Научная статья на тему 'Организация независимой оценки информационной открытости образовательных организаций'

Организация независимой оценки информационной открытости образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
661
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ / РЕЙТИНГИ / ОТКРЫТОСТЬ И ДОСТУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / QUALITY OF EDUCATIONAL ACTIVITIES / INDEPENDENT ASSESSMENT OF EDUCATION QUALITY / CRITERIA AND INDICATORS OF EDUCATION QUALITY ASSESSMENT AT EDUCATIONAL INSTITUTIONS / RATINGS / OPENNESS AND ACCESSIBILITY OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомицкая Галина Николаевна, Бубеева Баирма Нанзатовна

В связи с выходом российского образования на международный рынок образовательных услуг разрабатываются новые алгоритмы и модели образовательной деятельности, которые предполагают не только отказ от неактуальных подходов, но и развитие современного понимания таких феноменов, как образовательная услуга, качество образования и его гарантии; комплексная оценка качества образования, состоящая из сочетания внешней и внутренней оценки. Наибольшую актуальность приобретает развитие системы независимой оценки качества образования. В статье представлен опыт организации оценочных процедур, проводимых в рамках региональной системы независимой оценки качества образования. На основе теоретического обоснования подходов к определению понятия «качество образования» разработана технология проведения независимой оценки качества образовательной деятельности школ, представлены виды, методы и средства независимого оценивания критерия информационной открытости образовательных учреждений Республики Бурятия. С учетом полученных данных выявлен интегральный показатель информационной открытости образовательных организаций, обозначены затруднения и проблемы, которые испытывают школы при разработке и содержательном наполнении школьных сайтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фомицкая Галина Николаевна, Бубеева Баирма Нанзатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of an Independent Assessment of Information Openness at Educational Institutions

In connection with Russian education entering the international market of educational services, new algorithms and models of educational activity have been developing, they involve not only abandonment of irrelevant approaches, but formation of modern understanding of such phenomena as educational services, education quality and its guarantees; comprehensive assessment of education quality, combinating external and internal evaluation. One of the most urgent issues today is development of an independent assessment system of education quality. The article presents the experience of organization assessment procedures within the framework of the regional system of education quality independent assessment. The technology of independent quality assessment of schools has been worked out on the basis of theoretical substantiation of approaches to "quality education" definition. We present forms, methods and means of independent evaluation of information openness at educational institutions of the Buryat Republic. Taking into account the obtained data we reveal the integral index of educational institutions’ information openness, identify the difficulties and problems experienced by schools in work out of websites.

Текст научной работы на тему «Организация независимой оценки информационной открытости образовательных организаций»

УДК 37.014

doi: 1018101/1994-0866-2106-4-195-201

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

© Фомицкая Галина Николаевна

доктор педагогических наук, доцент, ректор, Бурятский республиканский институт образовательной политики Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Советская, 30 E-mail: [email protected]

© Бубеева Баирма Нанзатовна

кандидат социологических наук, специалист отдела мониторинга Центра информационных технологий, дистанционного и сетевого образования, Бурятский республиканский институт образовательной политики Россия, 670000, г. г. Улан-Удэ, ул. Советская, 30 E-mail: [email protected]

В связи с выходом российского образования на международный рынок образовательных услуг разрабатываются новые алгоритмы и модели образовательной деятельности, которые предполагают не только отказ от неактуальных подходов, но и развитие современного понимания таких феноменов, как образовательная услуга, качество образования и его гарантии; комплексная оценка качества образования, состоящая из сочетания внешней и внутренней оценки. Наибольшую актуальность приобретает развитие системы независимой оценки качества образования. В статье представлен опыт организации оценочных процедур, проводимых в рамках региональной системы независимой оценки качества образования. На основе теоретического обоснования подходов к определению понятия «качество образования» разработана технология проведения независимой оценки качества образовательной деятельности школ, представлены виды, методы и средства независимого оценивания критерия информационной открытости образовательных учреждений Республики Бурятия. С учетом полученных данных выявлен интегральный показатель информационной открытости образовательных организаций, обозначены затруднения и проблемы, которые испытывают школы при разработке и содержательном наполнении школьных сайтов.

Ключевые слова: качество образовательной деятельности, независимая оценка качества образования, критерии и показатели оценки качества образовательной деятельности организаций, рейтинги, открытость и доступность информации.

Новые алгоритмы и модели образовательной деятельности, разрабатываемые в связи с выходом российского образования на международный рынок образовательных услуг предполагают не только отказ от неактуальных подходов, но и развитие современного понимания таких феноменов, как образовательная услуга, качество образования и его гарантии; комплексная оценка качества образования, состоящая из сочетания внешней и внутренней оценки; общественная экспертиза и образовательный аудит и т. д. В отечественной образовательной практике принято рассматривать качество образования с разных позиций. В государственном плане качество образо-

вания рассматривается как соответствие современным жизненным потребностям развития страны [8], оно связано с формированием нации и государства, основывающихся на определенных ценностях, идеологии или религиозных убеждениях; сохранении или изменении традиционных ценностей и мифов; достижении глобальной экономической конкурентоспособности; обеспечении индивидуальной занятости или экономической стабильности; сохранении семейных и общественных ценностей; поддержке прав человека и мира во всем мире.

Для местного сообщества качество образования выражается в рейтинге школы, в повышении уровня культуры и воспитанности населения, в количестве хорошо образованных и успешных в профессиональной карьере выпускников.

Для органов управления качество отождествляется с количественными показателями, например, такими как процент выпускников школ, поступивших в вузы, количество аттестованных выпускников и т. д.

С позиции учебного заведения качество образования связано с результатами ЕГЭ, успешностью выпускников в профессиональной и семейной жизни.

У индивида качество образования может выражаться в интерпретации оценок, привлекательности содержания учебных предметов, полезности школьного образования для получения работы [9, с. 87].

Представленные позиции убедительно показывают, что качество образования выступает и интегральной характеристикой системы образования, и социальной категорией, определяющей:

- состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых, профессиональных компетенций личности;

- уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые в соответствии с планируемыми целями на определенном этапе обучения;

- степень удовлетворения ожиданий от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг различных участников процесса образования [7, с. 138]. Это убедительно свидетельствует о том, что современный подход к оценке результатов в общем образовании является более критичным: более тщательным стал выбор критериев оценки, более осторожным подход к использованию результатов оценки в целях педагогической или селективной диагностики [1], [3], [5], [6]. К результатам оценки предъявляются следующие требования:

- они должны быть «валидными» (соответствующими программам преподавания);

- жестко объективными и стабильными (т. е. не подверженными изменениям, независимыми от времени или от характера экзаменующего);

- доступными (т. е. время, научные силы и средства на их разработку и проведение должны быть оптимальными и доступными для государства) [2].

Именно система оценивания позволяет получить достоверные сведения о достигнутых образовательных результатах, будь то традиционные или инновационные характеристики образовательной деятельности. Современная российская система независимой оценки качества образования развивается в двух направлениях:

- оценка образовательных достижений школьников;

- оценка образовательной деятельности организаций.

Впервые независимая оценка качества образования нашла нормативное закрепление в статье 95.2 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации».

Институализация независимой оценки качества образования происходит, с одной стороны, на уровне ее нормативно-правового закрепления, с другой стороны, на уровне организации и проведении оценочных процедур. Независимая оценка образовательных достижений школьников закрепляется за специальными институтами, имеющими сертификацию и опыт организации такой работы. Право организации работ по независимой оценке качества образовательной деятельности образовательных учреждений закреплено за Общественными советами, создаваемыми при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Критериями качества образовательной деятельности образовательных организаций (ОО) выступают:

• открытость и доступность информации о деятельности ОО;

• комфортность условий и доступность получения в ОО услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья;

• доброжелательность, вежливость и компетентность работников ОО;

• удовлетворенность качеством оказания услуг в ОО.

Отметим, что одним из основных критериев является информационная открытость и доступность ОО, которая позволяет получить необходимый и достаточный объем сведений о структуре, целях, задачах, финансовых и иных существенных условиях деятельности организации. Информационная открытость и доступность образовательной организации определяет требования к формированию открытых и общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию об их деятельности, и обеспечение доступа к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет [9].

Для проведения независимого оценивания необходимо определить регламент работ, отражающий последовательность действий оценивающего субъекта. Вначале определяется полнота и актуальность информации об организации, размещенной на общедоступных информационных ресурсах (на официальных сайтах организации, на информационных стендах в помещении организации, органов исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет), посредством чего выявляется наличие сведений о педагогических работниках организации; доступность взаимодействия с получателями образовательных услуг по электронной почте, с помощью электронных сервисов, предоставляемых на официальном сайте организации в сети Интернет.

Результаты оценки сайтов ОО на предмет соответствия требованиям к структуре и формату представления информации, ее наличия и полноты, а также доступности для граждан-потребителей услуг, отражаются в оценочном листе. На основе соответствующих критериев оценочного листа рассчитывается значение обобщенного показателя.

С учетом вышеизложенного нами, как независимыми экспертами организации-оператора, выбранной на основе открытого конкурса, была организована процедура независимой оценки качества образовательной деятельности 32 образовательных организаций региона.

Структурный анализ, проведенный по разделам, выявил следующие результаты.

Информация по разделу «Структура и органы управления образовательной организации» в полном объеме не представлена ни в одной образовательной организации, информация о руководящих и педагогических кадрах - ограничено, официальная статистика представлена в разном объеме только у 25% учреждений. Низкая информативность по деятельности организаций по взаимодействию с общественностью (диагностика общественного мнения, анкетирование), реализации государственно-общественного управления, публикациям по деятельности организации в СМИ говорит об отсутствии (или ограничении) практики расширения общественного участия образовательным процессом и механизмов привлечения общественности к делам учреждения.

Отчет о результатах самообследования на официальных сайтах представлен только у трети ОО. Отсутствие отчетов о результатах самообследования является прямым нарушением постановления правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582.

Информация об образовательной деятельности представлена в целом недостаточно и отсутствует по основным направлениям деятельности. Дополнительная информация по результативности детей в учебной и внеучебной деятельности, педагогов, реализации ими образовательных технологий, формировании информационной образовательной среды представлена разрозненно, не дает полной картины качества деятельности организаций. У подавляющего большинства (более половины) ОО информация закрыта для доступа или отсутствует. Информационная открытость находится на низком уровне.

Подраздел «Образовательные стандарты» фактически не отражен на сайтах школ. Только у двух ОО этот раздел представлен, но без внутреннего содержания.

Сведения по материально-техническому обеспечению и оснащенности образовательного процесса не представлены у 80% ОО. Данные по оснащенности спортивными залами, столовыми, медицинским кабинетом, мерами по здоровьесбережению и питанию детей представлены у трети ОО.

Финансово-экономическая деятельность ОО освещена в той или иной мере в отдельном разделе у 13% ОО.

Диаграмма 1

В целом анализ сайтов показал, что отсутствие у большинства сайтов школ (до 93,6% по отдельным показателям) структурных компонентов (разделов и подразделов) затрудняет навигацию и поиск информации, нарушает единообразие требований, препятствуют открытости и доступности информации для потребителей. Выявлен недостаточный уровень открытости и доступности информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

На основании вышеизложенного был сделан вывод о том, что уровень открытости и доступности информации об ОО в исследуемых объектах находится является крайне низким (диаграмма 1).

На основании вышеизложенного были выработаны рекомендации каждой образовательной организации по приведению в соответствие информации о деятельности организации образования, размещенной на официальном сайте. В частности, было предложено всем образовательным организациям провести внутренний аудит (технический и содержательный) школьного сайта и доработать с целью сведения к минимуму всех выявленных информационных дефицитов, вести целенаправленную и системную работу по привлечению активных пользователей сайта ОО, способствовать воспитанию информационной культуры как родителей, так и обучающихся. В целях привлечения интереса потребителей к информации, размещенной на сайте учреждения, было рекомендовано совершенствовать дизайн и мобильность интернет-ресурса. Таким образом, проведенное исследование позволило выработать рекомендации образовательным организациям для приведения официального сайта и содержащейся в нем информации в соответствие с требованиями законодательства, выявить актуальные проблемы в уровне профессиональной компетентности педагогов для разработки новых тематик программ курсов повышения квалификации, а также подготовить фактический материал для принятия управленческих решений.

Литература

1. Болотов В. А. О создании общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации // Вестник образования. — 2005. — № 11. — С. 10-18.

2. Болотов В. А., Ефремова Н. Ф. Системы оценки качества образования: учеб. пособие. — М.: Логос, 2007. — 192 с.

3. Литвиненко Э. В., Сергеева М. А., Нечаев М. П. Экспертное оценивание в лицензировании и аттестации образовательных учреждений и управленческих кадров: учеб. пособие. — М.: 5 за знания, 2008. — 176 с.

4. Нагорнов Н. В., Соломенко В. Г. Теория и практика гуманистического образования. — М.: Пед. об-во России, 2001. — 80 с.

5. Новый взгляд на грамотность: по материалам международного исследования Р1БА-2000 / под ред. Г. С. Ковалевой. — М., 2004.

6. Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нем информации: приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 29 мая 2014. № 785 г. Москва.

7. Сравнительный анализ системы обеспечения единого экзамена в зарубежных странах // Отчет Центра сравнительной образовательной политики МО РФ. — М., 2001.

8. Об образовании в Российской Федерации / федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3

9. Фомицкая Г. Н. Развитие региональной системы внешней оценки качества общего образования: дис. ... д-ра пед. наук. — Улан-Удэ, 2012. — С. 87.

ORGANIZATION OF AN INDEPENDENT ASSESSMENT OF INFORMATION OPENNESS AT EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Galina N. Fomitskaya

EdD, Professor, Buryat Republican Institute of Educational Policy 30 Sovetskaya St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: [email protected]

Bairma N. Bubeeva PhD in Sociology,

Department of Monitoring, Buryat Republican Institute of Educational Policy 30 Sovetskaya St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: [email protected]

In connection with Russian education entering the international market of educational services, new algorithms and models of educational activity have been developing, they involve not only abandonment of irrelevant approaches, but formation of modern understanding of such phenomena as educational services, education quality and its guarantees; comprehensive assessment of education quality, combinating external and internal evaluation. One of the most urgent issues today is development of an independent assessment system of education quality. The article presents the experience of organization assessment procedures within the framework of the regional system of education quality independent assessment. The technology of independent quality assessment of schools has been worked out on the basis of theoretical substantiation of approaches to "quality education" definition. We present forms, methods and means of independent evaluation of information openness at educational institutions of the Buryat Republic. Taking into account the obtained data we reveal the integral index of educational institutions' information openness, identify the difficulties and problems experienced by schools in work out of websites.

200

Keywords: quality of educational activities, independent assessment of education quality, criteria and indicators of education quality assessment at educational institutions, ratings, openness

and accessibility of information.

References

1. Bolotov V. A. O sozdanii obshcherossiiskoi sistemy otsenki kachestva obrazovaniya v Rossiiskoi Federatsii [About Establishment of All-Russian System for Evaluating the Quality of Education in the Russian Federation]. Vestnik obrazovaniya — Bulletin of Education. 2005. No. 11. Pp. 10-18.

2. Bolotov V. A., Efremova N. F. Sistemy otsenki kachestva obrazovaniya [Systems for Evaluating the Quality of Education]. Moscow: Logos Publ., 2007. 192 p.

3. Litvinenko E. V., Sergeeva M. A., Nechaev M. P. Ekspertnoe otsenivanie v litsenziro-vanii i attestatsii obrazovatel'nykh uchrezhdenii i upravlencheskikh kadrov [Expert Assessment in Licensing and Attestation of Educational Institutions and Managerial Cadres]. Moscow: 5 za znaniya Publ., 2008. 176 p.

4. Nagornov N. V., Solomenko V. G. Teoriya i praktika gumanisticheskogo obrazovaniya [Theory and Practice of Education in the Humanities]. Moscow: Pedagogical Society of Russia Publ., 2001. 80 p.

5. Novyi vzglyad na gramotnost' [A New Perspective on Literacy]. Proc. Int. Research PISA-2000. Moscow, 2004.

6. Ob utverzhdenii trebovanii k strukture ofitsial'nogo saita obrazovatel'noi organizatsii v informatsionno telekommunikatsionnoi seti «Internet» i formatu predstavleniya na nem informatsii [On Approval of Requirements for the Structure of Educational Organization Official Website in Information and Telecommunication Network "Internet" and for the Format of Presentation Information]. Order of The Federal Service for Supervision in Education and Science (Rosobrnadzor) No. 785 of May 29, 2014. Moscow, 2014.

7. Sravnitel'nyi analiz sistemy obespecheniya edinogo ekzamena v zarubezhnykh stranakh [The Comparative Analysis of the System for Ensuring Unified Examination in Foreign Countries]. Otchet Tsentra sravnitel'noi obrazovatel'noi politiki MO RF — Report of the Centre for Comparative Educational Policy of the Russian Federation Ministry ofDefense. Moscow, 2001.

8. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii [On Education in the Russian Federation]. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012.

9. Fomitskaya G. N. Razvitie regional'noi sistemy vneshnei otsenki kachestva obshchego obrazovaniya. Dis. ... d-raped. nauk [Development of Regional System for External Evaluating the Quality of General Education. Dr pedagogical sci. diss.]. 2012. P. 87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.