Научная статья на тему 'Внутренняя система оценки качества образования: независимая оценка профессиональных компетенций педагогических работников'

Внутренняя система оценки качества образования: независимая оценка профессиональных компетенций педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / АТТЕСТАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ / QUALITY ASSESSMENT / CERTIFICATION / COMPETITIVENESS / COMPETENCES / HIGHER EDUCATION / MONITORING OF QUALITY OF EDUCATION / COMPETENCE ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разинкина Елена Михайловна, Раев Константин Валерьевич, Калинина Ольга Владимировна

В статье рассмотрены вопросы оценки качества образования в университете путем проведения его независимой оценки. Анализируется опыт в этом направлении Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Авторами статьи изучен процесс оценки профессиональных компетенций педагогических работников с точки зрения нескольких подсистем, определена потребность в проведении данной процедуры, выявлены особенности мероприятия с позиции компетентностного подхода. В работе обозначены основные цели и принципы проведения внутренней независимой оценки качества образования, выявлены внешние и внутренние оценочные процедуры и инструменты оценки. Проанализированы мониторинговые исследования качества образования, определены их задачи и виды. В рамках процедуры независимой оценки качества образования подробно рассмотрена процедура аттестации, ее сущность, принципы, основные этапы. Определены спецификация фондов оценочных средств и структурные компоненты оценочных заданий, включающие в себя аттестационные модули по нормативно-правовому блоку, блоку информационных технологий, профессиональному блоку, реализуемые в форме тестов или тестовых заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Разинкина Елена Михайловна, Раев Константин Валерьевич, Калинина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internal system for assessing quality of education: independent assessment of professional competences of teaching staff

The paper addresses the issues of assessing the quality of education at a modern Russian university by introducing a procedure for independent quality assessment. The process of assessing the quality of education of the teaching staff was studied at Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. We present the procedure studied in terms of several subsystems. The paper determines the need for this procedure, describes the specifics of the procedure from the standpoint of the competence approach.

Текст научной работы на тему «Внутренняя система оценки качества образования: независимая оценка профессиональных компетенций педагогических работников»

DOI: 10.18721/JHSS.10210 УДК 378

ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Е.М. Разинкина1, К.В. Раев2, О.В. Калинина1

1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург,

Российская Федерация 2 Национальное аккредитационное агентство в сфере образования (ФГБУ «Росаккредагентство»), Москва, Российская Федерация

В статье рассмотрены вопросы оценки качества образования в университете путем проведения его независимой оценки. Анализируется опыт в этом направлении Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Авторами статьи изучен процесс оценки профессиональных компетенций педагогических работников с точки зрения нескольких подсистем, определена потребность в проведении данной процедуры, выявлены особенности мероприятия с позиции компетентностного подхода. В работе обозначены основные цели и принципы проведения внутренней независимой оценки качества образования, выявлены внешние и внутренние оценочные процедуры и инструменты оценки. Проанализированы мониторинговые исследования качества образования, определены их задачи и виды. В рамках процедуры независимой оценки качества образования подробно рассмотрена процедура аттестации, ее сущность, принципы, основные этапы. Определены спецификация фондов оценочных средств и структурные компоненты оценочных заданий, включающие в себя аттестационные модули по нормативно-правовому блоку, блоку информационных технологий, профессиональному блоку, реализуемые в форме тестов или тестовых заданий.

Ключевые слова: оценка качества, аттестация, конкурентоспособность, компетенции, высшее образование, мониторинг качества образования, оценка компетенций

Ссылка при цитировании: Разинкина Е.М., Раев К.В., Калинина О.В. Внутренняя система оценки качества образования: независимая оценка профессиональных компетенций педагогических работников // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 10, № 2. С. 112—122. DOI: 10.18721/JHSS.10210

INTERNAL SYSTEM FOR ASSESSING QUALITY OF EDUCATION: INDEPENDENT ASSESSMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF TEACHING STAFF

E.M. Razinkina1, K.V. Raev2, O.V. Kalinina1

1 Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russian Federation 2 National Accreditation Agency (NAA), Moscow, Russian Federation

The paper addresses the issues of assessing the quality of education at a modern Russian university by introducing a procedure for independent quality assessment. The process of

assessing the quality of education of the teaching staff was studied at Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. We present the procedure studied in terms of several subsystems. The paper determines the need for this procedure, describes the specifics of the procedure from the standpoint of the competence approach.

Keywords: quality assessment, certification, competitiveness, competences, higher education, monitoring of quality of education, competence assessment

Citation: Razinkina E.M., Raev K.V., Kalinina O.V., Internal system for assessing quality of education: independent assessment of professional competences of teaching staff, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences, 10 (2) (2019) 112-122. DOI: 10.18721/JHSS.10210

Введение

В связи с необходимостью решения проблемы повышения конкурентоспособности российского образования на современном этапе развития общества повышение качества образования стало одной из приоритетных задач. Для системы высшего образования это означает, что должна осуществляться подготовка специалистов, способных вывести нашу страну в число мировых держав, лидирующих по ключевым направлениям экономического, социального и культурного развития. Обеспечение нового качества подготовки выпускников вузов предполагает изменение отношения к трактовке ключевого понятия «качество образования» и разработке системы ее оценки.

Активное использование понятия «качество образования» в современных научных исследованиях и на практике показывает, что единого подхода как к трактовке данного понятия, так и к механизмам оценки качества пока не сформировано. Исследованию различных аспектов качества образования посвящены работы А.М. Новикова, М.М. Поташник, А.И. Субетто [1—3], Т.И. Шамовой1 и др. На основе анализа данных работ качество высшего образования можно определить как комплексную характеристику образовательного процесса, которая отражает его соответствие интересам обучающегося, работодателя, общества и государства, достаточность приобретаемых

1 Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Т.Н. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. Т.И. Шамовой. 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2005. 384 с.

знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций для интеллектуального и профессионального развития студента, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Академик А.М. Новиков утверждает, что самооценка, самообследование образовательной организации являются эффективным инструментом повышения качества образования [1]. Эти результаты должны служить «лакмусовой бумажкой», выделяющей существующие проблемы и направления деятельности вуза по повышению качества образования.

Постановка проблемы и цели исследования

Внутренняя система оценки качества образования представляет собой совокупность нормативных документов и правил, организационных структур, оценочных процедур, позволяющих провести оценку качества образовательной деятельности и подготовки студентов, выраженную в количественных показателях, на соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

Независимая внутренняя оценка качества образования вуза вводится с целью:

• определения соответствия предоставляемого образования потребностям физических и юридических лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность;

• обеспечения открытости и доступности информации об образовательной деятельности вуза;

• обеспечения заинтересованных групп пользователей достоверной информацией, охватывающей различные аспекты образовательной деятельности вуза, для обоснованного

принятия управленческих решений и разработки программ и мер повышения качества предоставляемых образовательных услуг;

• повышения конкурентоспособности реализуемых образовательных программ на отечественном и международном рынке.

Рассмотрим систему оценки качества образования в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, включая процедуру независимой оценки профессиональных компетенций педагогических работников.

Результаты исследования

Система оценки качества в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ, Политех) строится на сочетании различных оценочных механизмов внешних и внутренних процедур оценивания образовательного процесса и его результатов, а также процедур получения обратной связи от различных участников образовательных отношений — оценку качества образовательных услуг дают студенты, выпускники, ключевые работодатели, преподаватели.

Внутренние оценочные процедуры и инструменты:

• регулярные самообследования образовательных программ, включающие оценку качества по специальным критериям;

• ежегодное самообследование университета в целом (результаты отчетов по его итогам используются, в числе прочего, в мониторингах деятельности вузов Минобрнауки России);

• процедуры независимой оценки студентами полученных образовательных результатов;

• государственная итоговая аттестация студентов выпускных курсов всех образовательных программ.

Внешние оценочные процедуры и инструменты:

• разные типы аккредитации и сертификации;

• независимая экспертиза образовательных программ, в том числе с привлечением международных экспертов;

• участие во внешних проектах по оценке качества образования, например в эксперименте Рособрнадзора по независимой оценке качества высшего образования (Модель объективной оценки студента), эксперименте Росаккреда-

гентства «Формы общественного содействия обучающихся процедурам государственной аккредитации образовательной деятельности», пилотном исследовании по заказу Рособрнад-зора уровня владения профессорско-преподавательским составом (ППС) содержанием образовательных программ высшего образования в части реализуемых ими дисциплин и др.

Основными задачами внутренней независимой оценки качества образования в СПбПУ являются:

• формирование максимально объективной оценки качества подготовки обучающихся по результатам освоения образовательных программ;

• совершенствование структуры и актуализация содержания образовательных программ, реализуемых в образовательной организации;

• совершенствование ресурсного обеспечения образовательного процесса в образовательной организации;

• повышение компетентности и уровня квалификации педагогических работников образовательной организации, участвующих в реализации образовательных программ;

• повышение мотивации обучающихся к успешному освоению образовательных программ;

• усиление взаимодействия образовательной организации с профильными предприятиями и организациями по вопросам совершенствования образовательного процесса;

• противодействие коррупционным проявлениям в ходе реализации образовательного процесса;

• унификация подходов к независимой оценке качества подготовки обучающихся путем стандартизации оценочных средств и процедур;

• обеспечение подразделений объективной информацией об уровне подготовки обучающихся для принятия обоснованных управленческих решений по проблемам повышения качества образовательных услуг;

• выявление факторов, влияющих на качество образовательных услуг, для принятия своевременных мер, направленных на повышение эффективности и качества образовательной деятельности университета;

• улучшение самоорганизации обучающихся за счет использования объективных данных об их учебных достижениях;

• повышение ответственности руководителей подразделений за качество подготовки обучающихся;

• обеспечение открытости и доступности информации о качестве образовательных услуг и об учебных достижениях обучающихся для внутренних и внешних пользователей.

Система оценки качества образования в Политехе основывается на принципах прозрачности, валидности, систематичности, регулярности, независимости, многоступенчатости, направленности на усовершенствование и имеет трехуровневую иерархическую структуру: 1) уровень университета, 2) уровень института (филиала) / обособленной высшей школы, 3) уровень кафедры /высшей школы (структурного подразделения института). На уровне университета оценочные процедуры проводятся централизованно в соответствии с приказом ректора (проректора по образовательной деятельности), на уровне структурного подразделения (институт, высшая школа, кафедра) — на регулярной основе в соответствии с распорядительным документом структурного подразделения.

Для обеспечения независимой оценки качества образования в СПбПУ регулярно проводятся мониторинговые исследования качества образования, позволяющие получить оценку реального состояния и обеспечивающие прогноз развития системы образования в университете. Сопоставление полученных данных с запланированными показателями позволяет оценить эффективность принятых управленческих решений. При этом целью мониторинга качества образования является получение объективной информации о достижении основных показателей для определения и оценивания факторов, выявления изменений, влияющих на качество образования в университете, а также непрерывного системного анализа состояния и поддержки показателей его развития, соответствующих требованиям Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Задачами мониторинга качества образования являются: организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике показателей качества образования; технологическая и техническая поддержка сбора, обработки, хранения информации о состоянии и дина-

мике качества образования в вузе; проведение сравнительного анализа и анализа факторов, влияющих на динамику качества образования; своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их; осуществление прогнозирования развития важнейших процессов на уровне структурного подразделения; предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса; оформление и представление информации о состоянии и динамике качества образования.

Мониторинговые мероприятия осуществляются с обязательным привлечением Студенческой комиссии по качеству образования и Профсоюзной организации студентов и аспирантов СПбПУ. Периодичность и виды мониторинговых исследований качества образования определяются приказом ректора, в котором определяются перечень показателей, сроки, формы и процедуры представления данных, а также назначаются ответственные лица за предоставление информации. Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать один месяц.

Основными видами мониторинга в зависимости от объекта исследования являются:

• мониторинг качества приема;

• мониторинг качества освоения обучающимися образовательных программ, в том числе мониторинг промежуточной аттестации, мониторинг уровня сформированности компетенций, мониторинг выпуска;

• мониторинг качества основных образовательных программ;

• мониторинг качества преподавания дисциплин;

• мониторинг ресурсного обеспечения образовательной деятельности;

• мониторинг деятельности структурных подразделений, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам;

• мониторинг удовлетворенности участников образовательного процесса качеством образования;

• мониторинг сайта вуза и др.

Одним из ключевых элементов обеспечения качества подготовки обучающихся являются педагогические работники, привлекаемые к реализации основных образовательных про-

грамм высшего образования, поэтому в СПбПУ особая роль отводится внутренней независимой оценке качества их работы. Такая оценка осуществляется:

• в процессе преподавания дисциплин (модулей), реализации практики, научно-исследовательских работ (НИР);

• как независимая оценка профессиональных компетенций;

• путем анализа портфолио профессиональных достижений.

Остановимся подробнее на одной из вышеназванных процедур — независимой оценке профессиональных компетенций педагогических работников, которая осуществляется в СПбПУ в рамках аттестации ППС. Аттестация организуется в идеологии профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее — Профстандарт), утвержденного приказом Минтруда России от 08.09.2015 г. № 608н, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3, Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» от 08.08.2013 г. № 678.

Проведение аттестации осуществляется на добровольной основе не реже одного раза в три года в целях подтверждения сформированности профессиональных компетенций работника из числа ППС в соответствии с трудовыми функциями и призвана способствовать:

• рациональному использованию образовательного и творческого потенциала ППС,

• повышению их профессионального уровня,

• оптимизации подбора и расстановки кадров,

• улучшению качества и эффективности работы,

• развитию инициативы и деловой активности.

Аттестация представляет собой процесс, включающий три подсистемы [4].

Подсистема 1. Генерация нового знания по независимой оценке компетенций педагогических

работников на основе научно-исследовательской деятельности. Внедрение новых, отвечающих современным требованиям и запросам общества образовательных стандартов влечет за собой изменение представлений о структуре педагогического мастерства, включающего широкий спектр профессиональных, социально-личностных, управленческих компетенций, и всё это в целом порождает необходимость нового подхода к системе оценки компетенций ППС [5-7].

Базовые принципы формирования системы независимой оценки компетенций ППС:

• использование для определения основных направлений оценки компетенций ППС, с учетом сложности и многоаспектности педагогической деятельности, требований Профстан-дарта;

• привлечение независимых экспертов при разработке фондов оценочных средств компетенций ППС (ФУМО, Координационных советов по областям образования);

• организация системы студенческой оценки преподавания дисциплин (модулей) ППС.

При этом основными составляющими независимой оценки компетенций ППС являются:

• независимая оценка профессиональных педагогических компетенций педагогических работников (опрос студентов) [8] — коммуникативные умения, личностные качества;

• независимая оценка уровня владения преподавателями содержанием образовательных программ высшего образования в части реализуемых ими дисциплин, включая оценку сформированности компетенций преподавателя в соответствии с трудовыми действиями и умениями, приведенными в Профстандарте, уровень владения содержанием преподаваемых дисциплин;

• проверка деятельностного характера работы преподавателя (посещение открытых занятий) — владение педагогическими технологиями и техниками проведения занятий;

• анализ портфолио преподавателя.

Подсистема 2. Разработка проекта независимой оценки компетенций педагогических работников осуществляется на основании логической последовательности этапов. Фундаментом ее становятся результаты сгенерированного нового знания [9, 10]. На основании сформулированных принципов и основных составля-

ющих независимой оценки компетенций ППС определяется логическая последовательность реализации проекта, которая включает в себя следующие этапы:

1) разработка методики проведения независимой оценки ППС и фонда оценочных средств ППС;

2) разработка опросников студентов для независимой оценки педагогических компетенций ППС и их апробация в вузе;

3) апробация внедрения методики независимой оценки компетенций педагогических работников и внедрение ФОС в вузе;

4) осуществление процедуры рецензирования результатов эксперимента по внедрению ФОС и методики независимой оценки компетенций ППС Федеральными учебно-методическими объединениями и Координационными советами.

В рамках процедуры проведения добровольной аттестации ППС формируется необходимое количество аттестационных комиссий, в том числе по структурным подразделениям вуза. Количественный и персональный состав, сроки и порядок работы комиссий утверждаются приказом ректора (проректора) вуза. При этом состав аттестационных комиссий формируется с учетом необходимости исключения возможности конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссиями решения [11, 12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аттестационная комиссия, как правило, состоит из председателя, его заместителя, секретаря и членов комиссии. Секретарю комиссии по решению ее председателя могут предоставляться равные права с другими членами комиссии. Председатель комиссии возглавляет и организует ее работу, определяет порядок организации работы и функции каждого из членов комиссии, принимает решение об участии в заседании руководителей аттестуемых работников, ведет личный прием работников, проходящих аттестацию, организует работу членов комиссии по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб аттестуемых работников, осуществляет другие полномочия, непосредственно связанные с процедурой аттестации. По решению председателя комиссии к участию в ее работе могут привлекаться независимые эксперты с правом совещательного голоса. В случае, когда участие члена комиссии в ее ра-

боте невозможно по уважительной причине (болезнь, командировка и т. п.), должна производиться его замена с внесением соответствующего изменения в состав комиссии.

Решение о проведении аттестации, дате, месте и времени ее проведения принимается ректором (проректором) вуза с учетом представления руководителя структурного подразделения и письменно доводится до сведения ППС, как правило, не позднее чем за 30 календарных дней. Работник из числа ППС, желающий пройти аттестацию, подает на имя ректора (проректора) вуза письменное заявление.

Для проведения добровольной аттестации издается приказ, в котором указываются:

• срок проведения аттестации (график аттестации по структурным подразделениям);

• составы аттестационных комиссий;

• фамилии, имена, отчества работников, желающих пройти аттестацию, их должности и наименования структурных подразделений, в которых они работают.

Успешное прохождение добровольной аттестации позволяет преподавателям набрать 15 баллов в шкале оценки качества труда работников в соответствии с Положением о рейтинге работников, занимающих должности научных и педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу ФГАОУ ВО «СПбПУ», а результаты прохождения аттестации используются в рамках конкурсных процедур при замещении вакантных должностей педагогических работников.

Преподавателям, набравшим недостаточное количество баллов по одному из трех аттестационных модулей, даются рекомендации о необходимости повышения квалификации в рамках компетентностного подхода в профессиональной области знаний.

Подсистема 3. Реализация проекта независимой оценки компетенций педагогических работников в части профессионального развития обучаемых, индивидуального знания о процессе реализации разработанного инновационного проекта, предполагающая формирование инструментария для проведения добровольной аттестации ППС [13, 14].

Для проведения добровольной аттестации ППС формируется спецификация фонда оценочных средств (ФОС), которая определяет требования, структуру и другие особенности

ФОС. При этом оценочные задания должны соответствовать специальности и квалификации аттестуемых работников.

Фонд оценочных средств представляет собой комплекс методических и оценочных средств, предназначенных для определения уровня сформированности компетенций и качества преподавания работников из числа ППС.

При разработке содержания ФОС учитываются следующие особенности процедуры оценки ППС:

• неконкурсное оценивание (критериально-ориентированная оценка);

• деятельностный характер;

• отбор оптимально достаточных оценочных средств для оценки трудовых действий, умений;

• дихотомическое оценивание.

Структурные компоненты фонда оценочных заданий включают в себя:

• аттестационные модули по нормативно-правовому блоку, блоку информационных технологий, профессиональному блоку, реализуемые в форме тестов или тестовых заданий;

• аттестационный модуль по коммуникативному блоку, реализуемый в форме проведения независимого опроса студентов по объективной оценке потребителями образовательных услуг.

Тестирование проводится с использованием автоматических устройств или систем тестирования.

Структура теста следующая:

• каждый из трех аттестационных модулей (нормативно-правовой, модуль информационных технологий, профессиональный) содержит 10 заданий (т. е. общее количество заданий — 30);

• тип заданий во всех модулях — выбор одного или нескольких вариантов ответа / установление соответствия.

Апробация разработанного проекта независимой оценки компетенций педагогических работников образовательных организаций опирается на информационное обеспечение автоматизированными средствами оценивания и соответствующее информационное сопровождение аттестационных модулей.

Продолжительность выполнения теста — 60 минут.

Аттестация ППС по коммуникативному модулю, реализуемому в форме независимого опроса, определяется соответствующим локальным нормативным актом вуза, регламентирующим порядок проведения и учет результатов опроса.

Организация информационного сопровождения аттестационных модулей, порядок и сроки составления тестовых заданий, другие организационно-технические аспекты формирования и применения фонда оценочных средств для проведения добровольной аттестации ППС определяются соответствующим локальным нормативным актом вуза.

Все структурные компоненты комплекта оценочных заданий являются обязательными. Положительное решение принимается в случае соответствия выполнения заданий установленным для них критериям.

Оценивание выполнения заданий осуществляют аттестационные комиссии по структурным подразделениям вуза на основе следующих принципов:

• соответствия содержания конкурсных заданий требованиям Профстандарта, Постановления Правительства РФ «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» от 08.08.2013 г. № 678 иУстава ФГАОУ ВО «СПбПУ»;

• достоверности оценки (оценка выполнения заданий должна базироваться на общих и профессиональных компетенциях работников из числа ППС);

• адекватности оценки (оценка выполнения заданий должна проводиться в отношении тех компетенций, которые необходимы для эффективного выполнения задания);

• комплексности оценки (система оценивания выполнения заданий должна позволять ин-тегративно оценивать общие и профессиональные компетенции работников из числа ППС);

• объективности оценки (оценка выполнения заданий должна быть независимой от особенностей профессиональной ориентации или предпочтений членов аттестационной комиссии).

Для выполнения процедуры оценивания заданий используются следующие основные методы:

• метод расчета первичных баллов,

• метод расчета сводных баллов,

• метод экспертной оценки,

• метод агрегирования результатов прохождения добровольной аттестации работниками из числа ППС,

• метод ранжирования результатов прохождения добровольной аттестации работниками из числа ППС.

Результаты выполнения заданий оцениваются по 100-балльной шкале.

Оценка результатов по аттестационным модулям, реализуемым в форме тестирования, осуществляется простым суммированием баллов за правильные ответы на вопросы.

Оценка результатов по коммуникативному аттестационному модулю, реализуемому в форме независимого опроса, производится простым суммированием баллов, исходя из соответствующей шкалы оценивания (шкалы перевода ответов в баллы) анкеты независимого опроса.

Критерии оценивания и максимально возможные баллы аттестационных модулей представлены в таблице.

Для учета полученных результатов заполняются индивидуальные ведомости оценок результатов выполнения заданий, в которые заносятся баллы за выполнение заданий каждого аттестационного модуля и итоговая оценка. На основе индивидуальных ведомостей формируется сводная ведомость оценок результатов прохождения добровольной аттестации ППС по структурным подразделениям вуза.

Результаты прохождения добровольной аттестации работников из числа ППС утверждаются протоколом аттестационной комиссии [15].

Процедура опроса по объективной оценке преподавателя студентами осуществляется в соответствии с критериями оценки:

• учебных курсов: актуальность курса для будущей карьеры студента (практическая ориентированность); полезность курса для будущей карьеры студента; полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития; новизна полученных знаний (отсутствие дублирования в разных курсах); сложность курса для успешного прохождения;

• преподавателя: организация учебного процесса (ясность требований, предъявляемых к студентам по вопросам текущего и итогового контроля; четкость и последовательность изложения материала; использование интерактивных форм организации занятий; использование компьютерных технологий в процессе обучения); налаживание коммуникации со студентами (контакт преподавателя с аудиторией; возможность аудиторного и внеаудиторного общения по учебным и научным вопросам).

Заключение

Образовательными организациями высшего образования, в частности администрацией вуза, результаты независимой оценки могут быть использованы: для решения кадровых вопросов (проведение конкурса ППС, проведение аттестации ППС, назначение стимулирующих надбавок в рамках эффективного контракта); для проведения итоговой аттестации по программам дополнительного образования по подготовке преподавателей, не имеющих педагогической квалификации для реализации образовательных программ высшего образования.

Результаты объективной оценки преподавателя студентами могут быть использованы преподавателями для корректировки программы дисциплины (модуля) и совершенствования навыков преподавания. Студенческий со-

Критерии оценивания структурных компонентов ФОС Criteria for evaluating the structural components of evaluation fund

Структурные компоненты ФОС Максимальное количество баллов

Нормативно-правовой модуль 20

Модуль информационных технологий 20

Профессиональный модуль 30

Коммуникативный модуль: проведение независимого опроса 30

Общее максимальное количество баллов 100

Общее минимальное количество баллов, необходимое для успешной аттестации 60

вет вуза может применять итоги независимой оценки преподавателей для разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в ходе учебного процесса при взаимодействии со студентами; разработчики образовательных программ (руководители образовательных программ) — для корректировки содержания программ.

В 2017/18 учебном году апробация проекта по добровольной аттестации проводилась в Политехе в инженерно-строительном институте и институте промышленного менеджмента, экономики и торговли.

Общая численность ППС, принявших участие в добровольной аттестации, составила 187 человек, успешно прошли ее 92 %. По ито-

гам добровольной аттестации преподаватели получили сертификаты.

Также необходимо отметить, что успешное прохождение добровольной аттестации позволило преподавателям набрать 15 баллов в шкале оценки качества труда работников в соответствии с Положением о рейтинге работников, занимающих должности научных и педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу ФГАОУ ВО «СПбПУ».

Преподавателям, набравшим недостаточное количество баллов по одному из трех аттестационных модулей, были даны рекомендации на повышение квалификации в рамках компетентностно-го подхода в профессиональной области знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Новиков А.М., Новиков Д.А. Как оценивать качество образования? URL: http://www.anovikov.ru/ artikle/kacth_obr.htm (дата обращения: 09.02.2016).

2. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления. М.: Пед. об-во России, 2002.

3. Субетто А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы (опыт мониторинга). СПб.; М., 2000. 498 с.

4. Разинкина Е.М., Калинина О.В. Разработка и реализация инновационного образовательного проекта // Аудит и финансовый анализ. 2019. № 1. С. 201-207.

5. Раев К.В., Якимчук О.Н., Тимошина Е.Н.

Первые шаги по реализации модели независимой оценки качества образования // Вестн. Чувашского гос. пед. ун-та им. И.Я. Яковлева. 2018. № 2 (98). С. 263-274.

6. Раев К.В. Инструментарий и результаты апробации поликомпонентной модели независимой оценки качества высшего образования // Вестн. Унта (Гос. ун-т управления). 2018. № 5. С. 181-188.

7. Akopova M., Chernyavskaya V. Evaluation of Academic Science: Analizing Experience of St. Petersburg State Politechnical University. Perspectives and Challenges // Zeitschrift fur Evaluation. 2014. No. 2. P. 348-357.

8. Razinkina E., Pankova L., TTostinskaya I. [et al.].

Student satisfaction as an element of education quality monitoring in innovative higher education institution // E3S Web of Conf. D. Safarik, Y. Tabunschikov, V. Murgul (Eds.). 2018. P. 03043.

9. Корнев В.Т. Сущность и содержание понятий «качество образования», «мониторинг качества образования», «управление качеством образования» // Некоторые вопросы анализа, алгебры, геометрии и математического образования. 2015. № 3. С. 98-100.

10. Николаева М.Н. Качество образования и управление качеством образования - главные проблемы современной системы высшего образования // Проблемы и перспективы развития высш. образования на соврем. этапе: матер. Междунар. на-уч.-практ. конф. Электросталь, 2010. С. 22-26.

11. Балабан В.А., Гаффорова Е.Б. Управление качеством образования в вузе: проблемы и решения. Изд-во Дальневосточной гос. акад. экономики и управления. Владивосток, 2003.

12. Литвинов И.И. Мониторинг качества образования в управлении качеством обучения: создание внутривузовских систем менеджмента качества образования // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2010. № 2. С. 260-262.

13. Капанова А.Т. Путь к высокому качеству образования - инновационное образование // Инновационный менеджмент и технологии в эпоху глобализации: матер. Междунар. науч.-практ. конф. 2014. С. 173-179.

14. Саидова Ф.Б. Развитие научных понятий «качество», «качество образования», «управление качеством образования» // World Science: Problems and Innovations: сб. ст. III Междунар. науч.-практ. конф. 2016. С. 309-313.

15. Балыкбаев Т., Примбетова Г. Система внешней оценки качества образования как элемент национальной системы оценки качества образования // Пед. измерения. 2011. № 1. С. 19-26.

Разинкина Елена Михайловна

E-mail: vicerector.educ@spbstu.ru

Раев Константин Валерьевич

E-mail: k.raev@msk.nica.ru

Калинина Ольга Владимировна

E-mail: olgakalinina@bk.ru

Статья поступила в редакцию 21.03.2019 г.

REFERENCES

[1] Novikov A.M., Novikov D.A., [How to evaluate the quality of education?]. Available at: http:// www. anovikov. ru/artikle/kacth_obr.htm (accessed 09.02.2016).

[2] Potashnik M.M., Kachestvo obrazovaniya: problemy i tekhnologii upravleniya [Quality of education: problems and management technologies], Pedagogiches-koye obshchestvo Rossii Publ., Moscow, 2002.

[3] Subetto A.I., Kachestvo nepreryvnogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii: sostoyaniye, tendentsii, problemy i perspektivy (opyt monitoringa) [Quality of continuing education in the Russian Federation: state, trends, problems and prospects (monitoring experience)], St. Petersburg, Moscow, 2000.

[4] Razinkina Ye.M., Kalinina O.V., [Development and implementation of an innovative educational project for an independent assessment of the competencies of teachers in higher education institutions], Audit and financial analysis, 1 (2019) 201-207.

[5] Rayev K.V., Yakimchuk O.N., Timoshina Ye.N., [First steps in implementation of the model for independent assessment of the quality of higher education], I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical Univ. Bul. 2 (98) (2018) 263-274.

[6] Rayev K.V., [Tools and approbation results for the multicomponent model of independent higher education quality assessment], Vestnik Universiteta, 5 (2018) 181-188.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[7] Akopova M., Chernyavskaya V., Evaluation of Academic Science: Analizing Experience of St. Petersburg State Politechnical University. Perspectives and Challenges, Zeitschrift fur Evaluation, 2 (2014) 348-357.

[8] Razinkina E., Pankova L., Trostinskaya I., Poz-deeva E., Evseeva L., Tanova A., Student satisfaction as an element of education quality monitoring in innovative higher education institution, in: E3S Web of Conf. D. Safarik, Y. Tabunschikov and V. Murgul (Eds.), 2018, p. 03043.

[9] Kornev V.T., [The essence and content of the concepts "quality of education", "monitoring the quality of education", "management of the quality of educa-

tion"], Nekotoryye voprosy analiza, algebry, geometrii i matematicheskogo obrazovaniya [Some questions of analysis, algebra, geometry and mathematical education], 3 (2015) 98-100.

[10] Nikolayeva M.N., Kachestvo obrazovaniya i up-ravleniye kachestvom obrazovaniya — glavnyye problemy sovremennoy sistemy vysshego obrazovaniya [Quality of education and quality management of education - the main problems of the modern system of higher education], in: Problemy i perspektivy razvitiya vysshego obrazovaniya na sovremennom etape, materialy Mezhdun-arodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Problems and prospects of development of higher education at the present stage: mater. of the Intern. Scientific and Practical Conf.], Elektrostal', 2010, pp. 22—26.

[11] Balaban V.A., Gafforova Ye.B., Upravleniye kachestvom obrazovaniya v vuze: problemy i resheniya [Quality management of education in high school: problems and solutions], Dalnevostochnaya gosudarstvennaya akademiya ekonomiki i upravleniya Publ., Vladivostok, 2003.

[12] Litvinov I.I., [Monitoring the quality of education in the management of the quality of education: the creation of internal university quality management systems for education], Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii [Problems and prospects of development of education in Russia], 2 (2010) 260—262.

[13] Kapanova A.T., Put' k vysokomu kachestvu obrazovaniya — innovatsionnoye obrazovaniye [The path to high quality education - innovative education], in: In-novatsionnyy menedzhment i tekhnologii v epokhu glo-balizatsii [Innovative management and technology in an era of globalization], Proc. of the Intern. Scientific and Practical Conference], 2014, pp. 173—179.

[14] Saidova F.B., Razvitiye nauchnykh ponyatiy «kachestvo», «kachestvo obrazovaniya», «upravleniye kachestvom obrazovaniya» [The development of scientific concepts "quality", "quality of education", "quality management of education"], in: World Science: Problems and Innovations, Proc. of the III Intern. Scientific and Practical Conf. 2016, pp. 309—313.

[15] Balykbayev T., Primbetova G., [External quality assessment system of education as an element of the national education quality assessment system], Peda-

gogicheskiye izmereniya [Pedagogical measurements], 1 (2011) 19-26.

Razinkina Elena M.

E-mail: vicerector.educ@spbstu.ru

Raev Konstantin V.

E-mail: k.raev@msk.nica.ru

Kalinina Olga V.

E-mail: olgakalinina@bk.ru

Received 21.03.2019.

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.