Г' л
УДК: 332.334/332.72:631
совершенствование земельных отношений при функционировании агробизнеса
О.Ю. АНЦИФЕРОВА, доктор экономических наук, и.о. директора института (e-mail: ancolga@mail.ru)
И.И. ВАЩУК, аспирант
Мичуринский государственный аграрный университет, ул. Интернациональная, 101, Мичуринск, Тамбовская обл., 393760, Российская Федерация
Резюме. Приведены результаты исследования проблем совершенствования земельных отношений субъектов аграрной сферы экономики с точки зрения порядка и условий использования земли в сельском хозяйстве. Концентрацию земельных ресурсов можно осуществлять различными способами: на условиях долевой собственности, внесения земельной доли в уставный капитал или паевой фонд, внесения права пользования землей в уставный капитал сельскохозяйственного производственного кооператива, покупки участка, выделенного в счетземельного пая, привлечения на условиях пожизненной ренты или пожизненного содержания. Осуществлять земельные отношения в соответствии с современным законодательством могут различные категории субъектов агробизнеса: хозяйства населения, крестьянские и фермерские хозяйства, средние и крупные интегрированные и кооперированные коллективные предприятия, государственные структуры, ведущие как товарное производство, так и концентрирующие землю в целях, не связанных с сельским хозяйством. Для упорядочения использования земли как собственности наиболее целесообразно заключение договоров аренды со всеми категориями земельных собственников по одинаковой схеме. Затраты на покупку земельного участка (в счет земельной доли) на площади 6,5 га будут составлять в совокупности с расходами на оформление около 32 тыс. руб., на аренду -3,3 тыс. руб. в год, то есть оформление арендуемых участков массово гораздо выгоднее с экономической точки зрения, чем земельной доли пайщиком единолично. Ключевые слова: земельные отношения, Тамбовская область, субъекты аграрной сферы, договор аренды Для цитирования: Анциферова О.Ю., Ващук И.И. Совершенствование земельных отношений при функционировании агробизнеса //Достижения науки и техники АПК. 2016. Т.30. №5. С. 7-11.
Развитие аграрного производства в системе экономики сегодня переживает сложный период, вызванный множеством факторов, как внешнего порядка, так и внутренними структурными трансформациями взаимоотношений хозяйствующих субъектов. Кроме того, современной теорией и практикой развития агробизнеса все еще не решен ряд проблем, относящихся к формированию теоретического и законодательного сопровождения развития земельных отношений, адаптированного к постоянно меняющимся условиям рыночной экономики.
Основное и незаменимое средство производства в сельском хозяйстве - земля. От того кто, как и на каких условиях использует этот главный производственный ресурс в значительной мере зависит инвестиционная привлекательность уже существующих или вновь создаваемых агропромышленных формирований.
С этих позиций поиск путей совершенствования земельных отношений в аграрной сфере экономики представляет собой стратегически важную социально-экономическую задачу, предполагающую их системное исследование, а разработка научно-обоснованных подходов, методических и практических рекомендации по развитию земельных отношений в аграрных регионах страны - актуальная задача.
Цель исследования - обоснование направлений совершенствования земельных отношений в рамках раз-
вития кооперационных и интеграционных процессов.
Условия, материалы и методы. Работа проведена на базе хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса. Методологическую базу исследования составили труды классиков и современных отечественных и зарубежных ученых-экономистов, программные, директивные и нормативные документы федеральных и региональных органов государственной власти Российской Федерации. Исследования базировались на обобщении научных разработок и анализе фактических материалов по изучаемой проблеме.
При решении поставленных задач использовали следующие методы: экономико-статистический, расчетно-конструктивный, монографический, абстрактно-логический, экспериментальный, экспертных оценок. Информационной базой для исследования послужили Федеральные законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты Законодательных органов Тамбовской области, сведения областного и районных управлений сельского хозяйства Тамбовской области, материалы Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов, годовые отчеты сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, агропромышленных объединений, научные публикации по материалам конференций и научно-практических семинаров, информация с интернет-сайтов, личные наблюдения и расчеты автора.
В качестве статистического инструментария использовали методы корреляционно-регрессионного анализа, группировок, а также табличные и графические приёмы визуализации статистических данных. Для обработки информации применяли пакеты прикладных программ Excel 2007, STATISTICA 7,0.
результаты и обсуждение. На сегодняшний день сельскохозяйственные земельные ресурсы сконцентрированы у нескольких категорий собственников:
хозяйства населения, ведущие- натуральное и полутоварное хозяйство на приусадебных участках;
крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие потребительское, полутоварное и товарное хозяйство;
средние и крупные интегрированные и кооперированные коллективные хозяйства, ведущих товарное крупнопредпринимательское хозяйство;
государственные структуры, как осуществляющие товарное производство, так и концентрирующие землю в целях, не связанных с сельским хозяйством.
Очевидно, что наиболее сложен механизм эффективного использования земли крупными коллективными хозяйствами, поскольку он определяется удовлетворением земельных интересов различных категорий собственников: владельцев земельных долей, акционеров, арендаторов, инвесторов. Недостаточность разработки и малообоснованный механизм земельных отношений сказывается на эффективности работы интегрированных и кооперативных структур: нарушаются принципы мотивации хозяйств-участников и эквивалентность обмена. Так, использование инвесторами земли на условиях аренды и акционирования осуществляется во многих случаях в ущерб экономическим интересам собственников земельных долей [1].
Следует напомнить, что крупные и средние сельскохозяйственные организации создавали, как правило, на базе бывших колхозов и совхозов в процессе реорганизации, поэтому они должны были формировать земельные ресурсы заново, привлекая участки и земельные доли, находящиеся в собственности граждан и государства. Однако достаточно длительный процесс законотворчества по поводу оформления прав собственности на землю, а также негативные особенности рыночной экономики и их проявление в АПК, способствовали тому, что большинство хозяйств не оформили надлежащим образом права на земельные участки, в том числе из-за отсутствия финансовых возможностей для подготовки землеустроительной документации, оплаты работы по оформлению сделок с собственниками земельных долей и участков.
На сегодняшний день из 12 млн собственников земельных долей только около 2 млн осуществили государственную регистрацию прав, выделили свои земельные доли в натуре для создания К(Ф)Х и ЛПХ или передали их в уставные фонды сельскохозяйственных организаций и заключили договора аренды на земельные участки. Площадь таких земель составляет 22,7 млн га, или 19,3% сельхозугодий, распределенных на земельные доли. В собственность сельскохозяйственных организаций оформлено 4,5 млн га [2].
По Тамбовской области на 01.01.2015 г. проведено межевание 1185607 га, или 71,7% общей площади земель сельскохозяйственного назначения, то есть существенная их часть все еще не может быть использована в обороте, поскольку кадастровые работы не проведены и собственность находится без надлежащего правового оформления.
Кроме того, на сегодняшний день значительная часть земельных паев поменяла собственников: ряд работников достиг пенсионного возраста, часть земли перешла по наследству к родственникам, не имеющим отношения к сельскому хозяйству, часть перепродана. Такая ситуация создала возможности для владения землей теми, кто на ней не работает, уменьшило права членов кооператива как собственников земли. В то же время появились наемные работники, не имеющие земельной доли.
По мнению Н.И. Шагайды [3], в последние годы часто наблюдается рейдерство в отношении сельскохозяйственных земель, когда их отчуждают с нарушением интересов собственников или пользователей. Пострадавшей стороной могут быть граждане - первичные собственники сельхозугодий, которым их бесплатно передали в ходе земельной реформы начала 90-х годов, а также сельскохозяйственные организации, которые традиционно использовали эту землю. Ненадлежащее пользование, владение и распоряжение земельной собственностью способствует рейдерству. Именно поэтому требуют достаточной проработки механизм привлечения и перераспределения земельной собственности в условиях рыночной экономики.
За период исследования (2000-2016 г.) круг сделок с земельной долей весьма сильно изменился. Так, продать ее теперь можно только другому совладельцу общей собственности на землю, либо фермеру или сельскохозяйственной организации, использующей эту землю. Внести земельную долю можно в уставный капитал только той организации, которая использует участок, в границах которого она находится. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения соответствующего земельного участка. Такое
требование введено в «Федеральный закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения» для того, чтобы затруднить переход земли в руки новых пользователей или сторонних собственников, при этом закрепленная в законе процедура выдела доли в земельный участок становится барьером в перераспределении земли.
Постоянное изменение состава сделок негативно сказалось на стабильности работы сельскохозяйственных организаций. Это можно продемонстрировать на примере сделки внесения права пользования землей в уставной капитал сельскохозяйственного производственного кооператива. Она была предусмотрена рекомендациями «О порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями», одобренными Постановлением Правительства РФ №96 от 01.02.1995 г., наряду со сделкой внесения земельной доли в уставный капитал. Дальнейшее ее исключение из числа разрешенных не сопровождалось внесением институциональных норм, предусматривающих переоформление ранее заключенных договоров. В результате слова «внесение права пользования земельной долей в уставный капитал» в учредительных документах стали трактовать как «внесение земельной доли в уставный капитал», что привело к нарушению прав граждан, так как последствия этих сделок различны: в первом случае право гражданина на землю сохранялось, во втором -оно теряется. Подобный казус, наряду с рядом других, формально поставил деятельность большинства сельскохозяйственных кооперативов вне закона.
Производственные отношения, их развитие, тесное переплетение интересов владельцев собственности, наемных работников и сельскохозяйственной организации в целом, неизбежно приводят к ситуации, в которой у одной или нескольких из взаимодействующих сторон возникает объективная необходимость в привлечении имущества (в том числе земельного) со стороны других юридических или физических лиц. Такая ситуация может быть продиктована, как недостатком собственного капитала, так и экономической целесообразностью его привлечения со стороны.
Наши исследования показали, что привлечение земли сельхозтоваропроизводителями - несобственниками земли возможно только у собственников земель: либо у членов своего кооператива, либо у администрации района, преимущественно на долгосрочной основе [4]. Однако сегодня свободной земли практически нет, районный фонд перераспределения предоставить ее не может, следовательно, в перераспределении земли участвуют, в основном, владельцы земельных паев, получившие их в процессе приватизации. В соответствии с требованиями законодательства, они могут использовать такие паи различными способами (табл. 1).
Арендные отношения могут возникать как применительно к участкам, принадлежащим на праве собственности одному лицу, так и к участкам, находящимся в долевой собственности. В последнем случае договор аренды заключают с участниками долевой собственности либо с лицом, действующим на основании доверенностей, выданных ее участниками и заверенных нотариально или должностным лицом органа местного самоуправления (часть 2 статьи 9) [5].
В п. 3 статьи 9 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [6] установлен максимальный срок, на который можно заключать договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения. Он составляет 9 лет. Минимальные сроки могут устанавливать законы субъектов РФ в зависимости от
Таблица 1. Сравнительная оценка наиболее распространенных способов привлечения земельных паев в сельскохозяйственные организации*
Способ концентрации земель
Достоинства
Недостатки
Аренда земельного пая
Покупка участка, выделенного в счет земельного пая
Покупка земельного пая
Привлечение земельной доли в уставный капитал (в основном используется в сельскохозяйственных производственных кооперативах)
Возможность планирования деятельности на достаточно длительный срок.
Отсутствие вероятности рейдерства на период аренды.
Получение земельных долей во владение и пользование без крупных единовременных затрат на приобретение. Преимущественное право заключения договора на новый срок
Преимущественное право выкупа земельных долей, с возможной рассрочкой покупки в случае использования. долгосрочной аренды. Возможность выплаты арендной платы в натуральном выражении. СХО получает землю в собственность. Уменьшаются затраты организации, поскольку затраты на переход (регистрацию и оформление карты участка) права собственности могут осуществляться один раз на участок в несколько долей.
Привлечение на условиях пожизненной ренты или пожизненного содержания.
Дополнительные организационные затраты по выделению земельных участков, которые не будут возвращены по окончании срока договора. Необходимость раздела земельного массива на различные по виду привлечения участки. Хозяйство приобретает долговременную обязанность платить арендную плату.
Право собственности у СХО не возникает.
Дополнительные затраты по выделению земельного участка, которые, как правило, перекладываются на СХО.
Дополнительные затраты времени (организация выдела участка, изготовление карты, регистрации участка в собственность граждан) на приобретение собственности.
Затрудненность единовременного привлечения большого количества желающих продать свою долю.
Необходимость привлечения значительных. дополнительных средств для покупки.
Продав земельный пай, его владелец перестает быть членом кооператива. СХО приобретает долговременную обязанность платить в течение всей жизни собственника ренту в размере 1 МРОТ или содержание в размере 2 МРОТ.
Применимо, в основном, для пенсионеров. СХО становится собствен- Увеличивается число члеником земельной доли нов кооператива, что мо-без финансовых затрат на жет затруднить управление приобретение. организацией.
Получение бывшим собственником ежегодных дивидендов. Возможность быстрого привлечения большого количества земельных
долей._
Возникновение права собственности на землю. Как правило, цена продажи земельного пая существенно ниже, чем выделенного в счет доли участка.
Получение земельных долей в собственность без единовременных затрат на приобретение.
* составлено с использованием данных Н.И. шагайды
разрешенного использования арендуемых угодий. Так, в Саратовской области для использования в качестве пашни он равен 3 годам; на территории Воронежской области - 5 годам; для использования в качестве пастбищ и сенокосов - 1 году. На наш взгляд, минималь-
ный срок аренды должен составлять не менее 5 лет для предоставления возможности осуществления арендатором хотя бы одной ротации севооборота.
Право аренды, возникшее по договору, заключенному на срок более одного года, подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Отсутствие зарегистрированных прав на аренду земельного участка создало предпосылки к появлению таких проблем, как нарушение правового режима использования земель,неопределенность месторасположения земельных участков, находящихся как в частной, так и в государственной или муниципальной собственности, выведение земель из процесса производства, усиление деградации и снижения плодородия почв.
Примерная схема перевода и оформления земельных участков из общей долевой собственности в аренду будет выглядеть следующим образом.
1 этап. Подготовительные действия:
определениеземельных долей, предполагаемых к передаче в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности;
составление списка участников общей долевой собственности (пайщиков);
определение и согласование арендной платы.
2 этап. Межевание: публикация объявления
о проведении общего собрания участников общей долевой собственности;
проведение общего собрания, оформление протокола с решением о межевании земель;
публикация объявления о выделении земельных участков;
публикация объявления о согласовании границ земельных участков;
согласование спорных участков и получение справки из сельсовета об отсутствии возражений со стороны других пайщиков;
межевание земельных участков; составление кадастровых планов земельных участков; присвоение кадастровых номеров.
3 этап. Получение свидетельства о праве собственности на земельный участок для владельцев земельных паев:
предоставление пакета документов в регистрационную палату;
получение свидетельства о праве собственности на земельный участок для владельцев земельных долей.
4 этап. Аренда земельных паев: информирование пайщиков о дате и месте заключения договора аренды земельных долей;
оформление доверенности на представление интересов арендодателя земельной доли в регистрационной палате (если таковая необходимость имеется);
оформление предварительного договора аренды (с привлечением нотариуса или без него);
посещение регистрационной палаты для государственной регистрации сделки аренды (арендатор и все владельцы земельных паев или арендатор и доверенное лицо пайщиков);
получение свидетельства о праве пользования (аренды) на земельную долю.
Представленная схема свидетельствует о сложности и затратности процесса оформления аренды землепользования. Расчеты показали, что, если СХПК «Родина» Мордовского района Тамбовской области, действуя по такой схеме, будет оформлять часть землепользования в аренду путем заключения договоров аренды 250 земельных паев на площади 1400 га на 9 лет, затраты на проведение соответствующих процедур в ценах 2015 г. составят следующую сумму:
первоначальный взнос в счет ежегодной платы за аренду 250 земельных паев для привлечения и стимулирования законодательного оформления паев -250 тыс. руб. (по 1 тыс. руб. за земельный пай площадью 5,6 га);
регистрационный сбор за государственную регистрацию доли в праве общей долевой собственности (250 договоров по 2000 руб.) - 500 тыс. руб.;
публикация объявлений о проведении собрания участников общей долевой собственности, о выде-
Таблица 2. Транзакционные издержки по привлечению земель
Затраты на привлечение земли
на условиях аренды покупка
Наименование на 1 пай 250 паев 250 паев
(5,6 га (1400 га) (1400 га)
тыс. руб.\ % тыс. руб. % тыс. руб. %
Предварительные выплаты
в счет арендной платы 1,0 - 250 - - -
Регистрация прав на общую
долевую собственность 2,0 - 500,0 - 500,0 -
Объявление в газете 1,4 22,1 2,6 0,3 2,6 0,03
Оформление выписок
на межевание 0,4 6,3 4 0,5 4 0,05
Межевание и постановка на
кадастровый учет 2,3 36,2 490 61,1 490 6,1
Регистрация прав собствен-
ности 1,0 1,6 25 3,1 25 0,3
Оформление доверенности - - 3 0,4 3 0,04
Регистрация сделки аренды 0,5 7,9 5 0,6 - -
Выкуп земельных долей - - - - 7500 93,1
Регистрация купли-продажи - - - - 8 0,1
Другие расходы 0,6 9,4 15 1,9 15 0,2
Всего 6,35 100 803,1 100 8060,1 100,0
в том числе на 1 земельный
пай 6,35 3,21 32,24
*макет таблицы разработан с учетом исследований [6]
лении земельных участков, о согласовании границ -2,6 тыс. руб.;
оплата услуг межевания, формирование кадастровых дел - 280 тыс. руб. (средняя цена межевания 1 га земель сельхозназначения - 200 руб.);
регистрационный сбор за государственную регистрацию права собственности на земельный пай -250 тыс. руб. (250 свидетельств по 1000 руб.);
оформление доверенности на право заключения сделки по аренде - 3000 руб. (10 доверенностей по 300 руб.);
регистрационный сбор за государственную регистрацию сделки аренды - 5000 руб. (10 коллективных договоров по 500 руб.);
прочие затраты - 15 тыс. руб. Итого 1303 тыс. руб., или в среднем на 1 земельную долю - 5212,0 руб., затраты времени при этом составят около 12 мес.
В условиях тяжелого социально-экономического положения большинства сельских жителей выделить около 5 тыс. руб. для оформления собственности на земельную долю затруднительно. Именно поэтому их осуществляли за счет средств сельскохозяйственного кооператива, что позволило аккумулировать для владельцев долей необходимые средства. Кроме того, кооператив взял на себя все проблемы, связанные с бюрократическими процедурами и переездами в госучреждения для оформления необходимых документов, что также немаловажно, поскольку часть пайщиков физически ограничены.
Теперь проведем сравнительный анализ сделок через оценку транзакционных издержек, сопровождающих процесс привлечения земель через куплю-продажу или аренду, которые могут быть осуществимы как в кооперативных, так и в интегрированных формированиях (табл. 2). Результаты исследований свидетельствуют, что затраты на покупку земельного участка (в счет земельной доли) на площади 6,5 га будут составлять в совокупности с затратами на оформление 32240 руб., а на аренду - 3210 руб. Таким образом, концентрация земель через аренду менее затратна.
В целях упорядочения использования земли как собственности, мы считаем наиболее целесообразным заключение договоров аренды со всеми категориями земельных собственников по одинаковой схеме.
Условия взаиморасчетов согласовываются на основе достижения компромиссов между арендатором и арендодателем и отражаются в соответствующем договоре. В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче. При их отсутствии условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (часть 3 статьи 607 ГК).
В своем минимальном размере арендная плата
должна обеспечивать арендодателю величину износа вещей, сдаваемых в аренду, осуществление арендодателем соответствующих выплат, оговоренных государственными и муниципальными нормативными актами, затраты на оформление необходимой документации, страхование платежей.
Арендная плата может осуществляться в денежном выражении, в виде натуроплаты, оказанием арендодателю арендатором услуг или выполнением работ, возложением на арендатора обязанностей по повышению потребительной стоимости арендуемой собственности. Величина арендной платы может быть жестко установлена или определяться в доле полученной арендатором продукции или доходов, а также путем зачета арендатору сохранения или увеличения потребительных стоимостей объектов аренды.
Основным принципом определения величины арендной платы за использование земельных участков может быть применение результатов их кадастровой оценки в качестве единой базы расчета. В этом случае ее размер можно устанавливать и дифференцировать с учетом вида использования земельного участка, категории земель, иных показателей, характеризующих вид деятельности арендатора.
Следует отметить, что базовый размер арендной платы за земельные участки устанавливается в пределах, оговоренных федеральным законодательством:
из земель сельскохозяйственного назначения -0,3% от кадастровой стоимости;
ограниченные в обороте - 1,5%;
иные арендуемые земельные участки - 2,0% от кадастровой стоимости [4].
На наш взгляд, размер годовой арендной платы за участки из земель сельскохозяйственного назначения целесообразно определять по следующей формуле: Gp = Bas х S х Kz,
где Gp - размер годовой арендной платы за участки из земель сельскохозяйственного назначения; Bas -базовый размер арендной платы за 1 га в год, устанавливаемый в зависимости от кадастровой стоимости и вида предоставленных угодий, географического положения и вида деятельности на участке; S - площадь земельного участка для расчета арендной платы (определяется в соответствии с кадастровым планом земельного участка); Kz - коэффициент использования земельного участка в зависимости от выращиваемой сельскохозяйственной культуры и экологического воздействия на окружающую среду (зерновые и многолетние травы - 1,0; овощные и картофель - 1,25; бахчевые - 1,5; другие - 1,1).
При одновременном возделывании нескольких видов сельскохозяйственных культур Kz рассчитывают как средневзвешенное пропорционально занимаемым ими площадям.
выводы. Применение рассмотренного механизма концентрации земли на условиях аренды в кооперированных и интегрированных структурах - одно из основных направлений совершенствования земельных отношений, как для владельцев земельных долей, так и с позиции реализации государственных интересов, что в конечном итоге будет положительным образом влиять на развитие агробизнеса.
Литература.
1. Анциферова, О.Ю. Кооперационные и интеграционные процессы в агропромышленном секторе России. Мичуринск -наукоград РФ: Изд-во Мичуринского госагроуниверситета, 2013. 348 с.
2. Анциферова О.Ю., Мягкова Е.А. Производственная программа в системе многоуровнего планирования развития интегрированных формирований в АПК// Международный сельскохозяйственный журнал. 2015. №5. С. 34-35.
3. Шагайда Н.И. Институциональные предпосылки рейдерства земель в отношении земель сельскохозяйственного назначения // Сельское хозяйство в современной экономике: новая роль, факторы роста, риски. М.:ВИАПИ им. А.А.Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2009. 572 с.
4. Земельный кодекс Российской Федерации: [федер. закон №136-ф3: принят Гос. Думой от 25.10.2001.] (в посл. ред. Федеральных законов от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016/ Справочно-правовая система «Консультант плюс» [Электр. ресурс]: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_33773 (дата обращения: 12.01.2016)
5. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения [федер. закон: принят Гос. Думой 24 июня 2002 г.] N 101-ФЗ (в посл. ред. Федеральных законов от 13.07.2015))//Справочно-правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37816/(дата обращения: 23.10.2015)
6. Имяреков С.М. Организационно-экономические отношения в кооперативной системе АПК: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 2009. 302 с.
7. Noche, Eduardo Baamonde /COGECA President. "Agricultural Co-operatives in the European Union". Madrid (Spain), 22 November2015. URL: http://www.pellervo.fi/viestinta/alustukset/EB-MemoCogeca-Nov15-en.ppt(дата обращения: 23.10.2015)
8. 12 MANAGE. The Executive fast Track. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lib.csu.ru/vch/7/2012_01/013. pdf7782.164 (дата обращения: 18.02.2015)
IMPROVEMENT OF LAND RELATIONS DuRING AGRIBuSINESS FuNCTIONING
O.Y.Antsiferova, I. I. Vashchuk
Michurinsk State Agrarian University, ul. Internatsional'naya, 101, Michurinsk, Tambovskaya obl., 393760, Russian Federation Summary. The article presents the results of investigation of problems of land relation improvement of subjects of agrarian sphere of economy from the point of view of order and conditions of land use of the earth in agriculture. The concentration of land resources can be carried out by different ways: on terms of common property, entering of a land share into authorized capital or share fund, entering of a right of use of the earth into authorized capital of agricultural production cooperative, purchase of the plot allocated on account of a land share, attraction on terms of a life annuity or permanent alimony. Various categories of subjects of agribusiness can carry out the land relations according to the modern legislation, namely: farms of the population, peasant economies and farms, middle and large integrated and cooperated collective farms, government institutions, carrying on both commodity economy and concentrating the earth for purposes, not connected with agricultural production. In order to regulate the use of the land as property it is expedient to conclude lease agreements with all categories of land owners according to the identical scheme. The costs of the land plot (on account of a land share) on the area of 6,500 hectares will be in total 32,000 rubles with costs of registration, and the costs of rent will be 3,300 rubles in a year. That is registration of the rented sites in large quantities is much more profitable from the economic point of view, than registration of a land share by the shareholder individually.
Keywords: land relations, Tambov region, subjects of the agrarian sphere, lease contract.
Author Details: O.YAntsiferova, D.Sc. (Econ.), acting director (e-mail:ancolga@mail.ru), I. I. Vashchuk, post-graduate student. For citation: Antsiferova O.Y, Vashchuk I.I. Improvement of Land Relations during Agribusiness Functioning. Dostizheniya nauki i tekhnikiAPK. 2016. V.30. No 5. Pp. 7-11 (In Russ.).