Научная статья на тему 'Проблемы оценки качества в новейшей истории российского образования'

Проблемы оценки качества в новейшей истории российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОЦЕНКА / КАЧЕСТВО / АККРЕДИТАЦИЯ / РАБОТОДАТЕЛЬ / EDUCATION / EVALUATION / QUALITY / ACCREDITATION / EMPLOYER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев Федор Петрович, Дрондин Александр Леонидович

Приведена периодизация развития института оценки качества профессиональных образовательных программ. Проанализированы актуальные тенденции независимой оценки качества образования и их роль в повышении конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг и конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Приведены примеры взаимодействия образовательного и профессионального сообществ в сфере оценки качества российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильев Федор Петрович, Дрондин Александр Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of estimation of quality in the newest history of Russian education

The author presents the periodization of the development of the institute for assessing the quality of professional educational programs. The article analyzes current trends in the independent evaluation of the quality of education and their role in enhancing the competitiveness of higher education institutions in the market of educational services and the competitiveness of graduates in the labor market and provides examples of interaction between the educational and professional communities in the field of assessing the quality of Russian education.

Текст научной работы на тему «Проблемы оценки качества в новейшей истории российского образования»

УДК 371 ББК 74

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДОР ПЕТРОВИЧ ВА СИЛЬЕВ,

главный редактор электронного журнала «Транспортное право и безопасность»,

член Российской академии юридических наук, доктор юридических наук, профессор E-mail: [email protected]; АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ ДРОНДИН, доцент Московского финансово-промышленного университета «Синергия»,

кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]

Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Приведена периодизация развития института оценки качества профессиональных образовательных программ. Проанализированы актуальные тенденции независимой оценки качества образования и их роль в повышении конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг и конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Приведены примеры взаимодействия образовательного и профессионального сообществ в сфере оценки качества российского образования.

Ключевые слова: образование, оценка, качество, аккредитация, работодатель.

Abstract. The author presents the periodization of the development of the institute for assessing the quality of professional educational programs. The article analyzes current trends in the independent evaluation of the quality of education and their role in enhancing the competitiveness of higher education institutions in the market of educational services and the competitiveness of graduates in the labor market and provides examples of interaction between the educational and professional communities in the field of assessing the quality of Russian education.

Keywords: education, evaluation, quality, accreditation, employer.

Проблемы оценки качества образования на определенных этапах жизненного пути оказываются весьма актуальными для любого абитуриента, обучающегося, родителей обучающегося и т.д. Очевидно, что данная оценка с их стороны носит субъективный характер. Однако при всем многообразии подходов к оценке качества образования общим практически для любой образовательной системы является признание необходимости проведения независимой внешней экспертизы. Поисками объективных критериев и проработанной процедуры оценки качества образования занимаются государство, профессиональное и академическое сообщество [8]. При этом на сегодняшний день степень ис-

следования проблем оценки качества образования продолжает оставаться недостаточной.

Специалисты придерживаются различных взглядов на периодизацию развития представлений о качестве образования [7, 9]. Что касается новейшей истории российского высшего образования, то на наш взгляд представляется логичным выделить четыре этапа развития института оценки качества профессиональных образовательных программ.

Начало первого этапа можно отсчитывать от окончания существования государства под названием «СССР». Несмотря на кардинальные сдвиги в экономической сфере в тот период, в сфере образования, являющейся более инерционной, продолжа-

ло доминировать сосредоточение ресурсов оценки качества образования в руках государства. Государственная аккредитация образовательных программ была введена в России в 1992 г. Законом «Об образовании». В этом же законе декларировалось предоставление учебным заведениям права «получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах». Однако дальнейшей конкретизации идеи общественной оценки качества образования и попытки практических действий в этой области российское образование ожидало более 10 лет.

Второй этап анализируемого процесса связан с присоединением в 2003 г. России к Болонскому процессу. Фактически Россия взяла на себя обязательства по созданию системы обеспечения качества образования на основании европейских принципов гарантии качества при сохранении приоритетности федеральных государственных образовательных стандартов. Первые шаги внедрения Болонского процесса оценку качества образования существенно не продвинули, но привели к появлению закономерного вопроса: стоило ли России идеально копировать зарубежную технологию образования, когда советская система образования активно использовалась и закреплялись в зарубежных странах?1

Сама идея дополнения государственной оценки качества образования оценкой со стороны профессионального и академического сообщества, безусловно «вписывалась» в идеологию Болонского процесса. Но оставались неясными, по крайней мере, два аспекта. Во-первых, каков статус оценки качества образования программы со стороны общественности? Во-вторых, если государство проверяет образовательную программу на соответствие/ несоответствие Федеральному гособрстандарту (ФГОС), то какими критериями должны пользоваться профессионально-академические эксперты?

Третий этап рассматриваемого процесса берет свое начало с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», который признает институт независимой оценки качества образования (ст. 95) и возможности рассмотрения при проведении госаккредитации сведений об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность,

общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации (ст. 96). Тренд в изменении роли и места государства в системе оценки качества образования был очевиден: отказ государства от монопольной процедуры оценки качества образования через государственную аккредитацию. Логичной выглядела и идея поручения принятия решения о профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ сообществам работодателей, поскольку именно работодателям виднее, насколько соответствуют результаты обучения требованиям рынка труда.

К сожалению, идея активного подключения профессионального сообщества к оценке качества образовательных программ была серьезно дискредитирована рядом организаций, формально представляющих работодателей, которые на «скромное» вознаграждение без какой-либо серьезной экспертизы стали штамповать свидетельства о профессионально-общественной аккредитации.

При этом в ведомственных образовательных организациях доминировали административно-ресурсные подходы к вопросам качественного состава научно-педагогических кадров. В частности, нередким стало преподавание дисциплин педагогами, не имеющими отношения к данному направлению подготовки и соответствующих публикаций. Можно ли после этого говорить о качестве не только образовательной политики, но и профессиональных компетенциях выпускников? Особенно больно это «бьет» по качеству образования в случаях, когда преподаватели не имеют никакого практического опыта в рамках преподаваемой дисциплины2. При этом продолжал оставаться вакуум в критериальной базе для оценки качества образования со стороны сообществ работодателей. Государственный эксперт ориентируется на ФГОС, а на что должен ориентироваться эксперт от объединения работодателей?

Протекающий ныне четвертый этап развития института оценки качества профессиональных образовательных программ связан с учреждением в 2014 г. Национального совета по профессиональным квалификациям при Президенте России, под эгидой которого стали формироваться советы по профессиональным квалификациям в ряде отраслей. Данные советы по профессиональным квалификациям возглавляют работу по разработке и

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

утверждению в Министерстве труда и социальной защиты Профессиональных стандартов.

Разрабатывая ФГОС, академическое сообщество ориентировалось на собственные представление о том, каким должен быть выпускник данной образовательной программы, хотя объективную оценку актуальности сформулированного профиля компетенций выпускника должен дать рынок труда, то есть работодатель. С другой стороны, работодатель конечно же имел свое мнение по поводу того, какие молодые специалисты ему нужны, но вот сформулировать их, да еще в терминах профиля компетенций, до появления Национального совета по профессиональным квалификациям представителям работодателей удавалось крайне редко. Поэтому и диалог вуз — работодатель далеко не всегда получался плодотворным.

Профессиональные стандарты, в отличие от ФГОС, уже не являются плодом кабинетного творчества представителей академического сообщества, а фиксируют мнение работодателей в соответствующей отрасли: каким они хотят видеть сотрудника в рамках данной профессиональной сферы? Тем самым формулируется послание в адрес вузов: каких выпускников надо готовить и кто готовит. По данным проблемам можно найти научные суждения многих уважаемых авторов [1, 2, 3, 4].

Практика профессионально-общественной оценки образовательных программ со стороны сообществ работодателей, представляющих упомянутые выше советы по профессиональным квалификациям, представляется весьма проработанной и полезной для образовательных организаций. Выстроенный диалог между вузом и сообществом работодателей четко определяют критерии оценки качества образования, понятные обеим заинтересованным сторонам.

В заключении необходимо отметить, что вопросы совершенствованию образовательной политики страны должны способствовать не только ФЗ об образовании РФ, но и ведомственные НПА, в том числе и Минобрнауки. На наш взгляд, напрашивается отдельное законодательное закрепление таких важнейших аспектов, как совершенствование воспитания правосознания, правового образования и правовой грамотности, поскольку в ст. 1 Конституции РФ еще в 1993 г. зафиксировано, что Россия

является правовым государством. А эти основы, по нашему мнению, должны обеспечиваться законодательством в сфере образовании [5].

Еще одной из возможных мер по решению обсуждаемых проблем является пересмотр Минобрнауки России Приказа от 25 февраля 2009 г. № 59 «Об утверждении Номенклатуры специальностей научных работников» в плане добавления научной юридической диссертационных специальностей «Транспортное право и безопасность» (узаконится также и учебная юридическая дисциплина для всех вузов «Транспортное право», в том числе создании кафедр и циклов на местах»), «Дисциплинарная ответственность» (при этом параллельно должно быть разработан и издан единый ФЗ «О дисциплинарной ответственности в России»), «Административная ответственность» (сейчас вопросы дисциплины «Административное право» рассматриваются как в науке, так и на практике в общем порядке с учетом норм Трудового кодекса РФ, тогда как дисциплинарная и административная ответственность [6] должны выступать отдельно как самостоятельные отрасли права, тем более что они выделяются в предмете «Теория государства и права»). Все это будет способствовать разрешению вышеуказанных проблем в научно-образовательной и воспитательной областях, поиску эффективных путей формирования и воспитания личности российского гражданина.

Литература

1. Анохина С.Ю., Бережкова Н.Ф., Мельников А.В. и др. (всего 7 авторов) Правовое положение полиции МВД России: Учебник // Под ред. докт. юрид. наук Ф.П. Васильева. Предисловие докт. эконом. наук, канд. юрид. наук, проф. Н.Д. Эриашвили. М.: изд-во ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право. 2014, 816 с.

2. Бережкова Н.Ф. Юридическое образование и этические нормы // Ежемесячный журнал, Алтайский юридический вестник № 2(2) г. Барнаул, 2013. С. 8—11.

3. Бережкова Н.Ф. Совершенствование мероприятий прокурорского надзора в области образования в России // Международная научно-практическая конференция «Гражданское общество и правовое государство». Издательский Дом «Научное обозрение», г. Москва, 8—9 декабря 2014 г. Сб. научных докладов. М.: 2014, С. 7—18.

4. Бережкова Н.Ф. Правовое регулирование государственной службы в России. Этические нормы и присяга / М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. 2015. 583 с. (Серия «Научные издания для юристов»).

5. Васильев Ф.П., Дрондин А.Л. Современные специфические особенности осмотра места преступления на объектах транспортной инфраструктуры и подготовка юристов: как преодолеть противоречия // Путь науки. №1. 2016.

6. Васильев Ф.П., Николаев А.Г. Сущность и необходимость совершенствования обеспечения транспортной безопасности и вопросов образования в России и их административно-правовое регулирование // Наука и Мир. 2016. Т. 2. № 5 (33). С. 182—187.

7. Звонников В.И. Качество образования, или кое-что новое о старой проблеме // Качество образования. № 6. 2009.

8. Независимая оценка качества высшего образования в России и за рубежом: монография / Под

общ. ред. Л.Н. Глебовой и Ю.Б. Рубина. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015.

9. Филимонова Е.В., Волоскова Н.Н. Система оценки качества образования: этапы и тенденции развития // Международный журнал экспериментального образования. № 5. 2010.

1 Также надо отметить и то, что нетворческие внедрение Бо-лонских образовательных технологий не способствовало развитию в России таких жизненно важных значимых явлений как воспитание национальной культуры (гордости), патриотизма. При этом, напротив, поощрялось «процветание» коррупцион-но-обывательского характера развития личности в российском новом обществе, стремление к индивидуальной наживе. А личностные качества государственно-общественной значимости оказались «на заднем плане» (речь идет о личностных качествах граждан России). Так появились и стали престижными стремление иметь двойное гражданство, открытие счетов в зарубежных странах, приобретение собственности в зарубежных странах и др.

2 В свое время, а именно в середине 2000-х годов, словно предвидя данные отклонения, В.В. Путин весьма уместно указывал на раздвоение личности в системе профессионально-образовательной деятельности.

УДК 355.134.22 ББК 74

ТРАДИЦИЯ НАГРАЖДЕНИЯ ВОИНОВ РУССКОЙ АРМИИ

ОРДЕНАМИ И МЕДАЛЯМИ

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ПАШКОВ,

Московский гуманитарный университет, кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]

Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования Научный консультант: заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», доктор педагогических наук, профессор В.А. Ситаров

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье говорится о традиции награждения русских воинов орденами и медалями. Кратко излагаются даты утверждения орденов и их описание. Кроме орденов и медалей в статье говорится о награждении воинов золотым оружием, драгоценными подарками, денежными средствами и грамотами.

Ключевые слова: воины, Отечество, награды, ордена, медали, воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.