Научная статья на тему 'Ведущие концепции оценки качества профессионального образования'

Ведущие концепции оценки качества профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / INDEPENDENT QUALITY ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыплакова Светлана Анатольевна, Леонова Вера Николаевна, Пескова Нина Васильевна

В статье рассматриваются ведущие концепции оценки качества профессионального образования, а также особенности независимой оценки качества образования в мировой и российской практике. Определены основные подходы, которые используются в политике ряда европейских стран в области качества образования. Авторами выделены механизмы осуществления независимой оценки качества образования, на основе анализа существующих в российской и зарубежной практике вариантов участия работодателей в процедурах управления качеством профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыплакова Светлана Анатольевна, Леонова Вера Николаевна, Пескова Нина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADING CONCEPTS OF ESTIMATION OF QUALITY OF VOCATIONAL EDUCATION

The article considers the leading concepts of the evaluation of the quality of education, as well as the features of an independent assessment of the quality of education in the world and Russian practice. The main approaches that are used in accordance with the policies of the countries of education are identified. The authors singled out the mechanisms for managing independent assessments of the quality of education, based on the analysis of the quality of education.

Текст научной работы на тему «Ведущие концепции оценки качества профессионального образования»

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Леонова Вера Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

магистрант Пескова Нина Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ВЕДУЩИЕ КОНЦЕПЦИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются ведущие концепции оценки качества профессионального образования, а также особенности независимой оценки качества образования в мировой и российской практике. Определены основные подходы, которые используются в политике ряда европейских стран в области качества образования. Авторами выделены механизмы осуществления независимой оценки качества образования, на основе анализа существующих в российской и зарубежной практике вариантов участия работодателей в процедурах управления качеством профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональное образование, качество образования, независимая оценка качества.

Annotation. The article considers the leading concepts of the evaluation of the quality of education, as well as the features of an independent assessment of the quality of education in the world and Russian practice. The main approaches that are used in accordance with the policies of the countries of education are identified. The authors singled out the mechanisms for managing independent assessments of the quality of education, based on the analysis of the quality of education.

Keywords: vocational education, quality of education, independent quality assessment.

Введение. Независимая оценка качества профессионального образования является относительно новым направлением деятельности в нашей стране. Модели реализации данной процедуры в настоящее время находятся в стадии активного развития и опираются на различные отечественные и зарубежные разработки в данной области. Важность проблемы создает необходимость рассмотрения особенностей независимой оценки качества образования в мировой и российской практике.

Формулировка цели статьи. В связи с этим целью статьи является анализ ведущих концепций управления качеством образования в российской и мировой практике.

Изложение основного материала статьи. Исследования Федерального института развития образования выделяют ряд моделей и подходов к оценке качества образования и практик их реализации.

В политике ряда европейских стран в области качества образования традиционно выделяют два подхода: континентальный (страны Европы) и британский.

В настоящее время в Великобритании существует многоступенчатая система аккредитации вузов, через проверку выполнения требований при реализации образовательных программ. Занимается данной деятельностью правительственная организация Quality Assurance Agency (QAA), а образовательные организации могут производить экспериментальную оценку других учреждений согласно критериям данной организации.

В 1992 году The Open University (OU) была создана структура - The Open University Validation Services (OUVS), которая непосредственно стала заниматься аккредитацией учебных заведений, в том числе за пределами Великобритании.

Критерии оценки качества OUVS группирует по трем направлениям:

- диагностика, в ходе которой определяется готовность и способность к реализации образовательных программ и возможные проблемы в обучении (тесты, интервью);

- обратная связь как часть образовательного процесса: проводится с целью изучения используемых заданий, рабочих тетрадей, рефератов, содержания семинаров;

- итоги, которые оценивают достижения, недостатки в отношении результатов образовательного процесса (письменные и устные экзамены, проекты).

Особенностями процедур оценки OUVS являются поощрение академической и исследовательской активности педагогов в областях по научному знанию, требования к системе гарантий качества образования, предусматривающий систематический мониторинг академической активности обучающихся.

С целью установления эталонов качества оценки конкретных образовательных программ, британским Агентством гарантии качества высшего образования разработаны предметные эталоны, регламентирующие содержание дисциплин.

Описание предметных эталонов является средством, которое позволяет специфицировать признаки программ по определённым дисциплинам, направлениям подготовки, областям. Предметные эталоны служат своего руководством для университетов в проектировании образовательных программ, подготовке оценочных средств. Предметный эталон рассчитан на высокий уровень оценки результатов - присуждение степени с отличием.

Если рассматривать особенности континентального подхода, то особый интерес для нас представляет немецкий опыт управления качеством образовательных программ, где преимущественное внимание уделяется дидактическим механизмам, обеспечивающим высокие образовательные достижения, повышение профессиональной квалификации преподавателей, качественному изменению требований и характеристик к педагогической деятельности преподавателя высшей школы.

В 1998 году в Германии был создан Аккредитационный совет по оценке программ подготовки бакалавров и магистров. Он разработал критерии и стандарты для аккредитационных агентств. Первой

аккредитующей организацией в Германии стало центральное агентство земли Нижняя Саксония (ZEVA). В настоящее время активно работает Acceraditation Agency for Study Programs in Engineering, Informatics, Natural Sciences and Mathematics (ASIIN). Агенство аккредитует образовательные программы в области информатики, техники, математики и естественных наук.

Обобщая опыт зарубежных стран, необходимо отметить, что общественно-профессиональная аккредитация распространяется на вузовский сегмент профессионального образования, особенно на университетские программы. Однако, использующиеся процедуры и принципы могут быть адаптированы для всех уровней образования.

В Российской Федерации модель общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, как элемент независимой системы оценки качества образования в настоящее время только складывается. Тем не менее можно говорить о наличии определенного опыта работы соответствующих агентств.

Если говорить об участии работодателей в сертификации и оценивании квалификации выпускников, то широко изучаемый в последнее время и наиболее известный механизм представлен дуальной системой, разработанной в Германии. Эта система основана на законе, обязывающим определенную структуру управления развивать профессиональное образование и обучение. В основе немецкой системы лежит делегирование ответственности за учебный план, оценку его освоения коалиции представителей педагогов и бизнеса. Немецкая модель включает в себя следующие ключевые компоненты:

1. Законодательная база, требующая от бизнеса инвестиций в подготовку новых наёмных работников.

2. Механизм финансирования, предполагающий сочетание федеральных, региональных и бизнес-расходов.

3. Потенциал, необходимый для проведения анализа работы и разработки учебных программ.

4. Местные учреждения, представляющие интересы бизнеса.

5. Подготовленные профессиональные администраторы и инструкторы.

Дуальная система позволяет разделить оценку результатов обучения с оценкой квалификации. При этом оценку квалификации обеспечивают работодатели. Разработка учебных нормативов, определяющих содержание и структура оценочных средств в Германии - сложный процесс, который основан на двух принципах:

1. Принцип консенсуса, согласно которому компетентное федеральное министерство образования издаёт правила регулирования обучения только после согласования с социальными партнерами;

2. Принцип обязательного участия экспертов от промышленности.

Из этого следует, что главные приоритеты политики профессионального образования, совершенствующие механизмы участия работодателей в процедурах оценки качества профессионального образования, состоят в следующем:

- наличие четких, прозрачных правил и результатов обучения, в формулировке которых принимают участие работодатели;

- оптимизация выпускных экзаменов, разработанных таким образом, чтобы позволить компаниям и работающим лицам участвовать в квалификационных комиссиях. В этой связи основной приоритет- это установление единых процедур экзамена, ориентированных на профессиональные навыки, необходимые в конкретной профессии.

Во Франции, Испании, Люксембурге, Греции, Дании, Португалии, Нидерландах, Ирландии министерства образования не несут полной ответственности за оценку и присвоение квалификации. Они формируют организационную структуру, решающую вопросы содержания и выбора форм обучения и его оценки. Однородность системы обучения министерства образования обеспечивается благодаря созданию и развитию системы квалификаций.

В Италии, например, имеется централизованная система образования, где доминирующую роль играет специализация и обучение на рабочем месте, а все процедуры по квалификации и оценки, приобретенные внутри образовательной системы, развиваются через министерство образования. Это обусловливает наличие национальной экзаменационной комиссии и системы установления экзаменационных оценок, осуществляющейся на местном уровне комиссией, в состав которой входят представители министерства труда и социальных партнеров.

В Китае разработка системы взаимодействия школ и предприятий для обучения и оценки качества подготовки высококвалифицированных специалистов включает:

- создание руководящего и координационного комитета по сотрудничеству школ и предприятий под патронажем правительства, соответствующего ведомства, отрасли и предприятия;

- предоставление налоговых льгот предприятиям, активно поддерживающим сотрудничество со школами, принимающими стажеров и выплачивающими вознаграждения студентам во время их стажировки;

- предоставление наград местных органов власти организациям и предприятиям, добившихся высоких результатов в сотрудничестве со школами.

Оригинальная модель по привлечению работодателей к развитию профессионального образования и оцениванию его результатов используется в Японии. Система построена на местных отношениях и зависит от работников профессиональных школ, которые реально анализируют знания и навыки потенциальных выпускников, их соответствие академическим и профессиональным потребностям работодателей. Система сертификации квалификаций в Японии в определённой степени сложна, но эффективна. Так, например, чтобы стать инженером, нужно сначала окончить университет по аккредитованной и государством, и профессиональным сообществом программе, а потом отработать по специальности не менее семи лет, в том числе не менее двух лет в должности, связанной с принятием инженерных решений. Более того, человек должен доказать, что его решения позволили реализовать новшества в инженерном деле. После этого соискатель сдает два экзамена (не по специальности, а по таким предметам, как экология, этика инженерного труда), а специальная комиссия Института инженеров Японии решает вопрос о включении его или нет в национальный регистр инженеров-профессионалов.

В России традиционным является участие представителей работодателей в государственных аттестационных комиссиях, которые формируются для проведения государственной аттестации в учреждениях профессионального образования, и оценивания результатов производственной и преддипломной практики студентов.

Для стимулирования развития сотрудничества профессионального образования и бизнеса применяется широкий спектр механизмов, включающий взаимодействие сферы профессионального образования и сферы бизнеса в следующих областях деятельности:

- в разработке и экспертизе федеральных государственных образовательных стандартов и программ профессионального образования всех уровней;

- в независимой экспертизе по оценке качества учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе учреждениями профессионального образования по дисциплинам, формируемым профессиональные компетенции выпускника;

- в итоговой государственной аттестации выпускников учреждений образования через представителей организаций работодателей в государственных аттестационных комиссиях образовательных учреждений профессионального образования;

- в государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки;

- в разработке и экспертизе основных и дополнительных образовательных программ;

- в особых формах финансирования профессионального образования: так, в рамках Национального приоритетного проекта «Образование» учебные заведения профессионального образования могут получить дополнительную помощь государства при поддержке и одобрении их деятельности со стороны бизнеса.

В течение последних лет осуществляется финансовая поддержка учреждений профессионального образования государством и бизнесом. Приняты федеральные законы, дающие право бюджетным учреждениям науки и образования создавать малые и средние предприятия, передавать им в аренду помещения, оборудование, вносить в них интеллектуальную собственность и т.п.

Оценка и сертификация квалификаций осуществляется на основе принципов:

- добровольности прохождения оценки и сертификации квалификаций;

- доступности процедур оценки и сертификации квалификаций;

- открытости информации о процедурах и механизмах оценки;

- компетентности, достоверности оценок, обеспечиваемых привлечением квалифицированных экспертов, а так же использованием стандартизированного и технологичного инструментария;

- независимости и объективности оценки квалификаций;

- комплексного характера оценки, обеспечивающей проверку целостных компетенций.

Развитие системы сертификации квалификаций может позволить дифференцировать оценку результатов обучения и профессиональных компетенций выпускников образовательных организаций профессионального образования, а, следовательно, и разделить сферы ответственности системы образования и профессионального сообщества за качество подготовки кадров.

Выводы. Обобщая результаты анализа существующих в российской и зарубежной практике вариантов участия работодателей в процедурах управления качеством профессионального образования, выделим следующие механизмы:

- консультационно-экспертный, который предусматривает привлечение работодателей к разработке образовательных программ (консультациям разработчиков), экспертизу контрольно-оценочных материалов, установление либо уточнение требований к образовательным программам;

- контролирующий, а значит включение представителей работодателей в государственные аттестационные комиссии, создающиеся для проведения итоговой государственной аттестации выпускников учреждений профессионального образования;

- общественно-профессиональную аккредитацию программ профессионального образования;

- частно-государственное партнерство в сфере реализации образовательных программ профессионального образования и гарантий качества профессионального образования;

- дифференциация полномочий государства и бизнеса с целью реализации и оценки качества освоения программ профессионального образования;

- разделение оценки результатов обучения и оценки квалификаций, а так же развитие независимой системы сертификации квалификаций.

Литература:

1. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Политеоретические основы профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 2.

2. Седых Е.П. Система обеспечения гарантий качества и компетентности преподавательского состава: опыт Мининского университета // В сборнике: Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования Сборник материалов VIII Международного Форума гильдии экспертов. Гильдия экспертов в сфере профессионального образования. 2013. С. 226-229.

3. Федоров А.А., Седых Е.П., Родионова Е.Л. Независимая оценка качества работы образовательных организаций: опыт нижегородского региона // Нижегородское образование. 2015. № 4. С. 16-22.

4. Цыплакова С.А. беспечение качества в высших учебных заведениях // В сборнике: Теоретические основы и инструментарий профессиологической экспертизы качества педагогического образования (для специалистов системы общего и профессионального образования) Сборник научных статей. под науч. ред. С.И. Назаровой. Санкт-Петербург, 2015. С. 52-55.

Педагогика

УДК:37.01

кандидат педагогических наук Челнокова Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Терехина Анастасия Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МОЛОДОГО

ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация. Обращение к рассмотрению вопроса формирования культуры инновационной деятельности молодого поколения вызвано инновационным характером развития современного общества. Авторы приводят трактовку термина «инновация», обращаясь к истории возникновения и применения данного термина в мировой и отечественной практике. Даётся определение инновационной культуры. Социальная ценность и личностная значимость инновационных знаний, умений и опыта определяют особую актуальность педагогической деятельности по их формированию. Обращается внимание, что именно молодое поколение, студенчество должно быть вовлечено в активное освоение новых технологий. Особая роль в этом отводится педагогу. Рассматриваются эвристические методы обучения, которые следует использовать педагогу в своей деятельности в процессе формирования инновационной культуры студентов: метод синектики, метод проектов, способствующий развитию прогностических способностей обучающихся. Авторы обращают внимание, что формирование культуры инновационной деятельности обучающихся неразрывно связано с инновационностью педагога.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, инновация, инновационная культура, студенчество, эвристические методы обучения, метод синектики, прогностические способности, метод проектов, инновационность педагога.

Annotation. The appeal to the consideration of the issue of formation of the culture of innovative activity of the younger generation is caused by the innovative nature of the development of modern society. The authors cite the interpretation of the term "innovation", referring to the history of the emergence and application of this term in world and domestic practice. The definition of an innovative culture is given. The social value and personal significance of innovative knowledge, skills and experience determine the special actuality of pedagogical activity in their formation. Attention is drawn to the fact that it is the younger generation, the students, who should be involved in the active development of new technologies. A special role in this is assigned to the teacher. Heuristic methods of teaching are considered, which should be used by the teacher in his activity in the process of forming the innovative culture of students: the method of the synectics, the method of projects, which contributes to the development of the prognostic abilities of the students. The authors draw attention to the fact that the formation of a culture of innovative activity of students is inextricably linked with the innovativeness of the teacher.

Keywords: professional activity, innovation, innovative culture, students, heuristic methods of teaching, method of synectics, prognostic abilities, method of projects, innovativeness of the teacher.

Введение. С изменением роли образования в обществе отмечено создание условий для развития инновационных процессов. На смену безусловному ориентиру образования в России на формирование знаний, навыков, умений, способных обеспечить готовность к жизнедеятельности, которая понимается в качестве способности к адаптации личности в обществе, пришла ориентация образования на создание технологий и способов влияния на личность, которые обеспечивают баланс между социальными и индивидуальными потребностями и запускают механизм саморазвития, готовящих личность к реализации собственной индивидуальности в изменяющихся условиях общества.

Развитие является неотъемлемой частью любой деятельности человека. Постоянное развитие человека происходит при накоплении им опыта, совершенствовании способов, методов действий, расширении умственных возможностей. Сформированность профессиональных навыков и умений определяет успешность профессиональной деятельности, достижения в карьере. Это обуславливает развитие человека в качестве субъекта деятельности.

Инновационный характер современного общества актуализирует трудовые умения, обеспечивающие активное участие человека в преобразовательной деятельности, особо востребованной становится культура инновационной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Начало использования термина «инновация» относится к началу ХХ века. Трактовался данный термин как нечто, что выходит за рамки традиций и обычаев, его использование отмечено при рассмотрении процессов, характеризующихся изменениями в культуре. Инновации рассматривали в качестве основания происходящих изменений в культуре, распространения особенностей культуры или субкультуры в различных областях деятельности [11].

В дальнейшем экономическая наука термину инновация придала новую трактовку и звучание и он стал рассматриваться как преобразование новых видов и способов деятельности человека в социально-культурные нормы и образцы.

А.Адамс, А.Маслоу, Ф.Тейлор и другие учёные в начале прошлого века в трудах по вопросам разделения труда, мотивации трудовой деятельности, психологии управления трактуют термин «инновация» в качестве нововведений, внедрений новых форм организации и управления» «Инновация это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.