Научная статья на тему 'Психопрофилактическая подготовка к родам в оценках женщин, у которых были партнерские роды'

Психопрофилактическая подготовка к родам в оценках женщин, у которых были партнерские роды Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
228
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психопрофилактическая подготовка к родам в оценках женщин, у которых были партнерские роды»

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

4-2007

ция)

емости стрессу)

сти стрессу, ранимость)

менее 9 баллов - не сложившийся симптом

Симптомы эмоционального выгорания

Тестирование показало, что для данной выборки респондентов характерны высокие показатели проявления как реактивной (РТ), так и личностной тревожности (ЛТ): 100 % испытуемых показали средний и высокий уровни проявления РТ и 90 % - средний и высокий уровни проявления ЛТ; 20 % респондентов испытывают средний уровень стрессовой нагрузки, 30 % - высокий уровень стрессовой нагрузки. Более половины (60 %) склонны к риску; у 50 % симптомы эмоционального выгорания находятся в стадии формирования, а у 20 % уже сформированы.

Сводная матрица данных исследования по методикам подверглась корреляционному анализу (определялись коэффициенты ранговой корреляции Спирмена). Анализ попарных корреляций между шкалами методик, входящих в диагностический комплекс, не показал значимых корреляций между уровнем стресса по Холмсу-Раге и данными других использованных методик, что может объясняться самим содержанием списка жизне-значимых событий: он не специфичен и не включает в себя психотравмирующие ситуации, характерные для данного вида профессиональной деятельности, поэтому результаты по этой методике не отражают реальной стрессовой нагрузки респондентов. При этом удалось выделить группы симптомов эмоционального выгорания относительно уровней ЛТ и потребности в ощущениях (склонности к риску). Причина, по которой в качестве базовых элементов, относительно которых сгруппированы остальные, была выбрана ЛТ и склонность к риску, вытекает из самой специфики профессии респондентов, для которой риск и тревога являются непременными атрибутами рабочей обстановки.

Для респондентов с повышенным уровнем ЛТ вне зависимости от того, склонны они к риску или нет, ядерным является такой симптом эмоционального выгорания, как ощущение тревоги и депрессии, но во что эта тревога и депрессия выльются, зависит уже от того, склонен или нет испытуемый к риску. Для тех респондентов, которые склонны к риску и характеризуются высоким уровнем ЛТ, ощущение тревоги и депрессии приводит к неадекватному по содержанию и интенсивности эмоциональному реагированию, которое вызывает чувство неудовлетворенности собой, что в качестве защитной реакции ведет к нарастанию личностной отстраненности, которая в свою очередь усиливает ощущение тревоги и депрессии.

Для тех респондентов, которые характеризуются высоким уровнем ЛТ и не испытывают склонности к риску, ощущение тревоги и депрессии приводит к субъективному ощущению "загнанности в клетку" и развитию психосоматических и психовегетативных дисфункций.

Общей характеристикой для респондентов

10-15 баллов - складывающийся симптом

16 и более баллов - сложившийся симптом

с низким уровнем ЛТ вне зависимости от склонности к риску является эмоциональная отстраненность.

У респондентов с низким уровнем ЛТ и одновременно склонных к риску эмоциональная отстраненность ведет к расширению сферы экономии эмоций и эмоционально-нравственной дезориентации. Респондентов с низким уровнем ЛТ и не склонных к риску эмоциональная отстраненность приводит к редукции профессиональных обязанностей.

Таким образом, установлена связь между уровнем стресса, склонностью к риску и тревожностью у работников внутренних органов, а специфика деятельности (постоянное присутствие риска) и реакция личности на эту специфику (наличие или отсутствие тревожности) определяют особенности и структуру синдрома эмоционального выгорания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Никифоров Г. С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова - СПб.: Изд-во СПГУ, 1991. - 313 с.

2. Пустовалов А. В. Настольная книга военного психолога-практика. - М.: МВУ, 1996. - 450 с.

ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К РОДАМ В ОЦЕНКАХ ЖЕНЩИН, У КОТОРЫХ БЫЛИ ПАРТНЕРСКИЕ РОДЫ

А. В. Деларю

МУЗ "Поликлиника № 3", г. Волгоград

В последние годы в РФ стали практиковаться так называемые партнерские роды, т. е. когда на родах присутствует и/или участвует в них близкий роженице человек, как правило, муж. Однако подобные роды представляют собой достаточно новую социальную практику, которая нуждается в разностороннем исследовании, и, в частности, встает вопрос о том, какой должна быть психопрофилактическая подготовка к таким родам.

В этой связи было проведено интервьюирование 71 женщины, у которых были партнерские роды (целевые гнездовые выборки и метод "снежного кома"). В возрасте до 20 лет было 2 женщины (2,8 %), 20-29 лет - 54 (76,1 %), 30 лет и больше -15 (21,1 %); образование среднее или средне-специальное - у 7 (9,9 %), высшее - у 64 (90,1 %); роды были первыми - у 58 (81,7 %), повторными -у 13 (52,1 %); возраст мужей 20-29 лет был у 53 человек (74,6 %), 30 лет и старше - у 18 (25,4); давность родов (длительность катамнеза) до 1 года - у 37 (52,1 %), 1-5 лет - у 26 (36,6 %) и более 5 лет - у 8 женщин (11,3 %).

Не проводилась психопрофилактическая под-

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

| 4-2007

готовка к родам в единичных случаях (3 женщины; 4,2 %). В половине случаев (56,4 %) беременная женщина проходила психопрофилактическую подготовку в одиночку и менее чем в половине случаев (39,4 %) будущие участники партнерских родов (муж и жена) проходили ее совместно. Треть опрошенных женщин (32,4 %) считала, что при партнерских родах психопрофилактическая подготовка обязательна, еще 56,3 % - что такая подготовка желательна, и не было встречено мнений о ее нецелесообразности, однако почти каждая десятая женщина (11,3 %) затруднилась ответить на этот вопрос.

Схожим образом распределились ответы и на вопрос о том, должен ли муж проходить психопрофилактическую подготовку к родам: 35,2 % считали, что он обязательно должен ее пройти; 53,5 % - что ее прохождение желательно, и 11,3 % затруднились ответить (также не было встречено мнений о том, что "мужу психопрофилактическая подготовка не нужна"). В данном контексте представляется, что при партнерских родах психопрофилактическую подготовку должны проходить, как правило, оба супруга (что и было высказано опрошенными акушерами-гинекологами) [1]. В то же время среди женщин, у которых были партнерские роды, только треть (32,4-35,2 %) считала психопрофилактическую подготовку обязательной, в том числе и для мужа, а более половины (53,5-56,3 %) - желательной (т. е. не обязательной). Очевидно, что подобные (в целом, не очень высокие) оценки женщин-участниц партнерских родов в значительной мере определились достаточно формальным характером проводимой в настоящее время психопрофилактической подготовки к родам, состоящей из 5-7 занятий преимущественно общего плана (рекомендации относительно поведения во время беременности и родов, правил ухода за новорожденным ребенком), которые были явно не достаточными для подготовки семейных пар к партнерским родам.

Поэтому представляется целесообразным организация специальных занятий по психопрофилактической подготовке семейных пар к партнерским родам с включением, в том числе и видеоматериалов о протекании родов и акцентом на поведении мужа во время родов (в частности, что ему целесообразно делать, а что нет). Поскольку относительно небольшой контингент семейных пар (не более 10-15 %) настроен исключительно на партнерские роды, то подобная подготовка в крупном промышленном городе может быть реализована в одном, максимум -двух родильных домах (понятно, что организация подобных качественных психопрофилактических курсов во всех 5-7 родильных домах мало реальна). В этом одном родильном доме возможно оборудовать одну специальную родильную комнату, подобно домашней, которая имитировала бы домашний покой для роженицы (нереальность создания таких комнат во всех

родильных домах также понятна).

ЛИТЕРАТУРА

1. Ткаченко Л. В., Деларю А. В. // Журнал Российского общества акушеров-гинекологов. - 2006. -№ 4. - С. 29-31.

ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ ВРАЧЕЙ-НЕОНАТОЛОГОВ

Н. В. Деларю

МУЗ "Клинический родильный дом № 2", г. Волгоград

Качественное выполнение профессиональной деятельности в значительной мере определяется мотивацией [1, 3-5]. При этом мотивы человеческой деятельности можно разделить на внутренние и внешние. Первые порождаются ее общественной полезностью, удовлетворением, которое приносит работа благодаря творчеству, участию в организации и управлении, общению с людьми. Вторые - внешние мотивы - представляют собой побуждения, которые находятся за пределами труда как такового: заработная плата, боязнь осуждения, стремление к престижу и т. д. [3].

В ноябре 2005 - январе 2006 гг. в родильных домах гг. Волгограда и Волжского с помощью методики К. Замфир [Там же] было обследовано 46 врачей-неонатологов (гнездовые сплошные выборки). У 9 человек (19,6 %) стаж работы по данной специальности был до 5 лет, остальные 37 человек (80,4 %) проработали 5 лет и больше.

Показатель внутренней мотивации у опрошенных врачей был достаточно высоким (4,05±0,14 баллов по пятибалльной системе) и практически одинаковым в обеих стажевых группах (4,17±0,32 балла у проработавших менее 5 лет и 4,02±0,18 баллов у проработавших 5 и более лет). Поскольку продуктивность творческой работы, в том числе и врачебной деятельности указанных специалистов, определяется в основном внутренней мотивацией, то представляется правомерным говорить об имеющихся личностных диспозициях к успешной реализации ими своих профессиональных обязанностей.

Однако при этом можно отметить определенные различия в значимости составляющих внутренней мотивации: понимание общественной полезности работы было достоверно выше удовлетворенности от ее выполнения (среднегрупповые показатели составили 4,48±0,13 и 3,62±0,15 баллов соответственно; р<0,001). Данная закономерность (более высокий показатель понимания общественной полезности работы по сравнению с удовлетворенностью от ее выполнения) наблюдалась в обеих стажевых группах: соответствующие показатели у проработавших менее 5 лет врачей-неонатологов были 4,67±0,27 и 3,66±0,37 баллов (р<0,05), у проработавших 5 и более лет - 4,44±0,15 и 3,60±0,21 балл (с<0,01).

Ранее были выявлены значимые для врачей-неонатологов проблемы: частая невозможность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.