, всю работу по наполнению, поддержанию в актуальном состоянии сайта, структуризацию и реструктуризацию сайта, оформление внешнего вида можно полностью переложить на плечи школьников, тем самым от теоретического изучения основ информатики можно перейти к практической реализации своих задумок. Учителям остается только мягкое контролирование содержания.

3. Создание нескольких групп по интересам: кружки, спорт, сайт на английском или другом национальном языке (например, татарском), что должно повысить интерес к работе и к изучению языка.

4. Создание контактного пространства между школой и школами России и зарубежья, между учителями и родителями, между учителями и учениками, по болезни или иным причинам, не пришедшим на занятия, текущий самоконтроль знаний.

Первые итоги проекта «школьный сайт»

Каковы первые итоги этого проекта. Рассмотрим на примере города Казани. Мне удалось найти спонсора, оплатившего 100 школам города годовой взнос. Провели мастер-класс среди ответственных от школ и тут же объявили, что через месяц, будет подведение итогов конкурса на лучший школьный сайт по технологии «Конструктора сайта». Одним из важных условий было непременное участие большой группы школьников. Управление образование было приятно удивлено, когда через 20 дней получили 98 заявок на участие в конкурсе. Лучшие работы можно увидеть на странице http://www.edusite.ru/p9laal.html.

При вручении премий присутствующие обсудили важный вопрос: что дает такая концепция, при которой Интернет - место, где школа представляет себя в сети,

а школьники участвуют в создании и поддержания сайта в рабочем состоянии. И первые итоги таковы:

• Повысилась активность школьников на уроках информатики, так как теперь знания используются на практике [2];

• При создании многоязычных сайтов (а это были татарский, английский, турецкий языки), школьники стали использовать языковые навыки, а некоторые стали еще интенсивнее изучать предмет;

• Появился командный дух в решении проблем;

• Повысился интерес к школьной жизни, так как пришлось самим вести радел новостей;

• Появилась некая информационная культура;

• Школьникам по силам поддержание сайта в актуальном состоянии при наличии подобного программного обеспечения.

Литература.

[http://www.edusite.ru] www.edusite.ru

[Полат У.С., Бухаркина М.Ю. и др., 2002] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ У.С. Полат, М.Ю. Бухаркина,М.И. Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. У.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.