Научная статья на тему 'Внутрирегиональные особенности процесса реформирования земельных отношений как одно из приоритетных направлений государственного регулирования АПК'

Внутрирегиональные особенности процесса реформирования земельных отношений как одно из приоритетных направлений государственного регулирования АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ДОГОВОР / АРЕНДНАЯ ПЛАТА / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / STATE POLICY / DIFFERENTIATION / CONTRACT / RENTAL CHARGES / PRIORITIES / INTEGRATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аванесова А. Э.

В статье приведено исследование приоритетных направлений государственного регулирования агропромышленного комплекса. Рассматриваются такие направления, как совершенствование земельных отношений на примере Александровского района. Статья содержит расчетно-аналитические показатели реформирования земельных отношений, рассматривает вопросы арендных отношений, обосновывает механизм определения размера арендной платы за аренду земельного надела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intraregional specifities of land relations reforming process as one of priority directions of agroindustrial complex govermental regulation

The author researches priorities of government regulation of agroindustrial complex and observes such issues as the improvement of land relations by way of illustration of Alexandrovsky district. This article contains analytical and calculating materials concerning land relations restructuring, examines the lease relations and explains the mechanism of land rental amount determination.

Текст научной работы на тему «Внутрирегиональные особенности процесса реформирования земельных отношений как одно из приоритетных направлений государственного регулирования АПК»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК

АВАНЕСОВА А.Э.,

ассистент, ГОУ ВПО «Пятигорский государственный технический университет», e-mail: Solegsandras@mail.ru

В статье приведено исследование приоритетных направлений государственного регулирования агропромышленного комплекса. Рассматриваются такие направления, как совершенствование земельных отношений на примере Александровского района. Статья содержит расчетно-аналитические показатели реформирования земельных отношений, рассматривает вопросы арендных отношений, обосновывает механизм определения размера арендной платы за аренду земельного надела.

Ключевые слова: государственная политика; дифференциация; договор; арендная плата; приоритетные направления; интеграционные процессы.

The author researches priorities of government regulation of agroindustrial complex and observes such issues as the improvement of land relations by way of illustration of Alexandrovsky district. This article contains analytical and calculating materials concerning land relations restructuring, examines the lease relations and explains the mechanism of land rental amount determination.

Keywords: state policy; differentiation; contract; rental charges; priorities; integration processes.

Коды классификатора JEL: Q15.

Одно из приоритетных направлений совершенствования государственного регулирования агропромышленного комплекса — совершенствование земельных отношений. В данной статье нами предложена модель реформирования земельных отношений и реализации прав частной собственности на землю на примере Александровского района Ставропольского края.

Одна из особенностей данной зоны заключается в том, что колхозы и совхозы занимали огромные земельные площади. В среднем, на одно хозяйство приходилось 31023 га сельскохозяйственных угодий, с амплитудой колебания по разным хозяйствам от 13924 до 42572 га. Это обстоятельство откладывает определенный отпечаток как на сам ход рыночных преобразований, так и на их социально-экономические последствия.

Главной задачей процесса перераспределения земель в Александровском районе являлось разграничение земель по видам собственности и пользования между создающимися на базе старых сельскохозяйственных предприятий новыми организационно-правовыми формированиями (акционерными обществами, ассоциациями, кооперативами, крестьянскими хозяйствами).

Необходимо отметить, что до начала интенсивного осуществления земельной реформы по всем ее направлениям, основными землепользователями в районе были колхозы и совхозы, за которыми было закреплено 99,9% площади сельскохозяйственных угодий района.

На начальном этапе реорганизации все хозяйства пошли по пути создания акционерных обществ закрытого типа с выделением земли в коллективно-долевую собственность, коллективно-совместную и имущественных паев [4, с. 14].

Размер коллективно-долевой и коллективно-совместной собственности реорганизованных хозяйств исчислялся по среднерайонной норме земельных участков, бесплатно передаваемых гражданам, в соот-

© А.Э. Аванесова, 2010

ветствии с законодательством. Расчет этой нормы производился по методике, рекомендованной Госком-земом № 3 — 14/468 от 27.02.92 г. и утвержденной постановлением Главы администрации района от 20 января 1993 г.

В результате расчета и дифференциации физических гектаров по хозяйствам в отдельности, расчетный пай, превысивший среднерайонную норму, получился по 7 хозяйствам меньшим среднерайонного пая, норма оказалась больше по 4 хозяйствам, что объясняется недостаточной площадью угодий в существующих границах землепользования, которые не пересматриваются [3, с. 114].

Далее, на примере типичного хозяйства Александровского района — ООО «Саблинское», рассмотрим более подробно модель реформирования земельных отношений и практической реализации прав частной собственности на землю.

Анализ производственной деятельности показал, что за период с 2005 по 2009 гг. в ООО «Саблинское» урожайность зерновых культур выросла с 17,8 до 56,6 ц/га, соответственно выросло и производство зерна с 99 083 до 490 397 т соответственно, этому также способствовало увеличение посевных площадей под зерновыми культурами на 3 117 га. Это увеличение произошло за счет уменьшения посевных площадей под другими сельскохозяйственными культурами.

Увеличение посевных площадей и высокая урожайность зерновых культур привели к увеличению производства зерновых, но из-за отсутствия государственной ценовой политики цена низкая, а это, в свою очередь, привело к снижению прибыли. Как при такой государственной политике в отношении сельских товаропроизводителей можно говорить о высокой арендной плате за земельные доли, которые крестьяне сдают в аренду своим же сельскохозяйственным предприятиям [5, с. 149] ?

Проведем расчетно-аналитическую работу, величина земельного пая в ООО «Саблинское» Александровского района составляет 14,13 га сельскохозяйственных угодий, из них 11,45 га пашни, 2,68 га сенокосов и пастбищ.

Всего на земельные доли в хозяйстве на 1.01.09 г. приходится 12 102 га пашни и 2 833 га пастбищ и сенокосов. Это земли коллективно-долевой собственности. Таким образом, ООО «Саблинское» является крупным коллективным хозяйствам.

На 1.01.2009 г. свидетельство на право получения бесплатной земельной доли имели 1001 человек, 22 человека не востребовали свидетельство на право получения бесплатной земельной доли по различным причинам. Эти земельные паи в настоящее время находятся в пользовании ООО «Саблинское». Из 1 001 владельца земельных долей 989 человек заключили договора аренды с ООО «Саблинское». Разница между 1 001 и 989 (12 человек) — это люди, которые по необъяснимым причинам не хотят заключать никаких договоров аренды с ООО «Саблинское», проявляя полное безразличие к своей частной собственности.

Структура владельцев земельных долей в ООО «Саблинское» выглядит следующим образом: из 989 собственников земельных долей 95 человек являются работниками социальной сферы (врачи, учителя), 559 человек — пенсионеры и только 335 человек являются работниками кооператива.

Безраздельной формой реализации своего права частной собственности на землю в данном коллективном сельскохозяйственном предприятии является предоставление земельного пая всеми владельцами в аренду ООО «Саблинское».

Договор аренды земельных долей в ООО «Саблинское» заключается сроком на 3 года, но этот срок может быть изменен в дальнейшем, так как с привлечением инвестиций и интеграционных процессов инвесторы, которые должны прийти в хозяйство, могут заключать договор аренды земельных долей на более длительный срок (от 5 до 50 лет). Это связано с тем, что временной период в сельскохозяйственном производстве между коренным улучшением плодородия земли и получением высоких прибылей занимает длительный период (от 5 и более лет), поэтому инвесторам нужны устойчивые гарантии аренды земли. В договоре аренды указывается величина земельного пая в баллогектарах. По истечении срока действия договора, он может быть продлен по договоренности сторон.

Все расходы, связанные с оформлением и регистрацией договора аренды в ООО «Саблинское», несет арендатор. Изменения условий договора и его прекращение до истечения срока допускается по письменному соглашению сторон, но до начала или после окончания полевых сельскохозяйственных работ. Досрочное расторжение договора в одностороннем порядке возможно только по решению суда.

За нарушение условий договора стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Земельные споры разрешаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации или Арбитражным судом [2, с. 25].

В механизме арендных отношений по поводу земли важное место занимает арендная плата как источник доходов сельского населения. Для отдельных слоев населения на селе она выступает единственным источником дохода.

Величина арендной платы в ООО «Саблинское» Александровского района за период с 2005 по 2009 гг. выросла с 1 300 руб. до 2 100 руб. соответственно. Это произошло за счет увеличения валового производства продукции растениеводства и увеличения цены реализации продукции растениеводства.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

142

А.Э. АВАНЕСОВА

В размере вышеуказанной суммы арендодатель получает арендную плату путем комбинированных выплат в течение года в следующем виде и размере:

1 тонна зерна по цене 1800 руб. за тонну зерна 5-го класса, оставшуюся сумму — услугами или товарами по рыночным ценам. Арендодателям, не проживающим на территории села, арендную плату выплачивают в течение 4 квартала каждого года деньгами.

Механизм расчета величины арендной платы за пользование земельными долями представлен в табл. После 2000 года эта величина арендной платы не изменялась и с согласия правления ООО «Саблин-ское» используется до сих пор.

Таблица

Расчет арендной платы за земельные доли по ООО «Саблинское» на 2000-2009 гг.

Наименование культур Продукция растениеводства, т. В среднем за период года Цена реализации в рублях за 2000 года Производство продукции растениеводства в действующих ценах, тыс. руб.

2000 2005 2009

Зерновые 12816 11314 1053 11554 1800 20682

Подсолнечник 540 81 275 299 2541 760

Овощи 51 85 60 65 2468 160

Сено 2131 781 2198 1703 300 511

Силос 6141 2720 5979 4946 125 618

Сенаж 3092 2374 5614 3693 166 613

З/масса, корм 8594 11859 8543 9665 83 802

Солома 2015 2626 3336 2659 75 199

Семена однолетних 71 39 145 85 2777 236

Семина многолетних - 7 1 2,6 20000 52

Итого 24633

Пашня всего 13261

Производство продукции на 1 га пашни руб. 1857

Арендная плата за 1 га пашни (10%), руб. 185,7

Арендная плата за земельную долю 11,45 га, руб. 2100

Цена зерна 5 класса за 1 т, руб. 1800

Основным недостатком этого расчета величины арендной платы является то, что в размер арендной платы не включаются земельный налог и регистрационные расходы (расходы, связанные с регистрацией договора аренды), что, в конечном итоге, уменьшает чистую прибыль сельскохозяйственного предприятия. Поэтому, на наш взгляд, необходимо пересмотреть существующую практику определения величины арендной платы. Для решения этой проблемы нами был предложен и рассчитан размер арендной платы за пользование земельными долями, с учетом земельного налога и регистрационных платежей. Механизм определения размера арендной платы за аренду земельного надела по ООО «Саблинское» выглядит следующим образом:

1. Базовый размер арендной платы за земельный надел берем за 2008 год, т. е. 2100 руб.

2. Ставка земельного налога на землю сельскохозяйственного назначения по ООО «Саблинское» на 2009 год: пашня — 31, 8816 руб./га, пастбища — 1, 4342 руб./га.

3. Размер земельного надела по ООО «Саблинское» — 14,13 га, в том числе 11,45 га пашни и 2,68 га пастбищ, с качественной оценкой 551 баллогектар.

4. Земельный налог: пашня 11,45 х 31,8816 = 365,04 руб.; пастбища 2,68 х 1,4342 = 3,84 руб. Итого налог составит 368,88 руб.

5. Расчетный размер арендной платы на 2009 год по ООО «Саблинское» составил 2100 + 368,88 + + 31,12 (регистрационные расходы) = 2500 руб., в том числе 1 тонна зерна 5-го класса по цене 1800 руб., остальная сумма выплачивается товарами: продуктами или услугами по рыночным ценам; период выплаты — с августа по декабрь месяц каждого календарного года.

Говоря о величине арендной платы, надо отметить следующее. Чтобы в действительности изменить величину арендной платы за пользование земельной долей в сторону прогрессирующего роста в интересах многочисленных собственников, необходимо искать не только и не столько новые механизмы расчета арендной платы, сколько изыскивать финансовые резервы для того, чтобы вывести из кризисного состояния сельскохозяйственное производство [1, с. 48]. Для этого необходима эффективно функционирующая государственная политика по следующим приоритетным направлениям: совершенствование межотраслевых отношений посредством использования системы целевых и гарантированных цен, формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение, защита отечественных товаропроизводителей

при осуществлении внешнеэкономической деятельности, расширение поставок техники и оборудования на основе лизинга, при финансовой поддержке федерального и местного бюджетов, развитие социальной сферы села и т.д. Учитывая важную социальную и экономическую роль арендной платы, ее роль в обеспечении оптимального сочетания экономических интересов арендатора и арендодателя, государство обязано способствовать совершенствованию арендных отношений в аграрной сфере.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башкиров С., Шепотько Р. Реализация экономических интересов сель хозпроизводителей // АПК Экономика,

управление. М., 2000, № 7. С. 46-50.

2. Гурина И. Аренда земельных участков // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. №

8. 2010. С. 24-27.

3. Добрынин В.А. Экономика сельского хозяйства. М.: Агропромиздат, 2009. с. 206.

4. Ксенофонтов М.Ю. Возможные сценарии развития АПК Ставропольского края // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. №5. 2005. С. 13-18.

5. Милосердов В.В. Аграрная политика и проблемы развития АПК. М., 2006, с. 296.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.