Научная статья на тему 'Внутренняя мотивация врачей-неонатологов'

Внутренняя мотивация врачей-неонатологов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
111
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внутренняя мотивация врачей-неонатологов»

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

| 4-2007

готовка к родам в единичных случаях (3 женщины; 4,2 %). В половине случаев (56,4 %) беременная женщина проходила психопрофилактическую подготовку в одиночку и менее чем в половине случаев (39,4 %) будущие участники партнерских родов (муж и жена) проходили ее совместно. Треть опрошенных женщин (32,4 %) считала, что при партнерских родах психопрофилактическая подготовка обязательна, еще 56,3 % - что такая подготовка желательна, и не было встречено мнений о ее нецелесообразности, однако почти каждая десятая женщина (11,3 %) затруднилась ответить на этот вопрос.

Схожим образом распределились ответы и на вопрос о том, должен ли муж проходить психопрофилактическую подготовку к родам: 35,2 % считали, что он обязательно должен ее пройти; 53,5 % - что ее прохождение желательно, и 11,3 % затруднились ответить (также не было встречено мнений о том, что "мужу психопрофилактическая подготовка не нужна"). В данном контексте представляется, что при партнерских родах психопрофилактическую подготовку должны проходить, как правило, оба супруга (что и было высказано опрошенными акушерами-гинекологами) [1]. В то же время среди женщин, у которых были партнерские роды, только треть (32,4-35,2 %) считала психопрофилактическую подготовку обязательной, в том числе и для мужа, а более половины (53,5-56,3 %) - желательной (т. е. не обязательной). Очевидно, что подобные (в целом, не очень высокие) оценки женщин-участниц партнерских родов в значительной мере определились достаточно формальным характером проводимой в настоящее время психопрофилактической подготовки к родам, состоящей из 5-7 занятий преимущественно общего плана (рекомендации относительно поведения во время беременности и родов, правил ухода за новорожденным ребенком), которые были явно не достаточными для подготовки семейных пар к партнерским родам.

Поэтому представляется целесообразным организация специальных занятий по психопрофилактической подготовке семейных пар к партнерским родам с включением, в том числе и видеоматериалов о протекании родов и акцентом на поведении мужа во время родов (в частности, что ему целесообразно делать, а что нет). Поскольку относительно небольшой контингент семейных пар (не более 10-15 %) настроен исключительно на партнерские роды, то подобная подготовка в крупном промышленном городе может быть реализована в одном, максимум -двух родильных домах (понятно, что организация подобных качественных психопрофилактических курсов во всех 5-7 родильных домах мало реальна). В этом одном родильном доме возможно оборудовать одну специальную родильную комнату, подобно домашней, которая имитировала бы домашний покой для роженицы (нереальность создания таких комнат во всех

родильных домах также понятна).

ЛИТЕРАТУРА

1. Ткаченко Л. В., Деларю А. В. // Журнал Российского общества акушеров-гинекологов. - 2006. -№ 4. - С. 29-31.

ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ ВРАЧЕЙ-НЕОНАТОЛОГОВ

Н. В. Деларю

МУЗ "Клинический родильный дом № 2", г. Волгоград

Качественное выполнение профессиональной деятельности в значительной мере определяется мотивацией [1, 3-5]. При этом мотивы человеческой деятельности можно разделить на внутренние и внешние. Первые порождаются ее общественной полезностью, удовлетворением, которое приносит работа благодаря творчеству, участию в организации и управлении, общению с людьми. Вторые - внешние мотивы - представляют собой побуждения, которые находятся за пределами труда как такового: заработная плата, боязнь осуждения, стремление к престижу и т. д. [3].

В ноябре 2005 - январе 2006 гг. в родильных домах гг. Волгограда и Волжского с помощью методики К. Замфир [Там же] было обследовано 46 врачей-неонатологов (гнездовые сплошные выборки). У 9 человек (19,6 %) стаж работы по данной специальности был до 5 лет, остальные 37 человек (80,4 %) проработали 5 лет и больше.

Показатель внутренней мотивации у опрошенных врачей был достаточно высоким (4,05±0,14 баллов по пятибалльной системе) и практически одинаковым в обеих стажевых группах (4,17±0,32 балла у проработавших менее 5 лет и 4,02±0,18 баллов у проработавших 5 и более лет). Поскольку продуктивность творческой работы, в том числе и врачебной деятельности указанных специалистов, определяется в основном внутренней мотивацией, то представляется правомерным говорить об имеющихся личностных диспозициях к успешной реализации ими своих профессиональных обязанностей.

Однако при этом можно отметить определенные различия в значимости составляющих внутренней мотивации: понимание общественной полезности работы было достоверно выше удовлетворенности от ее выполнения (среднегрупповые показатели составили 4,48±0,13 и 3,62±0,15 баллов соответственно; р<0,001). Данная закономерность (более высокий показатель понимания общественной полезности работы по сравнению с удовлетворенностью от ее выполнения) наблюдалась в обеих стажевых группах: соответствующие показатели у проработавших менее 5 лет врачей-неонатологов были 4,67±0,27 и 3,66±0,37 баллов (р<0,05), у проработавших 5 и более лет - 4,44±0,15 и 3,60±0,21 балл (с<0,01).

Ранее были выявлены значимые для врачей-неонатологов проблемы: частая невозможность

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

4-2007

оказать в должном объеме помощь детям вследствие отсутствия необходимой аппаратуры и медикаментозных препаратов, низкая заработная плата, неуважительное отношение других специалистов [2]. Очевидно, наличие этих проблем и обусловливает различия в понимании врачами-неонатологами общественной полезности своей работы и удовлетворенности от ее выполнения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Изд-во МГУ,1990. - 288 с.

2. Деларю Н. В. // Современное состояние и тенденции развития гуманитарных и экономических наук: матер. межрегион. науч.-практ. конференции. - Волгоград, 2006. - С. 179-181.

3. Замфир К. Удовлетворенность трудом. Мнения социолога. - М., 1983.

4. Мадьянова В. В. // Российский медицинский журнал. - 2003. - № 3. - С. 13-15.

5. Maslow A. H. Motivation and Personality. - N.-Y.: Harper and Row, 1970.

СОЦИАЛЬНАЯ ФРУСТРИРОВАННОСТЬ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЦ, ПЕРЕНЕСШИХ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВУЮ ТРАВМУ

Д. О. Ермолаев, А. Г. Мордовцев

Астраханская государственная медицинская академия

Современные подходы к реабилитации различных контингентов больных предполагают учет их социально-психологических характеристик. В данном контексте с помощью шкалы определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге и методики диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассерма-на (в модификации В. В. Бойко) были обследованы 400 больных (321 мужчина и 79 женщин), перенесших черепно-мозговую травму, и сходные по половому и возрастному составу с респондентами основной группы 240 условно здоровых людей (не имеющие в анамнезе травмы).

Согласно полученным данным, в основной группе четверть (22,2 %) респондентов имела низкую сопротивляемость стрессу (в контрольной группе этот показатель был в 1,7 раз ниже - 13,1 %). Пороговая степень сопротивляемости стрессу в основной группе составила 19,3 % (в контрольной - 17,5 %). Высокая степень сопротивляемости стрессу отмечена у 69,5 % в контрольной группе и у 58,5 % в основной.

Результаты диагностики уровня социальной фрустрированности приведены в таблице.

Уровень фрустрированности респондентов в основной и контрольной группах

№ Удовлетворенность респондентов Баллы в группах

Основная Контроль-ная

1 Своим образованием 3,0 1,1

2 Взаимоотношениями с колле-

гами по работе 0,6 0,8

Окончание табл.

Баллы в группах

№ Удовлетворенность респондентов Основная Контроль-ная

3 Взаимоотношениями с адми-

нистрацией на работе 3,4 1,2

4 Взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной

деятельности 2,5 1,0

5 Содержанием своей работы в

целом 0,8 1,2

6 Условием профессиональной

деятельности (учебы) 0,9 1,4

7 Своим положением в обществе 3,2 1,1

8 Материальным положением 3,4 1,8

9 Жилищно-бытовыми условиями 1,8 1,6

10 Отношением с супругом(ой) 0,6 0,9

11 Отношениями с ребенком

(детьми) 0,4 0,5

12 Отношениями с родителями 0,6 0,6

13 Обстановкой в обществе (гос-

ударстве) 3,0 2,1

14 Отношениями с друзьями,

ближайшими знакомыми 0,9 1,0

15 Сферой услуг и бытового об-

служивания 2,9 1,4

16 Сферой медицинского обслу-

живания 3,0 2,0

17 Проведением досуга 3,2 1,5

18 Возможностью проводить от-

пуск 2,9 1,3

19 Возможностью выбора места

работы 3,5 1,6

20 Своим образом жизни в целом 3,0 1,3

Из приведенных данных видно, что респонденты основной группы, в отличие от лиц контрольной, имеют более низкий уровень социальной удовлетворенности относительно всех рассматриваемых параметров за исключением семейной сферы.

Таким образом, низкая сопротивляемость стрессу и высокая социальная фрустрирован-ность лиц, перенесших черепно-мозговую травму, предполагает комплексный подход к их реабилитации с привлечением в том числе медицинского (клинического) психолога и специалиста социальной работы.

ВЛИЯНИЕ МАТЕРИНСКОИ ДЕПРИВАЦИИ НА РАЗВИТИЕ "Я-КОНЦЕПЦИИ" ПОДРОСТКОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.