Научная статья на тему 'Целевые направления взаимодействия системы образования c реальным сектором экономики региона в решении задач управления качеством подготовки рабочих кадров'

Целевые направления взаимодействия системы образования c реальным сектором экономики региона в решении задач управления качеством подготовки рабочих кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ / SOCIAL DIALOGUE / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Ирина Леонидовна, Петрова Светлана Александровна

Статья посвящена вопросам качества профессионального образования. Рассмотрены основные направления деятельности органов управления образованием региона. Предложен методологический подход к анализу и управлению качеством региональной системы профессионального образования на основе модели оценки качества подготовки выпускников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Ирина Леонидовна, Петрова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Targeted areas of interaction educational system and the real sector of the regional economy in solving problems of personnel training quality management

The article is devoted to the quality of vocational education. Reviewed the main directions of activity of educational authorities in the region. Proposed a methodological approach to the analysis and quality management of a regional system of vocational education based on the assessment model of the quality of graduates.

Текст научной работы на тему «Целевые направления взаимодействия системы образования c реальным сектором экономики региона в решении задач управления качеством подготовки рабочих кадров»

ИЛ. ЯКОВЛЕВА, С.А. ПЕТРОВА

Ирина Леонидовна ЯКОВЛЕВА — заместитель начальника Управления профессионального образования Департамента образования г. Москвы.

В 1989 г. окончила МВТУ им. Н.Э. Баумана.

Автор 5 научных работ.

Сфера научных интересов — экономика труда, воспроизводство трудовых ресурсов, региональная экономика.

Светлана Александровна ПЕТРОВА — кандидат технических наук, доцент, начальник Управления развития государственной службы ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минздравсоцразвития России.

В 1995 г. окончила Московскую государственную академию химического машиностроения.

Автор более 50 научных и научно-методических работ.

Сфера научных интересов — экономика труда, развитие человеческого потенциала, управление качеством образования.

^ ^ ^

ЦЕЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ С РЕАЛЬНЫМ СЕКТОРОМ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ

Формы и методы работы в сфере образования разнообразны. Сегодня необходимы в первую очередь интеграция, партнерство и взаимодействие образовательных учреждений с правительственными органами, предприятиями реального сектора экономики, обществом в целом, с другими образовательными структурами. В связи с этим Управление профессионального образования Департамента образования г. Москвы инициирует развитие сотрудничества подведомственных образовательных учреждений, налаживание диалога и заключение договорных отношений. В этой сфере реализуются разнообразные проекты.

Проведенный анализ состояния московской образовательной системы позволяет сделать следующие выводы:

— руководство городской системы образования и педагогические коллективы образовательных учреждений понимают необходимость активизации работы с ассоциациями и объединениями работодателей с целью не только налаживания взаимодействия, но и более полной оценки деятельности образовательного учреждения со стороны социальных партнеров, учета их мнения о качестве подготовки, переподготовки, повышения квалификации и предоставления образовательных услуг;

ГРНТИ 06.77.02

© И.Л.Яковлева, С.А.Петрова, 2012

— признание качества подготовки выпускников образовательных учреждений не только определяется процедурами аккредитации учреждений в соответствии с законодательством в сфере образования, но и должно носить независимый характер с участием заинтересованных представителей производства и бизнеса, в частности ведущей негосударственной некоммерческой организацией российских предприятий и российских предпринимателей — Торгово-промышленной палатой РФ.

Учитывая вышесказанное, авторы статьи делают вывод о том, что качество образования можно рассматривать как необходимое условие, обеспечивающее баланс всех характеристик и специфических свойств, присущих только системе образования, а также соответствие потребностям, которые предъявляет общество, работодатели и в целом бизнес к системе образования. Само понятие «качество» в данном контексте можно рассматривать с двух сторон: во-первых, как некое соответствие результатов образовательного процесса (качества предоставляемых работ и услуг) тем вызовам, которые предъявляет сфера экономики. Во-вторых, как уровень подготовки выпускников. Итак, именно обеспечение качества является тем недостающим звеном, которое позволит сбалансировать сферы интересов образования и бизнеса [1].

Разработка систем менеджмента качества предприятий и организаций в соответствии с требованиями международных стандартов ISO 9000 является важным направлением обеспечения качества и конкурентоспособности предоставляемых работ и услуг. Кроме того, это необходимое условие деятельности в рамках международного сотрудничества. Следует отметить, что такая работа активно проводится Управлением профессионального образования г. Москвы с 2007-2009 гг., в период реализации приоритетных национальных проектов «Образование» (ПНПО «Образование»). 17 московских колледжей (в том числе 3 колледжа — дважды) стали победителями ПНПО «Образование».

Реализация инновационных образовательных программ (ПОП) позволила на основе создания интегрированной образовательной среды достичь непосредственного эффекта, связанного с качественным преобразованием учебно-методического, научного, информационного и инфраструктурного обеспечения образовательного процесса, позволяющего производить инновационные образовательные продукты и применять новые технологии в учебно-производственном и исследовательском процессах. Именно эти образовательные учреждения стали пилотными площадками, в рамках которых, в том числе, разрабатывались и апробировались возможные схемы управления региональной системой образования в целом.

Идея обеспечения сбалансированности спроса и предложения, отражающей соотношение между реальными потребностями в образовательных услугах и возможностями их предоставления, воплощена участниками ИОП в формализованном виде, на основе некоторого индексного показателя, включающего, например, такие составляющие, как: конкурс при поступлении в учебное заведение; сохранность контингента учащихся в процессе обучения; трудоустройство выпускников и др. Эти показатели, отвечающие условиям простоты определения, объективности, доступности, количественной измеряемости, легко применимы для использования при проведении мониторинговых исследований.

В дальнейшем эти наработки и иные структурные и организационные механизмы развития и управления региональной системой профессионального образования, закрепленные на законодательном уровне Правительством г. Москвы, были использованы Управлением профессионального образования г. Москвы при разработке государственной программы «Столичное образование» на 2012-2016 гг. и при внедрении в образовательных учреждениях «Методики расчета показателей индикаторов деятельности учреждений профессионального образования города Москвы».

Безусловно, работа в области управления качеством в России и в Москве ведется. Так, в 2010 г. в рамках V Международного форума «Гарантии качества профессионального образования» 4 колледжа, подведомственных Департаменту образования г. Москвы, приняли участие и стали лауреатами в номинации «Выставка достижений». В 2011 г. Педагогический колледж № 5 принял непосредственное участие в конкурсе «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования», проводимом Рособрнадзором России. Но необходимо отметить, что, в то время как число сертифицированных компаний в мире составляет более 400 тыс., в России лишь чуть более тысячи предприятий и организаций получили сертификаты соответствия на системы менеджмента качества.

Таким образом, в современных условиях назрела необходимость разработки методического обеспечения функционирования системы управления качеством профессионального образования, так как

контроль и оценка эффективности системы образования и всех ее компонентов являются неотъемлемым элементом политики в области образования. В связи с этим актуальными становятся проблемы объективности, достоверности, информативности в оценке качества деятельности системы образования на федеральном, региональном уровнях и уровне учебного заведения.

Деятельность любого образовательного учреждения, разрабатывающего систему менеджмента качества в соответствии с требованиями ИСО 9001:2008, формируется на основе единой системы критериев. Ранее мы уже рассматривали эти критерии [2]. В данной статье хочется подробнее остановиться на некоторых вопросах реализации политики и стратегии в области качества подготовки выпускников на региональном уровне.

Авторами разработан методологический подход к анализу и управлению качеством региональной системы профессионального образования на основе модели оценки качества подготовки выпускников (см. рис. 1). В целом, любая задача управления заключается в том, чтобы на основе заданных параметров получить максимально возможное соответствие требованиям качества подготовки выпускников, что подтверждается получением образовательным учреждением свидетельства о сертификации. В данном случае рассмотрена процедура получения свидетельства от Торгово-промышленной палаты (11111) РФ. По результатам прохождения такой процедуры образовательное учреждение получает свидетельство, удостоверяющее, что уровень и качество подготовки, переподготовки и повышения квалификации отвечает требованиям для включения такого образовательного учреждения в реестр 11111 РФ.

Рис. 1. Модель оценки качества подготовки выпускников

В рамках данного исследования разработана модель оценки качества подготовки выпускников. В качестве входных параметров приняты те характеристики, которые заданы как обязательные для прохождения процедуры экспертизы. В соответствии с п. 2.3 Положения о сертификации образовательных учреждений и организаций в 11111 РФ качество подготовки, переподготовки, повышения квалификации и предоставления образовательных услуг образовательными учреждениями и организациями оценивается по следующим параметрам, являющимся измеряемыми величинами:

1) наличие лицензии на образовательную деятельность (L);

2) наличие свидетельства о государственной аккредитации (А);

3) наличие лицензий отраслевых министерств, ведомств и организаций (L0);

4) качество учебных программ (QPR);

5) качественный состав преподавателей, наличие преподавателей-практиков и их участие в учебном процессе (Qtch)',

6) повышение квалификации преподавателей, в том числе за рубежом (К);

7) привлечение зарубежных преподавателей (FTCH);

8) наличие собственных учебно-методических пособий (Тв);

9) использование компьютерных обучающих программ (//Л ):

10) объем практических занятий (P¿)',

11) процент набора слушателей к планируемому (N);

12) уровень развития материально-технической базы (МТВ);

13) объем библиотечного фонда (BF);

14) использование различных форм работы с выпускниками, слушателями по их распределению, трудоустройству (7);

15) наличие договоров с предприятиями, фирмами, компаниями на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров (Q;

16) привлечение финансовых средств в виде спонсорских, благотворительных взносов с целью развития деятельности образовательного учреждения, организации (материально-техническая база, учебно-методическая литература, оплата труда работников и т.д.) (F);

17) организация курсовых, преддипломных практик студентов, слушателей (Рд);

18) учет рейтинга специальностей, регулярно публикуемых в СМИ, в деятельности образовательного учреждения, организации (R);

19) наличие в учебных планах дисциплин, связанных с изучением развития российского предпринимательства (история, этика и пр.) — состояние и перспективы (SUP);

20) издание учебников, учебных пособий, использование результатов научных разработок при их подготовке (//):

21) проведение конференций, «круглых столов» по актуальным проблемам развития рыночной экономики в России (Ks);

22) участие в деятельности союзов, ассоциаций и объединений предпринимателей {Paos)',

23) мнение руководителей предприятий, организаций и фирм о качестве подготовки, переподготовки, повышения квалификации и предоставления образовательных услуг (Реь).

Оценка вышеперечисленных параметров выполняется экспертным способом. Отбор экспертов осуществляется случайным образом из общего списка экспертов, входящих в базу оценки по соответствующему направлению деятельности. При этом каждое образовательное учреждение должно быть оценено по всем перечисленным выше параметрам.

Главным принципом принятия решения по результатам экспертизы является достижение образовательным учреждением индекса качества ig, не ниже 70 % установленного максимума, при условии, что не менее 60 % экспертов дали такую оценку. Следует отметить, что при проведении оценки необходимо обеспечить соизмеримость используемых значений путем нормирования величин параметров. При этом предварительно необходимо разделить всю совокупность параметров на две группы по признаку формирования оценки: бинарные (L, A, L0) и балльные (QPR, О raí- FTCH, К, Тв, IKT, Pz, N, Мтв, ВР, I- С, F, Pr, SUP, IZ, К$, Paos, Рек Р)-

Для бинарных параметров возможны только два варианта оценки — да / нет или 1/0. В то время как балльные могут иметь разные варианты оценочных значений, в том числе выраженные как в абсолютных, так и в относительных величинах. Поэтому на предварительном этапе необходимы нормирование этих величин и приведение их к единому формату представления для обеспечения сопоставимости. Индекс качества образовательного учреждения íg¡ определяется как сумма значений всех параметров оценки.

Для решения задачи управления качеством региональной системы профессионального образования можно рассматривать различные варианты необходимых срезов:

Усредненный уровень достижения параметров качества по выбранной совокупности образовательных учреждений.

Средний уровень достижения конкретного параметра по выбранной совокупности образовательных учреждений.

Очевидно, что в целях управления нас интересуют не все возможные значения, а лишь предельные — низшие и высшие оценки по каждому параметру. Для этого формируются пакеты данных, позволяющие оценить, какая доля образовательных учреждений в обследуемой выборке обладает высокими или низкими показателями и по каким параметрам. По этим исходным данным строятся соответствующие диаграммы (см. рис. 2, 3). Визуализация позволяет быстро расставить акценты и приоритеты по основным направлениям, где требуется выработка целенаправленных управляющих воздействий с целью общего повышения уровня качества.

О доля ОУ, получивших высшую оценку Рис. 2. Распределение образовательных учреждений по наивысшему уровню достижения показателей качества

О доля ОУ, получивших низшую оценку Рис. 3. Распределение образовательных учреждений по низшему уровню достижения показателей качества

Проецируя данный методический подход на профильные, отраслевые, территориальные и другие) колледжи, можно сделать выводы о возможных достижениях и провалах в обеспечении качества подготовки выпускников, в том числе как в ходе сравнительного анализа по различным профилям, так и во временном контексте — анализ динамики изменения показателей за определенный период времени: год, три года и т. д.

Создание системы мониторинга по данному направлению позволит не только выстроить рейтинг образовательных учреждений, но и в зависимости от выявленных несоответствий по отдельным параметрам внести управляющие воздействия, оценить эффективность управления в предыдущем периоде и, при необходимости, скорректировать их. Следует отметить, что в качестве параметров оценки может использоваться любая другая совокупность качественных характеристик, включающая, например, общий уровень успеваемости в учебном заведении или наличие образовательных программ, согласованных с работодателями, и т. д. Таким образом, предложенная модель оценки качества подготовки выпускников позволяет получить целостную картину по всей региональной системе образования на основе независимой оценки и подтверждения требуемого уровня качества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбашко Е.А. Традиции и перспективы развития научной школы в области управления качеством ЛФЭИ — СПбГУЭФ // Известия СПбУЭФ. 2010. № 4. С. 148-155.

2. Яковлева II.Л., Петрова С.А. Управление качеством профессионального образования как фактор обеспечения конкурентоспособности образовательных услуг // Качество. Инновации. Образование. 2011. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.